В 1730 году Феофилакт был в Москве на коронации императрицы Анны. По удалении из Синода, в августе этого года, прибыл в Тверь и занялся сочинением против Буддея. Иоасаф ездил по поручению его в Ригу за покупкою библиотеки Ярмирковского. 408 Но у опального Феофилакта сердце чуяло недоброе. В январе 1731 года Иоасаф был у Феофилакта. Архиепископ не мог скрыть от него своего беспокойства. «Спать не могу, во сне пугаюсь и на яву всегда боюсь». «Чего боитесь ваше преосвященство» – спросил Иоасаф. «Боюсь, чтоб кто заочно не обнес Императрице». Иоасаф старался успокоить его. Феофилакт отвечал: «знаю, что Императрица милостива; только женское сердце пуще мужескаго». – Весной 1731 года Феофилакт посылал Иоасафа в Москву хлопотать об издании книги против Буддея и просил его не сделаться перекидчиком. Иоасаф обещал, но потом предал своего архиерея. В разговоре с ним, Феофилакт указал еще на другую книгу своего сочинения, также против лютеран. «Преосвященный-де Феофан блаженной памяти Государю Петру I-мy поднес с лютеранской стороны своих трудов некоторую книжицу. Граф И. А. Мусин-Пушкин прислал экземпляр этой книжицы ему, Феофилакту, и велел ему писать на нее: так вот он и написал». 409 В 1731 году Феофилакт послал Решилова, за его противозаконные поступки, под начал к Иоасафу в Калязин монастырь; а Иоасаф, обманувшись в патриаршестве Феофилакта, представил Феофану копию с Феофилактовых тетрадей и, жалуясь на худое житье у Феофилакта, просил Феофана принять его в свою милость. Феофан помог ему перейти в Бизюков монастырь. Вслед за ним туда-ж ушел и Решилов, выпросившись у нового калязинского архимандрита будто на богомолье к преподобному Сергию. Старая приязнь и здесь сблизила их. В разговоре Решилов говорил Иоасафу, что когда он был в расколе, ему хотелось видеть архиерея; а по обращении своем желал видеть патриарха. Маевский отвечал на это: «если ты при жизни блаженной памяти Государя Петра II не видал патриарха: то уж не увидишь». После того Решилов спросил: «отчего не сбылось патриаршество Феофилакта»? На это Маевский отвечал: «быть бы ему давно патриархом, только скрипочки ему, да дудочки, помешали». И прибавил, что эти слова – об охоте Феофилакта до музыки – он слышал от князя Д. М. Голицына в бытность в Москве по делу архиепископа. Иоасаф защищал его пред Голициным; но набожный вельможа отвечал: «полно, полно, я знаю, каков ваш архиерей. Не так он живет как отец его, преосвященный Стефан митрополит».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Новоучрежденное Н. в. возглавил живший с нач. 20-х гг. XX в. в Новомосковске еп. Иоасаф (Попов), управлявший в 1924-1925 гг. Бахмутско-Донецкой епархией и удаленный на покой скорее всего из-за связей с отпавшим в автокефалистский раскол архиеп. Иоанникием (Соколовским). Еп. Иоасаф жил в предместье города, на ул. Комсомольской, где у него имелся домовый храм. Согласно материалам следственного дела, ранее нояб. 1928 г. еп. Иоасаф вернулся в юрисдикцию РПЦ и в 1928 - нач. 1929 г. имел титул «епископ Новомосковский, викарий Днепропетровской епархии» ( Соколовський О. К., дияк. Церква Христова, 1920-1940: Nepecлiдybahhя християн в СРСР. К., 1999. С. 161). В нач. 1929 г. архиерей находился в подчинении одного из лидеров «непоминающих» - Гдовского еп. Димитрия (Любимова). Еп. Иоасаф посетил еп. Димитрия в кон. 1928 г. и получил от него полномочия самостоятельного «епископа Бахмутского и Донецкого». На этом основании Иоасаф претендовал на управление приходами Артёмовского (Бахмутского) и Сталинского округов (ныне территория Донецкой обл., Украина). В мае 1929 г. еп. Иоасаф начал открыто служить в Артёмовске (бывш. Бахмут), с авг. 1929 г. рукополагал священников для «истинно православных» приходов (см. Истинно православные христиане ) в различных регионах Украины. 16 янв. 1931 г. еп. Иоасаф был арестован по делу о «Днепропетровском филиале Истинно-православной церкви». Возобновить епископскую кафедру в Новомосковске в период нем. оккупации края пытался Геннадий (Шиприкевич), епископ Днепропетровский Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ). Он имел в Новомосковске кафедру до тех пор, пока оккупационные власти не передали ему в 1942 г. кафедральный собор в Днепропетровске, куда он позднее переехал. Настоятелем Троицкого собора в Новомосковске стал приехавший с еп. Геннадием из Волынской епархии его родной брат свящ. Иоанн Шиприкевич. Троицкий храм был передан УАПЦ в июле 1942 г., богослужение в нем совершалось на укр. языке. Однако значительная часть населения Новомосковска была русскоязычной и не принимала УАПЦ, поэтому не позднее 6 сент.

http://pravenc.ru/text/2577843.html

Соловецкий постриженник на Патриаршем Престоле (Патриарх Иоасаф I: 1634–1640) Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 45, 46; 2006 26 сентября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 45, 46; 2006 В предисловии Соловецкого Патерика говорится: “Кроме подвижников, просиявших в Соловецкой обители, в ней приняли монашество и духовно возросли приснопамятные иерархи Российской Церкви — Патриархи Иоасаф и Никон, митрополиты — Исидор Новгородский, Иларион Псковский, Игнатий Тобольский, Рафаил Астраханский, Иов Новгородский; архиепископы — Маркелл Вологодский и Варсонофий Архангелогородский” 1 . Первым в этом списке замечательных соловецких иноков назван Святейший Патриарх Иоасаф I 2 . В Синодике Корнилиева монастыря XVII века читаем о роде “соловецкого постриженика” 3 , как он назван в летописном памятнике: “Род Святейшего Иосафа Патриарха Московскаго: священноинока игумена Антония, инока схимонаха Боголепа, иноку схимонахиню Юлею (родители Патриарха Иоасафа — а. М.), инока Александра, инока Пимена, Иванна, Прова, Мавру, Лукияна, Мамелфу, Симеона, Анну, Софония, Ксению, инока Порфирия” 4 . В роде Святейшего Патриарха, как это было традиционно в Древней Руси, много имен монашествующих. Постриг будущий Первосвятитель принял на Соловках, очевидно, в конце XVI âåêà, è âïîëíå âîçìîæíî, ÷òî ïîñòðèãàë åãî èãóìåí Èñèäîð (1597–1603). Â 1600 ãîäó èãóìåí Èñèäîð îñâÿòèë Áëàãîâåùåíñêèé íàäâðàòíûé õðàì â îáèòåëè 5 . Затем Соловецкий настоятель был возведен в сан Новгородского митрополита (1603–1619) и при нем находился старец Иоасаф. Здесь в Новгороде они пережили тяжелые годы шведской оккупации в Смутное время. После кончины митрополита Исидора, при новом владыке Макарии (1619–1626) старец Иоасаф был поставлен игуменом Псково-Печерского монастыря в Псковской епархии. Шесть лет спустя, 14 января 1627 года “поставлен во Псков архиепископом Печерский архимандрит Иоасаф” 6 . В конце месяца, 28 января, Патриарх Филарет (1619–†1633) служил в Успенском соборе “панихиду по Патриархех и по Митрополитех Московских и всеа Руси”. Среди сослуживших ему архиереев назван и Псковский епископ Иоасаф 7 . В 1632 году, незадолго до кончины Патриарха Филарета, он подвергся патриаршей опале за подпись под челобитной псковичей царю о том, “чтобы немцам в Пскове не быть”. Немцы добивались свободной торговли в городе и разрешения на постройку в нем немецкого двора. В Москве челобитная псковичей была воспринята как противление власти и в связи с этим Патриарх Филарет наложил прещение на Псковского владыку, однако в скором времени Патриарх простил его, а псковичи умилостивили государя и при этом смогли добиться, чтобы немцам было разрешено построить свой гостинный двор за пределами города 8 .

http://pravmir.ru/solovetskiy-postrizhen...

Прокимны при первых двух группах паримий выбраны так же, как и в Константинополе, почти в последовательном порядке псалмов, но тенденции контантинопольских прокимнов, вероятно, имеющих в виду персидскую войну Ираклия, в них не заметно, хотя некоторые из них, как будто, намекают на это 22 . Почему вторая седмица так обильно наделена была в Иерусалиме паримиями, сказать трудно: быть может, это стоит в какой-нибудь связи с обстоятельствами посещения Ираклием по окончании персидской войны св. города и возвращения при этом Св. Древа: последнее водворено было Ираклием на прежнее место 21 марта (среда 5 седм. поста) 630 г. 23 Наконец, 4-ю группу паримий составляют чтения для оглашенных, которые указываются лекционариями в том же составе и порядке, как и у св. Кирилла 24 : в парижской рукописи они помещены отдельно группой пред чтениями 40-цы, в бодлеянской – распределены по средам (кроме 2-ой седм.), в нынешней системе чтений армянской церкви они полагаются по понедельникам, вторникам и четвергам 40-цы (кроме опять-таки 2-ой седм.). Паримиями пятницы 6-ой седмицы лекционарии заключают чтения 40-цы: Лазареву субботу они называют шестым днем пред (ветхозаветной – бодл.) Пасхой. В этот день они согласно с Эферией указывают богослужение в Вифании (бодл. – в 10-м ч.) и назначают для него – Пс. 29:4 : Господи возвел еси от ада душу мою, спасл еси мя от нисходящих в ров: 1Сол. 4:12–17 (наш субботний заупокойн. Апостол), аллилуиа Пс. 39 : Терпя потерпех Господа, Евангелие – лишь: Ин. 11:55 – 12:11 ; т.е. только древнее зачало при возвещении Пасхи, о предшествующем же чтении – Ин. 11:1–45 , как это было в IV в., лекционарии не говорят. Чтения в неделю Ваий: на литургии в Константиновой базилике – Пс. 97:8 : Реки восплещут рукою вкупе, горы возрадуются: Еф. 1:3–10 , аллил. Пс. 98:1 : Господь воцарися, да гневаются людие: Мф. 21:1–11 , в 9-м ч. того же дня указывается процессия с вайями на Елеонскую гору, где бывает служба, состоящая лишь из псалмов и молитв до 10-го (бодл. 11-го) ч., а после этого процессия возвращается в храм Воскресения с пением Благословен грядый.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

Архиепископ Иоасаф 1-й в течение 7-ми лет (1663-1669) с особенным усердием занялся возобновлением погоревших церквей, между коими вновь построил деревянную церковь св. Николая Чудотыорца о пяти главах и при ней каменную колокольню шатром с пятью колоколами. Николаевская церковь, что в Капустниках, вероятно, сгорела в 1736 году. Архиепископ Митрофан выдал 9 июня 1745 г. храмозданную грамоту на постройку каменной (вместо деревянной) церкви в честь св. Николая. В летописи Д. Карманова сказано: " Состоящая в крепости Никол. церковь, называемая в Капустниках, каменная с приделом Рождества Богородицы, построена в 759 г. от прихожан, а колокольня в 767 г. бывшим в Твери веводою кол. совет. Игнатьем Алексев. Грачевым " . В клировых ведомостях обозначается, что Никол. церковь была построена в 1764 году. Никол. церковь, что в Капустниках, приписана к кафедрал. собору; прежде в ней совершалось богослужение для военных (полковыми священниками); за последние годы, в виду ветхости храма, в Никол. церкви более 10 лет не совервшалось богослужение. Архиепископ Арсений 3-й (Верещагин) в 1777 г. близ Никол. церкви, что в Капустниках, неподалеку от реки Волги в новоустроенном доме открыл школу (семинарию) для детей духовенства; впоследствии (в 1845 г.) этот дом был разобран, и материал от него был употреблен для постройки гимназии (близ кафедральн. собора). Такая же печальная участь могла бы постигнуть и церковь св. Николая в Капустниках, на соборной площади. Она, оставленная без самостоятелного причта, без надлежащего надзора, вдали от жилых зданий, постепенно ветшала и разрушалась. Еще в 1816 г. она едва не была обречена на разрушение, но бывший тогда Преосвященный Мефодий отстоял се дальнейшее существование... Богослужение в Никол. церкви уже несколько лет не совершалось; фундамент храма обветшал, в стенах появиоись трещины, шпиль на колокольне накренился и угрожал пвдением; стекла в окнах храма были разбиты, и птицы вили в нем гнезда, хотя иконостас не был принят; около храма совершалось такое кощунство, о нем же не леть и глаголати.

http://sobory.ru/article/?object=34496

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации В. Петрушко. Русская Церковь в период Патриаршества Иоасафа II В. Петрушко. Курс лекций по истории Русской Церкви Большой Московский Собор 1666-1667 гг., осудивший и низложивший Патриарха Никона и предавший старообрядцев анафеме как еретиков, избрал нового Предстоятеля Русской Церкви. Новым Патриархом Московским и всея Руси стал архимандрит Троице-Сергиевой Лавры Иоасаф. Показательно, что при избрании нового Патриарха в числе кандидатов не было ни одного архиерея, но лишь одни архимандриты и игумены русских монастырей. Вероятно, таково было пожелание царя Алексея Михайловича. Государь мог опасаться, что не любившие Никона за его жестокость и потому принявшие участие в его осуждении русские епископы, тем не менее, вполне разделяли стремление низложенного Первоиерарха ограничить влияние царской власти на Церковь. В условиях, когда силы Российского государства были предельно напряжены военным противостоянием с поляками и шведами, старообрядческим расколом и народными волнениями, царь Алексей Михайлович, безусловно, не желал, чтобы ко всем этим испытаниям вновь добавилось еще и возможное противостояние с молодым и энергичным Патриархом. Поэтому наиболее приемлемым кандидатом Алексею Михайловичу показался очень пожилой, кроткий и благочестивый архимандрит Иоасаф, чуждый честолюбивых амбиций и совершенно аполитичный. Государь ожидал от него полного послушания. О ранних и зрелых годах жизни Иоасафа ничего не известно. Предполагают лишь, что он происходил из Тверской земли, так как в ряде документов фигурирует его прозвище Новоторжец. Иоасаф выдвинулся при Патриархе Никоне, будучи уже весьма немолодым. В 1654 г. Никон поставил его архимандритом Богородице-Рождественского монастыря во Владимире, где он оставался настоятелем до 1656 г. Можно думать, что Иоасаф проявил себя во Владимире весьма успешно, так как всего через 2 года он был переведен Никоном в первую по значению обитель Русской Церкви – Троице-Сергиев монастырь. Троицким архимандритом Иоасаф был на протяжении десятилетия, с 1656 по 1666 гг. Здесь Иоасаф стал известен царю Алексею Михайловичу. Троицкий архимандрит обратил на себя особое внимание монарха после того, как во время войны с Речью Посполитой русское войско одержало победу над поляками после того, как настоятель Троице-Сергиева монастыря с братией наложили на себя трехдневный пост и сугубо молились о даровании победы Московскому государю.

http://sedmitza.ru/lib/text/436335/

Блаж. Иоасаф, из дворян Скрыпицыных, принял иночество в обители преп. Сергия и с 1529 г. был игуменом ее. В. к. Василий любил и уважал его. Игумен Иоасаф принимал (1530 г.) от купели наследника престола Иоанна. Потом, согласно с давним желанием в. к. Василия, облек его больного, перед смертью, в иночество. 845 Февр. 6-го 1539 г. Иоасаф избран в митрополита московского, на место отказывавшегося от кафедры Даниила. 846 В своем исповедании веры, назначенный в митрополита писал: «во всем следую древним святейшим патриархам, соблюдающим истинную непорочную веру христианскую, уставленную св. апостолами и преданную богоносными отцами, а не ту, которую принес Исидор с не священного латинского собора, просиявшего злочестием. К тому же обещаюсь не делать ничего из одного угождения в. князю или многим князьям, хотя бы грозили мне смертью, принуждая сделать что-либо вопреки божественным и священным правилам». 847 Блаженный Иоасаф выполнил обещание свое с полною твердостью. Бояре в малолетство Иоанна делали, что хотели и Шуйские злодействовали. Надобно было положить предел кровавым произволам Шуйских, а более способным к тому был кн. Бельский. Святитель (в мар. 1540 г.) выпросил у в. князя приказание освободить кн. Бельского из заключения и умный, добрый, боярин введен был в верховный советь бояр. Легко было предвидеть, что Шуйские жестоко отплатят за то доброму пастырю, но он предоставил себя воле Божией. Надежды на Бельского стали оправдываться, грабежи и насилия остановлены. 848 Митрополит делал все, что мог, для блага России. Он удержал в. князя в Москве и одушевил всех мужеством, когда приближался к Москве Сагибгирей. 849 По его ходатайству возвращены милости и отчины князю Владимиру Андреевичу, брату в. князя и дана свобода страдальцу князю Димитрию Андреевичу 49 лет сидевшему в тюрьме и оковах. 850 Но кн. Иван Шуйский (в янв. 1542 г.) успел схватить и отправить Бельского на Белоозеро, где его удушили. – Тогда толпа неистовых едва не убила святителя: в келью его бросали камни: в покоях самого в. князя не нашел он защиты; на троицком подворье готовы были убить его и только именем пр. Сергия игумен Алексий умолил пощадит жизнь святителя. Его отправили в заточение – в белозерский монастырь. 851 В 1553 г. бывший митрополит московский Иоасаф встретил царя покорителя Казани в лавре Сергия. 852 Он выпросил себе милость провести последние годы на месте иноческого обета. Ему и здесь были неприятности: с ним жили тогда здесь те, которые сами по себе мало хотели жить в обители и которых загнали в монастырь только беды жизни мирской: они часто оскорбляли блаж. Иоасафа припадками своего мирского своеволия 853 ; невольными в вольными скорбями, блаж. Иоасаф очищал душу свою для светлых радостей неба и мирно скончался 27 июля 1555 г. Мощи его почивают под спудом в южном притворе Троицкого собора. 854

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Через несколько дней вице-префект подал второй доклад, также неблагоприятный для Иоасафа. «21 мая, доносил иеромонах Антоний еп. Тихону, по утру, как я пошёл за нуждою до кельи архимандрита Соломона, то усмотрел в келье его спящего пьяного учителя иеродиакона Иоасаф, который тоже злобится на меня в том, что я стараюсь воздерживать его от шалостей, известных и Вашему Преосвященству, за что он взошел теперь со мною в брань и обидел меня публично». Иеродиакона Иоасаф позвали в консисторию для оправданий. Оправдания его были слабы. «Я, иеродиакон Иоасаф, в классе всегда бываю, точно 19–20 в школу не входил по болезни моей, причиненной мне того мая 18 дня от побой вице-префекта, о чем мною объявлено письменно... Мая 5-го с прочими учителями и учениками я был на гуляньи в отстоящей от г. Суздаля вёрстах в трёх роще, где мне перебил, играя, учитель Семьинский шаром ногу, от которой болезни я, не будучи в силах идти в монастырь пешком, выпросил чрез своего ученика в с. Яневе у священника лошадь и на оной в Суздаль приехал в часа три ночи, а по тракту остановился у питейного дома, называемого «Семик», и, не входя в оный, на улице выпил вынесенного бывшим со мной тоя семинарии школы грамматики учеником Василием Беляевским на мои собственные деньги вина копеек на пять». «С 20 мая я, иеродиакон Иоасаф, всегдашнее пребывание имею в архнмандричъей келье, потому что меня, как выше объявлено, 18 мая, пришедши в келью, вице префект Антоний бель смертельно пылкою и изодрал на мне рубаху и порты, почему и жить в своей келье, дабы и еще префект не чинил побои, а паче убийства, имею крайнее опасение». 109 Преосв. Тихон не поверил таким оправданиям и распорядился послать Иоасафа в Шартомский монастырь, а инфиму до вакации поручить надежному философу. 110 Надежный философ найден был в лице Ивана Назимова, который и заведовал инфимой почти до конца учебного года. 111 5 июля 1776 г. исправление должности учителя инфимы было поручено Предтеченскому диакону Никифору Васильевичу Рязанцеву. 112 В 1777 году Иоасаф снова появляется в семинарии. 1 февраля этого года ректор Соломон доложил еп. Тихону об отлучке Иоасаф с 28 января неведомо куда – без разрешения начальства. Отыскали Иоасафа в Непашенной слободе в гостях у шурина. Терпению преосв. Тихона предложено было сильное испытание. Но Тихон еще раз пощадил

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Порецкий находился на покаянии; он постоянно придумывал разные истории, о которых желал довести до сведения гр. Орлова и III отделения, с единственною целью, чтобы быть вызванным в Петербург. Но сам Порецкий писать туда не имел возможности, и Иоасаф вызвался быть посредником. За такое «неприличное» сношение с Порецким, за доверчивость к ложным рассказам последнего, за Иоасафом был учрежден самый строгий надзор, 7 августа 1846 г. запрещено Иоасафу священно-служение, не велено давать ему в келью бумаги и чернил, а в случае повторения – велено заключить самого Иоасафа в арестантское отделение. Иоасаф однако смотрел на все с другой точки зрения, он видел во всем излишнее, незаслуженное стеснение и старался оправдать себя; но ,,за дерзость, с какою он решился на сношения с высшими духовными лицами в свое оправдание и наконец за покушение тайно уйти из монастыря, – от Св. Синода велено было подтвердить Иоасафу в последний раз, чтобы он смирился духом, вел себя прилично монашескому знанию, и кротостию своею и повиновением начальству старался улучшить свое настоящее положение». Иоасаф после этого предоставил судьбу свою «обычному течению дел», оставаясь самым искреннем доброжелателем для «меньшей братии». Это тоже не было поставлено в заслугу: в 1847 г. начальство монастыря аттестовало Иоасафа, что он «разстроенного поведения, своенравен и заносчив, льстителен, хитр и лицемерен, начальству мало подчиняется», а в 1848 г. к этому еще прибавлено – «и братию при бойких способностях, разными кознями против начальства старается предубедить». Иоасаф с самого поступления в монастырь сознал, что судьба его решена навсегда, в чем и пришлось ему убедиться при первых попытках отвоевать какую-либо самостоятельность. Но в нем, конечно, не заглохли интересы другого порядка: здесь, в монастыре, Иоасаф деятельно занялся собиранием материалов по истории Владимирской епархии, и плодом этого было то, что уже в 1847 г., когда но мнению начальства он был «разстроенного поведения», представил Св. Синоду на рассмотрение четыре рукописные сочинения: «Жизнь преосвященного Иллариона митрополита суздальскаго», «Жизнеописания суздальских святых: епископов Феодора и Иоанна, преподобного Евфимия и преподобной княжны Евфросинии суздальской», «Известие о св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioasaf_Gaponov...

343 Зимин А. А. Россия на пороге нового времени... с. 255. См. также: Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. Т. 2. Ч. 1. М., 1900, с. 698. См. также: Шереметовский В. Варлаам//Русский биографический словарь. Т.: Вавила-Витгенштейн. М., 2000, с. 92. 348 ПСРЛ. Т. 6. СПб., 1853, с. 264. Туда же был сослан Смоленский епископ Варсонофий – «на Кубено озеро, в монастырь на Камено» (ПСРЛ. Т. 4, с. 290). 351 См. о нем: Б. Н. Патриарх Иоасаф I//Русский биографический словарь. Т. 8. СПб., 1897, с. 294–296; Священник Н. Писарев. Иоасаф 1-й//Православная богословская энциклопедия. Т. 7: Иоанн Скифопольский – Календарь. СПб., 1906, стб. 171–174; Карташев А. В. Очерки по истории Русской Церкви. Т 2. Париж, 1959, с. 110–112; Митрополит Московский и Коломенский Макарий. История Русской Церкви. Кн. 6. М., 1996, с. 314–325; Архимандрит Макарий. Всероссийский Патриарх Иоасаф I//Вышснский паломник. Православный журнал. Рязань, 1998. 2(7), с. 91–93; Богданов А. П. Русские Патриархи: 1589–1700. М., 1999, с. 362–370; Иоасаф недерзновенный//Наука и религия. 1994. 5, с. 4–6; Понырко Н. В. Иоасаф I//СКиКДР. Вып. 3: (XVII в.). Ч. 2: И–О. СПб., 1993, с. 78–80; Мысли русских Патриархов от начала до наших дней. М., 1999, с. 55–60; Митрополит Мануил (Лемешевский) . Русские православные иерархи: 992–1892. Т. 2: Иоанн – Симеон И. М., 2003, с. 65–66; Патриархи Московские. М., 2004. с. 73–84. 354 Архимандрит Досифей. Летописец Соловецкий на четыре столетия от основания Соловецкого монастыря до настоящего времени... Изд. 4. М., 1847, с. 49. 356 Забелин И. Материалы для истории, археологии и статистики города Москвы. Т. 1. М., 1884, стб. 114. 358 ПСРЛ. Т. 31. М., 1968, с. 161. См. также: ПСРЛ. Т. 33, л., 1977, с. 172. В летописце конца XVII века, связанном с Соловецким монастырем, есть некоторые противоречивые сведения об избрании Патриарха Иоасафа: «Того же году марта в 27 день возведен на Превысокий Патриаршеский престол царствующаго града Москвы Святейший Иоасаф, Патриарх Московский и всея России, бывший архимандрит в Симонове монастыре». – ПСРЛ. Т. 31, с. 180. Однако, под настоятельством в монастыре, очевидно, следует понимать постриженничество в Соловецкой обители. В перечне Псково-Печерских настоятелей о нем сказано: «...из Печерских же иеромонахов». – Первоклассный Псково-Печерский монастырь. Изд. дополненное. Великие Луки, 1995, с. 85.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010