Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – декабрь 2012 16 мин., 03.12.2012 1-я страница обложки – портрет актера МХТ им. Чехова Валерия Трошина (фото Владимира Ештокина). См. в рубрике «Интервью номера» статью: Актер Валерий Трошин. Человек с наивными глазами (С.8 -12). Пролог : (на заставке – фото Екатерины Казанцевой) Сергей Клычков. «Пылает за окном звезда…». Стихотворение. 1922//Фома. - – декабрь 2012. – С.2. – (рубрика « Пролог »). Содержание : С.3. Письма : Письма… об отношении к животным. Подборка писем и цитат. Фото Кирилла Свистушкина//Фома. - – декабрь 2012. – С.4-5. – (рубрика « Письма »). Притчи Соломона. 12:10 . Цитата: «Блажен иже и скоты милует». – С.4; Прибежище / Лара , г. Москва.- С.4; «Золотые» рыбки / Галина , г. Монреаль, Канада. – С.4; Морская свинка / Владимир , г. Москва. – С.4; Старец Паисий Святогорец (1924-1994). Цитата: «Для животных человек – это бог. Как мы просим помощи у Бога, так они просят помощи у человека…». – С.4; Друг-питон / Георгий , г. Санкт-Петербург.=С. 4-5; Протоиерей Василий Изюмский (род. в 1927 г.). Цитата: «Конечно, можно и нужно любить всех животных, постыдно и грешно христианину бить и истязать их и с ненавистью относиться к животным, но не менее грешно также излишнее пристрастие к ним…». – С.5; Трус или христианин? / Николай , г. Новгород. – С.5. Колонка главного редактора: Владимир Легойда . Свободно избрать добро. О священниках, жрецах и посредниках . Фото Владимира Ештокина//Фома. - – декабрь 2012. – С.6-7. – (рубрика « Колонка главного редактора »). Интервью номера: Актер Валерий Трошин . Человек с наивными глазами . Беседа с Заслуженным артистом России, лауреатом Государственной премии РФ (2004 год), актером МХТ им. Чехова Валерием Трошиным, в которой поднято много важных вопросов, объединенных переживаниями о вере. Записал Константин Мацан . Фото Владимира Ештокина и фото ИТАР-ТАСС//Фома. - декабрь 2012. – С.8-12. – (рубрика « Интервью номера »). Имеется биографическая справка « Валерий Владимирович Трошин » (С.9).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-12-116...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Полный годичный круг кратких поучений. Том IV (октябрь – декабрь) В четвертый том «Полного годичного круга кратких поучений», составленных протоиереем Григорием Дьяченко (1850-1903), вошли поучения на все праздники и дни особо чествуемых святых на каждый день с октября по декабрь (включительно). Жизнь святых, несомненно, дает возможность в поучениях преподать все главнейшие истины догматические и нравственные, знание которых, по правилам Церкви, обязательно для каждого христианина. И такое изложение догматико-нравственного учения Православной Церкви дано в поучениях без всякой искусственной натяжки, как прямой и естественный вывод из истории праздников и жизни святых. Данные проповеди адресованы каждому православному христианину для подражания жизни и добродетелям святых, ибо каждая добродетель, даже взятая в отдельности, есть та тропинка, которая приводит нас на путь, ведущий в Царство Небесное. Книга предоставлена издательством «Благовест», бумажную версию вы можете приобрести на сайте издательства http://www.blagovest-moskva.ru/ Протоиерей Григорий Дьяченко Полный годичный круг кратких поучений. Том IV (октябрь – декабрь) © Издательство «Благовест» – текст, оформление, оригинал-макет, 2012 Месяц октябрь Первый день Поучение 1-е. Покров Пресвятой Богородицы (К чему должна побуждать нас та истина, что Пресвятая Матерь Божия есть славная Заступница и Ходатаица наша пред Богом?) I. Hыhe мы, братия, празднуем «Покров Пресвятые Богородицы». Начало этого празднества, без сомнения, известно вам. Некогда сарацины, народ сильный и воинственный, вторглись в греческую империю и угрожали самой столице ее. Цареградские жители, устрашенные близкою опасностью и видевшие свое бессилие отразить супостатов, обратились к Богу с молитвами о помощи, и Господь явил им ее. Однажды, когда совершалось всенощное бдение во влахернском храме Пресвятой Богородицы, блаженный Андрей и святой ученик его Епифаний удостоились чудного видения. Им представился свод храма отверстым и они увидели в воздухе, что Матерь Божия с сонмом пророков, апостолов и других святых, коленопреклоненно молится Богу о христианском мире и осеняет его честным Своим омофором. Это видение исполнило цареградских жителей радостью, одушевило их воинов мужеством и сопровождалось победой над сарацинами. В память такого события и для всегдашнего напоминания христианам о покровительстве им Матери Божией, св. Церковь установила ежегодно праздновать в настоящий день честный покров Ее.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

«Наш современник — святитель Филарет» 5 декабря 2012 г. 16:00 2 декабря Церковь празднует память митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова). Статья доктора исторических наук, профессора кафедры региональных проблем мировой политики факультета мировой политики МГУ им. М.В. Ломоносова, профессора исторического факультета ПСТГУ, ведущего научного сотрудника Центра арабских исследований Института востоковедения РАН А.И. Яковлева, опубликованная в «Журнале Московской Патриархии» ( декабрь, 2012 г. ), посвящена жизни святителя Филарета, а также текущей деятельности по изданию его трудов. Святитель Филарет (1782-1867), митрополит Московский и Коломенский, называемый при жизни патриархом без патриаршества, влиял на развитие церковной жизни в России в царствование трех государей, внес большой вклад в развитие отечественного богословия, принимал участие во многих важных событиях государственной жизни. Его личность наложила неизгладимую печать на XIX век, который подчас называют веком Филарета. По словам историка Н.П. Гилярова-Платонова, «он не был представителем эпохи, он сам и был эта эпоха; он не выражал свое время, а руководил время. В первую половину царствования Александра II, став во главу церковного управления — не саном своим или местом церковного служения, а исключительно влиянием своей нравственной силы, — он до конца жизни так и остался. Внешнее влияние его иногда оспаривалось, но никем и никогда не оспаривались его умственное и духовное первенство и его нравственное влияние… Митрополит Филарет был историческое явление необыкновенное». Ныне, во второе десятилетие нового тысячелетия, не устарело ли наследие Филарета? Уверен, что нет. На одной из филаретовских конференций в 2007 году прозвучала даже формулировка «наш современник — святитель Филарет». На первый взгляд, это слишком смелая характеристика для церковного деятеля, жившего более полтора века назад и получившего от историков недвусмысленное определение «консерватор», однако такое мнение видится обоснованным.

http://patriarchia.ru/db/text/1279666.ht...

Публичные слушания в районе " Отрадное " ЦВ 23 (467) декабрь 2011 /  30 января 2012 г. 14:00 Москвичи сами строят свои храмы Строительство двухсот новых храмов в Москве идет полным ходом. Как и обещали городские власти, на 15 площадках в 2011 году были начаты работы. Определены 200 участков, на 65 из них выданы градостроительные планы. По 61 объекту прошли публичные слушания, а на 10 из них местные православные общины регулярно совершают молебны. В 2012 году, по словам депутата Государственной думы, советника мэра Москвы Владимира Ресина, строительство должно начаться еще на 20 участках. Под руководством Владимира Ресина, который недавно был также назначен советником Святейшего Патриарха Кирилла по вопросам строительства, в конференц-зале Храма Христа Спасителя проводятся еженедельные совещания. Спальные районы столицы с населением в несколько миллионов человек — особое поле для миссии. С одной стороны, они по-настоящему духовно обездолены, здесь практически нет храмов, что препятствует духовному просвещению огромного количества людей. С другой — там еще сохранились отголоски патриархального уклада жизни, характерного для глубинки и старой Москвы. Их жители, вопреки распространенному мнению не являются безынициативной массой, равнодушной ко всему, что их окружает. На публичные слушания, которые проводятся в связи со строительством новых храмов, собираются сотни местных жителей. Они выражают свое мнение в муниципальной прессе и приходят на стройплощадки: кто поучаствовать в молебне, а кто и просто присоединиться к общему собранию, ведь храм будут строить неподалеку от их собственного жилища. " Большинство нашего населения отождествляет себя с Православной Церковью. Но что при этом они имеют в виду? Мы должны рассказать тем людям, которые считают себя православными, что быть христианином — это не значит только два-три раза в год приходить в церковь, соблюдать какие-то обряды, печь куличи. Это вся жизнь человека, его поступки должны быть мотивированы религиозным мировоззрением " , — замечает протоиерей Михаил Глазов, настоятель Благовещенского храма в Федосьине. Здесь, в районе Новопеределкино, как и во многих других спальных районах города, храмов почти нет, люди добираются на службу около часа общественным транспортом. Но при этом община храма в Федосьине удивляет своей сплоченностью — около 500 человек регулярно собираются вместе, у прихода много социальных проектов: окормление детей-сирот, пациентов больниц, пожилых одиноких людей. Отец Михаил назначен ответственным за строительство нового храма на Чоботовской улице на западе Москвы. По его словам, место там выбрано очень удачно. " Слушания прошли еще в апреле: большинство жителей района положительно отнеслись к идее строительства, ведь на выбранном земельном участке был пустырь " , — рассказывает отец Михаил.

http://e-vestnik.ru/analytics/moskvichi_...

Архимандрит Кирилл (Семенов) ЖМП 12 декабрь 2012 /  9 января 2012 г. 01:00 Архимандрит Кирилл (Семенов): Главные качества духовника — это любовь, жертвенность, сочувствие и внимание сердца Мирянину важно не только найти духовного отца, но и сохранить с ним взаимное доверие и любовь. Как этого достичь, избегая бестактности по отношению к духовнику? Как не переступить границу между свободой и послушанием? И, с другой стороны, как молодому священнику увидеть в истинном свете духовническое служение и научиться отличать важное от второстепенного, слышать и понимать другого человека? Каких ошибок избегать при исповеди, что учитывать, исповедуя супругов при конфликте в семье? Об этом размышляет духовник Московской (областной) епархии, клирик Богородице-Смоленского Новодевичего монастыря архимандрит Кирилл (Семенов). Внимание сердца — Ваше Высокопреподобие! Бывают ситуации, когда священник служит на приходе один, вкладывая в это всю душу и силы. Но большинство прихожан не видит в нем своего духовника. Хотя не исключено, что и нуждаются в духовном окормлении. Как священнику обрести доверие своей паствы? — По одному священники служат в большинстве сельских храмов. И конечно, если между ним и паствой не возникнет искренних, доверительных отношений, это станет серьезной взаимной проблемой. Для того чтобы к священнику возникло доверие и у него сложились более глубокие духовные отношения со своей паствой, ему нужно стремиться полюбить прихожан как своих духовных детей. Полюбить как членов своей семьи, над которой он — в духовном отношении — поставлен главой. Когда священника призывают на требы, он соприкасается с бытом и жизнью своих прихожан. Но нужно не только исполнять требуемое: давай исповедуйся, давайте отпою, повенчаю, и мне от вас больше ничего не нужно, вникать и знать, чем живет в его духовной семье каждый. Заботы и обстоятельства жизни человека, его семью, род занятий. И тогда будет взаимная любовь. И если он глава духовной семьи, то вполне естественно, зная эту жизнь, поучаствовать и помочь при необходимости. Он не будет для них чужой, и это " не чужой " , наверное, лучшее определение.

http://e-vestnik.ru/interviews/arhimandr...

Городецкий Феодоровский монастырь. ЖМП 11-12 ноябрь-декабрь 2020 /  25 января 2021 г. 13:30 Городецкий Феодоровский монастырь — через память к сердцу Городец знаменит не только своими народ­ными промыслами. По преданию, в Городецком Феодоровском мужском монастыре, основание которого приписывают великому князю Юрию Владимировичу Долгорукому, принял перед смертью схиму святой благоверный князь Александр Невский, в постриге Алексий. И возможно, только его молитвами обитель трижды возрождалась из небытия. В чем ее особенность, почему она привлекательна для молодых людей, мечтающих о монашестве, как вдохновить людей на создание общины и строительство храма, какая работа проводится для сохранения памяти святого князя в Городецкой епархии , узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии».  PDF-bepcuя. Имя России В начале 2000-х годов тема почитания святого Александра Невского для жителей Городца не была такой значимой, как сегодня. И о том, что он принял монашество в когда-то украшавшем город Феодоровском монастыре, напоминали только памятник на набережной Волги (установлен в 1993 г.), дореволюционный вид монастыря на пожелтевших фотографиях и рисунок обители на обратной стороне Феодоровской иконы в местном краеведческом музее. «Возрождение памяти Александра Невского началось по инициативе полпреда в Приволжском федеральном округе Александра Коновалова, — вспоминает настоятель Феодоровского монастыря епископ Городецкий и Ветлужский Августин. — Он был инициатором восстановления Феодоровского собора и сумел в 2008 году объединить вокруг этой идеи представителей власти, бизнеса и Церкви» (см. справку). Священноначалие Нижегородской епархии приняло решение возродить Феодоровский монастырь. Его строителем и настоятелем стал тогда еще игумен Августин, возведенный в сан епископа в 2012 году. Имея большой опыт миссионерской работы в Ивановской епархии, отец Августин хорошо понимал, что восстанавливаемая обитель может стать центром миссионерской и просветительской работы не только Городца. И первые помощники здесь — это интеллигенция. Ему удалось расположить к себе учителей и врачей, директоров школ и музеев, краеведов. Видя, что священник хорошо разбирается в вопросах образования и политики, истории и антропологии, люди стали проявлять интерес и к духовным ­темам.

http://e-vestnik.ru/church/gorodetskiy_f...

ЖМП 12 декабрь 2011 /  5 января 2012 г. 19:10 Материальное обеспечение православного приходского духовенства в Российской империи Со времён петровских преобразований Православная Церковь включена в государственный аппарат Российской Империи; власть стремится использовать духовенство на местах как проводника государственной политики. Прекращение практики избрания причта приводит к разрыву личных связей между прихожанами и духовенством и ставит перед государством вопрос о необходимости материальной поддержки духовенства. Особо остро вопрос обеспечения касался сельских приходов, в городах и монастырях духовенство было традиционно более обеспечено. Традиционные способы материального обеспечения православного приходского духовенства К числу традиционных способов материальной поддержки духовенства следует отнести наделение его землей, плату за выполнение треб, узаконенную ругу в некоторых областях или сбор добровольных приношений с прихожан (1) . а) Земля Основным источником дохода и пропитания для населения России была земля. Если монастыри получали значительные земельные пожертвования и владели крупной недвижимостью, то приходское белое духовенство традиционно в России по уровню своего благосостояния сближалось с окружающим его населением: в городе было более обеспечено, в селе — менее. Характерно, что, в отличие от Западной Европы и Речи Посполитой, на Руси практика пожертвования недвижимости приходским церквам не была распространена: все пожертвования и вклады делались в монастыри, поэтому приходские причты не обладали независимым источником дохода. Вторым фактором, не способствовавшим накоплению капитала и недвижимости на приходах, был тот факт, что русское приходское духовенство было традиционно женатым и многодетным, что порождало проблемы обеспечения семьи, раздела имущества, наследования прихода. Однако в России до XVIII века вопрос обеспечения приходского духовенства решался самими прихожанами: они выбирали причт, они же несли ответственность за их обеспечение (2) . В некоторых регионах практика выборности причта и заключения с ними договоров о содержании сохранялась до конца XVIII века.

http://e-vestnik.ru/docs/materialnoe_obe...

ЖМП 12 декабрь 2012 /  19 декабря 2012 г. 01:00 Третьяковка приглашает... в храм Храм Святителя Николая в Толмачах — уникальный образец соработничества Церкви и музеев. Пройдя долгий путь налаживания этих зачастую сложных и болезненных отношений, он стал первым в России храмом художественной галереи, объединив в себе молитву и бережное отношение к бесценному культурному наследию. Поэтому отмечаемое в эти дни 20летие его второго освящения стало большим культурным событием в жизни Русской Православной Церкви и Третьяковской галереи. О своем приходе, о многолетнем опыте служения рассказывает настоятель храма протоиерей Николай Соколов. — Отец Николай, в дискуссиях о церковно-государственных отношениях, которые особенно обострились в последний год, я неизменно привожу в пример новейшую историю храма в Толмачах. Многие кардинальные решения в выстраивании этих отношений были приняты уже 20 лет назад, но споры, а порой и обвинения не утихают. — Начну с самого главного. Наш храм действительно уникальный. Сейчас это действующий, открытый для всех храм-музей. 20 лет назад я стал первым в России священником, получающим зарплату из госбюджета за свое служение, но, конечно, не как священник, а как заведующий отделом Третьяковской галереи. Наш храм имеет статус двойного подчинения: будучи государственным музеем, он в духовном плане подчиняется Патриарху Московскому, а по светской линии — Министерству культуры. Он не принадлежит Церкви, это помещение музея, музейный зал. Поэтому мы каждую службу согласовываем с дирекцией музея, но нам никогда не препятствуют. С восьми утра по музейному режиму храм открывается и, пока мало посетителей, в нем проходит богослужение, на которое прийти может любой желающий. Правда, следует учитывать, что проход у нас через пост полиции и рамку металлоискателя и подземный переход, к тому же верхнюю одежду придется оставить в гардеробе. А в 12 часов дня начинается экспозиция. Храм также открыт для всех, но войти в него можно уже только через музей, оплатив входной билет. В экспозиционное время нельзя зажигать свечи. К тому же у нас — специальное кондиционирование воздуха, за микроклиматом внутри храма постоянно следят датчики. Ведется видеонаблюдение. Нам дается два дня в году для ночных бдений — это Пасха Христова и Рождество. Староста прихода (сотрудник музея) договаривается о таком расписании с администрацией. Отмечу, что все работники храма также сотрудники музея.

http://e-vestnik.ru/church/tretyakovka_p...

Закрыть itemscope itemtype="" > Великая Война и Февральская Революция 1914-1917 гг. Книга I. Глава 16 16.09.2012 376 Время на чтение 28 минут Декабрь 1915 года. - Смерть фрейлины Софьи Ивановны Орбельяни. - Выезд Государя из Ставки на фронт. - Болезнь Наследника. Возвращение в Царское Село. - Распутин и выздоровление Наследника. - Вера в молитвы Распутина. Поездка с Кеграсом на автомобильных санях. - Посещение меня революционером Бурцевым. - Выезд в Ставку 12го декабря. - Смотр Гвардии при ст. Черный Остров. - Смотр Гвардии около Волочиска и Подволочиска. - Возвращение в Могилев. - Приезд 28-го декабря Белецкого и его доклад. - Дело фрейлины М. А. Васильчиковой. - Ее письма приезд, сплетни, высылка. Выезд Государя на фронт 19-го декабря. - Смотр у ст. Замирье. - Генерал Куропаткин. - Государь подтверждает, что сказал в день объявления войны. - Смотры гренадерским частям. - Царь в землянках. - Смотры Архангелогородскому и Вологодскому полкам. - Смотр у дер. Новоселки. - Смотр у дер. Уши. - Смотр у ст. Вилейки. - Возвращение 24-го декабря в Царское Село. - Награждение меня орденом Св. Станислава 1-ой степени. - Сплетни в Петрограде. Родзянко, Сазонов и Хвостов. - Отъезд 30-го декабря в Ставку. - Приказ по Армии и Флоту 31-го декабря 1915 г. - Ночь под Новый, 1916 год. - Встреча 1916 года у меня в номере. 1-го декабря, в Царском Селе, в государевом дворце скончалась фрейлина княжна Софья Ивановна Орбельяни. Несколько лет она была прикована к постели параличом и медленно угасала. Ее очень любила вся Царская Семья. Когда-то княжна была очень близка к Государыне. Дружба Царицы с Вырубовой и болезнь княжны оттеснили княжну. С княжной как бы отходили в вечность последние воспоминания о тех годах, когда молодая, веселая, здоровая Царица Александра Федоровна ездила с княжной верхом, в Крыму, была свободна от «темных влияний». Все было, все прошло... «Еще одно верное сердце ушло», сказала с грустью Императрица. Императрица Мария Федоровна приезжала на панихиду из Петрограда. Царица Александра Федоровна с дочерьми присутствовала на панихидах, на выносе, на похоронах. 3-го все было кончено. Царица в то утро причастилась Св. Тайн. Было ясно, но холодно. Пятнадцать градусов мороза. Потом пошел снег.

http://ruskline.ru/analitika/2012/09/17/...

Игумения Георгия (Щукина) принимает гостей в монастыре. Фото из архива Русской духовной миссии ЖМП 12 декабрь 2011 /  9 января 2012 г. 01:00 Игумения Георгия (Щукина): Смирение – самая большая духовная радость Все, кто бывал в Горненском монастыре, знают рассудительность и радушие его настоятельницы игумении Георгии (Щукиной) и идут к ней за благословением. Вот уже более 60 лет матушка подвизается в ангельском чине. 14 ноября 2011 года ей исполнилось 80 лет, однако она по-прежнему неутомима в трудах и с юношеской радостью несет свое послушание. О своем удивительном пути в Иерусалимский монастырь и современной жизни его насельниц мать Георгия рассказывает " Журналу Московской Патриархии " . - Мать Георгия, вы приняли монашество в очень юном возрасте, но уже успев пережить тяжелые военные годы. Как Господь привел вас к этому? - Монашеский путь спасения я избрала еще в подростковом возрасте, мне шел пятнадцатый год. Конечно, все мы жили в непростое время: за веру в Бога власти преследовали. В 14 лет, сразу после войны, я пошла работать в столовую, это помогало нам выжить, но мне было там очень тяжело, морально трудно. Ведь после всего, что пережили в войну, тут постоянно я сталкивалась с воровством – люди жили тяжело, им приходилось обманывать, продукты таскали постоянно, разворовывали, и меня заставляли класть меньшую порцию людям в тарелки. Наша большая семья вся была верующей. Некоторые из моих тетушек тоже имели желание стать монахинями, но в монастырь им мешали уйти, то революция, то война. У моей тетушки Матрены были дома Евангелие, Псалтирь и другие книги. К ней по воскресным дням после литургии приходили ее подружки, попить чаю. Взрослые собирались и просили меня: " Валя, почитай, почитай нам. Сегодня, такой-то праздник " …Тетушка имела и несколько томов " Жития святых " святителя Димитрия Ростовского. Вот я потихонечку их читала вслух. Тетушка была очень осторожной, поэтому старалась все делать так, чтобы никто из соседей и посторонних не видел и не знал, что у нее имеются церковные книги.

http://e-vestnik.ru/interviews/igumeniya...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010