Вкусив вина, Валтасар приказал принести золотые и серебряные сосуды, которые Навуходоносор, отец его, вынес из храма Иерусалимского, чтобы пить из них царю, вельможам его, женам его и наложницам его. Тогда принесли золотые сосуды, которые взяты были из святилища дома Божия в Иерусалиме; и пили из них царь и вельможи его, жены его и наложницы его. Пили вино, и славили богов золотых и серебряных, медных, железных, деревянных и каменных» ( Дан. 5:1–4 ). Итак, к власти после смерти Навуходоносора и после смерти двух его приемников приходит царь Набонид, который повредился умом. И вместо него стал править его соправитель царь Валтасар, который был потомком царя Навуходоносора. Он был, по одним сведениям, младшим сыном Навуходоносора, усыновленного Набонидом, а по другим сведениям, был сыном дочери Навуходоносора, поэтому он приходился внуком царю Навуходоносору. К тому времени он и стал реальным правителем Вавилонского царства. Он был еще молодой человек и решил закатить пир во время осады города, который был уже осажден мидянами и персами, но Валтасар считал (как впрочем, и сам Кир), что город взять практически невозможно. Историк Геродот в своем труде упоминает, как и пророк Даниил, что вавилоняне праздновали большой праздник в тот день, когда город был взят персами. Валтасар полагался на мощность стен, он решил пировать, хотел показать, что он на самом деле самый сильный и самый могущественный владыка во вселенной и ему никто не страшен, он решил храбро пить вино перед лицом своих вельмож. Вино потом привело к выявлению того, что скрывалось в его сердце. Валтасар был очень гордым человеком. Напившись вина, он стал действительно показывать свою гордыню и высокомерие. Он сказал: «Никто мне не страшен, ничего мне не страшно, и я даже не боюсь Бога. Я не боюсь Бога – господина Неба, которому был построен Храм в Иерусалиме. Бог еврейский мне не страшен». И для того, чтобы поглумиться над Богом евреев, он приказал для вина принести сосуды, которые были взяты во время штурма Иерусалима его отцом или дедом – Навуходоносором.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Ныне Я отдаю все земли сии в руку Навуходоносора, царя Вавилонского, раба Моего... И если какой народ и царство не захочет служить ему, Навуходоносору, царю Вавилонскому, и не подклонит выи (т.е. шеи) своей под ярмо царя Вавилонского, – этот народ Я накажу мечом, голодом и моровою язвою, говорит Господь, доколе не истреблю их рукою его... Народ же, который подклонит выю свою под ярмо царя Вавилонского и станет служить ему, Я оставлю на земле своей, говорит Господь, и он будет возделывать её и жить на ней» (27:4,6,8:11). Кроме того, Иеремия получил от Господа повеление. В доказательство Его слов он должен был сделать себе узы и ярмо, и возложить их себе на шею (27:2). Пророк так и сделал. В таком виде явился он в Иерусалимский храм. Происходило это в 4-й год царствования Седекии (ср. 27:1 и 28:1). И здесь произошло столкновение пророков, представлявших две враждебные партии. Против Иеремии выступил Анания, пророк из Гаваона. Сорвав с шеи Иеремии деревянное ярмо, он изломал его и в свою очередь объявил от имени Бога: «Так говорит Господь: так сокрушу ярмо Навуходоносора, царя Вавилонского, через два года, сняв его с выи всех народов» ( Иер.28:11 ). Это действие Анании явилось косвенным призывом к восстанию против Навуходоносора, который узнал о заговоре и велел Седекии явиться в Вавилон. Почему этот заговор не имел успеха, сказать трудно. Известно лишь, что иудейский царь должен был держать ответ за свои действия перед Навуходоносором. Чтобы смягчить гнев честолюбивого правителя, Седекия отправил к нему посольство с подарками. Воспользовавшись случаем, Иеремия передал для иудейских изгнанников письмо (29:1), в котором убеждал их не отчаиваться, а прочно обосновываться на новых местах: жениться и выходить замуж, создавать семьи и строить дома, разводить сады и заниматься торговлей. Этим самым пророк хотел сказать, что нет никакой надежды на скорое возвращение, что плен будет долгим, как человеческая жизнь, что их будущее лежит не в Иерусалиме, а в Вавилоне, который для них должен стать вторым отечеством, о благополучии которого они должны молить Бога (29:4–7).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/po-s...

Ответственное дело реставрации было поручено царскому секретарю Шафану, который должен был следить за ходом работ и время от времени доносить о них Иосии. Ремонт требовал больших средств: во многих местах нужно было заменить плиты облицовки, обновить деревянные стропила и обшивку. Для оплаты рабочих была вскрыта храмовая казна, состоявшая из народных пожертвований. Однажды, когда Шафан пришел в храм, чтобы проверить, как продвигается работа, священник Хилкия сказал ему: «Я нашел в Доме Божием книгу Торы» и подал Шафану свернутую рукопись. Секретарь ознакомился с содержанием свитка и сразу же понял, что это необычайно ценная находка. Перед ними были заповеди, данные народу через Моисея. Книга могла оказать большую помощь инициаторам реформы. Явившись на доклад к царю, Шафан сообщил ему, что средства храмовой казны израсходованы, а в конце добавил: «Хилкия, священник, дал мне книгу». Иосия заинтересовался манускриптом, и Шафан прочел ему несколько мест из Торы. «Полностью уничтожьте, — услышал царь, — все места, где народы, которых вы изгоните, служили своим богам на высоких горах, и на холмах, и под всяким тенистым деревом. Разрушьте их жертвенники, разбейте их каменные столбы, срубите священные деревья и сожгите статуи богов, чтобы вам уничтожить имя их в тех местах. Вы не должны делать подобного для Ягве, Бога вашего, а только в то место, которое Ягве, Бог ваш, изберет из всех колен ваших, чтобы там пребывало Имя Его, — туда приносите всесожжения ваши, и жертвенные трапезы ваши, и дары, и приношения, и обеты ваши» (Втор 12, 2-6). Для Иосии не было сомнения, что речь здесь идет об Иерусалиме. А ведь Израиль уже не один век сооружал алтари Ягве повсюду в городах и селениях!.. «Если не послушаешь голоса Ягве, Бога твоего, — читал далее Шафан, — придут на тебя проклятия, и поразит тебя Ягве, отведет тебя и царя твоего к племени, которого вы не знали, и будешь притчею и посмешищем среди народов» (Втор 28, 15). Теперь для Иосии стало ясно, почему Бог столь долго отвращал лицо от людей Своих: нужно было не только уничтожить идольские алтари (а ведь их еще много и в самом Иерусалиме!), но и все святилища Ягве, кроме Сионского храма. Значит, правы были пророки, когда проклинали тельцов Дана и Бетэля и поносили полуязыческие обряды в честь Ягве на холмах! Как избежать теперь небесного гнева?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

В эту сокровищницу, в этот нерукотворный храм, воздвигаемый человечеством Христу Спасителю, вносится все хорошее, что человек может изнести из глубины своего духа, все святейшее, чистейшее, во что он верует, чем живет, что составляет святая святых его души... Различно участие в великой работе. Одни созидают непосредственно; другие причастны ей, только как члены того общества, рост и развитие которого обусловливает явление великих, выдающихся работников, в работе своей выражающих содержание духовной жизни целых эпох в высших и совершеннейших ее областях. Различной ценности и те камни, какие сносятся на строение великого здания, и нет сомнения, что и к этому зданию приложимы слова Апостола: в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные, и глиняные ( 2Тим. 2:20 ); нет сомнения, что иные из числа приносимых на его сооружение жертв бесполезны, а другие и совсем не отвечают достоинству Того, в Чье имя они приносятся. Может ли, однако, это служить основанием к прекращению работы величайшей важности и значения?.. Неудача некоторых должна ли служить к осуждению труда всех?.. Abusus non tollit usum, – говорит древнее изречение. В чем же великое значение научно-художественного воспроизведения Лица Спасителя?.. Какой смысл общечеловеческого труда воссозидания образа Его?.. И какое отношение имеет он к тому изображению Христа в сердце отдельных верующих («доколь не изобразится в вас Христос»...), которое единственно необходимо для спасения их, которое навсегда привязывает человека ко Христу силою возбуждаемой им любви к Нему?.. Мы подошли к главному вопросу своего исследования. Первый ответ на него мы укажем в том принципе единения, осуществляемого чрез любовь, который прилагается христианством и к делу познания Сына Божия. Скажем подробнее о применении, которое получает здесь этот великий принцип. Апостол говорит об учреждении в Церкви иерархии, что она предназначена – «к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия» ( Еф. 4:12–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sil...

Очень много золота! . Рассказывающая об этом новом грандиозном проекте Соломона, Третья книга Царств не называет точного места, где он был построен, однако из других книг Библии становится понятно, что дворцовый комплекс Соломона был возведен на территории, простиравшейся между Городом Давида, то есть самой древней территорией Иерусалима, и Храмовой горой. В книгах пророков и поздних исторических хрониках эта местность называется Срединным городом, так как она находилась выше «нижнего города», каковым являлся Город Давида, но ниже Иерусалимского храма. Другое название этого места — Мило. Оно происходит от глагола «лемалот» («наполнить»), поскольку, прежде чем начать строительство, Соломону пришлось наполнить эту местность камнями, чтобы выровнять строительную площадку. Возведение дворцового комплекса длилось 13 лет. Столь долгая продолжительность стройки, по Флавию, объяснялась тем, что, несмотря на всю любовь Соломона пускать пыль в глаза, собственный дворец значил для него все же куда меньше, чем Храм. И кроме того, если для Храма значительная часть стройматериалов была заготовлена еще Давидом, то для дворца все пришлось добывать уже самому Соломону (использовать оставшиеся после строительства Храма материалы он не захотел как по религиозным, так и по моральным соображениям). В Библии дворец Соломона называют «домом леса Ливанского», из чего порой делается совершенно неверный вывод, что это здание было деревянным, сделанным из ливанского кедра. На деле свое название дворец получил оттого, что его внутренние помещения покоились на расположенных в три ряда сорока пяти колоннах (по 15 в каждом ряду) из ливанского кедра, вызывавших ассоциацию с лесом. Вот как описывает дворец царя Соломона все та же Третья книга Царств: «А свой дом Соломон строил тринадцать лет и окончил весь дом свой. И построил он дом из дерева Ливанского длиною в сто локтей, шириною в пятьдесят локтей и вышиною в тридцать локтей, на четырех рядах кедровых столбов; кедровые бревна положены были на столбах.

http://azbyka.ru/fiction/tsar-solomon/3/

Решающее подтверждение дал радиоуглеродный анализ погибших в огне страшного пожара деревянных конструкций. Оказалось, что балки перекрытий были срублены в промежуток между 1000 и 940 годами до н.э. В этом слое археологи открыли ряд монументальных каменных построек царя Соломона. Но, увы, к нему не имели отношения ни конюшни, ни дворцы из тесаного камня. В 925 году до н.э. Мегиддо был взят фараоном Шешонком. Это отражено в найденной здесь знаменитой " стеле Шешонка " и надписях египетского храма в Карнаке. Следующий этап жизни города связан с Северным, Израильским Царством. Его правители династии Омрии перестроили крепость по хорошо продуманному плану. Дворцы, водяные системы и укрепления израильского Мегиддо считаются одними из лучших архитектурных сооружений этого времени на территории Леванта. Наиболее впечатляют сохранившиеся до наших дней остатки водяной системы. Шахта, пробитая в скале на глубину 36 метров, соединялась с 65-метровым туннелем, который вел к источнику вне городских стен. В середине VIII века до н.э. ассирийский царь Тиглатпаласар III захватил окружающие территории и сделал весь регион провинцией, центром которой вновь стал Мегиддо. После падения Великой Ассирийской военной державы царь Иудеи Иосия, известный как религиозный реформатор, повел свои войска к Мегиддо, чтобы остановить армию египетского фараона Нехо, рвавшегося на помощь ассирийцам. (4 Книга Царств 23:29). Стратегическая важность Мегиддо и история этого места как вечного поля битв между различными народами нашли отражение в библейском названии " Армагеддон " , что переводится как " Холм Мегиддо " . По Апокалипсису, именно здесь, после конца мира, произойдет решающее сражение сил Бога и дьявола. Часть 3. Археология Иерусалима " И Манассия не выгнал жителей Бетшеана и зависящих от него городов, Фаанаха и зависящих от него городов, жителей Дора и зависящих от него городов, жителей Ивлеама и зависящих от него городов, жителей Мегиддо и зависящих от него городов, и остались Хананеи жить в землей сей " (Книга Судей Израилевых 1:27); " Пришли цари, сразились, тогда сразились цари ханаанские в Фанаахе у вод Мегиддонских, но не получили нимало серебра " (Книга Судей Израилевых 5:19); " Вот распоряжение о подати, которую наложил царь Соломон, чтобы построить храм Господени и дом свой, и Милло, и стену Иерусалимскую, Гацор, и Мегиддо, и Газер… И построил Соломон Газер и нижний Бефорон, И Валаф, и Фадмор в пустыне.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2200...

84. Как наказаны Богом Гоморра и Содом, так и Вавилон будет грудой развалин без жителей – надеялись на Вила и Мардуха, на идолов, а Бога не взыскали. 85. А Иеремия плакал о плененном народе своем: Отцы наши грешили; их уже нет, а мы несем наказание за беззакония их ( Плач. 5, 7 ). 86. Прекратилась радость сердца нашего; хороводы наши обратились в сетование ( Плач. 5, 15 ). 87. Упал венец с головы нашей; горе нам, что мы согрешили! ( Плач. 5, 16 ). 88. Вознесем сердце наше и руки к Богу, Сущему на небесах ( Плач. 3, 41 ). 89. Пророк Иеремия был избранным сосудом, как и апостол Павел, и более сорока лет пророчествовал. Он скрыл на горе Нево, где погребен Моисей, ковчег Завета и плакал о разрушенном Иерусалиме. 90. Пророк Иеремия – один из четырех великих пророков, жил за 600 лет до Рождества Христова. В 629 г. был призван на пророческое служение. Он со слезами обличал иудеев. Изображая предстоящее иудеям рабство царю Вавилонскому, пророк носил на шее ярмо деревянное, а потом и железное. Гневаясь на грозные предсказания Иеремии, иудейские старейшины посадили его в ров со зловонной тиной, где он едва не умер. Но он не переставал пророчествовать, за что был посажен в темницу. При царе Седекии пророчество Иеремии сбылось. В 588 году царь Навуходоносор пришел с войсками, иудеев избил, город разрушил и остаток народа увел в плен. Пророку разрешено было жить, где пожелает. Иеремия жил на развалинах Иерусалима и оплакивал бедствия своего отечества. Он взял ковчег Завета со скрижалями и скрыл его в пещере горы Нево так, что иудеи не могли его найти. Иудеи насильно увели пророка в Египет, в город Тафнис. Молитвой своей он избавил те места от крокодилов и гадов. За предсказание (которое исполнилось в том же году), что царь Вавилонский опустошит землю Египетскую и погубит поселившихся в ней иудеев, пророк был убит своими же единоплеменниками камнями. Мощи пророка Божия были перенесены Александром Македонским в Александрию. 91. В 588 году Иерусалим был разрушен. Иудеи впали в идолопоклонство. Наступил религиозно-нравственный упадок, а пророк обличал иудеев как вестник суда Божия, призывая к покаянию и истине, ибо казни будут за отступление от Бога и нарушение заповедей Его, но все пребывали в нечестии и были глухи. А пророк предсказывал, что через семьдесят лет плена Господь вернет народ в Иерусалим (25, 11) и будет новый храм (30, 18), и придет Мессия (33, 14–15), и завет новый будет (31, 31–34). Но царь Седекия, младший сын Иосии, не слушался пророка. Нашествие на Иудею было гневом Божиим, и военный союз с Египтом не помог. Седекия был ослеплен и в цепях уведен в Вавилон.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

  5-7. Увидели острова и ужаснулись, концы земли затрепетали. Они сблизились и сошлись; каждый помогает своему товарищу и говорит своему брату: " крепись! " В раньше сказанных словах открывается возвращение из плена, а потом дается осмеяние идолов. Хотя они (языцы) собирают свои силы и доставляют помощь во время войн, однако надежда их тщетна, так как их идолы суть деревянные, а потому они не найдут у них никакой помощи.   8-9. А ты, Израиль, раб Мой, Иаков, которого Я избрал . Здесь дается им некоторое утешение, – именно, что они не таковы, как те, которые возлагают свою надежду на идолов, потому что надеждой их служит Бог, а не идолы. Именами пред­ков – Израиля и Иакова – Бог утешает их. Смотри на сильную помощь! Семя Авраама, друга Моего, – ты, которого Я взял от концов земли и призвал от краев ее, и сказал тебе: " ты Мой раб, Я избрал тебя и не отвергну тебя " : Бог говорит таким образом для того, чтобы они не являли себя надменными относительно Его. Я, говорит, Авраама воз­любил. Но какая им от этого польза? Чтобы они ревновали и подражали его добродетели. Знаком любви служит и то, что говорит Он далее: которого Я взял от концов земли и призвал от краев ее ,– т.е., из среды князей. Пусть не говорят: в то время, когда мы находились в своей стране и существовал храм, в котором совершалось истин­ное богопочитание, тогда Бог предал нас неприятелям, а те­перь призывает нас из чужой страны. Это ли, говорит, мы узнаем? Конечно, – Он сказал, и это будет. Ничто подобное никогда не совершалось во время ваших предков. Я помог ему (Иакову) в то время, когда он находился в стране пер­сов, где, хотя он не был пленником, однако подвергался весьма тяжким притеснениям. Зная будущее, как настоящее, Я сказал ему: ты Мой раб . Ничто не сравнится с такою знат­ностью! Ты Мой раб , говорить, Я избрал тебя . Не ради серебра избрал Я тебя, говорит, как это бывает у вас. Что изби­рается, то бывает более превосходным: избирающий имеет большую заботу об избираемом. Прочие народы, говорит, Я презрел, и тебя одного избрал.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

И совершилось это так. Основа деревянного храма бревенчатая кубическая изба кроется на четыре ската; для удобства – удлиняется; длинные стороны соединяются поперечной стеной с пролетом; одна часть, настоящая, возвышается; на ней, для удобства покрытия, ставится восьмигранный сруб; его кровля – осьмисторонний пирамидальный шатер увенчивается главой и крестом. Вот обыкновенный тип деревянного храма. Простой храм и украшается просто: крыльца – со столбами в виде кувшинчиков, карнизы – с кокошниками в виде полубочек, главы в виде репы, луковицы, маковицы, груши, яблока и т. п. Тем не менее фасад деревянного храма, не унижая его достоинства и значения и не изменяя его характера, разнообразился так и получал такие изящные формы, какими не обладало и каменное византийское зодчество. А потому в XVI-м, в особенности в XVIII-м столетиях, и мастера «каменного дела» начали подражать образцам деревянного зодчества, внося в каменные храмы орнаментацию деревянных. Вот именно воспроизведение и соединение разных образцов деревянного зодчества в одной сложной, но стройной форме и представляет собою храм Василия Блаженного, с его разнообразными шатрами, карнизами, наличниками, портиками. Так идея христианского храма впервые породила чисто-русское зодчество. И если зодчий – язычник напрягал все силы ума только для ограждения и защиты своего тела от вредного влияния стихий и от животных; то зодчий-христианин употреблял все средства, чтобы соорудить подобие видимого неба, храм Божий, для утверждения той мысли, что близь человека преимущественно обитает невидимо Сам Бог , – вот Его видимый храм. Мысль – освящающая душу при всяком взгляде на святой храм и охраняющая сердце чувством страха Божия от дурных влечений. Усилие народного гения в творчестве, небывалое и невозможное вне христианства, в зодчеств нашло себе только первое приложение. Но, ни каменное, ни деревянное зодчество, само по себе, не в состоянии исчерпать всей глубочайшей идеи христианского храма, который должен быть «подобием неба».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

В.И. Ресин: Семь раз. Митрополит Иларион: Семь раз, и каждый раз мы видим, что люди туда не помещаются. Значит, мы не успеваем построить храм, как уже требуется построить еще один. В.И. Ресин: Первое, что мы решили — не строить храмы меньше чем на 500 человек, потому что по затратам разница выходит небольшая, а нам надо избежать того, о чем Вы только что сказали. Во-вторых, перед тем как построить храм, мы обязательно — и из-за финансов, и по другим причинам — сначала строим часовню или небольшой деревянный храм, и настоятель на базе уже этого храма, этой часовни создает приход. На сегодняшний день — с большим удовольствием хотел бы это отметить — создано 140 новых приходов. Построенных храмов пока только 35-40. И примеры, которые уже есть, показывают, какие храмы построены за это время. Возьмите храм в Ясенево — такого храма не было в Москве за все 870-летие ее существования. Он сделан в мозаике. Объем этой византийской мозаики меньше только объема Храма-на-Крови в Питере, больше такого храма в России нет. Я могу привести и другие примеры. И самое главное, мы начали воссоздавать храмы в университетах, в институтах — то, что наши деды и отцы похоронили полностью, они их просто уничтожили. За это время Святейший Патриарх уже освятил храм для МГИМО, начались работы по воссозданию храма в Плехановском университете — там был храм, который в советское время превратили в лабораторию. И сейчас настало время, когда его отдадут студентам уже не как лабораторию, которых хватает, а как храм, который они с нетерпением ждут. Митрополит Иларион: Иной раз наши телезрители задаются вопросом: разве имеющихся храмов недостаточно? Почему все время нужно строить новые? Люди привыкли думать о храмах, как о местах, где совершается богослужение. И это первое и основное назначение храма — сюда приходят на воскресное богослужение, по праздникам, кто-то приходит в будни, чтобы помолиться. Но, кроме того, храм — место, где совершаются многие события семейной жизни. Родился ребенок. Куда его понесут крестить? В храм. Вступают в брак мужчина и женщина. Куда они пойдут венчаться? В храм. Умирает близкий человек. Куда его понесут отпевать? Опять же, в храм.

http://pravoslavie.ru/92891.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010