ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ Факты из земной и неземной жизни Сергия Радонежского 26.01.2015 г. Шёл 1314 год. Беременная Мария, мать Сергия Радонежского усердно молилась в церкви. Вдруг ребёнок вскрикнул в её утробе. Это чудо повторилось несколько раз и озадачило женщину. Родился младенец в семье боярина Кирилла, что служил у ростовских князей в центре русской земли. Точная дата рождения его неизвестна. Когда мальчик подрос, то встретил старца, который самозабвенно молился. Подросток пожаловался ему на трудности с обучением, и странник благословил его и подал просфору. После этого случая учебные дела пошли на лад. Семья одно время жила в городе Радонеже. После смерти родителей Варфоломей, так он был назван при крещении, вместе с братом в Радонежском бору построили церковь во имя Святой Троицы. Вскоре брат уехал в Московский монастырь, а юноша принял постриг под именем Сергия, потому что этот день отмечался как день памяти Сергия и Вакха. Шёл 1380 год. Сергий был игуменом Троице-Сергиева монастыря. Своими мудрыми словами он примирял враждующих князей. Перед Куликовским сражением с монголо-татарами благословил князя Дмитрия Донского на битву. Он предсказал исход битвы, но видел много пролитой русской крови. Святой отправил с войском двух иноков, хорошо владеющим оружием. В Троице-Сергиевой лавре около Успенского собора есть Святой колодец. Его выкопал сам игумен. А второй колодец появился после усиленных молитв Сергия Радонежского на месте канавки с водой. Это было на заре становления монастыря, когда всем монахам было голодно, когда не хватало воды, и своими молитвами Сергий вымолил этот источник. Шёл 1392 год. Тихо скончался в своей обители хранитель Земли Русской. Мощи его покоятся в им же основанной Троице-Сергиевой лавре. Они исцеляют больных, дают успокоение покаявшимся. 1611 год. Несколько лет враги топтали русские земли. Польско-литовско-шведская интервенция саранчой катилась по городам и волостям. Кузьме Минину во сне явился Сергий Радонежский, он призывал собирать рать, изгнать иноземцев из страны. И призыв был услышан. 1530 год. В Троице-Сергиевой лавре проходило крещение будущего царя Ивана Грозного. 1605 год. Внезапно умер Борис Годунов. Тело царя нашло покой в Свято-Троицком монастыре. Тогда для правителей не делали памятники из гранита , а хоронили в монастырях. 1689 год. От стрельцов спасался в монастыре Петр Алексеевич, будущий император Пётр 1. Идёт 2014 год. В Троице-Сергиеву Лавру не иссякает поток паломников и туристов. Вы потратите чуть больше часа, добираясь от Москвы на электричке, до города Сергиев Посад. И сегодня мощи Сергия Радонежского, исцеляющие источники и святые иконы помогают страждущим и больным. Другие публикации: - Поиск первопричины - Сдать квартиру цивилизованно - Значение Рождества в жизни человека - Совет по выбору новогодней елки - Теледиета для ребенка - Россия и империя Copyright © Zavet.Ru Православное чтение, 2001-18 г.

http://zavet.ru/obs/mx/fact/060sergei.ht...

1984, 6, 17. 2504. ПОСЕЩЕНИЕ королем Испании Хуаном Карлосом I и королевой Софией Троице-Сергиевой Лавры: 1. Речь Святейшего Патриарха Пимена по случаю посещения королем Испании Троице-Сергиевой Лавры 11 мая 1984 года. – 1984, 7, 2. 2. Визит в Лавру короля Испании. – 1984, 7, 3. 2505. ПОСЕЩЕНИЕ Троице-Сергиевой Лавры министром иностранных дел Австралии. – 1984, 8, 4. 2506. СОКОЛОВ Ф., диак. Престольный праздник Троице-Сергиевой Лавры. – 1984, 8, 14. 2507. ЕГО ЖЕ. На торжествах в Троице-Сергиевой Лавре. – 1984, 9, 5. 2508. ВИЗИТ в Троице-Сергиеву Лавру премьер-министра Финляндии К. Сорсы. – 1984, 12, 5. 2509. СОКОЛОВ Ф., диак. На осеннем празднике у Преподобного Сергия. – 1984, 12, 18. 2510. СЛОВО Святейшего Патриарха Пимена после Божественной литургии в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры 8 октября 1984 года. – 1984, 12, 16. 2511. РЕЧЬ Святейшего Патриарха Пимена на приеме в Троице-Сергиевой Лавре 8 октября 1984 года. – 1984, 12, 16. 2512. АЛЕКСИЙ, священноинок, СОКОЛОВ Ф., диак. В святые рождественские дни. – 1985, 3, 9. 2513. СОКОЛОВ Ф., диак. День Святой Троицы в Троице-Сергиевой Лавре. – 1985, 10, 12. 2514. ЕГО ЖЕ Празднование 75-летия Святейшего Патриарха Пимена. – 1985, 11, 28. 2515. ЕГО ЖЕ. На празднике Преподобного Сергия. – 1985, 12, 10. 2516. ПРАЗДНОВАНИЕ Обретения мощей Преподобного Сергия в Троице- Сергиевой Лавре: 1. Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена на трапезе в день Преподобного Сергия. (Троице-Сергиева Лавра, 18 июля 1986 года). – 1986, 9, 9. 2. К.М. Праздник Преподобного Сергия. – 1986, 9, 12. 2517. ПРАЗДНОВАНИЕ 76– летия Святейшего Патриарха Пимена. – 1986, 10, 7–8, 2518. СОКОЛОВ Ф., диак. День тезоименитства Святейшего Патриарха Пимена. – 1986, 11, 5. 2519. ЕГО ЖЕ. Торжества в Троице-Сергиевой Лавре. – 1986, 12, 13. 2520. КОМАРОВ К. Г-жа Маргарет Тэтчер посетила Троице-Сергиеву Лавру. – 1987, 6, 3. 2521. Послание патриарха Московского и всея Руси Пимена в связи с 650-летием со времени основания Троице-Сергиевой Лавры (1337–1987). – 1987, 7, 2.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Как видим, все молитвы, – кроме первой и последней, о Христе, – все говорит о Троице… Следовательно, совершенно ясно, что Церковь этим живет больше всего и сему же хочет научить чад своих. Она живет Царством Троицы. Ибо Церковь есть Царство Троицы на земле и ведет нас к Царству Небесному, Царству славы, к вечной жизни. В «Приидите, поклонимся…» вспоминается о Христе потому, что Он есть Виновник воцарения Троицы. И люди, если бы и не знали никаких молитв, кроме «обычного начала», – знают и исполняют главное, самое главное. Потому мы у сербов видели, что, не понимая славянского языка, они как лишь заслышат: «Слава Отцу и Святому Духу», – так и закрестятся все… И прекрасно! Этим они исповедуют свою принадлежность к сему Царству Троицы: услышали «свое», «собственное», о своем Царстве. А мы так привыкли к этим «обычным» молитвам, что не только «дьячки», а и все мы повторяем их невнимательно, тогда как надлежало бы их совершать более всего и благоговейно, и со страхом, и со славою. Теперь сделаем вывод: если Воскресение Христово празднуется пятьдесят два раза в году, то сколько же раз славится Пресвятая Троица?! Каждый день (по монастырскому уставу) «обычных начал» не менее двенадцати… В каждом по восемь «Троичных» молитв; итак, равно девяносто шести, не говорю еще о «Слава» и «Аллилуиа» после кафизм, псалмов и т.п., в отпусках, между тропарями, пред богородичными… Их еще десятки раз. Всего в день до вечерних молитв «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу» – до ста двадцати раз, то есть сто раз в день продолжается ежедневно праздник Троицы. Ясно, что в этом суть нашей веры! И думается: не много ли мы «просим»? А Церковь наша учит больше славословить, – именно Пресвятую Троицу. Нужно сему учиться и нам! И эта молитва – угоднее всего Пресвятой Троице. Ныне нужно проводить мысль не просто о Христе Спасителе, а главным образом о Пресвятой Троице: в этом христиане и христианство . Недаром в Сергиевой Лавре первый храм – Троичный. И преподобный Серафим в Дивееве строил в честь Пресвятой Троицы; кажется, и в Сарове создали после него храм Живоначальной Троицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

В 1948 г. были нормализованы отношения между Сербской Патриархией и Румынской, которая извинилась за свое участие в хиротонии епископа неканоничной Хорватской Православной Церкви. В это время, согласно югославской переписи 1948 г., в области Банат проживало 60 тыс. православных румын, объединенных в 40 приходов. В расположенной на территории Румынии части Банатской епархии Сербской Православной Церкви имелось несколько десятков сербских общин с 50-60 тыс. прихожанам. [lxvi] В июне 1950 г. Патриарх Юстиниан второй раз посетил СССР, приняв участие в день Святой Троицы в церковных торжествах, происходивших в Троице-Сергиевой Лавре, и в том же году два представителя Румынской Церкви приезжали в Москву за благовонным веществом для изготовления Святого Мира. 23 июля 1951 г. Румынский Патриарх в числе собравшихся в Троице-Сергиевой Лавре предстоятелей пяти автокефальных Православных Церквей обратился к христианам всего мира с призывом умножить свои усилия в деле защиты мира и осудил действия агрессивных государств во главе с США в связи с Корейской войной. [lxvii] В сентябре 1954 г. Богословские институты в Бухаресте и Сибиу вручили митрополиту Крутицкому и Коломенскому Николаю (Ярушевичу) ученую степень доктора богословия. 5/18 июля 1955 г., в день памяти основателя Троице-Сергиевой Лавры прп. Сергия Радонежского, Патриарх Юстиниан в сопровождении епископов и пресвитеров Румынской Церкви участвовал в церковных торжествах в Лавре. В свою очередь, в октябре 1955 г. делегация Московского Патриархата во главе с митрополитом Ленинградским и Новгородским Григорием (Чуковым) принимала участие в торжествах по поводу 70-летия автокефалии, 30-летия Патриаршества Румынской Церкви и прославления новоканонизированных румынских святых. В декабре 1955 г. посетивший Румынию по приглашению Клужского протестантского богословского института митрополит Николай (Ярушевич) вновь встречался с Патриархом Юстинианом. [lxviii] Активные контакты Румынской и Русской Церквей продолжались и в дальнейшем.

http://bogoslov.ru/article/656598

Первоначально братия состояла из наместника – архимандрита Гурия, священника-целибата Иоанна Крестьянкина и двух послушников: Александра Хархарова (впоследствии Архиепископ Ярославский и Ростовский Михей) и Игоря Мальцева. К Светлой заутрене братия перешла в Успенский собор и там с того дня начались богослужения. Гроб с мощами Преподобного Сергия был перенесен в Успенский собор. Музей долгое время не хотел передать Лавре Троицкий собор. Ко дню Святой Троицы в Лавру прибыл Святейший Патриарх и возглавил торжество обновления и восстановления Лавры. Но даже Святейшему Патриарху, настоятелю Лавры, не нашлось места в обители, и он останавливался за оградой монастыря на частной квартире. Это было первое служение Патриарха Алексия I в Троице-Сергиевой Лавре. Оно было особенно торжественным, вероятно, оттого, что все сослужащие и молящиеся сознавали величие этого дня, который был как бы официальным актом открытия Лавры. В тот день впервые открыли крышку гроба, и мы могли облобызать святые мощи великого и чудного отца нашего Сергия… За литургией присутствовал председатель Совета по делам Русской Православной Церкви Т. П. Карпов. После окончания богослужения состоялся торжественный обед в доме Сарафановых, где жил наместник. С того дня стала быстрее восстанавливаться жизнь в Лавре, начали приходить желающие спасаться под покровом аввы Сергия, но разместить приходящих монахов нельзя было даже и в откупленных помещениях, так как администрация музея по-прежнему не прописывала ни наместника, ни братьев. Прибывшие монахи размещались на частных квартирах в городе. Первым помещением для братии была общая братская трапезная, а потом с большим трудом, постепенно стали вселять монахов под колокольню и в другие помещения, мало удобные для жилья. Несмотря на материальные трудности, на отдаленность жилых помещений от храмов обители, братия горела духом и не жалела сил для того, чтобы своим трудом способствовать скорейшему воскресению святыни Русской Православной Церкви – Лавры Сергиевой». В 1946 году наместником Лавры был назначен архимандрит Иоанн (Разумов; 1946–1954).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Курган, обновленный и приведенный в порядок, стоит и доныне, но нет ежегодной панихиды, служившейся прежде, приезжавшими нарочно сюда, арзамасцами. В царствовании Алексея Михайловича, получает значение военного памятника та икона «Видение св. Сергия», которая, по двухвековому обычаю, послана теперь в молитвенное благословение Маньчжурской армии. По краям иконы сделан перечень всех ее походов и битв. На передней доске иконы, по полям правой и левой стороны, сделана надпись: « 7162 (1654) году, как ходил Великий Государь Царь и Великий Князь Алексей Михайлович, всея Великия и Малыя России Самодержец на недруга своего на Польского Короля и взял из дому Живоначальный Троицы Сергиева монастыря: образ Живоначальныя Троицы, да образ чудотворца Сергия И по ево Государевой теплой вере, видя ево Государеву во всем правду, в Троице славимый Бог наш, за молитву преславныяи пречистыя Богородицы, и помощью и заступлением великих чудотворцев Сергия и Никона, Польского короля побил и все войско его сокруши, и без вести сотри и Вильну и иныя пресловущия многия грады Польския и Литовския и Немецкия и пригородки в свои руку покори и паки сии три иконы в дом Живоначальныя Троицы поставя 7166 (1658) году сентября 25 день, как он был Великий Государь в монастыре на праздник чудотворца Сергия, и повеле на сих иконах надписать ». На задней доске образа: « Сей святой образ Живоначальныя Троицы, в преславном видении Божия Матери преподобным и богоносным отцем нашим Сергию и Никону игуменом Радонежским чудотворцем, по древнему блаженныя и достохвальныя памяти Великаго и Государя и Великаго Князя Феодора Иоанновича всея России Самодержца повелению и его благочестивой царской к Богу вере от сотворения мира в 7096 (1654) г. написася от древянной гробницы мощей преподобнаго и богоноснаго отца нашего Сергия на богомолие и пользу всех православных хритиан, приходящих с верою и с того году стоял неподвижно в великой лавре Живоначальныя Троицы и Чудотворца Сергия по 7162 (1654) г., а в 7162 году блаженныя и вечно достойныя памяти Государь Царь и Великий Князь Алексей Михайлович, всея России Самодержец, сей образ имел при войсках своих Российских в воинских походех противу Польскаго Короля, и по победе над войсками Польскаго Короля и по взятии Вильны и иных польских Литовских градов и по конечном совершении Всепольской войны, по повелению его Великаго Государя Царя и Великаго Князя Алексея Михайловича, в 7166 (1658) году поставлен паки в монастыре по прежнему.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Апостола Петра. Пусть никогда не будет наше раскаяние во грехах только внешним, только на словах, с холодным сердцем, с холодной душой. Пусть оно сопровождается жгучим стыдом за совершенное грехопадение, за то, что мы загрязняем свою душу и во грехах все дальше отходим от Господа. Пусть будет живым в нас страх, что смерть может постигнуть нас внезапно, и мы уйдем из этой жизни грязными и смрадными. Вот один из бесчисленных уроков, какие дает нам своей жизнью, своими подвигами Святой Первоверховный Апостол Петр. Наше слово умножилось бы во много раз и, может быть, не было бы ему конца, если бы мы пожелали хотя бы исчислить все те святые уроки, какие оставлены нам Первоверховными Апостолами. Апостолы, обнимая нас своим духом, благословляя своим апостольским благословением, всех нас зовут к Тому, у ног Которого они сами нашли вечную славу в нескончаемой жизни. Они заповедают нам готовить свои бессмертные души к жизни будущего века в трудах постоянного очищения их от греховной грязи. Они заповедуют нам никогда не забывать о том, что мы идем к неизбежной смерти, а за ней и к жизни вечной, в которой только верные Христовы дети наследуют вечное счастье. Святые Апостолы влекут нас за собой к тому счастью, которым сами обладали, о котором проповедывали во всех концах земли, к счастью веры в Господа Иисуса Христа, дарующего нам, Своим детям, хотя и немощным Свои неисчислимые, неиссякаемые милости. Пойдем, мои дорогие, за святыми Апостолами — к Богу, Живому, Родному! Наша слава (прп. Сергий) Слово, сказанное в день Святой Троицы в Троице-Сергиевой Лавре при патриаршем служении 9 июня 1946 г. Чье святое имя сегодня здесь заполняет сердце каждого из нас? Конечно, имя преподобного игумена земли русской, нашего родного и великого Сергия. Кто нас сюда позвал, открыл вновь двери этого храма, — собрал нас здесь в праздник Святой Троицы в таком множестве? О, конечно тот, кто от дней детства до последнего вздоха с особым благоговением почитал Святую Троицу, кто свою деревянную церковку, первую на этом святом место, посвятил Живоначальной Троице, кто сам, по слову священного песнопения, был “носилом” Пресвятой Троицы.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-na-...

A писал сию св. книгу многогрешный чернец Герман Тулупов стариченин в лето от создания мира 7136 (1627 г.) сентября 12 день, индикта 11, по отце своем иноке Ионе и матери Марии и по инокине Акилине, и по инокине Анисии, и по диаконе иноке Серапионе, и по Козьме и по своей душе и по всех своих родителех. Вы же, о Христе отцы и братие, аще что видите кое погрешение, и вы Господа ради собою исправляйте, а меня грешного не кляните, и в том Господа ради простите и во святых своих молитвах поминайте, а Вас Господь Бог и простит и помянет в царствии небесном» 34 . Много и других, книг написано было в Лавре при архимандрите Дионисии и келаре Авраамии Палицыне (напр. каноны пресв. Троице 35 ), что подтверждается свидетельством Дионисиева жития, гласящим, что у Преподобного по келиям были «писцы добрые». Из этих и множества других подобных свидетельств мы видим, что у Троицы писались книги всякими лицами – от игумена и архимандрита до простого монастырского служки. Писались книги по разным побуждениям, большею частью по инициативе настоятелей и всего освященного собора. Для игумена Сергиева монастыря Зиновия не только списывали, но, кажется, переводили книги на Востоке 36 . Лично переписчики смотрели на дело списывания книг, как на дело богоугодное, как на добродетель, как на дело, искупляющее грехи не только переписчика, но и его сродников. В тишине своих келий, под мирным кровом обители Преподобного, безмолвный любитель книжной грамотности, трудясь над списыванием книг, в то же время трудился для спасения своей души, находил в этом подвиге нравственное очищение. «Поющим же сия каноны и послушающим поемого молю, да Господа ради помолятся о мне, да аз помилован буду от Господа Бога, понеже не мало потрудихся в сих… хотя милость прияти от Господа нашего И. Христа» 37 . Иногда писались книги по обещанию, в благодарность за милости Преподобного. «Сей великий Круг Миротворный (XVI в.) алфу святой Пасхи христианам на 532 лета в пречестную, славную и великую обитель пресвятыя Живоначальныя Троицы… многогрешный поп Агафонище (Новгородского Софийского собора), грешною и непотребною своею рукою писавый по обещанию, еже обещахся Пресвятей Живоначальней Троице и преподобному Сергию Чудотворцу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

Между 1445 и 1446 годами Троицкий монастырь, власти которого имели неудовольствие на местного Радонежского князя, каковым был Боровский князь Василий Ярославич, взят был великим князем у последнего в свое непосредственное владение 128 . В 1479 году (4 апреля) крещен был в монастыре у Троицы сын великого князя Ивана Васильевича, Василий, будущий его преемник, чудесно дарованный родителям преподобным Сергием 129 . В 1510 году великий князь Василий Иванович, возвратившись в Москву после взятия Пскова, что было 20 января сего года, 16 июня приходил к Троице «да поставил свещу негасимую у Сергиева гроба» 130 . Выше мы сказали о поставлении у Троицы в 1512 году каменных ворот и на воротах церкви преподобного Сергия. Это поставление ворот и над ними церкви со всею вероятностию должно быть также относимо к числу событий в истории монастыря. Здание заложено было совсем в необычное для каменных работ время, 3 октября, и со всею вероятностию дело должно быть понимаемо так, что ворота с церковию на них преподобного Сергия были обетным делом со стороны великого князя Василия Ивановича, которому предстояла война с Литовцами и который отправился в поход на эту войну 19 декабря (и который в следующем году присутствовал при освящении надворотной церкви). В 1530 году (4 сентября) крещен был в Троицком монастыре сын великого князя Василия Ивановича, Иван, будущий царь Иван Васильевич Грозный 131 . В 1551 году по ходатайству игумена Артемия переведен был к Троице из Тверского Отрочего монастыря преподобный Максим Грек , который и скончался здесь в 1556 году. В 1552 году царь Иван Васильевич держал свой обратный путь в Москву из-под взятой Казани на Троицкий монастырь, в котором после усердной благодарственной молитвы святой Троице и преподобному Сергию, «игумену и братье великия слова с челобитьем говорил за их труды и подвиги, (что) их молитвами (он) государь благая получил». В 1564 году, в ночь с чудотворцовой памяти, то есть с 25 сентября на 26, случился в монастыре большой пожар, причем до такой степени погорели всякие запасы на обиход монастырский, что не осталось братиям ни на один день запаса снедного 132 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

В Великий пост 1982 года владыка Сергий заболел воспалением легких, которое отяготилось приступами астматического удушья. В ночь кончины наместника Лавры священноархимандрита Иеронима († 30 марта 1982) у владыки произошло нарушение мозгового кровообращения. Состояние его было почти безнадежным. В тот же день владыку Сергия соборовали и причастили. Братия Лавры приходили к нему прощаться. Он всех узнавал, называл по имени и давал каждому духовные наставления и советы. Но к Пасхе владыка выздоровел, и на пасхальную службу его привезли на коляске в Троицкий собор. После этого он стал поправляться и даже начал ходить самостоятельно. На престольный праздник обители, в день Живоначальной Троицы, владыка Сергий причастился Святых Таин. Скончался он совершенно неожиданно 16 июня 1982 года, около 3 часов дня, от четвертого инсульта, когда находился в келии один. Отпевание владыки Сергия 18 июня в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры по монашескому чину возглавил его духовный сын митрополит Минский и Белорусский Филарет и собрат архиепископ Волоколамский Питирим. В надгробном слове митрополит Филарет отметил, что Лавра и Академия знали владыку Сергия как ревностного архипастыря, ученого, преподавателя и опытного духовного руководителя, который с необычайным смирением нес свой иноческий крест. По благословению Священноархимандрита Лавры Святейшего Патриарха Пимена, архиепископ Сергий погребен в Троице-Сергиевой Лавре, у алтаря церкви в честь Сошествия Святого Духа на апостолов. Он завершил свой жизненный путь там, где начинал его – под покровом Преподобного Сергия, потому что был его истинным учеником. Обитель святого Иоанна Златоуста на Святой Горе Афонской и возобновитель-настоятель её иеросхимонах Кирилл (...) Русская общежительная обитель, или, по общепринятому Афонскому названию, «пустынная келия святого Иоанна Златоуста », является одной из древних обителей на Святой Горе. Она расположена на северо-восточном склоне горы правильным четырехугольником на весьма живописном и красивом, но пустынном и уединенном холме, невдалеке от Русского Андреевского скита, по дороге из Карей в Ватопедский монастырь. Пустынь эта с южной и северо-западной сторон окружена высокими горами, покрытыми вечной зеленью лесов и кустарников, а с восточной она совершенно открыта; отсюда развертываются чудные виды на всю прибрежную долину, где до самого моря ярко блещут по зеленому лугу множество других русских жилищ, калив 62 и святых церквей при пустынных келиях. В духовных отношениях келия святого Златоуста была всегда зависима от Хиландарской Лавры, в ведении и пределах коей она и теперь состоит, но материальные средства её находятся в руках Божиих и в руках доброхотных дателей – русских христолюбивых соотечественников.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010