— Господи, — возопила я. — Ну почему мне не позвонит какой-нибудь аноним и не оставит сообщение, что-то вроде: «А не хотите ли смотаться на три дня в командировку в Питер? На недельку — в деловую поездку в Париж? Или ладно уж — в Париж — на десять дней — в Саратов, в глушь, можно даже в Иркутск, в Красноярск. Только срочно! Выезжаем завтра же! Нет, сегодня же, прямо сейчас!» Но никакой аноним так и не звонил. Зато пришло приглашение на литературный вечер. Безопасное занятие. Безопасное место. Только вошла в ЦДЛ, мне навстречу — можно сказать, главный лаврищевец, академик Рачковский. Подошел, взглянул заговорщицки: — Ну как там наша община? А то я только что из Бостона. Мне удалось заручиться поддержкой очень влиятельных и надежных людей. Я напряглась, собирая все свои познания в латыни, и глубокомысленно напомнила ему о страшных данайцах, приносящих дары: — Timeo danaos et dona ferentes! На следующий день с утра пораньше пришел Филипп с каким-то смуглым монахом. Отвел меня в комнату: — Ну ладно, на переговоры со мной не пошла, твое дело, так хоть приюти у себя этого раба Божьего. Он — француз, греко–католик, священник, приехал по приглашению отца Петра Лаврищева. Хочет принять здесь Православие и остаться в России. Но такие дела решает сам Патриарх. Он его прекрасно у себя принял, решил присоединить к Православию сразу после Пасхи и собирается приписать его к Рождественскому монастырю. Так что это будет мой насельник. А пока Святейший поручил мне испытать его, посмотреть на него в деле. А как я посмотрю? По–русски он — три с половиной слова: так только — «Православие», «атмосфер» и «культур», а я по–французски — ни одного. По–английски кое-как разговариваем. В алтаре: «Гив ми кадило, плиз!» Мне поселить его негде. И вообще — не до него сейчас. Кроме того — неизвестно, какого он духа. Приехал-то по приглашению Лаврищева. Поначалу он носился с этим французом, а как его мне отдали — шарахнулся в сторону. А может — это для маневра, а француз — его шпион? Впрочем, кажется, он и вправду почти ничего по–нашему не понимает. Тогда, может, лазутчик. Внедрится, выучит русский… Впрочем, это я так, на всякий случай. Глаза у него хорошие. Пусть приходит ко мне на службы помогать, на кухне что-нибудь приготовить, снег во дворе убрать, а так — сидит у тебя, русским занимается. Зовут его отец Гавриил. Он, между прочим, иеромонах.

http://azbyka.ru/fiction/mene-tekel-fare...

Таким лицом оказался редемпторист малоросс-галичанин Николай Чарнецкий, работавший на Волыни с 1926 года. Хиротония Н.Чарнецкого, назначенного 20 января 1931 года визитатором в Польшу, состоялась в Риме 8 февраля в церкви редемптористов св. Альфонса. Он получил титул епископа Лебедя. Хиротонию совершали униатский епископ Хомишин из Станиславова, епископ Бучис и латинский епископ Меле из Лунгра. Сослужали русский католик Сипягин и ректор украинской коллегии Головецкий. Н.Чарнецкий родился в украинской семье в Галиции 14 февраля 1884 года, образование получил в коллегии Пропаганды, сан иерея в 1909 г. и был преподавателем и духовным отцом высшей Духовной семинарии в Станиславове. В 1919 году вступил в орден редемптористов. «Чуждый политических несогласий, о. Чарнецкий проникнут сверхнациональным духом Вселенской церкви и скрупулезным исполнением предписаний св. престола о сохранении греко-славянского обряда» – так его рекомендовал «Китеж» 300 . Он был сделан апостолическим визитатором «восточного обряда» в Польше, как бы викарием католических епископов на восточных землях, и поставлен вне зависимости от митрополита Шептицкого. Во время своей работы на Волыни с 1906 года он служил по православному, делая «мысленную оговорку», на основании которой «все несогласное с правоверным учением» имело значение только pro foro externo, что же касается внутренней сущности, то in foro interno «еретические отклонения значения не имели и правоверия служащего священника не уменьшали» 301 . Православный наблюдатель так передает «своеобразное впечатление», которое производит епископ Н.Чарнецкий: «Этот католический иерарх, носящий рясу с широкими рукавами, в православном облачении: митра у него митрополичья с крестом, клобук заслуженного архиепископа с бриллиантовым крестом, сан, как известно, епископский, юрисдикция викарного епископа, крест во время священнослужения золотой, протоиерейский, без украшений», и делает справедливый вывод: «понемногу вносится хаос в обрядовые формы» 302 . Польское общественное мнение к назначению визитатора отнеслось отрицательно, но воспрепятствовать этому не было возможности, так как оно было основано на каноническом праве.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vost...

§ 2. «НАША ВЛАСТЬ ДОЛЖНА БЫТЬ СТРАШНОЙ» Так высказывался главнокомандующий Украинской повстанческой армии, капитан СС, греко-католик Роман Шухевич. «Немецкие солдаты, ожидавшие приказа о наступлении, с ужасом освобождали дорогу… «Нахтигалевцы» взяли в зубы длинные кинжалы, засучили рукава гимнастерок, держа наизготовку автоматы. Их вид был омерзителен, когда они в 23:00 29 июня 1941 года бросились в город… Словно бесноватые, громко гикая, с пеной на устах, с вытаращенными глазами, неслись украинцы улицами Львова… Каждый, кто попадался им в руки, был жестоко казнён». Так писал германский историк Брокдорф об украинских легионерах батальона «Нахтигаль» (в переводе на русский язык «соловей»), сформированного перед войной Абвером, кровавая агрессивность которых ужаснула даже видавших виды германских военных (Щёголев С. История «украинского» сепаратизма. М., 2004, с.466). Всё, описанное выше германским историком, походит на коллективную бесоодержимость. Невольно вспоминаются некоторые кровавые эпизоды киевского майдана февраля 2014 года, ввергнувшего Украину в геополитическую пропасть и нанесшему ей смертельную рану. На ум приходят известные слова Фридриха Шиллера: «Но что всех ужасов страшнее – твоё безумье, человек!» Н.А. Бердяев называл это состояние умов, применительно к некоторым событиям современной ему Европы первой половины XX века, «бестиализацией сознания». Украинские легионеры и не подозревали о существовавшем уже тогда немецком плане «Ост», согласно которому после победоносной войны над СССР предусматривалось выселение в Сибирь 65% малороссов, а остальные подлежали «онемечиванию», как исполнители чужой политической воли. Но ничто не могло остановить, ослеплённых ненавистью к России, идеологов украинского национализма. § 3. ОТ УКРАИНОФИЛЬСТВА К РУСОФОБИИ Эти экстремистские взгляды имели свою предысторию, восходящую еще к первой четверти XIX века, когда в известных кругах малороссийской интеллигенции стала созревать идея о культурной и даже политической независимости Украины от России, что привело к созданию в 1847 году славянского, украинофильского «Кирилло-Мефодиевского братства». Главными его организаторами были знаменитый украинский поэт Т.Г. Шевченко, крупнейший историк Н.И. Костомаров и создатель украинской азбуки П.А. Кулиш.

http://ruskline.ru/analitika/2021/11/28/...

Первому разделу Польши предшествовал ряд политических и церковных событий, имев­ших немаловажное значение. Мы уже упоми­нали о создании общественно-политических объединений – конфедераций, которые стали влиятельной силой в Речи Посполитой. В 1768 г. православная и протестантская конфедерации слились вместе в единую (Радомскую) конфеде­рацию и стали превалирующей силой в госу­дарстве, особенно после того, как русскому пос­лу Н. Репнину удалось склонить примкнуть к ней самого короля Станислава Понятовского (из­вестного также под именем Августа IV). К Вар­шавскому сейму 1767 г. у православных имелись хорошие условия для проведения на нём благоприятных для себя решений. Для верности «князь Репнин прибег к прямому воздействию силой. Русские войска были введены в Варшаву» (36). Сейм открылся 5 октября 1767 г., но затем по требованию Репнина (потребовалось время для необходимой подготовки) был перенесён на 1 февраля 1768 г. На этом сейме требования улучшения юридического положения православных и протестантов были почти полностью удовлетворены. Права православных были закреплены «ВЕЧНЫМ ТРАКТАТОМ», заключённым на сейме между Польшей и Россией. В нём со стороны России гарантировались Польше все её владения и основные законы, а со стороны Польши некатоликам даровались религиозные свободы и гражданские права. Все эти права и свободы были изложены в отдельном т.н. «Сепаратном акте». В нём, прежде всего, в первом артикуле, оговаривалось, что «като­личество остаётся господствующей религией». Подтверждалось также, что «королём Польши может быть только римско-католик по рожде­нию или обращению». «Переход из католичества в другую веру объявляется криминальным преступлением; позволивший себе это сделать будет изгнан (exui esto) из областей Речи Посполитой, а суд над таковым назначается в трибуналах Коронных и Великого княжества Литовского ex termino tacto...» (1,3). Вполне равноправными эти положения документа вряд ли можно назвать, скорее мы видим здесь дань национальному самолюбию и религиозному энтузиазму поляков. Но дальнейшие артикулы сформулированы вполне демократично. В отношении православных объявлялось, что все урегулированные (при обоюдостороннем согласии) до 1 января 1717г. спорные дела, возникшие у неуниатов с католиками, считаются закрытыми и возбуждать их в дальнейшем не позволяется. Учинённые в Торуне и Слуцке конфедерации признаются законными. «Греко-

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Джеймс Дарлинг – James Darling, Cyclop. Bibliographica, p. 740–756, приводит список содержания более раннего издания постановлений соборов, Nie. Coleti, Venet., 1728, 23 vols., с дополнением к Mansi, 6 vols. 1748 – »52, которое доходит до 1727, в то время как новое издание Манси доходит только до 1509. Брюне в своем Manuel Du Libraire цитирует издание Mansi, Florence, 1759 – 1798, с таким замечанием: «Этот сборник, последний том которого доходит до 1509 г., мало известен в Париже, где цена его достигает 600 франков». В строгом смысле слова он останавливается на середине XV века, к более позднему периоду относятся лишь несколько документов). Полезные фрагменты есть в Summa Conciliorum, под редакцией Barth . Caranza , издавалось много раз; и на немецком языке – Bibliothek der Kirchenversammlungen (IV – V века), редактор Fuchs, Leipz., 1780 – 1784, 4 vols. II. Chr. Wilh. Franz Walch (лютеранин): Entwurf einer vollstaendigen Historie der Kirchen-versammlungen, Leipz., 1759. Edw. H. Landon (англиканин): A manual of Councils of the Holy Catholick Church, comprising the substance of the most remarkable and important canons, alphabetically arranged, 12 tho . London, 1846. C. J. Hefele (католик): Conciliengeschichte, Freiburg i. B. 1855 sqq.; второе пересмотренное издание 1873 sqq., 7 vols., до Флорентийского собора (1447). См. также мой очерк Oekumenische Concilien, в Dorner, Annals of Ger. Theol, vol. viii, 326–346. Выше патриархов, даже римского, стояли вселенские или экуменические соборы 611 – высшие представители единства и власти древнекатолической церкви. Изначально они ограничивались Римской империей, но потом распространились и на прилегающие варварские страны, которые были представлены соответствующими епископами. Как величественные горные вершины, как пирамиды, возвышаются они над древней историей церкви; именно на них принимались окончательные авторитетные решения по общим вопросам учения и дисциплины, волновавшим христианский мир Греко–римской империи. Синодальная система вообще берет свое начало от апостольского собора в Иерусалиме 612 ; ее католическая форма окончательно развилась за пять столетий.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Но как либеральная, так и марксистская доктрина игнорируют глубинные духовные основы истории и центробежные устремления, а концентрирует внимание на экономике, на материальных причинах расколов, на привлекательном или непривлекательном режиме. И те, и другие верят в примат " идеального " общественного устройства. Наивно искать причины раздвоенности украинского сознания и украинского сепаратизма в бегстве от тоталитаризма, равно как и объяснять украинским " трудящимся " , что их отделили от братьев для того, чтобы легче было грабить. Лучше задуматься, почему еще в Австро-Венгрии придавали столь громадное значение реформе украинского языка, с таким тщанием подыскивая различия в топонимике и поощряя каждую точку над i, отрывающую украинскую графику от русской? Для чего капитальный труд интеллектуального патриарха М.Грушевского (Icmopiя Ykpaihы - Руси. Kuib-Льbib, 1907) еще в начале века подводил к мысли, что туранская Московщина украла киевскую историю и софийские ризы у арийской Украины? Почему многие идеологи самостийности с готовностью возглавили правительство Советской Украины (сноб Грушевский - первый президент), предпочтя неделимой России самоопределение по Ленину, а православного полкового священника Центральной Рады Иоанна Теодоровича в 1924 г. в Канаде, несмотря на " героическое " прошлое, подвергали поношению униаты. " Потому что ты не греко-католик, - писал он, - " ты не можешь быть украинцем... ты кацап, москаль, проклятый схизматик... " Истоки украинского сепаратизма - в унии, в противостоянии католического Запада ненавистной " византийской схизме " и неприятии русского православия, что трагично разыгрывается в зоне их столкновения в жизни одного народа. Отрыв Киева от Москвы, и окатоличивание восточного славянства были вековыми устремлениями Ватикана и Запада: " О, мои Русины! Через вас-то надеюсь я достигнуть Востока... " - взывал к галичанам Папа Урбан VIII в начале XVII столетия. В Галиции после пяти веков под латинянами в конце XIX в. стихийно возникло москвофильство (переход интеллигенции на русский язык с польского), что грозило обрусением и идеей единения с Москвой. Вена и Ватикан начали спешно готовить Галицию на роль " украинского Пьемонта " в преддверии мировой войны. Надо было превратить русинов (самоназвание галичан до начала ХХ в.) в украинцев, дать лозунг всеукраинского единства, (сулящего в случае победы в грядущей войне отрыв Малороссии от России). Мудрый " реакционер " П.Н.Дурново предупреждал: " только безумец может хотеть присоединить Галицию. Кто присоединит Галицию, потеряет империю... "

http://pravoslavie.ru/analit/global/mosk...

Но чиновников без скандалов практически не бывает, и городская администрация Гройсмана однажды в таковом засветилась, прославившись на всю Украину. Некое до сих пор не установленное лицо стало рассылать на мобильники жителей города посредством СМС стихи про мэра. Например, такие: «Наш мальчик не учился даже/Чему-нибудь и как-нибудь.../Зато в земельной распродаже/Наш юный мэр сумел блеснуть». Когда эти стихи стали распространяться со скоростью вируса (получатели стали пересылать их друзьям и знакомым), в дело вмешалась милиция: рассылавших допрашивали, по их собственному признанию, дело дошло до угроз. Мэр оказался человеком обидчивым. Борец с северной угрозой Вице-премьер-министр Украины Александр Сыч (народный депутат из фракции «Свобода»)Александр Сыч - четвертый и последний заместитель Яценюка - представляет националистическую «Свободу» и полностью ей соответствует. Родом он, как и большинство свободовцев, с Западной Украины (номинально из Ровно, но большую часть жизни провел в Ивано-Франковске). По вере греко-католик, по профессии историк - кандидат наук. В «Свободе» нового вице-премьера уважают (в первую очередь за труды по «героическому прошлому» украинских националистов), поэтому в партии он не кто-нибудь, а заместитель Олега Тягнибока. В 2010 году историка, педагога и националиста Сыча избрали председателем Ивано-Франковского областного совета. Несмотря на то что Сыч всегда старался быть не маргинально-скандальным, а респектабельным националистом (да и в целом человек довольно тихий), на юге и востоке к нему относятся с опасением. На митингах новый вице-премьер любит славить «героев УПА», и теперь не исключено, что украинские коллаборационисты будут официально признаны героями на республиканском уровне. Кроме того, как и положено украинскому националисту, он терпеть не может «Московию» и прежде уже обещал «выгнать московский сапог с украинской земли». Более того, во время Майдана Сыч занимался тем, что множил истерию и распространял слухи то о российском десанте, то об ОМОНе, который прислали на помощь «Беркуту», в общем, о «вопиющем» вмешательстве «москалей» в дела Украины, которая должна быть «исключительно украинской».

http://ruskline.ru/opp/2014/3/10/krolik_...

К сожалению, во многих православных диаспорах люди " инославного " этнического происхождения воспринимаются как инородные тела, как " недоправославные " . Никогда не забуду, как один антиохийский епископ из Бразилии, араб по происхождению, сказал о конвертитах и их потомках: " They are not Orthodox, they became Orthodox " . С другой стороны, есть в этом и некоторая церковная мудрость: среди новообращенных попадается немало людей, по менталитету похожих на российских кришнаитов. Они просто решили, обычно в молодом или среднем возрасте, разойтись с окружающим их обществом и как-то отличаться от него. Многие из таких даже начинают подчеркивать свою выдуманную " русскость " , носят лапти и толстовки. Примерно как наши приверженцы Кришны – индийские одежды. Есть и такие, кто меняет конфессию либо юрисдикцию чуть ли каждый сезон. Летом – " зарубежник " , осенью – " непоминающий " , зимой – греко-католик, весной – унитарий-универсалист... Много таких прошло через православные общины на Западе. Но есть и " малый остаток " – те, кто остались. Владыка Кирилл много раз обличал то, что различные межрелигиозные и межцивилизацонные форумы кончаются общими, ни к чему не обязывающими призывами типа " Ребята, давайте жить дружно " . Сегодня, наверное, нужно сказать: " Ребята, давайте жить честно " . Не в том смысле, что не воровать – к этому вроде бы никто не стремится – а в смысле ниспровержения идола политкорректности, которую нужно бы назвать менее красиво: удобная ложь. Давайте, например, честно признаемся друг другу: Православие и католичество считают именно себя и никого другого хранителями единой истинной Церкви, ислам оставляет за собой право считаться последним откровением, иудаизм полагает себя единственно приемлемым для евреев, гуманизм никогда не откажется от претензии на формулировку " общечеловеческих ценностей " ... Да, таковые есть, но их иерархия разнится. Например, для кого-то важнее всего сохранение жизни и процветания в этом мире, а для кого-то – вечное спасение, путь к которому невозможен для этих людей без истинной веры и без своего, " негуманистического " общественного устройства. И если первые и вторые готовы сосуществовать, ведя диалог и сотрудничая, – слава Богу. Не надо только пытаться заставить всех подчиниться соображениям чисто земной, утилитарной пользы – той, которая не простирается дальше жизни индивидуума, этноса, нынешнего человечества. Если политкорректность запрещает мне называть истину истиной, ложь ложью, грех грехом, ересь ересью, – она не что иное как тоталитаризм. Даже если служит " миру и гармонии " : лучше любая война, чем такой мир.

http://religare.ru/2_29980.html

" Это классическая " двухходовка " . Подписание меморандума очень хорошо это показывает. Первый шаг - расколоть УПЦ МП и постепенно через череду учреждений различных сомнительных структур " объединенного украинского православия " растворить канонический епископат в неканоническом и довести ситуацию до канонического абсурда, то есть до уничтожения канонической Православной Церкви на территории Украины. Второй шаг - предложить украинцам апостольскую легитимацию через унию, то есть через присоединение к Ватикану. Надо понимать, что в церкви " играют в долгую " . Если политики тактические шаги рассчитывают на месяцы, а стратегические на годы, то в церкви тактика рассчитывается на десятилетия, а стратегия - на столетия " - считает Щипков. Эксперт также отметил, что Ватикан в данном случае не скрывает своих намерений. Во-первых, представитель греко-католиков, епископ Иосафат среди прочих подписывал документ, декларирующий создание православной организации. Не экуменической, а православной. Необычная ситуация. Во-вторых, Иосафат прямым текстом заявил, что видит данный меморандум как основу новой унии. " Ровенский меморандум " подписали так же и представители светской власти. У них есть свой политический интерес и свои задачи. Украинская власть с самого начала после развала Советского Союза не была заинтересована в существовании на Украине единой православной религиозной организации, уверен публицист. " Все президенты Украины от Кравчука до Порошенко - были заинтересованы в расколе православных и демонстративно поддерживали все три организации: УПЦ МП, УПЦ КП и УАПЦ. Риторика была объединительная, а действия разъединительные. Единая каноничная православная организация - это невероятная объединяющая нацию сила. А чем разрозненнее народ, тем легче им манипулировать " , - отметил Щипков. Ситуация комична Собеседник агентства заметил, что ситуация с меморандумом несколько комична. " Во-первых, документ, который декларирует необходимость создания единой православной организации, подписал католик. Во-вторых, подписание документа религиозного содержания проходило на светской площадке, а вся процедура копировала протокол подписания международного коммерческого соглашения - девушки с красивыми ногами подавали документы бородатым дядькам в клобуках " , - сказал публицист.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/n...

В.Л. Задворный (католик) Св. Феликс III (s. Felix III) 23 12.VII.526 г. – 22.IX.530 г. Св. Феликс 24 по свидетельству Liber Pontificalis был родом из Самния, отца его звали Касторий. Избранный под давлением Теодориха по прошествии почти двух месяцев после кончины св. Uoahha I , в течение которых кафедра оставалась незамещенной, новый Папа был представителем проготской ориентации, ибо в римском обществе существовала также и другая партия, видевшая будущее Рима в союзе не с Византией, а с новым германским миром, и если душой провизантийски настроенного общества был «последний римлянин» Боэций, то другую возглавлял первый в подлинном смысле средневековый мыслитель – Флавий Кассиодор. 25 Теодорих, разгромив оппозицию и возведя на Престол апостола Петра человека, определенно лояльного Готскому государству, казалось бы надежно укрепил свою власть. Но вскоре после этих драматических событий, 30 августа 526 г., он скончался. Со смертью Теодориха стало очевидно, что власть готов над Италией не так уж прочна, и действительно, созданному им государству оставалось существовать менее тридцати лет. В следующем 527 г. на византийский трон взошел племянник Юстина – Юстиниан (527 – 565 гг.), приступивший к осуществлению своего грандиозного замысла – восстановлению Римской империи, что означало объявление войны с варварскими германскими королевствами, и первым под ударами византийских войск в 534 г. пало королевство вандалов. Номинально королем готов после смерти Теодориха был провозглашен внук Теодориха, Аталарих (526 – 534 гг.), но так как он был еще несовершеннолетним, правление в стране взяла в свои руки его мать, дочь Теодориха, Амалазунта. Получившая прекрасное классическое образование, искренне влюбленная в античную культуру, она пыталась привить к ней любовь и своему сыну. Но в борьбе с варварским окружением она в конце концов потерпела поражение и в последующем ее трагическая кончина стала свидетельством того, что варварский мир еще не был в состоянии ассимилировать греко-римское наследие.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010