Христос некогда сказал ученикам: «Мужайтесь, ибо Я победил мир» (Ин. 16: 33). С особой радостью мы всегда слушаем слова воскресного песнопения: «Днесь спасение миру бысть. Поем воскресшему из гроба и Начальнику жизни нашея, разрушив бо смертию смерть, победу даде нам и велию милость». Христианство воспитывало и воспитывает победителей. Над диаволом, грехом, своими страстями, обстоятельствами жизни. И есть глубинная связь между христианским подвижничеством и воинским подвигом. Воскресение Христово именуется еще и восстанием. Фронтовик, генерал-майор ВДВ, в годы войны командир штрафной роты 8-го штрафного батальона Александр Васильевич Пыльцын говорил мне: «Как преодолевался страх на войне? Самое главное: поднялся в атаку – уже не ложись. Иди в бой». В связи с темой восстания вспоминаются строки Ольги Берггольц, посвященные 20-летнему гвардейцу Владимиру Нонину, павшему смертью храбрых в январе 1944 года под Ленинградом при штурме Вороней горы, откуда немцы вели огонь по Ленинграду: Когда прижимались солдаты, как тени, К земле и уже не могли оторваться, – Всегда находился в такое мгновенье Один безымянный, Сумевший Подняться. Правдива грядущая славная повесть: Она подтвердит, не прикрасив нимало: Один поднимался, но был он – как совесть. И всех за такими с земли поднимало. Не все имена поколенье запомнит. Но в тот исступленный, клокочущий полдень Безусый мальчишка, гвардеец и школьник, Поднялся – и цепи штурмующих поднял. Он знал, что такое Воронья гора. Он встал и шепнул, а не крикнул: «Пора!» Он полз и бежал, распрямлялся и гнулся, Он звал, и хрипел, и карабкался в гору, Он первым взлетел на нее, обернулся И ахнул, увидев открывшийся город! И, может быть, самый счастливый на свете, Всей жизнью в тот миг торжествуя победу, Он смерти мгновенной своей не заметил, Ни страха, ни боли ее не изведав. И, зная, чувствуя это, по особому понимаешь значение Дня Великой Победы , который по неизреченному Промыслу Божию 9 мая всегда приходится на дни Святой Пасхи. И это наша вторая Пасха – день спасения всего мира от фашистской чумы и день воскресения русской души. Свидетели 9 мая 1945 года вспоминают о той воистину пасхальной радости со слезами на глазах, которая охватила русских людей при известии о том, что подписана безоговорочная капитуляция фашистской Германии. Александра Васильевна Аксенова, библиотекарь СПбДА: «Люди плакали, целовались, обнимались. Одна старушка бросилась на шею совершенно незнакомому солдатику: “Дорогой мой, война кончилась. Тебя же не убьют”». А Михаил Иванович Фролов, ветеран Великой Отечественной войны, рассказывал, как он встретился с мамой своего убитого друга, как они обнялись и заплакали. От горя, что его друг Миша погиб, и от радости, что сами живы остались.

http://pravoslavie.ru/80124.html

9 мая 2010 г. Храмы в память о войне: от Мамаева кургана до Поклонной горы Традиция ставить храмы в честь побед российского воинства пошла со времени Димитрия Донского. Почему именно храмы? Потому, что всякая победа — это не только торжество воинской доблести и героизма, но одновременно и печаль по солдатам, не вернувшимся с поля битвы. А тех, кто отдал за победу самое дорогое — свою жизнь, надо непременно помнить и поминать в молитвах. Сегодня мы рассказываем о храмах, возведенных в память о победе нашего народа в Великой Отечественной войне. На Мамаевом кургане В Волгограде на территории памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане завершается строительство храма Всех Святых. Первый камень в основание белокаменного пятикупольного храма был заложен в ноябре 2000 года, но само место строительства освящено Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием в 1995 году. Все это время строительство церкви велось на добровольные пожертвования верующих и деньги спонсоров. Сегодня уже закончены отделочные работы внутри помещений, на пол положена трехцветная гранитная плитка, осталось установить иконостас и облагородить зелеными насаждениями прилегающую территорию. Ко дню Победы в обновленном виде предстанет и военно-мемориальное кладбище. Здесь будут установлены 540 гранитных плит с именами воинов, погибших в боях под Сталинградом. 9 мая 2005 года состоится торжественный крестный ход из центра города на Мамаев курган, который возглавит мотрополит Волгоградский и Камышинский Герман.   На Курской дуге 12 июля 1943 года, в день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла, произошло крупнейшее в истории Великой Отечественной войны танковое сражение. Битва под Прохоровкой, в которой сошлись свыше 1200 танков, стала переломным моментом в ходе войны. Это было настолько значимое событие, что тогда в честь победы наших танкистов прозвучал первый салют Великой Отечественной войны. В наши дни в этих легендарных местах на Курской дуге построен мемориал, включающий в себя несколько храмов и колокол единения. 

http://e-vestnik.ru/society/hramy_v_pamy...

Александр Невский — мыслитель, философ, стратег, святой Основные свои военные победы князь Александр одержал в молодости. Во время Невской битвы (1240 год) ему было от силы 20 лет, во время Ледового побоища — 22 года. Впоследствии он прославился более как политик и дипломат, однако периодически выступал и как военачальник. За всю свою жизнь князь Александр не проиграл ни одного сражения. 12 сентября, 2021 Основные свои военные победы князь Александр одержал в молодости. Во время Невской битвы (1240 год) ему было от силы 20 лет, во время Ледового побоища — 22 года. Впоследствии он прославился более как политик и дипломат, однако периодически выступал и как военачальник. За всю свою жизнь князь Александр не проиграл ни одного сражения. Александр Невский — великий русский правитель, полководец, мыслитель и, наконец, святой, особо почитаемый в народе. Его житие, иконы и молитвы — в статье! Александр Невский 5 апреля 1242 года Александр Невский разгромил немецких рыцарей на Чудском озере. Александр Ярославич Невский (1220 — 14 ноября 1263), князь Новгородский, Переяславский, великий князь Киевский (с 1249), великий князь Владимирский (с 1252). Канонизирован Русской православной церковью в лике благоверных при митрополите Макарии на Московском Соборе 1547 года. День памяти Александра Невского Память 6 декабря и 12 сентября по новому стилю (перенесение мощей из Владимира-на-Клязьме в Санкт-Петербург, в Александро-Невский монастырь (с 1797 — лавра) 30 августа 1724 года). В честь памяти Святого Александра Невского по всей России построено множество храмов, где в эти дни проводятся молебны. Есть такие храмы и за пределами нашей страны: Патриарший собор в Софии, кафедральный собор в Таллине, храм в Тбилиси. Александр Невский — настолько значимый Святой для русского народа, что еще в Цараской России был учрежден орден в его честь. Удивительно, что и в советские годы чтилась память Александра Невского: 29 июля 1942 года в честь великого полководца учрежден советский военный орден Александра Невского. Александр Невский: только факты

http://pravmir.ru/aleksandr-nevskij-mysl...

Глава Казахстанского митрополичьего округа совершил Литургию в Вознесенском соборе Петропавловска 20 ноября 2018 г. 17:30 18 ноября 2018 года митрополит Астанайский и Казахстанский Александр , находящийся с архипастырским визитом в Петропавловско-Булаевской епархии , посетил мемориал «Стена памяти жертв политических репрессий и тоталитаризма 30-40-х — начала 50-х годов XX века» в городе Петропавловске. Иерарха сопровождали: епископ Петропавловский и Булаевский Владимир , секретарь Петропавловского епархиального управления протоиерей Сергий Первушин, помощник главы Митрополичьего округа в Республике Казахстан иерей Георгий Сидоров, руководитель митрополичьего протокола протодиакон Роман Головин, клирики епархии. К памятнику, на котором выгравированы имена и фамилии почти 7 тысяч человек, глава Казахстанского митрополичьего округа возложил венок. В числе запечатленных на стене находятся имена репрессированных священнослужителей, подвизавшихся в Северном Казахстане в эпоху безбожных гонений. Архипастыри и духовенство совершили заупокойную молитву обо всех «в годину лютых гонений умученных и убиенных, от голода, холода, ран, болезней и непосильных работ скончавшихся». В этот же день митрополит Александр вместе с епископом Владимиром и священнослужителями совершили возложение венка к мемориалу Победы в Великой Отечественной войне. Были вознесены молитвы «о вождях и воинах, на поле брани жизнь свою положивших, от ран и глада скончавшихся, в пленении и горьких работах невинно умученных и убиенных и всех Победы ради потрудившихся и обо всех погибших в военное лихолетье». Также митрополит Александр посетил музейный комплекс «Резиденция Абылай хана». Владыку митрополита, епископа Владимира и священнослужителей встречал директор музея А.Н. Садаев, который провел для гостей экскурсию. После знакомства с экспозициями митрополит Александр тепло поблагодарил директора комплекса, пожелав успехов в развитии культурной и научной деятельности на благо многонационального и многоконфессионального народа Казахстана, и оставил памятную запись в книге почетных посетителей.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Закрыть itemscope itemtype="" > О новых перлах «победобесоборцев» Ряд клириков Русской Православной Церкви стремятся опорочить нашу Победу в Великой Отечественной войне 14.05.2019 10102 Время на чтение 10 минут 9 мая мы отметили великий и святой День Победы , 74 годовщину со дня безоговорочной капитуляции немецко-фашистских войск. 74 года с того исторического момента, когда кухаркины дети, сыновья конюхов и прачек - советские генералы, Жуков, Рокоссовский и другие, поставили на колени кичливую, хваленую немецкую аристократию, называвшую русский народ унтерменшами (недочеловеками). Русский народ победил т.н. расу господ, спас не только свое историческое бытие, но и народы Европы и мира от порабощения, а многих из них от истребления, о чем сейчас не любят вспоминать. Известно, что по плану «Ост» Прибалтика, Крым, Белоруссия, большая часть Украины должны были быть очищены для расы господ. Мы вспоминали слова великого славословия, которые повторил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» Благоволение победило злую хищническую волю. К сожалению, некоторым из наших соотечественников, в том числе и в рясах , подобная Победа не по душе. Вместе со Смердяковым они жалеют о том, что умная нация не победила глупую, беснуются, что русский народ, народы России и мира празднуют торжество Победы над фашизмом. Заштатный протодиакон Андрей Кураев, он же отставной профессор, опубликовал в интернете пост под названием « Победобесие на марше ». Хотя еще в 2009 году он выступал против подобных эпитетов и полемизировал с протоиереем Георгием Митрофановым, в том числе по поводу термина «Победобесие». Возникает вопрос: какому Кураеву верить? Образцу 2009 года или сегодняшнему? И вообще существует ли отец Андрей как самостоятельный мыслитель, человек и автор? Не является ли он ботом? Не является ли он картонной дурилкой для отвлечения внимания от чего-то еще более важного? По-видимому, существует проект спецслужб под названием «Кураев». Отцу Андрею подкидывают проверенную и непроверенную информацию, для него пишут тексты. Статья «Победобесие на марше» совершенно лжива. Радостная победная музыка в магазине становится для него поводом для различных коммерческих инсинуаций. Но, простите, если в 1945 году или даже позже на рынке гармонист играл победные песни, то какая там была коммерция? Тут народная радость. Или Кураев предпочитает, чтобы в магазине звучала похабщина, чернуха или порнуха западного разлива? Такая музыка ему ближе?

http://ruskline.ru/news_rl/2019/05/14/o_...

Закрыть itemscope itemtype="" > Описание и прочтение новой ратной иконы 02.08.2005 389 Время на чтение 10 минут 1. Общие сведения: Размеры ратной иконы " Благословение преподобным Иринархом Затворником Борисо-Глебским - православного русского воинства, народных героев-вождей и спасателей Отечества - Козьмы Минина и Димитрия Пожарского в 1612 году " - 130 х 100 см., ковчега - 104 х 84 см. Цвет ратной иконы светло и темно-зеленый - защитный, воинский, " ратный " . Цвет наградного ордена Святого Сергия Радонежского (1314-1392) - зоркого стража и игумена Земли Русской, благословившего на Куликовскую битву (1380) святого князя Димитрия Донского и победные русские рати и не раз спасавшего Россию в годину смут и бед народных, о котором сказано удивительно точно - " Время общественных бедствий - есть его время! " Радонежский молитвенник и чудотворец является также святым покровителем ратных сил и русской артиллерии. В Смутное лихолетье 17-го века Сергий Радонежский трижды являлся нижегородцу Козьме Минину и звал к спасению гибнущей Отчизны. По благословению и молитвам преподобного Сергия в 14-м веке был основан и Борисо-Глебский мужской монастырь, где прославился святой молитвенник и чудотворец Иринарх Затворник (1547-1616) - ангел-хранитель Земли Русской в Смутное время. Подобно Сергию Радонежскому, святой воинский покровитель Иринарх благословил на ратный подвиг и спасение Отечества Михаила Скопина-Шуйского (1609), народных героев-вождей Минина и Пожарского (1612) и князя-воеводу Бориса Лыкова (1614), вручив им свой медный поклонный крест - святое и необоримое победное оружие. Это знаменательное событие и было положено в основу сюжета ратной иконы, созданной к 9 мая 2005 года - в год и день 60-летия Победы народов России в Великой Отечественной войне (1941-1945). Ратная икона-благословение насыщена воинскими образами, атрибутами и символами, напоминающими о мужестве, доблести и ратной славе наших великих предков, не раз поднимавшихся " на брань " и спасавших Русскую Землю от врагов, изменников и поработителей, побеждая их верой, мужеством и оружием! Вокруг ковчега ратной иконы идет золотая лавровая гирлянда, перевитая золотой лентой и символизирующая ратную славу предков и победы России. Венчает ратную икону православный спасительный крест и перекрещенные у его основания лавровая и пальмовая ветви (символы ратной славы и вечной памяти народной) и слова всесокрушающего и победного девиза - " Сим победиши! " На святых хоругвях и боевых штандартах и знаменах этот девиз означает победу России и русского духа - над многочисленными врагами и силами зла и тьмы, торжество Православия и общенационального русского дела. Служение Богу, вере православной и своему народу и Отечеству - первые всего! Сим победиши!

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > «С Божьей помощью и молитвами отца Сергия все случилось» Капитан российской сборной по хоккею Павел Дацюк передал свою золотую олимпийскую медаль Среднеуральскому монастырю в честь Пресвятой Богородицы «Спорительница хлебов» 06.03.2018 2159 Время на чтение 3 минуты Капитан российской сборной по хоккею Павел Дацюк на днях посетил женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов», чтобы поблагодарить Бога за победу на Олимпийских играх в южнокорейском Пхёнчхане, сообщает сайт Екатеринбургской епархии . Золотая олимпийская медаль, продемонстрированная после богослужения всем присутствующим, сопровождалась самыми искренними поздравлениями прихожан и насельников обители. Фотография с памятного события, размещенная затем в Инстаграме с комментарием «Торжество российского хоккея и торжество Православия в один день!» в первые же сутки собрала тысячи просмотров. Напомним, золото Пхёнчхана для 39-летнего капитана сборной Павла Дацюка стало особенным. Титул олимпийского чемпиона наряду с победами в Кубке Стэнли, на чемпионате мира, в Кубке Гагарина, позволил Дацюку войти в «Тройной золотой клуб», как игроку, выигравшему все главные трофеи мирового хоккея. Достигнутые победы, уверен хоккеист, не возможны без помощи Божией. Ранее, после победы в чемпионате мира, в фильме «Обитель веры и любви» (сентябрь 2015 года), Павел Дацюк, говоря о золоте Чемпионата мира, отметил: «Через многое пришлось пройти, но с Божьей помощью и молитвами отца Сергия все случилось, все получилось. Я очень рад. Мы завоевали, выиграли Чемпионат мира все вместе». Свою золотую медаль за победу в Чемпионате известный хоккеист передал храму. Говоря об обители веры и любви, так называют Среднеуральский монастырь, Павел Дацюк сказал: «Для меня самое главное - это любовь, которую я испытываю, когда сюда приезжаю». Святые места Екатеринбурга для спортсмена неразрывно связаны с почитанием последнего российского Государя Николая II и членов его семьи, 100-летие духовного подвига которых отмечается в этом году.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/03/06/s_...

Закрыть itemscope itemtype="" > У нас одни корни, мы ветви одного древа О митрополите Никодиме (Ротове) и правильном отношении к католикам 17.08.2016 1674 Время на чтение 10 минут От редакции : Несомненно, эта статья вызовет дискуссию. И это тот случай, когда стоит специально отметить во избежание недоразумений, что автор выражает свою личную точку зрения, а не позицию редакции. В любом случае, думаем, стоит поблагодарить автора за смелость в отстаивании своих взглядов. Цитируем Святое Писание: «Бог есть любовь» - и ненавидим. Произносим слова молитвы перед Святым Причастием: «Первее примирися тя опечалившим» - и продолжаем враждовать. За тысячу лет, как отпал Рим от Православной Церкви, у нас православных христиан накопилось к католической церкви немало претензий и обид, мы не согласны с их догматами и канонами, наши святые отцы справедливо осуждали их вероучение, у нас нет с ними евхаристического общения. Но все же, несмотря на все эти многовековые расхождения в догматах, на все взаимные обиды, разве, в конце концов, не должна примирить нас обращенная ко всем христианам заповедь Божья - «Да любите друг друга!» «Мы добиваемся не победы». «Мы добиваемся не победы, а возвращения братьев, разлука с которыми терзает нас», - писал во второй половине 4-го века великий вселенский учитель святитель Григорий-Богослов. К тому времени уже прошло немало лет, как в Никее состоялся Первый Вселенский Собор, осудивший ересь Ария. Сам основатель этой ереси, не признававший основной догмат христианской церкви о Единосущии Бога-Сына Богу-Отцу, давно умер, однако богопротивное дело нечестивца продолжали его многочисленные последователи. Арианство стало в Римской империи направлением христианства, которое поддерживалось государством. Отказавшийся признать арианскую ересь не только господствующей, но и равноправной ортодоксальной ветви учения Христова - почитаемый православный святой архиепископ Афанасий Великий был изгнан со своей Александрийской кафедры. И только, когда к власти пришел император Феодосий Великий, никейская формула христианства была утверждена им в Римской империи в качестве единой государственной религии. «В соответствии с Нашим распоряжением, все народы, находящиеся под управлением Нашей Милости, должны придерживаться веры, переданной римлянам апостолом Петром», - гласил изданный в 380 году в Фессалониках эдикт императора Феодосия Великого «О вселенской церкви». - Ибо она очищает и по сей день. Это есть та вера, которой следует понтифик Дамасий, а также епископ Александрии Петр, человек апостольской святости. Следуя апостольской святости, иначе говоря, в соответствии с учением апостолов и Евангелия, мы должны верить в единого Бога Отца, Сына и Святого Духа, придерживаясь положения о том, что они равны по величию, а также догмата о Святом Духе».

http://ruskline.ru/analitika/2016/08/18/...

Идея «Москва — Третий Рим» в символике Храма Христа Спасителя Храм Христа Спасителя. Современный вид. 23 (10) сентября 1839 года в Москве на Алексеевском холме был торжественно заложен храм Христа Спасителя. Закладка, совершенная святителем Филаретом, митрополитом Московским, была приурочена к празднованию 25-летней годовщины окончания Отечественной войны и взятию Парижа в марте 1814 года. Храм был воздвигнут в благодарении Богу за национальное спасение России и ее победу над Наполеоном в Отечественной войне. Созидаемый храм, как главный храм России, был символом русского патриотизма и воплощением национальной идеи, рожденной в лоне православия и неотделимой от Церкви. Это была сугубо русская традиция — ставить в честь великих побед благодарственные храмы-памятники. До наших дней уцелели московские предшественники храма Христа Спасителя: церковь Всех Святых на Кулишках, поставленная во славу победы на Куликовом поле, храм Покрова Божией Матери на Рву — в честь взятия Казани, Казанский собор на той же Красной площади — в честь победы над польско-шведской интервенцией в Смуту, церковь Иоанна Воина на Большой Якиманке — в честь Полтавской битвы… День национального освобождения России в Отечественной войне пришелся на Рождество Христово, поскольку к концу декабря 1812 года на территории России не осталось ни одного наполеоновского солдата. Оттого главный престол благодарственного храма освятили во имя этого великого праздника. И по указу императора с 1813 года после Рождественской литургии во всех русских церквях служили благодарственный молебен в память о спасении России от нашествия иноплеменных. Идею строительства храма Россия восприняла с воодушевлением. Целая плеяда архитекторов, скульпторов, художников стремилась воплотить главную идею благодарственного храма, где христианская религия и отечественная история сочетались бы в единое естественное целое. Однако первый принятый проект архитектора Карла Витберга, столь понравившийся Александру I, страдал идеей духовной абстракции. Устройство мистического «чисто христианского храма», по замыслу архитектора, следовало извлечь из самой души человека, где обитает Святой Дух. Храм, заложенный в 1817 году на Воробьевых горах, не выражал национальной идеи и был создан не в традициях русского зодчества. Его сооружение не состоялось отчасти и по этой причине. После смерти Александра I, страстно увлекавшегося мистикой, на престол вступил консервативный государь, и с подобной мистикой было покончено.

http://pravoslavie.ru/362.html

На всех нужна одна Победа: Русская Православная Церковь и начало Великой Отечественной войны О патриотической работе церковного руководства в начале войны упоминают не часто, и для многих прихожан эта страница церковной истории остается неизвестной. 22 июня, 2010 О патриотической работе церковного руководства в начале войны упоминают не часто, и для многих прихожан эта страница церковной истории остается неизвестной. В последнее время нередко приходится сталкиваться с мнением о том, что Русская Православная Церковь, будучи в Советском Союзе гонимой, не прикладывала никаких усилий для победы и даже прямо или косвенно поддерживала германских агрессоров. Не только антиклерикалы, но и верующие требуют во имя исторической справедливости тему участия Русской Православной Церкви в Великой Отечественной войне не поднимать. Насколько правомерен такой подход? 22 июня во всех храмах Русской Православной Церкви по сложившейся традиции служат панихиды по воинам и мирным жителям России, погибшим в Великой Отечественной войне. В своих обращениях к верующим в этот день пастыри часто напоминают людям о «вождех и воинех за веру и Отечество на поле брани жизнь свою положивших, от ран и глада почивших, в пленении и горьких работах невинно умученных и убиенных, в блокаду скончавшихся и всех для Победы потрудившихся». О народном героизме, в свою очередь, вспоминают обычно 9 мая. А вот о патриотической работе церковного руководства в начале войны упоминают не часто, и для многих прихожан эта страница церковной истории остается неизвестной. В советской школе на уроках истории об этом умалчивалось, в современных российских учебных пособиях церковно-патриотический сюжет хотя и упоминается, но учителя, как правило, в силу опять-таки своего советского образования по привычке не уделяют ему внимания. Это особенно прискорбно, поскольку вся Русская Церковь, подчинявшаяся патриаршему местоблюстителю митрополиту Сергию (Страгородскому), с редкой по тем временам решимостью выступила с осуждением германской агрессии против СССР. Быстрота реакции и объем работы на благо армии и тыла, которую осуществило тогда церковное руководство, поражает ещё более, если вспомнить о катастрофическом положении самой Русской Церкви. К началу войны в СССР в живых и на свободе оставалось всего лишь 4 правящих архиерея: сам патриарший местоблюститель митрополит Сергий, а также митрополиты Сергий (Воскресенский) , Алексий (Симанский) и Николай (Ярушевич) , которые не исключали возможности и своего собственного ареста, что ставило Церковь в СССР на грань полного и окончательного уничтожения.

http://pravmir.ru/na-vsex-nuzhna-odna-po...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010