По особому произволению Божию, вероятно вследствие полученного им откровения, Елисей сопутствует войску, – или же, имея в пустыне Едомской (как думают некоторые) уединенное пристанище для созерцательной жизни, – предшествует войску и ожидает его в своем убежище. Это последнее мнение тем вероятнее, что когда Иосафату отвечают: здесь Елисей сын Сафатов, который служил пророку Илии, – Иосафат в сопровождении двух других царей идет к нему (ст. 12), – то есть – как понимают это место – идет в то убежище, где находился Елисей. Иосафат идет к пророку с полною верою, говоря: «есть у него слово Господне» (id. ib). Вероятно не с такими чувствами шел к нему Иорам Израильский, потому что Елисей обращается к нему с укоризной: «что мне и тебе 894 ? Пойди к пророкам отца своего и к пророкам матери своей» 895 . На это Иорам Израильский, признавая Иегову Богом, высказывает мысль, что Иегова созвал сюда трех царей, чтобы предать их в руку Моава (id. ib. 13). На это Елисей отвечает: «Жив Господь Саваоф, пред которым я стою! Если бы я не почитал Иосафата, царя Иудейского, то не взглянул бы на тебя и не видел бы тебя» (14). Очевидно, что прозорливец читает в душе Иорама ненависть к Иегове, который – как он говорит – как бы завлек сюда трех царей, чтобы погубить их. Мы видели выше в сказании о Самуиле и Давиде 896 , что музыка способствовала возгреванию сердца, умиляла душу, и приуготовляла ее к воспринятию благодати Божией, дарующей дух пророчества. «Позовите мне гуслиста», говорит Елисей (ст. 15); и когда гуслист играл на гуслях, тогда рука Господня коснулась Елисея». Здесь в особенности ясно значение музыки для пророка. Он несколько раздражен присутствием и словами Иорама Израильского; музыка должна успокоить его встревоженное сердце; она отвлекает его от земных помыслов, он углубляется в себя, им снова овладевает смирение и чистота богомудрия, и Господу угодно возвратить ему дар пророчества. Тогда Елисей начинает пророчествовать: «так говорит Господь: делайте на сей долине рвы за рвами; ибо так говорит Господь: не увидите ветра и не увидите дождя, а долина сия наполнится водою, которую будете пить вы и мелкий и крупный скот ваш». Далее Елисей как бы отвечает на слова неверия Иорама, говоря: «но этого мало пред очами Господа; Он и Моава предаст в руки ваши... и поразит все города... и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

5. При чем здесь музыка?музыка возможна только при капитализме (Бах, Бетховен, Моцарт и пр.). Капитализм — переход идеи Абсолютной Личности к идеи абсолютизации человеческой личности; музыка — это переживание Божества внутри человеческого субъекта; в феодализме субъект склоняется перед Абсолютом, «музыка» там только — элемент культа, поклонения. При капитализме — субъект сам абсолютизируется, изнутри себя переживает Божество, и это переживание — музыка. Но если в феодализме Абсолют объективен, то при капитализме — он субъективен. Музыка — фикция, иллюзия Божества, на самом деле «Бога нет», человек один в бессмысленной вселенной, музыкальные экстазы только внутри его души, никак не связаны с объективным бытием (ибо объективное бытие при капитализме — бессмысленный холодный космос, не Абсолют, не Бог Живой). В силу всего этого при социализме музыки (в понимании а-ля «Бетховен») тоже не будет, ибо субъективизм будет преодолен. В такой же логике Лосев подвергает анализу все реалии капиталистической культуры, противопоствляя ее субъективизму — старый объективизм феодализма и новый объективизм социализма. 6. Плоха та религия, которая не сильна в социальном измерении; идея должна задействовать все категории, включая категорию социального; религия должна побеждать в реальности — то есть в обществе. Значит, Православие — пустышка? Нет, говорит Лосев: именно тысячелетняя история Православия в России позволила победить Октябрю и начаться строительству социализма: ибо старый объективизм Православия совпадает с новым объективизмом большевизма. Так то ли горько иронизируя, то ли серьезно пишет строитель Беломорканала и православный монах Алексей Лосев. «Из разговоров на Беломорстрое». Несколько строителей Беломорканала обсуждают проблему техники. Техника — одна из центральных проблем современной философии. При этом через технику собеседники обсуждают современность (капитализм, социализм), советскую власть, марксизм. Здесь дается полный круг возможных взглядов на технику от отрицательных до положительных, от религиозных до атеистических. В конце диалога в несколько карнавальном духе единственный среди собравшихся большевик всех примиряет. Надо вообще учитывать, что диалог написан в ироническом духе. «Из разговоров на Беломорстрое» — важнейшее свидетельство отношения великого христианского мыслителя к марксизму и к истории вообще. Позиция Лосева — диалектическая и религиозная. История — часть бытия, тем самым ее (а следовательно, и СССР) бессмысленно отрицать, история есть кипение бытия, кипение истины. Так или иначе текст — интереснейший. Вот, скажем, иронический анализ строителя Канала Алексея Лосева:

http://blog.predanie.ru/article/russkie-...

Христианство — тезис, капитализм — его диалектический антитезис, то есть момент в историческом разворачивании христианства. Буржуазный субъект абсолютизирует себя, самообожествляется, переносит христианский опыт Абсолютной Личности на себе, тем как бы изнутри себя переживает Божество, и это переживание и есть музыка. Музыка возможна только при капитализме (Бах, Бетховен, Моцарт и пр.). Капитализм — переход идеи Абсолютной Личности к идее абсолютизации человеческой личности; музыка — это переживание Божества внутри человеческого субъекта. Музыка есть реалистическое изображение Божества, параллельное реалистическим изображениям человека и мира в живописи, литературе: тезис нетривиальный! — нетривиальный способ центральной операции для постмодерной, постметафизической, деконструктивистской мысли — критики модерного (картезианского etc.) субъекта. Музыка, таким образом, — великая музыка Баха, Бетховена, Моцарта и т. д. — есть одно из ярчайших проявлений отрыва новоевропейского человечества от Бога; отрыв этот ведет к катастрофе; последняя сцена диалога — начало Первой мировой: «весь дом озарился ярким огнем взорвавшихся бомб/…/ Крови много/…/ Пламя/…/как будто облекло меня с разных сторон и сверху, и снизу, и с боков, и я как бы потонул/…/в этом пламени, один, один во всем мире, который тоже весь целиком был им захвачен», — заканчивает в 1932 году свою повесть о музыке з/к Алексей Лосев, строитель Беломорканала, рожденный за 18 лет до начала Первой мировой, за 24 года до начала Великой Русской Революции, арестованный и отправленный на строительство Канала 37-летним, встретивший начало Второй мировой 46-летним, не доживший до развала СССР трех лет: в таком «контексте» Лосев — «пловец в безмерной стремнине» политических кошмаров XX века — создал свою неопаламитскую теологию, свою диалектическую феноменологию, свой извод марксизма, свою деконструкцию фаллогоцентризма, платонизма, эстетики власти, модерной субъектности. Достижения его поразительны; наследие его только начинает являть свой вес, свое значение, свою радикальную новизну: теряющаяся за горизонтом новь, ждущая себе пахарей. Поделиться в соцсетях Подписаться на свежие материалы Предания — Фонд учрежден в 2009 году для сбора средств и помощи нуждающимся. © 2008-2022 Благотворительный фонд «Предание». 115162, Россия, г. Москва, улица Шухова, д. 17, корп. 2. Учётный номер в реестре НКО Распространение материалов сайта в печатных изданиях и интернет-ресурсах возможна только в рамках Пользовательского соглашения

http://blog.predanie.ru/article/losev-ka...

Очень полезна и приятна для больного ребенка музыка — регулярно проводимые музыкальные паузы, игра на детских музыкальных инструментах. Установлено, что положительное влияние на оздоровление оказывает музыка Моцарта, музыка с ритмическим размером 60–64 такта в минуту. Самое благотворное влияние оказывает церковная музыка, песнопения. Хорошо использовать такой замечательный материал, как кулинарное тесто не только для того, чтобы приобщить ребенка к хозяйственной деятельности, но и чтобы дать ему возможность в общении с живым материалом (и с вами) естественно помочь нормализовать или ослабить те или иные болезненные проявления. Рецепт такого теста очень прост: полстакана муки (можно той, которая по сроку годности уже не может быть использована) и полстакана мелкой соли смешивают и добавляют понемногу воды до получения мягкой (как размягченный пластилин) однородной массы. Из нее можно делать любые фигуры (шарики и цилиндрики для бус, машинки, веночки из цветов, посуду, овощи и фрукты и пр.). Можно делать интересные картины фигур из теста в сочетании с другими материалами: ткань, кусочки фольги, веточки и пр. Главное — такой материал абсолютно безвреден для ребенка, его можно даже откусить, только невкусно. А эти изделия можно засушить, лучше даже в духовке (они становятся прочными), можно раскрашивать их гуашью, а само тесто можно хранить в полиэтиленовом пакете в холодильнике и извлекать по мере необходимости. Работа с природными материалами — глиной, песком, водой, натуральными красками помогает снять нервное напряжение и подключить внутренние резервы организма ребенка. Она так же проходит в форме игры. Психатетапевты предлагают Рисование… пальцами Живопись позволит вам отследить внутреннее состояние ребенка, поскольку адекватно выражает его гнев, обиду, боль, радость. Все это прекрасно видно в работах. Кроме того, у детей существует сенсорный голод, голод по позитивным прикосновениям. Прикосновение к краскам, их размазывание по бумаге позволяет более полно включиться ребенку в процесс творчества, подключает внутренние резервы организма. Можно делать отпечатки ладошек, рисовать одним, двумя, тремя и пр. пальцами одновременно, делать волны, дождик, узоры и т.п.

http://azbyka.ru/deti/vospitanie-igroj-i...

В самом деле, реальность, но не в бесконечном предметном многообразии объективной, т. е. предметной действительности, в которой так хорошо ориентируются мысли человека и так называемый “здравый смысл”, реальность в том первичном в ней, которым объемлются все предметы и которое является как бы основанием всего существующего, эта конкретная реальность, как таковая, явственно дана сверхрациональному опыту, а отнюдь не рациональному. Именно в нем, в сверхрациональном опыте осознает себя и человек, в своей глубинной, предельной сущности, остающейся недоступной логически-анализирующей мысли. Попробуйте-ка сказать о себе все, что вы в себе самом знаете о себе. Попробуйте выразить себя исчерпывающе в определенных логических понятиях. Все, что вы о себе таким образом выскажете, будет гораздо меньше того, что вы о себе знаете. Это и значит, что у человека может быть и действительно есть особый опыт, невыразимый в простых понятиях. В таком опыте складывается и понятие Бога. Конечно, если этот опыт в обычных логических понятиях не укладывается и выразить его таким образом нельзя, то это может означать, что он вообще невыразим. Что он должен, по-видимому, оставаться немым. Между тем, он выразим и может быть осмыслен. Свидетельствует об этом, например, поэзия и музыка, живописное — в широком смысле — в частности, иконописное искусство. Заметьте, кстати: множество молитвословий, из которых состоят наши богослужения, стихиры, каноны и пр. в греческом оригинале написаны в стихах, в славянском же переводе — белым стихом, т. е. тоже в поэтической форме прозы. То и другое не случайно. Поэзия и музыка обладают выразительной силой иррационального элемента слова и звука. Того элемента слова и звука, который преодолевает их ограниченный рациональный логический смысл, поднимаясь над ним. Поэзия и музыка выражают конкретную реальность, не разлагая ее на систему логических понятий и определений, но беря ее как таковую, стремясь проникнуть в ее первичную глубинную основу и полноту. Это возможно, потому что слово и звук не исчерпываются функцией быть обозначением одних только “понятий” ( С. Франк ). Поэтому, вероятно, поэзия и музыка, и вообще искусство и вошли в жизнь христианской Церкви так глубоко. По существу, они ведь таинственный способ выразить то, что невыразимо в отвлеченно-логической форме, что, однако, человеку дано в сверхлогическом, в духовном опыте, то, что, как сказано уже, глубже и шире мысли. Оттого-то творчество настоящего поэта и писателя, овладевших тайной этой высшей выразительной функции слова и его звуковой плоти, как и творчество настоящих поэта, музыканта и художника, познавших ту же тайну звука, цвета или линии и удивительную силу их особых сочетаний, оно всегда есть тайнодействие, по-своему осмысливающее сверхрациональный духовный опыт.

http://azbyka.ru/propovedi/slovo-krestno...

Можно ведь не только осуществить драму в театральной постановке и поставить, таким образом, центр тяжести на самой постановке, но можно взять драму в свете театральной постановки и ударение поставить именно на самой драме. Можно не только дать театральный спектакль в свете живописи и тем получить пантомиму, но можно живопись понять как театральный спектакль, и тут получится, несомненно, особая художественная форма. Так мы приходим к ряду форм, о которых также необходимо упомянуть здесь, хотя и кратко. Осуществление слова, т. е. театр как слово, поэзия, есть обычное драматическое представление. Слово как театр, поэзия как театр есть декламация. Осуществление живописи, т. е. театр как живопись, есть, сказали мы, особая художественная форма, наиболее ярким выразителем которой является пантомима. Живопись как театр, картина как личностное осуществление, театр как чисто зрительная, а не иная (не слуховая, не телесная) конструкция есть кинематограф. Осуществление музыки, т. е. театр как музыка, есть музыкальный спектакль (опера, оперетта и пр.). Музыка как театр, музыка как такое осуществление, есть всякое чисто музыкальное исполнение (пение, игра на инструментах). Легко представить себе также и три тектонических искусства в свете театрального осуществления (вместо театрального осуществления в свете этих искусств), где мы получаем разные виды вне–драматического, вне–словесного искусства телодвижений, мимики, изящной гимнастики и пр. 3. а) Все эти виды художественной формы, и в особенности тот ряд, который говорит о самом осуществлении, о театральности в более узком смысле, являются, быть может, наиболее сложными формами. Театр не есть ни искусство слова (ибо понимать поэзию и создавать ее художественно можно и без всякого театра, и написанная драма нисколько не становится более художественной от театральной постановки), ни искусство света и цвета, звука, тела, движения и т. д. Все это мы имеем без театра. Театр не есть также и искусство мифа, ибо мифология — художественна и без театра и в нем нисколько не нуждается.

http://predanie.ru/book/129563-forma-sti...

62. Re: Православные читатели Тут же вот какое дело: среднестатический обыватель не будет думать, скажем, о красоте икон, если ему не предложить об этом думать. Он не будет слушать песнопения, если не дать ему их послушать. Он не будет думать об исторической судьбе Константинополя или Белграда или Киева, если не предложить ему такую тему для размышлений. И так далее. 61. Re: Православные читатели электрик, вы о чем? Иванович Михаил, я что-то не пойму: вы хотите узнать, чем живут и что думают люди, или предпочитаете витать в мире своих стереотипов? а редакторам РНЛ что нужно больше - реальный отклик реальных народных масс или жизнь в своем микромирке? 60. Ответ на 56., рудовский: Не надо делать конфету. узнаете, что действительно увлекает современных творческих людей (реальных созидателей, а не т.н. " креативный класс " из стереотипных статей, которые либо слишком идеализируют, либо слишком втаптывают в грязь современных людей, в жизни которой музыка, поэзия, живопись занимает много места). рудовский, яркая обёртка(пустышка) нужна младенцу-несмышлёнышу, а " вкусная, съедобная начинка " - самостоятельно мыслящему человеку. 59. 56. рудовский : " я бы знаете, что еще порекомендовал: обратиться в места, где обитают определенные группы творческих людей (скажем, на promodj или prikl.ru или в раздел дилентантов на проза.ру) и предложить всем желающим создать какие-то произведения по мотивам значимых церковных событий, явлений, традиции и пр. Таким образом, вы - сделаете РНЛ более узнаваемой аббревиатурой " ....... " Ди-джеи могут предложить вам амбиент-композиции с включением хора Соловецкого монастыря, начинающие архитекторы предложат вам концепты церквей будущего, писатели-дилетанты предложат вам какие-то новеллы с реминисценциями из Достоевского, Тургенева и пр. " Уже не проект - действующий дурдом. Скоро скажут - ты безумец, ибо не хочешь участвовать в нашем безумии. Совершается. 58. Re: Православные читатели Александр Тимофеев, я бы знаете, что еще порекомендовал: обратиться в места, где обитают определенные группы творческих людей (скажем, на promodj или prikl.ru или в раздел дилентантов на проза.ру) и предложить всем желающим создать какие-то произведения по мотивам значимых церковных событий, явлений, традиции и пр. Таким образом, вы - сделаете РНЛ более узнаваемой аббревиатурой - с некоторой (пусть не очень большой) вероятностью получите произведения настоящего искусства - узнаете, что действительно увлекает современных творческих людей (реальных созидателей, а не т.н. " креативный класс " из стереотипных статей, которые либо слишком идеализируют, либо слишком втаптывают в грязь современных людей, в жизни которой музыка, поэзия, живопись занимает много места). Ди-джеи могут предложить вам амбиент-композиции с включением хора Соловецкого монастыря, начинающие архитекторы предложат вам концепты церквей будущего, писатели-дилетанты предложат вам какие-то новеллы с реминисценциями из Достоевского, Тургенева и пр.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/09/05/pr...

е. лишенном образований чистой мысли, лишенном всяких структурных форм. И во–вторых, существует художественное мироощущение, характеризуемое известным накоплением структур на основе чистого эстетического опыта. К первой категории принадлежит чистая музыка, чистая, т. е. абсолютно беспрограммная, абсолютно лишенная всякой так называемой изобразительности, совершенно не вызывающая никаких обязательных ассоциаций из пространственно–временного плана бытия. Таково, например, большинство симфоний, квартетов, сонат: V симфония Глазунова, концерты для скрипки Бетховена, Мендельсона, Чайковского, IV соната Скрябина и т. д. Ко второй категории принадлежит большинство произведений остальных искусств — слова, красок и т. д., — а также отчасти и произведения программной музыки (которую мы здесь понимаем широко) , начиная от таких синтезов поэтического слова и звука, как романсы Чайковского и Рахманинова, и кончая такой изобразительной музыкой, как «Шехеразада» или «Испанское каприччио» Римского–Корсакова, и включая сюда также музыкально–драматически–симфонические миры Римского–Корсакова и Вагнера. Что в так называемой музыке, т. е. в искусстве звуков, отнюдь не все чисто–музыкально, но существуют и элементы, например, живописные, это ясно каждому, кто прослушает изумительную по своему гармоническому и метрическому складу музыку Стравинского в балете «Петрушка». Живописание, как–то: изображение праздничного гула толпы, танцы медведя, песни Ухаря–Купца и пр. и пр. — все это до того органически усвоено этой музыкой, что отвлечься от живописности никак не возможно. Это, конечно, гораздо больше живопись, чем чистая музыка. Или вспомните, например, столь популярное в музыке изображение моря: «Фингалова пещера» Мендельсона, «Am Меег» Шуберта, «Le шег» Дебюсси, увертюра к «Золоту Рейна» Вагнера, «Буря» Чайковского, «Остров смерти» Рахманинова, Ясно одно: музыка может производить живописное впечатление. С другой стороны, отнюдь не все, например, поэтические произведения вызывают впечатление исключительно своей образностью, хотя с малых лет нам почему–то твердят в школе, что поэзия есть мышление образами.

http://predanie.ru/book/129563-forma-sti...

По производству от (=блуждать, заблуждаться, увлекаться, оттуда: колебаться, шататься в опьянении), с вероятностью можно полагать, что шиггайион означает песнь упоения, т. е. песнь изреченную в сильном душевном волнении, с быстрою сменою движений чувства и вследствие того с неравномерным, неправильно изменяющимся составом стихов, – то, что в древней греческой поэзии известно было под названием дифирамба, а в средние века называлось Ode erratica (блуждающая ода). Таковы действительно по своему характеру и построению и Псалом 7-й, и вдохновенная песнь пр. Аввакума. Русский перевод слова Шurraйioh: «плачевная песнь», основывается на производстве его от употребительного в арабском языке корня шага=горевать, печалиться. К числу довольно темных для нас технических наименований псалмов, следует отнести и наименования, представляющие сочетания в различном порядке двух вышеприведённых наименований: шир и мизмор. Именно: а) мизмор шир= ал омъ псни в надп. Пс.29, 66, 67, 86, 91 ; также 64, 74 и 75, и б) шир-мизмор= пснь алма, в надп. Пс.55, 82, 87, 107 ( пснь, аломъ) и 47 (в гр.-сл. наоборот: оломъ песни). По изъяснению Отцев и учителей церкви и других толкователей, первое из этих соединений, соответствуя подобному же соединению греческих слов μλος (музыка) и δ (пение) в слове μελδα, означает такую песнь, при исполнении которой соединяются музыка и пение, при том так, что каждая строфа ее, начинаясь игрою на музыкальных инструментах, сопровождается потом хоровым пением; второе, наоборот, означает песнь, исполнение которой в каждой ее части начинается пением хора, к которому потом присоединяется музыка 21 . 2) Касательно исполнения псалмов мы находим в надписаниях следующие указания, которые почти все представляют собою в настоящее время довольно спорные по значению слова и выражения: а) Ламенаццеах () – в русск.: «начальнику хора» в слав. в конецъ (ες τ τλος), – слово, встречающееся в надписаниях 55 псалмов 22 и, за исключением псалма 87, обыкновенно в начале их, прежде всех других указаний свойства содержания или способа исполнения псалма, или его писателя.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Сейчас все стали необычайно музыкальны, не могут обойтись и в вагоне, и в автобусе без магнитофона, приемника и т.д., т.е. без музыки. Но мы перестали петь и поэтому у нас упала музыкальная культура, у нас вывелись голоса. Можно привести такой пример. Если в пруд вода только втекает, но не вытекает, то в результате застойности водоем со временем зацветает, и вода теряет в нем свою свежесть. Если же имеется проток, то вода сохраняет свои качества и пр. Так и человек, если он только получает знания и при этом нет отдачи, то он будет несомненно регрессировать. Подобная ситуация сложилась у нас и с музыкой, когда мы перестали петь. Более того, в наше время большую роль в формировании музыкальных вкусов играет не национальная музыка, а музыка, которая своими истоками далеко отстоит от нашей страны. Если первая воспитывала у наших предков чувство прекрасного, что способствовало формированию личности, то вторая имеет диаметрально противоположную направленность. Обращает на себя внимание и такой удивительный факт. Африка была покорена экономически, политически и т.д., но теперь она духовно порабощает мир своими ритмами, дерганиями и неистовствами. Говоря о духовных ценностях, академик Д.С. Лихачев отмечает: «Чтение классики – это огромный духовный процесс. Примитивное, развлекательное чтение, например, детективов, не может по-настоящему воспитать человека. Как не способна на это и развлекательная музыка, например рок. Нет, нет, я ни в коем случае не призываю к каким-то запретам. Я говорю о приоритете духовных ценностей, которые сейчас, на мой взгляд, искажены» 319 . Вопрос о чтении, отмеченный академиком, чрезвычайно важен, поскольку репертуар читаемой литературы показывает кругозор, интеллект и культуру читателя. Между тем в процессе чтения произошли изменения за последнее время. Распространенность грамотности свела на нет «коллективное» чтение, когда один читает, а другие слушают (возможно при этом работая). Содействовал этому и научно-технический процесс – имеется в виду телевизор.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010