Пещерные мон-ри Давид Гареджи. Тбилиси, 1948; Амиранашвили Ш. История груз. монументальной живописи. Тбилиси, 1957. Т. 1. С. 41-53; Кекелидзе К. К вопросу о прибытии сир. отцов в Картли// Он же. Этюды. Т. 1. С. 82-107 (на груз. яз.); Абрамишвили Г. Цикл Давида Гареджели в груз. монументальной живописи. Тбилиси, 1972 (на груз. яз.); он же. Роспись мартирия в Бертубани//Спектр. Тбилиси, 1998. 1. С. 52-57 (на груз. яз.); Габидзашвили Э. Романоз Эристави и его неизвестное сочинение//Мравалтави. 1973. Вып. 2. С. 75-93 (на груз. яз.); он же. Жития сир. отцов: О взаимоотношении архетипов//Мацне: Сер. языка и лит-ры. Тбилиси, 1982. 4. С. 62-67 (на груз. яз.); он же. Поминальные дни груз. святых и праздников по др. груз. рукописям//Мравалтави. 2001. Вып. 19. С. 96-109 (на груз. яз.); Вольская А. Росписи средневек. трапезных Грузии. Тбилиси, 1974. С. 30-97; Tomekovic S. Les particularités du cycle peint de la vie de David Garejeli (IXe/Xe siècle - debut du XIIIe siècle)//Revue des études géorgiennes et caucasiennes. 1986. Vol. 2. Р. 114-134; Eastmond A. The Cult of St. Davit Garejeli: Patronage and Iconographic Change in the Gareja Desert//Монастырская жизнь в пустыни: Гареджа и Христ. Восток. Тбилиси, 2001. С. 220-239; Клдиашвили Д. Гареджа и паломничество в раннесредневек. Грузии//Там же. С. 76-104 (на груз. яз.); Надирадзе Э. , Надирадзе Т. Пустынь собравшихся во имя Господа. Тбилиси, 2001 (на груз. яз.); Схиртладзе З. , Истмонд Е. Цикл жития св. Давида Гареджели в диаконнике главной церкви мон-ря Удабно: Новые данные и наблюдения//Древности Грузии. Тбилиси, 2002. 2. С. 28-49 (на груз. яз.); Skhirtladze Z. Martyrs and Martyria in the Gareja Desert//Monastères, images, pouvoirs et société à Byzance/Ed. M. Kaplan. P., 2006. Р. 61-88. (Byzantina Sorbonensia; 23); он же. Усыпальница св. Давида Гареджели. Тбилиси, 2006. Д . Клдиашвили, З . Схиртладзе Рубрики: Ключевые слова: ИЛАРИОН ГРУЗИН (Картвели; в миру Иоане; 822/3 - 875/6), прп. (пам. 19 нояб.), настоятель Давидгареджийской лавры в Гареджи ГЕОРГИЙ СВЯТОГОРЕЦ (1009-1065), грузинский духовный писатель и переводчик византийской церковной литературы, филолог и текстолог, настоятель грузинского Иверского монастыря на Афоне, прп.

http://pravenc.ru/text/168562.html

Н. Квициани Ист.: Белокуров С. Дело о присылке шахом Аббасом Ризы Господней царю Михаилу Феодоровичу в 1625 г. М., 1891; Какабадзе С. Исторические документы. Тб., 1913. Т. 3 (на груз. яз.); Чачанидзе Г. Грамота Теймураза I от 1612 г. Алавердскому храму//Саисторио моамбе (Ист. вестник). Тифлис, 1926. Вып. 1. С. 146-154 (на груз. яз.); Материалы по истории груз.-рус. взаимоотношений, 1615-1640 гг.: Посольства Веревкина, Харитона, Феодосия, Никифора, Гегенева и Волконского/Сост.: М. Полиевктов. Тб., 1937; Метревели Е. Материалы к истории иерусалимской груз. колонии XI-XVII вв. Тб., 1962 (на груз. яз.); Книга посланий/Пер. с древнеарм.: З. Алексидзе. Тб., 1968 (на груз. яз.); Вахушти Багратиони. История царства Грузинского. Тб., 1973. (КЦ; Т. 4) (на груз. яз.); Грузинские док-ты в собр. ЛОИВ АН СССР/Пер., коммент.: С. Какабадзе. М., 1982; Джуаншер Джуаншериани. Жизнь Вахтанга Горгасала//Картлис Цховреба: История Грузии. Тб., 2008. С. 75-136; Летопись Картли//Там же. С. 139-180; Столетняя летопись//Там же. С. 331-413; Исторические док-ты Гареджи XIII-XVIII вв./Сост.: Д. Ломидзе и др. Тб., 2008. Т. 1 (на груз. яз.). Лит.: Джанашвили М. История Грузии. Тифлис, 1894; он же. Саингило//Дзвели Сакартвело (Древняя Грузия)/Сост.: Е. Такаишвили. Тб., 1913. Вып. 2. С. 51-352; Хаханов А. Экспедиции на Кавказ 1892, 1893 и 1895 г.//МАК. 1898. Вып. 7. С. 1-68; Кекелидзе К. К истории груз. культуры в эпоху монг. господства// Он же. Этюды. 1945. Т. 2. С. 314-324; Чубинашвили Г. Архитектура Кахетии. Тб., 1956; Майсурадзе Г. Очерки по истории взаимоотношений Грузии и Армении IV-XII вв. Тб., 2002 (на груз. яз.); Марджанишвили Г. Эрети (Херети). Тб., 2005 (на груз. яз.); Бубулашвили Э. Христианское население Саингило в 20-40-х гг. XX в.//Новая и новейшая история. Тб., 2009. Вып. 2(6). С. 270-287 (на груз. яз.). Рубрики: Ключевые слова: ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ. ЧАСТЬ II Поместная Церковь, распространяющая юрисдикцию на территорию Грузии, а также на свою паству в приграничных областях Турции, Азербайджана и Армении

http://pravenc.ru/text/2462303.html

Тифлис, 1917 (на груз. яз.); Келенджеридзе М. Правда об автокефалии Грузинской Церкви. Кутаис, 1918 (на груз. яз.); Абрамишвили Э. Частный архивный фонд Кириона: Обзор//Мравалтави (Многоглав). Тбилиси, 1971. Вып. 1. С. 356-380 (на груз. яз.); Вардосанидзе С. Кирион II, Святейший и Блаженнейший католикос-патриарх всей Грузии (1917-1918). Озургети, 1994 (на груз. яз.); Бубулашвили Э. Восстановление автокефалии Грузинской Церкви и декларация независимости Грузии//Христианство в Грузии: Сб. Тбилиси, 2000. С. 40-62 (на груз. яз.); он же. Введение//Ахтальский мон-рь/Сост.: Э. Бубулашвили, З. Схиртладзе. Тбилиси, 2005. С. 5-30; Вардосанидзе С., Анания (Джапаридзе), еп. Грузинская Православная Автокефальная Церковь, 1917-1952. Тбилиси, 2001 (на груз. яз.); Кокрашвили Х. Национально-общественное и ист. мнение о католикосе-патриархе всей Грузии Кирионе II: Дис. Тбилиси, 2001 (на груз. яз.); Гамахария Д. Святой священномученик Кирион II (Садзаглишвили) и Абхазия. Тбилиси, 2006 (на груз. яз.); он же. Неизвестные документы сщмч. Кириона II по материалам Тбилисской охранки//Центр истории и археологии Горийского ун-та: Сб. трудов. Тбилиси, 2011. 2. С. 12-26 (на груз. яз.); Хижий М. Л. Православие и идеология правого радикализма в нач. XX ст. в России: Дис. СПб., 2006; Кикнадзе В. Жизнь и деятельность католикоса-патриарха Кириона II// Он же. Проблематика народа и человека в трудах груз. религ. деятелей XIX в. Тбилиси, 2009. С. 69-161 (на груз. яз.); Мельникова И. Е. К истории восстановления автокефалии Грузинской Церкви 12 марта 1917 г.//ЕжБК. 2009. Т. 1. С. 398-404; она же. Некоторые малоизвестные обстоятельства из жизнеописания еп. Кириона (Садзаглишвили)//Там же. 2010. Т. 1. С. 415-417; она же. Некоторые сведения о начале духовного служения Католикоса-Патриарха Кириона (Садзаглишвили)//Там же. 2012. Т. 1. С. 58-65; Бурдули Г. Еп. Кирион в Отчетах заседаний Предсоборного присутствия Русской Церкви, 1906 г. Тбилиси, 2010 (на груз. яз.); Алибегашвили К. Святейший и Блаженнейший католикос-патриарх всей Грузии Кирион II: Библиография.

http://pravenc.ru/text/1840501.html

27 мая 2005 г. Синод ГПЦ причислил Д. и сщмч. Евфимия (Шервашидзе) к лику святых. Ист.: Потто В. А. Утверждение рус. владычества на Кавказе. Тифлис, 1904. Т. 3. С. 506; Какабадзе С. Церковные док-ты Зап. Грузии. Тифлис, 1921. Т. 2. С. 114, 145, 165 (на груз. яз.); Дадиани Н. Жизнь грузин/Ред., коммент., словарь: Ш. Бурджанадзе. Тбилиси, 1962. С. 206-207 (на груз. яз.); ПГП. Т. 3. С. 1105, 1119. Лит.: Иоселиани П. Жизнь Георгия XIII. Тифлис, 1936. С. 15-18 (на груз. яз.); Киквидзе А. История Грузии (XIX в.). Тбилиси, 1954. С. 111-112 (на груз. яз.); Ломинадзе Т. Мат-лы к хронологии истории Зап. Грузии XVII-XVIII вв.//Мат-лы по истории Грузии и Кавказа. Тбилиси, 1954. Вып. 31. С. 138, 139, 143 (на груз. яз.); Соселия О. Н. Очерки из истории социально-политической истории Зап. Грузии феодальной эпохи. Тбилиси, 1981; Коридзе Т. Досифей (Церетели)//Груз. католикосы-патриархи. Тбилиси, 2000. С. 171-172 (на груз. яз.); Ткешелашвили Л. Священномученики Грузии Досифей и Евфимий, 1820 г. Тбилиси, 2005. С. 6-37 (на груз. яз.). Т. В. Коридзе Рубрики: Ключевые слова: ЕВФИМИЙ (Шервашидзе) (1746 - 1822), митр. Гелатский (Гаенатский) Абхазского (Западногрузинского) Католикосата (1776/78-1820), политический деятель, сщмч. Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 21 апр.) АВИВ (ок. 30-60-е гг. VI в.), еп. Некресский, сщмч. (пам. 29 нояб.), один из 13 преп. сир. отцов (пам. 7 мая) ГРИГОРИЙ (Перадзе Григол Романозович; Иверийский; 1899 -1942, концлагерь Освенцим, Польша), архим., сщмч. Грузинской и Польской Церквей (пам. груз. 23 нояб.) ДОСИФЕЙ ТБИЛЕЛИ сщмч. Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 12 сент.), митр. Тбилисский Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата ГПЦ († 1795) ЕВДЕМОН I (Диасамидзе), католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский), сщмч. Грузинской Православной Церкви (пам. 4 окт.) КИРИОН III (II) (Садзаглишвили (Садзагелов, Садзегели) Георгий Иеронимович; 1855-1918), сщмч. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 27 июня), католикос-патриарх всей Грузии (1917-1918)

http://pravenc.ru/text/180311.html

яз.); Иосиф Флавий. Иудейские древности/Ред.: Н. Меликишвили. Тбилиси, 1987-1988. 2 т. (на груз. яз.). Ист.: Иоселиани П. Описание древностей города Тифлиса. Тбилиси, 1866. С. 153-155; Brosset J.-M. Études de chronologie technique. St.-Pb., 1868. P. 2-9; Цагарели А. Сведения о памятниках груз. письменности. СПб., 1886. Т. 1. Вып. 1. С. 61-62; 1894. Т. 1. Вып. 3. С. 158; Успенский Ф. И. Делопроизводство по обвинению Иоанна Итала в ереси//ИРАИК. 1897. Т. 2. С. 1-44; Typicon de Grégoire Pacourianos pour le monastère de Pétritzos (Bakovo) en Bulgarie/Ed. L. Petit. St.-Pb., 1904; Ioannes Italos. Opuscula selecta I-III: De syllogismis. De arte dialectica. De arte rhetorica/Ed. G. Cereteli. Tphilisi, 1924-1926. вып.]; idem. Quaestiones quodlibetales/Ed. P. Joannou. Ettal, 1956 (на греч. и нем. яз); он же. Сочинения/Ред.: Г. Церетели. Тбилиси, 1966 (на греч. яз., пер. на новогруз. и рус. языки); Абуладзе И. Древнеарм. переводы с груз. языка периода Руставели//Собр. соч. Тифлис, 1938. Т. 3. С. 111-134 (на груз. яз.); Akinean P. N. Simeon von Pindzahank, und seine Ubersetzungen aus dem Georgischen. W., 1951. S. 267 (на арм. яз.; резюме на нем. яз.); Typicon Gregorii Pacuriani/Ed. M. Tarchnischvili. Louvain, 1954. 2 vol. (CSCO; 143-144. Iber. 3); Gouillard J. Le Synodikon de l " Orthodoxie. P., 1967; Шанидзе А. Груз. мон-рь в Болгарии и его Типикон. Тбилиси, 1971; Иоанн Багратиони. Калмасоба: Филос. часть/Ред.: Г. Дедабришвили. Тбилиси, 1974. C. 174-175 (на груз. яз.); Габидзашвили Э. Уложение Руис-Урбнисского Собора. Тбилиси, 1978 (на груз. яз.); Антоний I (Багратиони), католикос-патриарх. Спекали (Драгоценный камень)/Ред.: Г. Дедабришвили. Тбилиси, 1991 (на груз. яз.); Распорядок царского двора/Ред.: В. Дондуа, Д. Пурцеладзе. Тбилиси, 1991. Лит.: Бакрадзе Д. История Грузии. Тбилиси, 1889. С. 236 (на груз. яз.); Джанашвили М. Груз. лит-ра. Тбилиси, 1909. Т. 2 (на груз. яз.); Марр Н. Я. Иоанн Петрицский, груз. неоплатоник XI-XII вв.//ЗВОРАО. 1909. Т. 19. Вып. 2/3. С. 53-113; Такаишвили Е.

http://pravenc.ru/text/471437.html

В эортологическом цикле К. м. представлены отдельные литургические праздники, к-рые указывают на достаточно древнюю иерусалимскую богослужебную практику. Такими, в частности, являются Рождество св. Иоанна Предтечи, Атенагеноба и Воздвижение Св. Креста. 53 чтения К. м. представляют собой собрание сочинений переводной гомилетики. В сборник включен ряд чтений, известных только в груз. переводе: это гомилия свт. Мелетия , еп. Антиохийского, на Воскресение Господне, гомилия прп. Ефрема Сирина о прор. Илии и арх. Михаиле, анонимный апокриф на Успение Пресв. Богородицы и др. Исследование редакционных особенностей переводных гомилий показывает, что К. м. является ценнейшим материалом для изучения методов переработки гомилий св. отцов (выделение отдельных частей одной гомилии в виде самостоятельных чтений, объединение 2 или более гомилий в одно чтение и др.). В ряде чтений сборника были выявлены пласты древнейших и сравнительно поздних переводов греч. редакций, это позволяет восстановить более полную картину гомилетической лит. традиции IX-X вв. ( Мгалоблишвили. 1989. С. 17). Ист.: Ханметный многоглав/Сост.: А. Шанидзе//Моамбе (Бюллетень)/ТГУ. Тифлис, 1926. Вып. 7. С. 98-157 (на груз. яз.); Синайский многоглав 864 г./Сост.: А. Шанидзе. Тбилиси, 1959. (Шромеби (Труды)/ТГУ. Каф. древнегруз. языка; Вып. 5) (на груз. яз.); Описание груз. рукописей Церк. музея: Колл. А/Сост.: Е. Метревели и др. Тбилиси, 1976. Т. 1. Ч. 2 (на груз. яз.); Кларджетский многоглав/Сост.: Т. Мгалоблишвили. Тбилиси, 1991 (на груз. яз.); Многоглав пустыни/Сост.: А. Шанидзе и др. Тбилиси, 1994. (Шромеби (Труды)/ТГУ. Кафедра древнегруз. языка; Вып. 28) (на груз. яз.); Афонский многоглав: Проповеди Иоане Болнели/Сост.: М. Майсурадзе и др. Тбилиси, 1999 (на груз. яз.). Лит.: Ингороква П. Краткий обзор истории груз. лит-ры//Мнатоби (Светоч). Тбилиси, 1939. 4. С. 94-138 (на груз. яз.); Tarchnisvili M. Zwei georgische L ektionfragmente aus dem 5. und 8. Jh.//Le Muséon. Louvain-la-Neuve, 1960. Vol. 73. Fasc. 3/4. P. 261-296; Барамидзе Р. Иоане Болнели. Тбилиси, 1962 (на груз. яз.); Esbroeck M., van. Les plus anciens homéliaires géorgiens: Études descriptive et historique. Louvain, 1975; он же. Палимпсестный многоглав из Ленинграда//Мравалтави (Многоглав). Тбилиси, 1978. Т. 6. С. 81-87 (на груз. яз.); idem. Un Mravalthavi dans le codex A 737//Мравалтави (Многоглав). Тбилиси, 1980. Вып. 7. С. 18-21; Мгалоблишвили Т. Кларджетский многоглав - древнейший гомилетический сб.: [АКД]. Тбилиси, 1989.

http://pravenc.ru/text/1841255.html

Политическая обстановка на Ближ. Востоке давала возможность груз. царям поддерживать груз. обители в Палестине ( Силагадзе. 1985. C. 115-116; Габашвили. 1968. C. 69-73; Буачидзе. 1997. C. 39-50). В 808 г. в Гефсимании и на горе Елеон подвизались груз. монахи, в IX в. в Палестине прославились подвижники прп. Иларион Грузин (822/3-875/6) и вмч. Константин Каха ( Цагарели. 1888. С. 39-41). Раннеисламская эпоха (VII-XI вв.), деятельность прп. Прохора Грузина В период Арабского халифата груз. присутствие на Св. земле сохранялось. Известны свидетельства IX-X вв. о колониях груз. монахов в различных мон-рях Св. земли и на Синае, сохранилось значительное количество груз. рукописей, созданных в лавре св. Саввы Освященного и мон-ре вмц. Екатерины на Синае, а также переводов на груз. язык лит. памятников ближневост. христиан. В то же время ни один из источников VII-X вв. не упоминает о существовании К. м. Мцхетский крест. Роспись кафоликона. XVII в. Мцхетский крест. Роспись кафоликона. XVII в. Политический подъем Грузии, начавшийся на рубеже Х и XI вв., и объединение груз. земель в единое гос-во при царе Грузии Баграте III (975-1014) обусловили активное возрождение монашеской жизни и храмоздательства в пределах страны и за ее границами, в т. ч. и в мон-рях Ближ. Востока. Нормализация отношений Византии с Фатимидами после 1032 г. сопровождалась крупными пожертвованиями визант. императоров и груз. царей, в первую очередь Баграта IV (1027-1072), палестинским обителям. Начало расцвета груз. колонии в Иерусалиме датируется 1-й третью XI в. В 1010-1048 гг. была возобновлена ц. Гроба Господня, разрушенная в 1010 г. егип. султаном аль-Хакимом из династии Фатимидов. Среди меценатов были представители всех христ. стран того времени, в т. ч. груз. цари Георгий I и его сын Баграт IV. Приписка к рукописи из К. м. (НЦРГ. Н 2337) содержит сведения о том, что в 1049 г. в мон-ре Гроба Господня существовала груз. община ( Менабде. Очаги. 1980. Т. 2. С. 84-85). К этому времени относится возобновление (основание) К.

http://pravenc.ru/text/2459035.html

Развитию духовного образования служило также Епархиально-миссионерское духовно-просветительское братство, основанное в 1895 г. в Тифлисе экзархом сщмч. Владимиром (Богоявленским), пожертвовавшим братству на оказание финансовой поддержки духовным лицам-миссионерам значительную сумму из личных средств (Там же. С. 481). Церковные издания В К.-К. е., так же как в др. епархиях Грузинского Экзархата, не было центрального духовного печатного издания. В 1864-1868 гг. прот. Георгий Хелидзе издавал ж. «Сакартвелос сасулиеро махаробели» (Духовный вестник Грузии) на груз. и рус. языках, в котором наряду с офиц. материалами печатались статьи о груз. святых, церквах и мон-рях и др. В 1883-1910 гг. под редакцией Шорапанского благочинного прот. Давида Гамбашидзе на груз. языке издавался ж. «Мцкемси» (Пастырь), в 1886-1902 гг.- на русском языке. Почти в каждом номере размещались материалы о святынях К.-К. е., приводились статистические сведения. В 1891-1906 гг. освещал епархиальные события и публиковал данные по К.-К. е. официальный печатный орган Грузинского Экзархата «Духовный вестник Грузинского Экзархата» (в 1907-1917 - «Вестник Грузинского Экзархата»). Архиереи К.-К. е.: см. список экзархов Грузии в ст. Грузинский Экзархат РПЦ . Лит.: Натроев Л. Мцхет и его собор Свэти-Цховели: Ист.-археол. описание. Тифлис, 1900; Кирион (Садзаглишвили), еп. Краткий очерк истории Грузинской церкви и Экзархата за XIX ст. Тифлис, 1901; Перадзе И. Экзархи Грузии//Могзаури (Путник). Тифлис, 1901. 4. С. 353-362; 5. С. 476-485 (на груз. яз.); Гоголадзе Д. Социально-экономическое развитие Грузии в позднефеод. эпоху: Поместные взаимоотношения, 1800-1864. Тбилиси, 1971 (на груз. яз.); Чантладзе В. Финансы Грузии до реформ 1801-1864 гг. Тбилиси, 1975 (на груз. яз.); Хуцишвили М. Социально-полит. позиция Груз. Церкви в XIX-XX вв. Тбилиси, 1987 (на груз. яз.); Бубулашвили Э. Из истории основания Церк. музея//Вопросы новой истории Грузии: Сб. Тбилиси, 2003. Вып. 6. С. 219-235 (на груз. яз.); он же. Карталино-Кахетинская епархия Грузинского Экзархата//Анналы. Тбилиси, 2012. Вып. 8. С. 330-350 (на груз. яз.); Тадумадзе М. Церковное землевладение в Грузии, 1-я пол. XIX в. Тбилиси, 2006 (на груз. яз.); Гурули В. Упразднение автокефалии Грузинской апостольской Церкви, 1811-1814 гг. Тбилиси, 2010 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/1681175.html

В 30-х гг. XIV в. царь Георгий V Блистательный (1314-1346), сын св. царя Димитрия Самопожертвователя, своей гибкой политикой сумел ослабить монг. влияние в Грузии, а затем и вовсе освободил страну от монг. ига (30-е гг. XIV в.), вновь объединил Вост. и Зап. Грузию, возродил государственность и экономику страны. Грузия под властью Георгия V вновь превратилась в сильное гос-во, с к-рым считались не только соседние, но и дальние страны. Оживились культурные отношения с соседними христ. странами (напр., армяне-дифизиты переводили груз. лит-ру на арм. язык). Егип. султаны, под властью к-рых в то время находились все св. места в Палестине, предоставили грузинам особые привилегии - им было разрешено на конях и с развернутыми знаменами без уплаты пошлины въезжать в Иерусалим. Георгий Блистательный с самого начала царствования проявлял заботу об улучшении тяжелого положения груз. обителей в Иерусалиме. По сообщениям егип. историка Айбека ад-Давадари, грузинам была отдана ц. св. Георгия, в 1308 г.- Голгофа. По офиц. отчету К-польской Патриархии, грузинам, учитывая их численность, греч. сторона передала мон-ри святых Иакова, Иоанна Богослова, Феодора, Димитрия, вмц. Екатерины и др. В 1316/17 (по др. версии, еще и в 1320) г. груз. царь направил послов к мамлюкскому султану в Египет, к-рому на тот момент принадлежал Иерусалим. В «Книге Эриставов» содержится указание на то, что грузины получили ключи от храма Гроба Господня. В 1320 г. Георгий V направил послов в Иерусалим, в результате чего был возобновлен Крестовый мон-рь, выстроена новая церковь в Иерусалиме. В указе 1330 г. султана Насыра содержатся сведения о том, что груз. духовенство жаловалось на притеснения со стороны мусульман; в указе 1345 г. на грузин налагались новые налоги, однако указ так и не был подтвержден султаном. Султан Музаффар Хаджи (1347) разрешил грузинам восстановление мон-рей под присмотром кади. Венедикт Полоний в «Реляционе» (изд. в 1929 А. ван дер Вингертом) утверждает, что в груз. обителях за рубежом хранилось много св. мощей, на экипажах и в лагерях груз. паломников возвышался крест. В записях путешественников XIII-XV вв. упоминаются груз. священнослужители и совершение богослужения на груз. языке в мон-рях Палестины. Иаков Веронский (XIV в.) указывает на существование груз. мон-ря на Кипре. Николо Ходжибсонс и Николо Фрескобальди писали о том, что среди жителей Каира они встречали груз. священнослужителей. Анна Доротея фон ден Бринкен характеризует груз. монахов как «идеал набожности». Монголы зачастую отправляли с дипломатическими миссиями в Европу христиан, в т. ч. и груз. священнослужителей. В Крестовом мон-ре побывали католикос Зап. Грузии Даниил (2-я пол. XIV в.) и его сын Георгий Чкондидский.

http://pravenc.ru/text/638558.html

1976. Вып. 12. С. 18 (на груз. яз.); Мещерская Е. Н. Легенда об Авгаре - раннесир. лит. памятник. М., 1984. С. 185-213; Чхенкели М. Агиогр. сочинение из Афонского «Многоглава»//Мацне: сер. языка и лит-ры. Тбилиси, 1986. 4. С. 59-72 (на груз. яз.); Челидзе Е. Индекс апокрифических книг Евфимия Афонского//Богословский сб. Тбилиси, 1991. 1. С. 214-229 (на груз. яз.); она же. Апокалипсис Иакова//Там же. С. 230-246 (на груз. яз.); Чумбуридзе Л. Псевдоклементийский роман и его груз. перевод//Ист.-филол. сб. Тбилиси, 1997. С. 105-110 (на груз. яз.); Кобиашвили М. «Хождения» Андрея Первозванного в пер. Евфимия Афонского//Лит. разыскания. Тбилиси, 1998. Вып. 19. С. 105-116; 2000. Вып. 21. С. 107-117 (на груз. яз.); Каджая Л. Ханметная редакция мученичества св. Киприана и св. Иустины//Мравалтави. 2001. Вып. 19. С. 291-297 (на груз. яз.); она же. Ханметная редакция мученичества св. Кристины//Там же. 2005. Вып. 21 (на груз. яз.); Чагунава Р. , Чикватия Н. Хронол. вопросы в чтении «Диалог между Василием и Григорием»//Груз. Патриархия. 2004. 1 (на груз. яз.). Ц. Курцикидзе Духовная поэзия (переводная и оригинальная) представлена в основном в виде приложений к различным литургическим сборникам. Ее тематика касается литургической поэзии (праздники, святые, библейская и новозаветная история и т. п.). Это в основном ямбики догматико-моралистического и личностно-религ. характера. Расцвет нелитургической поэзии приходится на XI в., т. н. эллинофильский период груз. лит-ры, и ее распространение связано с именем прп. Ефрема Мцире. Особенное развитие поэзия получила в XI-XII вв. Прп. Арсений Икалтойский. Миниатюра из Жития святых. XVIII в. (Ин-т рукописей Корнелия Кекелидзе) Прп. Арсений Икалтойский. Миниатюра из Жития святых. XVIII в. (Ин-т рукописей Корнелия Кекелидзе) Первыми пространными образцами поэзии стали переведенные прп. Ефремом догматико-моралистические стихи свт. Григория Богослова; под названием «Стостишие» они были включены в сборник сочинений святителя (Hieros. Patr. 43 - Кекел.

http://pravenc.ru/text/639853.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010