Как понимать самую проповедь Иисус Христа: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева истекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен» ? «Кто жаждет», т. е. жаждет духовно: желает, ищет истинной веры и дел спасения, «иди ко Мне и пей», т. е. веруй в Меня, и получишь все это. «Кто верует в Меня, у того... потекут реки воды живой». «Реками воды живой» Иисус Христос называет дары Святаго Духа, изливаемые подобно воде на верующих, как это далее и изъясняет Евангелист: «Сие сказал Он (Иисус X.) о Духе, Которого имели принять верующие в Него». «Чревом» Иисус Христос называет душу человека, которою принимаются дары Святаго Духа. Таким образом, слова проповеди Иисуса Христа о Духе Святом значат: кто уверует в Иисуса Христа – тот не только сам узнает спасительную истину, но может учить ей и других. Слова же «еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус Христос еще не был прославлен» значат, что до сошествия Св. Духа на апостолов дары Его еще не преподавались людям так очевидно и обильно, хотя в некоторой мере сообщались они и ветхозаветным праведникам – так, Дух Святой говорил тогда чрез пророков. Не преподавались очевидно и обильно, потому что Иисус Христос еще не принес искупительной жертвы за спасение людей чрез свои страдания, смерть, славное Воскресение и Вознесение на Небо. По поводу учения Иисуса Христа о дарах Св. Духа у Евреев произошел разговор, не Он ли обещанный им Христос. И некоторые из Евреев, зная происхождение Иисуса Христа из части Палестины – Галилеи, возражали: «разве из Галилеи Христос придет?» Почему же так думали некоторые из Евреев? Потому что в Галилеи жили большею частью язычники, которые у Иудеев были в большом презрении, и потому, что из пророчеств знали, что Он должен придти из Вифлеема, как и высказывают в следующих словах: «Не сказано ли в Писании, что Христос придет от семени Давидова и из Вифлеема... откуда был Давид?»

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/b...

Итак, Самаряне уверовали и были уже крещены, а Духа Святого не получили до тех пор, пока Апостолы Петр и Иоанн не возложили на них руки. Что крещение – одно таинство, а возложение рук, или Миропомазание – другое, это хорошо понимал даже Симон волхв, который, после того как уверовал и крестился ( Деян. 8: 13 ), «увидев, что чрез возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги, говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго“ ( Деян. 8: 18–19 ). Ученики Иоанна Крестителя были крещены во имя Господа Иисуса, но в Крещении еще не получили Святого Духа; лишь «когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый“ ( Деян. 19: 6 ). Если бы в Крещении подавались верующему постоянные, всегда пребывающие в нем, дары Святого Духа, то не нужно было бы опять низводить их на крещающихся чрез возложение на них рук. Ясно, что крещение – одно таинство, а возложение рук – совсем другое, но столько же необходимое, как и первое; – что как для духовного возрождения человека и прощения его грехов нужно святое Крещение, так для получения дара Святого Духа нужно особое таинство – возложение рук, или Миропомазание. 2) Сектант (духоборы и молокане): Не нужно ни возложения рук ни Миропомазания: кто имеет веру в Бога, тот имеет и Св. Духа, о чем свидетельствуют его добрые дела. Корнилий, напр., получил Св. Духа раньше крещения: «Кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы получили Святого Духа? И велел им креститься во имя Иисуса Христа“ ( Деян. 10: 44–48 ). Объяснение православного: Вера и добрые дела сами собою не вселяют еще в нас благодать Святого Духа; вера и добрые дела дают нам только право на получение дара Святого Духа, дают нам, как говорит св. Апостол, только «доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией“ ( Рим. 5: 1–2 ); благодать же Святого Духа подается нам в св. таинствах Церкви. Самаряне, сказано, когда «поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа, то и крестились и мужчины и женщины“ ( Деян. 8: 12 ); однако, как уже сказано, получили Духа Святого только после того, как св. Апостолы возложили на них руки.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

148 . Единое действие Отца, Сына и Святого Духа мы находим не только в Петре – во всех апостолах проявляются единство божественного действия и изъявление высшей воли. Божественное действие повелевает, а не подчиняется. Бог созидает все и творит без труда и усилий: Он сказал, – и сделалось ( Пс. 32:9 ), Он повелел: Да будет свет, и стал свет ( Быт. 1:3 ). В самом повелении Божьем – исполнение действия. 149 . Если есть желание, мы можем рассмотреть свидетельства Писания о такой царственной власти Святого Духа. Мы легко увидим, что все апостолы были не только учениками Христа, но и служителями Отца, Сына и Святого Духа, как наставляет учитель языков 95 : Иных Бог поставил в Церкви, во-первых, апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы, также благодать исцелений, вспоможения, управления, разные языки ( 1Кор. 12:28 ), которые являются Его дарами. 150 . Итак, Бог поставил апостолов, пророков и учителей, даровал благодать исцелений, и ты уже прочитал 96 , что она подается Святым Духом, даровал разные языки. Однако не все апостолы, не все пророки, не все учители, не все чудотворцы, не все имеют дары исцелений, не все говорят языками 97 . Действительно, если посмотреть внимательно, то в одном отдельно взятом человеке не могут обретаться все дары Божии, но каждый получает в соответствии со своими возможностями то, чего желает и заслуживает. Но эта ограниченность земная не касается могущества Троицы, щедро раздающей всякую благодать. 151 . Бог поставил апостолов, и тех, кого Бог поставил в Церкви, Христос избрал, утвердил и отправил в мир, говоря: Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы ( Мк. 16:15–18 ). Итак, Отец поставил учителей в Церкви, поставил их и Христос; Отец сообщает благодать исцелений, сообщает ее и Сын; Отец подает дары разных языков, наделяет ими и Сын.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

17 декабря 1950 года Старайтесь жить по воле Божией Слово на Евангелие от Луки, гл. 19, стихи 12–28 Чрезвычайно важная притча Христова о рабах, получивших десять мин, может показаться странной и не совсем понятной. Каков ее смысл? Господь говорит здесь обо всех христианах и нехристианах, которые будут жить на земле после Его Вознесения на небо и до Его Второго Пришествия на Страшный Суд. Это Он под видом некоторого знатного человека ушел в дальнюю страну, к Отцу Своему, чтобы получить Царство, власть над всем миром, а потом возвратиться, когда настанет время. Уходя в эту страну, Он призвал достойных – тех, кто уверовал в Него,– и дал им Дары Святого Духа, каждому свой дар. Полученное они должны были употребить так, чтобы умножить благодать, стать совершенными, чистыми перед Богом. Но граждане ненавидели Его и отправили вслед посольство, сказав: «Не хотим чтобы Он царствовал над нами» ( Лк. 19:14 ) Это кто такие? Да те, кто не признает Христа, кто не уверовал в Него. Они не хотели и до сих пор не хотят, чтобы Он царствовал, не желают подчиняться Его святому закону, ставят своих по духу царей. Куда же они отправляют посольство? Конечно, не к Богу, а к дьяволу ,– у него просить защиты и помощи. Апостол Лука повествует далее, что «когда» господин «возвратился, получив Царство», то «велел призвать рабов, которым дал серебро, чтобы узнать, кто что приобрел. Пришел первый и сказал: «Господин, мина Твоя принесла десять мин». И сказал ему: «Хорошо, добрый раб, за то, что ты в малом был верен, возьми в управление десять городов». Пришел второй и сказал: «Господин, мина твоя принесла пять мин». Сказал и этому: «И ты будь над пятью городами " " ( Лк. 19:16–19 ). Когда придет на землю Господь наш Иисус Христос во второй раз, то у всех христиан, получивших во Святом Крещении благодать Святого Духа, Он потребует отчета в том, как были употреблены эти дары. Спросит, были ли мы нерадивыми, презирали их или же старались всеми силами нашей души приумножить их, стремились очистить сердца наши, вложить в них святые заповеди Христовы и творить их. И придут одни и скажут, что прилагали все силы, чтобы умножить дары Святого Духа, и что одна мина принесла им десять мин. Это святые праведники, достигшие великого совершенства перед Богом, им принадлежат все радости вечной жизни. Те же, кому мина принесла пять мин, – это люди, тоже усердно работавшие Богу, творившие Божию волю. Но они не были так сильны духом, как первые. Их похвалит Господь: «Так как вы по мере ваших сил трудились, то получите и вы вечную награду».

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Изволением Божиим при апостолах обильно изливаемы были чудесные дары Св. Духа, напр., Деян. 8:17. 19, 5 – 6 . Именно эти дары и разумеются в приведенном месте, и сектанты похвастаться сказанными дарами не могут. Под помазанием Святого должно разуметь не помазание, свойственное каждому верующему в отдельности и подаваемое в таинстве Миропомазания, но Духа Святого, пребывающего в Церкви и наставляющего ее пастырей,–право править слово истины. Слова «вы не имеете нужды», чтобы кто « учил вас» должно понимать в отношении к тем лжеучителям, которые оставили Церковь или никогда не были в ней; в наставлениях именно этих лжеучителей, христиане и не должны иметь нужды. Подобно сему ап. Иоанн и выше –ст. 19, предостерегал от антихристов. Деян. 8:17 . Тогда возложили руки на них(самарян) и они приняли Духа Святого. Деян. 19:5 . Услышавши это, они (Ефесяне) крестились во имя Господа Иисуса; 6 . и когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый, и они стали говорить иными языками и пророчествовать. Всех их было человек около двенадцати. 1Ин 2:19 . Они вышли от нас, но не были наши; ибо если бы они были наши; то остались бы с нами; но они вышли, и чрез то открылось, что не все наши. 1Кор. 12:4 . Дары различны, но Дух один и тот же; 5 . и служения различны, а Господь один и тот же; 8 . Одному дается Духом Слово мудрости, другому – слово знания, тем же Духом... 10 . иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Примеч . Тот же Дух, говорят сектанты, и нам помогает истолковывать свящ. Писание. Здесь говорится также об особых дарах духовных, которые ради особенных целей Божественных подаваемы были христианам апостольского века: 1Кор. 12:28–30 . Если бы они и теперь подавались всем верующим христианам, то не нужно было бы и самого св. Писания. Применяя к себе указанные места Писания, сектанты все-таки не творят чудес, и потому сами себя зачисляют в список обманщиков и невежд ( 2Пет. 3:16 ), извращающих Свящ. Писание к собственной своей погибели. Проповедавшие же нам истинное толкование учители Церкви чудеса творили (читай Историю Церкви).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Когда постигнут вас эти наказания, примите их смиренно, с опущенной головой, с дрожащими коленями, бия себя в грудь и помышляя в сердцах своих, что заслужили их. Не ропщите, не ропщите на то, что Бог наказывает вас. И если примете, как дети, без ропота Божие вразумление, Божие наказание и исправитесь, тогда обрящете мирный плод праведности, тогда Господь исправит сердца ваши, даст вам великие дары Святого Духа, о которых так говорит св. апостол Павел в послании Галатам: «Плод духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5, 22–23). Свидетельствую вам пред Богом, говоря, что не раз наказывал меня Бог за непослушание мое, и когда переносил я покорно Божие наказание, я обретал мирные плоды его. Я чувствовал, я видел в сердце своем эти благодарные дары Святого Духа, плоды праведности. Так и вы, когда постигнет вас наказание за грехи ваши, за непослушание ваше, примите их без всякого ропота, с глубокой покорностью, кайтесь во грехах, за которые наказал вас Бог, — и получите эти великие дары праведности. Нередко слышите вы от людей совершенно чуждых Христу, чуждых вере в Бога, слышите насмешки над верой вашей: «Вот ты веруешь, а разве мало страдаешь? А я вот не верую и живу гораздо лучше тебя: никаких страданий, никаких испытаний ни от кого не получаю». Что отвечать таким дерзким хулителям имени Божия? Отвечайте: «Тебя Господь не наказывает, потому что не любит. Ты не сын Ему, а чужой. К тебе относятся страшные слова, которые читаем в последней главе Откровения св. Иоанна Богослова: «Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще. Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его» (Откр. 22, 11–12). Пусть не радуются, что так благоденствуют — придет страшное время, когда положит Господь конец неправде, нечестию их, когда придет в страшной силе Судия Всемирный и воздаст каждому по делам его. Видите, что в этих словах Иоанна Богослова находим мы ответ на дерзкие возражения хулителей Божиих. А мысли святого апостола Павла так велики по святости своей, так глубоки, что еще в глубочайшей древности святые люди помышляли о том же и говорили почти то же самое, что говорит в послании евреям св. апостол Павел. Величайший страдалец древности Иов так говорит: «Блажен человек, которого вразумляет Бог, и потому наказания Вседержителева не отвергай, ибо Он причиняет раны и Сам обвязывает их; Он поражает, и Его же руки врачуют» (Иов. 5, 17).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2285...

Таинство миропомазания совершается обыкновенно над младенцами непосредственно за крещением их. Видимое действие этого таинства состоит в том, что крестившемуся, по прочтении молитвы о ниспослании Святого Духа, крестообразно помазуются разные части тела святым миром с произнесением слов: печать дара Духа Святаго. На первых порах распространения христианства апостолы для сообщения крещаемым даров Святого Духа употребляли рукоположение. Но известно также, что они употребляли для этой цели и помазание миром. Так апостол Иоанн говорит о христианах: и вы помазание имате от Святаго и весте вся ( 1Ин.2:20 ). Точно также и апостол Павел пишет: «утверждающий нас с вами во Христе, и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» ( 2Кор.1:21–22 ). Употребляемые при сем апостолами выражения: вы помазание имате... помазавший нас... Бог, Который и запечатлел нас, указывают, что Дух Святой преподавался верующим и чрез помазание миром. Можно думать, что апостолы первоначально, когда крестившихся еще было не много, преподавали верующим Духа Святого чрез возложение рук. Но когда число верующих стало умножаться и сами апостолы тотчас по крещении каждого не успевали совершать этого таинства чрез возложение рук, они, всегда руководимые Духом Святым, заменили возложение рук другим более удобным действием – миропомазанием и притом так, чтобы важнейшая сторона в священнодействии – освящение мира было совершаемо самими апостолами и после них преемниками их – епископами, а помазание им крестившихся для удобства предоставлено было и всем пресвитерам. Именно же миро, а не другое вещество, могло быть избрано в этом случае потому, что и в ветхом завете помазание миром употребляемо было, как видимое средство для низведения на людей даров Святого Духа. Главное невидимое действие таинства миропомазания состоит в том, что оно сообщает верующим Святого Духа. В крещении, как мы сказали, мы очищаемся от грехов и рождаемся в жизнь духовную, в миропомазании же нам подаются дары Святого Духа, необходимые для жизни духовной, просвещающие разум наш к познанию истины и волю нашу укрепляющие к деланию добра. О том, что производит в нас таинство миропомазания, так говорит апостол Иоанн: «вы имеете помазание от Святого, и знаете все. Помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас: но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и не ложно; то, чему оно научило вас, в том пребывайте» ( 1Ин. 2:20, 27 ). Апостол Павел называет помазание от Святого Духа утверждением во Христе: " утверждающий нас с вами во Христе, и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас, и дал залог Духа в сердца наша» ( 2Кор. 1:21–22 ). Из последнего изречения апостола заимствованы и слова, употребляемые при миропомазании: печать дара Духа Святаго.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Он рассуждает так: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я сделался подобен звучащей меди и звенящему кимвалу. И если я имею [дар] пророчества, и знаю все таинства, и владею всяким познанием; и если я имею всю веру, так что и горы переставляю, а любви не имею, то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, то нет мне (в этом) никакой пользы» ( 1Кор 13:1–4 ). Понятно, что здесь упоминает он дары, которые преподаются благодаря распределяющей деятельности Духа Святого, как и выше он говорит: «Но каждому дается проявление Духа на пользу; одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, в том же Духе; иному дар исцелений, в одном Духе; иному чудотворения; иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки... И все это производит один и тот же Дух, уделяя каждому его собственное, как угодно Ему» ( 1Кор.12:7–12 ). Итак, вполне очевидно, что пророчество входит в число даров Духа. Однако если кто имеет его, а любви не имеет, то он – ничто. Из этого можно понять следующее: зачастую бывает так, что некоторые [люди], даже будучи недостойны вечной жизни и Царства Небесного, все же отмечаются, хотя и не имеют любви, некоторыми дарами Святого Духа, однако без любви дары эти, хотя сами по себе и не суть ничто, ни в чем не приносят пользы подобным [людям]. Ведь пророчество без любви, как было уже показано, не приводит к Царству Божию, а любовь без пророчества несомненно приводит. Ибо когда [апостол], рассуждая о членах Христовых, говорит: «Разве все апостолы? Разве все пророки?» – то этим он, несомненно, показывает, что даже и не имеющий [дара] пророчества может входить в число членов Христовых; но какое место среди них может занять некто, если он не имеет любви, без которой человек – ничто? И рассуждая о членах, из которых составляется тело Христово, он никоим образом не говорит: «Разве все имеют любовь?» – как говорит: «Разве все апостолы? Разве все пророки? Разве все чудотворцы? Разве все имеют дары исцелений?» ( 1Кор.12:29–30 ) и прочее в том же роде.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

– Ты предложил весьма замысловатый и умный вопрос, – отвечал я – в самом деле здесь представляется некоторое затруднение; но чтобы ты понял решение его, выслушай, что намерен я сказать. Писание говорит, что эти исчисленные дары Духа Святого сошли на Него не потому, что Он нуждался в них, но потому что они должны были почить на нем, т. е. прийти к концу в Нем 464 так, что впоследствии в вашем народе не должны были, как прежде, являться пророки: это вы сами можете видеть, потому что после Него совершенно ни одного пророка не было у вас. Обратите внимание на то, что я скажу: именно каждый из ваших пророков получал от Бога какую-либо одну или другую силу, и делал или говорил то, что мы знаем из Писаний. Соломон имел Дух премудрости, Даниил – Дух совета и разума, Моисей – силы и благочестия, Илия – Дух страха, Исаия – ведения; также и другие имели каждый одну силу или в соединении с другою какой-либо силою, каковы Иеремия, двенадцать пророков, Давид и все вообще бывшие у вас пророки. Итак, силы Святого Духа почили, то есть перестали действовать 465 с пришествием Того, после Которого, во время этого домостроительства, совершенного им между людьми, они должны были удалиться от вас, и опочив на Нем, снова, согласно с предсказанием, сделаться дарованиями, которые Он от благодати силы того Духа дает верующим в Него, смотря по достоинству каждого. Что было предсказано, что это будет исполнено Им после Его вознесения на небо, я уже говорил 466 и теперь повторяю. Писание так говорит: «… восшел на высоту, пленил плен, дал дары сынам человеческим» 467 . И еще в другом пророчестве сказано: и будет после этого то, что я изолью Дух Мой на всякую плоть и на рабов Моих и на рабынь Моих, и они будут пророчествовать» 468 . 88. И можно видеть среди нас и женщин, и мужчин, имеющих дары от Духа Божия. Итак, не потому, чтобы Он имел нужду в силе, было предсказано, что придут на Него исчисленные Исаиею силы, но потому, что они более не будут существовать 469 . Свидетельством этого да будет вам то, что было сделано, как уже сказал, волхвами из Аравии: они непосредственно по рождении Младенца пришли и поклонились Ему. Ибо, как только Он родился, уже имел Свою силу: и возрастая общим для всех других людей образом, пользуясь пригодными вещами, Он отдавал свойственное каждому возрасту, питался всякого рода пищею, и пребывал тридцать лет, больше или меньше, пока не пришел наперед Иоанн вестником Его пришествия и был Его предтечею на пути крещения, как я уже показал 470 .

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pamjat...

– Мы не пьяны, как вы думаете, но в том, что вы видите, исполняются слова пророка, который говорит, что Бог излиет Духа Святого на рабов Своих и они будут пророчествовать и видеть видения, и что всякий, кто призовет имя Господне, спасется. Потом Петр рассказал народу, как умер, воскрес и вознесся на небо Господь Иисус Христос, и как это предвидели древние пророки, и как говорил об этом еще царь Давид. Люди, слушавшие Петра, умилились сердцем и спрашивали его и других апостолов: – Что же нам делать, братья? Апостолы отвечали: – Покайтесь в грехах, креститесь во имя Господа нашего Иисуса Христа, и вам простятся грехи, и вы получите дары Святого Духа. Жизнь первых христиан Около трех тысяч человек крестилось в этот день. Все они остались с апостолами, вместе молились, хвалили Бога, собирались, чтобы причащаться, как научил Своих учеников Господь, и пребывали в веселии и простоте сердца. Все у них было общее, богатые продавали имения свои и помогали бедным по нужде каждого. Апостолы же совершали много чудес, помогая людям и исцеляя больных. Так началась жизнь христианской Церкви. Все любили первых христиан, и каждый день все больше людей присоединялось к ним. Праздник Святой Троицы День Святой Пятидесятницы мы празднуем в честь Св. Троицы: Бог Отец Небесный по любви к нам послал Сына Своего на землю. Бог Сын, живя среди людей, научил их любви к Богу и ближним, пострадал на кресте за грехи людей, воскрес и вознесся на небо. И теперь, после Вознесения Сына Божия, от Отца сошел Дух Святой, обещанный Христом Утешитель, подающий всему живому силу жизни и наполняющий жизнь церкви богатством благодати. Поэтому праздник этот тоже называется Троицыным Днем. В день сошествия Святого Духа Господь основал Святую Церковь . Теперь каждый из нас в день крещения становится членом церкви и получает дары Духа Святого, когда над нами совершается таинство миропомазания (см. главу о Таинствах). Но по нашей слабости мы часто грешим и отдаляем от себя Духа Святого. Надо часто молиться о помощи Духа Святого, и Церковь учит нас такой молитве, которую читают перед началом всякого дела:

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010