Католические богословы, защитники каноничности «всей» книги Есфирь, признают первое положение, протестантские и русские ученые второе. Католические ученые ссылаются на заключительное замечание в этих добавлениях: «в четвертый год царствования Птоломея и Клеопатры Досифей, который, говорят, был священником и левитом, и Птоломей, сын его, принесли это послание о Пуриме, которое, говорят, истолковал (ρμηνευκναι) Лисимах (сын) Птоломея, бывший в Иерусалиме» (10:3). Отсюда делают вывод, что эти добавления переведены Лисимахом. Протестантские ученые, со своей стороны, ссылаются также на «ясное», неотвергаемое и католиками, свидетельство Иеронима о том, что в еврейском тексте этих добавлений, несмотря на его тщательные розыски по еврейским архивам, не было никогда и он их не видал (Praef. in Esmher.). Затем обращают внимание на чистоту греческого языка добавлений, совсем несвойственную переводным памятникам. Эту чистоту, впрочем. признают и католические ученые, но объясняют ее, особенно в персидских указах (3:13; 8:12), тем, что у Персов чиновники знали языки подчиненных народов и к каждому народу писали указы на его языке ( Есф.3:12 ). Но этот довод, разумеется, применим лишь к двум обозреваемым отделам, содержащим царские указы: 3:13 и 8:12, но уж очень неприменим к 1:1; 4:17; 10:3, где излагаются от лица Мардохея сон и молитва его. Затем католические богословы ссылаются на то, что еврейский текст книги Есфирь без вставок заключает пропуски и неясности. Протестантские ученые, напротив, видят недостатки во вставках и неестественность: излишние добавления и противоречия с каноническими повествованиями книги. Гебраизмы в неканонических отделах признают и те и другие ученые, но первые объясняют их как доказательство переводного характера с еврейского оригинала, а вторые еврейским происхождением автора добавлений. 383 Существенным из указанных доводов, конечно, остается свидетельство заключительного в добавлениях замечания о том, что повествование о Пуриме принесено Досифеем и Птоломеем и истолковано (ρμηνευκναι) Лисимахом, сыном Птоломея, в Иерусалиме (10:3).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Коротко рассмотрим все эти утверждения свидетелей и проверим, имеют ли они разумные основания в Библии. «Сторожевая башня» утверждает, что Христос и Отец не равны. Это самое главное оскорбление, нанесенное христианству со времени «возведения» «Сторожевой башни». Неверие в Божественность Христа пришлось по сердцу всем не слишком обремененным интеллектом, кто предпочел насмехаться над учением о Троице, не доверяя Слову Божию и Сыну Божию. Что касается взаимоотношений Иисуса с Отцом, то апостол Иоанн пишет: «И еще более искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцом Своим называл Бога, делая Себя равным Богу» ( Ин. 5:18 ). Греческое слово ison (равный) означает «равный по качеству и количеству, обладающий единой природой, одинаковый по положению и авторитету». Это объяснение взято из Словаря греческого языка доктора Тейера (Thayer " s Greek Lexicon, p. 307). Доктор Тейер был унитарием и не признавал Божественности Христа, как и свидетели Иеговы, но он не покривил душой и привел истинное значение библейского слова, хотя оно и противоречило его взглядам. Итак, Слово Божие противоречит свидетелям Иеговы, и они не могут этого отрицать. «Сторожевая башня» далее утверждает, что раз Христос получил жизнь от Отца – «Я живу Отцом» ( Ин. 6:57 ), – то Он не может быть единовечным Отцу. На первый взгляд, эта логика приемлема, особенно если взять еще Ин. 5:26 : «Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе». Взяв же данный стих в контексте, мы увидим: речь идет не о том, что Христос получил вечное существование от Отца. Ин. 1:1 говорит, что «Слово было Бог», то есть вечность изначальна во Христе в силу Его природы. Логический вывод следующий: Слово-Бог вошло во время в виде Сына Человеческого – так посредством Духа Святого Отец дал Сыну «иметь жизнь в Самом Себе», ту жизнь, которая присутствовала в Нем вечно, как в вечном Слове. Однако свидетели Иеговы сами себя опровергают, цитируя Флп. 2:5–11 . В этом отрывке Павел утверждает, что Христос обладал божественной полнотой и до воплощения пребывал «в образе Божием» и «не почитал хищением быть равным Богу, но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам». Слово «равный» передано греческим словом isa, формой от ison, что значит «абсолютная единосущность» и чем подтверждается полнота Божества во Христе. Дальнейший текст недвусмысленно подтверждает, что все упоминания о более низком положении Христа по отношению к Отцу ( Ин. 5:26, 6:57 ) касаются Его земного существования, когда Он «смирил Себя», чтобы стать одним из нас. Это ни в коем случае не умаляет божественной сущности Христа и Его единства с Отцом. Сам Христос исповедует Свою сущность формулой «Я есмь» в ответ неверующим иудеям, формулой, принадлежащей только Богу (см. Исх. 3:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/tsarstvo...

Лк.16:23 . И во áде возвед óчи свои, сый в мýках, узре Авраáма издалéча, и лáзаря на лóне егó: Лк.16:24 . и тóй возглáшь речé: óтче Авраáме, помилуй мя, и посли лáзаря, да омóчит конéц пéрста своегó в воде и устудит язык мóй: яко стрáжду во плáмени сéм. (И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.) В загробной жизни роскошный и безжалостный богач оказался страдающим в аде. Ад , это, -как видно из самой притчи, место мучений, место, отделенное великою пропастью от того места, где блаженствуют праведники. Самое слово ад с греческого языка означает место, лишенное света. Этим именем называется состояние духов, отчужденных за грехи лицезрения Божия и соединенного с ним света и блаженства (Простр. Кат.). Богатый из ада увидел (узре) Лазаря в раю с Авраамом, и это возбудило в нем некоторую надежду на облегчение своего положения, и вот он обращается с просьбою к Аврааму: умилосердись надо мною (помилуй мя), т. е. сжалься над моими страданиями и облегчи их, – пошли Лазаря, – того самого бедняка, который при жизни на земле лежал у ворот его в надежде напитаться крошками от стола его. «Какая поразительная противоположность, восклицает при этом еписк. Михаил, особенно для богатых фарисеев, слушавших Господа и смеявшихся над учением Его о правильном употреблении богатства!» Омочить конец перста своего в воде и пр. Представляется, что от сильного жара пересох язык у богача, и он просит Авраама приказать Лазарю хотя немного облегчить его мучения. Горение в огне – самое тяжкое мучение. Представляется, что грешники в загробной жизни уже мучаются в огне. Здесь о загробном мире Иисус Христос говорит применительно к понятиям человеческим, под образами, взятыми из видимого мира. Так умершие представляются в теле и с телесными членами. Говорится так потому, что иначе мы не можем представлять мир духовый, как под образами, заимствуемыми из мира видимого.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Луки. Он в особенности близок к вам, учащиеся юноши и дети; и его жизнь и нравственные качества имеют полное приложение к вашему теперешнему состоянию. Он, подобно вам, был человеком науки 12 : апостол Павел называет его врачом 13 , предание церковное указывает на него, как на человека, получившего основательное образование в ученом центре своего времени – городе Антиохии 14 , как на знатока Иудейского закона, греческой философии, как на языковеда и, наконец, художника 15 . Все это можно заметить и из его писаний, которые изобличают в нем высокое знание языка и умение писать с соблюдением принятых между образованными людьми того времени литературных приемов. Но не из одной науки почерпается истинная мудрость, и не одна наука может сделать человека человеком: без религиозного образования она светит, но не греет, без нравственного развития она делает человека односторонним и приносит вместо пользы вред. Так, когда растение открыто действию солнца, а почва, на которой оно растет, лишена необходимой влаги, то и солнце, обыкновенно благотворное и необходимое для растения, на этот раз иссушает и убивает его. Подобным образом и душа наша, развив силы ума, но пренебрегши развитием сердца, делается сухою, черствою, себялюбивою. Не из одной науки языческой почерпнул истинную мудрость и св. Лука. Он слушал Господа Иисуса Христа, и семя учения Его пало на добрую почву. Он не был избран в число 12 апостолов, но посылаем был Господом в числе 70 16 других учеников Его. Напрасно мы искали бы в Евангелии смиренного Луки свидетельства о себе, указания на его чувства к Господу Иисусу Христу, но его любвеобильное сердце, его глубокая привязанность к Господу видна из тех слов, которые принадлежат ему в повествовании о явлении Воскресшего Господа двум апостолам на пути в Эммаус в первый день по воскресении Христовом. Древность единогласно признает одним из этих путников самого евангелиста Луку 17 , хотя сам он, наименовав другого путника – Клеопу, о себе умалчивает с обычной скромностью. Путникам является Христос, но не узнается ими; Он спрашивает их о предмете их беседы и о причине того горя, что написано у них на лицах. Видно, велика была скорбь апостола, когда он заплаканными глазами, растерзанным сердцем не узнал своего, только что умершего Учителя 18 . И какое глубокое горе слышится в его ответе вопрошающему: «Неужели ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни?... Что было с Иисусом Назарянином, Который был Пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всеми людьми... Как предали Его первосвященники и начальники наши на осуждение смерти и распяли Его. А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля 19 »... На любовь ученика и Господь отвечает любовью, и утешает его чудесным даром ведения писаний и радостью неизглаголанною, когда Он познался ему в преломлении хлеба 20 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Любовь разлилась по всей земле и поселилась в сердцах тех, кто хотел Ее принять. А кто не захотел Ее принять, гнал Любовь от себя, утопая в собственных грехах, осудил сам себя, как сделали это книжники и фарисеи вместе с теми, кого научили восстать против Христа и кричать: «кровь Его на нас и на детях наших» (Мф. 27, 25). Почему, за что гнали и гонят Любовь от себя люди? Гонят не только те, кто не чтит Христа Сыном Божиим, но те, которые называют себя христианами, но сердце их стоит далеко от Бога. Потому, что мир, «лежащий во зле» (1 Ин. 5, 19), в котором князь – дьявол, для них дороже, чем Любовь. Учение лукавого для них слаще меда, он напоил их «яростным вином блуда» (Откр. 14, 8). «Блуд, вино и напитки завладели сердцем их» (Ос. 4, 11). Так пусть никто из них не восклицает Богу «Почему? За что Ты губишь нас?», когда сами вновь и вновь распинают Христа своими грехами. Фото s39.radikal.ru Гибель Содома и Гоморры. Джон Мартин (1789-1854гг) Так в чем же причина нового мирового кризиса? Как и всегда, причина одна – грех богоотступничества. Люди уходят от Бога, гонят Любовь от себя и хулят своими грехами Духа Божьего, живущего в них (Кор. 3, 16). Пусть дорогой читатель заменит слово «кризис» во всех предложенных примерах на слово «суд», ибо в переводе с греческого языка «кризис» и означает «суд». Тогда станут понятны многие вещи. Всегда и везде причиной суда был и будет грех. Судит и сегодня Господь весь мир по беззакониям его. Крах мировой финансовой системы объяснить легко. Как некогда Господь опрокинул столы менял в Иерусалимском храме, так и сегодня Он порушил Вавилонские башни тех, кто опьяненный собственным богатством, забыл о Нем и Его заповедях: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим» (Мф. 22, 37) и «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22, 39). Тот, кто смыслом своей жизни ставит угождение себе самому, и возвеличивает свое имя ради собственной славы, рано или поздно окажется у разбитого корыта. О таких людях Господь рассказал притчу: «у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: «что мне делать? некуда мне собрать плодов моих». И сказал: «вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись». Но Бог сказал ему: «безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?»» (Лк. 12, 16-20). Вот, что говорит им Господь: «Чем больше они умножаются, тем больше грешат против Меня; славу их обращу в бесславие… Будут есть и не насытятся; будут блудить и не размножатся; ибо оставили служение Господу» (Ос. 4, 7, 10). Поэтому не окончится этот суд Божий, пока виновники суда не признают свою неправоту, не признают победу Божию и не обратятся к Нему с мольбой о помиловании.

http://pravmir.ru/mirovoj-krizis-bogoslo...

Мария смотрит на пустую гробницу и плачет всё горше и горше, и ей всё хуже и хуже, и она повторяет одну и ту же фразу: «Унесли Господа моего, и я не знаю, где положили Его». И вдруг что-то меняется. Меняется в тот момент, когда Сам Иисус, ещё ею не узнанный, обращается к ней по имени. Она слышит Его голос. Она понимает, что это Он зовёт её: «Мариам!» Всё! Она поняла, что Он воскрес. Из своего собственного опыта! Какое событие в своей личной жизни считал самым главным апостол Павел? Встречу на пути в Дамаск. Об этом событии такая сравнительно небольшая книга, как Деяния, рассказывает три раза. После встречи с Иисусом Павел стал христианином. Произошёл поворот, который сделал его другим человеком. Не какие-то доказательства и аргументы, нет, – только личный мистический опыт превратил Павла из гонителя и врага христиан в апостола язы’ков. Личная встреча – вот что такое христианство. Очень многому из того, что сказал или сделал Иисус, мы можем найти подтверждение, используя комплексные исторические методы. Но доказать, что Он воскрес, не можем. Это – акт веры. В воскресение можно только поверить, весть о нём входит в нас лишь через глубины нашего «я». В Первом Послании к Коринфянам апостол Павел пишет: «Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам (…). Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребён был, и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе, потом Двенадцати. Потом явился более нежели пятистам братии в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили. Потом явился Иакову, также всем Апостолам. А после всех явился и мне, как некоему извергу» (1 Кор.15:1, 3–8. Выделено мной. – Г.Ч. ). Ключевое слово этого текста – «явился». По законам греческого языка повторять в этой фразе слово «явился» четыре раза нет никакой необходимости. Павел делает это сознательно, указывая на главное. Вера зиждется на опыте. Именно поэтому последние главы Евангелия рассказывают нам о явлениях Воскресшего ученикам.

http://azbyka.ru/katehizacija/nad-stroka...

Матфей, желая показать необъезженность и молодость жеребёнка, написал, что вместе с ним была и мать его, не так, чтобы сидел на ней Господь, но так, чтобы она своим сопровождением ободряла жеребёнка, Марк же и Лука проще происшедшее изложили. Матфей согласно с изречением пророка сказал, что [Христос] воссел на ослицу и жеребёнка (ср. Зах.9:9 ), потом что посредством жеребёнка и на ослице [Он] сидел, следовавшей [с Ним] и содействующей [движению] Господа в качестве проводника (συνεργοσ τ το Κυρου χματι).    Если же кто недоумевает, почему Матфей передал слова пророка, что Господь воссел на ослицу и жеребёнка, в переводе же Семидесяти  на «жеребёнка ослицы» (πλον νου) 15 написано, тот пусть знает, что апостолы пользовались еврейским наречием, поскольку не знали греческого языка, и того, что в переводе Семидесяти [написано], так что своими книгами, ранее [чем перевод Семидесяти], составленными пользовались, так и пророческие свидетельства изложили. Это по домостроительству Духа [случилось], чтобы не сказали [о евангелистах], будто по соглашению [друг с другом] они [свои писания] составили.    При этом жеребёнок прикровенно изображает (ανττεται) язычников, а его матерь – иудеев. Недоумение XXIX Почему Матфей повествует, что сразу иссохла смоковница ( Мф.21:19 ), Марк же – что на следующий день ( Мк.11:20 )? Также и [о]продающих и покупающих в храме один [евангелист] рассказывает, что в тот день, когда вошёл Господь в город, изгнал [Он] продающих, другой же – что на следующий день ( Мф.21:12 ; Мк.11:15 ). Разъяснение Каждый [из евангелистов] как во всём, так и в этом [случае] сказал правду. Утром, как сказал евангелист, возвращаясь в город, Господь взалкал и, подойдя к смоковнице, не нашёл ничего, кроме листьев (ср. Мф.21:18–19 ). И, сказав «да не будет от тебя плода», тотчас иссушил её. Поскольку же чудо было велико и необычно, на следующий день ученики рассмотрев её, увидели, что и корни и ствол и ветви высохли (ср. Мк.11:20 ), изумились такому подтверждению чуда. Иссушил её Господь, показав ученикам Свою силу, ввиду ожидаемого страдания [Своего]. Ведь в благодеяниях многообразно силу [Свою уже] показал, опыт же карающей силы не предоставлял ещё и необходимо было на бездушной [смоковнице] теперь [её] показать.

http://azbyka.ru/otechnik/Isihij_Ierusal...

Миссия и мученичество Но с окончанием «апостольского века» миссия не оканчивается. Проповедь христианства продолжается. Уже при жизни апостолов исполняются слова Господа Иисуса Христа: вас будут предавать в судилища и бить в синагогах, и перед правителями и царями поставят вас за Меня, для свидетельства перед ними. И во всех народах прежде должно быть проповедано Евангелие (Мк. 13, 9–10). Первым свидетелем — а ведь слово «мученик» в дословном переводе с греческого языка означает «свидетель» — стал диакон Стефан, подвиг которого описан в Книге Деяний (см.: Деян. 7, 55–60). О чем же свидетельствовали христианские мученики? Прежде всего о том, что их вера настолько сильна, что ради веры они готовы пожертвовать самым ценным, что дано человеку, — даром жизни. Мученическую смерть приняли и сами апостолы — все, кроме Иоанна Богослова, — и многие христиане того времени. И вот, казалось бы, Церковь должна была бы сократиться или вообще исчезнуть. Но произошло совсем наоборот. Гонения не только не ослабили Церковь, но сделали ее сильней, она росла и умножалась. «Чем более вы истребляете нас, — писал Тертуллиан, — тем более мы умножаемся; кровь мучеников есть семя христианства». Спаситель, пришедший уже в Иерусалим на «вольную страсть», то есть для того, чтобы по свободному волеизъявлению Своему принести Крестную Жертву, сказал: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода (Ин. 12, 24). Христианские мученики сделались таким зерном, принесшим богатый плод. Ведь случалось, что не только сторонние свидетели, но и сами гонители, видя веру и смерть мучеников, становились христианами. Миссия и апологетика Во II веке по Рождестве Христовом для церковного миссионерства наступает совершенно новый этап. Образованные греки и римляне, обратившиеся в христианство, были призваны дать ответ о своем уповании (ср.: 1 Пет. 3, 15). Так возникла апологетика. Греческое слово «апология» можно перевести на русский язык так: защита, оправдание, заступничество, речь, сказанная или написанная в защиту кого-либо.

http://pravoslavie.ru/76018.html

Мк.8:29 . Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Петр сказал Ему в ответ: Ты Христос. Ты еси Христос, у еванг. Матфея прибавлено: Сын Бога живого, т. е. воплотившийся, истинный, единородный Сын истинного Бога, второе лицо св. Троицы ( Ин.10:36, 11:27 ). Истинный Бог называется живым в противоположность языческим богам – неистинным, мертвым. Это исповедание высказал апостол Петр, как всегда пламенный, нежно любящий, стремительный, предупреждающий других Апостолов (Злат.); но оно было общее – от лица всех Апостолов. Христос, то есть обещанный Мессия. Христос с греческого языка – значит „Помазанник“. Помазанник – на еврейском, Мессия. (Чит. об имени Христос в объясн. 1 ст. 1 гл.). У еваг. Матфея здесь прибавлено следующее: Тогда Иисус сказал ему, т. е. Петру, в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыла тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах, и Я говорю тебе: ты Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земли, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земли, то будет разрешено на небесах. Блажен ты, Симон, сын Ионин (сын Ионин) и пр. В этих словах Господь похваляет Симона за правильное понятие о Себе и говорит далее, что именно на таком веровании будет основана вся религия христианская. Не плоть и кровь открыли тебе это, т. е. не какой-либо человек внушил тебе исповедание Иисуса Христа Мессией, истинным Сыном Божиим. Словами плоть и кровь в Священном писании называется человек. Так ап. Павел пишет, что когда Господь призвал его благовествовать о Нем язычникам, тогда он не стал советоваться с плотию и кровию, т. е. с другими людьми ( Гал.1:15–16 ). Но Отец мой, сущий на небесах, т. е. истинное верование в Иисуса Христа открыто, – внушено Петру Самим Богом. Ты слышал голос Бога Отца, как бы так говорил Господь Петру при этом, в делах и словах Его Сына. И поскольку ты проповедал Моего Отца, то и Я именую родившего Тебя: как ты – сын Ионин, так и Я Сын Моего Отца, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

«Моисей, – говорит он, – соединил море, ударив ; очевидно, этим же ударив начертана и вторая линия креста, поперек ( вопреки ). Славянское слово не дает нам ответа на вопросы: как, зачем и по чему – ударив ? Каким действием или движением Моисей совокупи море? Обращаемся к греческому тексту, и что же: видим целую картину в слове κροτσας. Глаголу κροτεν соответствует славянский глагол: плескать. Κρτος – плескание, удар одною ладонью о другую»... «Итак, – продолжает критик, – вот каким движением, полным власти, красоты и в то же время восторга пророк сдвинул воедино две массы воды, ограждавшие путь Израиля – стена одесную и стена ошуюю . И этим движением знамение Креста было начертано и вопреки и поперек». Действительно, – просто, ясно и красиво до восторга, вообще мастерское объяснение, настоящий coup de maître! Мы не имели бы против него ни малейшего возражения, если бы, как и в вопросе о беседе с Моисеем не Бога из купины, а самого этого тернового куста , от нас властно не требовал некоторого недоуменного сомнения текст Библии. Не вдаваясь в археологическое исследование, как это делает наш критик ((Мироносицкий 1913а), с. 149 примеч.), из какого именно дерева был чудодейственный жезл Моисея, мы обращаемся к чудодейственной роли этого жезла, независимо от его материала, и видим, что именно ему, как некоему специальному орудию, было дано свыше особое значение, так что он назывался «жезлом Божиим» (Исх.17:9). У горы Хорива Господь сказал Моисею: «И жезл сей... возьми в руку твою: им ты будешь творить знамения » (Исх.4:17). Далее читаем: «и жезл, который превращался в змея, возьми в руку твою... и скажи... вот этим жезлом, который в руке моей, я ударю по воде..., и она обратится в кровь» ( Исх.15–17 ). Заметим, что некоторые чудеса производил жезлом Аарон, и хотя говорится, что он делал их «своим» жезлом, но из всех мест Священного Писания видно, что это был именно жезл Моисея, а Аароновым он называется потому, что был в руке последнего. Жезлом «Божьим» воды в реке превращаются в кровь, выводятся из воды жабы, из земли мошки ( Исх.8:5; 6:16–17 ), низводится град с неба ( Исх.9:22–23 ), наводится на Египет саранча ( Исх.10:12–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010