Разделы портала «Азбука веры» ( 1  голос:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 36. Поминание усопших воинов Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи, словами Христос Воскресе! Мы продолжаем закомиться с разными аспектами церковно-богослужебной жизни. Завтра мы будем праздновать день Победы! Праздник этот не церковный, однако… Определением Архиерейского собора РПЦ 1994 года установлено совершать в день победы (26апреля/9 мая) особое ежегодное поминовение усопших воинов, за веру, отечество и народ жизнь свою положивших, и всех страдальчески погибших в годы ВОВ. Вообще Православная Церковь (во всяком случае русская) считает своим особым долгом молиться за православных воинов и военачальников, отдавших жизнь за православную веру и Отечество. Для этой цели у нас был даже составлен особый чин поминовения о православных воинах и о всех за веру и отечество на брани убиенных. Чин этот — обычная панихида. Но в тексте ектенийных прошений и возгласов «имярек» заменено общей формулой; канон же взят из последования на исход души и прекрасно приспособлен к данному случаю, например: «Слово ми подаждь молитися, Милосерде, о подвизавшихся за веру и Отечество мужественно» (песнь 1, троп. 1); «Услыши, Троице Святая… гласы молебные, приносимые Тебе в Церкви о пострадавших в воинстве за Церковь Твою Святую» (п. 4, тр. 3); «Молебницу Тя о пострадавших за Церковь Сына Твоего и свое Отечество предлагаем» (п. 9, тр. 4). Правда, этот чин был составлен для совершения поминания православных воинов на 29 августа (11 сентября), в день Усекновения главы Иоанна Предтечи. Данное поминовение было установлено в 1769 году в период войны с Турцией и Польшей, по распоряжению императрицы Екатерины II. “Сей день, — говорилось в печатавшемся „Чине поминовения о православных воинах”,— в рассуждении пострадавшего за истину Предтечи Господня, есть приличнейший ко оной всеобщей Богу молитве и о подобноположивших живот свой за веру и отечество… Кроме того, говорилось, что Предтеча Господень пострадал за истину как добрый воин небесного отечества; его предстательству поручает Святая Церковь и своих чад-воинов, которые подвизались за истину и добро и жизнь свою положили за свое Отечество.

http://azbyka.ru/video/36-pominanie-usop...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – май 2019 22 мин., 24.05.2019  1-я страница обложки. На фоне высокого голубого неба ветви весеннего сада, покрытые распускающимися розовыми цветами (фото lori.ru). Надпись: ЛI:0БOBЬ УЖЕ ПОБЕДИЛА.  Остается только это осознать. Внизу страницы - знак Пасхи:   ХВ. Пролог :   Андрей  Анпилов . «Как будто книгу приоткрыли...» . Стихотворение. 2018//Фома. - – май 2019. – С.2. – (рубрика «Пролог» ). Содержание: С.3. Даты месяца : Даты месяца: май //Фома. - – май 2019. – С.4-5. - (рубрика « Даты месяца »). Представлены: 9 мая. День победы.   [О вкладе Церкви в общее дело победы над гитлеровцами во время Великой Отечественной войны]. Фото: Герой Советского Союза капитан А. Д. Билюкин в кабине  своего именного самолета «Александр Невский». - С.4; 24 мая. День памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия . [Патриарх Московский и всея Руси Кирилл . Цитата из выступления, посвященного святым Кириллу и Мефодию]. Ил.: Крестный ход во главе с Патриархом у памятника Кириллу и Мефодию. Фото пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси/Сергей Власов. - С.4; 22 мая. День памяти святителя Николая . [Из жития святителя: как Николай стал архиепископом Мирликийским]. Ил.: Базилика       святого Николая в городе Бари, Италия. - С.4; 9 мая. 85 лет Валентину Непомнящему, известному литературоведу, специалисту по творчеству Пушкина. [«Когда я слышу разговоры о том, что Пушкин был православным поэтом, я всегда возражаю  - нет он им не был. Православный поэт — Хомяков, потому что он выражает в своих стихах православную идеологию. А Пушкин — поэт православного народа. Чувствуете разницу?»... Из интервью Валентина Семеновича журналу «Фома»]. Фото Владимира Ештокина. - С.5; 12 мая. День памяти Жен Мироносиц. Ил.: «Жены-мироносицы у Гроба Господня». Фра Беато Анжелико, около 1437-1446. - С.5. Колонка главного  редактора: Владимир  Легойда . Надеяться нельзя бояться [Преподобный Петр Дамаскин говорил, что спасение совершается между страхом и надеждой. Именно страх должен удерживать тебя от греха. Но если ты все же упал, то, чтобы идти дальше, тебе нужна надежда на милосердие  и помощь Того, к Кому ведет  нас наш путь по дороге спасения]. Фото свящ. Игоря Палкина. Ил.: Пасхальное яйцо. Фото Владимира Ештокина//Фома. - – май 2019. – С.6-7. – (рубрика « Колонка главного редактора »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-5-193-...

Воскресения день Песнь победы Если бы человеку, ничего не слышавшему о Христе и Его искупительном деле и не понимающему спасительного смысла слов воскресение и восстание , попал в руки свиток пасхальных песнопений священного поэта Иоанна Дамаскина , то и он, вникнув в поэтические строфы, определил бы, что пред ним – Песнь победы , восторженный гимн во славу царя-победителя, избавившего народ от некой злой державы, учредившего новое царство, водворившего в своей земле новую жизнь... Во сколько же больше говорят эти вдохновенные гимны душе христианина! Ибо христианин знает, Кто Победитель, и кто побежден... И как одержана победа, и каким оружием низвержен враг... И как долго тянулась борьба, и как люто было угнетение, и как светло – новое царство... Христианин знает прошлое своего спасения, уготованного ему издревле. Он знает, что победе и провозглашению нового Царства, нового Иерусалима, предшествовала долгая пора ожиданья, пора томленья и надежд, время Ветхого Завета. Люди жили тогда обетованиями о будущем, и это будущее, в меру их роста, было им предуказываемо в наставлениях закона, но прикровенно; возвещалось в пророчествах, но языком образов, притч и гаданий; предначертывалось событиями жизни, но лишь в виде теней и намеков. Все тайны этих откровений, все эти пророческие образы и прообразы, все притчи и гадания стали ясны, открылись и заблистали ярким светом лишь с пришествием Победителя-Христа, который пришел исполнить ветхий закон и все, что там было о Нем предначертано. Христианин знает эти образы и эти предначертания... Для него «ночь прошла и день приблизился» ( Рим.13:12 ). Он подобен человеку, который, совершая свой путь днем, при свете солнца, любуется и восхищается теми самыми местами, вокруг которых вчерашний ночной путник, пугаясь неизвестности, шел ощупью, неуверенный ни в одном шаге. На место тьмы и тени пришел свет; на место призраков, видений в загадочных образов и слов стали самые вещи, сама действительная жизнь. Зная, как длительна и непроницаема была ночь, и как беспросветна и гибельна была сень смертная, христианин переживает минуты несказанного духовного восторга, воспоминая событие Воскресения Христова, которое положило конец тьме и начало свету; убило смерть и даровало миру новую жизнь; связало диавола в отверзло всем врата Царства вечного.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Miron...

Как Патриарх провел Великий пост? Есть ли в обществе антиклерикальные настроения? Почему растет христианофобия? Что такое гражданское общество? Как повысить рождаемость? Ко дню Святой Пасхи Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл дал продолжительное интервью телеканалу Россия. Беседовал с Патриархом журналист Дмитрий Киселев Дмитрий Киселев: Ваше Святейшество, мы беседуем с Вами по случаю праздника Пасхи. С каким настроением православные встречают его? Патриарх Кирилл: Пасха – это особый день. Это праздников праздник и торжество из торжеств. И единственное настроение, которое присутствует, которое превалирует в душах верующих людей, – это радость. Причем, какими бы ни были внешние обстоятельства жизни, в этот день всегда приходит радость. Я вспоминаю, как мама рассказывала мне о Пасхе в блокадном Ленинграде . Ну, можете себе представить, голод, холод, и Пасха в блокадном Ленинграде, и у людей была радость в сердце. Это та радость, которой никто не может от нас отнять, как говорит Слово Божие. А вот если попытаться перевести это с такого духовного и эмоционального уровня, (хотя в данном случае, этот эмоциональный уровень имеет духовную основу), в более рациональную плоскость, то нужно сказать о том, что ведь праздник Пасхи – это праздник победы. Ну не было бы Воскресения Христова – было бы поражение, всё закончилось бы крестом. «Ну умный, – сказали бы, – выдающийся мыслитель, аскет, подвижник, проповедник, чудотворец, ну вот неудачник, вот видите, всё закончилось через три года». А закончилось всё победой. И в первую очередь,  победой силы Божией, которая открывает для каждого из нас возможность быть соучастниками этой победы. Для меня Пасха – это день, когда мы торжествуем свою свободу. Я объясню, почему. Потому что грех ведь связан с закабалением человека. Дьявол пытается человека поработить, лишить его свободы. Для этого совершенно не обязательно заковывать в кандалы человека, для этого ему просто нужно внушить, что свободой является нечто противоположное подлинной свободе. Ну, например, раскрепощай свои инстинкты, раскрепощай свои потребности, снимай все табу – и ты будешь свободен. Как только человек это делает, он становится рабом своих страстей, он становится рабом дьявола.

http://pravmir.ru/pasxalnoe-intervyu-pat...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Документы Русской Православной Церкви периода Великой Отечественной войны Приводится по изд.: Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война. Сборник церковных документов. Б.м., б.г. I. Послания к клиру и верующим Русской Православной Церкви В первый день войны глава Православной Церкви в России патриарший местоблюститель блаженнейший Сергий, митрополит Московский и Коломенский, обратился к пастырям и верующим со своим посланием, разосланным в тот же день по всем приходам. В нем он благословляет всех православных на защиту священных границ нашей Родины . Сергий митрополит Московский и Коломенский, патриарший местоблюститель. Послание к пастырям и верующим, 22 июня 1941 г. В октябре 1941 года, когда немцы предприняли наступление на Москву, когда ей угрожала непосредственная опасность, и население переживало тревожные минуты, Митрополит Сергий выпустил послание к московской пастве. Это послание также было распространено по приходам и оглашено в храмах Сергий митрополит Московский и Коломенский, патриарший местоблюститель. Послание к московской пастве 14 октября 1942 г. В ноябре 1941 года, уже находясь временно в Ульяновске, Митрополит Сергий издал новое обращение к верующим, в котором укрепляет в народе уверенность в том, что близок час победы. Близок час нашей победы. Обращение к верующим 11 ноября (24 ноября) 1941 года, г. Ульяновск В январе 1942 года блаженнейший митрополит Сергий обратился с архипастырским посланием к православным людям временно оккупированной немцами территории с напоминанием, чтобы они, находясь в плену у врага, не забывали, что они-русские, и, сознательно или по недомыслию, не оказались предателями своей родины. Сергий митрополит Московский и Коломенский, патриарший местоблюститель. Послание к православным людям временно оккупированной немцами территории. Январь 1942 года

http://sedmitza.ru/lib/text/439888/

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button @import url( " " );@import url( " " );@import " " #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть Северо-Западные епархии Русской Православной Церкви после освобождения от немецко-фашистских захватчиков. День Победы в Ленинграде Свидетельства правящего архиерея Лидия Александрова-Чукова   Митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков)   00:16 10.05.2019 1780 Время на чтение 65 минут Состояние духовенства и храмов Ленинг рада и Ленинградской области во второй половине 1944 года. В результате антицерковной политики советского государства, к концу 1930-х годов Русская Православная Церковь, в том числе и ее Северо-Западные епархии, понесла большие человеческие и материальные потери. С наступлением немецко-фашистских захватчиков, окормление верующих Русской Православной Церковью МП в оккупированных районах, было и вовсе прекращено.

http://ruskline.ru/analitika/2015/05/12/...

  разделы   рассылка  распечатать Елизавета Киктенко День подснежников О Победе, памяти и фильме " Поп " Источник:  Фома Фильм " Поп " режиссера Владимира Хотиненко вышел в кинопрокат к 65-летию великой Победы. В основу сюжета была положена малоизвестная широкому зрителю история Псковской православной миссии, действовавшей в годы Великой Отечественной войны на оккупированной немецкими войсками территории Северо-Западных епархий России. Нина Усатова сыграла в картине " Поп " роль матушки Алевтины. Журнал " Фома " беседует с актрисой о фильме, о семейных традициях празднования дня Победы, о непростой и очень разной " правде о войне " и о том, какой будет наша память о Великой Отечественной, когда уже не останется на земле ее героев. Не дай нам Бог попасть в жернова истории... – Нина Николаевна, каким было Ваше первое знакомство с ролью матушки Алевтины? – Владимир Иванович Хотиненко задолго до съемок мне говорил, что у него скоро будет роль для меня. И я не знала, что это будет за роль, пока он мне не дал сценарий по роману Александра Сегеня " Поп " . Я тогда сразу подумала, что это очень ответственное дело – играть матушку. Я не знала, как сыграть жену священника, и постепенно пришла к выводу теперь, что роль матушки – по своей сути такая же, как и любой другой женщины. У священника особое призвание – к нему прихожане, особенно деревенские, идут в поисках веры, с покаянием, и батюшке они доверяют так, что открывают самые сокровенные свои тайны. А матушка – это земная женщина, а в " Попе " она еще и с характером, иногда строптивая, иногда резкая. Я поначалу все спрашивала Александра Сегеня: " Что же она так все на батюшку-то... покрикивает? " А на премьере картины в Храме Христа Спасителя консультант картины игумен Кирилл (Коровин) окончательно разрешил мои сомнения: " Вот Нина у меня спросила, может ли так матушка крикнуть на батюшку, как в фильме, – и я обратился с этим вопросом к жене моего друга-священника. " Еще и не так может! " – был мне ответ " .

http://religare.ru/2_75347.html

В 3-ю неделю поста 16. Беседа о поклонении честному и животворящему кресту Святая Церковь , совершая ныне торжественное поклонение животворящему кресту Господню, воззывает всех нас почтить с благоговением устами и сердцем, преклонением колен и повержением всего тела долу, крест Христов, как спасительное оружие мира, – оружие непобедимой победы, на нем же Христос, Царь славы волей руце распростер, вознес нас на первое блаженство. Благоговейное поклонение кресту Господню, совершаемое в средине св. Четыредесятницы в третью седмицу поста, установлено св. Церковью от древних времен. Почему же св. Церковью в средине св. Четыредесятницы с такой торжественностью совершается поклонение животворящему кресту, в честь Распеншегося на кресте, обратим благоговейный взор на причину такового установления. И всегда, а особенно в сие время св. Церковь представляет нам крест Христов, как силу для укрепления, как утешение для ободрения, как знамение победы для духовного торжества на совершаемом поприще поста. Св. Церковь представляет нам ныне крест Христов, как силу для укрепления. Четыредесятидневный пост св. Церковь установила в подражание четыредесятидневному посту Спасителя, дабы и мы, но мере сил наших, подвизались вкупе с Подвигоположником нашим подвигом поста. Но немощная плоть наша, при внешних лишениях, ощущая изнеможение, исполняется чувством уныния. Итак, для воскрыления духа нашего и для укрепления немощной плоти в подвиге воздержания, св. Церковь , как мудрая детоводительница, представляет пред взоры наши животворящий крест. В сем спасительном орудии страданий Господа нашего преднаписуя нам сокращению все подвиги, подъятые за нас Спасителем нашим, тщится укрепить нашу немощь, подвигнуть к терпению, и превозможению трудностей дух наш. И подлинно, если Господь наш ради нашего спасения подъял толикие страдания: то мы ли, взирая на Начальника веры и Совершителя Иисуса, не подвигнемся священной ревностью хотя несколько потерпеть ради собственного своего спасения? Если Сын Вышнего, Богочеловек – Господь Иисус ради грешников и от грешников претерпел бесчисленные страдания: то мы ли будем унывать в подвиге со страстями и похотями, мы ли не будем сподвизаться Ходатаю спасения нашего против собственного греха нашего ( Евр. 12:3,4 )? Когда мы живо представим скорби и болезни нашего Спасителя, то наши скорби и болезни в собственных глазах наших явятся нам ничтожными; а когда помыслим, что и Сын Вышнего, для нас человеков и для нашего спасения, соделавшись человеком, вошел в небесную славу не иначе, как страданиями, то и мы одушевимся твердою надеждою, что сели, по благодати Спасителя нашего, будем с Ним страдать, то вкупе с Ним и прославимся.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Глава XII 1 . И скажешь в тот день: славлю Тебя, Господи; Ты гневался на меня, но отвратил гнев Твой и утешил меня. ГЛАВА XII есть продолжение и окончание пророчества о Мессии, которое начинается с первого стиха главы XI. Славословие, заключающееся в главе XII, напоминает все славословия о которых упоминает Библия и которые произносились после избавления от опасности, или после победы над врагами. Таково были славословия Моисея и Мариам, после перехода через Чермное море; таково было славословие Деворы, после победы над Ханаанитянами, таково и множество псалмов, славословящих Господа за милости Его. Во все времена молитва и славословие, выраженные в словах 1-го стиха, неизменно приходят в сердце человека, когда, после сердечного покаяния во грехах своих, он чувствует, что Господь дарует ему спокойствие и дарует ему милости Свои. Это чувство успокоения, после страха пред гневом Господним, и чувство умиления при виде милостей Господних, посещающих грешника, потому только что он сознал грех свой, – суть великая благодать Господня, приготовляющая душу к переходу в вечную жизнь любви. Таковы были чувствования учеников Господа и христиан, примкнувших к Церкви Божией. Чувство радости, охватившее душу при виде воскресшего и победившего смерть и мир и князя тьмы Господа, Богочеловека, не могло не перенести их внезапно к миру вечной любви и наполнить сердца их славословием, для которого недостает слов человеческих: ибо приговоренные к смерти ожили, сидящие во тьме увидели свет, скованные узами греха и плоти увидели себя свободными, и конечная земная жизнь-продолжена до бесконечности, с обещанием покоя и радости. „И скажешь в тот день: славлю Тебя Господи; Ты гневался на нас, но отвратил гнев Твой и утешил нас“! 2 . Вот, Бог – спасение мое: уповаю на Него и не боюсь; ибо Господь – сила моя, и пение мое – Господь; и Он был мне во спасение. „Господь крепость моя и слава моя, Он был мне спасением“, так пел Моисей с спасенным народом ( Исх. 15:2 ). 665 Это типическая на все времена песня славословия, которой отголоски мы находим и во многих псалмах, напр.: 3-й, 17-й, 90-й, 117-й и мн. других 666 . Пророк Исаия,-как мы думаем,-должен был знать книгу Исход 667 и намеренно повторяет слова песни Моисея, отвечающей чувствам благодарной души, понимающей величие благодеяний Божиих. И много раз Господь спасал народ свой; но только христианин мог вполне отдаться бесконечному чувству радости, ибо самая награда ему обещанная-бесконечна. „Господь сила моя и песнь: Он соделался моим спасением“- восклицает псалмопевец в 14-м стихе псалма 117-го.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Закрыть itemscope itemtype="" > " Большой пасхальный звон в День Великой Победы " Звонильная неделя в Москве стала церковно-государственным событием 08.05.2007 310 Время на чтение 5 минут С 8 апреля по 9 мая в рамках VI Московского Пасхального фестиваля в столице проходит Звонильная неделя. Впервые в нынешнем году её программа заняла более календарного месяца. Об этом событии рассказывает один из организаторов праздника - старший звонарь храмов Московского Кремля и храма Христа Спасителя, председатель общества церковных звонарей Московской Патриархии Игорь Коновалов. - Игорь Васильевич, что примечательного, нового на Звонильной неделе, одном из самых значительных событий Московского Пасхального фестиваля, в нынешнем году? - Программа Звонильной недели разработана Обществом церковных звонарей Московской Патриархии, дополнена нашим священноначалием и благословлена Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Эта программа являет преемственность и укрепляет традицию русского православного колокольного звона в торжество Светлого Христова Воскресения. География мест, откуда уже приехали или в течение месяца приезжали звонари, впечатляет: от Архангельска до Анапы, от Минска и Бреста до Тюмени и Омска... Каждый звонарь - участник нынешнего Фестиваля, везет свой опыт церковного звона, свою индивидуальную манеру. На каждой из пятидесяти двух колоколен Москвы звонари встречаются на ярусе звона и поочередно звонят в колокола. Такое общение, " перемешивание " различных колокольных школ и направлений очень полезно для звонарей. Это поможет повысить общий уровень мастерства церковного звона, на радость всей нашей Церкви. Ведь мы не просто так приглашаем кого-то поучаствовать в Звонильной неделе. Сегодня звонарей много. Могли бы и силами московских звонарей устроить такой фестиваль. Нам интересно, чтобы и наше умение было подхвачено в регионах России и за рубежом. К сожалению, во многих регионах нашей страны есть колокола лишь одного из производителей. И тамошние звонари ничего лучше не видели и не слышали. А в Москве они могут увидеть колокола производства десятка других производителей. Да еще и старинные колокола.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010