Симон Волхв – персонаж книги Деяний святых апостолов, по происхождению самаритянин, занимался чародейством и прославился среди своих соплеменников совершением многих чудес. Пришедший в Самарию с проповедью о Христе архидиакон Филипп крестил Симона вместе с другими местными жителями, а когда вслед за Филиппом в Самари прибыли апп. Петр. и Иоанн, чтобы через возложение рук низвести на новокрешенных Святого Духа, то Симон просил апостолов преподать ему «секрет» их успеха за деньги (отсюда происходит церковно – канонический термин симония, означающий продажу и куплю священного сана). Некоторые раннехристианские писатели (мч. Иустин Философ , св. Ириней Лионский , св. Ипполит Римский , Тертуллиан и др.) оставили нам довольно подробные рассказы о последующей деятельности Симона, из которых явствует, что вскоре после описанных в Книге Деяний событий он переехал в Рим, где вместе со своей спутницей, тирской блудницей Еленой, стал развивать и проповедовать гностическое по своему характеру учение, выдавая самого себя за верховного бога, творца материального мира, а Елену – за воплощение своей творческой мысли. Отсюда в святоотеческой традиции утвердилось представ ление о Симоне как о родоначальнике всех христианских ересей вообще и гностицизма в особенности. Тарс – город на юге Малой Азии (современный Тарсус в Турции). Поселение со сходным названием упоминается еще в надписях ассирийских царей (первая половина 1–го тыс. до Р. Х.). В эллинистическую и римскую эпоху город славился как центр культуры и учености (в городской библиотеке насчитывалось около 200 тыс. книг по самым разным отраслям знания). В 66 г. до Р. Х. всем жителям Тарса было даровано римское гражданство. Тарс – родина ап. Павла. Феликс, Марк Антоний – римский прокуратор Иудеи в 52 – 600 гг. по Р. X, грек, вольноотпущенник императора Клавдия. Жестокость и продажность Феликса способствовали резкому росту внутренней нестабильности и преступности в Иудее в годы его правления. С помощью секты сиариев ( «Кинжальщиков») он организовал убийство первосвященника Ионафана. После того как ап. Павел был взят под стражу в Иерусалиме, он был доставлен в Кесарию (см.) на суд к Феликсу ( Деян. 24 ). Впоследствии Феликс был обвинен в том, что, воспользовавшись конфликтом между евреями и сирийцами в Кесарии, он отдал приказ о массовых убийствах первых и грабеже их имущества, однако благодаря заступничеству его брата, имевшего большое влияние при дворе Нерона, ему удалось избежать наказания. Преемником Феликса на посту прокуратора Иудей стал Фест (см.).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

«Сыне и Боже Мой! – слышит он голос, – научи раба Твоего, как ему спастись». «Пусть удалится из монастыря на безмолвие», – говорит другой голос 515 . Узнав такую волю Божию о себе, Косма, по благословенно настоятеля, удалился в соседнюю пустыню и иссек себе в скале пещеру, на западе от Зографа. Как там подвизался Косма, знает один только Бог . Но действия подвижничества открылись и людям. Раз пришли к Косме из Хиландаря два иеромонаха посмотреть, как живет отшельник. Косма принял их приветливо, поговорил с ними духовно и при расставании заметил: «Тыквицу с вином, спрятанную вами на дороге, разбейте, – в ней – змия и впустила яд свой в вино». Хиландарцы изумились тому, что Косма узнал о спрятанной тыквице, а еще более поражены были, когда, разбив тыквину, увидали, что в ней точно змия. Они благодарили Бога, что спас жизнь их от смерти чрез угодного Ему раба Своего. Видели в преподобном и другой опыт более обширного прозрения. В Великий четверток посылает он ученика своего сказать в Хиландаре: «Пусть братия молятся за отшедшего игумена, – он борется в воздушных пространствах с злыми духами». Братия, услышав об этом, говорили: «Мы видели игумена у утрени, и после утрени пошел он готовиться к совершению Литургии, старец – в мечтах, хотя и выдает себя за святого». Но когда пришли в келлию игумена, увидали, что игумен точно умер скоропостижно. На северо-запад от Эсфигмена есть гора Самари 516 . Там уединился инок Дамиан. Старец дал ему заповедь – никогда не оставаться на ночь в чужой келье. По особенной нужде Дамиан ходил к соседнему брату и так как тот отлучился на это время куда-то, дожидался возвращения его до вечера. Наконец брат является, и Дамиан, выполнив дело, за которым пришел, поторопился воротиться в свою келью. Напрасно друг упрашивал его остаться у него на ночь и указывал ему на опасность ночного пути, притом пути под дождем начавшимся. Дамиан, верный заповеди, ушел. Дорогой он точно сбился в темноте с пути и не знал, где идет и куда надобно идти? «Господи! спаси меня», – воззвал он к Богу и вслед за тем очутился он близ своей келлии.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Сура XX. T. Н. (Мекка): Куран всегда напоминает о Милосердом, ведущем все вещи и обладающем ими. Не самые вещи благо, но един Бог, имеющий множество имен самых славных. История Моисея; он получает небесный огонь, имеет сношение с Богом в святой долине Тува; Бог показует ему чудо в жезле, превращенном в змия, и в руке, сделавшейся белою; Он посылает пророка к фараону, но тот извиняется, ссылаясь на медленность своего языка. Поэтому Бог даст ему помощником Аарона; матерь бросает Моисея в море, а сестра стоит на стороже; он питается своею матерью. Убийство египтянина и бегство мидянина, Моисей и Аарон приходят к фараону и предлагают ему быть верующим; фараон испытывает их сначала посредством волхвов, Моисей и Аарон состязаются с ними, волхвы получают веру, но грозят наказаниями от фараона. Моисей переводит сынов Израиля неврежденно по сухому ложу моря; погнавшийся за ними фараон с войсками – гибнет в морских волнах. Завет Божий при горе Синае. Чудо – манна с небеси и перепелы (крастели), служащие хлебом Израилю. Эль-Самари устрояют златого тельца в отсутствии Моисея, который, возвратившись, сердито хватает за бороду своего брата и разрушает тельца. Неверующим угрожает страхом при последнем дне; судьба гор в день сей; все люди побегут на вершины их в день суда; никакое посредство тогда невозможно, кроме милости Божией. Куран дан на арабском языке так, что народ может его слышать и понимать. Магомед не спешит на его откровение. Адам нарушает свой союз с Богом. Ангелы призываются на поклонение Адаму; Иблис отказывается, искушает Адама; Адам, Ева и Иблис изгоняются из рая. Неверные должны ослепнуть в последний день воскресения. Мекканцы будут разрушать жилища поколений, которые некогда были разрушены неверными; но для Господа мир преходящий должен погибнуть. Магомед увещевает терпеливо переносить оскорбления и молиться Богу ежедневно. Молитва доставляет счастье. Поражение (для неверных) может служить достаточным знамением. По окончании пути усматривается и самый исход оного.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Vinogr...

518 Изв. акад. V, 192, 275, 276. В прологах сент. 28 воспоминается убиение св. кн. Вячеслава, а 4 марта перенесение мощей из Болеславля в Прагу. 521 В прибавлении к житию св. Кирилла и в некоторых синаксарях сказано: «потом же (после смерти Мефодия) многим летом минувшим, пришед Войтех в Мораву и в Чехы и в Ляхы, разруши веру правую и русскую (т.е. славянскую) грамоту отъврже, а латинскую веру и грамоту постави и правыя веры епископы и попы изсече, а другие разгна».– Жизнь Войтеха, испорченного славянина и мечтателя, убитого немцами, см. у Стасюлевича: История средних веков 11, 571–578. 524 Ганки предисловие к сазав. евангелию. Прага 1846 г. Бодянский о происхождении слав. письмен, прим. стр. 14 в приб. 525 Там же и у Шафарика: Wybor z literatury ceske, w Praze 1845. У Ганки ещё одно старинное сказание, взятое из служебника, сходное по содержанию с первым известием. 531 Cosmæ chronicon lib. 1. «Осыпали их (сазавцев) разными поношениями, внушая князю (Спитигневу) разныя выдумки и клеветы,– говорили, что славянскою письменностию вводится ересь и они совсем испорчены лицемерием; потому надобно выгнать их и ввесть латинскаго аббата с братьями его». 534 Славян. рукописи Зографа – у Григоровича стр. 62–73. У Поклонника стр. 327–340. Зографский апостол, писанный «в память и в вечни покои своим родителем» при ц. Александре 1359 г.– в Изв. акад. X: 158, 159. См. ещё окт. 10 ч. 536 Самари – седло и таков вид горы. Потому эта гора не имеет ничего общего с р. Самарою русского юга, как напротив думали иные. Отзыв поклонника св. горы стр. 300. 538 Зап. геогр. общ. XIII, 147. Ещё изображение его – в Грачанице. Ibid. 236. На монетах: первомуч. Стефан передаёт королю длинный крест с двумя перекладинами на верхнем конце, с словами на сторонн: rex, с звездою на нижнем конце. Гласник III, 199–201. В Сербляке изображение не совсем сходно с древними. 540 Запись в церкви св. Стефана, в алексинецком округе: «въздвигнеся храм сы во дни благовернаго кнеза Стефана в л. 6707 (1199). Аз кнезь Стефан с братом своимь Влокмь приложихь к ризи Морове сь семи старинарами... 53 винограда у Липовици». Гласник I, 184.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Обнаженное тело Христа и набедренная повязка свидетельствуют, что образ происходит не от поясного, как полагал Э. Панофский 861 , а от полнофигурного изображения. Причем оба варианта – погрудный с прижатыми к телу руками или поясной со скрещенными впереди руками – могли отражать одну и ту же модель, но как бы показанную на разном уровне. Учитывая мотив скрещенных рук, таким прототипом могло быть лишь мертвое тело Спаса, уже снятого с креста и положенного на плащаницу, как изображается оно на древних шитых эпитафиях, таких как из ризницы Сан Марко в Венеции (XI в., ил. 9) 862 и музея Виктории и Альберта (около 1407 г.) 863 . Правда, на них тело показано сбоку, как если бы оно было видно со стороны. Именно так представлена фигура снятого со креста и лежащего на плащанице Христа на эмалевой пластине XII в., помещенной прямо под Распятием на сборной иконе из Эрмитажа (ил. 10) 864 и алтарной фреске церкви Самари в Мессении начала XIII в. 865 Но ближе всего рассматриваемому варианту самый древний тип плащаницы, известный по двум иконографически идентичным сербским эпитафиям, возможно, происходящим из одной константинопольской мастерской первой четверти XIV столетия. Одна из них находится в музее Принстонского Университета и, согласно греческой надписи, содержит поминовение Михаила сына Киприяна 866 . Другая хранится в музее Сербской Православной Церкви в Белграде (ил. 11). Надпись на церковно-славянском языке упоминает сербского короля Уроша II Милутина (1282–1321) – плащаница была вкладом его вдовы в Милютинский мавзолей-храм в Баньском монастыре 867 . На обеих плащаницах изображен лишь обнаженный и мертвый Христос, причем так, как если бы на плащаницу было возложено и приготовлено к погребению реальное тело Иисуса. Он показан сверху, фронтально, со скрещенными на животе руками и кровавыми ранами распятого, прямо фиксированной головой и тканью воздуха, покрывающего бедра. Тело его свидетельствует о перенесенных страстях, но образ лишен какого-либо нарративного контекста. По мнению С. Чурчича, белградская плащаница, помимо литургического назначения на Великом Входе и во время страстных служб, могла использоваться как погребальный покров на символической Гробнице Христа, сооруженной в Баньском монастыре, – Милутинской усыпальнице сербского короля Уроша, на поминовение которого и была вложена эпитафия 868 . Такие архитектурные устройства гроба Христа под балдахином или киворием, вызывая прямые аллюзии с иерусалимским кувуклием Гроба, известны как по сохранившимся памятникам, так и по описаниям 869 . Они же запечатлены в храмовых росписях протесиса Маркова монастыря (1376, ил. 12) и в нартексе Дечан (1350) 870 , где образ мертвого Христа положен на тканый покров Гроба-престола таким образом, как он изображен на Белградской плащанице. Однако взгляд на композицию сбоку сразу лишает фигуру фронтальности и статичности.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

20–25 марта. По наставлении в законе Христовом, новообращенные приняли благодать крещения. 26 марта. Не находя на этом месте не крещеных самоедов, мы выехали в несское селение, которое, по своей смежности, открывало удобство к путешествиям по канинской и тиманской тундрам. 27 марта – 6 апреля. В несском селении нашли мы несколько не крещеных самоедов и предлагали им проповедь о спасении чрез веру во Иисуса Христа. Они не отвергали учения и не отказывались принять православную веру; но не хотели готовиться к крещению в настоящее время. 7 апреля. Из Архангельска прибыл в миссию вновь определенный в оную священник Петр Лысков, на место священника ижемского прихода Федора Истомина, который за болезнью уволен от сей должности. Также на место служившего при миссии причетника Якова Истомина, поступил дьячок Мезенского градского кузнецо-слободского прихода Алексей Ивановский. 8–14 апреля. Страстную неделю и первые два дня св. Пасхи провели миссионеры в том же несском селении. 16 апреля. Из этого селения отправились на оленях в дальние кочевья канинской тундры. 17–24 апреля. Продолжали мы путь по снегам, сначала довольно удобно, ибо погода была еще холодная; но вскоре потом стали испытывать немалые затруднения по причине наступившей оттепели. 25 апреля. Прибыли к реке Бугренице и, за оттепелью, при ней остановились. Май месяц, за весеннею распутицей, не дававшею никакой возможности путешествовать по самоедским кочевьям, провели мы при той же реке Бугренице. В это время принял христианскую веру один самоед, который, находясь близ нас довольное время, имел все удобство слушать наставления в законе Божием. 3 июня ему преподана благодать крещения. 4 июня. Проповедники отправились в чумы не крещеных самоедов за канинский хребет. 5–8 июня провели в пути. По хребту ехали еще по тающим снегам, а за ним по мокрой, только показавшейся из-под снега, земле. 9–10 июня. Продолжали путешествие. Встретив на пути одного некрещенного самоеда, старались указать ему путь ко спасению чрез Иисуса Христа; но его душа, погруженная во мраке язычества, уклонялась от света истины. Как ни объясняли мы ему тщету идолослужения, не могли привлечь его к спасительной вере.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ob-obras...

Та все лейстровии, У другому у табори Усе хорунжии, У третему у табори Усе куреннии. А що первий табор до Пиляви ладить, Из им Морозенко, А з другим Гайчура Пан пишний Харченко, А третим-то вадить Вовгуря Лисенко. Ой третим табором вадить Лисенко Вовгуря. Коником вигляе, Себе забавляе, Коником вигляе, Таки слова промовляе: Ой панове молодци, Бу де нам до роботи, Що у городи у Пиляви Бсгацько охоти.  То йдуть вони день и нич, У недилю станом стали, По яцькому рогу станом стали Гинця пиджидали. То у нич гинець пидъизжае, Лисенка питае, Та до его укланяе, Таки ричи промовляе: Пан гетьман Хмельницкий Здоров тоби бути казав. Пид Пилавою з Морозенком Вже вин станом став, Та й ще тебе з кравчиною Пид Пиляву прохав. Тоди то Вовгуря Лисенко Кожух натягае, З станку вяхожае, Козакив иззивае: Ой панове молодци, Чиинить мою волю: Рубить мини дороженьку По пилявському полю. Рубить мини дороженьку До пилявському гаю: Ой нас гетьман Богданко До себе пиджидае. Та тоди тии козаки Дорожку рубили, Пид город пид Пиляву Станом виходили. Из пид Роси, из пид Соби Гайчуривци грайци, А з пид вильного Ташлика  Вильни коротайци, А з пид Лисои гори Степовникп Гайчури, А з пид рички з пид Самари Самарськи лугари, Та вже тии молодци По тимь боци Буга... (Запорожская стар. Сревневскато). 19. Пилявское дело (1648) Ой Семуха волоцюги В Немирив ступае, У Немирови молодцив Своих избирае. А молодци немпровци У сурьми сурьмуют, На кониках вороних Голосно гобзуют. Та у нич гинець пидъизжае, Таки слова промовляе: Гею, гею Немиривци, Та вже ляхи по сим боци – По сим боци Случи, По сим боци Случи, До Пиляви пидступают Козаченькив звучи.  По сим боци Случи. По сим боци Случи. До Пиляви пидступають Немиривцив звучи. Немиривци молодци Спишнише, спишить, Та гетьмапа Хмельницкого Пид Случ веселить. Отто тии молодци Пид Случ пидстуцали, До города до Пиляви Швидко привертали. (Запорожская стар. Срезневскаго) 20. Пилявское дело (1648). Ой чи довго вам, панове, Пид Пилявою стояти? Ой чи не время вам, молодци, Табор рушати?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Ище ж то которому б то козаку, альбо мужику дав Бог дитину одружити, То не йди до попа благословитьця, Да пойди до жида рандара да полож битий тарель, щоб позволив церкву одчинити, Тую дитину одружити. Ище ж жиди рандари У тому не перестали: На славний Украиии вси козацькп реки зарандовали. Перва на Самари, Друга на Саксани, Трейтя на Гннлии, Четверта на Пробойний, Пята на ричци Кудесци. Которпй би то козак, альбо мужик исхотив риби вловити, Жинку свою з дитьми покормити, То не йди до пана благословитьця, Да пийди до жида рандара да поступи ему часть оддать, Щоб позволив на ричци риби вловити, Жинку свою з дитьми покормити. Тогди ж то один козак мимо кабак иде, За плечима мушкет несе, Хоче на ричци утя вбити, Жинку свою з дитьми покормити, То жид-рандар у кватирку поглядае, На жидивку свою стиха словами промовляе: «Эй жидивочко ж моя Рася! Що сей козак думае, що вин у кабак не вступить, За денежку горилки не купить, Мене жида-рандара, не перепросить,  Щоб позволив ему на ричци утя вбити, Жинку свою з дитьми покормити. «Тогди-то жид-рандар стиха пидхождае, Козака за патли хватае. То козак на жида-рандара скоса, як ведь мидь, поглядае, Ище жида-рандара мостивим паном узивае: «Эй жиду», каже, «жиду-рандаре, Мостивий пане! Позволь мини на ричци утя вбити, Жинку свою з дитьми покормити.» Тогди жид-рандар у кабак вхождае, На жидивку свою стиха словами промовляе: «Эй жидивочко ж моя Рася! Буть мини тепер у Билий Церкви наставним равом; Назвав мене козак мостивим паном». Тогди-то у святий божественний день у четверток, Як жиди-раидари у Билую Церкву на сейм збирались, Один до одного стиха словами промовляли: «Эй жиди ж ви, жиди рандари! Що тепер у вас на славнии Украини слишно?» «Слишен» говорить, «тепер у нас гетьман Хмельницкий: Як од Било Церкви да до славного Запорожа Не така стоить жидивська сторожа.» Тогди озоветця один жид Оврам (У того був невеликий крам, – Тилько шпильки да голки, Що ходив по-за Днипром да дурив козацьки жинки «Эй жиди ж ви, жиди рандари, Як из Низу тихий витер повине,

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

На северо-западе от Эвсигмена есть гора Самари 536 .– Там уединялся инок Дамиан. Старец дал ему заповедь – никогда не оставаться на ночь в чужой келье. По особенной нужде Дамиан ходил к соседнему брату и так как тот на то время отлучился куда-то, дожидался возвращения его до вечера. Наконец брат является и Дамиан, выполнив дело, за которым пришёл, поторопился воротиться в свою келью. Напрасно друг упрашивал его остаться у него на ночь и указывал ему на опасность ночного пути, притом пути под дождём начавшимся. Дамиан, верный заповеди, ушёл. Дорогой он точно сбился в темноте с пути и не знал, где идёт и куда надобно идти.– Господи! спаси меня,– возвал он к Богу и вслед за тем очутился он близ своей кельи. Пораженный тем, что с ним было, Дамиан немедленно идёт к пр. Козме и рассказывает о случившемся. «Храни, брат, заповедь старца, и Бог сохранит тебя от смерти»,– сказал преп. Козма. Раз преп. Козма сильно заболел и ему захотелось покушать рыбы. Питавший Илию посылает и пустыннику Козме нужную пищу. Неожиданно пустынный орёл спускается к келье Козмы и кладёт рыбу. Козма поблагодарил Господа и велел сварить рыбу. Но когда подана была рыба, тайный голос говорит ему: отложи половину для гостя. На следующий день приходит соседний пустынник Христофор. Козма ласково принимает его;– добро пожаловать, дорогой гость,– говорит Козма,– у меня готово угощение для тебя – и подаёт рыбу. Тогда Христофор с улыбкою рассказывает, что вчера мыл он пойманную рыбу и спустившийся орёл унес её и вот принёс её к тебе, любя тебя. Оба радостно благодарили Бога. Предсмертные дни были весьма тяжелы для преп. Козмы. Но он извещён был Господом об ожидающем его подвиге. Приходит Христофор к келье Козмы и слышит, что Козма говорит с кем-то. Войдя в келью и не видя никого, спрашивает Козму: с кем говорил он? После некоторого раздумья преподобный, по духовной дружбе к Христофору, открывает ему о дивном посещении. «Посетил меня Христос,– говорит он в смиренной простоте,– и возвестил, что по тайному устроению спасения нападет на меня сатана с полчищем и измучит мою плоть; это знак близкаго перехода моего в ту жизнь; теперь оставь меня, брат, а в такой-то день навести меня». Христофор грустный удалился. Когда наступил назначенный день, Христофор пришёл к Козме и нашёл его полумёртвым.– Что с тобой?– спросил Христофор. «Вчера с вечера напал на меня сатана с полчищем,– говорил преподобный,– и рыкая злобою кричал на своих: лентяи! глупцы! не умели совладеть с одним. Он бил меня с неистовою злобою и ты видишь, как изуродовал он тело мое». Недолго страдал преподобный. На третий день после сатанинских побоев причастился он св. таин и с молитвою на устах мирно предал душу свою Господу, сентября 22, 1323 г. 537 24 ч. Память о св. Стефане, первовенчанном крале, племяннике его Давиде и сыне кор. Владиславе.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Они благодарили Бога, что спас жизнь их от смерти чрез угодного Ему раба Своего. Видели в преподобном и другой опыт более обширного прозрения. В великий четверток посылает он ученика своего сказал в Хиландаре: «пусть братия молятся за отшедшего игумена, - он борется в воздушных пространствах с злыми духами». Братия, услышав об этом, говорили: «мы видели игумена у утрени и после утрени пошел он готовиться к совершению литургии; старец – в мечтах, хотя и выдает себя за святого». Но когда пришли в келью игумена, увидали, что игумен точно умер, скоропостижно. На северо-запад от Эвсигмена есть гора Самари45). – Там уединялся инок Дамиан. Старец дал ему заповедь – никогда не оставаться на ночь в чужой келье. По особенной нужде Дамиан ходил к соседнему брату и так как тот на то время отлучился куда-то, дожидался возвращения его до вечера. Наконец брат является и Дамиан, выполнив дело, за которым пришел, поторопился воротиться в свою келью. Напрасно друг упрашивал его остаться у него наночь и указывал ему на опасность ночного пути, притом пути под дождем начавшимся. Дамиан, верный   44) Заметка Поклонника св. горы стр. 324. 45) Самари – седло и таков вид горы. Потому эта гора не имеет ничего общего с р. Самарою русского юга, как напротив думали иные. Отзыв поклонника св. горы стр. 300. заповеди, ушел. Дорогой он точно сбился в темноте с пути и не знал, где идет и куда надобно идти. Господи! спаси меня, воззвал он к Богу и вслед затем очутился он близ своей кельи. Пораженный тем, что сним было, Дамиан немедленно идет к пр. Козме и рассказывает о случившемся. «Храни, брат, заповедь старца, и Бог сохранит тебя от смерти», сказал преп. Козма. Раз преп. Козма сильно заболел и ему захотелось покушать рыбы. Питавший Илию посылает и пустыннику Козме нужную пищу. Неожиданно пустынный орел спускается к келье Козмы и кладет рыбу. Козма поблагодарил Господа и велел сварить рыбу. Но когда подана была рыба, тайный голос говорит ему: отложи половину для гостя. На следующий день приходит соседний пустынник Христофор.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

   001    002    003   004     005