Императорское православное палестинское общество намерено создать Русский исторический институт на Ближнем Востоке 12 марта 2008 г. 09:20 11 марта 2008 года в рамках пресс-клуба «Восток» РИА «Новости» состоялась пресс-конференция руководства ИППО на тему: « Императорское православное палестинское общество : цели, задачи и планы на будущее». В пресс-конференции приняли участие заместители председателя ИППО Ю.А. Грачев, Н.Н. Лисовой; члены совета епископ Егорьевский Марк , С.Ю. Житенёв, О.Б. Озеров; управляющий делами ИППО А.Е. Родин. Ю.А. Грачев представил краткий отчет о деятельности общества с 14 июня 2007 г., особо выделив: обмен нотами между МИД России и Израиля о передаче в собственность Российской Федерации Сергиевского подворья в Иерусалиме; заключение соглашения о сотрудничестве с Православным палестинским обществом в Святой Земле и взаимодействие по использованию земельного участка на Елеонской горе в Иерусалиме; переговоры председателя ИППО С.В. Степашина с первым вице-премьером Израиля Ципи Ливни по различным аспектам деятельности общества; формирование долгосрочной Ближневосточной программы по расширению русского культурного присутствия в Святой Земле и на Ближнем Востоке. Далее, епископ Марк, Н.Н. Лисовой, О.Б. Озеров, С.Ю. Житенёв рассказали об основных паломнических, научных и международных проектах общества. На пресс-конференции было заявлено, что общее собрание действительных членов ИППО состоится в мае-июне с.г.; в рамках Ближневосточной программы, в частности, ставится вопрос об организации университета и Русского исторического института с филиалами в Стамбуле, Иерусалиме, Венеции и других городах (в настоящее время идет его проработка во всех заинтересованных инстанциях). Выступающие отмечали, что с приходом в Общество нового руководства преемство и уважение многолетних традиций сохраняется. «Достойное представительство России в регионе не может осуществляться без создания здесь мощного научного центра», — сказал на пресс-конференции заместитель председателя ИППО, доктор исторических наук Николай Лисовой.

http://patriarchia.ru/db/text/377045.htm...

Единой организации, которая занималась бы вопросами русского паломничества, не существовало: приезжим согражданам было призвано помочь и Русское консульство, и Палестинская комиссия, и Русская духовная миссия. Работало это примерно с таким же успехом, как лебедь, рак и щука в известной басне. Паломническая книжка ИППО Порядок появился только в конце XIX века, когда Императорское Православное Палестинское общество (далееИППО) поставило своей целью заботу о русских паломниках на Святой земле. ПАЛОМНИК НАЧАЛА XX ВЕКА: ПАСПОРТ, СТРАХОВКА, ОХРАНА Палестинское общество начало свою работу в 1882 году. Его возглавил 25-летний великий князь Сергей Александрович, собственно, один из инициаторов его создания. Другим инициатором был государственный и общественный деятель, писатель Василий Николаевич Хитрово, впоследствии секретарь Общества. С тех пор плачевное положение русского паломника на Святой земле резко изменилось. Паломническая книжка ИППО Для начала появились «проездные» — единые книжки паломника: своего рода блокноты с отрывными талончиками. Их стоимость варьировалась в зависимости от маршрута и его отправной точки. Работало это так: купив в отделении ИППО (а их к 1917 году насчитывалось 52 по всей России) эту книжку, человек уже не платил за проезд на поезде и пароходе — транспортные услуги входили в стоимость книжки паломника. Самая дорогая стоила 53 рубля. Не такая уж заоблачная сумма: английский журналист, путешествовавший вместе с русскими паломниками в 1913 году, писал, что у некоторых мужиков за пазухой бывало от 200 до 600 рублей ассигнациями — ехали ведь на несколько месяцев, оставляли пожертвования в монастырях и церквях. Кроме такой транспортной книжки паломники могли получить и справочные материалы: инструкции (например, куда идти по прибытии, что делать, чтоб получить в порту необходимые документы), карты местности. В порту Одессы путешественнику выдавали паспорт, аналог современного «заграна». Такие паспорта были и раньше, а вот страховые книжки паломника — «ноу-хау» ИППО.

http://pravoslavie.ru/76721.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

В рамках заседания состоялась торжественная церемония вручения знаков Почетных и действительных членов Императорского православного палестинского общества. Далее выступил заместитель председателя ИППО, спецпредставитель Президента Российской Федерации по Ближнему Востоку и странам Африки, заместитель министра иностранных дел РФ Михаил Богданов, который передал присутствовавшим приветствие и поздравление главы МИД Сергея Лаврова с наступающим Новым годом и Рождеством Христовым. В своем выступлении заместитель министра иностранных дел коснулся ряда вопросов совместной деятельности по целому спектру ближневосточной проблематики, исторического, культурного и духовного присутствия России на Святой Земле, совместной деятельности МИД России и ИППО на гуманитарном направлении и при решении комплекса сложных вопросов по возращению исторической российской собственности. Михаил Богданов подчеркнул, что под эгидой старейшей в России международной общественной организации реализуются значимые проекты, способствующие формированию объективного образа России за рубежом. Затем выступил митрополит Волоколамский Антоний. Архиерей передал приветствие и благопожелания от Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, председателя Комитета Почетных членов Императорского православного палестинского общества. Владыка Антоний высоко оценил исторически сложившееся конструктивное и плодотворное взаимодействие между ИППО и Русской Православной Церковью и ее Предстоятелем. Как председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Антоний отметил значимость проводимой Обществом работы за рубежом и констатировал, что заслуживают внимания усилия, направленные на решение вопроса о возвращении исторической российской собственности на Святой Земле. Иерарх дал высокую оценку деятельности музея «Россия в Святой Земле», созданного на Сергиевском подворье в Иерусалиме. Открытие первой очереди музея было приурочено к празднованию 140-летия Императорского православного палестинского общества и к пятой годовщине нового рождения Сергиевского подворья. Музей посвящен уникальной истории этого подворья, ИППО и православного паломничества в Святую Землю. Наряду с редкими документами и фотографиями в экспозиции представлены подлинные предметы паломнического быта конца XIX — начала XX веков.

http://patriarchia.ru/db/text/5987096.ht...

Русские люди пришли на Святую Землю с миром, подчеркнул министр культуры России В.Р. Мединский. «Мы видим, как облагораживаются наши участки в Палестине, строятся храмы, восстанавливаются обители. Видимо, именно в этой работе ИППО и проявляется уникальное преимущество русской модели мира и мирного взаимопроникновения цивилизаций», — полагает он. В.Р. Мединский выступил с инициативой увековечить в топонимике столицы имена первого председателя Палестинского общества, губернатора Москвы великого князя Сергея Александровича и продолжившей дело своего супруга после его гибели преподобномученицы великой княгини Елисаветы Федоровны; министр культуры предложил дать их имена улицам, которые сейчас названы в честь террористов-революционеров. Далее прозвучало выступление архиепископа Егорьевского Марка, отметившего важность для верующих людей библейского региона, ставшего местом рождения  трех монотеистических религий. «На протяжении всей истории Руси мы наблюдаем, как сердце верующего человека постоянно стремилось к святыням Востока», — сказал он, обратив внимание присутствовавших на многоуровневость в русском языке понятия «Восток», воспринимаемого не только в географическом и политическом, но также в духовном измерении. Основу экспозиции составили иконы, картины известных русских художников, паломнические реликвии, книги, фотографии и документы из государственных музеев, библиотек и архивов. На выставке представлены экспонаты из собраний Палестинского общества, в частности, дореволюционный и современный фотоархив и материалы научных экспедиций ИППО, предметы из личных архивов председателей и деятелей Императорского православного палестинского общества, из музейных собраний и частных коллекций. Посетители могут увидеть уникальное Евангелие XV века, принадлежавшее преподобномученице великой княгине Елисавете Феодоровне, редкие архивные документы, издания Палестинского общества, картины Василия Верещагина и Василия Поленова и многое другое. Один из разделов посвящен современной деятельности ИППО.

http://patriarchia.ru/db/text/2269198.ht...

В связи с 25-летием Дома русского зарубежья и за многолетнее плодотворное сотрудничество с Отделом внешних церковных связей по работе с соотечественниками за рубежом митрополит Иларион наградил директора Дома русского зарубежья В.А. Москвина медалью ОВЦС в честь святителя Марка Эфесского. Заместитель председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации К.И. Косачев передал приветствие от В.И. Матвиенко. Руководитель Департамента культуры города Москвы А.В. Кибовский огласил приветствие мэра Москвы С.С. Собянина. На торжественном собрании выступил председатель Императорского православного палестинского общества (ИППО) С.В. Степашин, который вручил медаль ИППО имени Е.М. Примакова директору Дома русского зарубежья В.А. Москвину. Также выступил сын А.И. Солженицына Е.А. Солженицын. Председатель правления Российского исторического общества К.И. Могилевский зачитал приветствие председателя РИО С.Е. Нарышкина. Затем выступила руководитель Фонда наследия русского зарубежья Е.П. Чернышкова. Далее прозвучали выступления президента Конгресса русских американцев Н.Г. Сабельник и президента ассоциации «Франко-российский альянс», председателя Общества памяти Императорской гвардии князя А.А. Трубецкого, который вручил В.А. Москвину медаль Всемирного координационного совета российских соотечественников, проживающих за рубежом. Президент Конгресса русских американцев Н.Г. Сабельник передала Дому русского зарубежья свой детский сарафан, который сшила ее мама, находясь на острове Тубабао (небольшой остров Филиппинского архипелага, провинция Восточный Самар). Князь А.А. Трубецкой подарил Дому каску конно-гренадерского лейб-гвардии полка. Среди участников собрания были: митрополит Московский и всея Руси Русской Православной Старообрядческой Церкви Корнилий, представитель Православной Церкви Чешских земель и Словакии при Московском Патриаршем престоле архимандрит Серафим (Шемятовский), заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов, а также директор Департамента по работе с соотечественниками за рубежом МИД России А.Б. Нуризаде, постоянный представитель Республики Крым при Президенте РФ Г.Л. Мурадов, председатель наблюдательного совета Елисаветинско-Сергиевского просветительского общества А.В. Громова, президент Фонда изучения исторической перспективы Н.А. Нарочницкая, представители организаций соотечественников за рубежом.

http://patriarchia.ru/db/text/5854011.ht...

Активизировать сбор пожертвований в пользу Русской Палестины призваны были епархиальные отделы Палестинского Общества, право на создание которых было предоставлено Обществу еще в 1885 г., но первым из возникших отделов стал самый отдаленный, Якутский, открытый 21 марта 1893 г. В нем было 18 членов, в кассе отдел имел 3084 руб. (из них 1800 руб. – единовременных взносов, 375 руб. – ежегодных членских взносов и 904 руб. – пожертвований). В конце того же года, 19 декабря, открывается Одесский отдел ИППО. Далее, с января 1894 г. до апреля 1895 г., было создано еще 16 отделов. Цель создания отделов была двоякая. Во-первых, нахождение новых средств финансирования деятельности ИППО в Святой Земле. Во-вторых, развертывание – для достижения первой цели – научно-популярной и пропагандистской работы среди широких слоев населения по ознакомлению народа с историей Святой Земли и значением русского присутствия на Востоке. Вертикаль управления обществом Особенностью Палестинского Общества было сочетание широкой демократической инициативы и августейшего возглавления. Председателями Общества в императорский период были последовательно великий князь Сергий Александрович (18821905) и великая княгиня Елизавета Федоровна (1905–1917) 142 . Структура управления включала несколько звеньев: Председатель, Вице-Председатель, Помощник Председателя, Секретарь, Уполномоченный ППО (с 1898 г. Управляющий подворьями) в Палестине. Состав Совета (10–12 человек) и численность служащих Общества всегда были минимальны, динамизм и качество работы на всех уровнях обеспечивались четким исполнением устава, правильной и прозрачной отчетностью и сознанием патриотической и религиозной ответственности каждого из сотрудников, начиная с Председателя. На первом собрании Общества его вице-председателем стал государственный и общественный деятель, сенатор, писатель, богослов Тертий Иванович Филиппов (1825–1899), занимавший этот пост в 1882–1884. В 1884–1895 гг. пост вице-председателя занимал Федор Петрович Корнилов (1809–1895) – бывший московский гражданский губернатор (1859–1861), управляющий делами Комитета министров Российской Империи (1861–1874), член Государственного Совета. Коллеги добродушно посмеивались над его стариковским дреманием на заседаниях Совета, но, когда требовалось его твердое, обоснованное суждение или беспристрастная оценка, Федор Петрович всегда был на высоте. Его сменил Николай Николаевич Селифонтов (1835–1900) – известный государственный и общественный деятель и историк. Его серьезное отношение к делу, добросовестное исполнение принятых на себя обязанностей, опыт государственного служения давало ему в совокупности такую меру мудрости и такта, какими не обладал никто из коллег. Как сказал в поминальном слове В.Н. Хитрово , «до него, до его участия в делах, Общество, можно сказать, переживало свою детскую пору, с Н.П. оно возмужало и стало на ноги» 143 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Состоялось очередное заседание Паломнической секции Императорского православного палестинского общества 1 апреля 2008 г. 13:40 28 марта в Паломническом центре Московского Патриархата под председательством заместителя председателя Отдела внешних церковных связей епископа Егорьевского Марка   состоялось заседание Паломнической секции Императорского православного палестинского общества . Заседание представлением генеральным директором Паломнического центра, членом Совета ИППО С.Ю. Житенёвым книги «История русского православного паломничества в X-XVII вв.». С.Ю. Житенёв рассказал собравшимся об истории создания монографии, главной задачей которой стало систематическое исследование истории русского православного паломничества к центрам Вселенского Православия и к отечественным святыням. Издание рассчитано не только на паломников, для которых данный труд — первая фундаментальная научная работа, обобщающая разноплановые труды по истории паломничества за 150 лет, а на любого мыслящего человека, пытающегося увидеть скрытые стороны исторических событий, изменивших ход времени. По словам автора книги, «История русского православного паломничества в X–XVII вв.» является лишь первым томом задуманной трилогии, две последующие книги которой должны охватить исследования традиций русского богомолья начиная с XVIII века и до наших дней. Далее собравшиеся обсудили проект законодательной инициативы Русской Православной Церкви по отделению паломничества как религиозного вида деятельности от туризма как экономического явления, включая проблемы, стоящие на пути продвижения данной законодательной инициативы сегодня. Были внесены предложения на рассмотрение рабочей группы по продвижению данной законодательной инициативы, которая, как ожидается, будет сформирована в ближайшее время. В конце заседания М.С. Крутова, кандидат филологических наук, доцент ПСТГУ , главный научный сотрудник ОР РГБ, рассказала членам Паломнической секции о своей поездке в г. Бари (Италия) и о посещении православных святынь в Сербии и Черногории. Сообщение сопровождалось видеоматериалами. Сайт ИППО /Патриархия.ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/387326.htm...

Между тем история русского духовного и политического присутствия на Ближнем Востоке еще не написана. Тому были свои причины. В пределах Иерусалимского и Антиохийского православных патриархатов русское влияние и способы проникновения носили преимущественно церковный и церковно-политический характер. Такая институциональная двойственность до самого недавнего времени мешала как светским, так и церковным авторам объективно осмыслить и представить события. Светским историкам, особенно советского времени (хотя в известной степени это утверждение справедливо и для авторов дореволюционных), тема представлялась сугубо конфессиональной, «излишне» церковной. Историкам церковным, напротив, во многом препятствовал именно «конфессиональный» момент, заставлявший опускать или приглушать противоречия как канонического свойства (между Русской, Иерусалимской и другими автокефальными Православными церквами), так и внутриполитического (между государственными и синодальными структурами, между духовными идеалами и экономическими и геостратегическими реальностями). Противоречия того и другого характера в полной мере проявились в середине Х1Х-начале XX в. в русской политике на Востоке. Только этим можно, пожалуй, объяснить тот факт, что за долгие послеоктябрьские десятилетия истории Православного Палестинского общества, Русской Духовной Миссии в Иерусалиме и других подобных учреждений посвящены были в лучшем случае краткие юбилейные заметки в соответствующих выпусках «Палестинского сборника» 1 . Ситуация изменилась лишь в самые последние годы. В Петербурге, в историко-архивных византологических изданиях появилось несколько статей, связанных с данной темой 2 . В «Историческом вестнике» опубликована большая работа К.Н. Юзбашяна по истории Императорского Православного Палестинского общества (в советское время – Российское Палестинское общество при АН СССР; с 1992 г. восстановлено историческое название. Далее ИППО) 3 . Ученый секретарь его Петербургского отделения Е.Н. Мещерская с соавторами представила обзор русских археологических раскопок в Святой Земле 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Затем глава Попечительского комитета МСР рассказал присутствующим о проведенном под эгидой МСР 10 сентября 2019 года форуме «Семья и семейные ценности традиционных религий России. Защита семьи в религиозно-общественном диалоге». Митрополит Волоколамский Иларион сделал сообщение об участии МСР в праздновании 75-летия Победы в Великой Отечественной войне и проведении заседания МСР в Музее Победы 14 апреля 2020 года. Владыка отметил, что музей представляет собой уникальное место, где хранится память о героической истории нашего народа, связывающей неразрывными нитями исторической правды поколение победителей и их потомков. «Когда говорится о Великой Отечественной войне, тема религии зачастую выносится за скобки. Вклад религиозных общин в Победу остается малоизвестным широкой общественности. Как известно, наши религиозные общины открыто осудили агрессию гитлеровской Германии против Советского Союза и призвали верующих с оружием в руках защищать отчизну до окончательной победы. Но тема религии и веры в подвиге нашего народа подобными официальными декларациями, конечно же, не исчерпывается», — подчеркнул митрополит Иларион. По его словам, в рамках торжественного заседания члены МСР могли бы провести церемонию возложения цветов к скульптурной группе «Скорбящая мать» в музейном Зале памяти и скорби. «Члены Межрелигиозного совета России могли бы выступить с докладами, связанными с юбилеем Победы, в частности, с вкладом представляемых ими религиозных общин в победу. Это торжественное заседание можно было бы провести в открытой для общественности форме, пригласить туда молодежь из общин, представленных в МСР, представителей СМИ», — сказал иерарх. Далее С.В. Степашин рассказал о планах проведения в сентябре 2020 года межрелигиозной конференции под эгидой МСР и ИППО на тему вклада традиционных религиозных общин в Победу. Заместитель начальника Управления по связям с религиозными организациями Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы А.А. Игнатенко рассказал присутствующим о предстоящем участии представителей религиозных общин в мероприятиях, связанных с юбилеем Победы в 2020 году.

http://patriarchia.ru/db/text/5537623.ht...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010