Иоасаф, святитель, митрополит Московский и всея Руси (Скрипицын) († 1555; память 27 июля/9 августа, 6/19 июля в Соборе Радонежских святых и в воскресенье перед 26 августа в Соборе Московских святых) Происходил из дворянского рода. Пострижен в монашество в Троице-Сергиевом монастыре. С 1529 года – игумен Троице-Сергиева монастыря. 9 февраля 1539 года хиротонисан во епископа Московского с возведением в сан митрополита. 3 января 1542 года низложен и сослан в Кирилло-Белозерский монастырь. После 1547 года переведен в Троице-Сергиев монастырь. Скончался 27 июля 1555 года в Троице-Сергиевом монастыре. Первое летописное известие о Иоасафе (Скрипицыне) относится к 1530 году, когда он совершил крещение будущего царя Ивана Грозного (ПСРЛ, СПб., 1904, т. 13, с. 48). Он же крестил и второго сына Василия III, Юрия, родившегося в 1533 году. В 1539 году игумен Иоасаф совершил пострижение в схиму умирающего Василия III и оставался при нем до его кончины. В результате борьбы за власть между князьями Бельскими и Шуйскими игумен Иоасаф был избран в митрополиты на третий день по низведении митрополита Даниила князем Иваном Васильевичем Шуйским. Хиротония Иоасафа в митрополиты состоялась на седьмой день с соблюдением всех правил. Избранный митрополит прочитал написанное по этому случаю «Исповедание православной веры». Деятельность митрополита Иоасафа на Московской кафедре была непродолжительной и протекала в период смут, происходивших в малолетство Ивана Грозного. Поставленный в митрополиты по воле Шуйского, он принял сторону его противника Бельского. По «печалованию» митрополита к великому князю была снята опала с Ивана Федоровича Бельского. В том же году он ходатайствовал об освобождении Владимира Старицкого. В 1541 году Иван Бельский просил у него заступничества перед великим князем за своего брата Семена Федоровича. Но уже в начале января 1542 года митрополит Иоасаф был низложен. В «Царственной книге» приведены подробные обстоятельства лишения его митрополичьего сана. При захвате власти сторонниками князя Василия Шуйского они не захотели признавать митрополита Иоасафа. Мятежники бросали каменьями в окна келии митрополита и принудили его удалиться на Троицкое подворье, едва не убив святителя. Только просьбы игумена Троице-Сергиева монастыря Алексия, который именем преподобного Сергия умолял пощадить святителя, сохранили ему жизнь. 3 января 1542 года владыка Иоасаф был низложен и сослан в Кирилло-Белозерский монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Из наставлений преподобного Варлаама юноша уразумел, что драгоценный камень есть вера в Господа Иисуса Христа. Святой Иоасаф уверовал в Спасителя и пожелал принять Крещение. Крестив царевича, преподобный Варлаам заповедал ему пост и молитву и отошел в пустыню. Узнав о случившемся, царь встревожился. По совету одного из вельмож он устроил прение о вере между христианами и язычниками, на которое под видом преподобного Варлаама явился маг и чародей Нахор. Нахор должен был признать себя в прении побежденным и таким образом отвратить царевича от христианства. В сонном видении преподобный Иоасаф узнал о готовившемся обмане и пригрозил Нахору лютой казнью, если тот окажется побежденным. Убоявшийся Нахор не только победил язычников, но и сам уверовал во Христа, раскаялся, принял Святое Крещение и удалился в пустыню. Царь пытался отвратить сына от христианства и другими средствами, но святой царевич преодолел все соблазны. «Что мною сделано, мой господин, от того я не отрекусь. Я бежал от мрака и вышел на свет, вышел из заблуждения и примкнул к истине»,– ответил преподобный Иоасаф. Тогда, по совету вельмож, Авенир выделил сыну половину царства. Святой Иоасаф, став царем, восстановил христианство в своей стране, отстроил заново церкви и, наконец, обратил в христианство своего отца, царя Авенира. Вскоре после Крещения царь Авенир преставился, а святой царевич Иоасаф оставил царство и ушел в пустыню на поиски своего учителя-старца преподобного Варлаама. В течение двух лет он странствовал по пустыне, терпя напасти и искушения, пока нашел пещеру преподобного Варлаама, спасавшегося в безмолвии. Старец и юноша стали подвизаться вместе. Когда приблизилось время кончины преподобного Варлаама (ему было уже 100 лет), он отслужил Божественную литургию, приобщился Святых Таин, причастил святого Иоасафа и с миром отошел ко Господу после 70-летних подвигов в пустыне. Совершив погребение старца, святой Иоасаф остался в той же пещере и продолжил пустыннический подвиг. Он пробыл в пустыне 35 лет и отошел ко Господу, когда ему исполнилось шестьдесят лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В 1540 г. по его благословению и повелению священником Новгородского Софийского собора составлен " Великий миротворный круг " . Летом 1541 года было нашествие на Москву Крымского хана. Митрополит Иоасаф в это время творил молебные пения в Успенском соборе об избавлении от бедствия и разорения. Великий князь " иде в церковь и начя со слезами молитися и прикладыватися ко святым иконам. И благословение взем у отца своего Иасафа Митрополита и поиде на свои двор, а отцу своему Иасафу Митрополиту повеле с собою итти " . Здесь, на совете, Первосвятитель высказывался за необходимость присутствия государя в Москве во время ожидаемой осады для поддержания мужества москвичей. Будучи Первосвятителем, Митрополит Иоасаф давал вклады " на память своей души " , о чем сохранились некоторые сведения. В 1542 году он дал вклад в Успенский собор — Устав церковный, рукопись конца XV–XVI века. В том же году незадолго до своего низведения с престола он дал вклад в Троицкий монастырь. " 7050-го (1542) году февраля в 12 день Преосвященный Иасаф Митрополит Московский и всеа Русии дал вкладу санник сер " . Низложение и ссылка в монастырь Первосвятительство Митрополита Иоасафа пришлось на время малолетства Иоанна Грозного, отличавшееся борьбой боярских группировок. В 1540 г. митр. Иоасаф ходатайствовал перед государем об освобождении кн. Бельского из темницы. С тех пор, вместе с Бельским, был " первосоветником " государя, что вызывало недовольство Шуйских. При захвате власти сторонниками Шуйского последние не захотели признавать митр. Иоасафа. Мятежники бросали каменьями в окна кельи митрополита и принудили его удалиться на Троицкое подворье. Но на этом дело не кончилось. Боярские дети явились на Троицкое подворье и едва не убили святителя. Только просьбы игумена Троицкого Алексия, который именем преп. Сергия умолял пощадить святителя, сохранили ему жизнь. В " Царственной книге " так говорится о низведении Митрополита Иоасафа: " Пойман бысть Великаго князя боярин, князь Иван Федорович Бельский, без Великаго князя ведома, советом боярским, того ради, что его государь у себя в приближении держал, и в первосоветниках, да Митрополита Иоасафа; и бояре о том вознегодоваша на князя Ивана, и на Митрополита; и начаша зло советовати с своими советники. А Митрополиту Иоасафу начаше безчестие и срамоту чинити великую, и по келии шибати. Иоасаф Митрополит не возможе того терпети, соиде своего двора на Троицкое подворье " . Здесь его едва не убили, и " бысть мятеж велик в то время на Москве; и государя в страховании учиниша " . По взятии князя Бельского " бояря пришли к государю в постельныя хоромы не по времени, за три часы до света, и пети у крестов заставили. А Митрополит Иоасаф в те поры пришел к государю в комнату; и бояря пришли за ним к государю в комнату с шумом. И сослаша бояря Митрополита на Белоозеро в Кирилов монастырь " .

http://pravicon.com/info-2517

Св. Иоасаф родился в последней четверти XIV в. В миру он носил имя Иоанн Урош Палеолог. Его отец, Симеон Урош, был по отцовской линии потомком известной сербской династии Неманичей фев.]. После смерти своего брата, Стефана Душана (1331–1356), он отказался признать нового наследника сербского трона и образовал из Эпира и Фессалии отдельное королевство со столицей в гор. Трикале. После смерти Симеона Уроша в 1371 г., его сын должен был наследовать трон. Но он, стремясь еще здесь стяжать Царство Небесное, предпочел королевской порфире грубую монашескую одежду. Св. Иоасаф оставил своего родственника, Алексея Ангела Филантропина, во главе королевства и присоединился к прп. Афанасию, с которым уже на протяжении многих лет его связывала глубокая духовная дружба. Когда св. Афанасий был поражен недугом, Иоасаф покинул Метеоры и жил на Афоне, но после смерти святого стал его преемником. Он подарил монастырю немало драгоценной богослужебной утвари и, благодаря помощи своей сестры Ангелины Дукены Палеологины († 1394), вдовы деспота Эпира Фомы Прелюбовича Палеолога, завершил строительство собора и отстроил кельи и все здания, необходимые для большого монастыря (1388). Под угрозой турецкого вторжения он был вынужден покинуть Метеоры вместе с другими монахами и нашел прибежище в монастыре Ватопед на Афоне. Когда опасность миновала, Иоасаф вернулся на свою скалу (1401), стоящую между небом и землей. Там он в мире завершил свой земной путь в 1423 г. Как и прп. Афанасий, св. Иоасаф отказался от священнического сана и назывался не игуменом, а отцом Метеорским. Помимо свв. Афанасия и Иоасафа, известны следующие просиявшие в Метеорах святые: Даниил Столпник (XVII в.), прпмч. Никодим (XVI в.), Нектарий и Феофан, основатели Варлаамова монастыря мая], их ученик Венедикт, Максим и Иоасаф, основатели Русанской обители (XVI в.), Григорий и Феодосий, основатели монастыря Святого Григория (XIV в.), Нил Друг Божий (XIV в.), основатель Сретенского монастыря, Антоний (XIV в.) и Филофей (XVI в.), основатели монастыря Святого Стефана, Дионисий Милосердный, епископ Лариссы (XIV в.) марта], и Никанор, экзарх Стагийский (XIV в.), основатели обители Святого Николая Анапавса 566 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

2. Св. мученик Варлаам . Родом из Антиохии. За веру в Господа Иисуса Христа принял тяжкие мучения от нечестивого судьи. В довершение ко всему судья задумал поиздеваться над ним и силою обстоятельств заставить его принести жертву идолам. Для этого ввел он его в капище, положил ему на ладонь горящие уголья, а на уголья – ладан, полагая, что мученик, испытывая невыносимую боль, бросит уголья с ладаном пред идолов и тем самым поневоле совершит им каждение. Однако доблестный Христов воин держал раскаленные угли на своей ладони, вовсе не думая бросать их к подножью идолов; и вот один за другим сгорели и отпали его пальцы, а затем прогорела и ладонь. Так вместе с огнем упали на землю и пальцы сего мученика. «Десницу имел он, сильнейшую огня... – говорит святитель Василий Великий , – ибо если и опалил руку пламень, рука держала-таки огонь, подобно пеплу». А святой Златоуст пишет: «Смотрели с высоты Ангелы, взирали Архангелы, зрелище было величественное, поистине превосходящее природу человеческую. И кто не пожелал бы [у] видеть человека, который подвизался и не испытывал свойственного людям, который сам был и жертвенником, и жертвой, и жрецом?» Когда сгорела рука старца Варлаама, все его тело замертво рухнуло на землю, а душа отошла в вечный покой Господа Спасителя. Сей преславный и мужественный старец пострадал в 304 году. 3. Преп. Варлаам и Иоасаф , царевич [Индийский]. Индийские подвижники. Иоасаф был царевичем, сыном царя Авенира. По Божию Промыслу посетил его старец Варлаам, научил его вере Христовой и крестил. Затем старец удалился в пустыню на подвиг, а Иоасаф остался, чтобы бороться со многими искушениями в [сем], побеждая их Божией благодатью. В конечном итоге удалось ему привести ко Христу и своего отца. Крестившись, царь Авенир прожил четыре года в великом покаянии – ведь и грехи сотворил он великие, преследуя христиан, – а затем скончал свою земную жизнь и перешел в жизнь лучшую. Юный Иоасаф передал царство своему другу Варахии, а сам ушел в пустыню – подвизаться ради Христа. Хотел он еще только одного: паки здесь, на земле, увидеться со своим духовным отцом, старцем Варлаамом. И милостивый Бог исполнил это его желание. Найдя Варлаамову пещеру и встав перед ней, Иоасаф воскликнул: «Благослови, отче!» Старец Варлаам подвизался в пустыне 70 лет, а всего прожил 100 лет. Святой Иоасаф на 25-м году жизни оставил царство и удалился в пустыню, где прожил 35 лет. Оба они носили в себе великую любовь ко Господу Иисусу, многих обратили в истинную веру и преставились в вечную радость Господа своего.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Положив их с должным благоговением на стол, Святитель Иоасаф всю ночь провел в молитве пред св. Тайнами, а священника, небрежно относившегося к священным предметам, на другой же день лишил священного сана и приказал даже исключить из духовного звания 15 . В другой раз при обозрении епархии преосвященному Иоасафу пришлось ночевать вблизи города Вольного. Ночью во сне видит он небольшую церковь , в ограде которой стояло дерево ветвистое и зеленое. К этому дереву подошел старик и стал рубить его. Тогда святитель сказал старику: «оставь, не руби этого дерева», а он отвечал: «всяко древо нетворящее плода добра, посекаемо бывает и во огнь вметаемо». Пробудившись от сна, Святитель спрашивает присутствующих там людей, нет ли по близости какой церкви, похожей на виденную во сне. Ему отвечали: есть в трех верстах отсюда. Архипастырь поехал в однодворческое село по указанной дороге и прибыл к церкви, которая была похожа на виденную во сне. Вошедши в нее, Святитель Иоасаф увидел там, при служении Божественной литургии, пьяного причетника, которого и лишает причетнического звания 16 . Рассмотренные случаи из жизни Святителя Иоасафа показывают нам, что небрежное отношение к священным предметам в том или ином месте Белгородской епархии было предъуказываемо архипастырю путем откровения от Бога 17 . Святитель Иоасаф недостойных своего имени священно-церковно-служителей без всякого лицеприятия лишал звания, а нерадевших о деятельности наказывал согласно с соборными правилами. Из указа от июля 12 дня 1752 года видно, что когда Святитель Иоасаф при обозрении епархии нашел в Оскольском уезде 10 священников, совершавших Божественную литургию вопреки «книжицы о таинствах» на испортившемся вине, то лишил их сана. Строгий к виновным, преосвященный Иоасаф был в высшей степени сострадателен и милосерд ко всем несчастным, страждущим и нуждающимся. Так, в ответ на донесение Курского Знаменского монастыря (от 12 января 1753 г.), что в монастыре оказалось значительное число военных лиц, присланных в разные годы от разных учреждений «и оные отставные безотступно требуют от оного монастыря по своим рангам денежного жалованья, а без указа вашего преосвященства дать не смеем, понеже из оных отставных имеется многое число весьма старых и дряхлых и ни к какому монастырскому послушанию за крайнею старостью определить их невозможно», – преосвященный Иоасаф разъяснил монахам, что сомнения их на счет содержания старых и дряхлых воинов совершенно напрасны, что таковых-то, напротив, они и должны принимать с особой любовью, как наиболее нуждающихся в успокоении 18 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioasaf_Belgoro...

Прошло несколько лет. Иоасаф подрос, и однажды ближайшему из своих пестунов сказал: «Ты мне будешь отселе истинным другом; только скажи истинно, ради чего отец держит меня в сей палате безвыходно?» Тот подробно рассказал ему. Увидав вскоре после сего отца, Иоасаф сказал: «Знай, отец, что я нахожусь в великой скорби и печали ради того, что ты не выпускаешь меня из дома». Авенир сжалился и позволил выезжать ему, но приставленным к нему лицам снова подтвердил, чтобы сын его отнюдь не видал ни стариков, ни нищих, ни глухих, ни слепых, но чтобы все эти и подобные им люди непременно были бы прогоняемы от тех мест, по которым бы вздумал ездить его сын. Повеление исполнялось до времени; но однажды, когда Иоасаф увидел, что окружавшие его гнали прокаженного и слепого, то с удивлением спросил: «Что это за люди?» Ему ответили, что это несчастные, которых постигла болезнь. Иоасаф опечалился и грустным поехал домой. На пути ему еще пришлось встретить старика хромого и седого, мрачного лицом и беззубого. «Это кто?» – спросил Иоасаф. «Это, – сказали ему, – человек престарелый, он постепенно изнемогает и ждет смерти». «О горькая жизнь сия, – воскликнул тогда царевич, – горькая и всякой печали исполненная!» После сего не покидала Иоасафа великая скорбь, и он спрашивал себя: «Где же истинное счастье?» Этот вопрос, однако, к его утешению, вскоре был разрешен для него. Посланный к нему, по особенному откровению, преподобный Варлаам доказал, что истинное счастье не на земле, а на небе, и Иоасаф убедился в этом. Убедившись же, он уже всецело посвятил себя Богу и, крестив свой народ, ушел к преподобному Варлааму в пустыню; провел в ней тридцать пять лет в посте, молитве и слезах и затем мирно почил о Господе (113, 193–195). Жена сельского диакона из Подмосковья, некая Варвара Ивановна Знаменская, по ее словам, собиралась отвезти в Волоколамское духовное училище своего сына Сергия. Накануне отъезда она отправилась с ним в церковь и здесь в течение всей Литургии и молебна перед образом Божией Матери усердно со слезами молила Царицу Небесную, чтобы Она взяла ее сына под Свое небесное покровительство и устроила бы жизнь его во спасение души. Когда она вернулась домой, то мальчик сказал: «Мама! У меня что-то болит голова». – «Иди отдохни», – отвечала ему мать. На другое утро, когда настало время везти его в училище, он уже был мертв. Когда его отпевали, мать сильным плачем выражала свои душевные чувства. Священник, видя ее плачущей, сказал ей: «Варвара Ивановна! У вас ведь есть еще другие дети. Что вы так плачете!» Она отвечала: «Батюшка, я плачу не от горя, а от благодарности Царице Небесной, что Она услышала мою молитву и взяла моего сына под Свое покровительство для вечного упокоения». Так могуча молитва матери, отверзающая небеса и устрояющая вечное счастье ее детей (115, 59).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

1-го декабря получено было мною письмо из Новгорода от кафедральн. прот. Вас. Сем. Орнатского 3274 , который от 29 ч. писал мне: ,,Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший, Милостивейший Архипастырь и Высокий Отец! Дорогое отрадное чувство живет в глубине моего смиренного сердца, при представлении той любвеобильной благости, какую я испытал в лице Вашего Высокопреосвященства двукратно в Новгороде и С.-Петербурге, будучи незаслуженно удостоен истинно-отеческого вашего благоволения как в обращении и беседах со мною, так особенно в участии роскошной вашей трапезы среди многих Иерархов и лиц высокопоставленных. Утешительно верится, что вы, истинный святитель Божий, живете близ Самого Господа, Небесного Пастыреначальника Иисуса Христа, и, независтно свято подражая Ему, переносите св. любовь Его на нас недостойных и на всех Вас окружающих. Душою и сердцем полными смею принести Вам искреннейшее благодарение за ваше любвеобильное со мною, недостойным, обращение и за ласковое угощение, обязываясь словом сыновнего уверения во всю жизнь мою молиться за Вас и дома и в церкви. —351— 1884 г. Долгом считаю за сим ответствовать Вашему Высокопреосвященству на данное поручение, изложенное в записке священника городской Осташевской ц. Влад. Успенского, касательно нужных для него сведений об Епископе Аароне Корельском и Ладожском. К крайнему моему сожалению, все мое усердие не оправдалось никакою находкой, которая могла бы интересовать археолога и в тоже время уяснить значение архиерейской деятельности по управлению Новгородскою Епархией бывшего в качестве администратора Преосвященного Аарона в выдающемся смысле на счет его личности и собственной его судьбы, которая вызвана была им самим со стороны Св. Синода за действие помимо его и заставила удалиться на покой в Ниловскую пустынь. В делах архива Новгородской Консистории есть отдельно-переплетенные связки за все годы, начиная c 1714 по 1730 г., когда был сначала еп. Аарон Викарием Новгор. епархии (в то время совершенно в иных пределах заключающейся), а a потом администратором её, но во всех этих связках идут обычною своею чередою дела самого обыкновенного свойства, как-то: челобитные разных местностей попов, диаконов и причетников по определению их на места, таковые же по определению Настоятелей монастырей, коих было слишком много и из коих многие уже и не существуют, разные жалобы по обидам и их решения, предписания о сборах с церквей и монастырей и отчин сих последних на постройку зданий в С..П., на содержание драгунов, на проведение дорог, на проезд Царских Особ из Москвы и пр., пр.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

§1. Православная Церковь . Заботы правительства в Царстве Польском были направлены главным образом на обеспечение материальных нужд духовенства и церквей. В этих видах Высочайше утвержденным ноября 27-го года 1881-го мнением Госуд. Совета положено: 1) оклад содержания протодьякона Варшавского кафедральн. собора увеличить с 1 янв. 1882 г. до 1300 руб. в год, и 2) с того же срока назначить пять помощников настоятелей при церквах губернских городов Царства Польского, с содержанием по 1200 руб. в год каждому, считая в том числе по 1000 руб. жалованья и по 200 руб. в год квартирных 160 . В 1888-м году марта 30-го был определен размер вознаграждения за наем помещений для православных церквей, учреждаемых, по распоряжению командующего войсками Варшавского военного округа, при отдельных воинских частях, именно: в местностях I-ro разряда по 400 руб., II-ro – по 300 руб., III – по 250 руб., IV – по 200 руб. и V-ro по 100 руб. в год 161 . По передаче в 1890 г. июня 13-го церковно-строительнаго дела в Привислянском крае из Министерства Внутр. Дел в ведение Св. Синода, на основаниях одинаковых с краем Западным, Правительство, в 1891 г. Января 15-го, ассигновало по смете Синода на 1891 г. «на устройство православных церквей в губерниях Привислянскаго и Западнаго краев» 350000 руб., вверив распоряжение сей суммой Синоду и Мин. Внутр. Дел 162 . Кроме указанных забот, внимание церковного правительства было обращено и на другие стороны православной церковной жизни в Царстве Польском. С 1892 г. февраля 3-го сельские из поселян церковные старосты православных церквей в губерниях Царства Польского освобождаются, на время состояния в сей должности, от всех нарядов и работ 163 . А в 1894 г. мая 30-го были изменены действующие в Цар. Польском узаконения о порядке скрепы и поверки книг актов гражданского состояния, содержимых православным духовенством, при чем постановлено: «в губерниях Цар. Польского скрепа и поверка книг гражданскаго состояния, которыя ведутся православным приходским и военным духовенством, производятся благочинными, a скрепа и поверка тех книг гражданскаго состояния, которыя ведутся самими благочинными, производятся другими благочинными, по назначению духовнаго начальства» 164 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/z...

Вот что писал я Преосвященному Антонину: „Высокопреосвященный митрополит Платон, по пути в Киев, прибудет 19-го сего мая, в субботу, в з ч. 45 м. пополудни, с пассажирским поездом, в Тверь и остановится в моем доме. На другой день, в воскресенье, располагается, если будет здоров, служить в Кафедральном собор. Примите и Вы участие в этом служении. 22-го числа, в 7 ч. утра Владыка предполагает выехать из Твери в Москву. Уведомляя о сем Ваше Преосвященство, прошу сделать должные распоряжения относительно приличного приема в Твери высокопочтенного гостя. Предварительно переговорите о сем с о. о. протоиереями Г.П. Первухиным и В.Ф. Владиславлевым, а также и с о. экономом моего дома. О последующем же не оставьте меня уведомить обстоятельно“. Игумену Макарию писал я: „Спешу известить Вас, что в субботу, 19-го сего мая, в 3 ч. 45 м. пополудни, с пассажирским поездом, прибудет в Тверь Высокопр. митрополит Платон и остановится в моем доме. Предложите Его Высокопреосвященству занять мои комнаты, которые приведите для сего в должны порядок. В воскресенье, 20-го ч., Высокопр. митрополит располагает служить в Кафедральн. соборе. Если в этот день Преосвящ. Антонин заблагорассудить предложить Его Высокопреосвященству трапезу у себя, предоставьте ему эту честь.“ 18-го ч. в Московском Окружном Суде, по III уголовному отделению, под председательством д. ст. сов. Влад. Нил. Лаврова, при членах Ринке и Печкине, с участием присяжных заседателей, началось слушание приобретшего громкую известность дела по обвинению вдовы надворн. советн. Нат. Ант. Булах в нравственном угнетении девицы Мазуриной с целью лишить ее свободы воли и воспользоваться её состоянием. —235— 1884 г. Подробное изложение этого дела напечатано в Моск. Ведом. 1884 г. 137–142. Из этого дела я помещу здесь только несколько слов из показания свидетеля по делу Тайн. Сов. Т. И. Филиппова, касающихся бывшего архиепископа Тверского (впоследствии митр. Киевский) Филофея. „В своем показании свидетель, – пишут в Моск. Вед. 141, – упомянул, что архиеп. Тверской Филофей, который не решался благословить Мазурину на миссионерство на Алтай, но потом, когда Булах приезжала к нему с просьбой о том и передала ему, между прочим, 30,000 р. на благотворительные цели, разрешил Мазуриной отправиться на миссионерское дело. Будучи уже Киевским митрополитом, высокопреосвященный Филовей, умерший в 1882 г. (30 янв.), одновременно с возбуждением следствия по делу Булах, заболел психически: его мучила мысль „о тысячах“ денег, у него находившихся. По смерти владыки, действительно, у кивота, в ящике, вместе со схимой были найдены слишком 30,000 р....“

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010