Неоднократно во время земной жизни своей говорит Иисус Христос о Духе Святом ( Ин. 3:5; 4:14; 7:39 ). С особенною же ясностью Он возвестил о Нем ученикам Своим в то время, когда готовился разлучиться с ними, – пред Своими страданиями и вознесением на небо. Ныне иду к Пославшему Мя, так говорил Господь Апостолам. Но от того, что Я сказал вам это, печалью исполнилось сердце ваше. Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам… Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам ( Ин. 16:5–14 ). По воскресении Своем, Иисус Христос снова подтвердил великое обетование о ниспослании Утешителя, Духа Святого, на Апостолов: оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше. ( Лук. 24:49 ); через несколько дней будете крещены Духом Святым ( Деян. 1:5 ). Уже Апостолы и прежде имели в некоторой степени благодать Святого Духа; ибо силою Его творили чудеса, проповедовали Евангелие в Иудее. Еще в большей степени получили они дары Святого Духа по воскресении Христовом, когда Господь, дунув на них, сказал: примите Духа Святого ( Ин. 20:22 ). Но теперь, пред вознесением Своим, Он обещал им всю возможную для них полноту благодати, все обилие даров Духа Святого; они облекутся в силу Его, как в одежду; будут погружены в благодать, как в воду. Сие-то великое обетование не только утешило Апостолов по вознесении Господа, но еще исполнило сердца их радостью. И они возвратились в Иерусалим с великой радостью. ( Лук. 24:52 ). Готовясь сподобиться наития Святого Духа, все ученики Иисуса Христа вкупе с пречистою Его Матерью собрались вместе в одной горнице на Сионе, – и здесь пребывали в непрестанной и единодушной молитве и славословии Бога ( Лук. 24:53 ; Деян. 2:1 ). Пример святых Апостолов научает нас, братья, что дары Святого Духа приемлются и сохраняются молитвою, – и особенно молитвою общественною, церковною. Итак не будет произвольно отлучаться от нашего благодатного Иерусалима, нашего нового духовного Сиона, – святой православной Церкви; ибо здесь, преимущественно в православной Церкви и святых ее храмах, – Святым Духом всяка душа живится и чистотою возвышается, светлеется. Будем молить Господа, да облечет Он и нас силою свыше, да укрепит на подвиги добродетели.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yahontov...

Понятие о таинстве. Необходимость этого таинства. Обетование о сем таинстве. Образ совершения миропомазания. Священное Миро. Невидимые действия миропомазания. Свидетельства древнехриих отцов. Опровержение возражений. Понятие о таинстве Миропомазание есть таинство, в котором верующему, при помазании освященным миром частей тела, во имя Святого Духа, подаются дары Святого Духа, взращающие и укрепляющие в жизни духовной» (Катихизис). Необходимость этого таинства Верующий, оправданный и очищенный Святым Крещением от грехов прародительского и личных, однако не свободен от самой наклонности ко греху. Эта наклонность является в нем не господствующей силой, как бывает в не возрожденном благодатью Божией человеке, а только искушающей, возбуждающей ко злу; при благоприятных условиях эта наклонность может возобладать над человеком, подчинив себе его волю и снова сделать его рабом греха и диавола (ср. 2Пет.2:20–21 ). При таком состоянии возрожденного, ему невозможно одними своими силами сделаться новым человеком ( Еф.4:24 ), почему и крайне необходима чрезвычайная сила Божия, дары Святого Духа, могущие содействовать ему в деле нравственного обновления и искоренения всех злых качеств, гнездящихся в его духовной природе. Как в жизни, естественной человеку, сейчас же после рождения, необходимы воздух, свет и т. п., для поддержания своего существования и развития, так и после духовного рождения – крещения – необходимы силы Духа Святого для возрастания и укрепления крещеного в жизни духовной. Такая Божественная помощь и подается новопросвещенному, по любви Божией, в таинстве миропомазания. Обетование о сем таинстве «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него; ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен» ( Ин.7:38–39 ). Миропомазание есть особое, отдельное от крещения таинство В этом убеждает нас Священное Писание. Апостол Петр сказал: «покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов и получите дар Святого Духа» ( Деян.2:38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

В Свщ. Писании говорится о нескольких иерархических степенях. 4.8.1. Апостолы Об апостольском служении воскресший Господь говорит во время явления Своим ученикам в Галилее: " Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века " (Мф. 28, 19-20). При поставлении учеников на служение Спаситель " ...дунул, и говорит им: примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся " (Ин. 20, 22—23). Согласно этим словам Господа, апостольское служение предполагает: учительство ( " научите " ), священнодействие ( " крестя " ) и служение управления ( " уча их соблюдать " ). Слова " примите Духа Святаго " свидетельствуют, что служение связано с особыми дарами Святого Духа. Христианское учительство и проповедь — это дары Духа Святого, потому что христианское учительство не есть простое научение, это не система доказательств; в христианском учительстве истина " не доказуется, а показуется " (о. П. Флоренский), является силою Святого Духа, содействующего проповеди. Именно так понимали дело учительства сами апостолы: " И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией " (1 Кор. 2, 4-5). Кроме даров учительства и проповеди, апостолами были получены власть и сила совершать установленные Господом священнодействия с целью низведения на верующих даров благодати, например, крещение (Мф. 28, 19), покаяние (Ин. 20, 21-23) причащение. Совершив Тайную Вечерю с учениками, Господь произнес слова: " ...сие творите в Мое воспоминание " (Лк. 22, 19). Также апостолы получили дары, связанные с управлением Церковью, необходимые для того, чтобы научить верующих соблюдать все то, чему учил Господь учеников. Когда ап. Петр был восстановлен Господом в своем апостольском достоинстве, Господь обращается к нему со словами: " ...паси агнцев Моих, ...паси овец Моих " (Ин.

http://sedmitza.ru/lib/text/443341/

Второе пришествие      Но Господь не только грозный Судия, Он и Милосердный Отец, и, конечно, Он по Своему милосердию сделает все возможное, чтобы не осудить, а оправдать человека. Об этом пишет святитель Феофан Затворник: «Господь хочет всем спастись, следовательно, и вам... Господь на Страшном Суде будет не то взыскивать, как бы осудить, а как бы оправдать всех. И оправдает всякого, лишь бы хоть малая возможность была». Восьмой член Символа веры И в Духа Святого, Господа, подающего жизнь, от Отца исходящего, равно с Отцом и Сыном покланяемого и прославляемого, говорившего через пророков.    Святой Дух — третья Ипостась, третье Лицо Святой Троицы. Дух Святой единосущен и равночестен Отцу и Сыну. Он — Бог, поэтому Он также именуется в Символе веры Господом. Святой Дух назван Животворящим, дающим жизнь, во-первых, потому, что Он вместе с Отцом и Сыном участвовал в творении мира. В книге Бытия, при описании творения земли, говорится: и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою (Быт 1, 2). Дух Божий создал меня (Иов 33, 4), — говорит праведный Иов. Во-вторых, Святой Дух дает вместе с Отцом и Сыном духовную жизнь людям, сообщая им Божественную благодать. Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие (Ин 3, 5). Дух Божий носился над водою      Пророки, провозвестники слова Божия, писали свои книги не от себя, а по наитию Святого Духа, поэтому Священное Писание называется богодухновенным. Господь Иисус обещал послать Своим ученикам, святым апостолам, Святого Духа, Которого Он называет Утешителем: Когда приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит (Ин 15, 26). В пятидесятый день по воскресении Христовом, когда апостолы были собраны в одном месте, в Сионской горнице, на них сошел Дух Святой в виде языков пламени и сообщил им благодатные дары. Сошествие Святого Духа на апостолов      С этого времени Святой Дух действует в жизни Церкви, особенно сообщая свои дары в святых Таинствах. Святитель Василий Великий сравнивает Святого Духа с солнечным светом, согревающим и дающим жизнь: «Каждый наслаждающийся им как бы один, между тем это сияние озаряет землю и море и растворяется в воздухе. Так и Дух в каждом из приемлющих Его пребывает, будто присущий ему одному, и всем достаточно изливает всецелую благодать, которою наслаждаются причащающиеся по мере собственной способности принять, а не по мере возможного для Духа».

http://pravoslavie.ru/104596.html

Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святого. Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса. Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго. ( Деян. 8:14–17 ) В таинстве Миропомазания каждый человек входит в благодатное общение и, соответственно, освящение Святым Духом — третьей Ипостасью Триединого Бога. Животворящее воздействие Святого Духа в мире началось с момента начала бытия мира ( Быт. 1:2 ) и будет совершаться в течение всей его истории ( Откр. 22:17 ). Однако только на пятидесятый день после Христова Воскресения Дух Святой — Утешитель, как Его назвал Спаситель ( Ин. 14:16 ), впервые сошел явно на учеников в виде огненных языков ( Деян. 2:1–4 ). Тогда каждый из них получил знаменательные духовные дары соответственно своим возможностям и предназначению. После Пятидесятницы ученики Христовы, ставши апостолами (посланниками) и получивши различные дары Единой благодати Святого Духа, стали распространять по всей земле благодать истинной веры и жизни, потрудившись каждый в свою меру в благовестии и создании церковных общин. По этой причине Церковь именует одних из них первоверховными, других — евангелистами, иных — апостолами от двенадцати, а прочих — от семидесяти, тем самым указывая не на различие апостольского достоинства (так как все они — посланники и благовестители), а на различие дарованной им власти. Например, апостол Филипп, один из семи диаконов, но не из двенадцати, призывает в Самарию апостолов Петра и Иоанна для того, чтобы они «придя, помолились о них [самарянах], чтобы они приняли Духа Святого. Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса. Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого» ( Деян. 8:15–17 ). Таким образом, ясно, что апостол Филипп мог благовествовать и крестить во имя Господа Иисуса Христа, но не «не сообщал крещаемым Духа, так как не имел такой власти» .

http://azbyka.ru/katehizacija/sadovnik-p...

Пророкам открыся, яко не им самем, но нам служаху сия, яже ныне возвестишася вам, благовествовавшими вам Духом Святым, посланным с небесе ( 1Пет.1:12 ). Пророкам открыть было, что не им самим, а нам служило то, что ныне проповедано вам благовествовавшим Духом Святым, посланным с небес. Сообщение верующим даров Святого Духа. Дух Святой есть Совершитель нашего освящения, то есть возрождения т обновления греховной природы человека. Деятельность Его в деле освящения людей началась после вознесения Господня. В пятидесятый день по воскресении Христовом Дух Святой открылся людям особенным образом: Он сошел на апостолов в виде огненных языков. Сообщается Святой Дух и теперь людям, именно – всем истинным христианам, и обитает в них. Это видно из слов ап. Павла, обращенных к Коринфским христианам: Не весте ли, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас ( 1Кор.3:16 ). Разве не знаете, что вы – храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Истинные христиане получают дары Духа Святого через усердную молитву и через таинства. О молитве, как средстве для получения Святого Духа, Сам Иисус Христос сказал: аще убо вы зли суще, умеете даяния блага даяти чадом вашим, кольми паче Отец, Иже с небесе, даст Духа Святаго просящим у Него ( Лк.11:13 ). Итак, если вы, будучи злы (то есть несовершенны в любви), умеете даяния благие (то есть добрые дары) давать детям вашим; тем более Отец ваш небесный даст Духа Святого просящим у Него. О сообщении благодати Святого Духа через таинства ап. Павел пишет: Егда же благодать и человеколюбие явися Спаса нашего Бога не от дел праведных, ихже сотворихом мы, но по Своей Его милости, спасе нас банею пакибытия, и обновления Духа Святаго, егоже излия на нас обильно Иисус Христос Спасителем нашим ( Тит.3:4–6 ). Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения (то есть таинством крещения) и обновления Духом Святым, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Беседа LXXIX. О десятом члене символа веры. О миропомазании После крещения, над крестившимся совершается, братие, таинство миропомазания. В крещении мы рождаемся духовно и чистыми от всякого греха, оправданными вступаем в благодатное царство Христово. Но как в естественной жизни человека новорожденное дитя не способно вступить в жизнь, а нужно ему вырасти: оно нуждается и в воздухе, свете, питании, в руководстве, так точно и в духовной жизни недостаточно одного благодатного возрождения, а необходимы сверх того благодатные силы Духа Святого, при пособии которых оно могло бы постепенно укрепляться в духовной жизни и возрастать в ней. Эти благодатные силы и подаются в таинстве миропомазания. Миропомазание есть таинство, в котором верующему, при помазании освященным миром частей тела, во имя Святого Духа, подаются дары Святого Духа, возращающие и укрепляющие в жизни духовной. Это таинство установлено Самим Иисусом Христом. Из беседы, произнесенной Им в Иерусалимском храме во время праздника Кущей, мы видим, что Он имел намерение и обетовал даровать верующим в Него Духа Святого. Аще кто жаждет, говорил Он, да приидет ко Мне и пиет. Веруяй в Мя, якоже рече писание, реки от чрева его истекут воды живы ( Ин.7:37–38 ). Св. евангелист Иоанн объясняет, что Господь говорил здесь о Святом Духе, Которого имели получить верующие во имя Его. И действительно апостолы после того, как сами облеклись силою свыше, преподавали всем верующим Духа Святого после совершения над ними крещения. Таков, напр., был следующий случай: «находившиеся в Иерусалиме апостолы, рассказывается в книге Деяний св. апостол, – услышав, что самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые пришедши помолились о них, чтобы они приняли Духа Святого. Ибо он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса. Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого» ( Ин.8:14–17 ). Отсюда вы видите, братие, что апостолы преподавали Духа Святого верующим не чрез крещение. Они преподавали Его чрез особое священнодействие, чрез возложение рук, уже ранее крещенным. Но апостолы во всех своих действиях были вдохновляемы Духом Святым, наставлявшим их на всякую истину и напоминавшим им все, завещанное Господом. Посему мы и на то священнодействие, которым они преподавали Святого Духа, должны смотреть, как на божественное установление.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Но при всём этом тринитарное богословие не замыкается только на христологии. Не менее важным разделом православного богословия является пневматология, то есть учение о Святом Духе, которое также подвергалось нападкам со стороны еретиков 218 . Так, в учении первых ариан мы можем увидеть попытки отрицания Божественного достоинства Святого Духа. Во времена святых отцов–каппадокийцев вопрос о Божественности Святого Духа также еще не был полностью решен. В одном из слов святителя Григория Богослова есть такое замечание: «Одни почитали Его (то есть Святого Духа – а. С.) действованием, другие тварью, иные Богом, а иные не решались сказать о Нём ни того, ни другого, из уважения, как говорят они, к Писанию, которое будто бы ничего не выразило об этом ясно; почему они не чтут и не лишают чести Духа, оставаясь к Нему в каком–то среднем, вернее же сказать, весьма жалком расположении» 219 . В пользу Божественности Святого Духа святые отцы приводят следующие места из Священного Писания Нового Завета. Слова святого апостола Петра, сказанные в адрес неискреннего христианина Анании: «Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу» ( Деян. 5:3–4 ). Святой апостол Павел в 1Кор. 3:16 называет тело человека храмом Божьим: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» В 1Кор. 6:19 тот же апостол именует человека храмом Духа Святого: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа», используя таким образом данные понятия как синонимы, что также указывает на то, что апостол Павел признавал Божественность Святого Духа. В апостольских посланиях имеется ряд выражений, указывающих на то, что Святой Дух – не безличная сила, не некая энергия, а Личность. Например, Святой Дух дает дары по Своему усмотрению, «как Ему угодно» ( 1Кор. 12:1–11 ). Кроме того, в Евангелии Сам Господь наш Иисус Христос приписывает Святому Духу власть отпускать грехи: «Примите Духа Святого: кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» ( Ин. 20:22–23 ), а власть прощать грехи, насколько нам известно это из Евангелия (см. повествование об исцелении расслабленного – Мк. 2:1–12 ), принадлежит одному только Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

В кондаке вспоминается разделение языков, которое произошло при строительстве Вавилонской башни: «И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого» (Быт. 11: 6–7). В день же Пятидесятницы Господь посылает апостолам дары Святого Духа, которые должны послужить соединению, объединению всего человечества. Господь посылает дары Святого Духа, которые должны послужить объединению всего человечества Говорящие на разных языках апостолы были объединены Святым Духом, когда «явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них» (Деян. 2: 3). Слово «раздаяше» в греческом отражено через глагол «δινειμεν» – «делить на части, управлять, править» , то есть в непосредственном ведении Бога находится, кому следует давать благодать Духа. Призвание к соединению Снисхождение благодати призвало людей к единению. Греческое «ντητα» переводится как «сплоченность, согласие, объединение» . Его использует апостол Павел, когда пишет к эфесянам о единстве духа (см.: Еф. 4: 3) и единстве веры (см.: Еф. 4: 13). Призыв к единению обозначается греческим «κλεσε», родственным которому является слово «κκλησα» – Церковь . Только в собрании верующих – в Церкви – можно обрести благодать Духа. Кондак заканчивается призывом к прославлению «Всесвятаго Духа». Славословие должно происходить в едином настрое, что точно передает греческое «συμφνως» – «согласованно, согласно» . В день сошествия Святого Духа явилось начало Христовой Церкви, которая стала единым Телом и оживленной Душой . День Пятидесятницы – момент, с которого началась жизнь Церкви. Со дня сошествия Святого Духа на апостолов и их учеников вера в Воскресшего Христа и проповедь о Нем получили вселенское распространение, дабы всякий мог прикоснуться к источнику воды живой, текущей в жизнь вечную. Тропарь и кондак Пятидесятницы вновь напоминают христианам о том событии, которое стало завершением земного подвига Спасителя.

http://pravoslavie.ru/139977.html

в) святой Апостол Павел называет верующих храмом Бога: разве не знаете, что вы храм Божий ( Θεο ) , и Дух Божий живет в вас (1 Кор. 3:16), а спустя несколько называет их храмом Святого Духа: Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога (1 Кор. 6:19); г) Апостол Петр свидетельствует, что никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым (2 Петр. 1:21), а Апостол Павел говорит, что все Писание богодухновенно (2 Тим. 3:16). «Почему же, спрашивает святой Василий Великий, Дух Святой не Бог, когда писание Его богодухновенно?» 2) Божеское естество, равенство и единосущие со Отцом и Сыном. а) Божеское естество. Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне (Иоан. 15:26). «Словами: Который от Отца исходит , замечает блаж. Феодорит, Спаситель засвидетельствовал. что Отец есть источник Святого Духа, и не сказал: изойдет или произойдет, но: исходит , дабы показать, что естество Их одно и тоже, что существо Их несекомо и нераздельно, и что Лица соединены между собой. Ибо, что происходит, то не может отделяться от того, из чего оно происходит.» б) Равенство со Отцом и Сыном. Это видно: аа) из заповеди о крещении: идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Матф. 28:19), где Дух Святой поставляется совершенно наравне со Отцом и Сыном; бб) из слов святого Апостола: дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу..., все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно (1 Кор. 12:4—7 и 11), где действие Святого Духа поставляется совершенно наряду с действием Господа Иисуса и Бога Отца ; вв) из сравнения разных мест Писания, упоминающих о всех трех Божеских Лицах, но в различном порядке, так что иногда на первом месте стоит имя Отца, на втором — Сына, на третьем — Святого Духа (Матф. 28:19); иногда — на первом имя Отца, на втором — Святого Духа, на третьем — Сына (1 Петр. 1:2); иногда на первом — Сына, на втором — Отца, на третьем — Святого Духа (2 Кор. 13:13), иногда же, наконец, на первом имя Святого Духа, на втором — Сына, на третьем — Отца (1 Кор. 12:4—6), — чем еще более показывается равенство всех Их по достоинству.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010