Чем великим могут похвастаться люди в больших городах, вне великого Бога? И какими стяжаниями способны покичиться богачи мира сего, чуждые Царству Божию как на небесах, так и в своем сердце? Хорошо, если сумеют они произнести: «Велики мы Богом и богаты Богом». Ведь все земное величие без Бога отвратительно Богу, и все земное богатство без Небесного Отца служит в погибель своим обладателям. Между тем знаем мы, что мы сыны Божии и что Отец наш Небесный не сводит с нас Своих очей ни днем, ни ночью. Послал Он нас в этот мир, как на воинскую службу, и ждет нас в Своих светлых обителях в Небесном Царстве. Знаете вы, что и сыновья самых богатых родителей терпят в армии всяческие лишения, отдавая службе немало сил и подвергаясь разного рода скорбям и тяготам. Но утешают их и подбадривают воспоминания о богатом доме их родителей, так что считают они дни до срока своего увольнения из армии, когда вернутся они к родному очагу. Мал этот наш храм, братья мои. И многие из вас жалуются на тесноту в нем и просят, чтобы построили мы в нашем селе большую церковь . Но разве тело человеческое не гораздо меньше этого храма? А ведь Господь наш благовествует: Царствие Божие внутрь вас есть ( Лк.17:21 ). А Господень апостол поясняет это коринфянам, глаголя: Разве не знаете, что вы храм Божий и Дух Божий живет в вас? ( 1Кор.3:16 ). А где Дух Божий, там и Божие Царство. Немного далее снова дает он истолкование, говоря: Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою ( 1Кор.6:19–20 ). Куплены мы, братья, муками Христовыми и Его крестом и смертью. Праведник пострадал за нас, грешников, чтобы растрогать нас и разжалостить Своей любовью, дабы пробудить и образумить нас Своей жертвой любви, а равно и дабы очистить нас, и усыновить Своему Отцу, и ввести в Царство вечной жизни – а не в языческую нирвану и не в аид, не в шеол и не в тартар, но в Царство бессмертной жизни, вечного света и радости. Но если в теле нашем или в сердце не тесно для Бога Всемогущего, как может быть тесен для Него этот наш деревянный храм? А если Всевышнему не тесно в этой церкви, то почему бы нам чувствовать здесь тесноту? Хорошо сказал царь Соломон, воздвигнув величественный храм Богу живому в Иерусалиме: Вот, небо и небеса небес не вмещают Тебя, – тем менее храм сей, который построил я ( 2Пар.6:18 ). Как просторный храм не способен заставить Бога обитать в нем, так и вифлеемская пещера, и сердце человеческое, и сия деревянная сельская церковь не сильны помешать Ему вселиться в них по Своему изволению.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Покровский храм в Бутырской тюрьме примет участие в выставке «Церковный звон колоколов» 31 октября 2006 г. 17:27 Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Бутырской тюрьме (СИЗО г. Москвы) примет участие в XIII православной выставке-ярмарке «Церковный звон колоколов», которая пройдет с 4 по 10 ноября 2006 года в павильоне Всероссийского Выставочного Центра. Колокола Покровского храма, подвешенные на деревянной звоннице, которую пожертвовал ему храм Живоначальной Троицы в Никитниках, слышат все заключенные Бутырки. В экспозиции на стенде 173 на ВВЦ будут представлены более 30 икон Покровского храма, в том числе иконы Спасителя, иконы  свт. Луки (Войно-Ясенецкого) Крымского и других Новомучеников и Исповедников Российских, пребывавших в заточении в Бутырке в 1918-1953 годах (а также книги о них), список иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», специально написанной для Покровского храма в Серпуховском Высоцком монастыре его главным иконописцем Владимиром Артемьевым. Кроме того, здесь можно увидеть и работы заключенных. Будут приниматься доброхотные пожертвования и записки на еженедельное совершение перед образом Божией Матери «Неупиваемая Чаша» моления о страждущих. Собранные на выставке пожертвования будут употреблены на приобретения одежды, обуви, лекарств для заключенных и на нужды тюремного храма. Жертвуя на нужды заключенных, вы получаете возможность приобщиться к тем, кто украшает свою душу делами милосердия, помогает чающим сострадания и утешения, и тем самым испрашивает милосердие Божие на последнем и Страшном Суде Христовом и удостаивается посетить Самого Христа, ибо по словам Спасителя: «Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне... Так как вы делали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25, 35-36, 40). Храм во имя Покрова Божией Матери — старейший среди тюремных церквей столицы — был построен в 1782 году по проекту архитектора М.Ф. Казакова. Среди знаменитых узников Бутырки – Нестеров, Вавилов, Туполев, Королев, Солженицын…

http://patriarchia.ru/db/text/155788.htm...

Всякий раз, когда мы обращаем взор в прошлое, мы непременно должны чему-то учиться. Вот и сравнительно недавняя история нашей страны учит нас тому, что вера, преданность Церкви сильнее всего. Это огромная сила, с которой неспособен справиться ни один враг. Потому что с нами Бог, а с враждебной силой Бога нет. И каждый из нас должен жить с таким чувством и помнить, что с нами Господь и никто не может отлучить нас от любви Божией, кроме нас самих. Если же мы от Бога отказываемся, если перестаем ходить в храм, если не думаем о церковном воспитании своих детей, как иногда говорят, мол, вырастут и пусть сами решают, — тогда это великий грех и неправда. Детей нужно воспитывать в вере с самого раннего возраста и самим укрепляться: посещать храмы Божии, читать Священное Писание, иметь веру разумную — не только обряды совершать, но и умом и сердцем воспринимать слово Божие. Вот я и желаю всем вам именно так сохранять православную веру, а вместе с ней — наши замечательные обычаи, национальные традиции, потому что наша культура проникнута Православием и является частью нашего общего духовного наследия. Пусть Господь хранит сие святое место и каждого из вас, укрепляет ваши душевные и телесные силы, а детей укрепляет особо на пути их духовной жизни, потому что они будут жить тогда, когда никого из нас на свете уже не будет. И важно, чтобы и они так же собирались в святых православных храмах, причащались Святых Христовых Таин, молились Господу и воспитывали в православном духе своих детей. Такова наша с вами задача. Еще раз всех вас сердечно приветствую в этот прекрасный солнечный день и призываю благословение Божие на всех вас. Храни вас Господь!» В дар храму Патриарх передал Теребинскую икону Божией Матери и пасхальное яйцо. Верующим были розданы иконки Спасителя с Патриаршим благословением. В 1988 году в Болгар из села Порфирьевка Спасского района был перенесен деревянный храм Живоначальной Троицы. Село умирало, и деревянная церковь, построенная по проекту казанского архитектора Малиновского, находилась в запустении. После перемещения многоглавый храм освятили в честь мученика Авраамия, Болгарского чудотворца.

http://patriarchia.ru/db/text/6029129.ht...

Никодим, будучи сам фарисеем, попытался защитить Христа, но его грубо прервали: «Уж сам ты не из Галилеи ли? Рассмотри и увидишь, что из Галилеи пророк не приходит». Но наступил вечер, храм должен был запираться и тогда «разошлись все по домам». Иисус же пошел на гору Елеонскую. 28. Предсказание о гибели Иерусалима и конце мира ( Мф. 24:1–44 ; Мк. 13:1–37 ; Лк. 21:5–38 ) Гора Елеонская расположена по ту сторону потока Кедрона, на юго-восток от храма. Христос любил ходить туда с учениками Своими и часто проводил там ночи. С горы открывался обширный вид на Иерусалим и его окрестности. Вечером отсюда можно было любоваться великолепной картиной огромного и сложного по своей архитектуре, как бы пылающего в лучах заходящего солнца, храма. И когда Господь, окончив проповедь, шел на Елеон, один из учеников Его невольно обратил внимание Христа на величие, красоту и крепость храма. «Учитель, – сказал он, – посмотри какие камни и здания». Действительно, Иерусалимский храм, заново построенный после многочисленных разрушений, был одним из великолепнейших зданий всего Востока. Уступая древнему деревянному храму Соломона по обилию золотых украшений, он превосходил его по размерам, крепости каменной стройки и красоте драгоценных камней. Над сооружением этого храма трудилась вся нация в течение сорока шести лет. Не только евреи, но и иностранцы со всех концов света стекались в Иерусалим посмотреть это чудо красоты и славы. И вот Христос сказал ученику: «Видишь ли сии великие здания? Все это будет разрушено так, что не останется здесь камня на камне» ( Мк. 13:1–3 ). Пораженный этим пророчеством ученик замолчал. По дороге проходили люди – храмовая стража и воины, они могли услышать эти опасные слова. Реконструкция Иерусалимского храма (по Шустеру). В центре собственно храм – с Жертвенником, Святилищем и Святым Святых. Галереи, окружающие храм, носили название притворов. Притвор Соломонов, где чаще всего бывал Христос – на первом плане – вдоль городской стены. За святилищем видны башни римской крепости – «Антонии».

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Устройство этих столбов не имело для себя основания в законе Моисеевом о построении Скинии, при которой их и не было, но имело основание в истории Израиля. Напоминая народу о том, как некогда два чудесных столба, облачный и огненный, вели его праотцев по пустыне и привели к Обетованной земле, где народ окончательно утвердился, особенно се построением храма на Сионе, столбы Иахин и Воаз, в то же время, служили выражением – знамением и той мысли, что Господь есть утверждение и крепость своего народа, как Его постоянно исповедовал отец Соломона, Давид, давний ему и завещание построить храм. А неприятели – Халдеи, разрушая храм Соломонов, «изломали» эти столбы – «знамения», изящную резьбу и всякие изваяния, какими они были украшены, медь их взяли в Вавилоне ( Иер.52:17 ), а на их месте, на развалинах храма, поставили своя знамения, т. е. воинские знамена, – в знак того, что силою их богов сокрушены могущество и крепость Иеговы, Бога Израилева. Враги – победители этим-то собственно и похвалялись (ст. 4); а для псалмопевца это было особенно глубоким огорчением, ибо поношение врагов над святым местом оскорбляло его ревность о славе Божией (ст. 10, 2223, ср. Ис.36:18–20;37:15–20 ; Дан.9:26–27 ; Мф.24:15 ). 56.–6. Яко в дубраве древяне секирами разсекоша двери его вкупе, сечивом и оскордом разрушима и. В самом разрушении храма неприятели проявили особенную ярость злости, потому что разрушали все беспощадно, грубо – варварски. – Яко в дубраве древяне секирами разсекоша двери его вкупе, – они рубили двери его – прежде всего притвора храма, а потом и другие, все вместе, – так, как рубят дрова в дубраве древяне или в дубовом лесу, именно секирами – топорами рассекали в куски; сечивом и оскордом разрушиша и, – рубали сечивом или секирой – топором, который имел закругленное лезвие, употреблялся и как боевое орудия; и разрушали оскордом или длинным и узким топором, каким вырубают камни или обтесывают, или разбивают их каменщики. Двери храма были частью деревянные, частью металлические. «Для входа в давир (Святое Святых) Хирам сделал двери из масличного дерева, с пятиугольными косяками. На двух половинках дверей из масличного дерева он сделал резных Херувимов, пальмы, и распускающиеся цветы, и обложил золотом; покрыл золотом и Херувимов и пальмы. И у входа в храм сделал косяки из масличного дерева четырехугольные, и две двери из кипарисового дерева; обе половинки одной двери были подвижные. И вырезал на них Херувимов, и пальмы, и распускающиеся цветы, и обложил золотом по резьбе» ( 3Цар.6:31–35 ). Эти двери, не смотря на их художественную отделку – резьбу, были беспощадно изломаны и изрублены секирами и оскордами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Но если Бог так щедр и многомилостив, то достойны ли милостей Его мы, приходящие в дом Его и ожидающие здесь «великие и богатые милости»? Ведь в церковь Божию собираются и люди недостойные, как в невод попадают рыбы годные и негодные, и Господь терпит до времени худых и добрых, как оставляет плевелы расти вместе с пшеницею до жатвы. «В большом доме», т. е. в Церкви Божией, – говорит святой апостол Павел, – «есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почетном, а другие в низком употреблении» ( 2Тим. 2, 20 ), не всякий сосуд в Божией церкви есть сосуд «в чести, освященный и благопотребный Владыке, годный на всякое доброе дело» ( 2Тим. 2, 21 ). Ведь некогда Израиль хотя приходил в храм Господень, но то было неугодно Господу: «Когда вы приходите являться пред лице Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои? Не носите больше даров тщетных... праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие и празднование!.. И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови. Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих» ( Ис. 1, 12–16 ). А когда Господь пришел в храм Иерусалимский, то Он взял бич и изгнал оттуда торгующих, потому что «ревность о доме Божием» снедала Его, когда видел Он, что дом молитвы обратили в дом торговли, а впоследствии в вертеп разбойников. Как же нужно беречься нам, чтобы не оказаться в дому Господнем недостойными и подлежащими изгнанию из него! Ведь так часто приходим мы, как и ветхозаветный Израиль, в дом Господень лишь попусту «топтать дворы Господни», с душою, полною страстей нечистых, и Господь отвращается тогда от даров тщетных, видя, что Ему приносят жертву нечистую. Так часто душа наша, когда и придем мы в храм, наполнена бывает шумом и суетою житейских помышлений и забот, как бы на базаре, и как нужно бояться, чтобы Господь не простер на нас невидимо гнева Своего за то, что и в храме даем место наполнять душу не молитве, а торговле и суете житейской! Конечно, Он долго молчит и терпит наши недостатки, но ведь настанет время, когда и долготерпеливый может прогневаться.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Разве давно когда-либо был, разве только тогда, когда вор имел еще младенческие годы. Когда же он пришел в возраст и стал воровать, тотчас отошел от него Христос: «Он воскрес, Его нет здесь» ( Мк. 16:6 ). Иной с виду и кажется добродетельным, но Бог знает, что в его тайниках, ибо в одном месте апостол говорит: «о том, что они делают тайно, стыдно и говорить» ( Еф. 5:12 ). Не скоро найдется Христос и в этих людях: Его нет здесь. Иной же считается верным рабом Божиим и истинным благопочитателем, но на деле он чтит Бога только устами, сердце же его далеко отстоит от Него ( Ис. 29:13 ; Мф. 15:8 ). И в нем не спрашивай Христа: Его нет здесь. Кто слывет богомольцем, кто подвижником, кто постником, кто нищелюбцем, а кто и иным каким-либо добрым делом известен. Но если они лицемерно все это творят, из тщеславия, напоказ людям, то и здесь не ищи Христа: Его нет здесь. Бывает, что иной притворяется смиренным, а в уме гордится, притворяется целомудренным, а в мыслях сквернится, притворяется любящим, а в сердце злобствует, устами говорит мирное, лобзает, но в то же время коварствует и творит лесть, подобно Иуде. Не надейся и здесь найти Христа: Его нет здесь. Нелегко найти драгоценный бисер в глубине моря, золото и серебро в недрах земных. Так же трудно найти и Христа в людях, в которых бы Он мог обитать, ибо по словам Давида: «Все уклонились, все стали совершенно негодны, нет делающего добро, нет ни одного» ( Пс. 13:3 ). Его нет здесь. Псаломнические слова: «Господь во святом храме Своем» ( Пс. 10:4 ), – в старопечатной Псалтири, а также и в Киевской читается так: «Господь в Церкви святей Своей», – и это гораздо правильнее, ибо иное есть храм и иное – Церковь . Храм построен руками, имеет каменные или деревянные стены, он утвержден и создан стоящим на одном месте, как и этот святой каменный храм. Церковь же не руками сотворена, не имеет она и стен каменных, ибо Церковью считается собрание верующих, находящихся не на одном каком-либо месте, но по всей вселенной. Потому-то она и называется, и есть Церковь Соборная Апостольская.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

К этим двум главным типам нужно еще добавить такие самобытные русские формы, как четверик на четверике, восьмерик на четверике и столп, или шатер, первоначально применявшиеся на севере в деревянных сооружениях, а затем перенесенные в архитектуру каменных храмов. Но при любой форме храм прежде всего воспринимается как единое здание, слагаемое из многих частей, назначение которых не одинаково: без одних здание может существовать, без других оно рушится. В каждом строении есть краеугольный камень, фундамент, поддерживающий все здание, без которого оно распадется. Церковь Христова, во образ которой устрояется здание храма, имеет свое метафизическое основание, на котором вся она зиждется, свой краеугольный камень, которым является исповедуемый Сыном Бога Живого ( Мф.16:16 ) Господь Иисус Христос ( 1Кор.3:11 ). Храм являет образ единства Церкви Христовой при множестве входящих в нее членов. Как здание храма слагается из многих камней, каждый из которых имеет свое назначение в общей гармонии целого, так и члены Церкви – каждый выполняет свою функцию. «Вы – тело Христово, а порознь – члены. И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки» ( 1Кор.12:27–28 ). Но Церковь , в отличие от мирских, светских построек, есть строение «живое», расширяющееся, растущее в город, в небесный Иерусалим. Каждый камень мистического здания Церкви, преображаясь в жилище Божие Духом ( Еф.2:22 ), становится новым живым храмом Божества ( 1Петр.2:4–5 ), будучи утвержден «на основании апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе» ( Еф.2:20–21 ). В этом отношении характерно постепенное развитие архитектурных форм храмов от более простых к более сложным, развернутым и многообразным. Как зерно христианской веры вырастает в могучее ветвистое дерево, так и храмы растут вширь и ввысь – появляются галереи, роскошные крыльца, различные служебные пристройки, четверик становится на высокую подклеть, затем добавляется второй неравный четверик или восьмерик, строятся высокие колокольни и т.п.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ekk...

И теперь каждый раз, когда я царскими вратами вхожу в алтарь, я думаю вот о чем. Эти два куска дерева были предназначены, чтобы поддерживать мои совсем неатлетические телеса во время сна и пылиться под кроватью. Но случай поставил их на почетнейшее место – в иконостас православного храма.      Так каждого из нас Бог (а совсем не судьба) ставит на то место, где мы и сами можем удобнее спастись, и большую пользу можем принести Божией Церкви. Апостол говорит нам, что мы «по данной нам благодати имеем различные дарования» (Рим. 12: 6) и что «в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные» (2 Тим. 2: 20), но жизнь показывает, что порой глиняный сосуд оказывается нужнее, чем золотой. Не этому ли нас учит сказка о курочке Рябе? Когда голоден, все золотые яйца мира променяешь на одно настоящее куриное яйцо. Так и во всем. Невозможно совершить Литургию без Чаши, и точно так же невозможно совершить ее без куска дерева, из которого сделан Престол, из которого сделан иконостас, без угля и ладана для кадила. И из угля и ладана в большем почете и цене второй, хоть без первого он бесполезен. Невозможно совершить Литургию и без каждого из нас. Все мы – часть Тела Христова, которое есть Церковь Так невозможно совершить Литургию без каждого из нас. Все мы – часть Тела Христова, которое есть Церковь. И об этом же пишет нам апостол Павел в том же самом послании Римлянам, которое мы уже цитировали: «Как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены» (Рим. 12: 4–5). Просто одни на виду, а другие – нет. Нельзя состояться Литургии без священника. И точно так же нельзя ей состояться без какой-нибудь бабушки Нади – просфорницы, или без регента, или без псаломщика, или даже без старенькой церковницы, вся обязанность которой – смотреть за подсвечниками и убирать после службы храм. Ведь если она плохо уберет – то священник может поскользнуться и пролить Кровь Христову. А значит, она такой же важный участник Литургии. Разве может какой-нибудь газосварщик думать о том, что он выбрал профессию Промыслом Божиим, пока его не пригласят в храм монтировать отопительную систему? Но и без него Литургия не могла бы состояться или это было бы затруднительно.

http://pravoslavie.ru/100863.html

7. Возжгоша огнем святило Твое, на земли оскверниша жилище имене Твоего. Доводя свою ярость до последней крайности, неприятели не только разрушили храм, но и разрушенный подожгли. – Возжгоша огнем святило Твое, – подожгли святилище и оно выгорело все. – На земли оскверниша жилище имене Твоего, – низринув самые стены храма на землю, в виде развалине, халдеи осквернили их, ибо обагряли кровью и покрывали трупами избитых здесь последних защитников святого места, оставшихся непогребенными: «убиваемы были в святилище Господнем священнике и пророке» (Пл. Иер.2:20 и сл.). Стены храма Соломонова все были сложены из больших и дорогих камней, тщательно обтесанных, и внутри и со вне были обложены деревянными досками, кедровыми, кипарисовыми, украшены всюду изящной резьбой. Такими же досками были покрыты полы и потолки и пр. ( 3Цар.5:17;6:7–9,10,15,18,20,23,36 ). Все это Халдеи и уничтожили огнем. – «В девятнадцатый год Навуходоносора, царя Вавилонского, пришел Навузардан, начальник телохранителей, слуга царя Вавилонского, в Иерусалим. И сжег дом Господень, и дом царя; а все домы в Иерусалиме, и все домы большие сожег огнем; и стены вокруг Иерусалима разрушило войско Халдейское» ( 4Цар.25:8–10 ; 2Пар.36:19 ; Иер.52:13–14 ). 8. Реша в сердцы своем южики их вкупе: приидите, и отставим вся праздники Божия от земли. Разрушивши храм Божий, неприятели желали уничтожить и богослужение в праздники. – Реша в сердцы своем, или – задумали, решили в мысли своей южики их вкупе – соплеменники Халдеев: приидите, и отставит вся праздники Божия от земли, – давайте устраним все праздники, какие совершались на земле – в Иудее. Халдеи признавали сделать это необходимым, чтобы народ не собирался в Иерусалим на праздники, как прежде, в многолюдные и шумные собрания, поскорее забыл бы окончательно свою прежнюю жизнь, в основе которой лежала праотеческая вера, с ее надеждами на славное будущее, а вместе с тем легче мог бы усвоить религию победителей – Халдееи и тверже оставаться в подданстве царю Вавилонскому. Решение свое Халдеи, по допущении Божию, привели в исполнение. Пророк Иеремия, оплакивая разорение Иерусалима, между прочим, восклицает: «народ пал от руки врага, и ни кто не помогает ему; неприятели смотрят на него, и смеются над его субботами... Господь стал как неприятель, истребил Израиля... разорил Свое место собраний, заставил Господь забыть на Сионе празднества и субботы; и в негодовании гнева Своего отверг царя и священника... Отверг Господь жертвенник Свой, отвратил сердце Свое от святилища Своего, предал в руки врагов стены чертогов его; в доме Господнем они шумели, как в праздничный день»... (Пл. Иер.1:7;2,6–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010