Впервые после почти семидесятилетнего периода отсутствия литургического общения совместное сослужение двух Первоиерархов ПЦА и РПЦЗ — митрополитов Ионы и Илариона — состоялось в этом году, по приглашению управляющего Патриаршими приходами в США архиепископа Юстиниана, в день святых равноапостольных Кирилла и Мефодия и день тезоименитства Святейшего Патриарха Кирилла, в Свято-Николаевском Патриаршем соборе Нью-Йорка. А на престольный праздник Знаменского собора Зарубежной Церкви, как было решено, вместе с Предстоятелями будут служить и члены обоих Синодов. Накануне праздника Курской Коренной иконы традиционно начинает свою работу Синод РПЦЗ. В самый канун праздника состоялось заседание и так называемого Малого Синода ПЦА — нелегким было оно для митрополита Ионы. На повестке дня, в числе прочих, стояли вопросы по проверке работы консультативного комитета по сексуальным злоупотреблениям (в отчете о заседании он стоял первым), отчет об исполнении решений прошедшего в конце октября — начале ноября в Сиэттле 16-го Всеамериканского Собора, корректировка планов работы синодальных отделов, комитетов и комиссий, утверждение планов заседаний Синода на 2012 год. Уже позже, когда будут сказаны речи и вручены ордена, митрополит Иона признается, что праздничное богослужение его очень укрепило, и поблагодарит митрополита Илариона за  возможность «собраться вместе, молиться вместе, чтобы отпраздновать нашу братскую любовь вместе, как единая Церковь». «10 декабря, день празднования нашей общей святыни — Курской Коренной иконы Божией Матери, был удачно выбран нашим Первоиерархом — митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Иларионом, — рассказывает протоиерей Серафим Ган. — Некогда мы были одной Церковью, эту святыню знают и почитают православные американцы. Курская Коренная икона именуется «Одигитрией» — Путеводительницей русского зарубежья. И мне хотелось бы напомнить еще об одном недавнем событии. 20 ноября, в годовщину издания святым Всероссийским Патриархом исповедником Тихоном своего исторического указа за 362 и в день рождения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в Александро-Невском кафедральном соборе Парижа состоялось сослужение Первоиерарха и духовенства Русской Зарубежной Церкви с Экзархом русских православных церквей в Западной Европе Константинопольского Патриархата архиепископом Команским Гавриилом. Теперь можно сказать, что все три ветви некогда единой Русской Зарубежной Церкви возобновили Евхаристическое общение и молились под покровом и по прямому указанию Божией Матери, Которая, верим, все эти нелегкие десятилетия указывает путь русским людям, оказавшимся на чужбине, не дает оторваться от своих корней, ведет их спасительным путем служения вдали от родины и дает мудрость для разрешения раздоров и нестроений».

http://pravmir.ru/edinomysliem-ispovemy/

Можно было бы согласиться с коллегами из «Союза православных журналистов», что начавшаяся вакханалия по поводу трагического случая, произошедшего в Киево-Печерской лавре во время Причастия, не достойна православных. Как и то злословие, которому подвергся митрополит Онуфрий в связи с этим, оно скорее является печальным свидетельством духовного нездоровья тех, кто это писал. Что возьмёшь с пцушников? Раскольники – они и есть раскольники. Они воспринимают любое событие в своей искажённой системе координат. К сожалению, это можно сказать и о некоторых наших церковных деятелях. В частности, на этой теме, конечно же, «потоптался» протодиакон Андрей Кураев. Однако комментарий «Союза православных журналистов» нельзя назвать удовлетворительным. Понятно стремление коллег представить это событие как рядовое и тем самым защитить митрополита Онуфрия от нападок откровенных врагов и недобросовестных критиков. Однако событие на самом деле из ряда вон выходящее. Поэтому все адекватные православные люди восприняли эту новость с тревогой. Начать с того, что трагедия произошла не за обычной воскресной литургией, а во время торжественного Богослужения, посвящённого 32-летию хиротонии владыки Онуфрия. И это невозможно не воспринять как знак Свыше. Во-вторых, это произошло в день празднования иконы Божией Матери «Знамение». А это является основанием прочитать этот несчастный случай как какое-то знамение. Кому и о чём посылает знамение Господь – другое дело. Не нашего ума, но сам факт вызывает тревогу. Третий штрих события тоже примечательный. Митрополит Онуфрий служил в облачении покойного предстоятеля УПЦ МП митрополита Владимира (Сабодана), которое ему подарил секретарь почившего Блаженнейшего бывший митрополит Александр (Драбинко), который, как известно, ушёл в раскол. Теперь это облачение, которое, видимо, митрополит Онуфрий воспринимал как некую святыню и некое знамение, придётся сжечь. Остаётся надеяться, что, сжигая облачение митрополита Владимира, подаренное митрополиту Онуфрию раскольником Драбинко, будут сожжены все иллюзии об автокефалии Украинской Православной Церкви.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/12/14/zn...

— Ваше Преосвященство, чем, по Вашему мнению, вызвано введение нового праздника 4 ноября? В данном случае можно говорить о смещении акцентов, благодаря которому был избран новый день — 4 ноября. Дело в том, что праздник, олицетворяемый днем 7 ноября, воспринимается в обществе далеко не однозначно. Часть общества воспринимает эти традиции и парады положительно и это связано у людей с их внутренними убеждениями. Другая часть общества, особенно молодежь, совершенно не воспринимает 7 ноября, поскольку у нее другие ценности. Но не случайно праздник 7 ноября называли Днем примирения и согласия. Церковь в данном случае выступает со следующей позиции: если 7 ноября вызывает столько разногласий и раздоров с ним связанных, то разумную инициативу по поводу переноса дня празднования следует поддержать. 4 ноября — праздник Казанской иконы Божией Матери и его было предложено объявить днем народного, общенационального единства. Почему общенационального? Потому что если мы посмотрим на нашу историю, то увидим, что Матерь Божия через свой Казанский образ не раз помогала преодолеть многие серьезные опасности в истории нашей страны через объединение. Эта икона стала хоругвью нашего объединения и спасения в Смутное время начала XVII века и в трудные годы Великой Отечественной войны. Казанская икона Божией Матери стала знамением милости Божией и Царицы Небесной к людям России. Когда мы вспоминаем начало XVII века — Смутное время, захват Кремля, польско-литовскую интервенцию, которая поставила перед русским народом вопрос о самой возможности существования нашего государства, мы вспоминаем и то, что ополчение Минина и Пожарского пришло для спасения Москвы с иконой Божией Матери Казанской. И русские люди увидели в победе ополчения над врагом знамение милости Царицы Небесной. И если Россия — дом Пресвятой Богородицы, то для нас будет естественным выбирать днем согласия и примирения праздник особо почитаемой православной святыни. Тем более, что в момент освобождения Кремля от врагов наше ополчение состояло и из православных, и из мусульман, из людей многих других национальностей, имеющих свои религиозные убеждения. Этот факт говорит в пользу идеи сделать день 4 ноября общенациональным праздником.

http://patriarchia.ru/db/text/56294.html

27 августа делегация Коптской Церкви посетила Нило-Столобенскую пустынь на озере Селигер и побывала в Богородицком Житенном женском монастыре в Осташкове. В Житенной обители состоялось теплое общение гостей с настоятельницей игуменией Елисаветой (Евдокимовой) и сестрами. Матушка рассказала гостям об истории и современной жизни монастыря, показала главную святыню обители — чудотворный Смоленский образ Божией Матери «Одигитрия», надвратный храм, жилые корпуса XVIII века и монастырский Дом милосердия, где проживают одинокие матери с детьми, престарелые люди и инвалиды, потерявшие кров и нуждающиеся в поддержке, которую им оказывает Житенная обитель. Глава делегации епископ Вукол подарил игумении Елисавете, сестрам и каждому жителю Дома милосердия по иконе преподобного Макария Великого. В тот же день делегация прибыла в пределы Новгородской митрополии, где первой остановкой стал Валдайский Иверский Святоозерский монастырь. Гостей встретил викарий Новгородской митрополии  епископ Юрьевский Арсений  и наместник обители иеромонах Антоний (Битьмаев). Египетские монашествующие поклонились чудотворной Иверской иконе Божией Матери. Вечером паломники прибыли в Великий Новгород. В Юрьевом монастыре — одной из древнейших обителей России — владыка Арсений провел для гостей экскурсию по соборному храму в честь Преображения Господня, являющемуся объектом всемирного культурного и исторического наследия; в настоящее время святыня бережно реставрируется. Епископ Арсений дал прием в честь делегации игуменов и насельников монастырей Коптской Церкви. В ходе братского общения по просьбе гостей иерарх рассказал о современном служении Русской Православной Церкви и о ее истории, в которой немалую роль играла Новгородская земля. 28 августа, в праздник Успения Пресвятой Богородицы, члены делегации присутствовали на праздничной Божественной литургии в Софийском кафедральном соборе Новгорода, служение которой возглавил  митрополит Новгородский и Старорусский Лев . По окончании богослужения глава Новгородской митрополии обратился с приветствием к представителям коптского монашества, отметив: «Мы сердечно приветствуем вас в Софийском соборе — древнейшем храме России, в котором пребывает чтимый чудотворный образ иконы Божией Матери " Знамение " . Пресвятая Богородица не раз являла Свое великое заступление за наш город и несметное число раз — за всю нашу Русь. Но Покров Ее незримо пребывает над всем миром, и особенно над Египетской землей — землей, где начинало зарождаться монашество».

http://patriarchia.ru/db/text/5839570.ht...

Россия, как православная страна, родная и достойная дщерь восточной православной церкви. Принявши с востока православную веру христианскую, Россия приняла оттуда дух благочестия, преданности Богу и святости жизни. И этими качествами привлекла ту же благодать Божью, вообще и в частности, заступление Божией Матери, которыми так богата была, особенно в первые времена христианства, церковь восточная. Вникая в историю России, мы неоднократно видим явление помощи Божией Матери во времена тяжкие для России. Так во время татарского ига, Пресвятая Богородица не раз оказывала свою помощь нашим предкам через свои чудотворные иконы, например: при победе над врагами во время знаменитой куликовской битвы; великому князю Дмитрию Донскому – через чудотворную икону, именуемую Донской; при нашествии Тамерлана; великому князю Василию Дмитриевичу – через чудотворную икону Владимирскую и др. В другое время, более близкое к вам, Божья Матерь чудесным своим явлением, через свою икону, называемую у нас Казанской, спасла Россию от ига иноземного в период самозванцев в 1612 году. Далее, в ближайшее к вам время, в начале этого столетия, через чудотворный свой образ, называемый Одигитрией, Она ободрила русских воинов, и Своим присутствием среди полков воодушевляла их победой над двадцатью чужими народами, нахлынувшими на Россию. А сколько в России чудотворных икон Божьей Матери?.. Есть чудотворные иконы Её: Казанская, Смоленская, Почаевская, Тихвинская, Владимирская, Ахтырская, Калужская, и мн. др. А сколько чудотворных икон в Москве – сердце России и центре Русского православия, и в нашем русском Иерусалиме – Киеве?... Ко всем этим иконам верующие, с любовью, притекают и получают утешения в скорбях, исцеление в болезнях и т. под. Что всё это значит, как не то, что Покров Пресвятой Богородицы всегда был и есть простёрт и над Россией, что следы Своего присутствия Она, небесная Заступница, напечатлела почти во всех частях нашего обширного отечества и что Её благоволением пользуемся все мы – Россияне.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Архиерейское богослужение в день принесения воссозданного образа посетили глава администрации Аксайского района Виталий Борзенко, глава г. Аксая Алексей Головин, представители Правительства Ростовской области и администрации Аксая и Аксайского района, духовенство Ростовской епархии, представители общественных организаций, казаки, многочисленные прихожане и паломники. Во время богослужения проходили видео- и аудиотрансляции для тех, кто не смог попасть в храм. По окончании Литургии владыку митрополита приветствовал благочинный приходов Аксайского округа протоиерей Андрей Мекушкин, поблагодаривший Его Высокопреосвященство за совместную молитву в знаменательный для города день обретения уникальной святыни. В дар митрополиту Меркурию благочинный передал список Аксайской иконы Пресвятой Богородицы. В своем слове глава митрополии поблагодарил всех, кто своим трудом и талантом послужил делу восстановления этого чтимого образа Божией Матери. Высоких церковных наград в этот день удостоены: глава администрации Аксайского района Виталий Борзенко (медаль Ростовской епархии святителя Димитрия, митрополита Ростовского); благочинный Аксайского округа, настоятель Одигитриевского храма протоиерей Андрей Мекушкин (медаль священномученика Николая Попова); председатель архитектурно-искусствоведческой комиссии Донской митрополии протоиерей Валерий Волощук (медаль святого праведного Павла Таганрогского); глава г. Аксая Алексей Головин (медаль святого праведного Павла Таганрогского); староста Одигитриевского храма Павел Кашкин (архиерейская грамота); атаман Аксайского юрта Дмитрий Киселев (архиерейская грамота); руководитель творческой мастерской Андрей Поройков (архиерейская грамота); руководитель иконописного отделения Донской духовной семинарии иерей Александр Литвиненко (архиерейская грамота); епархиальный древлехранитель иеромонах Гавриил (Звягинцев) (архиерейская грамота). Все молящиеся за богослужением получили в дар иконки с образом Божией Матери «Аксайским». Воссозданная икона Пресвятой Богородицы «Аксайская» будет постоянно пребывать в Одигитриевском храме города.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Праздничные службы совершались с особым великолепием и торжественностью. Царь выходил к каждой службе в сопровождении своей блестящей свиты и стоял обедню во всем царском наряде. После обедни патриарх подносил государю «благодарный» целый хлеб на серебряном блюде, а другие раздавал архиереям и боярам, а один или два хлеба ключари раздробляли на части, и патриарх раздавал их всем присутствовавшим. Общему великолепию праздника соответствовали некоторые особые подробности церковных служб, которые совершались тогда только в праздник Успения Богоматери. Самой великолепной и самою главной особенностью было совершение заутрени, подобной заутрене Великой субботы, которая почти вся состоит из погребального пения над плащаницей. Теми же самыми подробностями и с тем же самым знаменованием сопровождалась и заутреня Успеньева дня. Еще в XV веке на Руси заметно стремление совершать заутреню Успеньева дня так же, как совершается заутреня Великой субботы. В тверском церковном уставе 1438 года (синод. библ. 387) на Успение Божией Матери положено «надгробное пение», если изволит настоятель. Впрочем, здесь же замечено, что надгробное пение неотложно совершается в тех церквах, в которых праздник Успения приходится храмовым. Для надгробного пения ставилась праздничная икона Успения Богоматери посредине церкви, перед иконой становились священники и диаконы в полном облачении, и всем присутствовавшим раздавались свечи. Настоятель начинал каждение иконы и храма, а в это время «деместик» запевал тропарь: «Блажим Тя вси роди, Богородице Дево. И далее следовало пение трех статий с 17-й кафизмой «Блаженни непорочнии», точно в том же порядке, как и в заутреню Великой субботы, конечно с необходимым изменением содержания статий, приноровительно к празднику Успения Божией Матери. После каждой статий следовали малые ектении, и затем вторая статия начиналась припевом «Достойно есть блажити Тя Боюродице», а третья – «Роди вси песьми едину Богородицу блажим». В обиходнике Иосифо-Волоколамского монастыря о начале этого надгробного пения сделано следующее замечание: «на сей великий праздник живоноснаго Успения Владычицы нашея Пресвятыя Богородицы благодатию Христовою истиннаго Бога и Сына ея в дому ея в той день совершаем светлое торжество, по преданию и повелению и по уставу святых апостол, святых отец, пачеже нам зде от начальника нашего и создателя святыя обители сея трудолюбезнаго преподобнаго отца нашего и чудотворца Иосифа во всех святых Божиих церквах не токмо в монастыре, но по всем селам и по странам монастырской отчины праздновати духовно в псалмех и в песнех духовных, благодаряще Бога и Пречистую его Матерь, служити церковное пение сполна» 32 . По исследованию г. Дмитриевского, надгробное пение в день Успения Божией Матери совершалось и в богослужении греческой Церкви, откуда оно и перешло в наши богослужебные книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

Братия и сестры! Прославляя Богоматерь, – Заступницу, Ходатаицу и Молитвенницу нашу – мы чтим и Её иконописные изображения, и особенно те из них, через которые явно когда-либо была оказана Её помощь православному народу и его воинству. Эти иконы как бы запечатлели, засвидетельствовали, ознаменовали собой эту помощь Небесной Заступницы. Такова не только икона Знамения, но и многие другие – Казанская, Смоленская, Владимирская и другие. Икона Покрова Божией Матери знаменует собой явление во Влахернском храме святым Андрею и Епифанию Богородицы, молящейся с покровом в руках, за город Константинополь, освобождённый вслед за этим явлением от грозного врага. Не удивительно, братия и сестры, что верующие люди с древних времён привыкли думать, что там, где есть знамения и чудеса, там, следовательно, есть основания и для веры в Бога, в Его бытие, в Его благой Промысел о спасении человека. На такую связь знамений и чудес с верой в Бога указывал Сам Христос. Вы, – говорил Он одному царедворцу, – не уверуете (в Бога – Чудотворца), пока не увидите знамений и чудес ( Ин. 4:43 ). Когда Христос изгнал торгующих из Иерусалимского храма, то они, негодуя, спрашивали Его: Каким знамением Ты докажешь нам, что имеешь власть так поступать? ( Ин. 2:18 ). И во многих других случаях книжники и фарисеи просили от Него знамений ( Мф. 12:38 ; Мк. 16:1 ). Христос отвечал им: Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка ( Мф. 12:39; 16:4 ). Под знамением Ионы пророка разумелось трёхдневное пребывание Ионы в чреве кита ( Ион. 2:1 ) перед тем, как ему призвать Ниневию к покаянию и спасению. Это чудесное событие (трёхдневное пребывание в чреве кита) предзнаменовало собой трёхдневную смерть и воскресение Спасителя. Лукавые и развращённые книжники и фарисеи знали всё, что случилось с пророком Ионой, им «дано было это знамение», но они не хотели отнести его ко Иисусу Христу, не хотели видеть в нём указание на Сына Божия, пришедшего спасти мир через Свою смерть и воскресение.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Под временный храм весной 1989 г. куплена половина частного дома, примыкающего к строительной площадке, в котором в светлый день Пасхи отслужили первую литургию.  С Рождества Христова, 7 января 1990 г., богослужения стали совершаться в приобретенном здании бывшего винного магазина. 10 декабря 1989 г. в престольный праздник в честь Новгородской иконы Божией Матери «Знамение» состоялся первый торжественный крестный ход и освящение закладного камня в основании храма. Через хозуправление Московской Патриархии архитектором М.С. Соколовым был выполнен проект, поэтапно доработанный местными архитекторами Г.М. Некрашевичем, конструкторами Ф.Ф. Бобковым и И.С. Шапором. По крестильному храму строительные работы велись в кратчайшие сроки – с 4 мая по декабрь 1990 г., и в престольный праздник Знаменского собора 10 декабря епископ Красноярский и Енисейский Антоний освящает выстроенный крестильный храм в честь вмч. Георгия Победоносца. Регулярные богослужения совершаются в нем тремя священниками: кроме настоятеля в приход назначены о. Александр Демченко и о. Иоанн Хить, ранее бывшие в нем пономарями. 26 апреля 1992 г.  впервые над городом раздался колокольный звон – на опоре ЛЭП, приспособленной под звонницу, были размещены изготовленные на уральском заводе колокола. Звонарь Николай Николаевич Петров к этому времени уже приобрел некоторый опыт, так как ездил в Подмосковье в командировку с целью обучения искусству колокольного звона.  4 октября 1992 г. в отремонтированном здании бывшего лесоторгового магазина начала работу Воскресная школа прихода, первым преподавателем которой был Апенькин Анатолий Гаврилович, позднее служащий диаконом в монастыре святителя Николая Чудотворца в деревне Могочино Томской епархии.  По благословению настоятеля о. Владимира он взял под свою опеку и дом престарелых на Южном.  В 1993 г. создается Кемеровская епархия и назначается архиерей - Софроний, епископ Кемеровский и Новокузнецкий, а 6 июля в центре Георгиевского храма Знаменского прихода устанавливается кафедра – знак архиерейского служения. Богослужения совершаются ежедневно, служит четвертый священник – о. Борис Опарин, диаконы Александр Горшков и Владимир Агибалов. 15 сентября 1993 года Святейший Патриарх Московского и вся Руси Алексий II во время первого визита в г. Кемерово посетил строящийся Знаменский собор и удостоил высокой патриаршей награды настоятеля о. Владимира Курлюту – ордена св. блгв. кн. Даниила Московского I степени и сана протоиерея.

http://sobory.ru/article/?object=10787

В наше время китайская военная угроза остается достаточно серьезной. Надо думать, что значение иконы, как покровительницы и защитницы края, в том числе и в военном отношении, нисколько не уменьшилось. После этого случая икону стали особо почитать пограничники. Они изображали ее на своих знаменах, на каждой заставе был свой список с Албазинской. И вот сейчас я написал Патриарху письмо с просьбой пограничников о возрождении этой традиции, чтобы икона Божией Матери была их покровительницей, как в старое время. И чтобы в день пограничника икона, по благословению Святейшего, бывала на границе. А у иконы есть свой день, особый? Праздник Албазинской Божией Матери совершается на третий день после Троицы. Опасно сейчас на русско-китайской границе? Сейчас, как вы знаете, все границы ослабили, и она охраняется не очень хорошо. С нашей стороны ее еще хоть как-то охраняют, а с китайской ее вообще не охраняют. Очень многие китайцы теперь переходят границу и устраиваются жить в России. Провокаций на границе, как раньше, сейчас нет. Много ли китайцев в Благовещенске? Можно ли сказать сейчас, что сбывается пророчество Серафима Вырицкого, где он говорит, что китайцы вот так вот тихо заберут себе нашу дальневосточную землю? К этому все и идет. Они не с оружием, тихо мирно приходят. Сначала торговать, потом женятся на наших девушках. Многие китайцы работают на стройках, и они так и говорят: " Мы не для вас строим эти дома, мы строим дома для своих детей " . А почему русские женщины выходят замуж за китайцев, им больше не за кого там выйти? Во-первых, китайцы трудолюбивые, а во-вторых, непьющие, они зарабатывают деньги. Так китайцы и оседают на нашей земле. Бывали с этими женитьбами такие случаи. Вот он женился на русской девушке, прописался, стал хозяином дома и участка, после этого китаец разводится, девушку выгоняет, а к нему на это место едут родственники и знакомые. Поэтому сейчас, если девушка хочет выйти за китайца, ей предлагают ехать для этого в Китай, в России брак не регистрируют. Благовещенская епархия большая?

http://pravoslavie.ru/guest/gavriil.htm

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010