В марте 1918 года для высшей церковной власти стала очевидной необходимость организации переговоров с представителями советского правительства, чтобы ­попытаться добиться ­отмены или пересмотра законов и распоряжений, ущемляющих права Церкви. С этой целью 5/18 марта была образована совместная делегация Поместного Собора и Совета объединенных приходов Москвы (ее возглавили видные церковно-общественные деятели А. Д. Самарин и Н. Д. Кузнецов). 14/27 марта члены делегации были приняты народными комиссарами Д. И. Курским, М. Т. Елизаровым и управляющим делами Совета народных комиссаров В. Д. Бонч-Бруевичем. Представители Церкви, выражая мнение православного населения России, передали требование об отмене всех правительственных распоряжений, «посягающих на жизнь и свободу народной веры», и вручили членам советского правительства соответствующее письменное заявление. В ходе состоявшихся переговоров народные комиссары заявили о невозможности отказа советского правительства от принципов отделения Церкви от государства и свободы совести, но вместе с тем признали «неясности и ошибки» январского декрета, «требующие разъяснения и исправления», а также просили информировать их о конкретных фактах нарушения прав Церкви и верующих. Они также выразили готовность далее взаимодействовать с представителями Православной Церкви 14 . Опираясь на многочисленные обращения духовенства и верующих с мест, члены соборной делегации настаивали на пересмотре пунктов январского декрета о недопущении преподавания религиозных вероучений во всех государственных, общественных и частных учебных заведениях (пункт 9), о лишении церковных и религиозных обществ права владеть собственностью и прав юридического лица (пункт 12) и о национализации церковных имуществ (пункт 13) 15 . Определенным результатом этого взаимодействия была ­договоренность об ­участии представителей Православной Церкви в работе правительственной комиссии Народного комиссариата юстиции, в задачу которой входила подготовка разъяснительной инструкции к Декрету об отделении Церкви от государства. У высшей церковной власти и части членов Собора появилась надежда, что получится нормализовать отношения с новой властью и достичь приемлемого компромисса в церковно-государственных отношениях.

http://pravoslavie.ru/119436.html

Е. Грабарь-Пассек [фрагм.]//ПСЛЛ, X-XIII вв. С. 449-459; Фрейберг Л. , Грабарь-Пассек М. Византийская поэма об Александре Македонском: [Ст., пер. фрагм. поэмы]//Античность и Византия. М., 1975. С. 90-113; Фирдоуси. Шахнаме/Пер. Ц. Б. Бану-Лахути. М., 19942. Т. 4. С. 366-400; Жамкочян А. С. Самаритянская хроника Абу-л-Фатха из собрания Росссийской Национальной Библиотеки: [Введ., пер. и коммент.]. М., 1995. С. 86-92; Абу Тахер Тарсуси. Дараб-наме, или Книга о Дарабе/Пер., ст., примеч. Н. Б. Кондыревой. М., 2000. С. 263-494; Александр Македонский в легендах и исследованиях Востока и Запада. М., 2000. Лит.: Meyer P. Alexander le Grande dans la littérature français du Moyen âge. P., 1886; Abel F. M. Alexandre le Grand en Syrie et en Palestine//RB. 1934. T. 43. P. 528-545; 1935. T. 44. P. 42-61; Бертельс Е. Роман об Александре и его главные версии на Востоке. М.; Л., 1948; Balsdom J. P. V. D. The «Divinity» of Alexander the Great//Historia. 1950. Vol. 1. P. 363-388; Robinson Ch. A. Extraordinary Ideas of Alexander the Great//AHR. 1957. Vol. 62. N. 2; Merkelbach M. Die Quellen des griechischen Alexander-Romans. Münch., 1954; Pfister F. Alexander der Grosse in den Offenbarungen der Griechen, Juden, Mohammedaner und Christen. B., 1956; Badian E. Alexander the Great and Loneliness of Power. N. Y., 1964; Dvornik F. Early Christian and Byzantine political Philosophy: Origins and Background. Wash., 1966; Cary G. The medieval Alexander. Camb., 1967; Кузнецова Т. И. Историческая тема в греческом романе: «Роман об Александре»//Античный роман. М., 1969. С. 186-229; Welles C. Alexander and Hellenistic World. Ottava, 1970; Schachermeyer F. Alexander der Grosse: das Problem seiner Persönlichkeit und seines Wirkens. W., 1972 (рус. пер.: Шахермайер Ф. Александр Македонский/Пер. М. Н. Ботвинника и Б. Функо. М., 1986); Костюхин Е. А. Александр Македонский в литературной и фольклорной традиции. М., 1972; Ceausesen P. La double image d " Alexander le Grand à Rome//Studi Classice. 1974. Vol. 16; Кондратюк М.

http://pravenc.ru/text/64334.html

3 . Возражать против третьего пункта я не решаюсь: можно ли порицать скромность? Но... всегда можно сказать это «но» – достоуважаемый Федор Дмитриевич, ведь и скромность может быть чрезмерна, – и в данном случае, смею думать, она такова. «Исход пятого десятка» говорит гораздо больше за право человека высказывать свои думы, чем за обязанность таить их от людей. Щадя Вашу скромность, не продолжаю речи... Разве прибавлю одно: не Ваш ли долг развить и пустить в оборот ценную мысль, высказанную, если мне не изменяет память, Вашим дядей 27 в письме к баронессе Раден 28 ? Вы помните его? Там есть очень сильные места, призывающие нас к непрестанному духовному бодрствованию, если мы вместо истины не хотим очутиться перед идолом. Кажется, я не путаю, и это говорится именно в названном письме 29 . – Не знаю, надавил ли я сколько-нибудь всем вышесказанным на чашу весов в сторону переработки и печатания, но знаю, что очень хотел это сделать. – Однако я и не подозревал, что Вы хвораете. Я думал, Вы устали – и только. Оказывается, потребовалось леченье. Что с Вами? Как ни грустно не видеть Вас полгода, тем не менее скажу: сидите в деревне и копите здоровье! Дай Бог , чтобы только погода-то благоприятствовала этому! У нас пошли дожди и сравнительные холода, что впрочем не мешает мне ежедневно купаться. Недельку, вероятно, проживу здесь. – Николай Дмитриевич Кузнецов 30 за границей. Хотел вернуться домой в начале сентября. У него приращение семьи: кроме племянницы-сироты, взятой в прошлом году, пришлось взять трехлетнего племянника. Забот немало прибавилось. А епископы наши продолжают отличаться: к Исидору 31 и Антонину 32 присоединился, как я слышал, и Евдоким (ректор) 33 , напечатавший будто бы статью в Богосл[овском] Вестнике 34 , где ублажает передовых владык Ис[идора] и Ант[они]на. – Никона 35 собираются, слышно, бить за его «политическую» поездку в пределы князей Долгоруких 36 и за распространение брошюры Пасхалова 37 . Однако пора дать отдых Вашим глазам. Простите, что так заболтался.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Novosel...

32 См.: Альбрехт М., фон. Указ. соч. С. 1665. 33 Столяров А. А. Тертуллиан. Эпоха. Жизнь. Учение/Тертуллиан. Избранные сочинения Пер. с лат., общ. ред. и сост. А. А. Столярова. М., 1994. С. 23. 34 «Хотя тогда уже была Библия на латинском языке, Тертуллиан предпочитает читать ее по-гречески и текст переводит сам». См.: Альбрехт М., фон. Указ. соч. С. 1669. 35 Мецгер Б. М. Ранние переводы Нового Завета. Их источники, передача, ограничения Пер. с англ. С. Бабкиной. М., 2002. С. 305—306. 36 Sidwell К. Reading Medieval Latin Cambridge, 1995. P. 29. 37 Toe Э. Текстология Ветхого Завета. Пер. с англ. К. Бурмистрова. Г. Ястребова. М., 2001. С. 133. 38 Там же. С. 128. 39 Мал. 3:22). Но в еврейском тексте говорится об «Илии пророке» 2 40 Мецгер Б. М. Текстология Нового Завета. Рукописная традиция, возникновение искажений и реконструкция оригинала Пер. с англ. В. С. Кузнецова, Д. В. Дмитриева, О. Ю. Самарина. М., 1996. С. 87. 41 Мецгер Б. М. Текстология Нового Завета... С. 129. 42 Дуров В. С. Латинская христианская литература III-V веков. С. 9. 43 Rotisch Н. Op. cit. S. 3—4. 44 Мецгер Б. М. Канон Нового Завета. Возникновение, развитие, значение Пер. с англ. Д. Гзгзяна. 3-е изд. М., 2001. С. 158. 45 Tert. De cor., 15,3). Такое чтение рукописей, предложенное Е. Кройманном на основании слов si earn in deo suo esse dixerit конъектура dei («бога»), а также комментарий в двуязычном издании Fabio Ruggiero (Mailand, 1992) не удовлетворили Эккехарда Вебера. Немецкий ученый предложил в этом не вполне понятном месте заменить слово humerum «плечо» словом humum «земля». 3 46 Примеры использования апологетом различных форм слов с корнями fer-, tul-, lamu приставкой trans-: Ad nat.: речь идет об обращении обвинений против самих обвинителей (I, 11,5); о пересадке дерева (1,12,11); о переносе имени Бога на лжебогов (II, 4,6); об аллегорическом толковании (II, 12,20); о переносе кого-либо на небо (II, 15,1); о замене одного другими (II, 16,2). Ad mart.: о переносе из темницы (т. е. мира) в убежище (т.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3996...

—535— 2) Экстраординарного профессора П.П. Соколова: «Желая изучить историческую доктрину славянофилов генетически, в ее последовательном развитии, г. Ковригин прежде всего останавливается на вопросе о ее происхождении. По его мнению, источников славянофильства нельзя искать ни в древнерусском национализме, ни в том протесте против иноземных влияний, который был вызван в русском обществе и народе реформами Петра и событиями русской истории XVIII века. Согласно установившемуся в настоящее время взгляду, автор видит в этом течении русской мысли своеобразный отголосок западноевропейского романтизма и результат влияния немецкой идеалистической философии. Выяснению этого вопроса посвящена первая глава работы. В двух следующих главах излагаются философия и историческая идеология славянофилов, их учение о православии и общине, как основных устоях русской жизни, и их истолкование русской истории с точки зрения этих двух начал. В качестве представителя религиозного идеала рассматривается главным образом И. Киреевский, а в качестве теоретика общины – К. Аксаков. В четвертой главе автор излагает публицистические взгляды и политическую программу славянофилов, а в пятой – дает критическую оценку их исторических концепций. Как в изложении, так и в критических замечаниях г. Ковригина можно было бы найти не мало недостатков. Прежде всего его работа не исчерпывает темы. Под историческими воззрениями славянофилов он разумеет только воззрения старых славянофилов, – Киреевского, Хомякова. Аксаковых и Ю. Самарина. Ни о Страхове и даже о Данилевском с его замечательной в своем роде книгой «Россия и Европа» он не говорит ни слова. Равным образом он не упоминает и о близких к славянофильству философско-исторических парадоксах К. Леонтьева . Рассматривая вопрос о славянофильской общине, автору было бы так естественно припомнить Герцена, но он о нем забыл. Генетический метод, положенный в основу работы, не проведен с достаточною ясностью и сбивается на систематический. Изложение страдает чрезмерным обилием

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Была достигнута договоренность о встрече Л. с прибывшей в Петроград из Москвы депутацией Поместного Собора во главе с бывш. обер-прокурором Синода А. Д. Самариным и проф. МДА Н. Д. Кузнецовым. В последний момент из-за срочного переезда советского правительства в Москву встреча была перенесена туда. Однако в последующих переговорах, проходивших в Москве с 27 марта, Л. не принял участия (в дальнейшем он будет продолжать избегать личных контактов с офиц. представителями Церкви). С соборной депутацией встречались нарком юстиции Д. И. Курский, Бонч-Бруевич и М. Т. Елизаров, зять Л. Советские представители заявили о возможности смягчения норм декрета «Об отделении церкви от государства» при его практической реализации путем издания дополнительных инструкций и постановлений с учетом интересов Церкви. Были даны заверения, что все дальнейшие советские законы, затрагивающие вероисповедальные вопросы, будут разрабатываться с участием представителей религ. орг-ций. Утверждалось, что религ. орг-ции смогут получить права юридических лиц, зарегистрировавшись гражданским образом. Бонч-Бруевич дал обещание не закрывать духовные семинарии в Москве, а также позволить верующим посещать святыни Московского Кремля. Через нек-рое время Л. действительно разрешил проведение пасхальной службы в Кремле (единственный раз за время советской власти). Временный доступ к кремлевским святыням оказался единственной уступкой, сделанной советским правительством во исполнение обещаний, данных на переговорах с соборной делегацией. В апр. 1918 г. СНК образовал Межведомственную комиссию по выработке инструкции по проведению отделения Церкви от гос-ва. В нее предписывалось включить представителей всех заинтересованных орг-ций, ведомств и компетентных лиц, однако привлечения для работы в комиссию представителей религиозных орг-ций, вопреки ранее обещанному, не произошло. 8 мая Межведомственная комиссия была упразднена, а вместо нее при Наркомате юстиции (НКЮ) был создан 8-й (с 1922 - 5-й) отдел по проведению в жизнь декрета «Об отделении церкви от государства» - главное правительственное учреждение, ответственное за религ. политику в стране. Неофициально 8-й отдел также назывался Ликвидационным, поскольку его основной задачей была полная ликвидация прежней, дореволюционной системы государственно-церковных отношений. Существовало и более расширительное толкование задач отдела: ликвидация всей иерархической системы управления РПЦ и преобразование ее в совокупность самоуправляемых религ. общин. Руководителем 8-го отдела стал замнаркома юстиции Красиков, известный особой нетерпимостью к религии.

http://pravenc.ru/text/2463379.html

Какой я вздор к тебе пишу! Мне и грустно, и весело к тебе писать, и как-то этот ясный мороз на дворе и ясный огонёк в камельке меня приводят в особенное настройство, несколько похожее на нервическое расположение князя Хилкова. Глазам моим продолжает быть хорошо. Кстати, вообрази себе моё удивление: целых два дня я по привычке кричал во всё горло со стариком Сергеем Степановым. Уж только на третий день я заметил, что он слышит не хуже нас с тобою. «Да что же ты мне не сказал, чтобы я не кричал?». «Я думал, что вам так угодно». «А кто тебя вылечил?» «Катерина Михайловна». Каково! Ты попала в медики, потому что дала ему по предписанию матушки Гарлемских капель. После того скажи мне: не весело ли лечить, когда удаётся и глухим возвращать слух?.. 5 Sweet, dear and dearest Kitty. Я пишу к тебе из Гжатска, только что приехал и нынче же буду в Липицах. Сюда ближе дорога и посуше, но от Москвы до Можайска, особенно около Подлипок, мерзость. Главное меня задержало то, что около Подлипок сломались винты в кулаке, так же как в Симбирской дороге около Судогды. Пришлось верёвками скручивать за недостатком кузнецов и потом стоять в Можайске часа два. Всего потерял я часов восемь. Ямщики попались глупые и ленивые, прислуга бестолковая. Как ты могла бы посмеяться, глядя, как я ночью при лунном свете сам своими барскими руками обрабатываю, верёвки натягиваю и прочее. Фигура должна была быть уморительная. На дороге у меня была встреча с великолепным поездом: Каблуков из чужих краёв со своей красивой дщерью и князь Барятинский. Мне пришёл на память разговор их, рассказанный Самариным. Между тем на станциях везде кипели самовары трёхведёрные, ставились стулья и столы, расстилались ковры прекрасные, повара готовили кушанья, расставлялось вино, виноград, фрукты, курева разливали свой аромат, чудо, да и только! Встретил я их ночью. Фонари снаружи, фонари внутри, впереди вестовые на перекладных. Глядя на эту скачущую иллюминацию, я вспомнил хохла, который встретил золотую карету Екатерины с фонарями. «Видел я нашу матушку, уж какая пышная, сама золотая, а глаза так и горят». Он принял карету за Государыню.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

От имени комиссии, избранной Церковным Собором для переговоров с Советом народных комиссаров Члены Всероссийского Священного Собора: Протопресвитер Н. Любимов Александр Самарин Протоиерей Конст. Аггеев Н. Кузнецов профессор И. М. Громогласов Представители от приходов: М. Корякин С. Мечев ГА РФ. Ф. А-2306. Оп. 2. Д. 72. Л. 5–6 с об. Подлинник. VII. 16. О передаче духовных учебных заведений Орловской губ. в ведение Наркомата по просвещению РСФСР VI 1.16.1. Анкета, заполненная правлением Ливенского духовного училища, по распоряжению комиссариата по народному образованию Московского учебного округа 10 мая 1918 г. 1. Наименование и подробный адрес духовно-учебного заведения – г. Ливны Орловской губ., Красная улица, собственный дом, духовное училище. 2. Количество основных классов – 4 (1–IV) и приготовительный класс. 3. Количество параллельных отделений: в 1913/14 уч[ебном] году – не было, в 1916/17 уч[ебном] году – не было, в 1917/18 уч[ебном] году – не было. 4. Общее количество учащихся: в 1913/14 уч[ебном] году– 197, в 1916/17уч[ебном] году – 197, в 1917/18 уч[ебном] году – 191. 5. Распределение учащихся по происхождению в 1917/18 уч[ебном] году: а) дети духовенства – 157; б) дети мещан – 6; г) 1290 дети крестьян – 22; д) дети служ[ащих] в госуд[арственных] и обществ[енных] учреждениях; е) дети прочих категорий – 6; ж) дети ремесленников и фабр[ичных] рабочих – 1291 6. Имеется ли при уч[ебном] заведении общежитие и на какое количество учен[иков] – имеется общежитие на 150 учеников. 7. Одно или два общежития – для казеннокоштных и своекоштных учеников и на какое количество учеников каждое рассчитано – одно общежитие – казеннокоштных учеников (по норме) – 46, полукоштных – 10 и своекоштных – 94. 8. Сколько учеников содержалось на средства Учебного комитета при Синоде в 1913/14 уч[ебном] году – не содержалось, в 1917/18 уч[ебном] году – не содержалось. 9. Сколько учен[иков] содержалось на стипендии частных лиц в 1913/14уч[ебном] году – полных стипендий не имелось, но процент стипендиатского капитала (7900 руб.) в размере 244 руб. 62 коп. выдается в виде пособий беднейшим ученикам училища.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

24:7. Агаг. Могущественный царь амаликитян во времена Саула ( 1Цар. 15:7,8 ). Хотя Саул нанес ему поражение, амаликитяне продолжали причинять беспокойство Израилю ( 1Цар. 27:8; 30:1 ; 2Цар. 1:1 ). Имя Агага снова возникает в Книге Есфирь в наименовании национальности Амана «Вугеянина». Некоторые полагают, что слово «Агаг» следует понимать как титул (наподобие титула «фараон»), но доказательств этому недостаточно. 24:17. Звезда и жезл. Несмотря на то что образ звезды часто использовался на древнем Ближнем Востоке применительно к царям, в Библии он встречается редко ( Ис. 14:12 ; Иез. 32:7 ). Сочетание звезды и жезла, символа царской власти ( Пс. 44:7 ), придает такому толкованию еще большую убедительность. Таким образом, оракул Валаама предвещает возвышение Израильского царства и распространение его власти (словно по мановению жезла) на земли Трансиордании. Как явствует из надписи фараона Тутмоса III (1504–1450 гг. до н. э.), жезл использовался и как булава, сокрушающая головы врагов. 24:20. Амаликитяне. Союз племен, населявших степные районы на юго-востоке Ханаана ( Исх. 17 ; Суд. 6, 7 ). Кроме того, отдельные группы амаликитян обосновались в горной местности к западу от Самарии. Они всегда изображаются как соперники Израиля в борьбе за территорию. Выражение «первый из народов» может относиться либо к самооценке амаликитян, либо к тому обстоятельству, что это был первый народ, напавший на израильтян ( Исх. 17:8–15 ). 24:21,22. Кенеи. Несмотря на то что ранее кенеи изображались как дружественный народ ( Исх. 2:16–22 ), в этом оракуле они проклинаются наряду с амаликитянами. Кенейские племена кочевали вокруг Кадеса на севере Синайского полуострова и в районе Галилеи. Вероятно, среди них было немало кузнецов (неподалеку находились медные копи) и пастухов. Валаам насмехается над их жилищами в скалах, предсказывая, что это не спасет их от покорения Ассуром. 24:22–24. Ассур. Маловероятно, что здесь подразумевается Новоассирийская империя, господствовавшая на всем Ближнем Востоке в VIII-VII вв. до н. э. Такое толкование сместило бы «фокус» этого предсказания в слишком отдаленное будущее. Однако Ашурим, племя, ведущее свое происхождение от Авраама и Хеттуры ( Быт. 25:3 ), едва ли было столь могущественным, чтобы покорить кенеев. Ассирия XIV в. до н. э. располагала достаточной военной мощью, чтобы покорить хурритское царство Митанни, но сведения о ее продвижении на запад отсутствуют. По всей видимости, Ассур следует отождествлять с Ассирией, упоминаемой в связи с измаильтянами в Быт. 25:18 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

В марте 1918 г. в знак протеста против ратификации Брестского мирного договора с Германией левые эсеры вышли из состава СНК, расторгнув соглашение о сотрудничестве: правительство вновь стало однопартийно-большевистским. В то же время они продолжали оставаться во ВЦИ К и в местных районных советах вплоть до конца 1918 г., продолжая влиять на реализацию Декрета о земле, в том числе в «церковной» его части. Разрыв партнерства знаменовал собой момент превращения советской политической системы в однопартийную. Ядром СНК являлась Коллегия народных комиссаров. На ее заседаниях присутствовали наркомы или их заместители, председатель ВЦИК, управляющий делами СНК, специалисты, которых приглашали выступать по тем или иным вопросам повестки дня. Во главе Управления делами СНК стоял В.Д. Бонч-Бруевич. Именно он (по должности и как известный в среде большевиков «специалист в области религии») совместно с другими народными комиссарами М.Т. Елизаровым и Д.И. Курским 27 марта 1918 г. встречался с избранной Священным Собором делегацией по переговорам с СНК. В нее входили Н.Д. Кузнецов , А.Д. Самарин, Н.И. Малыгин, А.И. Июдин, а также уполномоченные от Совета объединенных приходов Москвы. Инициатива переговоров исходила от Собора. На них речь шла о проблемах, возникших в ходе реализации Декрета по отделению церкви от государства. При этом делегация отстаивала собственный, альтернативный большевистскому подход к решению возникших задач. Первые шаги Собора по установлению прямых контактов с властями датировались 5 марта, когда тому же Н.Д. Кузнецову было поручено организовать депутацию для предъявления СНК протеста против реквизиции церковного имущества 38 , а 14 марта вышло постановление Соборного Совета о создании совместной депутации Собора и Совета объединенных приходов Москвы по данным вопросам 39 . На 102-м заседании Собора от 25 марта было решено расширить полномочия делегации, поручив ей поднять перед большевиками весь комплекс проблем, возникших в ходе проводимой ими политики «по отделению», не ограничивая их вопросами реквизиции собственности Церкви. Именно с этими полномочиями делегация и вышла на переговоры 27 марта, о которых говорилось выше 40 . Свидетельством далеко идущей решимости части членов Собора (священник Ст. Нежинцев, протоиерей В. Введенский, А. Надеждин и др.) наладить контакты с большевиками явилось обсуждавшееся Собором в марте 1918 г. предложение о направлении делегации на IV съезд Советов 41 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010