Пятидесятилетие (1839–1889) воссоединения с православной церковью западно-русских униатов: обзор событий воссоединения в царствование имп. Николая I-ro Источник При вступлении на престол Императора Николая I-ro униатская церковь в России состояла из четырех епархий: Брестской, Виленской, Полоцкой и Луцкой. Брестский епископ Иосафат Булгак был (с 1817 г.) митрополитом греко-униатских церквей в России. По происхождению поляк, по убеждениям католик, но не фанатик, он был ума и учения недальнего, но нрава кроткого; делами мало занимался и был послушным орудием базилиан. Виленской епархией, образованной в 1810 г. из обломков бывшей митрополичьей епархии, управлял Адриан Головня, не имевший, по своему незначительному характеру, никакого влияния на общий ход дел, но доведший своим дурным управлением епархию до крайнего расстройства. Полоцкой или Белорусской епархией, старейшей после митрополии, управлял со званием архиепископа, переведенный из Луцка Иаков Мартусевич, преданный иезуитам и ненавидевший все русское, православное. Он старался возвратиться к прежнему искаженному униатскому обряду, но не был допускаем к тому духовенством, державшимся введенного Лисовским правильного обряда. Луцким епископом (на Волыни) был низведенный из Полоцка (после известного возмутительного процесса) архиепископ Иоанн Красовский, из белого духовенства, человек отличных способностей и правительственной деятельности, преданный России, но сделавшийся жертвою базилианской интриги. Управление униатскими делами сосредоточено было во 2-м (униатском) департаменте Римско-католической коллегии, состоявшей в ведении департамента иностранных исповеданий, под главным управлением министра народного просвещения. Адмирал А. С. Шишков, назначенный в 1824 году министром народного просвещения (после князя А. Н. Голицына), в тоже время принял в свое заведывание и департамент иностранных исповеданий. Директором департамента был с того же 1824 года (после А. Тургенева) Г. И. Карташевский. Римско-католическая коллегия, начальствовавшая над униатским департаментом, давала направление всем делам, касающимся униатской церкви, в духе латинства. Председательствовавший в униатском департаменте митрополит Булгак был на стороне римлян. В общих собраниях обоих департаментов, под председательством католического митрополита, в которых решались важнейшие дела, голоса униатских членов не имели никакого значения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Филипп Шафф (протестант) Глава III. Союз Церкви и государства и его влияние на общественную мораль и религию Источники Церковные законы христианских императоров от Константина до Юстиниана, собранные в Codex Theodosianus , 438 г. (издан с ученым комментарием, Jac. Gothofredus, Lyons, 1668, 6 vols, fol.; позже – J. D. Ritter, Lips., 1736, 7 vols.; и в более недавнее время с новыми найденными книгами и фрагментами – G. Haenel, Bonn, 1842); также Codex Justinianeus , 534 г. (во многих изданиях Corpus juris civilis Romani). Также Евсевий : Vita Constant. и H. Eccl., 1. x. С другой стороны, жалобы отцов церкви, особенно Григория Назианзина , Златоуста и Августина (в их проповедях) на обмирщение христиан того времени. Литература С. G. de Rhoer : Dissertationes de effectu religionis Christianae in jurisprudentiam Romanam. Groning., 1776. Martini : Die Einführung der christl. Religion als Staatsreligion im röm. Reiche durch Constantin. Münch., 1813. H. O. de Meysenburg : De Christ, religionis vi et effectu in jus civile. Gött. 1828. C. Riffel (католик): Gesch. Darstellung des Verhältnisses zwischen Kirche u. Staat. Mainz., 1838, vol. i. Troplong : De l " influence du Christianisme sur le droit civil des Romains. Par., 1843. P. Ε. Lind : Christendommens inflydelse paa den sociale forfatning. Kjobenh., 1852. B. C. Cooper : The Free Church of Ancient Christendom and its Subjugation by Constantine. Lond., 1851(7). См. также: Gibbon , ch. xx. Schröckh , несколько разделов начиная с vol. v. Neander , iii, 273–303. Milman , Anc. Christ. Book iv, ch. 1. §13. Новое положение церкви в империи Из предыдущей главы мы узнали, как христианство постепенно вытеснило греко–римское язычество и стало официальной религией империи кесарей. С того времени церковь и государство, хотя между ними часто возникали столкновения, оставались едиными в Европе либо на иерархических основаниях, когда земная власть находилась в подчинении у духовной, либо на цезарепапистских основаниях, когда духовная власть смешивалась с земной (в Соединенных же Штатах Америки с конца XVIII века эти две власти мирно и независимо стояли бок о бок). Теперь церковь могла оказывать влияние на государство, но вместе с тем и государство могло оказывать влияние на церковь. Это взаимовлияние принесло как выгоды, так и потери, как благословения, так и проклятия для обеих сторон.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

В.Л. Задворный (католик) Св. Феликс III (s. Felix III) 23 12.VII.526 г. – 22.IX.530 г. Св. Феликс 24 по свидетельству Liber Pontificalis был родом из Самния, отца его звали Касторий. Избранный под давлением Теодориха по прошествии почти двух месяцев после кончины св. Uoahha I , в течение которых кафедра оставалась незамещенной, новый Папа был представителем проготской ориентации, ибо в римском обществе существовала также и другая партия, видевшая будущее Рима в союзе не с Византией, а с новым германским миром, и если душой провизантийски настроенного общества был «последний римлянин» Боэций, то другую возглавлял первый в подлинном смысле средневековый мыслитель – Флавий Кассиодор. 25 Теодорих, разгромив оппозицию и возведя на Престол апостола Петра человека, определенно лояльного Готскому государству, казалось бы надежно укрепил свою власть. Но вскоре после этих драматических событий, 30 августа 526 г., он скончался. Со смертью Теодориха стало очевидно, что власть готов над Италией не так уж прочна, и действительно, созданному им государству оставалось существовать менее тридцати лет. В следующем 527 г. на византийский трон взошел племянник Юстина – Юстиниан (527 – 565 гг.), приступивший к осуществлению своего грандиозного замысла – восстановлению Римской империи, что означало объявление войны с варварскими германскими королевствами, и первым под ударами византийских войск в 534 г. пало королевство вандалов. Номинально королем готов после смерти Теодориха был провозглашен внук Теодориха, Аталарих (526 – 534 гг.), но так как он был еще несовершеннолетним, правление в стране взяла в свои руки его мать, дочь Теодориха, Амалазунта. Получившая прекрасное классическое образование, искренне влюбленная в античную культуру, она пыталась привить к ней любовь и своему сыну. Но в борьбе с варварским окружением она в конце концов потерпела поражение и в последующем ее трагическая кончина стала свидетельством того, что варварский мир еще не был в состоянии ассимилировать греко-римское наследие.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кардинал Гузар осуждает униатизм и призывает создать на Украине единую православно-католическую Церковь 24 сентября 2005 г. 15:11 Глава украинских греко-католиков кардинал Любомир Гузар вслед за президентом страны Виктором Ющенко выступил за создание на Украине единой Церкви. По мнению Л. Гузара, решение всех церковных проблем было бы достигнуто, «если бы в Украине был Патриархат, один Патриарх для всех». На этой основе и православные, и католики могли бы «вернуться к изначальному единству», считает Л. Гузар, слова которого приводит на этой неделе Религиозно-информационная служба Украины. При этом, добавляет он, «нет претензий, чтобы Патриархом обязательно стал греко-католик» — важно лишь, что «этот Патриарх должен быть тем, кто может объединить всех». Тем не менее Л. Гузар все же ставит одно условие — «чтобы эта Церковь и этот Патриарх были объединены с Римом». По-видимому, это означает, что если Патриарх и не будет первоначально униатом, от него потребуется затем в унию вступить. Украинская греко-католическая церковь, заявляет ее лидер, «продолжает историческую линию Киевской митрополии», но нынешнее наименование кардинала «верховным архиепископом» малоизвестно в «традиции Восточных Церквей», поэтому «обыкновенный христианин не знает, что с этим делать». На взгляд Л. Гузара, УГКЦ «давно доросла до роли патриархата, ибо это является естественным развитием поместной Церкви в восточной традиции». Вместе с тем кардинал выражает огорчение, что «латинское богословие не могло понять какого-то сопричастия разных поместных Церквей с Римской». В Ватикане, по его мнению, единение понимали «как подчинение», и процесс этот получил название «униатизма». «Осуждая сегодня униатизм», Л. Гузар указывает, что ищет, «как должно выглядеть единство», которое «должно строиться не на единообразии, а на том, что каждый сохраняет собственную традицию в форме сопричастия». Это «довольно сложный» вопрос и, к сожалению кардинала, пока «недостаточно решенный». Но украинские греко-католики намерены «идти к решению и быть в авангарде», хотя «не все в Риме переубеждены».

http://patriarchia.ru/db/text/50310.html

Toggle main menu visibility Вы используете устаревший браузер. Этот и другие сайты могут отображаться в нём некорректно. Вам необходимо обновить браузер или попробовать использовать другой . Как жить дальше? Незарегистрированный Гость Дорогой батюшка, 6 лет назад, встречалась с мужчиной, который обещал жениться, но уже был венчанный, чего до вступления в отношения с ним я не знала. Он не рассказал мне тогда о венчании его, о смысле, хотя вырос в церковной среде. Хотел отомстить прежней жене, хвалился, что я младше его на 17 лет, но сам при этом не любил меня никогда, унижал и держал в суровых условиях. Я не была тогда воцерковленной и не понимала что делаю. Многие говорят о порче и колдовстве. Я забеременела, но с первых же дней было очень сильный токсикоз. Заболела и принимала сильные антибиотики, еще не зная о беременности. Акушер-гинеколог настояла на аборте так как была угроза слепоты и глухоты у ребенка вследствие приема лекарств. " Муж " также настоял на аборте (он врач). Мне пришлось совершить это страшное действие (на сроке 4-5 недель), чего я очень не хотела и было страшно и больно. Через несколько месяцев я решила все-таки уйти от этого человека, расстаться с ним, но на Крещение Господне забеременела. Родился красивый и здоровый мальчик, с мужем пришлось остаться, я ждала, когда его развенчают и мы сможем пожениться. Но муж очень агрессивный, любил выпить и драться, всегда унижал меня и доводил до страшного состояния, когда жить совсем не хотелось. Держалась и держусь только за ребенка, который так любит меня, он словно одно целое со мной. Недавно мы уехали в монастырь, где сына миропомазали и теперь он православный (до этого был греко-католик, украинская церковь). Я начала молиться и читать о нашей вере, и только теперь понимаю сколько грехов от своего незнания, слабости и глупости совершила. Скажите, есть ли мне прощение за совершенное? За аборт, за то, что жила с венчанным, за мысли об уходе из жизни, за все скандалы и драки страшные на глазах у малыша? Мне страшно и стыдно, и чувствую себя недостойной просить у Господа, стоять перед монашествующими, прикасаться к святым иконам...

http://azbyka.ru/detforum/threads/kak-zh...

«Сегодня важно, чтобы епископ, священник были ближе к людям, чтобы была возможность индивидуальной работы. Стоит задача увеличить количество приходов и священников», — сказал Патриарх. 15 ноября. ПРАВМИР. По заявлению Патриарха Кирилла в Русской православной церкви будет больше приходов, священнослужителей, молодежных и социальных центров, сообщает Интерфакс-Религия . «Сегодня важно, чтобы епископ, священник были ближе к людям, чтобы была возможность индивидуальной работы. Стоит задача увеличить количество приходов и священников», — сказал он в Бейруте на встрече с жителями Ливана, удостоенными наград Московского патриархата. Он рассказал, что практически при всех приходах организуются воскресные школы, действует пять духовных академий, более 50 семинарий, где учатся более десяти тысяч студентов. За последние 20 лет возрождения Русской церкви было построено и восстановлено более 30 тыс. храмов, около тысячи монастырей, свыше 50 учебных заведений. Также он отметил, что Москве совместно с правительством столицы начата пятилетняя программа по строительству 200 новых храмов, преимущественно в спальных районах. Причем при каждом храме обязательно должны быть культурный центр, в том числе для работы с молодежью, воскресная школа, социальный центр. Патриарх рассказал об успехах преподавания в российских школах основ религиозных культур и светской этики. «Эксперимент оказался очень удачным, 80% родителей высказались за то, чтобы это было во всех школах», — сказал патриарх. Он подарил участникам встречи иконы и свою книгу «Свобода и ответственность», изданную на арабском языке к его визиту в пределы Антиохийской православной церкви — Сирию и Ливан. Во встрече приняли участие вице-премьер Ливана, православный по вероисповеданию Мугдам Самира, министр финансов республики, мусульманин Мухаммед Тафади, экс-министр, греко-католик Ремон Ауди, бывший министр, мусульманка Лейла Эс-Солф, основатель Ливано-Русского дома, профессор Ливанского университета, православный Сухейль Фарах и другие государственные и научные деятели, крупные предприниматели, старейшие члены русской православной общины Бейрута — потомки первой послереволюционной волны эмиграции.

http://pravmir.ru/patriarx-rasskazal-zhi...

«Я не мог оставаться в церкви с исковерканным богослужением» Беседа с Робертом Джеклином – православным мирянином, в прошлом – католическим священником Кевин Аллен Роберт Джеклин на протяжении десяти лет был священником римско-католического ордена Тринитариев (орден Пресвятой Троицы), основанного в XII веке. Он служил в штатах Джорджия, Огайо и на юге Калифорнии. С разрешения Рима он оставил священническое служение и женился. Позднее перешел в Православие. О стремительном падении духовной жизни в Католической церкви после II Ватиканского собора и иных нестроениях, которые побудили его покинуть Католицизм, и о своем пути к Церкви Православной – его беседа с журналистом « Ancient Faith Radio». Современная католическая месса с участием клоунов – Роберт, вы воспитывались в традиционной католической семье? – Я родился в городе Питтсбург штата Пенсильвания. Мой отец был римо-католиком; моя мать – греко-католичкой, но, выйдя замуж за отца, стала римо-католичкой. У меня есть два брата и сестра. В детстве было немного опыта Восточной литургической жизни: ходил с дедушкой и бабушкой на службы к греко-католикам, и мне они очень нравились. Но все же прежде всего я воспитывался в римско-католической традиции. – Учились в католических приходских школах? – Да, и еще в католической подготовительной школе. Затем я два года служил, а когда служба закончилась, мне захотелось направить свою жизнь по особенному пути. Поступил в семинарию, где два года изучал философию, а потом четыре года теологию. – Преподавали ли вам восточную патристику? – Восточную патристику нам преподавал в течение семестра один член общины – католик восточного обряда по происхождению. О чем он, кстати, никогда не задумывался, пока не стал послушником: ему пришлось просить разрешение для вступления в наш орден. Меня так захватил этот курс! Нахлынули воспоминания о дедушке и бабушке, но прежде всего это было первое глубокое знакомство с Востоком. Конечно, мы говорим сейчас о восточно-католических церквях. – Мы их называем униатскими.

http://pravoslavie.ru/89531.html

Борис Горелик Скачать epub pdf К к апостольским порогам – ad lumina (apostolorum) к вящей славе Божией – to the greater glory of God кадило, кадильница – censer, thurible кадить – to cense, burn incense каинова печать – the mark of Cain калиги – caligae кальвинизм – Calvinism кальвинист – Calvinist кальвинистский – Calvinist Камберлендская пресвитерианская церковь – Cumberland Presbyterian Church камерленго – camerlengo, camerarius камилавка – kamelaukion камиллинцы – Camillians кандило – candela канон – canon канон евхаристии – the action, canon of the mass, anaphora канонарх – canon канонизация – canonization канонизировать – to canonize каноник – canon канонисса – canoness канонический – canonical Канонического права свод – Canon Law, Corpus Jurius, Canonici Каноническое право – Canon Law каноны апостольские – apostolic canons кантор – cantor, choir singer канун – eve канун Троицы – Whitsunday Eve капа – cape капелла – choir; chapel (часовня) капеллан – chaplain капитул – capitul капуцин – capuchin капюшон – cowl, hood кара Божья – visitation of God кардинал – cardinal кардинальные добродетели – cardinal virtues кармелит – Carmelite Карпатско-русская православная греко-католическая церковь – Carpatho-Russian Orthodox Greek Catholic church картезианец – Cartesian Ккартезианский орден – Cartesian Order катавасия – canticle sung by two choirs катапетасма – katapetasma, the veil of the altar катарсис – catharsis катарсический – cathartic катехизис – catechism катехизические поучения – catechism катехумен – catechumen, audient католик – (Roman) Catholic католикос – catholicos католицизм – Catholicism Католическая апостольская церковь – Catholic apostolic Church Католическая церковь антиохийского обряда – Antiochean Catholic Church Католическая церковь Христа – Catholic Church of Christ Католические церкви восточного обряда – Eastern Catholic Churches католический – (Roman) Catholic Католическое действие – Catholic Action кафедра – pulpit, bishop’s throne (епископская) кафедра епископа главного диоцеза провинции – arch-see

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Священник Георгий Сунгайла Клирик кафедрального собора Вильнюса в честь Успения Пречистой Божией Матери священник Георгий Сунгайла ведет блог о Православии на литовском языке, активно участвует в разработке и издании молитвословов для соотечественников и уверяет, что для проповеди Православия у него на родине буквально «не хватает рук». – Отец Георгий, как вы пришли к Православию? Родились в верующей семье или же сделали осознанный выбор во взрослом возрасте? – Мой отец – римо-католик, а мама православная. Когда я был ребенком, был период, что моя мама посещала приход Украинской греко-католической церкви. И меня крестили в униатском храме. В подростковом возрасте я перестал ходить в храм – сказался переходный возраст. Когда началась моя учеба на философском факультете, я открыл для себя Православие. Начал читать, сравнивать с тем, чему меня научили в детстве. Я посещал храмы разных конфессий, но выбор остановил на Православии. С одной стороны, я пришел к вере через знания: читая и углубляясь в книги, я открывал для себя Христа. Это еще и было близко моим убеждениям, как оказалось. С другой стороны, во время посещения православных богослужений я чувствовал себя причастным происходящему на службах, хотя и не понимал церковнославянского языка. Это сильное ощущение богообщения сыграло решающую роль в моем религиозном выборе. Я присоединился к Православной Церкви. На православном богослужении я чувствовал себя причастным происходящему, было сильное ощущение богообщения – А почему решили стать священником? – Священником хотел быть с детства. В подростковом возрасте отошел от Церкви. И на некоторое время сокровенное желание было забыто. Но в детстве я восхищался священниками. Как-то так получилось, что я общался и с римо-католическими, и с униатскими, и с православными священнослужителями. И все они были довольно образованными, добрыми людьми, никому не отказывали в помощи. Мне это очень импонировало: священники стараются ради других людей! И я хотел быть таким же, как они: образованным и стремящимся помочь людям.

http://pravoslavie.ru/133467.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕКАБПИЛССКИЙ В ЧЕСТЬ СОШЕСТВИЯ СВЯТОГО ДУХА НА АПОСТОЛОВ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Мон-рь в честь Сошествия Св. Духа на апостолов. Гравюра. 3-я четв. XIX в. (ГПИБ) Мон-рь в честь Сошествия Св. Духа на апостолов. Гравюра. 3-я четв. XIX в. (ГПИБ) (Латвийская Православная Церковь), в г. Екабпилс (Латвия). Основан, вероятно, в 70-х гг. XVII в. Переселенцы из России и Литвы в XVI-XVII вв. основали на территории Курляндского герц-ства, на правом берегу р. Зап. Двины, рус. Гольмгофскую слободу и построили правосл. деревянную ц. во имя вмч. Георгия Победоносца. Благодаря выгодному торговому и географическому положению слобода превратилась в крупный населенный центр и в 1670 г. курляндским герц. Якобом Кетлером была преобразована в г. Якобштадт (ныне Екабпилс), который получил юридически закрепленное право «принимать к себе [на проживание] благонадежных людей русского происхождения только» и «отправлять службу Божию по религии греко-российской». По преданию, основание Е. м. связано с обретением Якобштадтской иконы Божией Матери. Во время русско-польск. войны 1654-1667 гг. саксон. солдат Якоб Гудынский, католик, переправлялся на плоту через Зап. Двину. Заметив плывущую дощечку, он поддел ее копьем и взял в руки. Дощечка оказалась иконой Божией Матери, из которой вытекала кровь. Потрясенный солдат отнес икону в Георгиевскую ц., а вскоре принял православие, поселившись в русской слободе. По др. преданию, мон-рь основал рус. купец Раткевич (Радкевич), сплавлявший товары по Зап. Двине в Ригу и остановившийся заночевать в Якобштадте. На следующий день во время литургии в Георгиевской ц. Раткевич стал свидетелем исцеления больного латыша от чудотворной иконы Божией Матери (впосл. Якобштадтская), находившейся в храме. В 1670-1675 гг. на месте обветшавшей Георгиевской ц., возможно на средства Раткевича, был построен деревянный храм в честь Сошествия Св. Духа на апостолов, при котором основан муж. мон-рь.

http://pravenc.ru/text/189597.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010