Первая Литургия и последующее возрождение Лавры стали результатом стойкой позиции Святейшего Патриарха Алексия I (Симанского), ходатайствовавшего о том перед властями. На практическом уровне она была подготовлена трудами первого наместника Лавры архимандрита Гурия (Егорова) 1 , который, будучи наместником и ранее, служил в Ильинском приходском храме. Протодиакон Сергий Боскин 2 , в то время бывший регентом Ильинского храма, оставил краткий дневник-хронику предпасхальных и пасхальных дней 3 . В этот же день, 20 апреля 1946 года, мощи прп. Сергия были переданы из Троицкого собора, в котором они находились с начала Великой Отечественной войны и который оставался еще музеем, в только что открывшийся Успенский собор 4 . 7/20 апреля 1946 года – это отправная точка, ключевая для возрождения Троице-Сергиевой Лавры. Накануне в вечерне Великой Пятницы принял участие схиархимандрит Иларион (Удодов) 5 , особо позаботившийся о сохранении самой великой святыни монастыря – главы прп. Сергия. Отец Иларион начал служение, став связующим звеном между Троице-Сергиевой Лаврой и Святой Афонской Горой, на которой подвизался двадцать лет 6 . Он же был первым духовником Лавры после ее возрождения. А сам Святейший Патриарх Алексий I, принявший настоятельство в Лавре прп. Сергия в начале 1946г., отслужил в ней первую Литургию на престольный праздник Святой Троицы. В этот день были сняты печати с крышки раки прп. Сергия и люди смогли впервые в советское время приложиться непосредственно к святым мощам 7 . Что происходило в это время с Академией? Каково было ее отношение к лаврскому торжеству? Почувствовала ли она лаврскую радость, все еще находясь в Москве? Выпускник Московской духовной академии С. Волков, заведовавшей до революции и в революционные годы студенческой библиотекой, так вспоминал о службе в Успенском соборе через неделю после открытия Лавры на Светлой седмице: «Светлую заутреню встретил в Успенском соборе Лавры, который открылся к Пасхе. Собор освещен электричеством так ярко, как никогда в прежние времена. Народу масса... Когда вышел с крестным ходом на паперть, был поражен колокольным звоном. И горько: очень он убог по сравнению с прежним благовестом Лавры (Царя нет, как и многих других колоколов!) – и сладко: опять звонят! 8 («Прииди ты, немощный; прииди ты, радостный!» 9 – так и вспоминалось.) Около собора сплошная толпа до колокольни, с зажженными свечками. Вечер теплый и тихий. И это было прекрасно и трогательно…» 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

В этот момент на балкон вышел Патриарх, поздравил всех с Пятидесятницей и сказал свою праздничную проповедь. Торжественный перезвон колоколов разнёсся по всей округе, и тут свою партию взял «Царь-колокол», воссозданный и установленный в лавре 16 апреля 2004 года. Это невозможно описать, это надо слышать, мы кричали друг другу на ухо, с трудом разбирая слова. Я позвонил своей супруге, хотелось, чтобы и она услышала это чудное звучание, но она мне сказала, что кроме меня она ничего не слышит. Сверхнизкие колебания, издаваемые «Царь-колоколом», для телефона Motorola были недоступны, он их не слышал. Зато все присутствующие слышали его, душа ликовала. Мощные удары бронзового гиганта сотрясали всё в округе, в этом звоне было всё: торжественность, единение русского народа, Божественная сила. Над монастырём висело несколько тучек, и тут произошло нечто – от мощного сотрясения воздуха из них, как из ведра, пролился дождь. Люди побежали в разные стороны, пытаясь найти убежище, мы с друзьями укрылись в арочном проёме надвратной церкви. Сказать, что мы промокли до нитки – этого будет мало, мы промокли до костей. Мы стояли, дрожа от холода, зуб на зуб не попадал, от дождя мы спрятались, но через врата лилась бурная дождевая река, в которой мы стояли чуть ли не по колено. Но нас уже ничто ни огорчало, мы всё восприняли с радостью, как должную часть праздника. Слава Богу за всё! На следующий день Господь сподобил нас побывать ещё на одном престольном празднике. Утром мы брели по территории лавры и решили зайти в церковь Святого Духа и оказались ещё на одном праздничном богослужении в честь дня Святого Духа, службу правил епископ (жаль, но имени его я не знаю). Все события, прожитые тогда мною в Троице-Сергиевой Лавре, оставили светлые воспоминания. Об этом мне в кабинете постоянно напоминает фото Святейшего Патриарха, ныне покойного Алексия II. И сейчас я гляжу на фото великого молитвенника за Церковь русскую, за народ православный, за мир во всём мире и думаю – а ведь и я попал под его Патриаршее благословение.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/02/21/pr...

«Господь действует в человеческой истории в прошлом и настоящем, и будет действовать до скончания века силой Своей благодати, силой Святаго Духа, так что каждый человек имеет возможность к ней прикоснуться, — продолжил Святейший Патриарх Кирилл. — Мы приобщаемся к этой силе через нашу веру, через крещение и миропомазание, через молитву, и если просим Бога нам помочь, Он нам отвечает, и мы получаем вразумление. А если бы мы не получали ответа, то никто из нас сегодня не стоял бы на этой площади, да и храмов бы не было, эту красоту никто бы не строил, — ведь все это делается именно потому, что люди разумом и сердцем чувствуют Божие присутствие и знают, что Господь с нами». «В нынешнем веке, когда многие силы стремятся разрушить веру в Бога, мы должны противопоставить этим попыткам нашу молитву, наше искреннее обращение к Господу, наше участие в церковных таинствах, — подчеркнул Предстоятель. — Надо, чтобы большинство рождаемых младенцев крестилось, причем не только в нашей стране, но и во всем мире, — чтобы цепь между человеком и Богом замыкалась через участие в Святых Таинствах, чтобы сила Божественной благодати удерживала нас от ошибок, от опасных мыслей, от разрушительных по своим последствиям злых дел. И верим, что Господь с нами, как Он был в день Святой Пятидесятницы в Сионской горнице, как Он только что был в храмах, где мы совершали Божественную литургию и где Его благодать сошла на хлеб и вино, преобразуя их в истинное Тело и истинную Кровь Спасителя, которых мы причастились». «Этой верой мы живем, этой верой сохраняется род человеческий, и знаем, что до самого окончания человеческой истории, несмотря ни на какие испытания, эта вера и эта способность людей входить в общение с Духом Животворящим никогда не прервутся. Пусть благодать Святаго Духа, немощная врачующая и оскудевающая восполняющая , восполнит и наши слабые силы, преодолеет грехи и откроет нам путь к Царствию Небесному», — заключил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Затем в Тронном зале Патриарших покоев Святейший Владыка вручил церковные награды насельникам Троице-Сергиевой лавры.

http://patriarchia.ru/db/text/4922885.ht...

Какая связь между этими праздниками? Священнослужители облачаются на праздник Троицы в зеленые одеяния, так же как на день памяти преподобных отцов и всех святых, просиявших в подвигах, потому что их жизнь — это обновление, это Жизнь, это радость в Духе Святом. Наверно, ни в одном монастыре в мире нет такого количества храмовых праздников и особо чтимых святых как в Киево-Печерской Лавре. Успенская Киево-Печерская Лавра действительно является тем местом, подобного которому, я бы сказал, нет на земле, но все уделы Божией Матери велики и прекрасны. Это и Афонская гора… Но столько святынь, сколько Господь устроил Своей Матери на Печерской горе, действительно больше нигде нет. На Ваш взгляд, о чём это свидетельствует? Здесь можно поразмышлять, почему так? Наверно совершается какое- то большое почитание или присутствует особая благодать… Если сравнить Лавру с египетской пустынью, то последняя также сияет подвижниками, но там не сохранилось столько святынь, нетленных мощей, чудотворных образов. Поэтому наш благодарный народ всегда чтил и чтит Божию Матерь за такую милость к нам. Это наша Хозяйка, Она сказала, что хочет здесь жить… Кроме того, наша земля имеет особое благословение, ведь мы связаны с апостолом Андреем Первозванным, который водрузив Святой Крест, пророчествовал, что здесь будет град великий, и воссияет множество церквей. Чем больше храмов, чем больше достойных пастырей и епископата, тем больше народ обращается к святости. Люди видят, чувствуют молитвенников и поэтому, преображаясь сами, угодники Божии преображают вокруг себя весь мир. Вспомним, эта гора, как и гора Троице-Сергиевой Лавры, были пустынными. И только один человек не просто зажег лампаду молитвы, ведь не было ни лампад, ни елея, но он сам горел елеем веры, любовью к Богу и людям — все это давало возможность быть участниками этой божественной любви. В связи таким количеством святынь в Успенской Киево-Печерской Лавре, паломники имеют возможность круглый год, в удобное время приезжать, не боясь пропустить местное торжество.

http://pravmir.ru/namestnik-kievo-pecher...

Стоило только войти в храм и услышать начальные слова ектении в его исполнении, и ты уже не сомневаешься, что попал на патриаршее богослужение: настолько это было неразрывно связано друг с другом. Мне вспоминаются богослужения в Троице-Сергиевой лавре в дни лаврских праздников: преподобного Сергия, преподобного Никона Радонежского… Святейший Патриарх Пимен неизменно приезжал в лавру в эти дни, служил и всенощное бдение накануне и оставался служить Божественную литургию. Праздник Успения Пресвятой Богородицы… Чин погребения Плащаницы также возглавлял Святейший Патриарх Пимен. Праздник Святой Троицы… А Сергиев день отмечается в лавре дважды в году, и дважды эти торжественные богослужения, с совершением потом молебна на Лаврской площади под открытым небом, всегда возглавлял Святейший Патриарх Пимен. И неизменно, как я уже говорил, при нем был архидиакон Стефан. Наверное, в то время я не задумывался о том, что это за явление; сейчас же, вспоминая, как совершал богослужение отец Стефан, все-таки, положа руку на сердце, можно сказать: это был Великий Архидиакон. Скачать (MP3 файл. Продолжительность 5:54 мин. Размер 7.1 Mb ) О. Стефан Гавшев. Вечная память Константину Розову В Русской Церкви начала века этого звания удостоился архидиакон Константин Розов – архидиакон храма Христа Спасителя. Мне кажется, что отец Стефан по праву мог бы тоже называться Великим Архидиаконом. Думаю, что в своем служении – по ревности в отношении к богослужению, по истовости своего служения, по тому, с какой любовью он совершал богослужение, – он был ему подобен. Как он старался донести слово Божие до всех присутствовавших в храме! Как он выносил Евангелие! Как он совершал каждение! Как он произносил возгласы, ектении!.. Весь его облик, который сейчас встает перед глазами, свидетельствовал о том, что это человек, отдавший всю свою жизнь Церкви. Как-то мы встречались с отцом Стефаном незадолго до его кончины, в храме Воскресения Христова в Сокольниках. Это было уже после службы. Мы сидели на скамеечке у иконостаса. Мне запомнилась такая фраза, которую произнес отец Стефан (я не ручаюсь за дословную передачу, но суть помню): «В жизни я не приобрел для себя ничего – имею в виду какие-то материальные блага; главное, к чему я стремился всю свою жизнь, – это послужить Церкви!»

http://pravoslavie.ru/59080.html

5 июня. Исполняется 70 лет Юрию Вяземскому. [«Для меня хомо сапиенс — это, по определению, хомо религиозис, человек религиозный. Ведь как только появляется религия, так из животного мира появляется человек, а как только уходит религия, так человек превращается в животное». Из интервью Юрия Вяземского журналу «Фома»]. Ил.: Юрий Вяземский. Фото Сергея Власова. — С.5; 11 июня. День памяти святителя Луки (Войно-Ясенецкого) [Этот великий святой ХХ века был выдающимся врачом. Даже безбожная власть, много лет гнавшая святителя Луку за его исповедание Христа, была вынуждена признать его заслуги в области медицины. Получив Сталинскую премию I степени (200 000 рублей), присужденную ему за научную разработку новых хирургических методов лечения гнойных заболеваний и ранений, изложенных в двух научных трудах 1943,1944 гг., он 130 000 рублей отдал на помощь детям-сиротам, жертвам фашизма. Остальные деньги тоже раздавал тем, кто в них нуждался, — беднякам, больным, малоимущим коллегам-медикам]. Ил.: Хирургические инструменты епископа и хирурга Луки (Войно-Ясенецкого). — С.5; Даты июня: 20 июня. Патриарх Кирилл. День Святой Троицы. Пятидесятница. Из проповеди в день Святой Троицы в Троице-Сергиевой лавре, 23 июня 2013 года. Фото пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси//Фома. — 6(218) — июнь 2021. — С.6-7. — (рубрика « Даты месяца »). Колонка главного редактора: Владимир Легойда. Каин, Пилат и антибактериальное мыло. [«Есть библейский герой, чьим именем нередко называют нашу цивилизацию — Каин. Тот, кто бросил вызов Богу и самим основам человечности. Но вот недавно в беседе с одним человеком мы обсуждали другого персонажа Библии. И сошлись на мысли, что, возможно, он в чем-то даже больше подойдет нашей эпохе в качестве ее „героя“. ...этот другой библейский персонаж, стоя напротив Бога, спрашивает: „А что есть истина?“ Да, это Понтий Пилат. Человек, который даже лицом к лицу встретившись с самым главным, не замечает его и просто проходит мимо. Был бы писателем, думаю, обыграл бы грозное и символическое напоминание всем нам в призыве, которым последний год наша цивилизация чуть ли ни каждый день обменивается друг с другом: тщательно умывайте руки...»]. Ил.: Владимир Легойда. Фото свящ. Игоря Палкина; Посетительница рассматривает картину Николая Ге «Голгофа» (1893 г.). Фото Ильи Питалева/РИА Новости//Фома. — 6(218) — июнь 2021. — С.8-9. — (рубрика « Колонка главного редактора »).

http://foma.ru/bibliografija-foma-6-218-...

По завершении Божественной литургии духовенством была вынесена из храма чтимая икона Преподобного Сергия Радонежского и установлена на монастырской площади у источника, где Святейший Патриарх Кирилл возглавил молебен при стечении тысяч людей. Затем Святейший Владыка направился в Троицкий собор, где поклонился мощам Преподобного Сергия Радонежского и иконе Святой Троицы. У Троицкого собора состоялась беседа Его Святейшества с участниками международного съезда «Содружество православной молодежи». С балкона Патриарших покоев Предстоятель Русской Православной Церкви еще раз поздравил многочисленных паломников, посетивших Троице-Сергиеву лавру в день памяти ее основателя: «Всех вас, дорогие отцы, братья и сестры, сердечно поздравляю с великим всероссийским праздником — памятью святого Преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, чудотворца. Каждого из нас Преподобный приводит особым путем к его целебным мощам: одни идут сюда с сомнениями, с любопытством при полном отсутствии веры; другие идут как к последнему прибежищу, где можно получить ответ на самый главный вопрос своей жизни и испросить помощь в самых, может быть, тяжких жизненных обстоятельствах. Но с каким бы чувством и с какими бы намерениями (кроме, конечно, намерений злых) человек ни приходил к святым мощам, он уходит иным — не тем, кем он пришел, потому что Преподобный Сергий источает великую благодать. Через его мощи, через его тело Господь дарует нам Свою силу, потому что Преподобный Сергий уподобился Богу еще при земной жизни, и сегодня он вместе с Ним в Небесном Царстве. Но не может человек, любивший так сильно других людей на земле, забыть о них после смерти. Его любовь продолжается. И Преподобный Сергий любит нашу страну — единую историческую Русь; он любит народы, которые населяют это великое единое духовное пространство, он отвечает на молитвы тех, кто помнит его святое имя. И сегодня, быть может, как никогда, мы просим Преподобного не отвращать свою милость от страны нашей, от народа нашего, от всех тех, кто сегодня сталкивается с трудностями, ибо многие и многие трудности встречаются сегодня на пути людей.

http://patriarchia.ru/db/text/697541.htm...

" Одним из отличительных признаков великого народа служит его способность подниматься на ноги после падения. Как бы ни было тяжко его унижение, но пробьет урочный час, он соберет свои растерянные нравственные силы и воплотит их в одном великом человеке или в нескольких великих людях, которые и выведут его на покинутую им временно прямую историческую дорогу " . И сегодня, в XXI столетии, обращение к личности и памяти преподобного Сергия явилось для нас, прежде всего, призывом к духовному возрождению. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в день кульминации празднования, проповедуя в Троице-Сергиевой лавре, сказал : " История нашего Отечества в XX веке является ярким примером того, как самые мощные человеческие усилия, осуществляемые вне связи с Богом, разрушаются подобно Вавилонской башне. Поэтому, может быть, самый главный урок, который преподает нам преподобный Сергий, который преподает нам Святая Русь как немеркнущий, неумирающий идеал, — в том, чтобы мы сохраняли этот идеал, к нему устремлялись, а на пути к этому идеалу делали все возможное для того, чтобы жизнь наша становилась чище, светлее, справедливее, чтобы народ наш обретал единство, духовную силу и способность решать все проблемы, которые встают на его историческом пути. Все это возможно с Богом. И преподобный Сергий, к которому мы в таком множестве пришли сегодня в обитель, учит нас этому. Не забудем его великого и спасительного урока " . Особая заслуга Игумена земли Русской состояла в том, что вся Россия, весь Русский мир теперь может быть воспринят как пространство его духовного окормления и как место, где можно и должно, следуя его заветам, проповедовать  жизнь по Евангелию и возвышенные образцы христианской жизни. Преподобный видел в Святой Троице идеал Единства и Любви, ибо ипостаси Святой Троицы единосущны, не разделены отношениями старшинства и подчинения, исполнены любви. Святая Троица — это еще и прообраз того, как должно строиться человеческое общество. Как показала история, именно из Троицкой обители православные люди и в XIV веке, и позднее ждали побуждений к возрождению народного единства, ибо эти побуждения исходили от Самого Господа. А икона " Троица " , написанная преподобным Андреем Рублевым, духовным учеником преподобного Сергия, почиталась как воплощенная мысль Божественного единения, как идеал, лежащий в основе построения общественных отношений.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/3...

В день Святой Троицы 18 мая 1841 года он был рукоположен во диакона архиепископом Нилом, а на другой день – в день Святого Духа – во священника иркутской Воскресенской церкви. Иерей Виктор Петухов 15 июля 1842 года был переведен из иркутского приходского училища в низшее отделение иркутского уездного училища, в котором преподавал греческий язык, арифметику, церковный устав и нотное пение. Способности и прилежание к поручаемым делам обратили на него внимание начальства, и 22 октября 1842 года он был назначен еще и членом временного ревизионного комитета по семинарии, а через несколько дней, 7 ноября того же года, – помощником инспектора иркутских духовных училищ. Все ему предвещало блестящую будущность, но два тяжелых горя, последовательно поразивших отца Виктора: лишение своей дорогой родительницы и нежно любимой супруги – побуждают его изменить избранный путь. Оставшись бездетным вдовцом и полусиротой, он покидает Иркутск 16 января 1843 года, отправившись через Москву на богомолье в Киев. Побывав в Троице-Сергиевой лавре, поклонившись московским и киевским святыням, он отправляется в Петербург с целью поступить в духовную академию, но от этой мысли был отклонен ректором академии владыкой Афанасием (Дроздовым). Тогда отец Виктор возвращается в Москву. В Москве, в кафедральном Чудове монастыре, он был удостоен внимания святителя Филарета (Дроздова). После личного келейного объяснения с владыкой и его благословения отец Виктор 13 февраля 1844 года вступил в братство Чудова монастыря. Здесь с 17 декабря 1845 года он был назначен владыкой Филаретом исправлять чередное служение в домовой Крестовой церкви его высокопреосвященства на Троицком подворье. Через два года после вступления в монастырь, 25 ноября 1846 года, накануне памяти святителя Иркутского Иннокентия (Кульчицкого), был пострижен здесь, на Троицком подворье, митрополитом Филаретом в монашество с наречением имени Вениамина – в знак того, что отец Виктор был по счету двенадцатым и при этом последним пострижеником владыки.

http://pravoslavie.ru/33131.html

Мы можем познавать Господа и Спасителя через Священное Писание, через слова апостольские; каждый может лично переживать присутствие Господа в своей жизни, и это переживание присутствия Спасителя совершается Духом Святым. Никакие человеческие усилия не способны ввести нас в соприкосновение с Богом – только сила Святого Духа Никакие человеческие усилия не способны ввести нас в соприкосновение с Богом, с Господом и Спасителем, как только силой Святого Духа. Вот почему и говорит апостол, что мы не чужие, но свои Богу (см.: Еф. 2: 19). Что значит «свои»? То, что мы имеем дар Святого Духа и через этот дар реально соединяемся с Богом Отцом и прославляем Сына Божиего, через смерть и Воскресение Которого явлена нам благодать Святого Духа. День Святой Пятидесятницы – это день рождения Церкви. Церкви, которая призвана передавать людям дар Святого Духа. Церкви, которая призвана провозглашать Божию правду силой Святого Духа. Церкви, которая не может ошибаться в своей совокупности, – не в отдельных людях, даже иногда весьма известных, а именно в своей целокупности не может ошибаться, когда говорит голосом Вселенских Соборов, потому что через нее говорит и действует Дух Божий. Дух Божий – Господь, сегодня и вовеки до Второго Пришествия пребывающий неотлучно от рода человеческого. И мы, входя в Церковь, принимая Таинство крещения, запечатлевая себя печатью дара Духа Святаго через Таинство миропомазания, входим в особый контакт с Богом. Мы становимся близки Господу, а Он – близок к нам. И единственное, что может поколебать связь Бога с искупленным человечеством, Им Самим установленную, – это наши нераскаянные грехи. Поэтому ответ на дар Святого Духа – наше покаяние, наша молитва и наша вера. Из проповеди после Литургии в Троице-Сергиевой Лавре, 16 июня 2019 года, в праздник Святой Троицы, Пятидесятницы скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Светлана 18 июня 2019, 11:26 Спаси Господи нашего Патриарха за мудрые слова! Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/121884.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010