Кто ходит непорочно. Это максима, которая была ещё Аврааму сказана: ходи предо Мною и будь непорочен (см. Быт. 17:1 ). О Ное: Ной был непорочен, Ной ходил пред Богом (см. Быт. 6:9 ). Об Иове характеристика: Иов был непорочен и уклонялся от всякого зла (см. Иов. 1:1 ). Так вот, ходи предо Мною и будь непорочен. Вот он  и говорит: И кто говорит истину в сердце своем, не клевещет языком, не делает искреннему своему зла. Давайте выполнять эту половину: не будем делать искреннему своему зла. На добро, скажем, сил нет. Ну хоть давайте зла то не делать. Вот давайте не делать друг другу зла. Да водворится, понимаете, Рай на Земле. А за это Господь даст силы и добро делать. Хоть понемножку, но будет делать. Потому что не может человек такой не плодоносить. Он невольно будет плодоносить. Теперь. Посмотрите, что за псалом дальше. Господи, помилуй. Смотрите, 17-й псалом: «Раба Господня Давида, который произнес слова песни сей к Господу, когда Господь избавил его от рук всех врагов его и от руки Саула. И он сказал: Возлюблю Тебя, Господи, крепость моя! [Сколько нам милости Господь даёт, каждый из нас припомнит: сколько нам милости Господь дал за нашу-то жизнь? Вот взяли бы и составили псалом после каждого. Так вот нету такого у нас. Хоть стишок бы какой написали. Мы псалмов-то не можем составить, но какой бы ни будь стишочек благодарственный в рифму бы и написали. Нету. Как, понимаете, бетонные идём. Вот шагаем, как бетонные. Только и ждём, что сделает нам Господь хорошего. Да. И смотрите, он и говорит в этом 17-м псалме: Возлюблю Тебя Господи, крепость моя! Мы таких-то и слов-то не находим] Господь – твердыня моя и прибежище мое, Избавитель мой, Бог мой – скала моя; на Него я уповаю; щит мой, рог спасения моего и убежище мое. Призову достопоклоняемого Господа и от врагов моих спасусь». А вот дальше этот псалом, как он воззвал в тесноте своей – 7-й стих – я призвал Господа. Когда он призвал? 6-й стих отвечает, когда: «цепи ада облегли меня, и сети смерти опутали меня. Вот, в тесноте моей я призвал Господа и к Богу моему воззвал». Можно представить, как он воззвал, что Господь услышал его – «...от чертога Своего голос мой, и вопль мой дошел до слуха Его». А дальше что произошло, вы и прочитаете.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Мф. 3, 10 ). Что до ошибок, которые при желании можно найти у святых отцов, то здесь можно вспомнить слова св. Максима Исповедника , который в предисловии к своим Четырем сотням глав о любви говорит, что их чтение может оказаться душеполезным по благодати Божией, если кто будет читать не с пытливым духом, а со страхом Божиим и любовью. Кто же сию или другую какую книгу станет читать не для духовной пользы, а для уловления речений на укор писавшему, дабы тщеславно показать себя более знающим, нежели он, тому нигде, никогда ничто полезное не откроется (Добротолюбие. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992, т. 3, с. 163). И еще, если Вы еще не устали от цитат, хочу Вам привести слова из книги Притчей Соломоновых, где Премудрость (в которой обычно Святые Отцы видят образ Самого Иисуса Христа) возглашает на улице и на площадях. Дальше как бы вывернута наизнанку цитата, на которую он ссылается: Мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали ( Мф. 11, 17 ), т.е. здесь при сходных словах смысл уже совсем иной. Итак, Премудрость возглашает на улице, на площадях... Я звала, и вы не послушались; простирала руку мою, и не было внимающего; и вы отвергли все мои советы, и обличений моих не приняли. Зато и я... порадуюсь, когда придет на вас ужас, как буря, и беда, как вихрь принесется на вас; когда постигнет вас скорбь и теснота. Тогда будут звать меня, и я не услышу; с утра будут искать меня, и не найдут меня. За то, что они возненавидели знание и не избрали для себя страха Господня, не приняли совета моего, презрели все обличения мои; за то и будут они вкушать от плодов путей своих и насыщаться от помыслов их ( Притч. 1, 20–31 ). Сохрани нас, Господи, от таких плодов! Как тут не вспомнить слова одной из стихир, посвященных засохшей смоковнице и поющихся в Церкви в Великий Вторник: Изсохшия смоковницы за неплодие, прещения убоявшися, братие, плоды достойны покаяния принесем Христу, подающему нам велию милость. Молитвами преподобного Максима Исповедника да подаст Господь и Вашей душе мир и велию милость! Дальше подпись моя, затем приписка о. Артемия, чтобы немного смягчить впечатление от таких суровых «проречений» в цитатах: Мир Вам, Романе любознательный человече. А дальше я указываю число, которое неожиданно для меня самой тоже оказалось связанным со смыслом письма: 26.08.95 г. Память икон Страстная и Умягчение злых сердец, а также день свт. Тихона Задонского и преподобного Максима Исповедника .

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Мы обращаемся опять к Ин. Через все Евангелие проходить резкое противоположение Бога и мира. Мф. – во власти греха и диавола (ср., особенно, гл. VIII). Но Бог так возлюбил мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную ( Ин.3:16 ). Спасение обусловлено верою. Его обычно понимают, как изъятие из мира по признаку веры. Но мысль развивается дальше. Следующий стих имеет более общее значение и поясняет уже сказанное: ибо не послал Бог Сына в мир, чтобы осудить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него ( Ин.3:17 ). Как понимать спасение мира? Ограничительное толкование имеет точку опоры в том, что дальше говорится о вере, о суде, о свете и тьме. Но понимание спасения мира в абсолютном смысле остается в силе, как некая возможность. Она могла бы быть защищаемая ссылками на Прощальную Беседу. Что есть познание мира, о котором Господь говорит ученикам ( Ин.14:31 ) и в Первосвященнической молитве просит Отца ( Ин.17:23 )? Не вдаваясь в филологический анализ глагола γιν σκω, которым обозначается в этих случаях познание, и в котором иногда видят мысль о существенном единении познающего субъекта с познаваемым объектом, нельзя не отметить, что наряду с познанием, упоминается вера. Единение верующих в Отце и Сыне имеет целью: да уверует мир, что Ты послал Меня ( Ин.17:21 ). Вера, как мы видели, есть условие спасения, необходимое и достаточное. Вера мира есть спасение мира. Речь идет о мире в целом, не об изъятии спасаемых из мира. Ссылки могут быть умножены. Обличение мира Духом Утешителем ( Ин.16:8–11 ) и свидетельство миру – учеников и Духа ( Ин.15:26–27 ) – не имеет ли своею целью то же спасение мира? В последней беседе перед народом после небесного гласа Господь говорит: когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе ( Ин.12:32 ). Древние толкователи понимали «всех» в смысле иудеев и язычников 16 , т.е. в смысле коллективов безотносительно к судьбе составляющих их индивидов. Оправдано ли это толкование? Мы не позволяем себе идти дальше вопроса. Но не замечательно ли, что именно в Ин., с его резким противоположением Бога и грешного мира, мысль о спасении мира проходит через всю книгу, никогда не сосредоточивая на себе ударения, но никогда и не выпадая из ткани евангельского учения? Не о том же ли думал и ап. Павел, когда в Риме подводил итог своей философии истории такими словами: всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать ( Рим.11:32 )? Кого «всех»? Коллективы или единицы? И как понимать, несколькими стихами ниже, заключительное славословие: все из Него, им и к Нему. Ему слава во веки, аминь ( Рим.11:36 )? Связь между Иоанном и Павлом не может быть случайною. Завершая новозаветное откровение, Иоанн имел за собою Павла.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

Неужели возможно допустить, что честолюбие руководило теми великими праведниками земли Российской, святые мощи которых и доныне покоятся в подземных коридорах Киево-Печерской Лавры? Честолюбцы, конечно, не уходят во тьму подземную, а стремятся быть всеми видимы при ярком свете и на высоких местах. Они не страшатся слов Христовых: «Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?» (Ин. 5, 44). Всякая честь от людей была невыносима очень многом преподобным, уходившим все дальше и дальше в лесные дебри, когда слава о их святой жизни приводила к ним искавших наставления и руководства. А блаженные юродивые так ненавидели славу от людей, что всеми силами искали того, что совершенно противоположно чести, — насмешек, издевательств, ругательств и побоев — и для этого притворялись лишенными ума. Такой вершины смирения и нищеты духовной достигали только очень немногие избранники Божии, но и мы приблизимся несколько к ним, если твердо запомним слова Христовы: «Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную» (Ин. 12, 25). Как можно любить душу свою, если она полна низких страстей и честолюбия? О нет, никак, никак! Надо возненавидеть ее. Надо с великим вниманием преклонить ухо свое к тому, что дальше говорит Христос: «Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой» (Ин. 12, 26). Неужели же не безумие предпочитать славу от людей, таких же грешных и недостойных, как мы, безмерно драгоценной и вечной славе от Самого Отца Небесного? Возненавидим же славу от людей и будем помнить слово, сказанное Господом Иисусом Христом: «…что высоко у людей, то мерзость пред Богом» (Лк, 16, 15). Неужели будем стремиться к тому, что внушают нам бесы честолюбия, и что мерзко пред Богом, а не пойдем по пути Христову, пути страданий, за которые почтит нас Отец Его Небесный?! Да не будет! Да не будет этого с нами! Аминь. 1958 г. Мы — Христово благоухание

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2285...

Но вообще если подумать, то в этом слове ничего плохого нет. Меня всегда интересовало то, что Христос просто почему-то не указывал то, что протестанты говорят: Писание – это хлеб. Лука пишет в Лк.1: я тебе пишу, достопочтенный Феофил, чтобы ты был твёрдо наставлен в том учении, которое было. То есть апостол Павел говорил вообще об учении, то, что Писание полезно для научения, для наставления. Апостол Павел говорит: вникай в себя и в учение, ибо так поступая, и себя спасёшь и слушающих тебя. То есть само учение жизненно важно. А Иаков говорит: и прошу вас подвизаться за веру, однажды преданную святым. Или 1Ин., он пишет: итак, что вы слышали от начала, то и да пребывает в вас; если пребудет в вас то, что вы слышали от начала, то и вы пребудете в Сыне и в Отце» ( 1Ин.2:24 ). То есть в Сыне и в Отце естественно пребывать в Церкви, то есть то, что вы слышали от начала, самое первое, что они слышали. А тут нам новое постоянно, «Новое поколение» – это же новое. И тут несхождение начинается. Ты понимаешь, что приезжает один пастор, тебе в воскресенье рассказывает, например, о спасении. Спасение, что мы уже спасены по факту. То есть если человек покаялся, он уже спасён. Приезжает другой, например, Ледяев, он говорит: спасение – это процесс и событие как бы одновременно, то есть ты не можешь сказать, что ты уже спасён, он уже другую тему толкает. Но не может же быть так в учении! Это как в математике, дважды два четыре, и всё. И один говорит одно, другой говорит другое. И тут ты видишь действительно, что у них на руках Библия как обоюдоострый меч, и просто каждый человек, который начинает трактовать Писание, если он своими мыслями, своим умом это трактует, он обязательно попадает в этот капкан. Это меня тоже остановило сильно. Я понял, что именно эти слова апостола Павла «вникай в себя и в учение», я стал искать именно это учение. В 1Ин., «что вы слышали от начала», и я понял, что действительно надо вернуться в начало, посмотреть, пройти немножко дальше, что там говорили дальше ученики, и действительно вот это первое учение Христа, которое неповреждённое, и потом уже оттуда смотреть, что дальше.

http://azbyka.ru/way/beseda-byvshih-prot...

Но нужно отдать должное, что Давид без ропота нёс эту епитимию: хотя за покаяние Господь простил его, но сказал: «зло от дома твоего не отойдёт вовек». – Всю жизнь ты будешь терпеть. Вот он это принял, и во многих псалмах своё внутреннее состояние и изобразил. И если мы не будем знать истории царствования Давида, мы не поймём многих псалмов по содержанию. Ибо они написаны как раз по поводу разных случаев, какие были с ним. И надо обязательно читать эти надписи , и вы тогда поймёте, почему псалом такой. сейчас посмотрим некоторые Псалмы, и поймём, почему они такого содержания]. Он построит дом имени Моему [а здесь под Домом разумеется не Династия, а Храм. Храм действительно построит Соломон. А вот дальше:], и Я утвержу престол царства его навеки. [Здесь нужно подумать. Династия Давида также исчахла и прекратилась. Мы видим: Иосиф, Дева Мария – простые, никому не известные люди из дома Давидова. Дом Давидов оскудел – значит, здесь речь навеки идёт уже о Христе, сыне Давидовом, и Его Церкви: Христос и будет Тот, дом Которого, Церковь Которого будет стоять навеки. Дальше:] Я буду ему отцом [Соломону], и он будет Мне сыном; и если он согрешит, Я накажу его жезлом мужей и ударами сынов человеческих; но милости Моей не отниму от него, как Я отнял от Саула, которого Я отверг пред лицем Твоим. [Вот Соломон и был очень наказан, но милости Своей Господь полностью не отнял. Это, очевидно, ради Давида. Дальше:] И будет непоколебим дом твой и царство твое на веки пред лицем Моим, и престол твой устоит вовеки. [ ни к Давиду ни к Соломону относиться не могут. Они только относятся ко Христу, к Царству Христову, а Царство Христово – это Его Церковь ]. Все эти слова и все это видение Нафан пересказал Давиду» ( 2Цар. 7:4–17 ). Затем с 18-го стиха: он пошёл наутро в Скинию благодарить Бога за такое откровение, что Господь не только открыл ему, но и будущее ему возвестил, что именно из его рода будет Мессия. И вот это его и радовало. Всё царствование Давида в Иерусалиме – тридцать три года плюс семь – 40 лет прошло в безконечных войнах.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

– Оказывается, друзья, сказал миссионер, что вас гонят-то не за благочестие, а за проступки – и прочитал слова ап. Петра: «Что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу» ( 1Пет.2:20 ). И слова ап. Павла: «Только живите достойно благовествования Христова, чтобы мне, приду ли я и увижу вас, или не приду, слышать о вас, что вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру евангельскую» ( Флп.1:27 ). Миссионер остановился было на этом, но штундисты, в несколько голосов зараз прокричали: «А читайте дальше? Дальше читайте»!.. Дальше следовал их излюбленный стих 29-й: «Потому что вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него». Как-только миссионер прочитал этот стих, штундисты загалдели: «вот это оно и есть; вот это и сбывается на нас теперь». Но миссионер предложил им выслушать и следующий стих: (страдать за Него) «Таким же подвигом, какой вы видели во мне, и ныне слышите о мне». После этого миссионер спросил штундистов: таким ли подвигом они страдают за Христа, каким страдал ап. Павел и прочие апостолы? Те молчали, а миссионер прочитал ещё 2Кор.11:23–29 , о страданиях и лишениях, какие претерпел ап. Павел, и объяснил, что штундисты ничуть не терпят того гонения за Христа, какому подлежали апостолы и первые христиане. Кто-то возразил, что и их, как апостолов, гонят из села в село, из волости в волость, бьют, ненавидят, продают. При этом Адриан спросил: в таком случае объясните, где же теперь то гонение? Есть ли оно? На ком-нибудь должны же и теперь сбываться слова Апостола? Миссионер объяснил, что и теперь гонят за веру Христову наших миссионеров между язычниками или, напр. армян гонят турки и подробно рассказал о тех насилиях (в Вене), какие чинили турки над армянами. Последнее чтение было очень целесообразно, ибо штундисты не воображали больших страданий, чем какие якобы терпят они, и уверены были, что на них именно и сбываются слова Спасителя о гонениях ( Мф.10:16–25 ). Здесь весьма кстати обратился к штундистам слепец-начетчик, сказав:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Они превышают наше разумение». Нам многое не открыто, а приоткрыто лишь слегка. Вот и нужно этим довольствоваться и не буравить бы дальше. Вот Его максима: Въ скорбни будете (см. Ин. 16:33 ), а объяснений дальше не даётся. Почему это мы в должны быть скорбны? Кому эти скорби нужны? Какую они играют роль? Не даётся объяснения. Но – закон. Это парадокс религиозный, и мы его должны принимать как он звучит. Нет! Начинаем объяснять. А почему это скорби? А кому они ? Удовлетворение правде Божией. Да что это за выражение – «удовлетворение правде Божией»? Что – Отец Небесный получил удовлетворение, когда увидел Сына распятым? Ничего себе «удовлетворение»! Значит, мы где-то начинаем путаться, потому что мысль изнемогает. Вот нужно бы положить предел этой мысли. Когда мы доходим до вот таких пределов, надо озаботиться и дальше не идти. Потому что все ереси возникли не потому? что этот человек еретик, исчадье диавола. Прекраснодушные люди, образованнейшие философы, но они не остановились вовремя. Вот нужно вовремя остановиться. «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию [и дальше] се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам; однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесех». А человек только и стремится – овладеть вот этими магическими силами и иметь в своём подчинении духов. Он сам как сатана становится! Этот хочет видеть себе в подчинении. Господь хочет видеть нас в послушании, а этот хочет видеть нас в подчинении, в рабстве. И мы, вот – непреодолимое желание овладеть магическими какими-то энергиями, космическими силами, чтобы потом использовать их по своему усмотрению. Это бесовщина чистой воды. А Спаситель-то о чём говорит? Вы не этому радуйтесь, что духи вам повинуются; но радуйтесь тому, что имена-то ваши написаны на небесах. А то, что духи повинуются, – этот дар может быть мгновенно отнят. Вот сегодня повинуются, а с завтрашнего дня повиноваться не будут, потому что где-то я сотворил такое, что меня Господь лишил этого дара.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

«Отче! Пришел час: прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя» — таким торжественным восклицанием начинает Господь эту молитву. Наступил час Моих страданий: дай Мне проявить в этот час всю силу любви Моей к Тебе и к созданному Тобой миру, чтобы через предстоящий Мне подвиг искупления человечества явилась слава Твоя. «Так как Ты дал Ему власть над всякой плотью...» Отец предал Сыну весь род людской, чтобы Он устроил его спасение и даровал людям жизнь вечную. Вечную жизнь Господь определяет, как познание Бога и посланного Им Искупителя мира. Перед духовным взором Господа все дело Его представляется уже оконченным, а потому Он говорит: «Я прославил Тебя на земле...» Теперь Ему следует уже и по человечеству войти в славу Божественную, о чем Он и молит: «И ныне прославь Меня Ты, Отче, славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира.» Это первая часть молитвы Господа о Себе (1-5 ст.). Окончив молитву о Себе, Господь молится дальше об учениках Своих (с 6 по 19 ст.), о тех, кому Он передает теперь дело распространения и утверждения на земле Своего Царства. Господь как бы дает отчет Богу Отцу о том, что сделано Им: Он открыл Своим ученикам полное и правильное понятие о Боге, и они стали особыми Божиими избранниками, приняв Божественное учение, принесенное от Отца Сыном Божиим, и уразумели тайну Божественного домостроительства. Далее Господь молится о Своих учениках, чтобы Отец Небесный взял их под Свое особое покровительство в этом враждебном для них мире, в котором они остаются одни, после отшествия Господа, и сохранил их чистыми и святыми, в духовном единении веры и любви между собой, единении, подобном единению Бога Отца и Бога Сына. Господь говорит дальше, что Он, будучи в мире, ограждал их от падения, и «Никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется писание» (Иуда предатель), то есть согласно пророчества псалма 40:10. Моля Отца о сохранении учеников Своих от всякого зла в этом возненавидевшем их мире, Господь просит освятить их Словом Божественной истины, то есть сообщить им особые благодатные дары для успешного служения распространению учения истины по всему миру. Господь говорит дальше, что Он посвящает Себя за них, —приносит Сам Себя в жертву, дабы они последовали стопам Его и стали бы свидетелями и жертвами за истину.

http://sedmitza.ru/lib/text/430496/

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 4 дня 5.2 Знание приходит быстро, но чтобы усвоить его, нужно время, и порой много времени. 26. «…Что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши?» (Лк. 242:38). Зарплата Получил человек зарплату, положил в карман пальто и пошел домой. По пути встретил знакомых, постояли, поговорили, попрощались. Идет человек дальше, сунул руку в карман, а денег-то и нет. «Украли? Да кому красть-то? Может, потерял, когда с друзьями разговаривал?» Побежал обратно, искал, искал, ничего не нашел. «Или подобрал кто, или не здесь выпали?» Пришел он домой мрачнее тучи. Снял пальто и говорит жене: «Я, кажется, деньги потерял. А может, – украли…» – «Да будет сочинять-то, – отвечает жена. – А куда ты деньги положил?» – «Да в карман пальто». Жена опустила руку в карман – а там дыра. Просунула руку дальше и говорит: «Да здесь деньги! За подкладку завалились». – «Надо же! – обрадовался человек. – А я чего только не передумал!» 27. «Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек.» (Ин. 8:51). Не из нашего села В далекое горное село приехала археологическая экспедиция. Встретились археологи с местными жителями, завязалась беседа. «Что в наших краях искать будете?» – спрашивают сельчане. «В вашем районе обнаружены следы пещерного человека, – отвечают археологи. – Вот его и будем искать». – «Пещерного? – удивляются жители. – Да у нас такого отродясь не было». – «Это точно, – кивают старики. – Мы каждого человека здесь знаем, а о пещерном и не слышали». – «Да он давно умер», – объясняют ученые. «А! Если давно, то, точно, не из нашего села!» 28. «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем [надобно] судить духовно.» (1Кор. 2:14). От себя не уйдешь ! Двое геологов зимовали на горной базе. Работы у них было немного, а свободного времени – предостаточно. Начался большой снегопад, и их домик завалило снегом. Один из геологов не знал, чем себя занять. «Ты полежи», – посоветовал ему товарищ, читавший книгу. Тот было послушался, но немного погодя снова поднялся. «А теперь что делать?» – прозвучал риторический вопрос. «Займись чем-нибудь», – снова откликнулся тот, кто читал. Второй геолог взялся пересматривать образцы пород. Через некоторое время вновь раздался голос: «Так, это дело закончил, а дальше что?» – «Ну, почитай…», – отозвался его друг. «Да все книги уже перечитаны, – жаловался заложник стихии. – Тут что ни делай – все одно и то же! От себя не уйдешь!» – «Правильно, – согласился его стойкий товарищ. – Уходить и не нужно. Ты просто забудь о себе, и успокоишься».

http://isihazm.ru/1/?id=126

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010