6.6. Dominatur malus bono, bonus damnatur pro impio, impius honoratur pro iusto. Et in hac tanta obscuritate non ualet homo diuinam perscrutare dispositionem, et occultum praedestinationis perpendere ordinem. VII. De conversis. 7.1–2. Non inchoantibus praemium promittitur, sed perseuerantibus datur, sicut scriptum est: Qui perseuerauerit usque in finem, hic saluus erit. ­ Tunc enim placet Deo nostra conuersio, quando bonum quod inchoamus perseueranti fine conplemus. Nam sicut scriptum est: uae bis qui sustinentiam perdiderunt, id est opus bonum non consummauerunt. 7.3. Indulgentia peccatorum sciendum ubi, quando uel qualibus datur. Vbi quippe, nisi intra ecclesiam catholicam? quando, nisi ante uenturi exitus diem? quia ecce nunc tempus acceptabile, ecce nunc dies salutis. Qualibus, nisi conuersis qui per humilitatem ad paruulorum transeunt imitationem? De quibus dicitur: Talium est regnum caelorum. 7.4–5. Nemo perpendere potest quanti sit ponderis in iustitia, uel quanti fulgoris radio iustitia clareat, nisi quis prius toto mentis nisu conuertatur ad Deum, quatenus ipso lumine quo inlustratur, et suam foeditatem agnoscat, et lumen quod caeco corde non intuebatur intellegat. ­ Tunc autem inadtingibilem intellegi posse iustitiam, dum eam quisque sequi conuersus temptauerit, quia lux non intellegitur nisi cum uidetur. 7.6. Iudicium quod in hominis potestate consistit conuersionis est gratia per quam nosmetipsos iudicamus, quando flentes mala nostra punimus et bono quod ex Deo nobis est solidius inhaeremus. 7.7. Tripertitum describitur esse uniuscuiusque conuersi profectum, id est primum corrigendi a malo, secundum faciendi bonum, tertium consequendi boni operis praemium. Nam quod ait propheta: Solue fasciculos deprimentes, mali est emendatio. Quod uero adiecit: Frange esurienti panem tuum, operis boni est actio. In eo uero quod subiungit: Tunc erumpet matutinum lumen tuum, operis boni est retributio; ergo non proficit facere bonum, nisi correctum fuerit malum, nec poterit quisquam ad contemplationem Dei proficere nisi se prius in bonis studuerit actibus exercere.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

29.9. Qui de sapientia se laudari affectant, loquentem prophetam adtendant: Vae qui sapientes estis in oculis uestris, et coram uobismetipsis prudentes. 29.10–11. Recte ex sententia dicit, qui ueram sapientiam gustu interni saporis sentit. A sentiendo enim sententia dicitur. Ac per hoc, adrogantes qui sine humilitate dicunt, de sola scientia dicunt, non de sententia. ­ Ille enim sapit qui recte et secundum Deum sapit. 29.12. In suam dicunt contumeliam doctores, si dum sint ab eis dicta sapienter nimium tamen eloquenter. Horret enim sapientia spumeum uerborum ambitum, ac fucum mundialis eloquentiae inflatis sermonibus perornatum. 29.13. Quidam curiosi delectantur audire quoslibet sapientes, non ut ueritatem ab eis quaerant, sed ut facundiam sermonis eorum agnoscant, more poetarum qui magis conpositionem uerborum quam sententiam ueritatis sequuntur. 29.14. Quadrimoda est dicendi ratio, qua praeuidendum est quid, cui, quando uel quomodo aliquid proferatur. 29.15. Item quadrimoda est dicendi ratio, qua aut bene sentiendo quid bene profertur, aut nihil sentiendo nihil dicitur, aut parum sentiendo loquacitas sola ostentatur, aut optime sentiendo non eleganter profertur quod intellegitur. 29.16–17. Item quadripertita est loquendi ratio, qua uel bonum bene, uel malum male, seu bonum male, uel malum bene profertur. ­ Bonum quippe bene loquitur qui ea quae recta sunt humiliter adnuntiare uidetur. Malum male loquitur qui quodlibet flagitium persuadere conatur. Bonum male loquitur qui quodcumque rectum adroganter praedicare sentitur. Malum bene loquitur qui, aliquod narrando uitium, detestatur ut ab eo homines auertantur. 29.18. Corde bene loquitur qui caritatem non simulat. Ore bene loquitur qui ueritatem adnuntiat. Factis bene loquitur qui alios bonis exemplis aedificat. 29.19. Corde male loquitur qui interius cogitationes noxias meditatur et cogitat. Lingua male loquitur qui pro quod male agit flagellatur et murmurat. Factis male loquitur qui male uiuendo exemplis suis alios ad praue agendum informat.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

Итак, необходимо открыто и безбоязненно сказать, что дух антихристов веет главным образом из культуры, ибо иных благ в его распоряжении и нет. Из этого, однако вовсе не следует, что надо во имя Христа огульно идти против культуры и желать ее уничтожения. В этом в свою очередь заключалась бы новая и серьезная опасность для христианства. Историческая церковь и главным образом католичество в средние века открыло явную борьбу против некоторых видов культуры и благодаря этой борьбе дух антихристов собрал на свою сторону многих из отпавших от церкви из-за ее несправедливости к bonum secundum, которое все же есть подлинное добро – хотя и не на глубоком уровне находящееся. Культура нуждается все же в справедливом отношении. Основой этого справедливого отношения является именно постановка ее на свое место среди религиозных ценностей. Вооружаться надо не против культуры, а против идолопоклонства перед культурой необходимо, чтобы люди поняли, что перед ценностью Bonum Absolutum культура все же есть «печной горшок» не больше. Разбить этот печной горшок, «чтобы не соблазнял» – было бы плохим разрешением задачи уже по одному тому, что ему тотчас же стали бы еще больше поклоняться, как невинно пострадавшему. Вообще нельзя отвергать ни даже малейшую правду, которую несет на своем знамени антихрист, хотя бы она касалась ценностей из области только bonum secundum. Эта забота о внешних видах блага, о справедливости в каждом, хотя бы второстепенном с религиозной точки зрения, вопросе необходима именно потому, что все внешнее всегда вызывает свой отзвук во внутреннем. Неправо решить хотя бы в вопросе внешности это всегда уже значит покривить совестью, т е. произвести очень крупное нарушение в области внутреннего добра. Вообще юридическое право, будучи по происхождению своему смешанным результатом, как bonum primum, так и человеческого самоутверждения, по объективному идеологическому содержанию есть, в общем и целом, известное применение закона человеколюбия и потому, если вовсе не выражает психологически, то все же внешним образом «символизирует» вторую заповедь Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-s...

55 . Sequimur te, domine lesü sed ut sequamur accerse, quia sine te nullus ascendet. Tu enim uia es, ueritas uita possibilitas fides praemium. Suscipe tuos 1232 quasi uia, confirma quasi ueritas, uiuifica quasi uita. Pande illud tuum bonum, quod uidere desiderabat Dauid inhabitans in domo domini, ideoque dicebat: Quis ostendet nobis bona?et alibï Credo uidere bona domini in terra uiuentium. Ibi enim sunt bona, ubi uita perpetua est, uita sine crimine. Alibi quoque dicit: Replebimur in bonis domus tuae. Quod ideo frequentauit, ut scires hinc bonum illud philosophos transtulisse, quod summum adserunt. Pande ergo illud uere bonum tuum, illud diuinum, in quo et uiuimus et sumus et mouemur. Mouemur quasi in uia, sumus quasi in ueritate, uiuimus quasi in uita aeterna. Demonstra nobis illud quod est bonum, simile sui, semper indissoluble atque inmutabile, in quo simus aeterni in agnitione omnis boni, sicut uas electionis tuae Paulus testificatus est dicens: Forsitan enim ideo discessit ad horam ut aeternum illum reciperes. Aeternum ergo ministrum dei dixit scribens ad Philemonem, cuius fidem in agnitione omnis boni, quod in sanctis est, in Christum Iesum euidentiorem fieri postulabat. In quo bono est requies pura, lux inmortalis, gratia perpetua, hereditas animarum pia et secura tranquillitas, non morti subiecta, sed erepta de morte, ubi nullae lacrimae, nullus est fletus, — unde enim illic fletus, ubi nullus est lapsus? — ubi sancti tui erroribus et sollicitudinibus, insipientia atque ignorantia, timore ac metu, cupiditatibus atque omnibus corporeis conluuionibus et passionibus absoluti, ubi regio uiuentium, et ut adsertioni huic adiungamus auctoritatem, de quo bono propheta dicit: Conuertere, anima mea, in requiem tuam, quia dominus benefecit mihi, quoniam eripuit animam meam de morte, oculos meos a lacrimis, pedes meos a lapsu. Placebo domino in regione uiuorum. Placebo dixit, non placeo, hoc est de tempore sibi blanditur futuro. Contraria sunt autem praesentibus futura et temporalibus aeterna. Et ideo quoniam ibi uiuorum regio, hie utique mortuorum.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

18. Et ideo circumspectione caelesti non dixit «nemo bonus nisi unus pater», sed nemo bonus nisi unus deus. Pater enim proprium generantis est nomen, deus autem unus nequaquam deitatem trinitatis excludit et ideo natura laudatur. Bonitas ergo in natura est dei et in natura dei etiam dei filius, et ideo non quod singularitatis, sed quod unitatis est praedicatur. И потому, из-за божественной предусмотрительности, Он не сказал: «Никто не благ, как только Отец», но: Никто не благ, как только один Бог ( Мк.10:18 ). Ведь «Отец» – это личное имя Рождающего, а слова «один Бог» отнюдь не исключают Божества Троицы, и тем самым восхваляется божественная природа. Итак, благость в природе Бога, Сын Божий – также в природе Бога, поэтому возвещается то, что относится к единому, а не к единичному. 19. Non igitur a domino bonitas negatur, sed tabs discipulus refutatur. Nam cum scriba dixisset: Magister bone, respondit dominus: Quid me dicis bonum? id est: «Quem deum non credis, non est satis, ut bonum dicas. Non tales ego quaero discipulos, qui me magis secundum hominem magistrum bonum quam secundum diuinitatem deum bonum credant». Господь не отрицает Своей благости, но отвергает такого ученика. Поэтому, когда книжник позвал: Учитель благий, – Господь ответил: Что ты называешь Меня благим?( Мк.10:17:18 ), то есть: «Недостаточно назвать благим Того, в Кого ты не веришь как в Бога. Я ищу таких учеников, которые верят в Меня не только как в благого учителя по человеческой природе, но как в благого Бога по божественной природе». 20. Sed nolo praerogatiua naturae suae et priuilegio potestatis utatur. Non dicatur bonus, si non meretur, a nobis. Si hoc non meretur operibus, si beneficiis non meretur, abdicetur suae iure naturae, subdatur nostro iudicio. Qui iudicaturus de nobis est, non dedignatur iudicari, ut «iustificetur in sermonibus suis et uincat, cum iudicatur». Но я не хочу, чтобы Он использовал преимущество Своей природы и право власти. Не будем называть Его благим, если Он этого не заслуживает. Если Он не заслуживает этого наименования ни делами, ни благодеяниями, пусть Ему откажут в этом по достоинству Его природы и пусть Он подчинится нашему приговору. Тот, Кто собирается судить нас, не отказывается быть судимым, чтобы «оправдаться в словах Своих и победить, когда будет судить» 246 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Sancti dono adscribunt, quod hominem emundet et de die in diem meliorem et sanctiorem faciat; et ab eo opere vires nostrae propriae prorsus excluduntur”. § 58, 60: “Homo… ad conversionem suam prorsus nihil conferre potest. – Etsi autem Dominus hominem non cogit, ut convertatur (qui enim semper Sp. Sancto resistunt…, hi non convertuntur), attamen trahit Deus hominem, quem convertere decrevit”. §§ 63, 64: “Quando vero jam homo est conversus et illuminatus ejusque voluntas renovate est: tunc homo vult bonum (курсив подлинника), quatenus renatus et novus homo est... Et in posterum tantum boni et tamdiu bonum ooperator quantum et quamdiu a Sp. Sancto impellitur… Haec antem agitation Sp. Sancti non est coactio; sed homo conversus sponte bonum operator”. § 65: “Ex bis consequitur, quam primum Sp. Sanctus per verbum et sacramenta opus suum regenerationis et renovationis in nobis inchoavit, quod revera tune per virtutem Sp. Sancti cooperari possimus et debeamus… Hoc vero ipsum, quod cooperamus, non ex nostris carnalibus et naturalibus viribus est: sed ex novis illis viribus et donis, quae Sp. Sanctus in conversion in nobis inchoavit. § 83: Conversio enim hominis talis est immutatio per operationem Sp. Sancti, in hominis intellectu, voluntate et corde, que homo (operatione, videlicet, Sp. Sancti) potest oblatam gratiam apprehendere. Et quidem omnes illi, qui operationi et motibus Sp. Sancti (quae per verbum fiunt) contumaciter et perseveranter repugnant, non accipiunt, sed contristant et amittunt Sp. Sanctum. ibidem. 5 Confess. et expos. Christ. Fidei; cap. IX; “In regeneration intellectus illuminatur…, et voluntas ipsa non tantum mutatur per Sp. Sanctum, sed etiam instruitur facultatibus, ut sponte velit et possit bonum… Regeneratos in boni electione et operatione non tantum agree passive (docemus), sed active. Aguntur enim a Deo, ut agant ipsi, quod agunt”. Can. Dordrecht., cap. III et IV, art. XI: “Spiritus regenerantis efficacia ad intima hominis penetrat…, voluntati novas qualitates infundit, facitque eam ex mortua vivam, ex mala bonam, ex nolente volentem, ex refractaria morigeram, agitque et roborat eam”; art.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Yako...

Чтобы показать, как, к сожалению, мало знаем мы о наших именах, приведем примеры мужских и женских имен, редко или вообще не встречающихся на практике. Из обширного списка я выбрал лишь малую часть благозвучных и древних имен и указал, что данное имя значит на языке народа, в среде которого оно появилось. Имена мужские Аввакум любовь Божия (евр.); имя, к сожалению, дискредитированное предводителем старообрядческого раскола протопопом Аввакумом, но, тем не менее, древнее и выразительное; происходит от имени библейского пророка. Августин из города Августа (лат.) Аверкий удерживающий, удаляющий (лат.) Агапий любовь (греч.) Агафангел добрый вестник (греч.) Агафон добрый (греч.) Адриан из Адрии (небольшой италийский городок) (лат.) Адам человек (евр); этимологически имя произведено от «адама» – «красная земля». Алипий беспечальный (лат.) Алфей перемена (евр.) Амвросий бессмертный, божественный (лат.) Анастасий воскресение, воскрешенный (греч.) Андроник победитель мужей (греч.) Аристарх лучший начальник, отличный ( греч.) Арсений мужественный, мужчина (греч.) Валериан из города Валерии (лат.) Варлаам сын Божий (халд.) Варфоломей сын Фоломея (Толомея) (евр.) Виссарион лесной (греч.) Вонифатий благотворец (лат.) Гавриил крепость Божия (евр.) Галактион молочный (греч.) Герман воин (древневерхненем.) Григорий бодрствующий (греч.) Гурий львенок (евр.) Давид возлюбленный (евр.) Дамиан покоритель, укротитель (греч.) Даниил Бог – мой судья (евр.) Дидим близнец (греч.) Диодор Божий дар (греч.) Дионисий божественный из Нисы (греч.) Евлогий благословение (греч.) Евсевий благочестивый (греч.) Едесий радость (сирийск.) Елисей его спасение – Бог (евр.) Ераст любящий (греч.) Ефрем плодовитый (евр.) Зосима жизненный (греч.) Иаков заклинатель (евр.) Ианнуарий привратник (лат.) Игнатий огненный, раскаленный (лат.) Иероним священноименный (греч.) Иларион тихий, радостный (греч.) Илия крепость Господня (евр.) Ириней мирный (греч.) Иустин сын Иуста (лат.) Кассиан порожний, пустой (лат.) Киприан с острова Кипр (греч.)

http://azbyka.ru/parkhomenko/kak-praviln...

Псой (мясо на чресиах, греч.) преп., ученик преп. Пахомия, 9 авг. Итоломей (воинственный, греч. πτλεμος вместо πλεμος). муч. римский, 1 июня. Пуд (Пудис, стыдливый, лат. Pudens), ап. из 70, 15 апр. Пулхерия (прекрасная, лат.), св. царица, 10 сент. Пуплий (народный, публичный, лат.), муч. палестинский, 15 мар. Пуплий , преп. египетский, 5 апр. Равула (крючкотвор, вздорный стряпчий, лат.), преп. месопотамский, 19 февр. Разумник , муч. римский, 12 дек. Раиса (легкая, готовая, греч.), мученица, 5 сент. Реас (у грек. Риакс ), из 26 мучч. готфских, 26 марта. Ревокат (отозванный, лат.), муч. африканский, 1 февр. Рикс (царь, лат.), муч. кампанийский, 6 июня. Римма (брошенное, бросание, греч.), муч. 20 янв. и 20 июня. Рипсимия (бросающая, греч.) и Гаиания , с дружиной, мученицы арменской, 30 сент. Родион (розовый, он же Иродион, геройская песнь), ап. из 70, 10 ноября. Родопиан (розовый, греч.) диакон, муч. афродисийский, 29 апр. Роман (римский, лат., крепкий, греч.) воин, муч. римский, 10 авг. Роман , диакон кесарийский, 18 ноября. Роман муч., 19 ноября. Роман , муч. самосатский, 29 янв. Роман , преп. сирийский, 27 ноября. Роман преп., творец кондаков, 1 окт. Роман князь рязанский, 19 июля. Ромил (Ромул, крепкий, греч.), муч. с дружиною, 6 сент. Ромил , муч. палестинский, 15 марта. Рустик (деревенский, лат.), священномуч. с Дионисием ареопагитом, 3 окт. Руфина (рыжеватая, лат.), мать муч. Маманта, 2 сент. Руфин (рыжеватый, лат.) муч., 10 марта. Руфин , диакон, муч. синопский, 7 апр. Руфин , муч. аполлониадский, 6 июля. РуФ (рыжий, лат.), ап. из 70, 8 апр. Руф , муч. аполлониадский, 6 июля. Руф , из 9 мучч. кизических, 29 апр. Савва (неволя, араб., вино, евр.), муч. персидский, 28 марта. Савва стратилат и 70 воинов, мучч. римские, 24 апр. Савва , муч. готфский, 15 апр. Савва Освященныйй, 5 дек. Савва , архиеп. сербский, 12 янв. Савва пр. звенигородский, 3 дек. Савва пр. вишерский, 1 окт. Савва пр. псковский, 28 авг. Савватий (субботний, евр.), муч. синадский, 19 сент. Савватий , преп. соловецкий, 27 сент.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Доксастарии – славники. Йотация – в одном из значений: расшифровка. Ипотипосис (Начертание устройства Студийского монастыря) – сочинение, приписываемое св. Феодору. Из данного труда, а также из Диатипосиса, который атрибутируется прп. Афанасию Афонскому , можно почерпнуть сведения об устройстве, в том числе богослужебно-уставном, Студийского монастыря. Календы (лат. kalendae, calendae) – в римском календаре название первого дня каждого месяца. Кекрагарии – стихиры на «Господи воззвах». Кодификация (лат. codificatio, от codex – собрание законов, facio – делаю) – упорядочивание, систематизация. Композиция (лат. compositio – составление, связывание) – построение определенного объекта, обусловленное его содержанием, характером, назначением и во многом определяющее его восприятие; музыкальное, живописное, скульптурное или графическое произведение. Компаративный (лат. comparatius – сравнительный) – сравнительный. Литания (лат. litania, от греч. lite – молитва , просьба) – молитва, состоящая из повторяющихся коротких молебных воззваний. Литургия часов (лат. liturgia horarum) – в Римско-Католической Церкви общее наименование богослужений, должных совершаться ежедневно в течение дня (за исключением мессы); книга, содержащая эти чинопоследования. Локальный (лат. locus, localis – место, места) – местный, не выходящий за определенные пределы. Менологий (греч. menos – месяц, logos – слово) – календарь святых. Миссал (лат. missale – относящийся к мессе) – богослужебная книга Римско-Католической Церкви, содержащая тексты для совершения мессы. Мистерия (лат. misterium – служба) – в одном из значений: связанный с религией жанр европейского средневекового театра. Ноктюрн (ноктюрна) (лат. nox, noctis – ночь, ночи) – часть католической службы, исполнявшаяся на рассвете. Октава (лат. octava – восьмая) – празднование в течение восьми дней в Римско-Католической Церкви. Паннихис (греч. pannihis – всенощное бдение) – торжественная служба накануне праздников, а также на первой седмице Великого Поста и Страстной седмице.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

о свободе мысли, свободе слова, свободе передвижения (лат.) «Декларация прав человека» (фр.) кивка, света (лат.); формы родительного падежа от слов numen, lumen. без Юпитера не двинешься (лат.). без ошибок (лат.) о месте (лат.) Один из моих бывших слушателей и сослуживцев Гр. П. Смирнов-Платонов в своей «Автобиографии», напечатанной в журнале «Детская помощь», вспомнил об этом моем труде, в котором и он отчасти участвовал. Досточтимый редактор «Детской помощи» выражает сожаление, что учено-художественное воспроизведение церковного организма, задуманное тогда мною, замерло на дороге. Но обстоятельства сильнее человека. Напоминание бывшего участника в моем труде, может быть, воодушевит кого-нибудь к повторению задуманного мною: и то бы хорошо! Помощниками моими были: Ф.А. Гиляров и В.В. Крестовоздвиженский (последнего уже нет в живых). Нынешним годом посетив монастырь, я уже не слышал минутного боя; на колокольчик наложили молчание. Кому он помешал? Главным основанием всего ораторского искусства является период. С другой стороны, период есть предложение, высказанное с полным совершенством и исполненное изящества (лат.). почести меняют характеры (лат.) Аврора музам подруга (лат.) «О падении ангелов» (лат.) изысканно одетый, строго подтянутый (фр.) Не так давно С.К. Смирновым напечатано извлечение из документов по этому делу. Привожу два особенно поразительные примера. Когда вышла первая из богословских брошюр Хомякова (по поводу Тютчева и аббата Лоранси), я прочел в ней сравнение индульгенций с банковыми чеками. Это было мое сравнение, которое я передавал слушателям на лекциях. На целых двух страницах ход мыслей и почти выражения были у нас тождественны. В другой раз, беседуя с Алексеем Степановичем, я сказал, что евангелист, если бы теперь жил, употребил бы не Логос, а, пожалуй бы, Субъект-Объект, говоря о Второй Ипостаси Божества. Хомяков рассмеялся и сказал: именно это самое я пишу теперь и на это выражение Субъект-Объект указываю (в одной из следующих брошюр). Летите, мои стихи счастливые, к слуху покровителя (лат.)

http://azbyka.ru/fiction/iz-perezhitogo-...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010