Подпишитесь на наш Телеграм Сегодня о музыке, церковной и светской — книги и лекции о ней и записи музыки, которые есть у нас в медиатеке. Писание и Святые Отцы: зачем нужна музыка Псалмопевец поет: « Пойте Богу нашему, пойте, пойте Царю нашему, пойте. Ибо Царь всей земли — Бог, пойте разумно! » (Пс 46:8). «Х валите Бога во святыне Его, хвалите Его на тверди силы Его. Хвалите Его по могуществу Его, хвалите Его по множеству величия Его. Хвалите Его со звуком трубным, хвалите Его на псалтири и гуслях. Хвалите Его с тимпаном и ликами, хвалите Его на струнах и органе. Хвалите Его на звучных кимвалах, хвалите Его на кимвалах громогласных. Все дышащее да хвалит Господа! Аллилуия » (Пс 150:1–6). Свт. Григорий Нисский учил: « музыка есть не что иное, как призыв к более возвышенному образу жизни, наставляющий тех, кто предан добродетели, не допускать в своих нравах ничего немузыкального, нестройного, несозвучного, не натягивать струн сверх должного, чтобы они не порвались от ненужного напряжения, но также и не ослаблять их в нарушающих меру удовольствиях: ведь если душа расслаблена подобными состояниями, она становится глухой и теряет благозвучность. Вообще музыка наставляет натягивать и отпускать струны в должное время, наблюдая за тем, чтобы наш образ жизни неуклонно сохранял правильную мелодию и ритм, избегая как чрезмерной распущенности, так и излишней напряженности ». Свт. Иоанн Златоуст : « ничто так не возвышает душу, ничто так не окрыляет ее, не удаляет от земли, не освобождает от телесных уз, не наставляет в философии и не помогает достигать полного презрения к житейским предметам, как согласная мелодия и управляемое ритмом божественное песнопение ». Философия музыки « Конец времени композиторов » Владимира Мартынова — философская книга о музыке. Название отсылает к основной теме современной мысли — «смерти…»: автора, Бога и пр., то есть конца метанарративов, преодоления метафизики. Мартынов — выдающийся современный композитор; понятно, почему «композиторство» стало для него главным «примером» — но именно примером: после выхода книги он не раз «ворчал», что дело не в «композиторстве», что ему, наверное, надо было написать книги «Конец времени романистов», «Конец времени живописцев» и т. д., чтобы его наконец поняли.

http://blog.predanie.ru/article/hristian...

Враг, смущающий всю вселенную, ежедневно и ежечасно усиливается производить между нами смущение и возбуждать страсти из-за самых ничтожных причин, из- за самых пустых вещей, и потому рабы кроткого и смиренного Господа Иисуса Христа, нас ради приявшего рабий зрак, пострадавшего и умершего, должны быть кротки и терпеливы, вменяя в ничто вещи мира сего или некоторые неисправности и ущербы в вещах, делаемые ближними, считая мир и тишину и взаимную любовь выше всех видимых благ мира и вещам и делам маловажным не приписывая огромного значения, как это бывает почти со всеми нами по действию на нас врага и нашего самолюбия. Из мухи делают, говорят, слона. Что смотришь на лицо? Понюхай и вони его, посмотри на прах его, на гной его. Не прах ли и не смрад ли, не пища ли червей тело наше? Не Богу ли дивиться мы должны, так премудро, художественно устроившему из земли человека? Непрестанно во мне действует насилием грех – злоба, гордость, зависть и недоброжелательность, холодность, скупость, пристрастие к земным вещам, сластолюбие, жадность, и непрестанно плоть усиливается взять перевес над духом и подавить его стремления, энергию. Нужна непрестанная молитва и при молитве непрестанная борьба. И благодарение Отцу Небесному, Сыну Его Единородному и Единосущному и Духу Святому животворящему и соприсносущному, Богу Триипостасному, милостивно мне внемлющему и долготерпеливо, по неизглаголанной благости присно меня спасающему. Благодарение Царице Богородице, Матери Господа Вышнего, всемилостивой Госпоже моей, благостно мне внемлющей и спасающей меня по молитве моей. До конца да обретаю спасение в Боге, Спасе моем, и в Матери Спаса моего. Подобные мне грешники! Да обретаете и вы до конца дней ваших спасение в Господе Боге вашем и в Пречистой Богородице! Буди! Буди! Буди! В какие бедствия, преступления впадают люди не молящиеся, проводящие время в рассеянности, в играх, в лакомстве (прелюбодеяние, блуд, тиранство, безумие), и что им угрожает; как необходимо молиться всегда, трудиться, воздерживаться. Как мало людей, обращающих внимание на духовные потребности, как много живущих одною чувственностью, одними внешними впечатлениями или чтением внешних книг (разумею все книги мирские, не духовные), внешними искусствами (музыка, театр, сапожничество, портняжничество, слесарство, плотничество, [механизич.]) и пр. Как много вреда приносит христианской жизни одно лакомство, одна рассеянность, леность, невникание в себя, отчуждение от Церкви, от слова Божия, духовных книг, неисполнение уставов церковных, жизнь по духу мирскому, а не по духу Церкви; как мало духу христианского, спасительного, как много духу мирского, погибельного, сатанинского!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

А ведь это именно потому, что «чужие слова»… «Чужие» слова, музыка, танец – да мало ли еще что, найденное талантливым человеком, так выражает его собственные чувства, что эта форма (иной раз неожиданно для автора) оказывается удобоприемлемой для выражения душевных состояний, волевых устремлений огромного количества людей. Вот, почему некоторые песни становятся «народными»: они созвучны людям, их хотят петь. Речь сейчас не о том, что популярность – критерий художественного достоинства произведения. Речь о том, что, когда человек хочет петь именно ту, а не иную песню, читать те, а не другие стихи, он это делает потому, что они являются наиболее подходящей формой выражения его состояния души, его мыслей и чувств вообще или на данный момент. Вспомним «гения одной ночи» Руже де Лиля – автора «Марсельезы». Оставим в стороне содержание. Песня-то гениальная по тому, как она выражает определенное мировоззрение, некую объединяющую идею, определенный ценностный комплекс. Или, например, «Священная война»: никакие идеологические «указивки» ни в какие времена не могли сделать песню популярной. Популярными становились те, которые наиболее полно и точно выражали настроения множества людей. Мне может быть неприемлемо само словосочетание «священная война» как чужое христианскому мировоззрению (это, пожалуйста, к мусульманам, или, на худой конец, к братьям-католикам), но я не могу отрицать гениальность этого произведения как в отношении музыкальной формы, так и по форме поэтической, настолько это все было «найдено», настолько точно и полно это выражало патриотический дух защитников Отечества. А ведь тоже «чужие слова»… Разница между «чужими словами» тех, кто не от мира сего, и «чужими словами» тех, кто «плоть от плоти» этого мира, в том, что последние закономерно резонируют, объединяют, вдохновляют, «строить и жить помогают» (земное-то начало в нас живо и реагирует адекватно), а первые (слова «не от мира сего») и резонируют, и объединяют, и пр. лишь по мере того, как в человеке (в том числе, и с помощью этих архаичных слов) восстанавливается его дистрофичное, если не парализованное, духовное начало, а чтобы оно начало адекватно реагировать, надо работать и работать.

http://pravmir.ru/o-molitve-chuzhimi-slo...

17) Да, только когда приобщишься службе церковной можно праздник восчувствовать (17/VI 29) 18) Стихиры Рождества Христова именно дороги стали душе. До слез она умилена. Первая стихира «Приидите взрадуемся Господеви» самая замечательная, какая сила в ней! Да, все существо потрясается, трепетом объемлется. Какая-то легкая прохлада во всем существе, как-то весь подбираешься как струна, и вниманием, и телесно. «И я райской пищи причащаюся»... Чудный миг – чтение тропаря и кондака пр-ка. Вот в этот миг ощущаешь себя частичкой церкви. Да, драгоценность жизни нашей! (24/XII 28, 29 гг.) 19) Слово Свт. Григория Богослова (…) – да, дивное слово. Надо вчитаться в него повнимательнее. (24/XII 32) 20) Очень ясная и (…)! (Музыка припевов на 9 песни канон РХ) (1932) 21) Велико и проникновенно! (учение о мучен. Кончине архид. Стефана) Да, дивно Божественный Дамаскин выражает… дивные жизненно Христовы=христианские настроения. (27/XII 29). Драгоценно …. службы рождественских дней. 22) Примыкайте к сокровищнице (содержанию службы церковной) (1/I 31) Драгоценно содержание ……………………… (часов Рожд., Богоявл., Вел. Поста) (3/I 31) 23) «Иоанне Крестителю, во утробе познавый мя Агнца, на реце мне послужи, И, егда узриши горы трепещущия» – очень мне нравится (4/I 33) 24) Дивные стихиры! (авт. Иоанн Зл.) Да, хорошо воспевает Св. Церковь 27-е января. (27/I 29) 25) Единый дух любви не разделяется различием дарований, а различие их (3-х святителей) поразительно тем более, что оно прекрасно единением этого разнообразия в любви, благодати! Какие дивные сравнения: «Великие стихии»; «Струи океановы»; «Возжженая углия от нестерпимого огня»; «Глубины мудрости духа испытавших»; «Благодати органы, гусли духа»; «(…)»; «Христа моего уста»… (30/I 32) 26) Я очень сильно воспринимаю службу Сретения: дивные песни дивных творцов, певцов идут от дивных переживаний дивных душ. 27) «Со страхом, яко рабыня, к тебе, Владыца жизни, повеленна приступи смерть» (из канона воскресн. 6 гл.) Да, (…) слова! Их, между прочим, любил Цл. Илларион. Чудный седален. Да, ясное ощущение осияния Воскресения!

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

«Пред- или посткарантин?» Стал ли мир другим после карантина? Стали ли другими школа, работа и отношение к ним? А наши с вами отношения? Время неопределенности продолжается, и в это время по-прежнему нужна помощь, особенно нашим детям. Кому труднее всего в посткарантинное время, а также в ситуации полной неопределенности, и как помочь, мы поговорим на этой лекции. Лектор: Наталия Матвеева, клинический психолог, сотрудник медицинского центра «Медиацентр», социального приюта «Ковчег», преподаватель психологии развития и клинической психологии в СПбИПК. Собрание альбомов архимандрита Никодимоса (Кабарноса), известного исследователя и исполнителя византийской музыки. Здесь вы найдете альбомы «Византийская церковная музыка», «Византийское Рождество» и пр. Книги «Разум на пути к Истине» — собрание произведений выдающегося православного мыслителя Ивана Киреевского (одного из «старших славянофилов»). Тексты собраны по разделам: о славянофильстве, о реформах, «Церковь — государство — личность», «школа как преддверие Церкви», о России и Западе. Также в книгу вошли переписка Киреевского с преподобным Макарием Оптинским и дневник Киреевского. Книга, таким образом, включает в себя все тексты, входившие в книгу «Духовные основы русской жизни», а плюс к тому включает в себя и другие. «Критика и эстетика» — собрание текстов славянофильства Ивана Киреевского. Здесь он предстает с неожиданной стороны: как неординарный, одаренный критик — каковым его крайне ценили такие далекие от славянофильства люди, как Пушкин, Герцен, Белинский, Писарев. Аполлон Григорьев писал: «Киреевский — автор первого философскго обозрения нашей словесности». Собрание романов, рассказов, стихотворений, статей и очерков великого христианского экзистенциалиста Мигеля де Унамуно. Кихотизмом называл он свою философию: да, Бога нет, да, бессмертия нет, но несмотря на всю «очевидность» этого, будем верить в Бога и бессмертие. Вера в эпоху победившего атеизма. Содержание собрания: Первый том: Стихотворения Роман «Любовь и педагогика»

http://blog.predanie.ru/article/opyat-ka...

Алексей Субочев: «храмовая архитектура, иконостасы, церковная музыка, особый язык — все это создает атмосферу православного храма, переносящую нас в никогда не существовавшее прошлое. И потому русский язык богослужения, понятный и простой, разрушает эту иллюзию». «Я не могу оторвать глаз от Тебя». Топ-9 песен о Боге от Марины Михайловой — читайте о них  и  слушайте сами песни . «Одна из тем «Аквариума» — тема трагической судьбы официального православия. Да, действительно, есть прекрасные люди в Церкви, но часто отношение к ней негативное во многом потому, что мы, Церковь, постоянно даем для этого поводы и причины». Гребенщиков внесен в реестр иностранных агентов. «Вот Иуда, предающий Меня» Дарья Сивашенкова: «История Иуды Искариота — одна из самых трагичных в истории. Но как такое могло случиться с одним из учеников Христовых? Таким вопросом задается Дарья Сивашенкова, автор книги «Вот Иуда, предающий меня. Мотивы и смыслы евангельской драмы». «Социум и синергия» Сергея Хоружего. Виртуальная реальность»   Владимир Шалларь: виртуальные практики, Интернет, электронные деньги и пр. в контексте христианства. «Монашество: жизнь вне права и собственности. «Высочайшая бедность» Агамбена» Владимир Шалларь: «Общая жизнь — вот совершенная, райская, радостная, святая, истинная жизнь, как она показана в Книге Деяний и как она практиковалась монахами». «Коронавирус: чистые руки, целование святынь и вера в Бога»   Протоиерей Андрей Битюков: «когда человек видит успехи ученых, нередко у него создается иллюзия собственного бессмертия, которая приводит к печальным последствиям — эгоизму и гедонизму. Мы перестаем ценить время, данное нам Творцом». Книги Собрание эссе Генриха Бёлля , нобелевского лаурета, классика немецкой литературы XX века, необыкновенно христианского писателя. Бёлль здесь рассуждает о христианской литературе, современном христианстве, капитализме и социализме, политике и т. д. и т. д. Трезвый, смелый, христианский взгляд. Например:  «Совершенно объяснимо и понятно, что те, кто жил в условиях реального социализма, не переносят самого слова «социализм», но разве так уж трудно понять, что те, для которых реальное христианство на протяжении столетий означало капитализм и эксплуатацию, с трудом переносят само слово «христианство».

http://blog.predanie.ru/article/psaltir-...

Поддерживаю автора. Щедрость и чистота, независимость и самодостаточность русских в массе своей неоспорима, это-то и раздражает всех. Всё плохое проистекает от ущербности души. Больная душа не оказывает должного сопротивления похотям плоти.Душу лечит Бог своим животворящим Словом. Сердце своё нужно наполнить Словом, и душа выздоровеет. Константин 20 февраля 2009, 17:23 Статья мне понравилась - люблю читать про историю и культуру. Со своей стороны хотел бы просто заметить такую вещь: проблемы нынешней России (пьянство, наркомания, демографическая,нищета), на мой взгляд, не слишком то и связаны с Церковью, да и вообще с религией. Тут, я считаю, проблема заключается как раз в бескультурии современного человека, а всвязи с этим и нравственные устои шатки как карточный домик. Как может жить человек, интересующийся только " зашибанием " денег и любовными ласками, и при этом слишком необразованный, чтоб всего этого добиться? И как может помочь демографии человек, считающий детей обузой или рождающий их просто для порядка? Где человек получит свою порцию культуры - неважно. Будь это литература, музыка, театр, кино (не боевики разумеется), университет, родители или религия - это все пойдет только на пользу. Кто-то беспокоится, что Церковь делает своих адептов слишком податливыми. Но это лишь черта личности, посмотрим на банального человека из стада - он не менее податлив. Только подход к нему другой - проще ... гораздо проще. Считаю, что " источники культуры " должны бsmь доступны везде и разные, к ним не нужно гнать - они манят своей красотой. Думаю, что ОПК вполне можно ввести в качестве " предмета на выбор " . Это обеспечит легкий доступ к столь любопытному объекту культуры и, с другой стороны, исключит принуждение. P.S. Не надо читать лекции руководителям всяких там центров! Лучше прочитайте их мне :-) ! Шучу конечно. Я вот в школе не слишком то литературу и исторю любил, вот теперь догоняю. Пусть он тоже сам все читает, а то обидно же! И вот еще что. Может несколько не по теме, но напишу. Это для тех кто считает священников ханжами. Я увлекаюсь музыкой и, решив изучить максимально возможное количество аспектов любимого мной искусства, попросился петь в церковный хор. Никто меня оттуда суковатой палкой не гнал. Это несмотря на то, что я - металист. Никто не возмутился моим увлечением King Diamond, Arch Enemy, Atheist и пр. Я пришел туда что бы понять церковную культуру и никто мне в этом не мешает, даже наоборот. Только бабушки иногда с женщиной путают из-за длинных волос и сережек, просят платочек одеть - забавно.

http://pravoslavie.ru/896.html

Торжественно было наше шествие. Кажется, все разноплеменное мужское и женское население города вышло на встречу Великому Князю. Тут были турки, греки, армяне, арабы, бедуины, евреи, абиссинцы, копты и пр. и пр. и пр. Первыми встретили нас русские богомольцы и богомолки, между которыми мы узнали старых знакомых с парохода «Владимир». Следуя дальше, Великий Князь остановился у палатки, где собрались консулы иностранных держав; потом поехал между народом и войсками, стоявшими в различных местах вдоль дороги. Войска отдавали честь, музыка играла наш гимн, а женщины, с наброшенными на голову и плечи белыми чадрами, во многих местах разбрасывали цветы. Таким образом мы ехали среди толпы по той самой дороге, по которой Спаситель в Вербное воскресение вошел в Иерусалим, встречаемый множеством прославлявшего Его народа (Матфея XXI, 1 – 10; Марка XI, 1 – 11; Луки XIX, 29 – 37; Иоанна XII, 1 – 12). Мысленно переживая все это, словно в чудном сне, вошли мы в Святый Град. От претории, где жил Пилат и начался крестный ход Христа Спасителя, мы слезли с лошадей и до церкви Святого Гроба шли пешком. У входа в храм встретил Великого Князя патриарх Кирилл в полном облачении, окруженный собором духовенства, и приветствовал Великого Князя следующею речью на греческом языке: «Ваше Императорское Высочество! Иерусалимская церковь земного сего града Небесного Царя, с пламенным желанием и материнскою любовью ныне приемля Ваше Императорское Высочество и сопутствующих Вас высоких принцев преславной отрасли богохранимого Императорского дома благословенной России, облекается во славу превеликую и наслаждается веселием и радостью неизреченною. Но, не менее, и Ваше Императорское Высочество, стоя сию минуту под кровом сего святилища величия Божия, вероятно, чувствуете необычайное и неизреченное веселие… Итак, преклони, благоверный Князь, колена души и тела пред священными стопами Богочеловека и Искупителя мира. Преклони чело пред страшною Голгофой, окропленною за нас честною кровью. Поклонись с сокрушенным сердцем всесвятому Гробу, источнику нашего воскресения, и принеси жертву благоприятную слезою о себе и о здравии Августейшего Монарха, о святой России и о всем Царствующем доме. Распятый за нас, погребенный и воскресший Иисус Христос да благословит труд Твой; да истечет от святых Его стоп новая сила в вере! да пошлет Тебе помощь от святого и от Сиона заступит Тебя и даст Тебе блага Иерусалима не столько земные, сколько небесные. Аминь».

http://ruskline.ru/opp/2020/06/10/putesh...

Торжественно было наше шествие. Кажется, все разноплеменное мужское и женское население города вышло навстречу Великому Князю. Тут были турки, греки, армяне, арабы, бедуины, евреи, абиссинцы, копты и пр., и пр., и пр. Первыми встретили нас русские богомольцы и богомолки, между которыми мы узнали старых знакомых с парохода «Владимир». Следуя дальше, Великий Князь остановился у палатки, где собрались консулы иностранных держав; потом поехали между народом и войсками, стоявшими в различных местах вдоль дороги. Войска отдавали честь, музыка играла наш гимн, а женщины, с наброшенными на голову и плечи белыми чадрами, во многих местах разбрасывали цветы. Таким образом мы ехали среди толпы по той самой дороге, по которой Спаситель в Вербное воскресенье вошел в Иерусалим, встречаемый множеством прославлявшего Его народа... Мысленно переживая все это, словно в чудном сне, вошли мы в Святой Град. От претории, где жил Пилат и начался крестный ход Спасителя, мы слезли с лошадей и до церкви Святого Града шли пешком. У входа в храм встретил Великого Князя патриарх Кирилл в полном облачении, окруженный собором духовенства, и приветствовал Великого Князя речью на греческом языке, закончив ее следующими словами: «Итак, преклони, благоверный Князь, колена души и тела пред священными стопами Богочеловека и Искупителя Мира. Преклони чело пред страшною Голгофой, окропленною за нас честною кровью. Поклонись с сокрушенным сердцем всесвятому Гробу, источнику нашего воскресения, и принеси жертву благоприятную слезою о себе и о здравии Августейшего Монарха, о святой России и о всем Царствующем Доме. Распятый за нас, погребенный и воскресший Иисус Христос да благословит труд Твой; да истечет от святых Его стоп новая сила в вере! Да пошлет Тебе помощь от Святого града и от Сиона заступит Тебя и даст Тебе блага Иерусалима не столько земные, сколько небесные. Аминь». Затем, предшествуемые певчими и духовенством, приложившись к плите, на которой обвивали пеленами и миропомазали тело Иисуса Христа, мы вошли в часовню Святого Гроба.

http://ruskline.ru/analitika/2021/08/11/...

1Кор.14:18 : «Благодарю Бога, всех вас более языками (язы- —376— ком) говорю». О чём говорит здесь Апостол и за что благодарит Бога? – За пение, музыку, невнятную речь?! 1Кор.14:22 . Глоссолалия служит знамением не для верующих, а для неверов. Гипотеза, принимаемая автором, бессильна объяснить это. Наконец, пророчества Исаии ( 1Кор.14:21 ) и Иоиля ( Деян.2:16–21 ) не могли бы быть применены Апостолами к дару языкоговорения, если бы это были явления, всегда и везде существовавшие в дохристианских религиях, как в языческих, так и в частности в ветхозаветно-иудейской, каковы: пение, музыка, молитвы и благословения, да еще невнятные. Так, разрушив (конечно в своей диссертации только и в собственном воображении) издревле и твердо стоявшую святоотеческую теорию, автор пытается поставить на её место гипотезу новейших, и притом не многих и далеко не лучших, ученых, из коих большинство авторитетов принимают или святоотеческую теорию в разных истолкованиях, или проявление экстаза во вне – слове и пр. или же объединяют святоотеческую теорию с экстазом, – чем уже свидетельствуется неестественность или вычурность принимаемой автором гипотезы. Неприятное впечатление лично на меня производят резкие и самоуверенные осуждения автором латинского богослужебного языка римской церкви (а частью также и славянского церковно-богослужебного языка – в русской церкви: стр. 113), тем, что религиозный предмет низводится автором в область семинарщины и резонерства, ибо вопрос ведь: что роднее и важнее для религиозного чувства и религиозного сознания – богодухновенный ли подлинник, хотя бы и мало понятный для резонирующей схоластики, – или же перевод на обыденную речь? То же в живописи: старинная и нередко чудотворная икона, или картина новейшей фабрикаций? Всё сказанное есть только частности, не умаляющие отмеченных мною в отзыве научно-литературных достоинств работы о. Фивейского. И если я указываю на них теперь, то только для того, чтобы заявить о моей личной с ним не солидарности. По моему личному мнению ученые академические диссертации должны иметь некоторые общие ди-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010