Явившись после воскресения ученикам Своим, Господь преподал им благодатную силу Духа Святого со словами: " Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся " (Иоан. 20:22 и 23). И через десять дней по вознесении Своем, Господь, согласно Своему обетованию, ниспослал на учеников в день Пятидесятницы Духа Святого в виде огненных языков. Нисшествие в мир Духа Святого выразилось, во первых, в чрезвычайных дарованиях Апостолом в виде знамений, исцелений, пророчеств, дара языков, — и, во вторых, во всех благодатных силах, ведущих верных Христовых к духовному совершенствованию и ко спасению. В Духе Святом, в Его Божественной силе, " Даровано нам все потребное для жизни и благочестия " (2 Петр:1 и 3). Эти благодатные дары находятся в созданной Господом Его Святой Церкви на земле. Они составляют средства нашего освящения и спасения. Рассмотрение этих средств составляет предмет нового отдела Догматического Богословия, отдела о Церкви Христовой . Часть пятая. Церковь Христова Господь Иисус Христос в беседе с учениками обетовал им послать Духа Святого, Утешителя, Который пребудет с ними во век, Духа истины, Который научит их всему и напомнит все, что Он Сам говорил им, и будущее возвестить им. Явившись после воскресения ученикам Своим, Господь преподал им благодатную силу Духа Святого со словами: " Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся " (Иоан. 20:22 и 23). И через десять дней по вознесении Своем, Господь, согласно Своему обетованию, ниспослал на учеников в день Пятидесятницы Духа Святого в виде огненных языков. Нисшествие в мир Духа Святого выразилось, во первых, в чрезвычайных дарованиях Апостолом в виде знамений, исцелений, пророчеств, дара языков, — и, во вторых, во всех благодатных силах, ведущих верных Христовых к духовному совершенствованию и ко спасению. В Духе Святом, в Его Божественной силе, " Даровано нам все потребное для жизни и благочестия " (2 Петр:1 и 3). Эти благодатные дары находятся в созданной Господом Его Святой Церкви на земле.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2222...

3) Сектант (штундо-баптисты) : Мы признаем и совершаем над крещенными возложение рук, но отрицаем Миропомазание; ибо о нем ничего не говорится в Св. Писании. Объяснение православного: Правда, первоначально св. Апостолы низводили на крещающихся дары Святого Духа чрез возложение рук, но потом, по указанной выше причине, то есть вследствие многочисленности крещающихся, они заменили его Миропомазанием; на это есть указания не только в книгах отцов и учителей Церкви первых времен христианства, но и в Писании, говорящем о получении верующими Святого Духа чрез Миропомазание. «Вы имеете помазание от Святого, говорит ап. Иоанн, и знаете все... Помазание, которое получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и не ложно, то чему оно научило вас, в том пребывайте“ ( 1Иоан. 2: 20 и 27). «Утверждающий нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» (2 Kop. 1: 21–22). Здесь «помазанием“ называется такое действие, которое, как и возложение рук, подает от Святого“ (то есть Духа Божия) знание истин веры («знаете все“) и научает ей («учит вас всему“), чрез которое Сам Бог, помазавший нас, «утверждает нас во Христе“, «запечатлевает нас и дает залог Духа в сердца наши“, то есть «помазанием“ здесь называется такое священное действие, которое подает нам научающие и укрепляющие в вере дары Св. Духа. И как печать кладется на свидетельстве для удостоверения личности человека или известных прав его, так и в Миропомазании кладется на человека печать благословенного мира в удостоверение того, что он принадлежит Богу и, получив дары Святого Духа, имеет право на общение с Богом. «Вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: Авва, Отче! Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии“ ( Рим. 8: 15–16 ). Само слово Христос (от греческого слова «хризо» (χρζω) – мажу и «хрисма“ (χρσμα), – помазание – означает «помазанник“ как и имя «христианин“ означает человека, принявшего помазание.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Братия! Слышанное ныне чтение из Апостола напоминает нам о великих благодеяниях Божиих, какими пользуемся мы, и о наших важных обязанностях, которые должны мы всегда исполнять. Апостол учит: «утверждающий нас с вами во Христе, и помазавший нас есть Бог». Апостольские слова относятся и к нам: и мы приняли веру во Христа, крестились во имя Святые Троицы, по учению Господа Иисуса Христа, и пребываем в сей вере, и надеемся чрез веру в Иисуса Христа получить спасение, по благодати Божией. И мы приняли помазание Святого Духа в таинстве Миропомазания: так и нас Бог запечатлел и дал залог Духа. По той печати, которую мы получили от Бога, мы именуемся христианами, как помазанные Духом Христа Спасителя, как ученики Его, Христа Спасителя и Бога нашего. По дару Божию, мы приняли Духа усыновления, которым взываем: Авва, Отче! Сей Дух свидетельствует духу нашему, что мы дети Божии. А если дети, то и наследники Божии, сонаследники же Христу, – если только с Ним страдаем, или Ему последуем, неся крест свой, чтобы с Ним и прославиться ( Рим.8:15–17 ). Братия! Берегите сии дары Божии; храните их как величайшее сокровище, в сравнении с которым ничего не значат все земные блага. Земные блага имеют некоторое значение только на земле, и при том на самое короткое время; а благодатные дары, которые Бог подает нам чрез Господа Спасителя нашего, силою Святого Духа, суть начаток тех великих благ, которые Иисус Христос обещает любящим Его в будущей жизни. Сии дары составляют и несомненный залог того, что обещанные блага действительно будут нам дарованы, если только мы пребудем верны Господу до последнего нашего издыхания. Господь Спаситель каждому из нас заповедует и обещает: буди верен даже до смерти, и дам ти венец живота (Алок. 2:10). Братия! храните сии дары Божии, стараясь всегда со всем усердием соблюдать заповеди Божии. Размышляйте чаще о важности сих благодатных даров, и о том, какое великое несчастье лишиться их чрез нарушение заповедей Божиих! Слышали вы, как много заботился и скорбел апостол Павел, узнавши о том, что некоторые из Коринфян не так живут, как надобно жить христианам. Слышали вы, как он, с великою скорбью и стесненным сердцем, проливая многие слезы, писал к Коринфянам послание, обличая грехи их, и призывая их к раскаянию и исправлению. Помыслите, братия: если св. Апостол столько заботился, скорбел и проливал слезы о грехах своих учеников; то как глубоко мы должны скорбеть и сокрушаться, когда сами повседневно грешим, когда не радеем о дарах Божиих, не заботимся о собственном спасении, беспечно предаемся рассеянности, утопаем в чувственных удовольствиях, или все время проводим только в житейских заботах и делах, не заботясь о будущей жизни, не помышляя ни о последнем суде, ни о вечных наградах, ни о вечных наказаниях.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Святой Дух вразумлял пророка Даниила, и Он же прохладил огонь вавилонской печи для трех праведных отроков, так что «в средине печи был как бы шумящий влажный ветер, и огонь нисколько не прикоснулся к ним, и не повредил им, и не смутил их» (Дан. 3: 50). Святой Дух во Христе Святой Дух являл Свою силу, Свои дары. Но Ветхий Завет – лишь путь к обетованному. Пророчество Иоиля: «излию от Духа Моего на всякую плоть» (Иоил. 2: 28) предполагало будущее время. Восстановление человека как храма Духа Святого стало возможно лишь с рождением на земле Того, храм тела Которого разрушили и в три дня Он воздвиг его (см.: Ин. 2: 18–22). Рай как Царство Святого Духа отверзся, когда явился Тот, Кто наконец-то сказал: «Ныне же будешь со Мною в Раю» (Лк. 23: 43). Пришел Святой святых, Чистейший самых чистых, и нам даровано освящение сокровенных глубин нашего сердца. Не полки филистимлян или аммонитян теперь ниспровергаются, ибо то всё были победы временные и земные. Теперь казалось бы непобедимые легионы злых духов в панике покидают одержимых людей, едва рядом появляется Он, «исполненный Духа Святого» (Лк. 4: 1). О Нем сказал Предтеча Иоанн: «Я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем. Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: “на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым”. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий» (Ин. 1: 32–34). Святой Дух пребывал с Ним как с Сыном Божиим изначала. И тайна Боговоплощения совершилась под Его священным покровом. Где вершится Божия Тайна, там всегда действует Дух Святой. И потому Воплощение Сына Божия совершилось при Его сокровенном участии. Потому и архангел Гавриил возвестил Пречистой Деве: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк. 1: 35). Святой Дух есть Дух Святыни. С Рождением Христа в мир пришла подлинная Святость – от Святости неразрывен Дух Святой. В Ветхом Завете отдельные люди принимали от Духа те или иные дары, принимали как временное служение. В Новом Завете действует Тот, Кто раздает дары Духа Святого как силу, возрождающую к вечности.

http://pravoslavie.ru/131649.html

Сектант: 3) Мы признаем и совершаем над крещенными возложение рук, говорят штундо-баптисты, но отрицаем Миропомазание, ибо о нем ничего не говорится в Св. Писании. Объяснения православного: 3) Правда, первоначально св. Апостолы низводили на крещающихся дары Святого Духа чрез возложение рук, но потом, по указанной выше причине, то есть вследствие многочисленности крещающихся, они заменили его Миропомазанием; на это есть указания не только в книгах отцов и учителей Церкви первых времен христианства, но и в Писании, говорящем о получении верующими Святого Духа чрез Миропомазание. «Вы имеете помазание от Святаго, говорит ап. Иоанн, и знаете все... Помазание, которое получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и не ложно, то чему оно научило вас, в том пребывайте» ( 1Ин. 2:20 и 27). «Утверждающий нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог , Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» ( 2Кор. 1:21–22 ). Здесь «помазанием» называется такое действие, которое, как и возложение рук, подает «от Святаго» (то есть Духа Божия) знание истин веры («знаете все») и научает ей («учит вас всему»), чрез которое Сам Бог, помазавший нас, «утверждает нас во Христе», «запечатлевает нас и дает залог Духа в сердца наши», то есть «помазанием» здесь называется такое священное действие, которое подает нам научающие и укрепляющие в вере дары Св. Духа. И как печать кладется на свидетельстве для удостоверения личности человека или известных прав его, так и в Миропомазании кладется на человека печать благословенного мира в удостоверение того, что он принадлежит Богу и, получив дары Святого Духа, имеет право на общение с Богом. «Вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: Авва, Отче! Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии» ( Рим. 8:15–16 ). Само слово Христос (от греческого слова «хризо» – мажу и «хрисма» – помазание) – означает «помазанник» как и имя «христианин» означает человека, принявшего помазание.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Без проповеди, говорит ап. Павел, не может быть и веры: как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего? И как проповедовать, если не будут посланы? ( Рим.10:14–15 ). А посланничество на проповедь апостолы, получивши от Христа, передали и преемникам своего служения, пастырям и учителям чрез священное руковозложение. Таким образом ясно, что в словах Евангелия Иоанна о научении всех от Бога ничего не говорится о праве каждого христианина заниматься делом евангельской проповеди. Пророчество же Иоиля об излиянии Святого Духа на всех людей тоже исполняется в православной Церкви чрез преподание людям благодатных даров в таинствах. На всякую плоть… т. е. на всех людей, желающих и достойных принять дары Св. Духа, независимо от того, к какому племени и народу принадлежит известный человек. Словом пророчество здесь указывается на общее действие Св. Духа в приемлющих дары Его, а не на частный дар Св. Духа, выражающийся в предсказании будущего. И в словах ап. Павла: когда вы (христиане) сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование: всё сие да будет в назидание. Если кто говорит на незнакомом языке, говорите двое, или много, трое, и то порознь, а один изъясняй ( 1Кор.14:26–31 ; Кол.3:16 ) – не заключается ничего, свидетельствующего о всеобщем праве каждого христианина проповедовать Евангелие в обществе людей. В вышеуказанном месте ап. Павел говорит о необыкновенных, чудесных дарованиях, даре пророчества, даре говорения на ином языке, даре истолкования речи говорящего на ином языке или пророчествующего. В апостольское время, в Церкви Христовой эти чрезвычайные дарования были обильны, – особенно в Коринфе. Эти дары проявлялись у христиан особенно в молитвенных собраниях. Иногда бывало так, что одновременно несколько христиан получали эти дары: один – дар пророчества, другой – дар говорения на ином языке, третий – дар истолкования. В вышеуказанном месте ап. Павел делает наставление, чтобы христиане, получившие какой-либо из вышеуказанных даров, не говорили одновременно в несколько голосов, но один за другим, чинно, по порядку.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Особые Дары Духа Святого не носили всеобщего характера, а были исключительным явлением. Потому утверждения о том, что крещение обязательно должно в каждом случае сопровождаться получением особых Даров, противоречит Писанию и историческим фактам в Апостольского времени. То, что имеет место в сектах при Крещении Духом Святым может быть идентифицировано только с воздействием бесов на человека (дополнительно см. ниже разделы о прелести, ложных чудесах, глоссолалии), а человек оказывается вообще некрещенным. Православное учение о получении даров Святого Духа – Миропомазании Апостолы после крещения возлагали руки на новопросвещенных и те получали Дары Святого Духа. Уже сами Апостолы ввели миропомазание, заменившее возложение рук. О Миропомазании упоминается неоднократно: 1Ин.2:20,27 ; 2Кор.1:21–22 . Его введение имело причины практического характера – со временем число крестящихся увеличилось, Апостолы и епископы были неспособны на всех возложить руки, и, чтобы это таинство могли совершать и пресвитеры, было введено Миропомазание. Миро освящают епископы. В принципе, православный епископ может совершить таинство возложением рук, но это вышло из обихода. То, что получение Даров Святого Духа не является частью крещения, не является крещением Духом и огнем, было рассмотрено выше, здесь же отметим, о каких Дарах идет речь. В крещении человек рождается заново и после этого получает Дары Святого Духа. Необходимость следует из того, что Апостолы сообщали их после крещения всегда. Даже специально были посланы апостолы Петр и Иоанн в Самарию, где они возложили руки на уже крещенных, а ведь те времена не было транспорта и, скорее всего, Апостолы десятки километров шли пешком. В тексте нет ни малейшего даже намека на то, что прибывшие Апостолы совершили крещение: «Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святаго. Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса». 197

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

Так Господь Иисус, и вознёсшись с прославленным телом Своим на небо, невидимо пребывал с Апостолами, и Апостолы, облёкшись силой свыше, проповедаша всюду, Господу поспешствующу, и слово утверждающу последствующими знаменьми (Mp.16:20)! 5. Чрезвычайные дары Святого Духа в первенствующей Церкви Христовой Дух Божий, торжественно сошедший в день Пятидесятницы, излился не на одних Апостолов, но и на всех бывших в горнице сионской; ибо сказано: и исполнишася вси 644 Духа свята, и начаша глаголати иными языки ( Деян.2:4 ); – и сошёл Дух Святой в Христову Церковь , дабы пребывать в ней до скончания сего мира. Ибо Спаситель обещал послать им от Отца Всесвятого Духа на все времена: Аз умолю Отца, говорил Он, и иного Утешителя даст вам, да будет с вами в век ( Ин.14:16 ). Для насаждения и утверждения Церкви Христовой по разным странам мира, угодно было Богу, чтобы Дух Святый не только в Апостолах, но и в других членах единого тела Христова – Церкви, обнаруживался в дарах чрезвычайных. Сии дары встречаем в первенствующей Церкви Христовой как при жизни Апостолов, так и после них. а) Чрезвычайные дары в Церкви Христовой при жизни Апостолов 1 . Апостолы, как избранные сосуды Святого Духа, были сами раздаятелями чрезвычайных даров благодатных. Так, когда Апостолы, услышав, что жители Самарии приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, – сии, пришедши к ним, помолились, чтобы они получили Святого Духа; ибо Он ещё не сходил ни на одного из них, а только они были крещены во имя Господа Иисуса; возложили на них руки, и Дух Святой сошёл на них видимым образом ( Деян.8:14–15 ). Также в Кесарии, когда Пётр в доме; сотника римского предлагал приготовительное поучение о спасении чрез Иисуса Христа, Дух Святой сошёл на всех слушавших, и веровавшие из обрезанных изумились, видя, что дар Святого Духа излился и на язычников. Ибо слышали их говорящих на иностранных языках, и величающих Бога ( Деян.10:44–46 , слич. Деян.11:15–17 ). Апостол Павел, пришедши в Ефес и найдя там некоторых учеников, спросил их: получили ли вы Святого Духа по уверовании? Они отвечали ему: мы даже не слыхали, есть ли Дух Святой. Он сказал: как же вы крестились? Они сказали: крещением Иоанновым. Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, проповедуя людям, чтобы веровали в Грядущего по нём, то есть во Христа Иисуса. Услышав сие, они крестились во имя Господа Иисуса. И по возложении рук на них Павлом нисшел на них Дух Святой, и они стали говорить иными языками и пророчествовать ( Деян.19:1–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

18 . Исаия почти за тысячу лет видел Сион как кущу, тогда как град этот еще стоял, был украшен торжищами и был во славе, и другой пророк говорит: Сион распахан будет как поле ( Мих.3:12 ), предсказывая то, что ныне при нас исполнилось. Примечай же точность в пророчестве; оно говорит: И осталась дщерь Сиона, как шатер в винограднике, как шалаш в огороде ( Ис.1:8 ). Ныне на местах этих везде почти огуречные гряды. Видишь ли, как святых просвещает Дух Святой? Итак, смотри, чтобы вместо Его, по причине сходства названия, не принять тебе другого духа, но старайся находить точные признаки. 19 . Если тебе, когда ты сидишь, приходит мысль о чистоте или девстве, то это Святого Духа учение. Не часто ли видим мы, что девица, быв уже при брачном ложе, убегала от оного, будучи Духом Святым научаема девству? Не часто ли видим, как славный царедворец презирал богатство и достоинства, будучи научаем Духом Святым? Не часто ли видим, что юноша, узрев красоту телесную, закрывал глаза, удалялся, чтобы не видеть ее, и таким образом избегал осквернения? Ты хочешь знать, от чего произошло это: Дух Святой научил душу юноши. Столько в мире лестных выгод, но христиане ничего не имеют. Отчего? По внушению Духа Святого. Неоцененный поистине дар, Святой и благий Дух. Праведно мы крещаемся в Отца и Сына и Святого Духа. Человек, еще будучи во плоти, противоборствует многим самым свирепым духам нечистым. И часто нечистый дух, которого многие не могли смирить железными узами, смиряем был молитвословием того, в ком обитала сила Духа Святого: и одно дуновение заклинающего бывает огнем для этих невидимых врагов. Итак, мы имеем великого от Бога Поборника и Предстателя, великого Церкви Учителя, великого Покровителя. Не станем страшиться злых духов, ни самого диавола, ибо Защитник наш более; только отверзем Ему двери. Ибо Он, обходя всюду, ищет достойных, ищет, чтобы сообщить кому-либо дары Свои. 20 . Утешителем же называется Он потому, что утешает, увещевает и облегчает немощь нашу. Ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными ( Рим.8:26 ), очевидно, что перед Богом. Часто бывает, что кто-нибудь терпит за Христа несправедливое озлобление и бесчестие: настает мученический подвиг, отовсюду муки, и огонь, и мечи, и звери, и бездна. Но Дух Святой внушает, говоря: Надейся на Господа ( Пс.26:14 ). Человек! не важно то, что происходит с тобой, а дары велики: не долго здесь потрудившись, вечно будешь жить с Ангелами. Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас ( Рим.8:18 ). Он изображает человеку Царство Небесное, показывает и рай сладости; и мученики, по необходимости предстоя перед судами лично в теле, силой Духа находясь уже в раю, презирали видимые ими жестокости.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Обладающие особыми дарами Духа противопоставляли себя как тем, кто не имел особых даров, так и тем, кто имел другие дары. Они игнорировали других членов церкви, или, может быть, ставили себя над церковью, или, наконец, считали только себя церковью. Это было нарушением единства местной церкви, но не столько в ее целостности, сколько в различении в этой целостности множества членов. В местной церкви ни один член ее не может обойтись без другого, каково бы ни было их положение в теле. Жизнь в Церкви есть жизнь в Духе – «en pneumati» ( Рим. 8,9 ). Все одним Духом крестились в одно тело и одним Духом все напоены. Тот же Дух, через которого мы вступаем в Церковь и в котором мы пребываем в Церкви, раздает каждому особо дары. Эти дары даются не сами по себе, а для служения Церкви и в Церкви. Целостность Церкви есть целостность «одного», т. е. Христа в Его теле, но тело состоит не из одного члена, а из многих. Ни различие даров, ни различие служений не нарушают онтологического единства всех членов Церкви, т. к. различие в теле не онтологической, а функциональной природы. Как бы ни были значительны функции, которые исполняются поставленными на служение членами, они не составляют Церковь . «Все ли апостолы? Все ли пророки? Все ли учители...» ( 1Кор. 12,29 ). И те, и другие, и третьи только члены тела Христова, но не все тело. Они не могут существовать сами по себе без тела. По своей природе они одинаковы, т. к. у всех один и тот же Дух, через которого они становятся членами тела Христова. Они различаются только по служению, которое основано на дарах того же Духа. По своей природе никто не может ставить себя в Церкви выше другого, а тем более выше Церкви. «Одно тело и один Дух... Один Господь, одна вера, одно крещение. Один Бог и Отец всех...» ( Еф. 4,4–6 ). Поэтому «дары различны... и служения различны... и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех» ( 1Кор. 12,4–6 ). 3 . Во всех списках даров и служений ап. Павла нет указаний ни на харизму священства, ни на служения священства, ни на лиц, которые облечены этими служениями 141 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010