Здесь, в стенах Московской Духовной академии протекли годы его учебы, здесь в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой Лавры Сергий Симанский был пострижен в монахи и наречен Алексием в честь святителя Алексия, митрополита Московского и позже рукоположен во иеродиакона. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен в миру также носил имя Сергий, ибо при рождении был наречен в честь игумена Радонежского. Именно определением Святейшего Патриарха Пимена и Священного Синода от 26 декабря 1978 года была учреждена одна из самых почетных наград Русской Православной Церкви – Орден преподобного Сергия Радонежского, которым «награждаются иерархи и клирики Русской Православной Церкви и Поместных Православных Церквей, а также представители инославных Церквей за церковные и миротворческие заслуги, государственные и общественные деятели за плодотворные труды по укреплению мира и дружбы между народами». По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена 10 июля 1981 года было установлено празднование Собора Радонежских святых на следующий день после праздника в честь обретения мощей преподобного Сергия Радонежского — 6/19 июля. Именно в годы Первосвятительского служения Святейшего Патриарха Пимена и при его активной поддержке в год празднования Тысячелетия Крещения Руси, в день Святой Троицы 29 мая 1988 года в подмосковном селе Городок, который впоследствии был переименован в Радонеж, несмотря на активное противление властей, был открыт памятник преподобному Сергию Радонежскому работы скульптора В.М.Клыкова. Великий князь Завершить этот небольшой очерк хочется рассказом о Сергее, чье имя особо дорого сердцу автора. Речь о Великом князе Сергее Александровиче Романове , супруге преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны, дяде Императора-стастотерпца Николая Александровича, человеке больших дарований, высокой духовной жизни и трагической судьбы, особыми узами связанном с преподобным Сергием Радонежским. Удивительно то, что порфирородный сын Императора получил имя Сергия, поскольку в роду царствующей фамилии этого имени доселе не встречалось. В архипастырском слове, произнесенном в Троице-Сергиевой Лавре по случаю наречения Великого князя Сергия Александровича святитель Филарет , митрополит Московский раскрыл предысторию такого решения.

http://pravmir.ru/bliz-prepodobnogo-serg...

26 марта 1920 года вышло постановление Президиума Мосгубисполкома «О закрытии Троице-Сергиевой лавры и передаче мощей лавры в московский музей». Согласно декрету Совета народных комиссаров от 20 апреля 1920 года, в лавре был открыт историко-художественный музей. По решению Сергиевского исполкома 7 мая 1920 года Троицкий собор был заперт и опечатан, несмотря на то, что ранее он уже был передан Наркомату просвещения для музейных целей. Патриарх Тихон 10 мая 1920 года осудил закрытие лаврских храмов и намерение вывезти оттуда мощи как нарушение декрета «Об отделении церкви от государства…». Мощи преподобного Сергия остались в лавре. В результате ходатайств Святейшего открыть собор было разрешено в 1920 году только на праздник Святой Троицы, 30 мая 1920 года. В этот день в Троицком соборе было совершено последнее богослужение и в последний раз отзвонили лаврские колокола. Монастырь окончательно закрыли для богомольцев. Пятницкая церковь После закрытия лавры некоторые монахи проживали в Гефсиманском скиту, а другие поселились в Сергиеве на частных квартирах. Архимандрит Кронид после закрытия был оставлен как староста охраны лавры. Находившиеся с ним 43 монаха, сторожа музея, образовали так называемую «малую лавру». Богослужения проходили в Пятницкой церкви «на Подоле», около лавры. К 1926 году оставленные при музее монахи были уволены, и в мае 1928 года лаврские храмы на Подоле были закрыты. Находившиеся с архимандритом Кронидом 43 монаха, сторожа музея, образовали так называемую «малую лавру» В 1920–1922 годах отец Кронид жил в селе Братовщина у Якова Кузьмича Дмитриева – старосты храма Благовещения Пресвятой Богородицы, в 1922–1926 годах – в Гефсиманском скиту, в 1926–1929 годах – в Параклите, с 1929-го до кончины – у Кукуевского кладбища в Сергиевом Посаде. Он продолжал оказывать поддержку инокам, заботился об окормлении своих духовных чад из мирян, фактически оставался главой закрытой большевиками лавры, владел и пользовался печатью Наместника. По его благословению около пятидесяти вернувшихся из ссылок и тюрем лаврских иеромонахов были назначены на приходы в окрестностях Загорска. Отец Кронид был не только талантливым хозяйственником, но опытным духовным наставником своей паствы и, прежде всего, братии лавры. За помощью и советом к нему обращались многие выдающиеся его современники, включая великую княгиню Елисавету Феодоровну. Забота преподобномученика Кронида о ближних выражалась и в руководстве к благочестивой жизни, и во врачевании греховных болезней, и в поддержании мужества среди искушений.

http://pravoslavie.ru/143346.html

Тогда я вспомнила слова мамы о том, что первая подаренная священником икона – особая, и с нетерпением достала её из коробки. Это был триптих – иконы Святой Троицы, князя Владимира и княгини Ольги. Этот подарок оказался, можно сказать, пророческим: я поступила впоследствии в Регентскую школу при МДАиС в Троице-Сергиевой лавре, а в монашестве владыка Гавриил назвал меня именно Ольгой, в честь нашей святой княгини. – Общение с владыкой как-то содействовало вашему намерению стать монахиней? – С приходом в нашу епархию владыки Гавриила в книжных лавках и библиотеке появилось большое количество новых книг, которых раньше не было, службы стали более торжественными, я сама чувствовала радость, а мои вера и желание служить в Церкви становились всё крепче и крепче. Мои вера и желание служить в Церкви становились всё крепче и крепче Однажды, когда мы с сёстрами были дома, мама сказала: «Девочки, я хочу, чтобы одна из вас стала монахиней. Когда-то это было моей мечтой, но пусть она сбудется в одной из вас». Старшая, Мария, отказалась сразу. А я сама себе сказала: «Монастырь? Монахиня?! Только не я!» – и потихонечку встала и по стеночке стала удаляться из гостиной. Но как-то раз, находясь на службе в храме, когда я не пела из-за лёгкой простуды, я почувствовала Чей-то зовущий взгляд. Посмотрела на маму – это была не она, на хор – и оттуда меня никто не звал, а потом взглянула на икону Спасителя и поняла, что это Его зов. По глазам Христа я поняла, что это Он хочет, чтобы я стала монахиней. Тогда же я внутренне согласилась с призывом и дала обещание Богу Живому принять монашество. В тот момент мне было 15 лет. – Я знаю, что вся ваша семья стала близка владыке. Как это произошло? Архиепископ Гавриил (Стеблюченко) – В январе 1991 года я узнала от мамы печальную новость о том, что владыку Гавриила отстранили от служения. Она сказала, что в храме собирали подписи против владыки, и что и к нам в дом должен прийти священник для того, чтобы мы что-то там подписали. В тот день мы просто ушли гулять, не желая ни с кем общаться на эту неприятную для нас тему, и, таким образом, ничего не подписали…

http://pravoslavie.ru/139391.html

После кончины Святейшего Патриарха Алексия (1970) Местоблюстителем Патриаршего престола стал митрополит Крутицкий Пимен. В день открытия Поместного Собора, заседания которого проходили в Троице-Сергиевой Лавре, митрополит Пимен совершил Божественную литургию в Троицком соборе. Среди сослужившей лаврской братии был и архимандрит Кирилл 27 . После своего избрания на Патриарший престол новый Предстоятель Русской Церкви наградил к празднику Преподобного Сергия в 1971 году братию Троице-Сергиевой Лавры различными наградами, архимандрит Кирилл был удостоен ордена Князя Владимира III степени. В 1973 году к празднику Святой Пасхи последовало награждение Патриаршей грамотой. В 1979 году в связи с 60-летием духовник Лавры, архимандрит Кирилл, был награжден правом ношения второго креста с украшением. В 1984 году произошло важное событие – на праздник Святой Троицы отец Кирилл в составе делегации Русской Православной Церкви совершил поездку во Святую Землю на празднование престольного праздника в Русской духовной миссии в Иерусалиме. Патриарх Алексий II в 1999 году удостоил архимандрита Кирилла ордена Преподобного Сергия I степени, а позднее наградил Патриаршим наперсным крестом. В 1986 году последовало освобождение отца Кирилла от обязанностей казначея, и он смог больше уделять внимания духовному окормлению братии и богомольцев. Совершая чин Исповеди, который после напоминания-перечисления грехов переходил в индивидуальную Исповедь, отец Кирилл читал разрешительную молитву, и затем следовало традиционное окончание чинопоследования. Когда Батюшка исповедовал духовенство в алтаре, он мог сразу прочитать полный чин и в конце на отпусте перечислял имена небесных покровителей всех, кто присутствовал на Исповеди. Поэтому справедливо, что у «отца Кирилла хорошая память, он помнит всех по именам, кто хотя бы раз обращался к нему за советом» 28 . Свое служение Батюшка совершал, нередко превозмогая недуги и болезни, и при этом наставлял шествовать средним путем, избегая ригоризма 29 . Духовные школы в Троице-Сергиевой Лавре именуются большой келией Преподобного Сергия.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

По благословению Предстоятеля Церкви Троице-Сергиева Лавра украсилась памятями своих святых. Предстоятель Церкви сам во время богослужения совершил канонизацию местночтимого преподобного — наместника Антония (†1877; пам. 12 мая). Были причислены к лику святых священномученики архимандриты Сергий (†1922; пам. 31 июля) и Кронид (†1937; пам. 27 нояб.), а также старец Варнава (†1906; пам. 17 февр.). По благословению Святейшего произошло открытие мощей святителей Филарета (†1867; пам. 19 нояб.) и Иннокентия (†1879; пам. 31 марта), погребённых в Лавре, а также преподобного Максима Грека (†1556; пам. 21 янв.). В 2004 году было совершено перенесение мощей святителя Филарета из Лавры в храм Христа Спасителя в Москве. В наше время впервые в истории Лавры её наместник был почтён возведением в сан епископа, став викарием Первоиерарха Церкви. Из Троицкой братии были рукоположены епископ Нижегородский Георгий (2003), возведённый вскоре в сан архиепископа, епископ Саратовский Лонгин (2003), епископ Кемеровский Аристарх (2006). При совершении Божественной Литургии в Лавре Святейший Патриарх рукополагал троицкую братию в священный сан. Во время пасхальных богослужений он традиционно награждал братию церковными наградами, совершая затем крестный ход вокруг Успенского собора с водоосвящением. Памятно всем чтение Святейшим Великого покаянного канона святителя Андрея Критского на первой седмице Великого поста и последующая Литургия преждеосвященных Даров с молебном мученику Феодору Тирону. В день памяти преподобного Сергия в Лавре совершаются торжественные богослужения, в которых участвует множество архиереев Русской Церкви и которые возглавляет Святейший Патриарх, священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры. В богослужении участвовали нередко Предстоятели других Православных Церквей. Патриаршие богослужения в престольные праздники лаврских храмов всегда собирали множество богомольцев. В праздник Святой Троицы Святейший Патриарх совершал богослужение в древнейшем соборе Лавры с чтением Акафиста на малой вечерне. Престольный праздник в домовом храме праведного Филарета Патриарших покоев обязательно сопровождался совершением панихиды в крипте Смоленского храма на могиле митрополита Николая (Ярушевича; †1961). По дороге в Лавру Святейший Патриарх благоговейно поклонялся родителям аввы Сергия — преподобным Кириллу и Марии в Покровском монастыре в Хотькове.

http://pravmir.ru/konchina-svyateyshego-...

Это в полной мере коснулось и отца Кирилла. В местной газете “Вперёд” во время хрущёвских “заморозков”, в 1964–1965 годах был опубликован ряд клеветнических статей, в которых отец Кирилл публично обвинялся в безнравственном поведении 22 . Во время Великого поста в 1964 году на Пассии отец Кирилл произнёс проповедь на тему “О необходимости молитвы среди искушений”. Говоря о страданиях и крестной смерти Христа Спасителя, он отмечает: “При этом воспоминании само собою возбуждается усердие и пламенение к молитве, возникают сознание необходимости для нас молитвы и уверенность в её благоуспешности. Сознание необходимости высшей помощи, а вместе и молитвы для испрошения этой помощи у Бога с особенною силой возникает в душе у христианина, когда он с особою ясностью и живостью представляет, с одной стороны, тяжесть и опасность искушений, постигающих его на пути жизни и особенно в трудные минуты крестоношения, и, с другой стороны, крайнюю немощь нашего естества, обречённого на крестоношение” 23 . После кончины Святейшего Патриарха Алексия (†1970) Местоблюстителем Патриаршего престола был митрополит Крутицкий Пимен, бывший Лаврский наместник. В день открытия Поместного Собора, заседания которого проходили в Троице-Сергиевой Лавре, митрополит Пимен совершил Божественную Литургию в Троицком соборе. Среди сослужившей лаврской братии был и архимандрит Кирилл 24 . Затем после своего избрания на Патриарший престол новый Предстоятель Русской Церкви наградил к празднику преподобного Сергия в 1971 году братию Троице-Сергиевой Лавры различными наградами; архимандрит Кирилл был удостоен ордена князя Владимира III степени. В 1973 году к празднику Святой Пасхи последовало награждение Патриаршей грамотой. В 1979 году в связи с шестидесятилетием духовник Лавры архимандрит Кирилл был награждён правом ношения второго креста с украшением. В 1984 году произошло важное событие — на праздник Святой Троицы отец Кирилл в составе делегации Русской Православной Церкви совершил поездку во Святую Землю на празднование престольного праздника в Русской духовной миссии в Иерусалиме.

http://pravmir.ru/lavrskiy-duhovnik-arhi...

В этой стихире Дух Святой назван «сокровищем благих»: thsayros tn agathn. Слово «тезаурус» часто употребляют умные люди для обозначения свода терминов или понятий или просто некоего словаря. Слова ведь тоже – сокровище, нечто ценное, значительное, потому и скрытое, утаённое, оберегаемое. В духовной жизни берегут и сохраняют дары Духа, а если совсем прямо: святые люди дорожат Его личным, но таинственным присутствием. А кто такие эти «благие», которым повезло привлечь к себе и удержать такую ценность? Старинное слово «благие» на русский язык можно смело перевести словом «добрые» — «сокровище добрых людей». Бескорыстная и неколебимая доброта – она сама дар Святого Духа и залог Его присутствия. Святой – человек предельной и беспримесной доброты, подлинно добрый и любящий, потому что любовь и доброта это просто синонимы. Хочешь стяжать Духа Божия, храни доброе сердце, берегись всякой злобы и злости, даже близко не подпускай к себе мстительности и зависти, держи сердце милостивое и кроткое, борись за доброту своего сердца. И придёт Утешитель. Место покоя Наш зеленый праздник – Святая Троица! День сошествия Святого Духа, день Подателя Жизни! Священники – в зелёных облачениях, храм – в зелёных ризах, в цветах и травах – благоухает жизнью, несёт эти скромные свидетельства живого и плодоносного, чтобы предстать перед Лицом Бога Жизни, показаться Богу – живы мы ещё, растём, смерть не поглотила нас. На каждой литургии мы призываем Духа Святого «на нас и на Дары сия», утром молимся: «и Духа Твоего Святаго не отыми от мене». Легко утратить водительство Духа, «немощная врачующая и оскудевающая восполняющаго». Но мы, растяпы и разини, постоянно теряем эту благодать и снова и снова просим о восполнении. Патриаршее служение в день Святой Троицы в Троице-Сергиевой лавре. Фото С. Власов, О. Варов patriarchia.ru Христианская пневматология, то есть учение о Святом Духе, начинается не в научно-богословских спорах, не в кабинетах ученых, а в ужасе падения – когда в одно мгновение, одним словом или жестом отрекаешься от Застенчивого Бога, одним резким движением теряешь водительство кроткого и пугливого голубя Евангелия. «Стяжи Дух мирен» — самая емкая формула всей христианской духовности. Как Его стяжать, как его удержать в своей жизни, потрепанной грехом, траченной страстями, неисцелимыми болезнями, которые как будто никуда не уходят, живут, таясь, даже в сердце самого чистого и сдержанного?

http://pravmir.ru/zastenchivyiy-bog/

У нас в монастыре есть частица мощей святителя Нектария Эгинского . И если исторически главный престол освящен во имя Святой Троицы, то второй престол – во имя святителя Нектария. 9 ноября по новому стилю мы совершаем его память, в этот день очень много паломников посещает наш монастырь, и происходят чудесные исцеления у раки святителя Нектария. Вообще, у его раки постоянно находится дежурный священник, который может принять Исповедь. То есть там такой своего рода «приемный покой» или даже «больница неотложной духовной помощи» в течение 14 часов. У мощей свт. Нектария Эгинского – Бухарест – большой город? – Бухарест – столица Румынии, он насчитывает примерно 2 миллиона человек, это самый большой город страны, так что наш монастырь расположен в самом густонаселенном городе. – Сегодня у нас в Троице-Сергиевой лавре, центральном русском монастыре, огромный наплыв туристов из Китая, а к вам приезжают в монастырь китайцы? – Пока нет. Пока китайцы не приезжают, но у нас в Румынии очень развито внутреннее паломничество, к нам приезжает много паломников из разных уголков Румынии. Приезжают даже за 600–700 километров, чтобы посетить наш монастырь и поклониться раке с мощами святителя Нектария. – Расскажите немного о внутренней жизни монастыря. Понятно, что такая сложная и большая структура не может обслуживаться только силами монахов. Кого вы привлекаете в помощь? – Конечно, у нас в монастыре существуют так называемые «трудники». Но они составляют незначительную часть, потому что наши отцы задействованы и в богослужении, и в административных структурах нашей Церкви. У нас все отцы с высшим образованием: некоторые имеют по два, по три высших образования. Один, я знаю, закончил геодезический факультет, он топограф, занимается топографией всей нашей епархии. Совмещает и пастырское служение, и работу в администрации. Почти у всех отцов есть свои духовные чада, даже если кто-то из них работает и на других послушаниях. Существует у нас и подсобное хозяйство, на котором мы, если можно так выразиться, соработничаем с мирскими трудниками.

http://pravoslavie.ru/117494.html

Владыка Николай (Шкрумко) постоянно раз в полгода что-то мне передает, и это меня духовно поддерживает. Вчера, например, он передал чемодан с тремя комплектами архиерейского облачения.      Как это – передал? Ведь он несколько лет назад отошел ко Господу? А разве это мешает? Мы же верим в то, что у Бога все живы?! Владыка Николай скончался 3 июня 2015 года на 89-м году жизни. Меня избрали во епископы 14 мая 2018 года. Впереди был день Святой Троицы, и Святейший Патриарх Кирилл сказал мне: «Давай твою хиротонию не будем совершать на Троицу, а рукоположим тебя через неделю в Храме Христа Спасителя». Мне стало грустно, потому что на Троицу хиротония состоялась бы в Троице-Сергиевой лавре, где я учился в Московских духовных школах и весной 2010 года был пострижен в монашество. Погрустил я немножко, потом подумал: а ведь это будет 3 июня, на третью годовщину кончины владыки Николая! Помню, как после моей архиерейской хиротнии мы собрались вечером на приходе в Митине. Отслужили молебен. Сидим – чай пьем, общаемся. Народу собралось много. Вдруг появляются люди из Ижевска и преподносят мне панагию и крест, «двойник» богослужебный, с котором владыка Николай служил последние лет пятнадцать. (Только на время поста и на пасхальный период он использовал два других комплекта). Еще мне в тот день передали его посох. В последующие месяцы передали его икону, мантию, епитрахиль. А вчера вот три комплекта архиерейского облачения 80-х годов получил я в дар от митрополита Николая. А Вы будете в них служить? Буду. Не постоянно, но буду. Сейчас я думаю, как их можно подновить. Дело в том, что владыка Николай многое шил сам – и подрясники, и рясы. Что касается этих облачений, не могу сказать, он ли их сшил. Но то, что галуны он периодически менял, я знаю. И что чинил облачение. Умел он это делать, любил этим заниматься, была у него такая расположенность. Иконы на саккосе, на омофорах явно иерусалимские, а он же был начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме в 70-е, в начале 80-х годов прошлого века. Похоже, что владыка сам пришивал эти иконки. Приснопамятный владыка Николай много для меня значит. Я видел его самоотверженное служение Церкви и то, как он совершал его, превозмогая возраст и болезни. Я знал, что к нему можно прийти с любой проблемой, и он сделает все для ее решения. Иногда было достаточно просто находиться рядом, чтобы почувствовать успокоение. Появлялись силы жить и служить дальше. О чем я с признательностью сказал в своем слове при наречении во епископа.

http://pravoslavie.ru/120146.html

Посетивший Троице-Сергиеву лавру в XVII веке, именно 11 июня 1655 года, архидиакон Антиохийского патриарха Павел Алеппский отзывается о ней с величайшим восхищением как о прекраснейшем месте всей земли. Церковь же Святой Троицы «так прекрасна», по его словам, «что не хочется уйти из нее». Нам нет нужды заподозривать искренность этого суждения: ведь Павел Алеппский писал не для печати, а исключительно для себя и для своих внуков, и лишь в наше время его впечатления стали общим достоянием. Неправильно было бы отвести это свидетельство и ссылкой на восточное красноречие писателя: ведь если арабская фантазия его, а точнее сказать огнистость восприятий, способна была видеть в окружающем более художественных впечатлений, чем притуплённая и сыроватая впечатлительность северян, то одинаковой оценке подвергалось все виденное, и среди всего лавра оказывается на исключительном месте; очевидно, она и была таковою. Это свидетельство Павла Алеппского невольно проверяет на себе всякий, кто прожил достаточно времени возле «Дома Пресвятыя Троицы», как выражаются наши летописцы. При туристском обходе лавры беглому взору впервые развертывается не подавляющее количественно, но действительно изысканное богатство художественных впечатлений от нее. Есть, однако, и гораздо более тонкое очарование лавры, которое охватывает изо дня в день, при вживании в этот замкнутый мир. И это очарование, теплое, как смутная память детства, уродняет душу лавре, так что все другие места делаются отныне чужбиной, а это – истинною родиной, которая зовет к себе своих сынов, лишь только они оказываются где-нибудь на стороне. Да, самые богатые впечатления на стороне скоро делаются тоскливыми и пустыми, когда потянет в Дом преподобного Сергия. Неотразимость этого очарования – в его глубокой органичности. Тут – не только эстетика, но и чувство истории, и ощущение народной души, и восприятие в целом русской государственности, и какая-то трудно объяснимая, но непреклонная мысль: здесь, в лавре именно, хотя и непонятно как, слагается то, что в высшем смысле должно называть общественным мнением, здесь рождаются приговоры истории, здесь осуществляется всенародный и, вместе, абсолютный суд над всеми сторонами русской жизни. Это-то всестороннее жизненное единство лавры, как микрокосма и микроистории, как своего рода конспекта бытия нашей Родины, дает лавре характер ноуменальности. Здесь ощутительнее, чем где-либо, бьется пульс русской истории, здесь собрано наиболее нервных, чувствующих и двигательных, окончаний, здесь Россия ощущается как целое.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010