Первый деревянный собор Казанской Богородицы на территории монастыря построен в 1594 году. Уже на следующий год был заменен каменным. При разбойном нападении на монастырь в 1774 году пугачевские войска сожгли его. К концу XVIII в. Казанский собор обветшал так, «что камни валились из стен и сводов и никакие укрепления не могли возвратить ему прежней прочности», и в начале 1790 годов он был разобран. В 1791 году великим столичным архитектором И. Е. Старовым был спроектирован новый храм, но средств на его реализации сразу не нашлось. Воплощению проекта в жизнь было совершено 30 мая 1798 г. Именно в этот день Император Павел I, во время пребывания в г. Казани, заложил первый камень в будущий новый собор Казанской иконы Божией Матери и высочайше повелел выдать на его построение 25 тыс. рублей, а в 1802 году и император Александр I внес свою лепту в размере 20 тыс рублей. Возведение собора было поручено Ф. Е. Емельянову, которого И. Е. Старов вызвал в Петербург, чтобы проверить его профессиональные знания, убедиться, в состоянии ли казанский архитектор справиться с осуществлением его проекта. Знаменитый зодчий остался доволен. Влияние работ Старова, изучение его чертежей в процессе строительства, безусловно, сказались на творческом росте Емельянова. Но ему не удалось довести возведение собора до конца. В 1804 году, оклеветанный настоятельницей монастыря игуменьей Софией (в миру влиятельной княгиней Волхонской), он был предан суду. Сенат не нашел состава преступления, но всесильная игуменья настояла на отстранении Емельянова от должности. Собор был закончен новым губернским архитектором Я. М. Шелковниковым. За 10 лет был возведен грандиозный 5-ти купольный холодный храм Рождества Богородицы, самый большой в городе. В плане он имел 49 на 43 м и более 44 м высоты. С трех сторон он украшен порталами и колоннами юнического ордена, которые поддерживают фронтон. 18 колонн окружили собор со всех сторон, кроме алтарной части. Главный купол зиждется на колоннаде коринфского ордена. В последствии храм, согласно плану капитальной перестройки монастыря по проекту архитектора Я. М. Шелковникова, занял центральное место всего ансамбля обители, и все более поздние сооружения как бы " обволакивали " его. Интерьер храма Казанской иконы Божией Матери, также поражал величавостью и великолепием:

http://sobory.ru/article/?object=28667

По воспоминаниям очевидцев, накануне праздника в честь чудотворной Косинской иконы Божией Матери в Косино стекалось множество богомольцев издалека. Почти при каждом крестьянском доме в саду стояли врытые в землю столы со скамейками, где богомольцы пили чай, приготовленный хозяйкой дома. Ночевали богомольцы также у крестьян, а утром шли в храм. В праздничные дни служба была необыкновенно торжественная: приезжало духовенство не только из соседних сел, но и из Москвы. Служили в этот день знаменитые протодиаконы Михаил Кузьмич Холмогоров и Максим Доримедонтович Михайлов. После торжественной службы совершался многолюдный крестный ход на Святое озеро. До настоящего времени ни одна из церковных построек уникального комплекса не сохранилась в связи с беспощадным послереволюционным временем 30-гг. ХХ века. Как  уже было сказано выше, храм здесь был не всегда, здание церкви до 1990-х годов было насосной станцией местного косинского совхоза имени Моссовета. В отличие от многих храмов, в советское время преобразившихся в хозяйственные постройки, музеи, склады и прочее, эта, наоборот, была перестроена в 2004 г. из бывшей (уже брошенной) насосной станции. И это главный фактор неканоничности строения храма. Из-за близости воды вход в храм расположен на северной стороне церкви, алтарь на южной. Соответственно и кресты на головках церкви направлены на юг, а не на восток, как это принято. В XXI веке православный приход храма Успения Пресвятой Богородицы в Косино восстановил порушенную и перестроенную святыню - часовню-храм иконы Божией Матери " Живоносный Источник " на Святом озере. Ещё в 2007 году отец Михаил с прихожанами и неравнодушными кожуховцами начал работы по обустройству часовни в бывшем здании насосной станции, которая в советские годы выкачивала воды Святого озера для поливки огородов и произрастающей продукции в многочисленных теплицах местного совхоза. В настоящее время воссоздано внутреннее убранство часовни-храма, возведена шатровая крыша над основным четвериком, установлен позолоченный купол на барабан, облагорожена прилегающая территория и заход в воды Святого озера.

http://sobory.ru/article/?object=29403

В 1994 г. пустынь вновь возродилась. 12 сентября 1996 г. Свящ. Синод УПЦ одобрил присвоение обители ставропигии Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины. К 1994 г. осталось несколько корпусов, перестроенных для нужд расположенного на территории обители интерната. К 1997 г. в одном из корпусов был оборудован временный храм. В 1997–1999 гг. на месте явления Глинской иконы Божией Матери сооружена каменная часовня свв. правв. Иоакима и Анны. В 1997–2001 гг. на месте снесенной Успенской церкви построен каменный Свято-Николаевский храм, в 1999 г. взамен утраченной церкви Иверской иконы Божией Матери воздвигнут новый одноименный (оба сооружения отличаются от предшествующих). В 2002 г. обустроен Преображенский колодец с каменным 4-столпным навесом-часовней над ним, расчищен и восстановлен колодец Рождества Пресвятой Богородицы. С 2006 г. сооружается настоятельский корпус с Крестовоздвиженским храмом. http://azbyka.ru/palomnik Знаменитая Глинская пустынь находится в селе Сосновка Сумской области. Возникновение святыни связано с удивительной историей явления иконы Рождества Пресвятой Богородицы. В начале 16 в. пчеловоды, которые размещали ульи в лесу, увидели сияющий образ Богоматери на одной из сосен, а под деревом обнаружили целебный источник. С того времени люди стали приходить к этому чудотворному месту, где вскоре была построена часовня, а после – обитель, в которой монахи проводили богослужение. При строительстве часовни и монастыря икону несколько раз снимали с дерева, но на следующий день образ Пресвятой Богородицы находили на сосне. Первая церковь в этом месте возникла в конце 16 в. благодаря усилиям Ф. Милонова и его товарищей. Это была деревянная церковь Рождества Пресвятой Богородицы. За всю историю своего существования пустынь несколько раз передавалась Молченскому Печерскому Путивльскому монастырю и только в 1764 г. обрела независимость. Освящение церкви с одноименным названием состоялось в 1781 г. 19 век стал периодом расцвета обители, но во времена советской власти часть пустыни была отобрана, иконы и другие ценности изъяты, а в 1922 г. монастырь закрыли. Чудотворную икону вывезли в с. Шалыгино, но вскоре она пропала. На земле прежней пустыни действовал детский городок, потом сельхозартель, колхоз и промкомбинат. Открытие пустыни произошло в 1942 г. Просуществовав 21 год, обитель снова была закрыта.

http://sobory.ru/article/?object=13951

Въ ближайшее воскресенье было совершено моление ныне въ Бозе почившимъ митрополитомъ Меодиемъ, который интересовался всеми деталями этого необычайнаго чуда обновления, и затемъ подробно описалъ его въ своемъ труде: «О знамении обновления святыхъ иконъ», изданномъ имъ въ 1925 году (стр. 81-84). Верующая душа не можетъ не обратить внимания на знаменательное совпадение событий. Обновление святой иконы совершилось въ день празднования ея, установленнаго святой Православной Церковью. Матерь Божия, не разъ спасавшая Русскую землю отъ разорения, чудомъ обновления не свидетельствуетъ ли, что близится время, когда Она своей молитвой спасетъ вновь Русскую землю, «если все мы, изгнанники земли родной, съ воплемъ крепкимъ припадемъ къ чудотворному образу Царицы Небесной и едиными устами и единымъ сердцемъ возопиемъ къ Ней: " Матерь Божия, спаси землю Русскую! " — то неужели же Она не услышитъ насъ? Нетъ, возлюбленные, Она услышитъ, Она умолитъ возлюбленнаго Сына Своего, преклонитъ праведный гневъ Свой на милость, если только... покаемся и дадимъ обещание направить жизнь свою по заповедямъ Божиимъ» (Заветъ игумении Руфины въ книге «Ко дню празднования иконы Божией Матери «Владимирския», стр. 17). [Харбинский образ Владимирской иконы Божией Матери] Отъ этого чудесно обновленнаго образа, которымъ красуется наша святая обитель, до ныне источаются безчисленныя чудеса. Въ историческихъ судьбахъ нашего многострадальнаго отечества виденъ промыслъ Божий и всесильная помощь и заступничество Царицы Небесной. Не даромъ проникнутые страхомъ Божиимъ и христианскимъ подвигомъ святые угодники Божии и подвижники называли Русскую землю «уделомъ Пресвятыя Богородицы». Великое и неизреченное счастье, что мы русские православные люди имеемъ Заступницу и Помощницу въ скорбяхъ и бедахъ — Пресвятую Владычицу Богородицу. Невзирая на такой неоспоримый и доказанный фактъ, среди некоторыхъ православныхъ христианъ, къ сожалению, нашлись малодушные люди, никакъ не представляющие себе обновления иконъ, а некоторые дерзали высказываться, что все это явилось плодомъ больного воображения почившей матушки игумении Руфины, но дальнейшия события указываютъ, что это явление — действительное чудо. Пречистая Владычица дала сему чудному и дивному Своему образу особый даръ исцелять болящихъ, утешать скорбящихъ.

http://pravicon.com/image-33354

Числа: Декабрь (Церковные даты декабря)/Подготовила Екатерина Прогнимак ; Фото Михаила Шумилова//Фома. - – декабрь 2007. – С.44-45. – (рубрика « Числа »). Весь декабрь Церкви предстоит провести в покое, соблюдая Филиппов пост, украшенный праздниками в честь великих святых: Названы и кратко прокомментированы (С.44) следующие даты: 2 декабря – день памяти святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского (XIX век); 8 декабря – память священномученика Климента , папы Римского, жившего на рубеже I и II веков от Р. Х.; 10 декабря – праздник в честь иконы Божией Матери « Знамение » (XII век от Р.Х.); 13 декабря – память апостола Андрея Первозванного (I век от Р. Х.); 18 декабря – день памяти преподобного Саввы Освященного (VI век от Р. Х.); 19 декабря – празднование в честь святителя Николая Чудотворца , архиепископа Мир Ликийских (IV век от Р. Х.); 25 декабря – память святителя Спиридона , епископа Тримифунтского (IV век от Р. Х.). Более подробно рассказано о трех церковных торжествах: 7 декабря – день памяти святой великомученицы Екатерины (начало IV века от Р. Х.). – С.44; 17 декабря – память святой великомученицы Варвары (IV век от Р. Х.). – С.44; 20 декабря – день памяти святителя Амвросия Медиоланского (конец IV века от Р. Х.). – С.45. Протоиерей Петр Перекрестов , ключарь кафедрального собора в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Сан-Франциско (Русская Православная Церковь заграницей, США). Так заживает рана. Фото из архива автора//Фома. - – декабрь 2007. – С.45. – (рубрика « Числа »). Рассказ о найденной в конце XIII века в курских лесах Курской-Коренной иконе Божией Матери, в честь которой 10 декабря Православной Церковью установлен праздник. Эта икона, вывезенная из России в 1919 году, стала самой великой святыней Русской Православной Церкви заграницей. Разрубленная когда-то на две части Курская-Коренная икона однажды чудесным образом срослась (остался лишь след на тыльной стороне образа). В этом автор видит прообраз воссоединения Русской Церкви (акт о каноническом общении подписан 17 мая 2007 года), возрождения ее во всей своей полноте: «Божия Матерь вымолила перед Своим Сыном наше духовное единство».

http://foma.ru/bibliografiya-foma-12-56-...

В Москве есть храм, который особо напоминает нам о том, о чем мы говорим сегодня - о милосердии Божией Матери. Это храм в честь иконы Всех скорбящих Радость. Нашу Чирскую икону тоже можно назвать «Всех скорбящих Радость». В этом московском храме на Ордынке совсем недавно произошла история 1 , известная многим в Москве, засвидетельствованная и прихожанами храма и священниками. Одна женщина пришла в храм в страшном горе. Она рассказала, что её мама, которая по старости уже не выходила из дома, попросила сделать ей профилактическую прививку. Но эта женщина – ее дочь категорически отказала ей, считая прививку делом неприемлемым по каким-то своим убеждениям. Сколько мать ни просила, дочь, думая, что спасает мать, была непреклонна. Вскоре эта женщина где-то заразилась ковидом. Переболела легко. Но она заразила свою мать, которую в тяжёлом состоянии увезли в больницу. Мать звонила и умоляла дочь приехать, но в инфекционную больницу женщину, конечно, не пускали. Мать умерла. Еще эта женщина заразила свою соседку, которая тоже умерла. Женщина пришла в храм и спрашивала у священника, как ей жить дальше. Я сердечно благодарю всех вас, кто заботится друг о друге. Это милосердие, это исполнение послушания Господу и Пречистой Его Матери делом, а не жизнь своими часто суеверными мудрованиями и, как говорят Святые отцы, «мнениями». Любовь – это не сентиментальное чувство; это разумное и великое Божие дело. Матерь Божия даёт нам знамение Своей иконой - слезами, истекшими от Чирской иконы Божией Матери – что Она с нами в наших бедах и скорбях. В XV веке моровое поветрие прошло через какое-то время. Сердца человеческие смягчились, потому что когда Господь видит страшное ожесточение человеческих сердец, Он отходит от жестокого человечества и попускаются беды. Будем же и мы всегда милостивы друг к другу не по своему мудрованию, а так как нас учит Евангелие и Святая Церковь! Рейтинг: 9.4 Голосов: 108 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Павел 1 августа 2021, 10:31

http://pravoslavie.ru/140844.html

http://www.unn.ru/folklore/flegico.htm  В настоящее время храм - уникальный памятник архитектуры и истории регионального значения - находится в большом запустении. Он сильно пострадал от людей и времени. Алтарь полностью разрушен - в восточной стене зияют три арки, из пяти главок сохранилась лишь одна, листы железа во многих местах отвалились, крыша над трапезной не сохранилась, отсутствует завершение колокольни. Судя по архивным фотографиям, в 1960-е годы церковь Знамения ещё находилась в более-менее приглядном состоянии (но уже без алтаря и завершения колокольни). Несмотря на тяжёлое состояние храма, он поражает своей древностью и красотой форм. Благодаря удачному расположению на высоком холме, храм виден издалека и притягивает взор. Большие Кемары – село в Перевозском районе. Памятник градостроительства и архитектуры федерального значения – Знаменский собор (престолы: главный – Знамения Божией Матери, теплые приделы: правый – преподобного Сергия Радонежского, левый – Архангела Михаила, холодные приделы – правый в честь Ризы Господней (по преданию, небольшая часть ризы была приобретена Сергеем Ивановичем Милославским в конце XVI или первой половине XVII столетия, по наследству перешла в род Бахметевых. В честь этой святыни в 1827 году прихожане устроили в храме придел), левый – великомученика Дмитрия Солунского. Датировка объекта – 1701 год, первая половина XIX века. Документы о принятии на госохрану 1327, 176. В книге «Святой преподобный Сергий и Нижегородская земля» (Нижний Новгород, 2015//Дёгтева О.В. «Сергиевские храмы Нижегородской епархии». С. 193): «Украшением села Большие Кемары по сей день является собор в честь иконы Божией Матери «Знамение», построенный в 1701 году. Церковь расположена на высокой горе и видна издалека, даже с шоссе Перевоз – Ичалки. Наряду с главным престолом здесь прежде были освящены еще несколько: в теплой трапезной части – в честь св. прп. Сергия Радонежского (правый) и в честь Архистратига Михаила (левый); а также в холодной части церкви – в честь праздника обретения Ризы Господней и св. вмч. Димитрия Солунского. Село Кемары, основанное в XVI веке и принадлежавшее поочередно боярину Морозову, а потом воспитателю государя императора Петра I князю Борису Алексеевичу Голицыну (1651–1714), прежде являлось волостным центром. В его окрестностях множество родников, которые наполняют кемарские пруды. Большими Кемары стали называть лишь в XIX столетии, когда рядом в нескольких километрах от них появилось поселение Малые Кемары.

http://sobory.ru/article/?object=06492

С 1893 по 1920-е годы священником церкви был широко известный отец Алексий (Мечёв), в 2000 году причисленный к лику святых Русской Православной Церкви. Мощи святого пребывают в церкви, ему посвящен отдельный престол. После кончины о. Алексия в храме священствовал его сын, о. Сергий Мечёв, позже расстрелянный в Ярославском НКВД и также в 2000 году причисленный к лику святых Новомучеников. Престолы храма: Николая Чудотворца (главный); Казанской иконы Божией Матери; Всех Святых, в земле Российской просиявших; Алексия, старца Московского (Мечёва). Николая, святителя, в Кленниках церковь (улица Маросейка, дом 5). Здесь в 1468 г. великий князь Иван III построил по обету деревянную церковь преподобного Симеона Дивногорца. Наименование современной церкви «в Кленниках», по-видимому, связано с существовавшей здесь в древности кленовой рощей. Ныне существующая каменная церковь строилась в несколько этапов. Ее начали возводить в 1657 г. вплотную к деревянной. В 1690 г. храм перестроили в связи с созданием нового престола в честь Казанской иконы Божией Матери на второй этаже. После большого пожара 1701 г. храм еще раз перестраивали. От постройки 1657 г. остался только нижний этаж, переделанный в подклет. С юга, со двора, пристроили нынешнюю церковь Казанской иконы Божией Матери, а придел святителя Николая перенесли наверх, на место прежнего Казанского престола. Никольский храм имеет высокий двусветный четверик, завершенный восьмигранной главой. В подклете – маленькие, углубленные в стену окна, а в главном храме на окнах красивые сложные наличники в стиле московское барокко. Колокольню возвели в 1749 г. В конце XVIII – начале XIX века фасады храма переделали. По вкусам того времени окна потеряли свои роскошные наличники, а вместо них получили простое строгое обрамление. В начале XX века скромный храм на Маросейке стал знаменит на всю Москву. В 1893 г. в него назначили настоятелем молодого священника отца Алексия Мечева (1859–1923). Приход был небольшим и бедным. Рядом находились более почитаемые храмы с большими богатыми приходами. Отец Алексий, будучи единственным священником, каждый день служил в храме, который в первые годы его священства бывал почти пуст. Но вскоре сюда потянулись обездоленные, скорбящие и потерявшие надежду люди. У отца Алексия они получали любовь и утешение. Жил настоятель с семьей в маленьком деревянном домике во дворе храма. В 1913–1915 гг. книгоиздатель Сытин построил рядом деловой дом своей фирмы и новый дом для причта Никольского храма. После 1917 г. число молящихся в храме увеличилось. После смерти Алексия Мечева в 1923 г. в Никольском храме до его закрытия настоятелем был его сын протоиерей Сергий Мечев (1892–1942), погибший в лагере.

http://sobory.ru/article/?object=02183

В центре Бронниц находится храм, построенный в 1840 году и посвященный Иерусалимской иконе Божией Матери. В этом храме до сих пор хранится точный список с московской чудотворной из Успенского собора. Полагают, что бронницкий список был сделан еще в XVI веке и до 1771 года находился не в храме, а в кладбищенской часовне. В 1771 году икона прославилась исцелением больных моровой язвой и была перенесена в храм. В память чудес жители Бронниц решили ежегодно в 10-е воскресенье по Пасхе совершать крестный ход вокруг города. Множество чудесных исцелений произошло в холерные 1848 и 1864 годы. В 1866 году холера появилась и в Подольске. Тогда объятые страхом жители Подольска обратились к митрополиту Московскому Филарету с просьбой отпустить к ним знаменитую чудотворную московскую Иверскую икону. Однако в то время холера свирепствовала и в Москве, перед Иверской почти непрерывно служили молебны и образ возили по городу. Московский владыка благословил вместо Иверской взять известную своими чудесами Иерусалимскую икону из Бронниц. 12 августа огромная икона в двухпудовом серебряно-вызолоченном окладе была принесена в Подольск. Встречать ее вышли тысячи людей. И чудо произошло! В этот день в городе не только не было умерших, но никто даже не заболел. Холера резко пошла на спад и вскоре прекратилась. В память об этом благодарные подольчане стали ежегодно 12 августа с великим торжеством приносить из Бронниц в Подольск чудотворную икону. С нее сделали точный список и новый образ поместили в Троицкий собор Подольска. Ежегодный сорокаверстный крестный ход с Иерусалимской иконой стал, пожалуй, одним из наиболее замечательных событий в церковной жизни Подольска. Наиболее прославлен список Иерусалимской иконы Богородицы, дарованный святителем Московским Филаретом через посредство известного Христа ради юродивого Ивана Степановича в 1855 году Крестовоздвиженской женской обители Подольского уезда Московской губернии. В 1873 году там состоялось освящение храма во имя Иерусалимской иконы Божией Матери. Глубоко чтилась в обители и знаменитая икона Иерусалимская (Бронницкая), не раз бывавшая в этом монастыре. В 1892 году жители Бронниц в дар строящемуся в монастыре Воскресенскому собору подарили точную копию чудотворной Иерусалимской Бронницкой. Два монастырских праздника были связаны с Иерусалимской иконой: 8 августа — день перенесения образа из Бронниц и 12 октября — главный праздник чудотворной Иерусалимской.

http://pravoslavie.ru/1942.html

К сожалению, мы в Зарубежье в некотором роде даже привыкли к этой святыне. Тем более отрадно видеть, как люди в России с трепетом и благоговением ее встречают. В последний день пребывания иконы здесь, когда совершалось патриаршее богослужение в Курской Коренной пустыни, вокруг обители стояли многотысячные толпы людей, которых не пропускали в монастырь, так как было уже просто невозможно вместить всех. Они терпеливо стояли, молились и слушали доносившиеся из динамиков звуки службы. Это, конечно, нас сильно вразумляет. Мы видим, что народ русский готов претерпеть ради Христа, и это вселяет надежду на то, что Россия и дальше будет шествовать путем духовного возрождения. – Местом пребывания иконы изначально была именно обитель в Курске. Сейчас Курская-Коренная, как историческая святыня Русского Зарубежья, остается за рубежом. Будет ли передан в Россию список чудотворной иконы, с тем чтобы она хотя бы таким образом вернулась к нам? – Да, сейчас этот вопрос обсуждается. В первый же день пребывания святыни в Курске Святейший Патриарх Кирилл подарил архиепископу Курскому и Рыльскому Герману икону Божией Матери «Знамение» в окладе, с тем чтобы верующие молились перед ней в то время, когда сама святыня покинет Россию. Мы, конечно, понимаем, что здесь, в России, икону чтит огромное количество верующих людей, гораздо большее, чем у нас, но, к сожалению, так оказалось, что Курская-Коренная икона – последняя святыня Русского Зарубежья. В России много святынь, а у нас их, в общем-то, почти нет. Зарубежье волей-неволей наследует эту проблему западного мира, когда мало святости и слишком много разнообразных соблазнов. Мы, в данном случае, вдобавок испытываем удаленность от Родины и порой даже отсутствие возможности услышать родной язык. Вокруг чуждая культура, которая становится все менее христианской, а духовная атмосфера все более душной и спертой. В ней все больше греха и безразличия к вечным вопросам бытия. Из-за этого повсеместного духовного оскудения мы не готовы расстаться с нашей последней святыней. Конечно, очень жаль, что в Россию так и не смогли доставить мироточивую Иверскую (Монреальскую) икону Божией Матери. Так попущено было, чтобы хранителя ее убили, и она была похищена. Это было тягчайшей трагедией для нас, но так судил Господь. Видимо, мы слишком привыкли к святыне.

http://pravoslavie.ru/32080.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010