По собственному свидетельству, Береславский с юности увлекался оккультизмом и теософией. В одной из проповедей он обращается к себе самому с такими словами: «Двадцать лет провел ты в школе оккультизма, под впечатлением «Тайной доктрины». И еще двадцать лет бодхисаттствовал как учитель на подмосковной даче, в окружении десяти последователей» 1007 . Примерно в середине 70-х годов Береславский крестился в Православной Церкви, много странствовал по святым местам, побывал в разных монастырях. Из писаний Вениамина Яковлевича очевидно, что, и обратясь в Православие, он не оставил своих оккультных воззрений. По рассказам, какое-то время окормлялся у старца Наума в Троице-Сергиевой лавре. Позднее находился под духовным влиянием некой «почаевской старицы Евфросиньюшки», которая под конец жизни объявила себя четвертой ипостасью Троицы и предрекла свое воскресение на 40-й день. Правда, в конце жизни Евфросинья прогнала Береславского, объявившего о собственных откровениях – очевидно, она не терпела конкуренции. Глухой намек на это есть в писаниях самих «богородичников» 1008 . Через год Береславский писал еще резче: Житие старицы Евфросиньи представляет собой идеализированный образ святой. Евфросинья представлена скорее как образец, как идеал. В действительности старица несла черты юродивой, с течением лет – увы! – негативные черты ее личного характера сказывались все сильнее... В настоящий момент Евфросинья находится в тяжелом обольщении и помутнении ума. Нет благословения посещать ее 1009 ... Впрочем, это не мешает Береславскому сейчас объявлять себя хранителем «нетленных мощей» «Евфросиньюшки» и публиковать потоки «откровений», полученных им от нее, пребывающей в высших сферах рая 1010 . Так что не чужд Береславский и откровенного спиритизма в форме медиумизма. При этом его описания «мощей» Евфросинии и своих манипуляций с ними носят очень болезненный, если не сказать некрофилический, характер 1011 . Береславский сообщает, что в 1984 году в Смоленске перед иконой Божией Матери «Одигитрия» ему было видение, которое он истолковал как явление Божией Матери. После своего видения он решил, что является пророком, собрал вокруг себя группу единомышленников и вместе с ними разработал учение о «Богородичном Завете» (о третьем Завете). По словам новоявленного «боговидца», Богородица является к нему практически ежедневно и диктует свои откровения. Он слышит ее голос, а она является ему в виде серого облачного тела. Часто эти явления сопровождаются замогильными завываниями, которые Береславский весьма артистично изображал интервьюировавшему его журналисту 1012 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektoved...

И тогда он перестает видеть очевидные вещи. Даже взирая на безграничное звездное небо, человек не смиряется перед величием космоса, считая себя творцом. На самом же деле творит все новое Бог, в том числе через человека. И если человек сознает, что Творцом всего, в том числе его самого, является Бог и что без Бога ничего невозможно сделать, то человек от этого своих творческих сил не теряет. Он может творить и без Бога, но только его творение рано или поздно рассыпается в прах и в пепел. Великой картиной человеческого творения без Бога является Вавилонская башня, но разве только она? Сколько таких башен, и не только в прямом смысле, создавалось в течение истории, сколько крепостных стен и башен, которые казались неприступными и возгревали человеческую гордыню! Где они, эти великие крепости прошлого? Строились города, создавались империи, могущественные общественные объединения, и казалось, что не будет конца их господству. Где эти человеческие достижения? Мы лишь видим иногда памятники археологии, исторические памятники и поражаемся творческой силе человека, но сознаем при этом, что результата нет, он остался где-то в прошлом. И не надо уходить далеко в прошлое, незачем свой взор обращать к египетским сфинксам и пирамидам. Достаточно посмотреть на нашу собственную историю. Всякий раз, когда мы создавали нечто, считая себя творцами и отвергая Бога, мы не достигали цели. То, что мы творили, всегда разрушалось и нередко приносило страдания людям. Сегодня человечеству как никогда кажется, что оно достигло самого большого могущества, какое только возможно достигнуть. Действительно, чудеса науки и техники превосходят всякое человеческое воображение, и многим кажется: «Вот он, человек-творец! Вот он, создающий умные машины! Вот он, создающий искусственный интеллект! Что же может быть сильнее его?» Но мы знаем: все это пройдет, потому что без Меня ничего творить не можете (см. Ин. 15:5), как говорит Сам Господь. Для того чтобы наши труды, наше творчество приводили к добрым последствиям, чтобы они не исчезали бесследно, мы должны свои творческие усилия сочетать с помощью Божией, призывая Господа в помощь.

http://patriarchia.ru/db/text/4542658.ht...

Слово Божие — это присутствие Самого Бога среди нас силой Святого Духа. Слово Божие люди воспринимают по-разному. Одни делают правильные выводы, другие не делают никаких выводов вообще, а третьим скучно читать это слово. Так вот, для того чтобы слово Божие действовало, человеческих сил недостаточно — нужна сила Святого Духа. И мы знаем, что это действие Божественной энергии, действие Святого Духа происходит в Церкви, в общине верующих людей. Когда мы все вместе стоим вокруг престола Божиего и совершаем Божественную Евхаристию, причащаемся Тела и Крови Христовых, то силой Святого Духа мы становимся участниками Тайной вечери, а значит, и всего того, что Бог во Христе совершил для людей. И тогда слово Божие оживает в нашем сознании, оплодотворяет наше сердце, мы начинаем правильно его понимать, и у нас появляются силы его исполнять. Если бы не сошествие Духа Святого и не рождение Церкви, то христианство было бы еще одним интеллектуальным учением, еще одним изводом человеческой философии. Но именно потому что слово Христа Спасителя было не человеческим, а Богочеловеческим, именно потому что это Слово было передано людям, опять-таки не посредством человеческой силы, а силой Духа Святого, оно и усвояется, оно и обустраивает человеческую жизнь. Я хотел бы еще раз всех вас поздравить с этим праздником и призвать к тому, чтобы каждый из нас вдумчиво читал слово Божие, участвовал в Таинствах Церкви. Вот тогда заповеди можно будет исполнять — хватит и сил, и разумения. Но если заповеди будут лишь наравне с человеческим законом, некой записанной инструкцией, то их никто исполнять не сможет, да и не будет, как не исполняется большинство человеческих инструкций. Господь с нами силой Святого Духа. Господь Иисус Христос силой Святого Духа продолжает Свое пребывание среди нас в Церкви, которую мы называем Его Телом. Пусть же благодать Духа Святого всех нас вразумляет, укрепляет и освобождает от всякого греха и всякой разрушающей нашу жизнь человеческой слабости. С праздником всех вас сердечно поздравляю!

http://patriarchia.ru/db/text/3669865.ht...

Пели хор Троице-Сергиевой лавры под управлением архимандрита Глеба (Кожевникова) и хор Московский духовной академии под управлением иеромонаха Нестора (Волкова). На малом входе Предстоятель Русской Церкви в связи с назначением главой  Челябинской митрополии  возвел епископа Челябинского и Златоустовского Никодима в сан митрополита. За Литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил в сан священника диакона Симеона Леонова, учащегося Московской духовной академии. Проповедь перед причастием произнес архимандрит Захария (Шкурихин), и.о. духовника Троице-Сергиевой лавры. По окончании Литургии Предстоятель совершил великую вечерню праздника Пятидесятницы с чтением коленопреклонных молитв. Святейший Патриарх Кирилл вручил новохиротонисанному владыке архиерейский жезл и произнес  напутственное слово , после чего епископ Петропавловский и Булаевский Владимир преподал верующим первое архиерейское благословение. Святейший Владыка обратился к наместнику, братии и верующим с кратким словом: «Я хотел бы пожелать помощи Божией владыке наместнику и братии в устроении святой обители, как внутреннем, так и внешнем, особенно в преддверии всенародного празднования 700-летия со дня рождения преподобного Сергия. Вчера вечером я имел возможность пройти по Лавре,  ознакомиться  с реставрационными работами, которым нет аналогов в прошлом. Ничего подобного за всю историю Лавры на ее территории не совершалось. Мы не просто освежаем фасады или делаем косметический ремонт. Происходит глубокая научная реставрация храмов и исторических зданий, как внутри, так и вовне, и верим, что ко дню преподобного Сергия, к 18 июля сего года, Лавра предстанет нам в особом состоянии, полностью отреставрированной и являющей небесную красоту, созданную несомненно по Божиему вдохновению руками трудолюбивых людей». Затем Святейший Патриарх Кирилл вручил церковные награды. Во внимание к архипастырским трудам и в связи с 60-летием со дня рождения и 15-летием архиерейской хиротонии архиепископ Биробиджанский и Кульдурский Иосиф был награжден Патриаршей грамотой.

http://patriarchia.ru/db/text/3672113.ht...

За Литургией пели смешанный хор Свято-Троицкой Сергиевой лавры под управлением архимандрита Глеба (Кожевникова) и объединенный хор Московских духовных школ. По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл совершил великую вечерню праздника Пятидесятницы с чтением коленопреклонных молитв. Святейший Патриарх Кирилл напутствовал новохиротонисанного епископа Ханты-Мансийского и Сургутского Павла на служение и вручил ему архиерейский жезл. По традиции епископ Павел преподал богомольцам первое архипастырское благословение. С солеи Успенского собора Предстоятель Русской Церкви поздравил богомольцев с престольным праздником Свято-Троицкой Сергиевой лавры: «Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Всечестные отцы, братия и сестры! Всех вас сердечно поздравляю с великим двунадесятым праздником, престольным праздником сей святой обители — днем Пятидесятницы, днем Святой Троицы! Именно в этот день, который мы торжественно ныне прославляем, пятидесятый день после Воскресения, Господь даровал Церкви Своей Духа Святаго — Духа, Который и преображает нашу жизнь, Духа, Который и возносит нас от земли к небу, Который дарует нам спасение. Замечательно, что в нынешнем Евангелии, что слышали мы за Божественной литургией, Господь, обращаясь к слушающим, говорит: " Тот, кто верует в Меня, как сказано в Писании, у того из чрева потекут реки воды живой " (Ин. 7:38). Это дивный образ полноты жизни, проистекающей от каждого человека, кто живет во Святом Духе, является ярким и сильным свидетельством миру, что только в Боге, во Христе, в Духе Святом человек обретает полноту жизни для нашего земного бытия и для жизни вечной в Царствии Божием. Пусть Господь каждого из нас укрепляет в вере, каждому дает радость пережить приятие Духа Святаго и каждому по его силам, способности к покаянию дает благодать Духа Святаго, спасающего и преображающего человека для Божиего Царства. Аминь». Затем Святейший Владыка посетил Троицкий собор, где поклонился мощам преподобного Сергия Радонежского. С балкона Патриарших покоев Святейший Патриарх Кирилл обратился к многочисленным паломникам с Первосвятительским словом . Его Святейшество поздравил всех собравшихся с великим и спасительным праздником Святой Пятидесятницы.

http://patriarchia.ru/db/text/1540862.ht...

Среди молившихся за богослужением были глава администрации Сергиево-Посадского муниципального  района Московской области В.Н. Коротков; мэр города Сергиев Посад Н.В. Маслов; начальник департамента аппарата Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе М.Н. Белогубова; советник Президента Российской Федерации по вопросам инновационного развития и высоких технологий Л.Д. Рейман; председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда, благотворители Троице-Сергиевой лавры; делегация молодежных организаций РПЦЗ. По окончании Божественной литургии Святейший Патриарх Кирилл, иерархи и священнослужители Русской Православной Церкви совершили великую вечерню с чтением коленопреклонных молитв. Святейший Патриарх Варфоломей и члены делегации Константинопольского Патриархата молились в алтаре Успенского собора. Затем Предстоятели Константинопольской и Русской Церквей обменялись словами приветствия. Слово Святейшего Патриарха Константинопольского Варфоломея в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Божественной литургии в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры После богослужения Предстоятели Константинопольской и Русской Церквей прошли в Патриаршую резиденцию, с балкона которой обратились к множеству паломников, прибывших на праздник Святой Троицы в обитель преподобного Сергия. Святейший Патриарх Варфоломей преподал верующим благословение, подчеркнув, что был очень рад совместной молитве в этот день. В свою очередь Святейший Патриарх Кирилл отметил: «Визит Патриарха Константинопольского, Вселенского Патриарха — Предстоятеля Церкви, от которой мы получили веру, есть событие историческое. Когда более тысячи лет назад святой князь Владимир принял крещение, он принял крещение от Святой Церкви Константинополя. И сегодня мы радуемся тому, что в день Святой Троицы можем вместе со Святейшим Патриархом Варфоломеем быть здесь и благословить вас. Храни вас всех Господь! Благословение всем вам!»

http://patriarchia.ru/db/text/1164286.ht...

На малом входе Святейший Патриарх Кирилл в связи с назначением главой Липецкой митрополии возвел архиепископа Липецкого Никона в сан митрополита. Проповедь перед причастием произнес один из старейших насельников и духовников Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Илия (Рейзмир). По окончании Литургии Предстоятель совершил великую вечерню праздника Пятидесятницы с чтением коленопреклонных молитв. С балкона Патриарших покоев Лавры Святейший Владыка обратился к богомольцам с Первосвятительским словом . Затем в храме святого праведного Филарета Милостивого Патриарших покоев Лавры Святейший Патриарх Кирилл вручил высокие церковные награды. Во внимание к помощи в строительстве храмового комплекса святителя Николая Чудотворца в с. Никольское на острове Беринга (Командорские острова) Святейший Патриарх Кирилл наградил губернатора Тульской области В.С. Груздева орденом святого благоверного князя Даниила Московского II степени, главного советника Департамента аппарата полномочного представителя Президента РФ в ЦФО В.А. Леонтьева — медалью святого благоверного князя Даниила Московского. Во внимание к трудам на благо Русской Православной Церкви и в связи с 50-летием со дня рождения и.о. руководителя Департамента межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями г. Москвы Ю.В. Артюх был награжден орденом святого благоверного князя Даниила Московского II степени. Храм на о. Беринга был заложен 17 сентября 2010 года. Чин освящения места под строительство храма совершил Святейший Патриарх Кирилл в ходе Первосвятительского визита на Дальний Восток.  27 октября 2012 года чин освящения новопостроенного храма совершил епископ Петропавловский и Камчатский Артемий . Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.) среда Прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского (ок. 754). Прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (ок. 815). Прмч. Евстратия Печерского, в Ближних пещерах (1097). Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476). Мчч. Ионы и Варахисия и других с ними (ок. 330). Мч. Бояна, кн. Болгарского (ок. 830).

http://patriarchia.ru/db/text/3061376.ht...

Более того, вдохновленные Божественной силой, излившейся на них в день Пятидесятницы, движимые Духом Святым, они отправились в разные страны, проповедуя Христа распятого и воскресшего. Именно они создали общность людей, внутри которой и живет этот дар Святого Духа, — эту общность мы именуем Церковью Божией. Все мы с вами и есть Церковь, среди нас и в нас живет Святой Дух, силы Которого каждый получает в момент крещения и миропомазания, сила Которого обновляется в нас всякий раз, когда мы, принося покаяние, причащаемся Святых Христовых Таин. В море беззакония, ничем не отличающегося от того, что было до Христа Спасителя, живет Его Церковь как носительница благодати Святого Духа. Именно в Церкви и происходит спасение людей, их живое соприкосновение с Богом, новая жизнь во Христе. Церковь существует для того, чтобы призывать Святого Духа. Самая важная миссия Церкви — это призывание Святого Духа, эпиклезис, как мы говорим, употребляя греческое слово. Эпиклезис есть не только молитва призывания Святого Духа — это жизнь во Христе, это открытое Ему навстречу сердце, это мужественное и честное исповедание веры в Христа Спасителя и в Святую Троицу. И в ответ на жизнь Церкви Бог посылает дар Святого Духа, и Дух живет и действует в нас. Кто-то может сказать: «Что же все это означает для мира? Что же — мир сам по себе, а Церковь сама по себе?» Совсем нет. Ведь каждый из нас, принадлежа Церкви, принадлежит и миру, через каждого из нас сила Божественной благодати должна изливаться на род человеческий, но особым образом она изливается через миссию Церкви в мире. Это и есть миссия спасения, это и есть миссия обращения людей к Богу, это и есть миссия преображения человеческой личности и всего рода человеческого. Все это мы сегодня празднуем с вами в день Святой Троицы, потому что с того самого дня Пятидесятницы и началась эта спасительная миссия Церкви. Что же мы, христиане? А мы должны осознавать величайшую ответственность пред Богом за тот дар, который получили в крещении, величайшую ответственность пред Богом за благодать, которую получаем в таинстве святого причащения, в молитве. Это есть Божий дар, и мы с вами — обладатели этого дара. И для того чтобы сила благодати не покидала нас, чтобы мы не превращались в пустые сосуды, нужно постоянно стяжать благодать Святого Духа — молитвой, добрыми делами, участием в таинствах Церкви; и делиться этой благодатью, опять-таки, через добрые дела и через добрые слова со всем родом человеческим. Как говорит священнослужитель, совершая таинство Святой Евхаристии: «и о всех и за вся». О всех и за вся пострадал Господь, на всех и на всё через Церковь изливается благодать Святого Духа. И, сознавая важность служения христианина, мы должны постоянно возгревать в себе молитвой, доброделанием и участием в таинствах силу Святого Духа.

http://patriarchia.ru/db/text/3061390.ht...

В юности Д. был тяжко мучим блудными помыслами, для избавления от к-рых святой наложил на себя строгие подвиги умерщвления плоти. По неск. дней он не вкушал ни еды, ни воды, из-за чего довел себя до болезненного истощения (по словам Иоанна Наседки, «болезнь ему была от поста презелново и от жажды великия; и ноги его опухли от стояния, от службы вверенныя ему».- Там же. С. 394). Помимо келейного правила Д. ежедневно прочитывал Псалтирь, совершал по тысяче поклонов в день, никогда не спал лежа. За несение мн. служб и строгость поста он подвергался укорам и насмешкам от братии, которые переносил со смирением. Время кончины Д. устанавливается приблизительно. Иоанн Наседка пишет о себе, что «после разорения московскаго вскоре прибрел к дому Пресвятыя Троицы и того старца Дорофея за полтора года до смерти его застал» (Там же. С. 394). Годом разорения Москвы Иоанн называет 7118 (1609/10) г. (Там же. С. 420); т. о., в 1611/12 г. он был уже в мон-ре, где участвовал в составлении патриотических грамот ( Зиборов В. К. Иоанн Васильевич Шевелев Наседка//СККДР. Вып. 3. Ч. 2. С. 64). Следов., кончину Д. следует относить ко времени ок. 1613 г. (В лит-ре кон. XIX в. в качестве даты смерти Д. фигурировал 1614 год; см.: Список погребенных в Троицкой Сергиевой лавре от основания оной до 1880 г. М., 1880. С. 79, 832.) Подвижник был погребен в Троице-Сергиевом мон-ре прп. Дионисием «со всем собором». Симон (Азарьин) в Житии прп. Дионисия рассказывает о явлении 26 окт. 1650 г. прп. Дионисия болящему свящ. Феодору, служившему при ц. в честь Казанской иконы Божией Матери в Пушкарской слободе, что при Троицком мон-ре. В видении перед прп. Дионисием шел инок с горящей свечой. Как пишет Симон (Азарьин), известно, что этим иноком был Д. и что после явления святых свящ. Феодор исцелился. О раннем местном почитании Д. свидетельствует включение его имени (без даты памяти) в Месяцеслов Симона (Азарьина), составленный в Троице-Сергиевом мон-ре ок. сер. 50-х гг. XVII в., где Д. указан как преподобный (РГБ. Ф. 173. 201. Л. 333). «Великим трудником» Д. назван в «Описании о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.; на с. 83 указана неверная дата кончины святого - 7130 (1621/22)). Канонизация Д. подтверждена включением его имени в Собор Радонежских святых (празднование установлено в 1981).

http://pravenc.ru/text/180247.html

Но Церковь будет существовать всегда, до скончания века, потому что врата ада ее не одолеют (см. Мф. 16:18). Не потому, что мы с вами такие сильные — мы немощные, мы слабые, мы, может быть, гораздо слабее тех, кто организован в иные человеческие общины, но в нас и через нас, через Церковь Божию, действует Святой Дух. Он возмещает нашу слабость, Он действует там, где нам не хватает сил и разумения, Он поднимается на защиту Церкви, когда могущественные силы, во много крат превосходящие силу и влияние Церкви, пытаются ее разрушить. Дух Святой не потакает человеческому греху, который существует и в видимой, человеческой церковной жизни. Но эти грехи прощаются через искреннее покаяние, и Дух Святой наполняет наши немощные человеческие сосуды Своей Божественной силой. Мы сегодня празднуем день рождения Церкви Христовой. Мы празднуем великое таинство соединения Божественного и человеческого, но уже не в личности Иисуса Христа, а в Церкви Божией. И этот день является действительно духоподъемным, прежде всего потому, что сегодня мы обращали к Богу особые молитвы, дабы Дух Святой всегда был с нами, а Он, будучи с нами, укрепляет и возвышает наш слабый и немощный человеческий дух. И, несмотря на человеческую немощь, существует и будет существовать Церковь Божия, в которой силой благодати Святого Духа прощаются человеческие грехи, и обновляется наша жизнь. И молитва наша сегодня была особой, коленопреклоненной. Мы молились о себе, о Церкви, о роде человеческом, о живых и о мертвых. И верим, что в ответ на эту молитву сила Божия благодатью Святого Духа прикасается ко всем нам и спасает души наши. Аминь. Рейтинг: 7.5 Голосов: 47 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии раиса 3 июня 2015, 08:13 Патриарху Кириллу долгие лета и большое спасибо ему за просветительскую деятельность. Была на праздничном концерте на Красной площади, понравилось, видела вокруг себя нормальных людей, которые радовались и пели хорошие песни. тамара 1 июня 2015, 17:16 Господи ,спаси и сохрани нас своей благодатью сошествия СВЯТОГО ДУХА.Патриарху Кириллу пожелаем многая и долгая лета для дальнейшего нашего просвещения и нашего окормления.

http://pravoslavie.ru/79677.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010