Кипарисовый крест в Большом храме Джвари. 1995 г. Кипарисовый крест в Большом храме Джвари. 1995 г. В 1893 г. Д. был отреставрирован свт. Александром (Окропиридзе) . Груз. исследователь А. Натроев указывает на то, что в XIX - нач. XX в. источник св. Нины, Дзудзусцкали (груз.- вода из грудей), почитался как чудотворный: его воду пили матери, потерявшие молоко ( Натроев. 1900. С. 17). В 1924 г. купол храма, пострадавший от времени и сырости, был укреплен бетоном и перекрыт черепицей ( Чубинашвили. 1936. С. 86). Натроев передает древнюю легенду о том, что с купола Д., называемого также и Джачвис сакдари (груз.- церковь цепи), до патриаршего собора Светицховели в Мцхете была протянута цепь, по которой монахи спускались на службу в собор. Но по мере того как слабела вера, слабела и цепь, пока не порвалась и не вознеслась на небо. Существование мон-ря в Д. научно не подтверждено, однако во многом благодаря М. Ю. Лермонтову , опиравшемуся на местные предания и воспевшему Д. в поэме «Мцыри», традиционно считалось, что он был («Немного лет тому назад/Там, где, сливаяся, шумят,/Обнявшись, будто две сестры,/Струи Арагвы и Куры,/Был монастырь»). В янв. 1989 г. по благословению Католикоса-Патриарха Грузии Илии II (Гудушаури-Шиолашвили) в Большом храме Д. было возобновлено богослужение, настоятелем церкви назначен прот. Антоний (Хантадзе). В 1992 г. Д. были переданы строения близлежащего пионерского лагеря, в к-рых были устроены кельи. В 1995 г. группа молодежи по меркам древнего пьедестала изготовила кипарисовый крест (высота 4 м, вес 400 кг) с изображением 13 евангельских сцен. Крест украшен серебряными пластинами и самоцветами, внутри в нише-ковчеге помещено небольшое распятие с частицей Животворящего Креста Господня. 20 апр. 1996 г. крест торжественным крестным ходом, возглавляемым еп. Цагерским и Сванетским Николаем (Пачуашвили), был перенесен из кафедрального патриаршего собора Тбилисский Сиони в Д., 21 апр. состоялось воздвижение креста на пьедестал. В 1996 г. в Д. был основан муж. мон-рь, где на данный момент подвизаются 18 монахов и послушников; настоятель - игум. Константин (Чинчараули).

http://pravenc.ru/text/Джвари.html

Соч.: Проповедническая деятельность ап. Андрея и св. Нины в Грузии//ЖМНП. 1901. 1. Отд. 2. С. 77-113; Народные переписи в Грузии. СПб., 1901; Государственный строй древней Грузии и древней Армении. Т. 1//ТРАГФ. 1905. Кн. 8; Царь и царская власть в Грузии. СПб., 1905; Политическое и социальное движение в Грузии в XIX в. СПб., 1906; История груз. народа. Тифлис, 1908. Т. 1; 1913. Т. 2; 1924. Т. 4. Ч. 1 (на груз. яз.); То же. Тбилиси, 1941-1949. 4 т. (на груз. яз.); То же. Тбилиси, 1960-1974. 5 т. (на груз. яз.); История церк. разрыва между Грузией и Арменией в нач. VII в.//ИИАН. 1908. Сер. 6. 5. С. 433-446; 6. С. 511-536; История груз. права. Тифлис, 1909, 19192. Т. 1; 1928. Т. 2. Ч. 1; 1929. Т. 2. Ч. 2 (на груз. яз.); Мат-лы для истории груз. патристической лит-ры. СПб., 1912; Термины искусств и главнейшие сведения о памятниках искусства и материальной культуры в древнегруз. лит-ре//ХВ. 1914. Т. 3. Вып. 1. С. 17-31; Об одном анонимном груз. историке XIV в. Пг., 1917; О необходимости основания Груз. ун-та: Докл. ... на Учредительном собр. Об-ва Груз. ун-та в Тифлисе 12 мая 1917 г. и в Кутаиси 17 мая 1917 г.//Труды ТГУ. Тбилиси, 1948. Вып. 33 (на груз. яз.); Границы Грузии исторически и с современной точки зрения. Тифлис, 1919 (на груз. яз.); Вновь обнаруженные «Житие Картли» и произведение неизвестного доселе историка царицы Тамар. Тифлис, 1923 (на груз. яз.); Груз. учение о ценах и мерах, или нумизматика-метрология//Цель, источники и методы истории в прошлом и настоящем. Тифлис, 1923. Т. 3. Кн. 3 (на груз. яз.); Груз. учение о способе написания, или Палеография//Там же. 1926. Т. 3. Кн. 1 (на груз. яз.); Груз. учение о грамотах, или Дипломатика//Там же. Т. 3. Кн. 2 (на груз. яз.); Экономическая история Грузии. Тифлис, 1930, 19342. 2 т. (на груз. яз.); Древнеарм. историческая литература. Тифлис, 1935. Т. 1 (на груз. яз.); Первоначальный строй и родство груз. и кавказских языков. Тбилиси, 1937 (на груз. яз.); Вопросы истории груз. музыки. Тбилиси, 1938 (на груз. яз.); Мат-лы к истории материальной культуры груз. народа. Тбилиси, 1946. Т. 1; 1962. Т. 3/4; 1965. Т. 2 (на груз. яз.); Историко-этнологические проблемы Грузии, Кавказа и Ближ. Востока//Введение в историю груз. народа. Тбилиси, 1950. Т. 1 (на груз. яз.); Мат-лы по истории нар. кустарной промышленности и мелкого ремесла Грузии. Тбилиси, 1976. 5 т. (на груз. яз.); Сочинения. Тбилиси, 1977-1998. 12 т. (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/171809.html

Во время Великой Отечественной войны Е. был единственным насельником Зедазени. О престарелом подвижнике заботились его духовные дочери - монахини из Самтавро. Зимой 1944 г. мон. Зоиле (Двалишвили) и неск. монахинь, навещавшие Е., нашли его тяжело больным, прикованным к постели. Вскоре он преставился и был похоронен во дворе Зедазени у вост. стены храма. 18 авг. 2003 г. на заседании Синода ГПЦ Е. был причислен к лику святых «за неоценимые заслуги в деле сохранения древних грузинских церковных песнопений, позволивших сохранить музыкальную сокровищницу грузинского народа». На заседании Синода РПЦ 26 дек. 2003 г. Е. был включен в Месяцеслов РПЦ (Определения Свящ. Синода. 2004. С. 21-22). Соч.: История перенесения на ноты груз. песнопений//НЦРГ. Q 840; то же//Груз. деятели XIX в. и груз. церк. пение/Сост.: И. Тавберидзе. Тбилиси, 2005. С. 129-179 (на груз. яз.). Лит.: О-дзе Д. Груз. церк. песнопение//Сакартвело (Грузия). Тифлис, 1920. 9 окт. 117 (на груз. яз.); Гавашели Л. Самоотверженные деятели груз. музыки: Письмо 2-е//Сабчота хеловнеба (Сов. искусство). Тбилиси, 1961. 12. С. 65-68 (на груз. яз.); Мегрелидзе Ш., Кезевадзе М. Из истории песнопений Зап. Грузии//Там же. 1989. 2. С. 49-54 (на груз. яз.); Андриадзе М. Положение груз. церк. пения в XIX в.//Грузинская Патриархия. 1998. 1. С. 4-11 (на груз. яз.); она же. Жанры песнопений и традиция невмирования по груз. рукописям XIX в.: Дис. докт. Тбилиси, 1998. С. 241 (на груз. яз.); она же. Груз. церк. песнопения//Грузия - Свет Христов. Тбилиси, 2003. Т. 1. С. 865-885 (на груз. яз.); Бубулашвили Э. Груз. церк. песнопения в период экзархов//Народ и традиция: Сб. груз. церк. песнопений. Тбилиси, 2001. С. 181 (на груз. яз.); Жития груз. святых/Сост.: прот. З. Мачитадзе и др. Тбилиси, 2004. С. 32-35 (на груз. яз.); Определения Свящ. Синода//ЖМП. 2004. 1. С. 21-22; Тавберидзе И. Груз. деятели XIX в. и груз. церк. пение. Тбилиси, 2005. С. 65-80, 129-192 (на груз. яз.); Кезевадзе М. Гелатский мон-рь во время экзархов. Кутаиси, 2006. С. 59 (на груз. яз.); Давид (Махарадзе), митр. Алавердский. В основе сего труда лежит любовь и вытекающее из любви смирение//Картули галоба (Груз. пение). Тбилиси, 2007. 6. С. 2-3 (на груз. яз.); Тогонидзе Л. Св. Евфимий Исповедник. Тбилиси, 2007 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/187685.html

Соч.: Крест Нино//Мцкемси (Пастырь). Тифлис, 1884. 7 (на груз. яз.); Распространение христианства в Грузии//Там же. 8-27 (на груз. яз.); Осмотрение Метехского храма//Там же. 18 (на груз. яз.); Груз. след в Чечне//Там же. 66 (на груз. яз.); Храм Анчисхати//Там же. 83 (на груз. яз.); Католикос Антон II//Там же. Тифлис, 1885. 1, 8 (на груз. яз.); Лагодехский храм//Кавказ. Тифлис, 1884. 33 (на груз. яз.); История Груз. Церкви. Тифлис, 1886; История Православной Церкви. Тифлис, 1889 (на груз. яз.); Вардзийский мон-рь//Новое обозр. Тифлис, 1891. 2638 (на груз. яз.); Сокровище X в. Тифлис, 1891 (на груз. яз.); Известия груз. летописей и историков о Херсонесе, Гофии, Хазарии, Додетии и России//СМОМПК. 1892. Вып. 12; Абхазия и абхазы: Этногр. очерк. Тифлис, 1893; Картвельские поверья//СМОМПК. 1893. Вып. 17; История Грузии. Тифлис, 1894, 19063, 19604 (на груз. яз.); Мосе Хонели и его Амиран-Дареджаниани: письмо/Опубл.: Н. Я. Марр//ЖМНП. 1895. Ч. 301. Окт. С. 326; Парсадан Горгиджанидзе и его труды. Тифлис, 1896; Археологические заметки о Кавказе//Кавказ. Тифлис, 1897. 315 (на груз. яз.); Известия груз. летописей и историков о Сев. Кавказе и России//СМОМПК. 1897. Вып. 22; Драгоценные камни, их названия и свойства//СМОМПК. 1898. Вып. 24; Груз. обители вне Грузии. Тифлис, 1899; Известия груз. летописей//СМОМПК. 1899. Вып. 26; Царица Тамар. Тифлис, 1900; Легенда о Кахетинском море//Изв. Кавк. отдела РГО. 1901. Вып. 14; Из прошлого Грузии//Новое обозр. Тифлис, 1903. 6413 (на груз. яз.); Ингилойские сказки//СМОМПК. 1903. Вып. 32. Отд. 2; Груз. предание об Амиране//Там же; Картлис Цховреба - Жизнь Грузии//СМОМПК. 1905. Вып. 35; Труды. Тифлис, 1907. 3 т. (на груз. яз.); Саингило. Тифлис, 1911-1913 (на груз. яз.); К мат-лам по истории и древностям Грузии и России: Заметки, пер. и коммент. Тифлис, 1912; Исторические приписки Эртацминдского храма//Изв. Кавк. отдела РГО. 1913. Вып. 3. С. 177-184; Тбетский столп в Шавшети//Сахалхо газети (Народная газета). Тифлис, 1913. 955 (на груз. яз.); Католикос Кирион: Биография. Тифлис, 1917 (на груз. яз.); Царица Тамар. Тифлис, 1917 (на груз. яз.); Одописцы царицы Тамар//Трибуна. Тифлис, 1923 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/171813.html

Лит.: Джамбакур-Орбелиани А. Пение, песнопение и напевы иверийцев//Цискари. 1861. 5. С. 141-160 (на груз. яз.); Мачабели Д. Обычаи грузин//Там же. 1864. 5. 49-73 (на груз. яз.); Карбелашвили П. Груз. светские и духовные напевы. Тифлис, 1898 (на груз. яз.); Карбелов В. Сб. груз. церк. песнопений Микаеля (Михаила) Модрекили//Весь Кавказ. Тифлис, 1903. 1. С. 53-55; Кекелидзе К. Литургические груз. памятники в отечественных книгохранилищах и их науч. значение. Тифлис, 1908; он же. Иерусалимский Канонарь VII в.: (Груз. версия). Тифлис, 1912; он же. История древнегруз. лит-ры. Тбилиси, 1980. Т. 1 (на груз. яз.); Кирион (Садзагелов), еп. Культурная роль Иверии в истории Руси. Тифлис, 1910; Thibaut J. Нотные знаки в груз. рукописях//ХВ. 1914. Т. 3. Вып. 2. С. 207-212 (на франц. яз.); Аракишвили Д. О муз. структуре народных духовных песнопений Вост. Грузии//Мат-лы для груз. этнографии. Тбилиси, 1953. Т. 6. С. 217-238; Чиджавадзе О. К расшифровке муз. знаков//Сабчота хеловнеба (Сов. искусство). 1954. 6. С. 35-37 (на груз. яз.); он же. «Чрели» груз. пения//Там же. 1967. 12. С. 75-78 (на груз. яз.); он же. К вопросу о методике обучения груз. церк. пению в древней Грузии//Вопр. музыкознания: Сб. науч. тр. Тбилисской гос. консерватории. Тбилиси, 1991. Вып.: Древнегруз. профессиональная музыка: Вопр. истории и теории. С. 61-66 (на груз. яз.); Чхиквадзе Г. Древнегруз. муз. культура//Груз. муз. культура: Сб. ст. М., 1957. С. 7-20; Ингороква П. Расшифровка груз. муз. нотописи античной эпохи и ср. веков и восстановление древней груз. музыки//Мнатоби (Светоч). Тбилиси, 1958. 2. С. 124-176 (на груз. яз.); он же. Древнегруз. поэзия V-X вв.//Собр. соч.: В 7 т. Тбилиси, 1965. Т. 3 (на груз. яз.); Гвахария В. Развитие груз. муз. систем (X-XVIII в.). Тбилиси, 1962 (на груз. яз.); Метревели Е. Две древние редакции груз. Ирмология: (По рукописям X-XI вв.). Тбилиси, 1971 (на груз. яз.); Метревели Е. , Чанкиева Ц. , Хевсуриани Л. Древнейший Иадгари. Тбилиси, 1980 (на груз. яз.); Росебашвили К. К вопросу о традиции церк.

http://pravenc.ru/text/168199.html

Арх.: Архив РАН. Ф. 411. Оп. 6. Д. 453; Оп. 18. Д. 221; ЦГИА СПб. Ф. 14. Оп. 3. Д. 65048. Соч.: Латинская хрестоматия для слушателей медицинского фак-та. Тифлис, 1924 (на груз. яз.); Яфетическая теория и греческие этимологии//Ахали Кавкасиони (Новый Кавказ). Тифлис, 1925. 1. С. 3-14 (на груз. яз.); К передаче личных имен//Нормы груз. лит. языка. Тифлис, 1932. Вып. 1. С. 12-20 (на груз. яз.); Разные орфографические вопросы: Орфографический указатель//Там же. 1933. Вып. 10. С. 1-10 (на груз. яз.); Греческий язык: Мат-лы для практических упражнений студентов 1-го курса. Тифлис, 1934. 2 ч. (на груз. яз.); Вопросы передачи иностранных слов на груз. язык//Литературные груз. нормы. Тифлис, 1936. Т. 1. С. 43-52 (на груз. яз.); Учебник лат. языка для медиков и фармацевтов высших учеб. заведений. Тбилиси, 1937 (на груз. яз.); Русско-груз. словарь: Для неполных средних и средних школ/Сост.: С. Каухчишвили, В. Топурия. Тифлис, 1938 (на груз. яз.); Классификация греч. глаголов// Ксенофонт. Анабасис. Тбилиси, 1940. Т. 4. С. 49-64 (на груз. яз.); Латинско-груз. словарь для студентов вузов. Тбилиси, 1940 (на груз. яз.); Греч. надпись из Носири//Шромеби (Труды)/Тбилисский гос. ун-т. Тбилиси, 1941. Вып. 18. С. 141-147 (на груз. яз.); Новые греч. надписи из Армази//Моамбе (Бюллетень)/АН Груз. ССР. Тбилиси, 1941. Вып. 2. С. 169-176 (на груз. яз.); История поселения греков в Грузии//Шромеби (Труды)/Кутаисский гос. пед. ин-т. Кутаиси, 1942. Вып. 4. С. 219-239; 1946. Вып. 6. С. 125-153 (на груз. яз.); «История и восхваление венценосцев» и Иоане Петрици//Мацне (Вестник)/АН Груз. ССР. Тбилиси, 1942. Вып. 3. С. 89-96 (на груз. яз.); Новая греч. надпись из Мцхета-Самтавро//Моамбе (Бюллетень). Тбилиси, 1943. Вып. 4. С. 577-584 (на груз. яз.); История греч. лит-ры. Тбилиси, 1943. Т. 1; 1944. Т. 2; 1946. Т. 3 (на груз. яз.); Грецизмы Адишской рукописи//Моамбе (Бюллетень)/Ин-т языка, истории и материальной культуры им. Н. Я. Марра. Тбилиси, 1944. Вып. 14. С. 93-116 (на груз. яз.); Греческо-груз. семасические параллели//Иберийско-кавказское языкознание.

http://pravenc.ru/text/1683927.html

Г. Чеишвили Ист.: Brosset M. Rapports sur un voyage archélogique dans la Géorgie et dans l " Arménie, exécuté en 1847-1848. St.-Pb., 1851. Vol. 3: Atlas du voyage sous les auspices du prince Vorontzof; Такаишвили Е. Синодик царей и католикосов в Никорцминдской рукописи. П., 1939 (на груз. яз.); Описание груз. рукописей Гос. музея Грузии: Колл. Н/Сост.: Е. Метревели. Тб., 1950. Т. 4 (на груз. яз.); Описание груз. рукописей Гос. музея Грузии: Рукописи Церк. музея: Колл. А/Сост.: Х. Шарашидзе, Л. Кутателадзе. Тб., 1954. Т. 4 (на груз. яз.); Гюльденштедт И. А. Путешествие... по Грузии/Пер. с нем., исслед.: Г. Гелашвили. Тб., 1962. Т. 1 (на груз., нем. языках); Иевлев А. И. Статейный список посольства в Имеретию 1650-1652 гг., составленный Алексеем Иевлевым/Сост: И. Цинцадзе. Тб., 1969 (рус. текст, груз. пер.); Толочанов Н. Статейный список посла Толочанова в Имеретию 1650-1652 гг./Сост.: И. Цинцадзе. Тб., 1970 (рус. текст, груз. пер.); Вахушти Багратиони. Описание царства Грузинского. Тб., 1973. (КЦ; 4); Бердзнишвили М. Грузинские ист. источники XI в. о соц.-экон. истории Грузии, написанные в Никорцминде. Тб., 1979 (на груз. яз.); Амвросий (Хелая), исп. Путешествие по Рача-Лечхуми//Грузинская лит-ра. Тб., 2011. Т. 12. С. 7-62 (на груз. яз.). Лит.: Иоселиани П. Краткая история Грузинской Церкви. СПб., 1843; Какабадзе С. Н. Законодатель Баграт Куропалат. Тифлис, 1912 (на груз. яз.); он же. История Грузии: Эпоха нового времени (1500-1810). Тифлис, 1922 (на груз. яз.); Такаишвили Е. Еще одна работа златоваятеля Мамне//Моамбе (Вестник)/АН Груз. ССР. Тб., 1949. Т. 10. Вып. 6. С. 385-388 (на груз. яз.); Аладашвили Н. Рельефы Никорцминды: О фасадной скульптуре в средневек. Грузии. Тб., 1957 (на груз. яз.); Беридзе В. Никорцминда. Тб., 1959 (на груз. яз.); Берадзе Т. Рача. Тб., 1983 (на груз. яз.); Беридзе В. Церковная архитектура Грузии XVI-XVIII вв. Тб., 1994 (на груз. яз.); Вачридзе Г. Временное управление Имерети. Кутаиси, 1999 (на груз. яз.); Вирсаладзе Т. Фресковая роспись в ц. Архангелов села Земо Крихи// она же. Избранные труды. Тб., 2007. С. 25-94; Вардосанидзе С. Архиереи Грузии: XX-XXI вв. Тб., 2010 (на груз. яз.); Мурусидзе М. Церковная жизнь Рачи в XI - 2-й четв. XX в.: Никорцминдская епархия, Челишский мон-рь: Дис. Кутаиси, 2010 (на груз. яз.); Метревели Р. Рача. Тб., 2013 (на груз. яз.); Гаприндашвили Б. Никорцминдские архиереи в 1534-1822 гг.//Гулани/Гос. ун-т Самцхе-Джавахети. Ахалцихе, 2014. С. 141-162 (на груз. яз.); он же. Рача-Имеретинские епископства. Тб., 2015 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/Никорцминдскую.ht...

Н. Я. Марра. Тбилиси, 1944. Вып. 14. С. 359-374 (на груз. яз.); Вачеишвили А. Очерки по истории груз. права/Сост.: С. Каухчишвили. Тбилиси, 1946. Т. 1; 1948. Т. 2; 1963. Т. 3 (на груз. яз.); Картлис Цховреба/Сост.: С. Каухчишвили. Тбилиси, 1955. Т. 1; 1959. Т. 2; 1973. Т. 4 (на груз. яз.); Шота Руставели. Витязь в тигровой шкуре/Сост.: С. Каухчишвили; пер. с груз. яз.: Ш. Нуцубидзе. Тбилиси, 1957; Эсхил. Прометей прикованный/Введ.: С. Каухчишвили; пер.: А. Кутатели. Тбилиси, 1958 (на груз. яз.); Софокл. Царь Эдип/Сост., введ.: С. Каухчишвили; пер.: Д. Гачечиладзе. Тбилиси, 1958 (на груз. яз.); Древнегруз. источники по истории Византии. Тбилиси, 1974. Т. 1 (на груз. и рус. языках); Церетели Г. Письма/Сост.: Т. Гамкрелидзе, С. Каухчишвили. Тбилиси, 1975. Лит.: Урушадзе А. Симон Георгиевич Каухчишвили. Тбилиси, 1967 (на груз. яз.); он же. Патриарх классической филологии и груз. школы византинологии: К 80-летию С. Каухчишвили//Мнатоби (Светоч). Тбилиси, 1976. 1. С. 133-141 (на груз. яз.); Мчедлидзе Г. Неутомимый грузиновед. Тбилиси, 1975 (на груз. яз.); Шромеби (Труды)/Тбилисский гос. ун-т. Тбилиси, 1975. Вып. 162: Археология. Классическая филология. Византинистика: Посвящение АН Груз. ССР к 80-летию проф. Симона Каухчишвили/Сост.: Р. Гордезиани (на груз. яз.); Византиноведческие этюды: Сб., посвящ. 80-летию академика АН ГССР С. Г. Каухчишвили. Тбилиси, 1978 (на груз. яз.); Каухчишвили Семен (1895-1981): Филолог: Биобиблиография. Тбилиси, 1989 (на рус. и груз. языках); Семен Георгиевич Каухчишвили (1895-1981): Биобиблиография/Сост.: М. Баркава. Тбилиси, 1989; Международная научная конференция, посвящ. 100-летию акад. С. Каухчишвили: Тбилиси, 16-19 окт. 1995 г. Тбилиси, 1995 (на груз. яз.); Ломоури Н. Семен Каухчишвили: Ученый, наставник, гражданин. Тбилиси, 1996; Норакидзе В. Симон Каухчишвили: Психологический портрет//Клдекари. Тбилиси, 1996. 1. С. 125-150 (на груз. яз.); Люди и судьбы: Библиогр. словарь востоковедов - жертв террора в сов. период 1917-1991/Сост.: Я. В. Васильков, М. Ю. Сорокина. СПб., 2003; Византинология в Грузии: Сб., посвящ. памяти Симона Каухчишвили. Тбилиси, 2007 (на груз. яз.); Харатишвили Г. Грузины - профессора, преподаватели и выпускники С.-Петербург. гос. ун-та, XIX-XX вв. СПб., 2009. Н. Ломоури Рубрики: Ключевые слова: ЕВФИМИЙ [Еквтиме] Такаишвили (Такаов) (1863 - 1953), историк, филолог, археолог, археограф, один из основателей Тифлисского (с 1938 Тбилисского) гос. ун-та (ТГУ), прав. (груз. Гвтискаци - человек Божий; пам. груз. 3 янв.) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) ЖОРДАНИЯ Федор (Тедо, Тевдоре) Давидович (1853 - 1916), груз. историк, филолог, археограф, педагог, общественный деятель ДЖАВАХИШВИЛИ [Джавахов] Иван Александрович (1876 - 1940), груз. историк, филолог, общественный деятель, действительный член АН СССР (с 1939)

http://pravenc.ru/text/1683927.html

пения в Грузии//Вопр. музыкознания. 1973. С. 144-162 (на груз. яз.); Жгенти И. Завершающие построения в груз. (гурийских) песнопениях//Там же. 1974. С. 89-107 (на груз. яз.); он же. Нек-рые вопросы звуковысотных связей в древнегруз. профессиональной музыке//Там же. 1993. С. 102-125 (на груз. яз.); Кикнадзе Г. Невмированный Ирмологий. Тбилиси, 1982 (на груз. яз.); Оситашвили М. Система груз. осмогласия и ее ладово-интонационные основы//Вопр. музыкознания. 1983. С. 93-114 (на груз. яз.); она же. Нек-рые вопросы изучения «чрели»//Вопр. музыкознания. 1991. Вып.: Древнегруз. профессиональная музыка. С. 93-111 (на груз. яз.); она же. О нек-рой особенности древнегруз. профессиональной музыки//Докл. 1-го междунар. симп. по традиц. многоголосию. Тбилиси, 2003. С. 470-480 (на груз. и англ. яз.); Джавахишвили И. Основные вопр. истории груз. музыки. Тбилиси, 1990 (на груз. яз.); Андриадзе М. Груз. богослуж. пение: Жанры песнопений//Вопр. музыкознания. 1991. Вып.: Древнегруз. профессиональная музыка. С. 81-92 (на груз. яз.); она же. Система муз. знаков в груз. певч. практике//Там же. 1999. С. 56-76 (на груз. яз.); она же. Груз. нотное письмо: Пути расшифровки//Гимнология. М., 2000. Кн. 1: Мат-лы междунар. науч. конф. С. 517-526; она же. Глас как канонич. основа многоголосных песнопений Груз. Правосл. Церкви//Православна мohoдiя: ïï богословська, лimypriчha та естетична cymhicmь: Наук. bichuk НМАУ. К., 2001. Вип. 15. С. 116-124; она же. «Чрели» и «чрелта гварни» как один из основных этапов развития груз. нотации//Манрусум: Вопр. истории, теории и эстетики духовной музыки: Междунар. муз. ежег. Ереван, 2002. С. 204-218 (на груз. и англ. яз.); она же. Груз. церк. пение//Свет Христов - Грузия. Тбилиси, 2003. Кн. 1. С. 865-885 (на груз. яз.); она же. Особенности песнопений всенощного бдения в Грузии: (На мат-ле литург. и нотописных рукописей)//Церк. пение в историко-литург. контексте: Восток - Русь - Запад. М., 2003. С. 21-29. (Гимнология; 3); Андриадзе М. , Чхеидзе Т. Система «чрели» в груз.

http://pravenc.ru/text/168199.html

Лит.: Иоселиани П. И. Описание древностей города Тифлиса. Тифлис, 1866; Марр Н. Я. Еще о слове «челеби»//ЗВОРАО. 1910. Т. 20. Вып. 2/3. С. 99-151; он же. О религ. верованиях абхазов//ХВ. 1912. 4. С. 125-127; он же. Кавказоведение и абхаз. язык. Пг., 1916; Бардавелидзе В. В. Из истории древнейших верований грузин: Божество Барбар, Бабар. Тбилиси, 1941 (на груз. яз.); она же. Древнейшие религ. верования и обрядовое графическое искусство груз. племен. Тбилиси, 1957; Куфтин Б. А. Археол. раскопки в Триалети. Тбилиси, 1941. Т. 1: Опыт периодизации памятников; Макалатия С. История и этнография Мегрелии. Тбилиси, 1941 (на груз. яз.); Чубинишвили Т. Древняя культура в двуречье Куры и Аракса. Тбилиси, 1965; Брегадзе Н. К вопросу о характере одного из груз. нар. праздников - Тедороба//Мат-лы по этнографии Грузии. Тбилиси, 1970. Т. 15. С. 81-91; Лордкипанидзе О. А. Древняя Колхида: Миф и археология. Тбилиси, 1979; он же и др. Гонийский клад. Тбилиси, 1980; Миндадзе Н. Р. Груз. нар. медицина: По этногр. мат-лам горцев Вост. Грузии. Тифлис, 1981 (на груз. яз.); Абакелия Н. и др. Груз. нар. праздники. Тбилиси, 1991 (на груз. яз.); Абакелия Н. Миф и ритуал в Зап. Грузии. Тбилиси, 1991; она же. Теллурические и хтонические теофании в груз. мифо-ритуальной системе//Кавказско-Ближневост. сб./Ин-т истории и этнологии АН Грузии. Тбилиси, 2001. Вып. 10. С. 168-188 (на груз. яз.); она же. О нек-рых раннехрист. элементах в груз. традиции//Аналеби. Тбилиси, 1999. 1. С. 47-53; она же. От Дома Хлеба до Дома Вина//Христианство в Грузии: Ист.-этнолог. исслед. Тбилиси, 2000. С. 112-115 (на груз. яз.); Очиаури А. Груз. нар. праздники в нагорной ч. Вост. Грузии (Пшави). Тбилиси, 1991 (на груз. яз.); Каландия Г. Святые мощи и реликвии в Грузии (Самегрело)//Артануджи. Тбилиси, 1994. 1. С. 10-17 (на груз. яз.); Григорий (Перадзе), сщмч. Сведения иностр. пилигримов о груз. монахах и груз. мон-рях в Палестине. Тбилиси, 1995 (на груз. яз.); Хазарадзе Н. К истории одной реликвии Грузии: Грузия и пояс Богоматери//Аналеби/ИИЭГ. Тбилиси, 1999. 1. С. 6-14 (на груз. яз.); она же. К семантическому коду названия грузин//Древневост. и картвелологические изыскания/ИИЭГ. Тбилиси, 2001 (на груз. яз.). С. 330-340; Гамбашидзе Н. Гость - посланник Бога//Мат-лы по этнографии Грузии. Тбилиси, 2005. Т. 25. С. 290-296 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/168199.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010