Иван Андреевич Варваций до самой своей кончины в 1825 году постоянно заботился о благоустроении Тихвинской церкви, оказывая ей самое пристальное внимание. Причиною такого внимания, как и самого построения храма, было глубокое почитание И.А. Варвацием образа Тихвинской Божией Матери. В день празднования этой иконы 26 июня 1770 года произошло знаменитое Чесменское сражение между Русской и Турецкой флотилиями, закончившееся славной победой русских моряков. В этом сражении принимал участие и молодой греческий патриот – Иоаннис Варваркис, ставший впоследствии российским надворным советником. Судя по всему, храм был построен в классическом стиле. С западной, северной и южной стороны он был украшен портиками с колоннами. Двухъярусная колокольня находилась в одной с ним связи. Старанием И.А. Варварция была произведена и внутренняя роспись храма. В январе 1823 года для храма были устроены три новых иконостаса, вызолоченные на полимент, а также два заклиросных резных киота для местных икон. И иконостасы и киоты были сделаны на средства астраханской мещанки Марии Никифоровны Перетрутовой в память о чудесном спасении императора Александра и его семьи во время крушения поезда на станции Борки 17 октября 1888 года. На западной стене храма на паперти находилась большая мраморная доска, повествующая, на русском и греческом языках параллельно, о построении в 1805 году Тихвинского храма. Рядом с храмом первоначально находилось кладбище, со временем упразднённое, но церковный причет бережно сохранял оставшиеся в его ограде два склепа-памятника, под которыми покоились супруга храмоздателя И.А. Варвация и две его дочери с мужьями. Из святынь, хранившихся в храме, был особо замечателен серебряный ковчег для хранения Святых Даров весом 5 фунтов, вокруг основания которого была сделана надпись: «Сооружён сей ковчег к храму Пресвятой Богородицы Тихвинской во время главного командира при кабинете Его Превосходительства Адама Васильевича Олсуфьева старанием при казённых садах содержателя премьер-майора Ивана Андреевича Паробича 1761 года 15 сентября».

http://sobory.ru/article/?object=50854

Инициатором передачи стало Общество Ревнителей Православной Культуры. В декабре 1992 года часовня была наконец передана Церкви и приписана к Николо-Кузнецкому храму. По благословению патриарха Алексия был создан Попечительский совет по восстановлению часовни-памятника, который возглавил протоиерей Александр Салтыков, духовник Общества Ревнителей Православной Культуры. Начиная с 1993 года наипервейшим делом Общества стало возобновление регулярных богослужений в часовне в дни поминовения воинов, " живот свой за Церковь и Отечество положивших " . Знаменательным в жизни часовни стал 1998 год - год 120-летнего юбилея освобождения Болгарии и подписания Сан-Стефанского мирного договора. 1 марта состоялось освящение и открытие часовни-памятника в присутствии Святейшего Патриарха Алексия II. 3 марта, в день национального праздника Болгарского народа - Дня независимости - у вновь освященной часовни состоялось торжественное поминовение воинов духовенством Русской и Болгарской Православных Церквей. В торжествах обоих дней приняли участие Болгарское посольство, представители МИДа России, правительства Москвы, офицерский состав Московского военного округа, военных академий, широкая общественность. Были возложенывенки от Министерства обороны и болгарского посольства. В 121-ю годовщину битвы под Плевной, 10 декабря 1998 года у сверкающей золотым крестом отреставрированной часовни состоялось уже традиционное для Москвы поминовение гренадер. В декабре 1999 года, учитывая значение и роль памятника в деле возрождения традиций православного воинства, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II взял в непосредственное ведение великую воинскую святыню, учредив при Часовне - памятнике гренадерам, Патриаршее Подворье. Приписана часовня к храму свт.Николая в Кузнецах. По материалам http://www.pobeda.ru «Знамение» иконы Божией Матери и Александра Невского, благоверного князя, часовня (Ильинский бульвар, дом 7). Часовня-памятник гренадерам, павшим под Плевной, сооружена на средства солдат и офицеров Гренадерского корпуса в память погибших русских солдат при освобождении Болгарии от османского ига в 1877–1878 гг.

http://sobory.ru/article/?object=01968

На день памяти преподобного Феодора Студита пришлось знаменитое бегство хана Ахмата от реки Угры и падение татаро-монгольского ига. Тогда же, в конце XV века, на этом месте построили памятную часовню в честь Феодора Студита и Смоленской иконы Божией Матери. А вскоре в память об избавлении от хана Ахмата на Угре великий князь Иван III основал здесь и женский Смоленский монастырь. Возможно, что тогда же и появилась первая Феодоровская церковь, которая сначала была соборным храмом этого монастыря. По крайней мере, летопись упоминает ее уже в описании московского пожара 1547 года. Главный престол церкви был освящен в честь Смоленской иконы Божией Матери, а придел- во имя Феодора Студита. Другая версия гласит, что эту церковь патриарх Филарет устроил из древней часовни. Возможно, что прежняя (монастырская) церковь к тому времени сгорела или была сильно порушена. Дополнительно известно то, что по Смоленской иконе и основанный Иваном III монастырь, и, позднее, ближайшие ворота Белого города (будущие Никитские) именовались Смоленскими. В 1619 году у этих ворот встречали из польского плена Феодора Никитича Романова, будущего патриарха Филарета. Видимо, здесь его встречало духовенство, поскольку свидание отца с царственным сыном произошло раньше, у Пресненских прудов. В благодарность за избавление от плена патриарх Филарет по обету обустроил Смоленский монастырь. Он стал мужским и был переименован в Феодоровский – в честь святого патрона патриарха- Феодора Студита. Монастырь, для которого царским указом отвели обширную территорию, предназначался для патриарших слуг. В 1624-1626 годах Филарет и построил здесь новую Феодоровскую церковь, которая стала соборным храмом монастыря. Возможно, что она действительно была перестроена из часовни, которая сохранилась до того времени и была посвящена небесному покровителю патриарха Филарета. Храм считался патриаршим домовым, как и «официальная» Ризположенская церковь в Кремле. В новой обители у Никитских ворот иждивением патриарха была устроена одна из первых в городе больниц для бедных.

http://sobory.ru/article/?object=02257

Но мудрый владыка не ошибся в своем выборе. Уже 3 сентября 1990 года у стен вновь обретшей законного хозяина церкви состоялось первое богослужение, на котором присутствовало более двухсот человек. Отец Стефан отслужил на подмостках храма водосвятный благодарственый молебен с акафистом Казанской иконе Божией Матери и пообещал прихожанам уже через два месяца открыть разрушенный храм. По Божьему промыслу, храм восстанавливался всем миром, и 4 ноября того же года здесь состоялся престольный праздник. На Божественной Литургии присутствовал потомок знаменитого графского рода, ведущего начало от Екатерины II, Николай Николаевич Бобринский, который привез и подарил храму семейную реликвию – икону Иоанна Предтечи. Многие люди пожертвовали в храм иконы из своих домов, а иконостас с резными колоннами, левый и правый приделы, а также купол расписаны рукой старейшего местного художника Константина Кистенева. В 1995 году храм был полностью восстановлен, и по сей день в нем регулярно совершаются богослужения.  Свято-Казанский храм стоит в самом сердце Богородицка, в прекрасном старинном парке. Колокольня храма - в прошлом въездная башня имения графа Алексея Григорьевича Бобринского, незаконнорожденного сына императрицы Екатерины II. Всё здесь - буквально пропитано историей. Вообще, Богородицк - из тех городов, что изначально были призваны защищать границы Московского государства от врагов. Достаточно вспомнить, что не так уж далеко от нынешнего города в 1380 году состоялось Куликовское сражение. Из документов следует, что долгое время Богородицк являлся как военным, так и экономическим центром. В 1764 году он вдруг стал селом, а через два года вместе с землями села Бобрики стал собственной царской волостью. Двумя годами позже Екатерина II назвала Богородицк слободой, а ещё через десять лет вернула ему городской статус. В 1771 году на высоком левом берегу речки Упёрты началось грандиозное строительство дворца графа Алексея Бобринского. Дворец окружили парком - одним из самых первых в России, если не принимать в расчёт парки Петербурга.

http://sobory.ru/article/?object=00875

Прежде всего, в сознании православных верующих русских людей издревле живет подкрепляемая чудесными явлениями твердая уверенность в том, что священная земля нашей Отчизны находится под непрестанным милостивым покровительством Царицы Небесной. Ее дивное предстательство пред Богом многократно спасало народы нашей страны от вражеских нашествий, избавляло многих от внезапной смерти, возвращало воинов с поля битвы в родные семьи по молитвам их верующих матерей. И святая Церковь наша, исповедуя в одном из своих замечательных песнопений, что «небесе и земли Царица, от святых сродних наших умоляемая, доныне землю Русскую покрывает», усердно взывает к Ней: «О, Владычице Державная! не престани и на будущее время во утверждение на Руси Православия милости и чудеса изливати до века». Но и в мирные времена Матерь Божия помогает нам «низлагать ополчения сопротивных», то есть побеждать невидимых врагов нашего спасения: прогонять нечистые помыслы, искоренять порочные навыки, противостоять греховным соблазнам, угашать «раскаленные стрелы лукавого» ( Еф. 6:16 ). Ведь помимо кровопролитных войн, происходивших и все еще, к сожалению, происходящих на земле, в мире беспрерывно совершается великая незримая, но напряженнейшая духовная война, фронт которой проходит через каждое человеческое сердце. Это – всеобъемлющая и многообразная в своих проявлениях борьба между добром и злом, между любовью и ненавистью, между стремлением к праведности и служением греху. И в этой духовной борьбе каждый из нас, призванный быть »добрым воином Иисуса Христа« ( 2Тим. 2:3 ), имеет дивную Помощницу и Покровительницу в лице Божией Матери, Которую Святая Церковь именует «избранной Воеводой», «нерушимой стеной и предстательством», «лукавых духов Прогонительницей». Вспоминая о чудесном знамении от иконы Пресвятой Богородицы, задумаемся о самом понятии «чуда» и о значении чудес в жизни христианина. Иногда думают, что чудо – это необходимое средство для возбуждения веры, то есть такое сверхестественное явление, которое для того и совершается, чтобы поразить воображение человека и заставить его поверить в то, чего раньше он никак не хотел признать. Так мыслящие о чудесах, и особенно люди малоцерковные, идут иногда и дальше, делая для себя такой вывод: «Поверю в чудеса лишь в том случае, если сам, своими глазами, увижу чудо».

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Сегодня мы празднуем день иконы «Всех скорбящих Радость». Почему нас здесь так много? Почему по всей Русской Церкви сегодня тысячи и тысячи людей прославляют имя Божией Матери? А потому, что Царица Небесная помогает нам, когда скорбь превышает наши возможности этой скорби противостоять. Это происходит тогда, когда внешние обстоятельства, порой губительные для нашей личности или для дела, которому мы служим, вдруг становятся настолько грозными и опасными, что мы сознаем: наших сил не хватит для того, чтобы их преодолеть. То же самое происходит и тогда, когда нас посещают тяжкие недуги, когда мы сознаем, что ни врачи, ни современные лекарства не смогут нам помочь. Тогда скорбь превышает наши возможности жить, разрушает наш внутренний мир. Но когда из глубины такого страдания мы воздыхаем к Царице Небесной, Она слышит нас. То же самое происходит и тогда, когда неожиданно возникают конфликты, опасные для наших семей, приходов, общин, трудовых коллективов, разрушающие ткань человеческих отношений. Тогда мы видим, что никакими собственными силами мы не можем примирить людей, — это особенно остро чувствуется во время семейных конфликтов, когда разрушается доверие между супругами, рушатся семьи. И наконец, каждому из нас рано или поздно придется предстать перед лицом смерти. Сколько бы людей ни окружало умирающего, как бы дорог он им ни был, как бы знаменит он ни был в обществе, в народе, как бы он ни был любим в семье, приближение к смерти — это всегда глубочайшее одиночество. Кто-то из писателей сравнил этот момент с тем, как человек едет в трамвае, окруженный другими людьми, и вдруг все неожиданно начинают выпрыгивать из вагона, и человек остается совершенно один. Нет ни вагоновожатого, ни кондуктора, ни пассажиров — он один, а трамвай набирает и набирает скорость…  Этот образ помогает понять, что происходит с человеком, когда он приближается к смерти. Человек становится одиноким, потому что никто не может быть с ним в этот минуту, даже если гроб, его смертное ложе окружают другие люди. Вместе с ним не может быть никого, кроме Царицы Небесной, Которая есть наша Мать. Царица Небесная пребывает с нами, когда мы испытываем величайшие скорби и муки; когда нам не хватает сил, чтобы справиться со стоящими перед нами задачами, преодолеть физические и духовные недуги, восстановить человеческие отношения; и, наконец, тогда, когда в полном одиночестве мы приближаемся к смерти.

http://patriarchia.ru/db/text/1313718.ht...

3563 Преподобный Дионисий, в мире Димитрий, родился в 1362 году в окрестностях города Вологды. О его родителях и жизни его до принятия иночества не сохранилось сведений. Он был пострижен Дионисием, игуменом Спасокаменной обители, находившейся на Кубенском озере, и в этой обители подвизался 9 лет. Кубенское озеро названо «Великим» вероятно потому, что из всех озер Вологодского края оно – самое большое. 3565 Селение Лучица, называемое иначе «Святая Лука», находилось на берегу Кубенского озера у устьев реки Кубени. Здесь до прихода преподобного Дионисия существовал пришедший в запустение монастырь, и Дионисий его возобновил. 3566 Преподобный Дионисий был рукоположен в иерейский сан ростовским архиепископом Григорием и, по мнению преосвященного Филарета («Жития святых», июнь, стр. 11) еще до окончания постройки храма на Лучице. 3569 Преподобный Дионисий сам писал иконы, так как был искусным художником. До сих пор сохранились иконы, писанные его рукою. Так, в Прилуцком монастыре показывается икона преподобного Димитрия, написанная им; в Кирилло-Белозерском монастыре в иконостасе собора есть образ преподобного Кирилла – тоже его работы и др. 3572 Преподобный Дионисий скончался 74 лет от роду в воскресный день 1 июня 1437 года. Московский Собор, бывший в 1547 году при митрополите Макарии, причислил его к лику святых, а в 16 столетии была построена первая церковь во имя его Мощи его почивают под спудом в Сосновецком монастыре в храме во имя святых Дионисия и Амфилохия. В монастыре хранятся две иконы, – одна Покрова, а другая Знамения Божией Матери, – обе по преданию написаны преподобным Дионисием. Наружность преподобного была такая: роста он был низкого и телом весьма худ, голову имел немалую, брови – полукруглые, лицо-продолговатое, щеки – впалые, глаза – кроткие, бороду – до груди, густую, волосы – светлорусые и полуседые. 3573 Весь Христови, т.е. всего себя отдал Христу, все силы свои посвятил исполнению заповедей Христовых. Читать далее Источник: Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского/12 книг. – Москва : «Ковчег», 2010.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Благословение на принесение икон в Россию дали чтимые в Сербии духовники – старцы Иоанн (Иеленко) и Серафим (Милькович; † 24.12.2020). Эту миссию осуществила госпожа Биляна Ракович, духовная дочь отца Серафима, горячо любившего Россию и русский народ. Благодать Божия, почивающая на иконах, проявила себя и в аэропорту Белграда. Пока его сотрудник, сначала холодно объявивший себя неверующим, распоряжался перемещением икон к трапу – а они в футлярах были очень велики, что создавало проблемы, – он совершенно переменился, буквально преобразился. В конце бережно положив с другими сотрудниками иконы на движущуюся ленту, он вытянулся в струночку и отдал Русским Царям воинскую честь! Так же поступили и помогавшие ему. Глаза его сияли. А сотрудницы аэропорта, провожая Царей, плакали, одна стала на колени. Иконы прибыли в Россию в начале Страстной седмицы этого года. Образ Царя Лазаря сейчас находится в Ростовской области. Люди также получают через него помощь свыше. Неделю по благословению настоятеля протоиерея Константина Королева и почетного настоятеля схиархимандрита Варсонофия (Кузьмина) пробыла икона Царя страстотерпца Николая в храме Всех Святых, в земле Санкт-Петербургской просиявших, Кингисеппа. Затем по благословению архимандрита Нектария (Головкина) более недели образ находился в храме святых Петра и Февронии в Петергофе . Здесь икона, вносимая а храм, заблагоухала. И на днях сербский образ Царя Николая прибыл в главную обитель Санкт-Петербурга – в Александро-Невскую Лавру, где пробудет до 15 июня . Это представляется не случайным, ведь произошло в канун 800-летия со дня рождения святого Благоверного Князя Александра Невского. А также всего за несколько дней до дня рождения самого святого Государя Николая Александровича и в преддверии 300-летия провозглашения Государства Российского Империей, что состоялось в день Казанской иконы Божией Матери. Об этом событии в исторических документах написано: «22 октября (по ст.ст.) 1721 г. в Троицком соборе Санкт-Петербурга была проведена обедня, а затем зачитан текст заключённого со шведами мирного договора. Феофан Прокопович выступил с проповедью, описав все знаменитые дела царя, за которые он достоин называться Отцом Отечества, Императором и Великим. Вслед за этим к царю подошли сенаторы, канцлер граф Г. И. Головкин обратился к Петру с просьбой принять титул Отца Отечества, Петра Великого, Императора Всероссийского. Под залпы сотен орудий Адмиралтейства, Петропавловской крепости и введённых в Неву 125 галер Пётр принял новый титул... Так Россия стала империей».

http://ruskline.ru/news_rl/2021/05/14/ko...

Знаменательно, что, как минимум, дважды Мурановскую церковь посетила великая княгиня Елизавета Фёдоровна, сестра последней императрицы, ныне преподобномученица. Она приезжала сюда в 1909 г. почтить память скончавшегося в этом же году строителя церкви И.Ф. Тютчева, а также на крестины его племянника Николая в 1916г. После революции последнее богослужение в храме совершалось на Пасху в конце 1920-х годов. В 1930-е годы храм был разорен и передан колхозу, который использовал его под свои нужды. В 1950-х годах здание церкви возвращено музею и служило фондохранилищем. В 1998 г. директор музея-усадьбы " Мураново " В.В. Пацюков обратился к митрополиту Московской области с просьбой возобновить богослужения в храме. Распоряжением Владыки храм был сделан приписным к церкви в честь Страстной иконы Божией Матери в деревне Артёмово. С июня 1998 г. перед храмом стали совершаться молебны. Первая Божественная Литургия была совершена в Мурановском храме на престольный Праздник Спаса Нерукотворного 29 августа 1998 г. Сразу же начались ремонтно-восстановительные работы. На сегодняшний день внутренний интерьер церкви почти полностью воссоздан. Проделаны значительные работы по налаживанию гидроизоляции и устройству дренажных систем. К числу храмовых святынь относится чтимая икона «Умиление Пресвятой Богородицы», которая когда-то пребывала в Серафимо-Дивеевской обители - одна из первых копий с чудотворной иконы, перед которой молился старец Серафим. В храме также хранятся частицы мощей многих Святых Угодников. Некоторые иконы, когда-то находившиеся в храме, были возвращены. В частности, краеведческий музей города Пушкино передал образ Спаса Нерукотворного, который ранее пребывал в храме Мурановской усадьбы. Осенью 1999 г. командующий Главным штабом ВВ РФ генерал-полковник Б.Н. Мансин передал в дар храму образ «Спаса Нерукотворного» - икону, которая на протяжении 10-ти лет не раз спасала его во время боевых действий в горячих точках нашей страны и за её пределами. К 2000-летию Рождества Христова в Мурановской усадьбе рядом с храмом была полностью воссоздана утраченная в 1920-е годы колокольня. Осталось только три фотографии старой звонницы, однако стараниями опытных специалистов был создан проект, и колокольня обрела своё второе рождение. Сейчас её украшают девять колоколов, отлитых на Урале. В общине храма есть профессионально обученные дипломированные звонари.

http://sobory.ru/article/?object=00652

Когда же на другой день по утру во время благовеста на всенощную собрались люди к оной церкви для приношения своих молений, то уже Чудотворной иконы в ней не получили и, поискав ее с великою печалью во всем городе, нигде не нашли, уведав же чрез посланных они себе, что она пребывает на прежнем своем, где явилась, месте в пустыне, там построив часовню новую‚ поставили ее в оной. Хотя же оными города Рыльска жителями и еще сия Чудотворная икона переносима была два раза, однако она в их городе пребывания своего не имела, а переходила на прежнее свое место в пустынь. После же того минуло много времени, и случилось из числа приходящих для прибытка своего в оный лес‚ где явилась сия Чудотворная икона людей, одному города Рыльска жителю, называемому Малютой, прийти в оной лес, и, будучи на самом том, где явилась оная икона месте, обступлен был нашедшими в то время на оное место крымскими татарами; не имея же он никакой надежды к избавлению от предлежащего ему плена‚ влез на древо там стоявшего дуба, где, помолясь к Пресвятой Богородице, защищен был дивным образом от оных варваров, по отступлении которых от того места упомянутый Малюта объявил о семь чуде товарищам своим, которые по многократном покушении осмелелись наконец взять оную Чудотворную икону из пустыни в город Рыльск и, согласясь, взяли ее в некое малое судно, и повезли рекою Тускорью, а из Тускори рекою Семью, с намерением принести ее в город Рыльск‚ до которого, мало не доехав, вдруг нечаянно сделалось на реке сильное волнение так, что плывущие люди отчаялись жизни своей, да из числа их три человека погружены уже были в воду, остальные же на оном наполненном водою судне, хотя не уповали иметь никакого себе от потопления спасения, однако, помолясь Божией Матери, обещались оной Чудотворной иконы впредь из того, где она явилась, места не брать, и как буря прекратилась, и все, кои и в воде уже были, от потопления спаслись, то не въезжая они в город Рыльск, не медля возвратились с оною Чудотворной иконой в пустынь, где она явилась.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010