5. Прилагаемое при сем письмо к Николаю Григорьевичу Михайлову просить Вас передать ему и, согласно этого письма сдать ему все дела, счёты, книги, кассу и инвентарь Императорского Православного Палестинского Общества в Иерусалиме. Уведомляя Вас о таком состоявшемся постановлении Совета прошу Вас принять уверение в истинном моем почтении и совершенной преданности (Подп.) Д. Ф. Кобеко АВП РИ, ф. РИППО, оп. 873/1, д. 24, л. 202–203. 219. Письмо секретаря ИППО В. Н. Хитрово уполномоченному Общества в Иерусалиме Д. Д. Смышляеву С.-Петербург, 17 июля 1889 г. Отпуск. Что хотите, дорогой друг Димитрий Димитриевич, чтобы я сказал Вам относительно предположения о будущности наших учреждений в Иерусалиме. Не академическое же сочинение писать о вреде пожаров и о мерах к их пресечению, когда дом горит. А между тем мы именно находимся в этом положении. Чего добивались, добились. Очевидно, подняв против себя всё и всех. Среди этой поднявшейся бури, из которой мало выйти, но нужно войти в порт. И в эту самую минуту рулевой, на которого я полагался, бросает руль, говоря: не могу. Сердиться, если бы даже это к чему-нибудь и служило бы, я не могу, ибо этому рулевому я обязан, что судно 4 года плавало, не могу сердиться и потому, что коли он бросил руль, значит далее не может. В эту минуту думаем об одном, как бы схватить руль, кого поставить рулевым, а не о том, как будем в нормальное время управлять судном. Поэтому не ждите от меня академических диссертаций, было время для них и мне прошлым летом, было время и нынешнею зимою. Тогда они Вас не интересовали, не посетуйте, если я теперь не в состоянии их делать. Будь это в другое время, я был бы теперь в Иерусалиме. Теперь я сижу и управляю канцеляриею Министерства Финансов и вырваться не могу. Могли ли бы Вы поступить иначе, выждав до будущей весны, это на Вашей совести, но смею думать, что обе приводимые Вами причины: потеря Вами моего доверия и визит П. А. к Сандрецкому не имеют никакого значения и придуманы, чтобы скрыть действительную и доныне тщательно скрываемую. Что будем об этом говорить, снявши голову о волосах не плачут.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

В этих своих основных чертах теория Шика не отступает далеко ни от первоначальных мнений Архимандрита Антонина, ни от окончательного его воззрения, сформулированного в письменном отзыве Совету Археологического Общества. В своих сообщениях Палестинскому Обществу Архимандрит Антонин уже высказывал мысль, что стена с выпусками принадлежала башне, крепости или палате древней эпохи, что она принадлежала к громадному зданию ещё не определившегося значения, что порог со следами ворот выводил не прямо за город, а имел впереди себя другую стену. В отзыве, сообщённом О. Архимандритом Совету Археологического Общества, говорится об остатке большой постройки дохристовых времён (=укрепление или цитадель Шика), затем отдельно о стене, идущей с севера на юг, которая во времена Христа могла быть только западным пределом города и которую есть полная возможность считать оградной (второй); эта стена (стена «ч») находящимися при ней воротами выводила за город на наклонную площадь (=возвышенная площадь и двор Шика), на которой невдалеке возвышался скалистый холм с знаменательным именем Лобного места: может быть вследствие краткости изложения в этой части отзыва на сей раз пропущена другая стена впереди, так что наклонная площадь является ничем не ограждённой, а стена «ч» не только западным, но и последним пределом со стороны города. Проф. Олесницкий после ознакомления с книгой Б. П. Мансурова и после изучения русских остатков на месте всё-таки заявляет о своём согласии с основными положениями Шика. Он понимает развалины русского места как остаток древнееврейского сооружения, стоявшего на черте второй Иерусалимской стены и входившего в систему её укреплений; оно состояло 1) из воротной башни и 2) из ограждённой стенами открытой судебной площади, которая соединилась с башней несколькими проходами и между прочим проходом или воротами при вновь найденном пороге; 3) этот последний вёл собственно из южного притвора башни (а вместе с тем из города) на ограждённую площадь и далее боковым обходом мимо неё к подлинным городским воротам во второй стене: в отличие от Шика Проф.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

1 . считаю долгом заметить, что каждый полугодовой отчет должен точно отчитываться против утвержденного штата Миссии, следуя статья за статьей, поэтому: а) Отчет должен быть представляем в рублях золотом, а не во франках, что нетрудно сделать, если расходы и произведены во франках, а именно – разделением франков на 4, что даст рубли золотом. б) В отчете архимандрита Арсения слиты при содержании начальника Миссии две суммы – собственно жалованье и столовые (4.000 руб. зол.) и экстренные расходы (1.000 руб. зол.). Таким образом на жалованье придется поставить: Архимандриту Антонину 909 руб. 60 коп. зол. Архимандриту Арсению – 734 руб. Во-вторых, на разъезды и экстренные расходы: Архимандриту Антонину – 236 руб. 22 коп. зол. Архимандриту Арсению – 169 руб. 31 коп. зол. =405 руб. 53 коп. зол. в) далее до выдачи содержания драгоману Миссии включительно все внесено верно, за исключением увеличенного расхода на 2 звонарей, который показан в 225 руб., между тем, по штату полагается на них всего 150 руб., менее на 75 руб., этот расход как штатный принять нельзя. г) Затем по штату полагается на полугодие: ремонт, отопление и освещение – 2.000 (за исключением 750 руб. зол., удерживаемых Обществом); почтовые и мелочные расходы – 75 руб.; содержание приюта духовных лиц (250) – 2.700 руб. зол. (10.800 фр.); вместо этого расхода архимандрит показывает расход на содержание 22 светских лиц 4.844 фр., к ним нужно отнести и добавочные звонарям 300 фр., всего 5.144 фр., между тем, на наем светской прислуги и содержание приюта, на которые расходы эти в строгом смысле отнесены, назначено по штату 2.500 фр., значит излишек в 2.644 фр. может быть отнесен только на счет ремонта, что, конечно, неправильно и на будущее время не может быть допускаемо. В свою очередь, архимандрит Арсений недопоказал следующих ему на ремонт 5.356 фр. и на канцелярские и почтовые расходы 150 фр., что необходимо для расчетов с Обществом. Соответственно этим замечаниям переделанный отчет архимандрита Арсения за 1-ое полугодие сего года при сем препровождается.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

III. По третьему вопросу о возможности возведения нового здания на месте раскопок, Совет Археологического Общества имел следующие данные. Ни в одном из письменных представленных ему отзывов возможность эта не отвергается безусловно, но только делаются более или менее существенные оговорки. Ближе всего к отрицательному и неблагоприятному для Общества ответу склоняется мнение Архимандрита Антонина: он считает постройки не только преждевременными, но при предположении их некоторой солидности, даже невозможными ранее вышеупомянутой регулировки северо-восточной стороны места. Прочие оговорки, имеющие в виду интересы дальнейших учёных исследований, т. е. возможность проверки высказанных Шиком теорий об Акре и о плане базилики, – повторяются затем и в других отзывах, доставленных Совету Археологического Общества. Профессор Олесницкий полагает, что с археологической точки зрения нет препятствий для новой постройки на раскопанном русском месте, если сохранившиеся здесь древние остатки не будут закрыты для дальнейших изучений, но будут введены в новое здание целиком 228 . Профессор Н. В. Покровский , восставая в принципе против всякого уничтожения или даже реставрации древних памятников, в данном случае, считает возможность допустить постройку под такими условиями: 1) чтобы ещё раз произведён был тщательный и беспристрастный обмер вновь открытых остатков стен и обследован способ кладки их, во-вторых, сохранён в целости незастроенный порог. К этому Совет Общества, на основании сделанных ему сообщений, может присовокупить, что первое из числа сейчас обозначенных условий, вероятно, исполнено вследствие пребывания на месте Профессора Олесницкого летом прошедшего года. Возвращаясь к мнению Архимандрита Антонина, Совет полагает, что предлагаемые им условия всё-таки не отрицают всякой возможности предполагаемого возведения нового здания. У него самого, а равно у Профессора Покровского встречается указание на иные высшие интересы, которые, выходя за пределы чисто научных соображений, всё-таки никак не могут оставаться для Членов Совета Археологического Общества безразличными; относясь к ним с подобающим уважением, Совет заявляет, что он не считает возможным в вопросе о возведении постройки на русском месте идти далее тех оговорок и условий, которые высказаны специалистами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Arhiva La Moscova au avut loc aciuni de comemorare a marelui cneaz Serghei Alexandrovici 18 februarie 2020 17:52 17 февраля 2020 года в Москве прошли памятные мероприятия, посвященные 115-й годовщине со дня трагической гибели генерал-губернатора Москвы, первого председателя Императорского православного палестинского общества  (ИППО) великого князя Сергея Александровича Романова. Утром член Совета ИППО, Патриарший экзарх Западной Европы  митрополит Корсунский и Западноевропейский Антоний совершил Божественную литургию в Архангельском соборе  Московского Кремля. В храме присутствовали: председатель ИППО Сергей Степашин ; член Совета ИППО, председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Сергей Гаврилов; заместители председателя ИППО — председатель Наблюдательного совета Фонда содействия возрождению традиций милосердия и благотворительности «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» Анна Громова, Елена Агапова, Михаил Бибиков, Георгий Веренич; члены Совета ИППО князь Григорий Гагарин; руководитель Научной секции Общества Александр Назаренко; руководитель Молодежной секции ИППО Олег Робинов; глава миссии Суверенного военного ордена госпитальеров святого Иоанна Иерусалимского Родоса и Мальты в Российской Федерации Аймоне ди Савойа Аоста; действительные члены Общества из Московского, Московского областного, Екатеринбургского, Нижегородского и Калужского отделений ИППО и др. По окончании богослужения митрополит Антоний обратился к верующим со словом, посвященным великому князю Сергею Александровичу. Архипастырь поблагодарил членов ИППО, в особенности Сергея Степашина, за активную деятельность по сохранению исторической памяти о великом князе. Далее участники богослужения возложили цветы к памятному кресту,  воссозданному  на месте гибели Сергея Александровича в Московском Кремле. Сергей Степашин и Анна Громова обратились к собравшимся с приветственным словом. В завершение памятной церемонии состоялся пресс-подход с участием Сергея Степашина, Анны Громовой и члена Совета Федерации ФС РФ, действительного члена ИППО Алексея Пушкова.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5594000...

Руководитель нижегородского отделения ИППО Олег Колобов в своем выступлении рассказал о работе, которую ведет региональное отделение, и поблагодарил митрополита Георгия за содействие его деятельности. Архимандрит Тихон, выступая на церемонии, рассказал, как два года назад по благословению правящего архиерея нижегородцами начал создаваться музей, как собирались уникальные экспонаты. Настоятель Печерской обители поблагодарил владыку и преподнес ему в дар бюст императора Александра I. Затем были вручены членские билеты и знаки ИППО его новым членам: протоиерею Сергию Матвееву, наместнику Спасо-Преображенского монастыря города Мурома иеромонаху Симеону (Нестерову), нижегородцам Сергею Туманину и Сергею Наумову. Далее состоялось вручение наград Дома Романовых и ИППО. В частности, императорским орденом святой Анны III степени был награжден протоиерей Сергий Матвеев. Сергею Наумову была вручена императорская медаль «В память 100-летия Великой войны 1914-1918 годов». После завершения церемонии открытия была проведена экскурсия по музею, по окончании которой члены ИППО заложили липовую аллею на  «Романовской аллее славы» . Императорское православное палестинское общество было создано указом императора Александра III в 1882 году. Первым председателем общества стал великий князь Сергей Александрович Романов, а после его трагической гибели организацию возглавила его супруга великая княгиня Елизавета Федоровна. ИППО занималось просветительской деятельностью и делами милосердия. На Святой Земле открывались подворья для паломников, больницы и учебные заведения, издавалась православная литература. С 1884 года стали открываться отделы ИППО в городах Российской империи. Они были призваны активизировать сбор пожертвований в пользу Русской Палестины. В 1897 году такой отделение появилось в Нижнем Новгороде. Его председателем стал епископ Нижегородский и Арзамасский Владимир (Никольский). После революции 1917 года ИППО существовало как Российское палестинское общество — общественная организация, действовавшая при Академии наук СССР.

http://patriarchia.ru/db/text/5267822.ht...

С 11.00 до 14.00 на Красной площади прошел детский турнир по русскому хоккею, посвященный памяти великого князя. Организаторами турнира выступили Императорское православное палестинское общество и Федерация хоккея с мячом России. В мероприятии приняли участие 120 детей — 12 команд. Соревнования состоялись в рамках турнира по хоккею на призы Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, посвященного 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. В тот же день у могилы великого князя в  Новоспасском ставропигиальном мужском монастыре  г. Москвы была совершена заупокойная лития. Богослужение возглавил действительный член ИППО, управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве, наместник обители митрополит Воскресенский Дионисий . За богослужением молились члены ИППО во главе с председателем Общества Сергеем Степашиным. После богослужения его участники возложили цветы к гробнице великого князя Сергея Александровича. Затем митрополит Дионисий, Сергей Степашин и другие члены ИППО посетили храм преподобного Сергия Радонежского, который расположен во втором ярусе монастырской колокольни. По предложению наместника обители эту церковь планируется сделать домовым храмом ИППО. Данная инициатива получила поддержку среди многочисленных членов Общества, посетивших монастырь в этот памятный день. Масштабные работы по восстановлению церкви практически завершены, в настоящее время решается вопрос написания икон для иконостаса. По словам Сергея Степашина, ИППО окажет содействие в этом благом деле. Далее в Новоспасской обители состоялись I Всероссийские Сергиевские чтения «Истоки современного международного терроризма и трагические уроки России: к 115-летию мученической гибели великого князя Сергия Александровича». С приветственным словом к участникам форума обратился митрополит Дионисий. В рамках чтений Сергей Степашин рассказал о ближайших планах ИППО. С докладами выступили известные ученые и эксперты, работавшие с архивными документами, дневниками и письмами великого князя Сергея Александровича. Широкой публике были представлены неизвестные до настоящего времени материалы и исторические документы. Все доклады, прозвучавшие в ходе чтений, будут опубликованы в очередном номере «Палестинского сборника».

http://patriarchia.ru/md/db/text/5594000...

Затем состоялась торжественная церемония награждения. Георгий Веренич вручил почетный знак ИППО памяти А.А. Дмитриевского члену Научной секции ИППО Юрию Савельеву. Игумен Иоанн (Рубин), заместитель председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации, вручил членам научно-редакционного совета проекта «Собрание трудов святителя равноапостольного Николая Японского» Ирине Смирновой, Ирине Кузьминой и Галине Бесстремянной Патриаршие награды — юбилейные медали Русской Православной Церкви «50 лет автономии Японской Православной Церкви.1970-2020». Далее выступил игумен Иоанн (Рубин), ответственный секретарь научно-редакционного совета проекта «Собрание трудов святителя равноапостольного Николая Японского». Он рассказал о подвижнической деятельности коллектива, занимавшегося сбором и изучением архивных документов святителя Николая и Русской духовной миссии в Японии, подготовкой научно-справочного аппарата для каждого тома в отдельности, а также особо отметил работу научных редакторов. Игумен Иоанн (Рубин) передал в дар Научной библиотеки ИППО шесть вышедших томов трудов святителя Николая Японского. При этом о. Иоанн сказал, что работа продолжается, ожидается выпуск не менее 12 томов. Затем выступила Ирина Кузьмина, ответственный редактор трудов святителя Николая Японского, старший преподаватель кафедры истории и гуманитарных дисциплин Николо-Угрешской духовной семинарии. Она рассказала о новых архивных документах, которые были обнаружены во время работы по подготовке к изданию трудов святителя Николая. Ирина Кузьмина передала в дар Научному архиву ИППО редкие документы, связанные с историей возникновения Православия в Японии. После выступила Ритта Бутова, секретарь Научной секции ИППО, старший научный сотрудник Института российской истории РАН, которая представила участникам заседания историю взаимоотношений архимандрита Антонина (Капустина), начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме, и святителя Николая Японского, в том числе его паломничество в Святую Землю. Она также рассказала о сотрудничестве святителя Николая с рядом видных членов ИППО.

http://patriarchia.ru/db/text/6104260.ht...

Состоялось совместное заседание Научной и Паломнической секций ИППО 3 октября 2008 г. 12:52 В среду 1 октября состоялось совместное заседание Научной и Паломнической секций Императорского православного палестинского общества . Заседание открылось докладом заместителя председателя ИППО Н.Н. Лисового «Русские юбилеи на Святой Земле (к 125-летию открытия Порога Судных Врат и 120-летию освящения церкви св. равноап. Марии Магдалины)». Николай Николаевич напомнил присутствующим о том, что Общество планировало проведение в 2008 году научных конференций, посвященных этим значимым для истории ИППО темам, но в связи с отсутствием финансирования научных проектов не смогло осуществить этих планов. Н.Н. Лисовой кратко осветил историю археологических раскопок, произведенных Обществом под руководством начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрита Антонина (Капустина) на Русском месте близ храма Воскресения Христова и открытия 10 июня 1883 года Порога Судных Врат. Рассказывая о следующем русском юбилее на Святой Земле — 120-летии освящения храма святой равноапостольной Марии Магдалины, Н.Н. Лисовой представил присутствующим картину действительного члена ИППО И.Г. Машкова «Освящение храма во имя святой равноапостольной Марии Магдалины в Иерусалиме в 1888 году». На полотне изображены великая княгиня Елизавета Федоровна, великие князья Сергий и Павел Александровичи и архимандрит Антонин (Капустин) во время великого освящения храма. Сообщение Р.Б. Бутовой «Создатель Русской Палестины архимандрит Антонин (Капустин): портрет в интерьере» было посвящено научно-исследовательской работе, проведенной по благословению председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла в архиве Русской духовной миссии в Иерусалиме. В ходе проведенных исследовательских работ были выявлены документы, по-новому раскрывающие деятельность и личность архимандрита Антонина. Далее С.Ю. Житенев, руководитель паломнической секции Общества, сообщил о том, что в настоящее время существует проект создания в рамках ИППО коммерческой организации, которая должна осуществлять деятельность, связанную с организацией паломничества и религиозного туризма в Святую Землю. Сергей Юрьевич напомнил присутствующим о решении Синода Русской Православной Церкви, что паломничество надо развивать в церковной ограде и силами церковных структур.

http://patriarchia.ru/db/text/469025.htm...

Церковь святого Александра Невского (Иерусалим) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь Святого Александра Невского в Иерусалиме — русский православный храм в комплексе Александровского подворья Императорского Православного Палестинского Общества в старом городе Иерусалима. В храме служат священники РДМ РПЦЗ и РДМ МП по предварительной договорённости. Содержание История [ править править код ] Церковь Святого благоверного князя Александра Невского в Иерусалиме была задумана руководством Императорского православного палестинского общества (ИППО) как храм-памятник основателю ИППО — императору Александру III. При изысканиях на Русском месте в старом городе Иерусалима, проведённых с 1861 по 1884 год, были найдены археологические древности, прежде всего, Порог Судных Врат, через которые переступал Иисус Христос, ведомый на казнь. В 1884 году руководство ИППО решило покрыть святыню зданием, которое в начале назвали «Русским домом», а затем переименовали в Александровское подворье в память императора Александра III. Фото монаха Иосифа. 1907 Строительные работы по возведению здания подворья продолжались с 1887 по 1891 год под руководством уполномоченных ИППО в Иерусалиме Дмитрия Смышляева (1886—1889) и Н. Г. Михайлова (1889—1896). Общество приняло решение внести в архитектурный комплекс строящегося подворья домовый храм. Такое решение сохранялось в тайне от властей Османской империи и патриарха Иерусалимского Никодима из-за близости Русского места к Храму Гроба Господня и возможного противодействия в выдаче разрешения на строительство церкви. Информацию о строительстве церкви скрывали от турецких властей до 1890 года. Однако далее скрывать эту информацию стало невозможно, поскольку сам прямоугольный характер постройки нового русского здания невольно выдавал намерения его строителей. В рамках планируемого визита в Святую Землю цесаревич Николай Александрович хотел лично попросить султана разрешить строительство храма. ИППО готовилось к приезду цесаревича, построив комплекс подворья площадью 1342 кв. метра с ещё неблагоустроенной церковью. 5 сентября 1891 года состоялось торжественное освящение Александровского подворья, однако церковь ещё не была благоустроена, готовый для неё иконостас был прислонен к восточной стене в ожидании получения султанского разрешения-фирмана. Тем не менее, на тот момент на западных боковых стенах между окнами были поставлены до 30 икон русских и палестинских святых работы художника В. Ф. Пасхина. Под ними был установлен целый ряд икон с фигурами в человеческий рост работы художника Николая Кошелева, которые изображали страстную историю Христа от моления о чаше до положения во Гроб. В 1891 году из 18 икон Кошелева были готовы только пять.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_святог...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010