А вот голос светского писателя, искренно и с любовью отозвавшегося на это событие: «...Троицкие монахи не сдались. Они отсиживались 16 месяцев против огромного и храброго войска, они умели в вылазках колотить поляков и в конце концов заставили – таки врага изнемочь. Шестнадцать месяцев осады, подумайте об этом! Каждый день вставать с мыслью о предстоящей битве и ложиться без уверенности за жизнь – какие для этого нужны были нервы! Не какие-нибудь особенные нервы была нужны, нужна была высокая настроенность их, гармоническая, как струны в дорогом рояле. Тогдашняя культура святой Руси в качестве генерал-баса давала глубокую веру в Бога, веру в божественное строение мира, в божественное назначение народа и отдельных людей. Сверху до низу проходило созвучие душ, согласованных в их натуральном строе. В такой строго-подобранной культуре чувств народный гений мог брать какие угодно аккорды. Смиренное пение иноков, умилительное и целебное для больной души, вдруг развертывалось в пламенные воззвания Авраамия и Дионисия и в пушечный гул, потрясавший стены. Нашествие поляков ударилось и разбилось не о Кремль московский, а скорее об эту маленькую монашескую обитель: не в Кремле, а именно здесь, у Троицы, билось сердце народное и именно отсюда народ, разгневанный и оскорбленный начал свое освобождение 2 ». Значение снятия осады лавры поляками как в представлении и понимани современников этого события, так и в исторической оценке наших современников, является весьма важным, – на столько важным, что в связи с этим событием ставилось и ставится решение вопроса о целости всей России. Тогда всероссийский патриарх Гермоген и власти, убеждая царя Василия Шуйского послать помощь осажденной лавре, в которой видели как бы образ всей православной русской церкви, говорили царю: «аще, царю, взята будет обитель преподобного, то и весь предел российский до океана-моря погибнет»! А в наши дни относительно этого события в печати встречаем такие суждения: «Оттянув на 16 месяцев польскую армию, парализовав ее, заставив разлагаться в бездействии, в постоянном неуспехе, – великий монастырь расстроил нашествие и смутил смуту. Сдайся малодушно русские люди в клобуках и подрясниках, может быть, не бывать бы теперешней России и сидели бы мы под шведами и под поляками» как западные славяне сидят под немцами и под венгерцами.» Читать далее Источник: Троице-Сергиева Лавра на служении отечеству : (По поводу 300-летия снятия осады Лавры поляками 1610 – 12 января – 1910 г.)/Дмитрий Скворцов. - Тула : Тип. Е.И. Дружининой, 1910. - 14 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

Храмы и приделы Почитание памяти прп. Сергия в основанной им Свято-Троице-Сергиевой Лавре было установлено вскоре после кончины подвижника: на это указывают письменные источники начала XV в. В 1422 г. совершилось обретение мощей игумена, тогда же на его могиле был сооружен первый каменный Свято-Троицкий собор Лавры, существующий до сих пор. В 1427 г. на родине прп. Сергия, в Ростове Великом, был основан Свято-Троице-Сергиев Варницкий монастырь (название – от Варницкой окраины). В XVI в. каменный храм прп. Сергия был сооружен над св. вратами его Лавры (в XVII в. на этом месте построен нынешний Предтеченский храм, а новый Сергиев – с трапезной палатой – в южной части монастыря). В Киеве храмы и приделы в честь прп. Сергия появились после перехода города из состава Речи Посполитой под протекторат России, не без влияния приезжих россиян. В 1716 г. Киевский губернатор Дмитрий Голицын построил в скиту Киево-Печерской Лавры – Китаевской пустыни, которая принадлежала «автономному» лаврскому Больничному монастырю при Свято-Троицкой надвратной церкви – деревянную церковь прп. Сергия Радонежского. Упоминание об этом является первым документальным свидетельством из истории Китаевской обители, хотя высказываются предположения, что она существовала и ранее. В 1763-1767 гг. вместо деревянной церкви в Китаево была выстроена каменная, Святой Троицы, с приделами прп. Сергия и свт. Димитрия Ростовского – выходца из Украины, канонизированного незадолго до того (1757). Этот храм до сих пор является архитектурной доминантой урочища «Китаева» и сердцем здешней монашеской обители (самостоятельной с 1996 г.). Современником его постройки был известный подвижник Китаевской пустыни прп. Досифей (†1777), почивший в день памяти прп. Сергия – 25 сентября (ст. ст.). Другой знаменитый придел прп. Сергия был устроен в 1864 г. в стилобате церкви св. ап. Андрея Первозванного (1744-1767) над Андреевским спуском. Спустя 10 лет в этом стилобате был погребен писатель Андрей Николаевич Муравьев – автор «Путешествий по святым местам русским».

http://pravoslavie.ru/54938.html

Возрожденная Лавра пережила и хрущевское гонение, и брежневский застой, в эти непростые времена лишившись части насельников, вынужденных покинуть родную обитель. Но и в те годы Лавра была оазисом Святой Руси среди пустыни официального безбожия. Уже в постсоветское время, в 1992 году, с великой торжественностью отмечалось 600-летие преставления Преподобного Сергия. С великой радостью молились в этот день все находившиеся в обители Преподобного. В настоящее время Троице-Сергиева Лавра является крупнейшим мужским монастырем России и имеет около десяти подворий. Также при монастыре созданы Патриарший издательско-полиграфический центр, Патриарший архитектурно-реставрационный центр, Паломнический центр, реставрационная, иконописная, швейная и другие мастерские. В Лавре находятся Московская Духовная Академия и Семинария с регентской и иконописной школами, в которых учится более тысячи человек. Под молитвенном покровом Преподобного его обитель продолжает свое служение Русской Церкви и русскому народу. Храмы и другие сооружения Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Троицкий собор Троицкий собор, или церковь во имя Святой Троицы, – главная церковь монастыря, по которой он называется Троицким и в которой почивают мощи Преподобного Сергия. Церковь принято называть собором, потому что между многими церквами Лавры она – главная – и что именно в ней совершаются торжественные соборные служения (кроме Троицкой церкви усвоено название собора еще другой церкви монастыря – Успенской, как представляющей собою вторую главную церковь монастыря). Преподобный Сергий, удалившись для подвижничества в лесную пустыню, начал с того, что поставил себе в пустыне церковку, или маленькую церковь, во имя Святой Троицы. Эта церковка, или маленькая церковь (деревянная, как и две последующие до нынешней), и была родоначальницей нынешнего Троицкого собора. Спустя некоторое время после того, как около пустынной келии Преподобного Сергия составился монастырь, он получил возможность заменить маленькую церковь большой, или настоящей, церковью, что он и сделал.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Сожгли Москву захватчики-французы. Как новый Тамерлан – Наполеон. Но вражьи разрушения и узы Не в силах были нанести урон! Огонь не тронул тихую обитель, Где гавань Академии была, Сам Ангел уберег ее Хранитель И оградил от немочи и зла. Руси Святой неодолима сила И быстро изгнан за пределы враг. Смиренная Россия победила, И светом Божиим уничтожен мрак! Совсем не пострадало книг собранье И те, кто с размышленьем им внимал. Хоть разумели: предстоит прощанье – И новый наполнять придется зал. Вступили в Лавру, средоточье духа, – Ее премудрый Сергий основал, И отступила прежняя разруха – Mipckux соблазнов бесконечный шквал. В древнейшем храме начали моленье, Сияет образ Троицы Святой, Который сочетал лучи смиренья С духовной силой истины простой. Священная умножится наука, Как древо, кроной устремившись ввысь. Отступят и уныние, и скука Перед словами, что в душе нашлись. И будет чтенье текстов, как награда, Согреет ум продрогшего насквозь, Душа уделу любомудра рада – Не быть ни дня с премудростию врозь! Входили в Лавру дружными рядами Ученики и сонм учителей. Поскольку помолились прежде в храме, Их знанье запылало, как елей! День завершился – первый окрыленный, Вступили в ночи трепетный покой. И богослов, как заново рожденный, Забыл совсем о суете мipckoй. Служили с мудрыми отцами службу, Благодаря Создателя веков За то, что Он не прерывает дружбу, Но лечит от беспечности оков. Здесь в Лавре Академия пребудет, Не убоявшись мipobыx ветров. Поскольку путь познания не труден, Когда над нею распростерт Покров! 4.04.2014 Путь к знанию: 1814–1944 Двести лет Академьи у Троицы – Путь, который непросто пройти. Долго дому ученому строиться, Перед Богом открыто, без льсти! Поселились студенты в обители, Дабы слово на деле познать. Быстро светом проникнулись зрители, Заступая в небесную рать, Понимая, что море познания Исчерпать не получится им, И великое мipa призвание, Чтобы был он от Бога храним. Но и малая капля творения, Что дает Своим чадам Творец, – Искушенье для тех, кто сомнения

http://azbyka.ru/fiction/moskovskaja-duh...

Так постепенно угасал светильник земли, поставленный на свещнице в столь трудное время. И Лавра Преподобного Сергия, кажется, заметно беднела, теряя такого дивного труженика. За давностью времени я не помню подробностей кончины отца Маврикия. Скажу только одно: кончина его была подобна тихому угасанию дня, когда светлое солнце, пройдя дневной путь свой, тихо уходит за пылающий горизонт. День постепенно бледнеет. Вечерняя прохлада и полумрак настают повсеместно, и – тихий вечер сменяется мраком непроницаемой ночи… Вот почти так скончался и кроткий батюшка наш отец Маврикий. Окрылившись под молитвенным кровом Преподобного Сергия, он светлым взмахом крыльев души взмыл, как светозарный голубь, в небесную высь. И теперь радуется среди ангелов Божиих и святых в вечных селениях Небесного Отца. Помню, проводил я его в последний путь, будучи уже иеромонахом. Нес маленькую церковную свечу в своей руке и… думал, думал о нашей скоротечной жизни. Как она ничтожна, как мимолетна… Десяток лет тому назад отец Маврикий тихо шел по направлению к Троице-Сергиевой Лавре. Ветхая одежонка, старая котомка, худые сапоги были его богатством. А теперь – теперь он наследник Вечного Царства. Теперь он сын (по благодати) Небесного Отца. Теперь он обладатель бесчисленных духовных сокровищ. И все это достигнуто им здесь, в земном уделе Святой Троицы, достигнуто в обители святой Сергия Преподобного. На просторном кладбище Сергиева Посада видна тихая могилка, поросшая зеленой травкой. Стоит крест – символ вечной жизни. Кроткий батюшка отец Маврикий покоится здесь вечным сном… Спи, наш дорогой и милый собрат и труженик. Спи, кроткое и послушное чадо Сергия Преподобного. Настанет час – встретимся, увидимся. Слетимся в одну большую и светлую стаю голубей Радонежских лесов. А пока молись о нас. Да, молись, дорогой и милый Батюшка, покрепче, ибо трудно нам. Мало минуло времени после тебя, но море пролито слез… Светлый старец Архимандрит Дормидонт (1871–1950) Ангелов Творец, предуведевый, по самовластному чистого сердца

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Сюда был назначен игуменом будущий святитель Митрофан, епископ Воронежский (†1703 год, память 23 ноября), впоследствии принявший в схиме имя в честь преподобного Макария Унженского. Узы духовного братства связывают преподобного Макария с преподобным Варнавой Ветлужским (†1445, память 11 июня) – основателем Варнавиной обители, вокруг которой спустя некоторое время вырос город Варнавин. Преподобный Григорий Пелынемский (†1142, память 30 сентября) явился основателем обители на реке Пелынме. Он положил немало трудов, чтобы примирить враждовавших между собой русских удельных князей. Святитель Иона, Митрополит Московский и всея Руси (†1461, память 15 июня), был родом из Костромской земли. Он начал свои иноческие подвиги в одном из галичских монастырей. По благословению святителя Алексия, Митрополита Московского, преподобный Пахомий Нерехтский (†1384, память 23 марта и 15 мая) основал в Костромском крае обитель во Имя Святой Троицы. Ученики Преподобного Сергия Радонежского, который «был учитель всем монастырям, иже на Руси», просвещая Христовой верой языческие и полуязыческие племена, присоединяли их к Русской Православной Церкви. Из многочисленных ветвей духовного генеалогического древа, имеющего корни в Троице-Сергиевой Лавре, ветви – Белозерская (от преподобного Кирилла Белозерского), Комельская (от преподобного Кирилла Комельского), Железноборовская (от преподобного Иакова Железноборовского), Нижегородская (от святителя Суздальского Дионисия) – принесли обильные плоды добротолюбия и молитвы на Костромской земле. См.: Святые угодники Божии и подвижники Костромские, их жизнь, подвиги, кончина и чудеса. Кострома, 1879; Троицкий Патерик, или сказания о святых угодниках Божиих, под благодатным водительством Преподобного Сергия в его Троицкой и других обителях, подвигом просиявших. Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1896. Святителя Феоктиста, архиепископа Новгородскаго, чудотворца (службу зри 23 декабря) Тропарь , глас 3: Божия Слова Премудрости изрядный служитель,/Ангельскаго жительства истинный подражатель,/Божественныя чистоты рачитель,/архиереом сопрестольниче, преподобным сожительниче,/пастырская красота,/Великому Новуграду похвала,/святителю пречестный Феоктисте, отче наш,/Емуже, Слову Божию, в житии сем послужил еси,/моли спастися душам нашим.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

68 “Под горами” — повесть И. С. Шмелева, впервые опубликована: Знание. 1910. No 31; отд. изд.: Рассказы. Т. 2. СПб., 1912. Под названием “Liebe in der Krim” (“Любовь в Крыму”) издана на немецком языке (Leipzig—Verlag, 1930). 69 Итальянцы еще издали… — И. С. Шмелев имеет в виду миланское издание 1929 г. (Al piede dei monti. Romanzo. Milano, 1929). 70 …наша поездка… — вероятно, И. С. Шмелев вспоминает лето 1913 г. См.: Сорокина О. Н. Московиана: Жизнь и творчество Ивана Шмелева. М., 1994. С. 80. 71 Наследственность сказалась! — И. С. Шмелев подразумевает происхождение своей жены, урожденной Охтерлони (шотландский дворянский род, который Шмелев считал одной из ветвей рода Стюартов). 72 …Чатыр-Дага… — массив в гряде Крымских гор, описан в ряде произведений И. С. Шмелева. 73 “куплены дорогой ценой” — 1Кор. 6:19-20 . Ед. хр. 58. Л. 29, 30. Письмо, рук. 74 …Духов день…День Святого Духа, празднование сошествия Святого Духа на апостолов, совершается на следующий день после Святой Троицы. 75 …воды живой… — Ин. 4:10-14 . 76 …назову его… в память Вашего Бушуя. — кличка собаки в романе И. С. Шмелева “Лето Господне”. 77 Батюшка… — духовник О. А. Бредиус-Субботиной иеромонах Дионисий (Лукин, 1911—1976), из семьи морского офицера, в 1920 г. эмигрировал с родителями в Турцию, затем во Францию, закончил русскую гимназию, учился на филологическом факультете в Сорбонне, перешел в Православный Богословский институт, закончил его в 1935 г. и принял монашество (10 марта 1935 г. рукоположен во иеромонаха), в мае 1936 г. назначен митр. Евлогием (Георгиевским) настоятелем православного храма во имя св. Марии Магдалины в Гааге (см.: Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни. М., 1994. С. 399), в 1947 г. издал на голландском языке свою книгу о Русской Церкви (Dionissios, archimandriet. Russisch Ortodoxie. Amsterdam, 1947), с 1959 г. настоятель храма в честь иконы Божией Матери “Скоропослушница” в Роттердаме, 20 марта 1966 г. в Троице-Сергиевой лавре рукоположен в епископа Роттердамского, викария Брюссельской епархии, в августе 1972 г.

http://azbyka.ru/fiction/zapiski-shmelev...

В летний период Духовская церковь оживала, а вместе с ней оживал и цвел о. Антиох. Ох, как он любил эту летнюю и особенно весеннюю пору. Жизнь начинала бить ключом на полный ход у о. Антиоха обычно после Св. Троицы и Духова Дня. В Духов День (престольный праздник этого храма) совершалась там, по Лаврской традиции, Праздничная Божественная литургия. О. Антиох в этот день обычно, вместе с другими священнослужителями, служил и причащался Св. Христовых Таин. В этот день его можно видеть особенно просветленным, одухотворенным, благодатно-радостным. «У вас, Старец, сегодня вторая Пасха», – бывало, скажет ему кто из братий. Он приветливо улыбнется, покивает своей седой головой (будто слышит), потом что-то грубым голоском добродушно пробормочет и тихо, тихо пойдет в свою келейку. По душе это был человек – ангел. Никого он никогда не обидит, никого не обманет, каждому, даже самому замухроватому послушнику, поклонится, по-своему улыбнется. Чувствовалось, что в этом простом мужиковатом старце живет крепкий сильный дух. Послушник Александр Послушник Александр был совсем еще юн, когда в первый раз трепетно переступил порог дверей, ведущий в Сергиеву обитель. Пришел он вместе со своей родной мамой, которая привела его сюда, как единственное свое сокровище. Может быть, она исполнила свой материнский обет, данный Богу в ранние годы ее замужней жизни? Может быть, этот момент вот теперь и настал. Или он сам, этот тихий, кроткий юноша, воспалился горячим желанием служить Господу и, умолив свою милую маму, понудил ее проводить его сюда? Или еще, какие благородные мотивы, ведомые только одному Богу, привели их в обитель Сергия Преподобного? Когда у ворот Святой обители их встретил игумен, они оба упали пред ним ниц и не вставали с земли до тех пор, пока он не обещал взять юношу в свой монастырь. Так молодой послушник Александр оказался в Лавре Сергия Преподобного. Тогда ему было не более, как 16–17 лет. Так как он хорошо знал грамоту и имел прекрасную память, то игумен дал ему послушание – продавать свечи. Надо сказать, что первые дни молодой послушник очень скучал по своей маме. Он часто задумывался о ней. Постепенно брат Саша стал привыкать к инокам, которые к нему относились с отеческой любовью, стал дружить с ними. Особенно он привязался сердцем к одному старенькому архимандриту, с которым он стоял за «ящиком» и продавал свечи. Он отечески жалел Сашу и развлекал его ласковыми словами в минуты уныния. Особенно же Саша повеселел, когда его одели в длинный подрясник. Это для него была вторая Пасха.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Святейший Синод вполне согласился с мнением святителя Филарета. 1138 Так, рукоположенный святителем Филаретом исполнял наставления последнего, а этот последний не переставал поддерживать рукоположенного в духе своих наставлений и при исполнении сих наставлений в дальнейшее время. Не прошло еще одного года со времени рукоположения Евгения во епископа Тамбовского, как на Филарета подобным же образом возложено было новое поручение Святейшего Синода – рукоположить ректора Владимирской духовной семинарии и архимандрита Переяславского Данилова монастыря Павла во епископа Костромского. Это рукоположение состоялось в день Святого Духа 26 мая 1830 года в Московском большом Успенском соборе. День был избран для рукоположения самый лучший во многих отношениях. Прежде всего этот день для самого рукополагаемого имел весьма важное значение. Он был родом из Переяславского уезда Владимирской губернии и особенное всегда питал уважение к находившимся близ его родины и устроенным в честь Святой Троицы монастырям: Переяславскому Данилову, Троицкому и Троице-Сергиевой Лавре. 7 лет от роду он привезен был в последнюю и помещен в находившуюся здесь духовную семинарию. Это было в 1797 году, а в 1800 году, как известно, сюда же переведен был из Коломенской семинарии 18-летний Василий Дроздов, что в последствии митрополит Московский Филарет. С 1803 года Петр Подлипский (так звали в мире преосвященного Павла) стал уже под руководство Дроздова, как учителя, и находился под этим руководством до самого 1808 года, когда и он сам, будучи уже учеником богословия, отправлен был в ново открывшуюся Петербургскую академию, и Дроздов, уже в сане иеродиакона, был вызван туда же. В Петербурге опять Павел все время своего пребывания, т.е. до 1814 года, провел то под наставническим, а за тем под начальственным руководством Филарета. И только уже с 1814 года, по окончании курса в академии Павел на долго разошелся с Филаретом, быв определен учителем Владимирской семинарии. В 1817 году он был пострижен в монашество, а в 1820 году был определен ректором этой семинарии и вместе с тем получил в управление Троицкий Данилов монастырь в Переяславле.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Среди других знаменательных событий церковной жизни Москвы в 1995 году и освящение храма-памятника во имя святого Георгия Победоносца на Поклонной горе, и возобновление монашеской жизни в Новодевичьем монастыре. Значительными событиями и деяниями ознаменовался по милости Божией и минувший 1996 год. Православными паломниками был принесен в Иверскую часовню у Воскресенских врат в Москве благодатный огонь от Гроба Господня в Иерусалиме. Незабываемой не только для москвичей, но и для многих россиян останется встреча честной главы святого великомученика и целителя Пантелеимона, прибывшей в Москву 25 апреля 1996 года из Свято-Пантелеимонова монастыря Святой Горы Афон. Во все дни полуторамесячного пребывания честных мощей великомученика в Москве храмы, где они находились, были переполнены верующими, которые приезжали со всех концов России, из других стран СНГ и Балтии. Длинные очереди православных людей растягивались на сотни метров от храмов, в которых находились святые мощи, и люди по 10-12 часов выстаивали в них, чтобы приложиться к святыне. Это было впечатляющим свидетельством веры в предстательство целителя Пантелеимона. 12 июня 1996 года мощи были возвращены Свято-Пантелеимонову монастырю. Честную главу святого великомученика провожали из Москвы многие тысячи верующих. По окончании богослужения в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, следуя древней традиции, на паперти кафедрального собора я выпустил из клеток на свободу голубей, напомнив всем собравшимся о том, что в день Благовещения люди услышали благую весть о скором избавлении человечества от уз греха и смерти. В июле 1996 года по милости Божией в Троице-Сергиевой Лавре были обретены святые мощи преподобного Максима Грека. 21 августа того же года мною был освящен храм в память о воинах, погибших в Афганистане и Чечне. Имели мы в истекшем году и радость встречи чудотворных икон Царицы Небесной: Владимирской - при освящении храма Святителя Николая в Толмачах - и Донской - в день ее празднования в Донском монастыре. Следует отметить, что достигнута договоренность, согласно которой главные святыни нашей земли - образ Святой Троицы, написанный преподобным Андреем Рублевым, и Владимирская икона Божией Матери - будут находиться в приходском храме Святителя Николая в Толмачах, расположенном на территории Третьяковской галереи.

http://sedmitza.ru/lib/text/429316/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010