Эриксон, Эрик Гомбургер [Erikson] (1902–1994) — американский психолог и психотерапевт, один из основателей эгопсихологии, автор одной из первых психологических теорий жизненного цикла, создатель психоисторической модели социального познания. В своей психологии основывался на постулате социокультурной обусловленности психики человека. Разработал понятие психосоциальной идентичности как основного фактора психического здоровья. Создал теорию стадиального развития личности, предполагающую прохождение человеком восьми стадий развития. Зеньковский Василий Васильевич (1881–1962). Магистр философии Московского университета (1915 г.), в 1915–1919 гг. — профессор психологии Киевского университета, в 1920–1923 гг. — профессор философии Белградского университета. Директор педагогического института в Праге (1923–1926), профессор Свято–Сергиевского православного богословского института в Париже (1926–1962), в 1944–1947, 1949–1962 гг. его декан. Преподавал историю философии, психологию, апологетику и историю религий. Доктор церковных наук (1948 г.). Рукоположен в 1942 г. Редактор альманаха «Вопросы религиозного воспитания и образования» (Ч. I–III) (Париж, 1927–1928) и «Бюллетеня религиозно–педагогического кабинета». Кольберг (Kohlberg) Лоуренс (1927–1987) — американский психолог, автор концепции морального развития. На ее основе выделил ряд признаков диагностики стадий морального развития, обобщенных в виде оценочной шкалы. Авторы сочли нужным коснуться здесь вопроса, широко обсуждаемого сегодня в общественных и научных кругах. С середины XIX века было объявлено об открытии наукой нового явления, которое назвали явлением телегонии. Телегония (от греческих слов «tele» — вдаль, далеко и «gone» «семя») на сегодняшний день определяется ее последователями как наука, которая утверждает, что на потомство женской особи влияют все ее предыдущие половые партнеры, особенно первый. То есть ребенок, родившийся от женщины, имевшей в добрачный период другие связи, будет носить в себе признаки не только своего отца, но и тех, с кем его мать имела добрачные связи. Специалисты пока не пришли к единому мнению в этом вопросе. Ещё статьи о воспитании

http://azbyka.ru/deti/vozrastnaja-pedago...

БРЮСОВ ВАЛЕРИЙ ЯКОВЛЕВИЧ (1873–1924) – поэт и теоретик символизма. Для него характерны: историко-культурная проблематика, рационализм, декламационный строй (книги стихов: «Tertia Vigilia» – «Третья стража», 1900; «Urbi et Orbi» – «Городу и миру», 1903; «StejanoV» – «Венок», 1906); писал исторические романы: «Огненный ангел» (1908), «Алтарь победы» (1913), литературную критику, статьи по стиховедению. БУДДА (санскр. и пали Buddha, тибет. Sangs rgyas – проснувшийся, прозревший, Просветленный, Познавший запредельный свет) – 1) в буддизме высшее состояние духовного совершенствования; 2) имя древнеиндийского мудреца Шакьямуни после обретения им особого духовного опыта (дара). Относительно земной жизни Будды, которая длилась 80 лет, древние источники дают противоречивые сведения. Южная палийская традиция полагает, что он жил в 623–544 до н. э., и соответственно в 1956 отмечалось 2500-летие нирваны Будды, от дня которой ведется буддийское летосчисление. Ученики Будды составили первую на земле монашескую общину; через 150 лет после смерти Гаутамы буддизм был объявлен государственной религией Индии. БУЗЕНБАУМ ГЕРМАН (1600–1663) – немецкий богослов-иезуит. БУЛГАКОВ СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ (16 июня 1871, Ливны – 13 июля 1944, Париж) – православный протоиерей, публицист, экономист, общественный деятель, философ, богослов. С 1918 г. священник. С 1925 г. профессор догматического богословия и декан Свято-Сергиевского Богословского института в Париже. Постоянный автор журнала «Путь», один из идеологов Русского студенческого христианского движения (РСХД), участник экуменического движения. Одна из самых ярких личностей русского православия в XX в. Совершил символичный для XIX–XX вв. круг: потеряв веру, полученную по наследству в церковной семье (дед – священник), искал Истину в науке, экономике, политике и социальных преобразованиях; наконец от марксистских убеждений вернулся к вере отцов, стал священником и выдающимся богословом. Движущий мотив философии и богословия Б. – оправдание мира, утверждение ценности и осмысленности бытия во всей материально-телесной полноте.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

От легального марксизма и увлечения кантианством перешел к религиозному идеализму. В 1918 г. принял священство. 1 января 1923 г. выслан из Советской России. Профессор догматического богословия и декан Свято-Сергиевского Богословского института в Париже, постоянный автор издаваемого Н. Бердяевым журнала «Путь», один из идеологов Русского студенческого христианского движения (РСХД), участник экуменического движения. О жизни С. Н. Булгакова см.: Автобиографические заметки. Париж, 1946. Перечни его трудов см.: Сергей Булгаков . Библиография. Сост. К. Наумов. Париж, 1984; Богословские труды. 1986. Т. 27. С. 179194 (сост. монахиня Елена). Из основных сочинений можно перечислить: «Два града. Исследования о природе общественных идеалов» (1911); «Философия хозяйства» (1912); «Свет Невечерний» (1917); «Тихие думы» (1918); «малую» трилогию «Купина неопалимая» (1927), «Друг Жениха» (1927), «Лествица Иаковля» (1929); «большую» трилогию «О Богочеловечестве» (ч. I: «Агнец Божий» (1933), «Утешитель» (1936), «Невеста Агнца» (1945). Как отмечено во множестве работ, Флоренский существенно повлиял на софиологию Булгакова, на его философию имени, этику и православную эстетику. Конкретнее см. об этом в «Истории русской философии» В. В. Зеньковского (Т. II, ч. IV, кн. VI). В статье «Труп красоты (По поводу картин Пикассо)» (1914) Булгаков рассуждает про « художественную иллюстрацию к главе о геенне в книге о. Павла Флоренского» (Булгаков С.Н. Сочинения.: В 2-х т. М., 1993. Т. 2. С. 533). 689 Печатается по изданию: Булгаков С. Н. Сочинения: В 2-х т. М., 1993. Т. 1. С. 538547. Впервые: Вестник РХД. 1971. 101102. С.126135. 690 О, бурь заснувших не буди.., – последняя строка стихотворения Ф. И. Тютчева «О чем ты воешь, ветер ночной...» (1836). 693 ...шекспировское слово (Гамлета об Офелии)... – Если Булгаков имеет в виду реплику Гамлета «Вы приплясываете, вы подпрыгиваете, и щебечете, и даете прозвища Божьим созданиям...» (акт III, сцена I; пер. М. Лозинского), то комплимент мемуариста становится двусмысленным.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Декан и студенты парижского Свято-Сергиевского института совершили паломничество к честной главе святого Иоанна Предтечи 11 декабря 2007 г. 19:06 В субботу 1 декабря студенты Свято-Сергиевского православного богословского института совершили паломничество в Амьен, где поклонились пребывающей там честной главе Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Студентов сопровождал декан института архимандрит Иов (Геча) и профессор Йоост Ван Россум. В кафедральном соборе Амьена православных паломников приветствовал монсеньер Буийе, католический епископ Амьена, и священник Бертран Ледьё, ответственный за экуменические связи Амьенской епархии. После совершения в зимней часовне Божественной литургии паломники поклонились святыне, которая была доставлена в Амьен из Константинополя в XIII веке. Затем гостей из Парижа приняли в реформатской церкви города. Реформатский пастор и священник Ледьё рассказали студентам о христианской истории Амьена, сообщает сайт Свято-Сергиевского института . Справка (по материалам сайта Православие.ru) Согласно Четьим-минеям святителя Димитрия Ростовского, после 850 года часть главы святого Иоанна оказалась в Петре в монастыре Продром (греч. Предтеча), а другая часть — в Константинополе, в Студийском монастыре святого Иоанна Предтечи. В этой обители верх главы еще в 1200 году видел паломник Антоний. Однако уже в 1204 году она была перенесена крестоносцами в город Амьен на севере Франции. Кроме того, указываются три других местонахождения частиц главы: афонский монастырь Дионисия, угровлахийскую обитель Калуи и церковь Папы Сильвестра в Риме, в которую частица мощей была перенесена из Амьена. История появления главы святого Иоанна во Франции мало чем отличается от истории многих других величайших святынь христианства. 13 апреля 1204 года во время Четвертого крестового похода войска западных рыцарей захватили столицу Римской империи — Константинополь. Город подвергся опустошению и разграблению. Как гласит западное предание, каноник Валлон де Сартон из Пикинии нашел в развалинах одного из дворцов серебряное блюдо. На нем под стеклянным колпаком были скрыты останки человеческого лица, не было только нижней челюсти. Над левой бровью было видно маленькое отверстие, вероятно, пробитое ударом кинжала. Греческая надпись на блюде подтверждала, что под колпаком хранятся мощи святого Иоанна Предтечи. Наличие отверстия над бровью согласовалось с событием, о котором упоминает блаженный Иероним, — по его словам, Иродиада в приступе гнева нанесла удар кинжалом по отрубленной голове святого.

http://patriarchia.ru/db/text/336785.htm...

С. 372. Мейендорф Иоанн Феофилович (1926–1992) – протоиерей; патролог, византинист; профессор (1958), декан (1984) Свято-Владимирской семинарии (Нью-Йорк). С. 373. Керн Константин Эдуардович (в монашестве Киприан; 1899–1960) – архимандрит; литургист и патролог, профессор Свято-Сергиевского православного богословского института в Париже (1936). Арсеньев Николай Сергеевич (1888–1978) – культуролог, духовный писатель; приват-доцент Московского университета (1914–1918), профессор Саратовского (1918–1920), Кенигсбергского (1921–1925), Варшавского (1926–1938) университетов, Свято-Владимирской семинарии в Нью-Йорке (1948). Шмеман Александр Дмитриевич (1921–1983) – протопресвитер; историк Церкви, литургист; преподаватель Свято-Сергиевского православного богословского института в Париже (1945–1951), профессор и декан (1962) Свято-Владимирской семинарии в Нью-Йорке. Бобринский Борис Алексеевич (р. 1925) – протопресвитер; профессор (1954) и декан (1994) Свято-Сергиевского православного богословского института в Париже, автор многочисленных трудов, преимущественно по догматическому богословию. Ветелев Александр Андреевич (1892–1976) – протоиерей; профессор Московской духовной академии. Шпимер Всеволод Дмитриевич (1902–1984) – протоиерей; настоятель Николо-Кузнецкой церкви в Москве (1951). В одной своей работе («Причастие вечной жизни») я уже привел свидетельство… Лукаса Фишера… – См.: Наст. изд. Т. 2. С. 241. С. 375….«быть с веком наравне»… – Неточная цитата из стихотворения A.C. Пушкина «Чаадаеву» («В стране, где я забыл тревоги прежних лет…», 1821). Ср.: «Ищу вознаградить в объятиях свободы/Мятежной младостью утраченные годы/Ив просвещении стать с веком наравне». … " Католический катехизис», составленный восемнадцатью католическими богословами… – См.: Ein katholischer Katechismus (amerikanisch)/Dyer G.J. (Hrsg.) Munchen: Kцsel, 1976; первая публ.: An American Catholic Catechism/Ed. by Dyer G.J. San-Franciscö Harper, 1975. «Да воссияет и нам грешным свет Твой, Господи Иисусе, присносущный, молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе». – Ср. тропарь праздника Преображения (вставлены слова: «1осподи Иисусе»).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/n...

Скончался 30 мая 1989 г. в г. Санта-Барбара (штат Калифорния, США). Булгаков Сергий Николаевич, митрофорный протоиерей, богослов. Родился 16 июня 1871 г. в г. Ливны Орловской губернии в семье протоиерея. Учился в Орловской Духовной семинарии (1884–1888), затем в Елецкой гимназии (1888–1889), окончил юридический факультет Московского университета (1894), оставлен при университете профессорским стипендиатом, преподаватель политической экономии в Московском техническом училище (1895), командирован за границу в Берлинский университет (1898–1899), защитил магистерскую диссертацию (1901), ординарный профессор Киевского политехникума и приват-доцент Киевского университета (1901), профессор политической экономии Московского коммерческого института и приват-доцент Московского университета (1906–1910), член Московского религиозно-философского общества (1905), член II Государственной Думы (1906). 21 сентября 1912 г. защитил докторскую диссертацию в Московском университете на тему «Философии хозяйства», профессор Московского университета (1917–1918), член Всероссийского Поместного Собора в Москве по избранию от Таврической епархии (1917–1918), с 8 декабря 1917 г. член Высшего Церковного Совета при Патриархе Тихоне. 10 июня 1918 г. рукоположен во диакона, 11 июня 1918 г. рукоположен во священника в Москве. Вскоре поселился в Крыму, профессор политической экономии и богословия в Симферопольском университете (1918–1919), помощник настоятеля Ялтинского собора (1920–1922). 27 ноября 1922 г. выслан из России в Константинополь, 12 июня 1923 г. поселился в Праге, 8 мая 1923 г. приписан сверх штата к причту русского Свято-Николаевского храма в Праге, профессор по кафедре канонического права и богословия русского юридического факультета в Праге (1924–1925), с 31 января 1924 г. – основатель и духовный руководитель братства Святой Софии. В июле 1925 г. поселился в Париже, член Комитета по сооружению Свято-Сергиевского подворья в Париже (1925), помощник наместника храма Сергиевского подворья в Париже (1925–1944), профессор Свято- Сергиевского богословского института по кафедре догматического богословия (1925–1944), с 9 октября 1925 по 13 июля 1944 г. – декан Свято-Сергиевского института, участник 1-го Международного общеправославного съезда богословов в Афинах (1938), с 25 января 1943 г. – митрофорный протоиерей, с 14 июня 1943 г. – почетный доктор церковных наук Свято-Сергиевского института, участник многих съездов РСХД, с 1928 г. – вице-председатель Англо-православного Содружества Св. Альбания и преп. Сергия. Автор многочисленных книг и статей. Скончался 13 июля 1944 г. в Париже.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

21 сентября 1912 г. защитил док­торскую диссертацию в Московском университете на тему «Философии хозяйства», профессор Московского университета (1917-1918), член Всероссийского Поместного Со­бора в Москве по избранию от Таврической епархии (1917-1918), с 8 декабря 1917 г. член Высшего Церковного Совета при Патриархе Тихоне. 10 июня 1918 г. рукоположен во диакона, 11 июня 1918 г. рукоположен во священника в Москве. Вскоре поселился в Крыму, профессор политической экономии и богословия в Симферопольском университете (1918-1919), помощник насто­ятеля Ялтинского собора (1920-1922). 27 ноября 1922 г. выслан из России в Кон­стантинополь, 12 июня 1923 г. поселился в Праге, 8 мая 1923 г. приписан сверх штата к причту русского Свято-Николаевского храма в Праге, профессор по кафедре канонического права и богословия русского юридического факультета в Праге (1924-1925), с 31 января 1924 г. - основатель и духовный руководитель братства Святой Софии. В июле 1925 г. поселился в Париже, член Комитета по сооружению Свято-Сергиевского подворья в Париже (1925), помощник наместника храма Сергиевского подворья в Париже (1925-1944), профессор Свято-Сергиевского богословского института по кафе­дре догматического богословия (1925-1944), с 9 октября 1925 по 13 июля 1944 г. - декан Свято-Сергиевского института, участник 1-го международного общеправославного съезда богословов в Афинах (1938), с 25 января 1943 г. - митрофорный протоиерей, с 14 июня 1943 г. - почет­ный доктор церковных наук Свято-Сергиевского ин­ститута, участник многих съездов РСХД, с 1928 г. - вице-председатель Англо-православного Содружества св. Альбания и преп. Сергия. Автор многочисленных книг и статей. Скончался 13 июля 1944 г. в Париже.     [xii] Нивьер А. Православные священнослужители, богословы и церковные деятели русской эмиграции в Западной и Центральной Европе. 1920-1995: Биографический справочник. М.-Париж, 2007. С. 311-312; Протоиерей Сергий Гаккель. Мать Мария (1891-1945). Париж, 1980; Кривошеин И.А.Мать Мария (Скобцова) (К 25-летию со дня кончины)//Журнал Московской Патриархии (ЖМП).

http://bogoslov.ru/article/2044123

Интервью декана Свято-Сергиевского богословского института в Париже порталу Богослов.ru 19 июня 2012 г. 15:40 В интервью порталу Богослов.ru декан Православного Свято-Сергиевского богословского института в Париже протоиерей Николай Чернокрак рассказал о современном положении этого учебного заведения. — Отец Николай, расскажите, пожалуйста, немного о том, как строится духовное образование во Франции? — С начала XX века во Франции Церковь отделена от государства. А потому отделены от государства и все духовные школы. Сегодня церковные школы и училища имеют статус частных школ. Но есть некоторые учебные заведения, которые взаимодействуют с государством, с министерством образования и поэтому получали государственный статус. Например, наш институт Сан-Серж признан министерством образования как свободное высшее учебное заведение. Министерство даже нам помогает, в том числе финансово. Но при этом мы полностью свободная школа и можем развивать нашу учебную программу самостоятельно. — То есть вам не указывают, как и чему учить? — Нет. Но уже три года, как мы подписали с министерством договор, где они просят нас сообщать о том, сколько у нас студентов, из каких они стран, какой у них уровень образования. Это нужно для того, чтобы все частные школы вошли в своего рода национальный государственный реестр. Но наша богословская школа является единственной духовной школой с государственным статусом. — Расскажите немного о самом институте.Сергиевский институт был открыт в 1925 году и уже через 2 года получил государственный сертификат высшей богословской школы во Франции. В истории института есть три периода. Первый — с 1925 года до 1950-х годов, когда здесь работала элита русских православных богословов, философов и религиозных деятелей, когда здесь учились студенты из первой волны эмиграции. Они продолжали развивать православную религиозную мысль и традицию старых русских академий — Московской, Казанской, Киевской. Именно так была построена и учебная программа. По сути, это была церковная школа, но она не называлась ни семинарией, ни академией. Старые профессора предпочли название «институт», может быть, в память о богословском институте, который был открыт в самом начале 20-х годов в Санкт-Петербурге, но потом, конечно, закрыт. Так сложилось, что в тот момент, когда все духовные школы в России были закрыты, открылся наш институт. И здесь продолжалось богословское творчество… После 50-х годов пришло второе поколение профессоров.

http://patriarchia.ru/db/text/2295168.ht...

Представители Русской Православной Церкви приняли участие в круглом столе в парижском Свято-Сергиевском институте 13 июня 2012 г. 17:49 6 июня 2012 года в Свято-Сергиевском институте в Париже прошел круглый стол «Традиции и задачи религиозного и богословского образования в истории русского Православия». В мероприятии приняли участие: ректор Свято-Сергиевского института архиепископ Команский Гавриил ( Константинопольский Патриархат ); декан института протоиерей Николай Чернокрак; ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев ; ректор Русской духовной семинарии в Париже  иеромонах Александр (Синяков) . Выступая на конференции, протоиерей Николай Чернокрак напомнил об историческом вкладе Свято-Сергиевского института в богословскую науку, отметив, что институт до сих пор поддерживает русские традиции богословского образования. Отец Николай коснулся истории института и подчеркнул, что «с момента своего основания здесь преподавали патристику, литургику и библеистику одни из самых выдающихся профессоров России, оказавшиеся в эмиграции, и сейчас мы хотим продолжить традицию связей с современной русской богословской школой». Важным шагом на этом пути стало подписание соглашения о сотрудничестве с Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом, а также регулярное чтение лекций профессорами института в Русской духовной семинарии в Париже. Иеромонах Александр (Синяков) посвятил свой доклад различиям между такими учебными заведениями, как богословский институт и духовная семинария, цель которой — «воспитание не столько ученых-богословов, сколько пастырей». В частности, он отметил: «Нашей семинарии исполнится скоро два года. Это очень малый срок, но за это время произошло много замечательных событий. У нас было уже несколько рукоположений наших семинаристов в чтецы и диаконы. Учебный процесс очень напряженный, ведь задача семинарии — сформировать будущих пастырей, хорошо владеющих иностранными языками, богословски образованных, хорошо знакомыми с историей и литературой. Наша программа предусматривает семинары и встречи. В этом году у нас выступили с лекциями знаменитые профессора Жорж Нива, Николай Росс, Мишель Ставру и другие».

http://patriarchia.ru/db/text/2283266.ht...

В столице прошла I православно-психологическая школа, посвященная памяти Святейшего Патриарха Алексия и митрополита Лавра 15 января 2009 г. 20:13 С 9 по 14 января 2009 года в Москве проходила I Всероссийская зимняя православная психологическая школа «Православие и психология». Школа была посвящена светлой памяти Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Лавра . Такое мероприятие, объединившее более 100 священнослужителей, православных психологов, психотерапевтов и преподавателей российских вузов и духовных учебных заведений Русской Православной Церкви, проводится в России впервые. Организатором православной школы выступила Свято-Сергиевская православная богословская академия. На открытии выступили известные специалисты: профессор Санкт-Петербургской духовной академии, руководитель Общества православных психологов Санкт-Петербургской митрополии , доктор психологических наук Л.Ф. Шеховцова, зам. директора по науке Института психологии РАН, профессор, доктор психологических наук В.А. Кольцова, насельник Свято-Данилова монастыря игумен Феофан (Крюков), зав. кафедрой патрологии Свято-Сергиевской богословской академии инок Всеволод (Филипьев), директор Института проблем формирования христианского отношения к психическим заболеваниям Д.А. Авдеев, член Российского психологического общества, декан факультета психологии Свято-Сергиевской богословской академии Т.В. Филипьева. С выступлениями и докладами на зимней школе также выступили: член-корреспондент РАО, профессор В.И. Слободчиков, сотрудник Общества православных психологов Санкт-Петербургской митрополии Ю.М. Зенько, профессор Института психологии РАН, доктор психологических наук А.А. Гостев, руководитель Психологической службы «Православная семья» И.А. Рахимова и др. Проведение этой школы свидетельствует о том, что интерес среди психологов к данному направлению значительно возрос. За пять дней работы школы участники получили не только теоретические знания, которыми с ними поделились известные в России психологи, но и приобрели ценные практические навыки. Психологи стали участниками круглых столов и обсудили такие вопросы, как «Проблемное поле православной психологии» и «Проблемы супружеских отношений и пути их решения». 10-11 января все участники зимней школы присутствовали на праздничном богослужении, которое возглавил представитель Сербской Православной Церкви при Патриархе Московском и всея Руси епископ Моравичский Антоний . На торжественном закрытии I Зимней православной психологической школы слушателям вручили именные сертификаты. II Всероссийская зимняя православная психологическая школа «Православие и психология» пройдет с 4 по 9 января 2010 года. Официальный сайт РПЦЗ /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/526615.htm...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010