Келейный труд и разочарование общественности. К 110-летию начала работы Предсоборного Совещания 21 ноября 2022 г. 13:07 В церковной историографии деятельность Предсоборного Совещания по ряду причин остается одной из слабо изученных страниц подготовки Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 годов. Однако сохранившиеся до наших дней проекты документов Совещания, посвященные подготовке реформы высшего церковного управления, представляют немалый интерес для наших современников. Взгляды разработчиков документов на существенные элементы системы высшей власти и управления в Российской Церкви в 1912-1916 годах прокомментировал для «Журнала Московской Патриархии» протоиерей Сергий Звонарев ( 11, 2022 , PDF-bepcuя ). Учреждение Предсоборного Совещания В декабре 1906 года Предсоборное Присутствие торопливо завершило свою работу с надеждой получить соизволение императора Николая II на созыв Поместного Собора. Присутствие, учрежденное императором, работало почти год — с 3 марта по 15 декабря 1906 года. За это время была проделана важная богословская и каноническая работа по организации Собора: подготовлены проекты основных документов, регулирующие созыв и порядок деятельности Собора, функционирование высшего церковного управления. Однако шло время, и каждый следующий год не приносил ничего нового в вопросе созыва Собора: сдержанная позиция государя видимым образом не менялась. Документы и материалы Предсоборного Присутствия, как невостребованные, были сданы в архив. Пресса тех лет писала об обманутых ожиданиях, бесконечно повторяемых словах о необходимости Собора, в то время как дело не двигалось с мертвой Однако активные члены Церкви возвышали свой решительный голос в защиту назревших церковных преобразований. Так, Л.А. Тихомиров подал докладную записку на имя председателя Совета министров П.А. Столыпина, в которой доказывал вред дальнейшего затягивания созыва Всероссийского Поместного Собора в условиях изменившихся общественно-политических Вопросы, связанные с созывом Собора, обсуждались в обществах и кружках. В 1912 году такие вопросы стали предметом дискуссий в московском Братстве святителей Московских. Встречи объединили заметных в церковной академической и общественной среде того времени лиц: П.Б. Мансурова, Ф.Д. Самарина, Н.П. Розанова, профессора Д.В. Цветаева, Н.Д. Кузнецова и других, проходили на высоком дискуссионном уровне. Тема созыва Собора и восстановления Патриаршества обсуждалась в Комиссии по церковно-общественным вопросам, состоявшей при центральном комитете партии «Союз 17 октября», вдохновителем и главным действующим лицом которой был московский пастырь протоиерей Н.П. Добронравов — будущий священномученик Николай, архиепископ Владимирский и Суздальский.

http://patriarchia.ru/db/text/5978956.ht...

Хаос Гражданской войны и преследование Церкви Продолжавшийся экономический коллапс, разрушение транспортной связности в стране влияли на жизнь любых организаций советской России, а стало быть, не могли не повлиять и на Церковь. Тотальные реквизиции хлеба большевиками вплоть до готовых хлебобулочных изделий привели к голоду, в полной мере разразившемуся летом (!) 1921 года. Миллионы людей голодали, болели, находясь на последней грани выживания и умирая. Против церкви в «дополнение» к этим трудностям было развернуто открытое гонение. Патриарх Тихон уже в сентябре 1918 года писал в письме митрополиту Антонию (Храповицкому): «Опричники расстреливают нас, как куропаток». Убиенные В письме к митрополиту Антонию, полностью опубликованном только в 2000 г. в сборнике «Следственное дело патриарха Тихона», патриарх упоминал наиболее громкие убийства 1918 г.: епископа Макария (Гневушева), епископа Варсонофия (Лебедева), протоиерея Иоанна Восторгова, архиепископа Андроника (Никольского), епископа Ефрема (Кузнецова) и — ошибочно — епископа Варнавы (Накропина), который казни избежал. Это было правдой: отчасти стихийные казни духовенства периода проведения собора 1917–1918 годов сменились в эпоху красного террора (с осени 1918 года) целенаправленным точечным уничтожением и преследованием епископов, клириков и мирян. В 1918 — начале 1919 года в Саратове был проведен большой показательный процесс. Два его главных фигуранта были расстреляны осенью 1919 года. Еще раньше, в начале 1919 года, был расстрелян епископ Ревельский Платон (Кульбуш). В 1919 году патриарх впервые попадает под домашний арест, в разных епархиях жестко преследуются сотни епископов и священников, начинается кощунственная кампания по вскрытию мощей (продолжалась до 1922 года). В январе 1920 года в Москве проходил судебный процесс над руководителями Совета объединенных приходов столицы — членами поместного собора А. Д. Самариным и Н. Д. Кузнецовым. Стенограмма — свидетель Когда шло «следствие» по первому московскому церковному делу, Высший церковный совет на специальном совещании 13 октября 1919 г. поручил секретарю уже закрывшегося к тому времени Собора В. П. Шеину проверить по стенограммам речи Н. Д. Кузнецова в связи с предъявлением по делу последнего «со стороны одного из членов Собора свидетельствования» — Российский государственный исторический. Ф. 831. Оп. 1. Д. 1. Л. 99–100).

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

О масштабе личности Самарина свидетельствует и его деятельность на посту председателя союза объединенных московских приходов, который, судя по воспоминаниям современников, был реальной невооруженной силой гражданского общества, противостоявшей большевикам. Именно ненасильственное сопротивление верующих смогло остановить действия большевиков по уничтожению Церкви, остановить компанию по «изъятию церковных ценностей», начатую не в начале 1920-х, а уже в 1918 году. Именно провозглашенная союзом приходов тактика ненасильственных действий показала силу веры и не дали большевикам воспользоваться временем «бури и натиска» для разгрома церковных организаций. Достаточно вспомнить оборону Александро-Невской Лавры, подвиг солигаличских мучеников, отдавших жизнь за сохранение народных святынь. В ответ на красный террор в феврале 1918 года было совершено беспрецедентное в истории Русской Православной Церкви дело: при помощи братств и союзов объединенных приходов собраны силы, народ отозвался на призыв Патриарха Тихона и встал на защиту православных святынь и веры. В силу вступившего в 1918 году в действие нового религиозного законодательства, а также лишения духовенства гражданских прав, огромная тяжесть ответственности за сохранение Церкви легла на мирян: «При всех приходских и бесприходных церквах надлежит организовывать из прихожан союзы (коллективы), которые и должны защищать святыни и церковное достояние от посягательства» 6 . В приходской общине святитель Святейший Патриарх Тихон и Поместный Собор Русской Православной Церкви 1917-1918 гг. увидели реальную силу, способную противостоять большевистскому натиску 7 . Инициативу Святейшего Патриарха подхватил товарищ председателя и член Собора Самарин, Н. Д. Кузнецов и другие видные миряне и священнослужители Православной Российской Церкви. Самарин был избран председателем союза объединенных приходов г. Москвы. Именно с деятельностью Собора по обновлению приходской жизни, объединившей клир и мирян на правах общины, и началось столь ожидаемое подлинное обновление Церкви 8 , строящееся на основах свободы, любви и ответственности.

http://e-vestnik.ru/history/ober-prokuro...

Учредителями К. и. х. п. стали мч. Михаил Новосёлов, Ф. Д. Самарин , Кожевников, Н. Н. Мамонов и П. Б. Мансуров. В течение года к ним присоединились архим. Феодор (Поздеевский ; с 1909 епископ), Корнилов и А. И. Новгородцев. Кружок называли то Новосёловским, то Самаринским, то Корниловским. Председателем был избран мч. Михаил. В работе Кружка принимали участие свящ. Феодор Андреев , Н. С. Арсеньев , Ю. П. Бартенев, Н. А. Бердяев , свящ. Сергий Булгаков , А. С. Глинка-Волжский, С. Н. Дурылин , свящ. Александр Ельчанинов , Н. Д. Кузнецов, свящ. Сергий Мансуров , гр. Д. А. Олсуфьев, Г. А. Рачинский, свящ. Валентин Свенцицкий , Л. А. Тихомиров, кн. Г. Н. Трубецкой , кн. Е. Н. Трубецкой , Д. А. Хомяков , гр. К. А. Хрептович-Бутенев, прот. Иосиф Фудель, свящ. Павел Флоренский , С. А. Цветков, В. Ф. Эрн и др. К. и. х. п. пользовался покровительством еп. Феодора (Поздеевского) и духовно окормлялся старцами Смоленской иконы Божией Матери Зосимовой мужской пустыни схиигум. Германом (Гомзиным) и иеросхим. Алексием (Соловьёвым). Особую роль в Кружке играл мч. Михаил Новосёлов. Христ. просвещение интеллигентной молодежи и издание «Религиозно-философской библиотеки» (1902-1917), которым посвятил себя мч. Михаил, стали общими заботами членов Кружка, а «Религиозно-философская библиотека» - его печатным органом. Всего за время существования издания вышли 39 нумерованных выпусков, 20 отдельных книг и неск. десятков «Листков», в которых публиковались выдержки из духовной лит-ры. Авва Михаил, как называли Михаила Новосёлова его друзья, был человек «очень активный, даже хлопотливый, очень участливый к людям, всегда готовый помочь, особенно духовно» ( Бердяев. 1991. С. 173). В дело Кружка он вкладывал всю душу. Большой авторитет в Кружке имел Самарин. Свящ. П. Флоренский отмечал, что авторитет Самарина помимо личных качеств был усилен его местом в истории славянофильства. «Когда-то юнейший из старых, он стал потом старейшим из молодых. Этим определилось его особое значение для нас. Соборность сознания, этот важнейший член славянофильского исповедания, во времени являет себя как преемство… Живое предание славянофильства явилось нам в лице Фёдора Дмитриевича.

http://pravenc.ru/text/2462055.html

18 апр. 1918 г. Поместный Собор заслушал доклад Отдела о благоустроении прихода «Об образовании Всероссийского союза приходов» для защиты Церкви от притеснений и принял предложение председательствовавшего на заседании митр. Арсения (Стадницкого) поручить Синоду и ВЦС составить проект устава союза. Летом 1918 г. Самарина обвинили в «разрабатывании плана организации православного духовенства в целях борьбы с советской властью на религиозной платформе», с 25 сент. 1918 по 19 апр. 1919 г. и с 15 авг. 1919 г. он находился под арестом. В янв. 1920 г. Московский губ. ревтрибунал выдвинул против деятелей Совета объединенных приходов г. Москвы («дело Самарина-Кузнецова») обвинение в контрреволюции, в проведении политики Собора и Патриарха, направленной на создание по всей стране «советов объединенных приходов, которые организовали крестные ходы, звонили в набат, собирали народ для противодействия советской власти». Обвиняемые получили различные тюремные сроки. ВСОППЦ в условиях гражданской войны не проявил себя как всероссийская орг-ция. Арх.: ЦГАМО. Ф. 66. Оп. 12. Д. 470; Ф. 5062. Оп. 3. Д. 6-7; ЦГИАМ. Ф. 421. Оп.1. Д. 7783. Лит.: Голубцов С. А. , протодиак. Моск. духовенство в преддверии и начале гонений, 1917-1922. М., 1999; Собор, 1918. Деяния. 2-я сессия; Правосл. Москва в 1917-1921 гг.: Сб. док. и мат-лов/Авт.-сост. А. Н. Казакевич, В. В. Марковчин, Т. С. Тугова, А. М. Шарипов. М., 2004. А. М. Шарипов Рубрики: Ключевые слова: АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли) АЛЕКСАНДР Александрович Хотовицкий (1872–1937), протопр., сщмч. (пам. 7 авг., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе С.-Петербургских святых и в Соборе святых Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1017-1918 гг.)

http://pravenc.ru/text/155538.html

Большевики не намерены были терпеть какую-либо оппозицию, особенно церковную, которая представляла собой силу народного протеста. Силу, которая объединялась для защиты своих прав и идеалов, своих святынь. Летом 1919 года А. Д. Самарина обвинили в «разработке плана организации православного духовенства в целях борьбы с советской властью на религиозной платформе». Он был арестован, и в январе 1920 года московский губернский ревтрибунал (дело Самарина - Кузнецова) к стандартному обвинению в контрреволюции добавил: «в проведении политики Собора и Патриарха, направленной на создание по всей стране " советов объединенных приходов, которые организовали крестные ходы, звонили в набат, собирали народ для противодействия советской власти " ». А. Д. Самарин и Н. Д. Кузнецов были признаны главными вдохновителями всех контрреволюционных организаций и как «оказавшие активное сопротивление Советской власти» были приговорены к расстрелу, впоследствии отмененному. Пройдя ссылку в Якутии, тюрьмы (Бутырскую, Таганскую, Лубянку), А.Д. Самарин в начале 1930-х годов оказался в Костроме в должности псаломщика - сначала Всехсвятской, затем Борисоглебской церкви 12 . Он верил Богу и черпал силы и вдохновение в Нем. Он оставался верным Богу и избранным ценностям в течение всей своей жизни: и на посту обер-прокурора, и будучи главой союза объединенных приходов, и в таганской тюрьме, и в якутской ссылке, и церковным псаломщиком. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА Самарин А. Д. (1868 - 1932) - предводитель губернского дворянства Москвы, потомок известной дворянской фамилии, состоящей в родстве с Трубецкими и Лопухиными, Пушкиными и Толстыми, славянофил, внучатый племянник выдающегося полководца генерала А. П. Ермолова. Член Госсовета, обер-прокурор Святейшего Синода (1915), руководитель Русского Красного Креста в годы Великой войны 1914 -1918гг., кавалер многих высших орденов Российской империи. Единственный из мирян, официально избранный Поместным Собором кандидатом на патриарший престол на выборах Святейшего Патриарха в 1917 г.

http://e-vestnik.ru/history/ober-prokuro...

Я не думаю, что эти мои замечания противоречат Вашим взглядам на задачи нашего Кружка. Не служат ли они скорее дополнением к тому, что выдвинуто на первый план в Вашем рассуждении? При свидании мы, конечно, без труда придем к соглашению. Простите, что только теперь собрался отозваться, и то кратко, на Ваши послания. Мне пришлось почти целый месяц провести в хлопотах об одном больном 72 , которого на днях только проводил в Москву, откуда он с Н. Д. Кузнецовым уехал в Германию. Были и другие заботы... В Москве виделся с о. Феодором 73 , но недолго, т. к. он вернулся в Москву в день моего отъезда оттуда. – Н. Н. Мам[онов] 74 в Мюнхене; возвратится домой к 1-му сентября. В понедельник я опять еду в Москву, и вот по какому делу. Мне сообщили, что в доме Ковригиной 75 сдается квартира; стоимость ее равняется плате за помещение наше в «Бояре» (даже дешевле на несколько рублей). Если квартира подходяща для наших целей, то я, может быть, переберусь туда с библиотекой. Квартира в том же доме, где и «Бояр», только ход с переулка, который ближе к Остоженке. Признаюсь, я несколько затрудняюсь решать этот вопрос единолично, или почти единолично (т. к., кроме Н[иколая] Н[иколаеви]ча, я никому не успел дать знать), но ввиду того, что квартира в прежнем доме и расходы те же, а удобства могут оказаться большие, я решил, посоветовавшись еще с о. Феодором, произвести сие перемещение. Откладывать решение этого вопроса до сентября нельзя, т. к. мне пишут, что все квартиры там нарасхват. В случае, если Вы имеете что против такого передвижения, то телеграфируйте в Бояр, мне. Прошу передать мой привет всем домашним Вашим. Как все Вы здравствуете? Черкните мне словечко-другое! Храни Вас Господь! Любящий Вас М. Новоселов . P. S. Спешу писать, т. к. ударили ко всенощной. 9. 14 авг. 1907 г. В. Волочек Дорогой Федор Дмитриевич! Сегодня получил Вашу открытку и спешу сообщить Вам, что 8–9 августа мною отправлено было письмо в Эдинбург. В нем кратко откликнулся на Ваши «послания» и сообщал о своем намерении приехать на днях в Москву и перебраться из номеров на квартиру (в том же доме). Только отослал Вам письмо, получил известие, что квартира, которую мне предлагали, уже сдана. Я отчасти и рад этому, а то меня смущало то обстоятельство, что кроме Н[иколая] Н[иколаеви]ча 77 я не успел ни у кого из членов Кружка испросить разрешения на переезд. Решился же потому, что, с одной стороны, квартиры – нарасхват (как мне писали), с другой – эта квартира в том же месте и не требует ни копейки добавочных средств. Итак, дело это откладывается, но на всякий случай напишите мне, как Вы об этом думаете. Спросите и Павла Борисовича 78 . Влад[имиру] Ал[ександрови]чу 79 я посылаю письмо, в котором между прочим и об этом спрашиваю. Само собой разумеется, что переход на квартиру не должен сопровождаться повышением членских взносов. Об этом моя забота. – Предполагаю быть в Москве в 20-х числах августа. Как приеду – уведомлю Вас.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Novosel...

Власть дрогнула, она отложила свои планы уничтожения противника, каким виделась Церковь, до «лучших времен». До времен, когда «данный момент представляет из себя не только исключительно благоприятный, но и вообще единственный момент, когда мы можем с 99-ю из 100 шансов на полный успех разбить неприятеля наголову и обеспечить за собой необходимые для нас позиции на много десятилетий , теперь и только теперь, когда в голодных местах едят людей и на дорогах валяются сотни, если не тысячи трупов, мы можем (и потому должны) провести изъятие церковных ценностей с самой бешеной и беспощадной энергией, не останавливаясь перед подавлением какого угодно сопротивления» . Большевики не намерены были терпеть какую-либо оппозицию, особенно церковную, которая представляла собой силу народного протеста. Силу, которая объединялась для защиты своих прав и идеалов, своих святынь. Летом А.Д. Самарина обвинили в «разработке плана организации православного духовенства в целях борьбы с советской властью на религиозной платформе». Он был арестован, и в январе 1920 года московским губернским ревтрибуналом (дело Самарина Кузнецова) к стандартному обвинению в контрреволюции добавлено: «В проведении политики Собора и Патриарха, направленной на создание по всей стране " советов объединенных приходов, которые организовали крестные ходы, звонили в набат, собирали народ для противодействия советской власти " ». А.Д. Самарин и Н.Д. Кузнецов были признаны «главными вдохновителями всех контрреволюционных организаций », как «оказавшие активное сопротивление Советской власти» были приговорены к расстрелу, впоследствии отмененному. Пройдя ссылку в Якутии, тюрьмы (Бутырскую, Таганскую, Лубянку), А.Д. Самарин в начале 30-х годов оказался в Костроме, в должности псаломщика Всехсвятской церкви, затем в Борисоглебской церкви . Он верил Богу и черпал силы и вдохновение в Нем. Он оставался верным Богу и избранным ценностям всегда, на протяжении всей жизни: на посту обер-прокурора, будучи главой Союза объединенных приходов, в таганской тюрьме, в якутской ссылке, и… церковным псаломщиком. Александр Дмитриевич вряд ли будет причислен к лику святых, хотя пример его жизни для многих является «правилом веры и образом кротости», но его подвиг мы должны помнить. Он будет служить поддержкой христианам, а также назидателен для тех, кто избрал ценности мира сего.

http://bogoslov.ru/article/5714789

Летом 1919 года Всероссийская Чрезвычайная Комиссия (ВЧК) приговорила к расстрелу настоятеля храма Василия Блаженного протоиерея Иоанна Восторгова . В приговоре было сказано: “Как темная личность (это что-то новое в юридическом лексиконе – В. Р.) и враг трудящихся”. Приговор приведен в исполнение. 1920-й год. Екатеринбургская ЧК приговорила к длительному заключению в “концентрационном лагере”: священника с. Травянка, Камышловского у., о. Алексея Федорова, священника с. Ользовское, Шадринского у., о. Александра Боркова, свящ. Рождественской волости Кузнецкого, священника с. Кочневское, Камышловского у., о. Димитрия Горных. Случай вполне тривиальный по нравам того времени, но примечательны “юридические” обоснования обвинения: 1) За то, что один из них, чтобы “сорвать всеуральский субботник”, на этот же день назначил приходское собрание. 2) За отказ отпевать убитых белыми красноармейцев. 3) За то, что “чересчур усердно старался отвоевать у исполкома... церковный дом”. 4) За то, что “травил” в проповедях коммунистов и советскую власть за ее зверское отношение к Церкви. В Московском губернском ревтрибунале приблизительно в это же время “слушается” дело по обвинению б. обер-прокурора Синода А. Самарина, профессора Московской Духовной Академии Н. Кузнецова , членов объединенного совета Москвы: председателя религ.-философского общества Г. Речинского, священников: Н. Цветкова, С. Успенского, Тузова и др., игумена Сторожевского монастыря о. Ионы, иеромонаха Саввы, диакона Смирнова, выпускников Московской Духовной Академии: Яницкого, Холанского, Максимова. Всем им приписывались “контрреволюционные” действия. Самарина и Кузнецова большевистский суд объявил “врагами советской власти”. Расстрел был заменен заключением в концентрационный лагерь. В этом же году заканчивается волна ликвидации епархиальных Советов. “Ликвидация эта происходит всюду”, – писал революционный журнал. Большинство епархиальных Советов были ликвидированы еще в прошлом году, а сотрудники- священнослужители арестованы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

и, наконец, как человека, публично оскорбляющего религиозные верования, открыто издевающегося над религиозно-обрядовыми действиями» . Конечно, его просьба не была услышана. Таковы были реалии тех лет. Со слов Святейшего Патриарха мы лучше понимем цену тогдашнего правосудия. Еще ранее, в 1919 году Святейший обращался в Послании от 25.(08.10)1919 г. к обвинениям Церкви в контрреволюции: «мы, служители и глашатаи Христовой Истины, подпали под подозрение у носителей современной власти в скрытой контрреволюции, направленной якобы к ниспровержению советского строя. Но Мы с решительностью заявляем, что таки подозрения несправедливые: установление той или иной формы правления не дело Церкви, а самого народа» . 15 января 1920 года обвиняемые по делу получили различные тюремные сроки, А. Д. Самарин и Н. Д. Кузнецов как " вдохновители церковной контрреволюции» были приговорены к высшей мере наказания – расстрелу, затем амнистией ненадолго выпущенных на свободу . И хотя террором, действиями ОГПУ по внутрицерковному расколу и компаниями «по изъятию церковных ценностей» и «вскрытию мощей», расправ с ИПЦ, и «противниками коллективизации», затем, репрессий 30-х годов, движение братств было ликвидировано, Всероссийским союз приходов так и не стал, да и сама приходская община, фактически прекратила свое существование в задуманном членами Собора виде, скукожившись до определенной Архиерейским собором 1961 года формы, где клир отстранялся от финансово-хозяйственной деятельности прихода, наследники братств и союзов проявили себя позже, в 60-е годы.Вокруг таких представителей как архимандрит Таврион (Батозский), прот. А. Мень, архимандит Севастиан(Фомин), священник Анатолий Жураковский собирались целые монастыри и мирянские общины. Ныне, в 100-летний юбилей Поместного Собора 1917-1918 гг. в Русской Православной Церкви пробиваются ростки приходской жизни через документы Межсоборного присутствия и Священного Синода , тем самым свидетельствуя о той великой заслуге, которую претворил в жизнь в начале прошлого века Александр Дмитриевич Самарин. Закончить статью о личности А. Д. Самарина хочется словами Святейшего Патриарха Тихона, очень ярко характеризующими таких людей, как он, в те лихие годы положивших свою жизнь на алтарь Божией любви: «О, тогда воистину подвиг твой за Христа в нынешние лукавые дни перейдет в наследие и научение грядущим поколениям, как лучший завет и благословение: что только на камени сем – врачевания зла добром созиждется нерушимая слава и величие нашей Святой Православной Церкви в Русской земле, и неуловимо даже для врагов будет Святое имя Ее и чистота Ее чад и служителей. Тем, кто поступают по сему правилу, мир им и милость, Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим, братие. Аминь (Гал. 6:18)».

http://bogoslov.ru/article/5467078

  001     002    003    004