Его Святейшество напомнил, что процесс «предоставления автокефалии Украине» был инспирирован главой светской власти страны в собственных политических целях. «Состоявшееся собрание лишь подтвердило факт открытого вмешательства государства в церковную жизнь», — констатировал Патриарх. Так, Президент П.Порошенко не только присутствовал на этом «соборе», но и восседал в его президиуме, лично наблюдая за ходом собрания. В «соборе» участвовал также председатель Верховной Рады Украины греко-католик по вероисповеданию А.Парубий, который 17 декабря объявил о предстоящем в ближайшие дни голосовании по проекту закона о лишении Украинской Православной Церкви права именоваться в соответствии со своим уставным названием. «Цель этого переименования — проведение перерегистрации всех приходов и монастырей, признание недействительными документов о правах канонической Церкви на храмы и другое церковное имущество», — отметил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. «К великой скорби, во враждебном Церкви мероприятии вопреки священным канонам и в нарушение церковных установлений участвовали представители Константинопольского Патриархата , — сообщил Предстоятель Русской Православной Церкви. — Митрополит Галльский Эммануил председательствовал на соборе раскольников, имея по правую руку причащавшегося у греко-католиков П. Порошенко, а по левую — отлученного от Церкви Филарета Денисенко и не имеющего апостольского преемства Макария Малетича». Как отметил Святейший Владыка, печальным итогом этого незаконного сборища стало избрание «предстоятеля» так называемой «Православной церкви Украины». Им стал раскольнический «иерарх» самопровозглашенного «Киевского Патриархата» С.П.Думенко, все свои псевдохиротонии и даже «монашеский постриг» с именем Епифаний получивший от рук изверженного из сана и анафематствованного Филарета Денисенко. Новоизбранный «предстоятель» поспешил публично заявить, что Филарет пожизненно сохранит за собой титул «почетного патриарха» и будет «пожизненно помогать нам развивать нашу единую поместную украинскую православную Церковь».

http://patriarchia.ru/db/text/5326894.ht...

На канцелярские расходы и в фонд для издания книг священники – члены Инициативной группы – вносят по 50 рублей, дьяки – по 10 руб. Львов, 28 мая 1945 года. Отец д-р Гавриил Феодорович Костельник, настоятель Преображенской церкви во Львове, председатель Инициативной группы, представитель Львовской епархии. Отец д-р Михаил Антонович Мельник, настоятель в Нижанковичах и генеральный викарий Перемышльской епархии Отец Антоний Андреевич Пельвецкий, настоятель в Копичинцах, декан Гусятинского деканата, представитель Станиславской епархии Вслед за этим призывом отец д-р Гавриил Костельник приступил к изданию брошюры «Апостол Петр и римские папы, или догматические основы папства», о выпуске которой упоминалось в «Обращении к духовенству». Эта книга анализирует вопрос о папстве, и что особенно важно, написана на основании изучения источников не только Священного Писания , но и творений святых отцов, как западных, так и восточных, а также определений Вселенских Соборов. Отличие этой книги от других работ на эту тему состоит в том, что автор критикует позиции новейших римских теологов. Книга имеет следующее содержание: Введение; I. Новая вера; II. Иисус Христос и апостол Петр; III. Апостолы и апостол Петр; IV. Святые отцы об апостоле Петре; V. Вселенские Соборы первого тысячелетия о папском примате; VI. Был ли апостол Петр римским епископом? Заключительные выводы. Книга отца д-ра Гавриила Костельника отличается четкой логической аргументацией и силой убеждения. Чувствуются искренность автора, его сердечное глубокое исповедание православного Символа веры . Отсюда страстный, пламенный тон книги и живой стиль проповедника – пророка. Цитаты из самых разнообразных, иногда и газетных публикаций (как польских, так и хорватских) убеждают в том, что автор долго изучал вопрос о так называемом папском примате. Книга отца д-ра Гавриила Костельника написана для духовенства, однако предполагает, что за духовенством пойдет и народ, поскольку авторитет нашего духовенства среди народа, слава Богу, очень высок. Впрочем, стоило даже и проверить отношение народа к делу. Поэтому отец д-р Гавриил Костельник предложил Львовскому и Тернопольскому православному епископу Макарию (Оксиюк) совершить совместно «Иордан», совместно настолько, насколько это позволяли каноны. Тот «Иордан» состоялся во Львове. Два раза освящали воду: один раз – греко-католическое духовенство, другой раз – православное. Во время церковного чина то и другое духовенство стояло вместе: одно – с правой стороны, другое – с левой, составляя единое целое. Стояли вместе иконы и церковные хоругви. И кто бы мог в общей тесной толпе верующих различить, где православный, а где греко-католик? Следует подчеркнуть и то, что столь огромного стечения верных не было еще во Львове. И радовалось небо нашему объединению. Этот «Иордан» предвещал близость Собора, как некогда святой Иоанн Предтеча – пришествие Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Православное духовенство утверждало (и не без оснований), что построенный в 1798 г. помещиком Михаилом Воловичем Околовский костел находится на месте старой Борисо-Глебской униатской церкви, которая и была в предыдущее время уничтожена помещиком-католиком. Соответственно земля, как вклад бывшей униатской церкви, а также и костел, должны быть возвращены в собственность Православного духовенства. Католический пастырь, а вместе с ним и владелец поместья римо-католик Иосиф Волович, настаивал на том, что в Околово никогда не существовало греко-униатского прихода, а сам костел построен на месте трухлой католической часовни, которая перед тем была перенесена на небольшое расстояние, равное приблизительно 200 шагам. В начале 1810-х гг. планировалось даже отреставрировать эту часовню. Тогдашним настоятелем костела как будто бы был уже заготовлен лес для её реставрации, но во время войны 1812 г. часовня была разобрана и сожжена французами. В доказательство своей правоты католическая сторона приводила свидетельства старожил, часть которых под присягой подтверждали сказанное выше. Другие признавались, что на их памяти богослужения в старой часовне ещё совершались, но совершались они по униатскому чину или католическому, они сказать не могут. Православная сторона ссылалась на «Визиты» Околовской греко-униатской Борисо-Глебской церкви 1763 г. и 1784 г., а также на документ 1799 г., в котором в числе других униатских приходов говорится и про самостоятельный Околовский приход вместе с деревнями Околово, Старина, Соколы, Ячное, Жердяжье, Жестиное, Городище, Корги, Головня и Чистый Бор и с количеством прихожан мужского пола 333 души и женского 298 душ. Наконец, главным документом, который пролил свет на историю «пропавшего» прихода, стал предъявленный православными «договор о изменении веры» между доминиканским монахом Игнатием Менцицким, каноником Смоленским, администратором Околовского римо-католического прихода и униатскими священниками Околовской церкви о. Филицианом Хруцким, Горненской – о. Михаилом Несторовичем, Завишинской – о. Фларианом Еленевским, подписанный 20 ноября 1797 г. Между сторонами был заключен договор на следующих условиях перехода униатов в католичество:

http://sobory.ru/article/?object=13653

Е. Грачева: Кстати, говоря о П. Порошенко, его можно назвать христианином в полном смысле этого слова? Он так ратует за дела Церкви в своей стране, но как часто он ходит в церковь? Митрополит Иларион: Есть фотографии, где президент П. Порошенко, еще не будучи президентом, принимает участие в богослужении, он облачен в стихарь, и это богослужение в канонической Церкви Московского Патриархата. Это Ионинский монастырь. Но есть и другая фотография, где П. Порошенко, уже будучи президентом, принимает причастие от греко-католического архиепископа. Поэтому мы не знаем, какую веру исповедует господин Порошенко: он православный или он греко-католик? Он часто появляется и в компании с главным раскольником Филаретом (Денисенко). Так или иначе, к какой Церкви принадлежать — это его личное дело. Он сегодня может быть в одной Церкви, завтра в другой, но он не вправе создавать Церковь или менять каноническое устройство Церкви. Каноническая Церковь существует на Украине уже более тысячи лет. Она имеет прямое преемство, восходящее к крещальной купели князя Владимира, и эта Церковь находится в единстве с Московским Патриархатом. И нет права у земного политика, даже у президента государства, разрывать тело Церкви на части. Е. Грачева: Теперь о заявлениях канонической Церкви. Блаженнейший митрополит Онуфрий , глава Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, призвал отказаться от ряда законопроектов, которые сейчас на рассмотрении в Верховной Раде, потому что они «имеют целью юридическую ликвидацию Украинской Православной Церкви путем ее рейдерского захвата через смену названия, противоправное вмешательство в органы управления и захват имущества (святынь, храмов и монастырей)». На фоне того, что в последние недели вообще происходит на Украине, возникает вопрос: Петру Порошенко нужны какие-то специальные законы, чтобы осуществить этот рейдерский захват? Разве все, что сейчас происходит, не является рейдерским захватом? Митрополит Иларион: То, что сейчас происходит, является рейдерским захватом, но не в том масштабе, в котором, очевидно, хотят это видеть украинские власти, потому что они хотят полностью захватить Украинскую Церковь, поставить ее вне закона, и для этого создаются разного рода законопроекты. Есть, например, законопроект о том, что Украинская Православная Церковь должна быть переименована в Российскую Церковь на Украине или, точнее, Российскую Церковь в Украине. Но дело в том, что это — не Российская, а Украинская Церковь. Верующие этой Церкви считают себя украинцами. Они — патриоты своей страны. Кроме того, переименовать Церковь в Российскую именно сейчас, когда конфликт между Россией и Украиной находится в острой стадии, все равно что в фашистской Германии евреям нацепить желтую шестиконечную звезду, то есть это значит маркировать Церковь как вражескую организацию. Именно для этой цели был создан этот законопроект.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5277516...

А среди вновь прибывших униатов много, потому что это, в основном, выходцы с Западной Украины. Современное западно-украинское униатство очень активно и, я бы сказал, агрессивно. Их священники ведут активную работу не только среди верующих униатской традиции, но также и православной. - И поэтому иногда даже и не сообщают, что они униаты... - Основная ставка делается на национализм. Вообще, униатство, родившееся как обман и наполнившее православную оболочку чужеродным содержанием, от обмана как метода избавиться не может. Мне приходилось встречать людей, которые, находясь в униатстве, тяготятся этой постоянной двойственностью. Одни говорят, что лучше бы мы были просто католиками, а другие, наоборот, хотят вернуться и возвращаются в Православие. Эта двойственность их постоянно " разрывает " . Они не латиняне и, кстати говоря, часто очень не любят католиков. В Западной Украине между ними вообще, насколько мне известно, отношения складывались и складываются непросто. Ну, а к православным, как это характерно для любой ренегатской среды, отношение недоверия и неприятия. И потому-то они, раз вероучение их выдает, показывает их принадлежность католичеству и тем самым отвращает от них часть паствы, делают ставку на обряд - маскировку под Православие - и на национализм. Простому человеку, оторванному десятилетиями безбожия от своих духовных корней, разобраться во всем этом сложно и, к сожалению, трудно хранить до конца верность Православию. Самое вопиющее - это, конечно, прямой обман со стороны униатского духовенства. Часто приходится слышать от людей, что на их вопрос, православная ли это Церковь, греко-католический священник отвечает утвердительно. Точно знаю, что, по крайней мере, у нас в Венеции униатский священник причащает и исповедует всех приходящих к нему вне зависимости от того, греко-католик он или православный. А православные часто, к сожалению, просто не понимают, что это Церковь не православная. Конечно, если в УГКЦ везде такая установка на пастырскую деятельность по окормлению верующих, между нашими Церквами долго не будет диалога ни на Украине, ни в рассеянии.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

митрополии в Бухаресте. Патриарх руководствовался тем соображением, что число католиков в стране уменьшилось, поэтому не следует добиваться равного числа православных и католич. митрополитов в столице страны. Более того, М. считал невозможным создание греко-католич. митрополий ни в Черновицах (ныне Черновцы, Украина), ни в Сучаве (за исключением Ясс). Он ходатайствовал об изменении текста конкордата, считая его неблагоприятным для православных не только с адм. стороны (создание новых католич. епископий, конгрегаций и школ на территории Румынии), но и из опасения, что в смешанных браках дети будут крещены в католической Церкви или униатской. В течение долгого времени сопротивление М. тормозило заключение соглашения, что особо отмечал нунций папы Римского Пия XI. Ситуация изменилась лишь после прихода к власти национал-царанистской партии, во главе которой стоял греко-католик Ю. Маниу, и в 1927 г. конкордат вопреки противодействию РумПЦ был подписан. Период регентства продлился до 1930 г., когда Кароль вернулся в Румынию, став при поддержке Маниу кор. Каролем II. Он отправил в отставку крайне правое правительство О. Гоги и наделил себя в соответствии с новой конституцией неограниченными полномочиями в области как законодательной, так и исполнительной власти. Т. о. была установлена т. н. королевская диктатура, главной целью которой было предотвращение захвата власти легионерами. М. также считал крайне правое движение легионеров во главе с К. З. Кодряну (т. н. железная гвардия) главной внутренней угрозой для Румынии, в 1937 г. он запретил священнослужителям участвовать в этом движении, а также использовать храмы для проведения политических манифестаций. Мирон (Кристя), патриарх Румынской Православной Церкви, у входа в Патриарший собор в сопровождении еп. Иринея (Михалческу) и клира. 1931–1939 гг. 11 февр. 1938 г. М. был назначен на пост премьер-министра Румынии. Кароль II выбрал на эту должность церковного первоиерарха исходя из того, что М. позиционировал себя как политика, не участвовавшего в межпартийных политических диспутах и не приверженного определенной политической силе.

http://pravenc.ru/text/2563338.html

И надо отдать справедливость Инквизиции. Она позаботилась о возможно более солидном документальном обосновании своих выводов, хотя по всем трем пунктам ее заключения были непримиримо отрицательного свойства. Впрочем, члены трибунала кое-что оставили и без ответа. Как мы видели, Владислав исходил из двоякого предположения: с этим, однако, совершенно не считались его судьи. Они все время имели в виду, что иерарх, совершающий коронование, будет православным, между тем как королевич допускал в этом случае и участие греко-униатского епископа. Ответ самого папы был гораздо полнее и уже не оставлял ничего недоговоренного. Конечно, с первых же слов Павел V в самой категоричной форме поддерживал резолюцию инквизиторов, касавшуюся того случая, когда обряд коронования будет совершать православный иерарх. При таких обстоятельствах, заявлял папа, мы воздерживаемся давать какие бы то ни было разрешения или санкции. Другое дело, если венчать Владислава на царство будет греко-униат. Его участие папа признавал весьма желательным, причем допускал, чтобы Владислав причастился под обоими видами. Так или иначе, подобное разрешение Рим давал всего-навсего на один раз, да и то скрепя сердце. Папа и не думал скрывать своих желаний. Разумеется, все его симпатии были на стороне католического ритуала; если бы это было возможно, папа предпочел бы, чтобы помазание Владислава на царство было совершено католиком; пусть королевич примет святое причастие по правилам западной церкви и, вообще, не будет допущено никаких отступлений от начал римско-католического обряда. Имея в виду такой исход, Павел V заранее указывал и лицо, которое должно будет совершить коронование в Кремле: это был епископ житомирский Андрей Липский, которому папа предоставлял все необходимые полномочия. По-видимому, римский первосвященник не находил ничего невероятного в том, что на московский трон сядет католик, который будет царствовать над православной страной. Напротив, папе казалось, что осуществить все это не так трудно: стоит только как следует взяться за дело.

http://sedmitza.ru/lib/text/439745/

Борис Горелик Скачать epub pdf К к апостольским порогам – ad lumina (apostolorum) к вящей славе Божией – to the greater glory of God кадило, кадильница – censer, thurible кадить – to cense, burn incense каинова печать – the mark of Cain калиги – caligae кальвинизм – Calvinism кальвинист – Calvinist кальвинистский – Calvinist Камберлендская пресвитерианская церковь – Cumberland Presbyterian Church камерленго – camerlengo, camerarius камилавка – kamelaukion камиллинцы – Camillians кандило – candela канон – canon канон евхаристии – the action, canon of the mass, anaphora канонарх – canon канонизация – canonization канонизировать – to canonize каноник – canon канонисса – canoness канонический – canonical Канонического права свод – Canon Law, Corpus Jurius, Canonici Каноническое право – Canon Law каноны апостольские – apostolic canons кантор – cantor, choir singer канун – eve канун Троицы – Whitsunday Eve капа – cape капелла – choir; chapel (часовня) капеллан – chaplain капитул – capitul капуцин – capuchin капюшон – cowl, hood кара Божья – visitation of God кардинал – cardinal кардинальные добродетели – cardinal virtues кармелит – Carmelite Карпатско-русская православная греко-католическая церковь – Carpatho-Russian Orthodox Greek Catholic church картезианец – Cartesian Ккартезианский орден – Cartesian Order катавасия – canticle sung by two choirs катапетасма – katapetasma, the veil of the altar катарсис – catharsis катарсический – cathartic катехизис – catechism катехизические поучения – catechism катехумен – catechumen, audient католик – (Roman) Catholic католикос – catholicos католицизм – Catholicism Католическая апостольская церковь – Catholic apostolic Church Католическая церковь антиохийского обряда – Antiochean Catholic Church Католическая церковь Христа – Catholic Church of Christ Католические церкви восточного обряда – Eastern Catholic Churches католический – (Roman) Catholic Католическое действие – Catholic Action кафедра – pulpit, bishop’s throne (епископская) кафедра епископа главного диоцеза провинции – arch-see

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Некоторые старые и более влиятельные униатские священники долго не решались принимать православие, вследствие крайне преувеличенного представления и опасения их о суровом обращении православных архиереев со своими подчиненными. (Сравн. статью священника Морошкина: «Вестник Европы», 1872 год, сентябрь, 65). Не только униатские прелаты и каноники, но и некоторые зажиточные священники (которых обыкновенно называли ксендзами даже их прихожане-униаты) нередко владели собственною землею и пользовались сравнительною независимостью и уважением в глазах местного польского общества, к которому они тогда отчасти принадлежали и по языку, и по образованию в польских школах, и даже по своему происхождению. Значительная часть униатских священников были потомки старых русских дворян, владевших некогда собственными, хотя небольшими, поместьями, так или иначе обедневших во время переворотов и смуты Речи Посполитой, и спасавшихся от латинизации в духовном звании. Вследствие всех этих обстоятельств, иные старые униатские священники склонны были оставаться до могилы в вере, в какой родились. Известно также, что ревностные униатские священники были в сущности католические ксендзы, которые стояли, и должны были стоять, на фундаменте римской церкви, и, следовательно, от русского православного человека их отделяла бездна. Истый униат был тот же католик ritus graeci. Благодаря настойчивости и благоразумию высокочтимого архипастыря и самые ревностные униатские «ксендзы» пошли, наконец, для общего блага всей русской паствы, к единению с православием; они признали, что самый лучший отец униатов находится не в Риме, а в столице Русской державы. Иосиф сделал с своей стороны все, чем можно было уничтожить различные опасения воссоединенного духовенства. Так, в воссоединенных епархиях назначены были архиереи из воссоединенных, оставлены были на время некоторые обряды и обычаи униатской церкви и прочее – «Русская Старина», 1889, май, 344; сравн. «Записки Иосифа, митрополита Литовского», II, стр. 20; Бобровский «Русская Греко-униатская церковь », стр. 212–213 – «Киевская Старина», 1887 год, февраль, стр. 316.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Чамчян владел несколькими древними и современными языками, слыл признанным оратором. Ему принадлежит множество работ, в основном религиозного характера, среди которых выделяется десятитомный труд, посвященный толкованию псалмов Давида. Ватикан настороженно относился к трудам о. Чамчяна и подвергал их строгой цензуре. Его сочинение «Щит веры...», обосновывавшее самостоятельность Армянской церкви и древность армянской веры, было уничтожено до издания, верстка книги сохранилась по чистой случайности, благодаря чему позже ее удалось опубликовать в Мадрасе. В 1779 г. был издан его учебник грамматики армянского языка. Особое место в наследии о. Чамчяна занимает трехтомное сочинение «История Армении с начала мироздания до лета Господня 1784» 356 , которое считается шедевром его литературной и научной деятельности и армянской историографии XVIII в. Основанная на богатом историческом материале и написанная в патриотическом духе, «История...» встретила горячий отклик армянской общественности. В своей работе о. Чамчян использовал армянские и греко-римские источники, многочисленные памятные записи (хишатакараны) из армянских средневековых рукописей, труды иностранных авторов. Первый том охватывает время от возникновения армянского народа до падения династии Аршакидов. Чамчян считал, что ни один народ в мире не имеет о своем происхождении и раннем периоде своей истории таких достоверных сведений, как армяне. Чамчяну принадлежит заслуга датировки некоторых ключевых моментов армянской истории. Так, на основе «Истории» Мовсеса Хоренаци он первым датировал битву Айка и Бела 11 августа 2492 г. до н.э. Традиционная дата принятия христианства в Армении (301 г.) – также научная заслуга Чамчяна, как и датировка создания армянского алфавита (408 г.) 357 . Во втором томе освещен период господства сасанидской Персии, арабского владычества и правления династии Багратидов. Большое внимание в нем уделено проблеме восстановления государственности в Армении. Третий том посвящен истории Киликийского государства, а также положению армян в вв., когда они жили под владычеством Османской империи и Персии. Особый интерес представляет X глава этого тома, в которой автор привел данные некоторых редких источников, касающихся истории общественного движения в Армении, и в частности переговоров армянской делегации в Риме. Как католик, Чамчян считал естественной покорность католикоса Степаноса Салмастеци папе Римскому Пию IV. Освобождение армян от турецкого и персидского ига, по мнению Чамчяна, должно было произойти в результате принятия католицизма.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010