Разделы портала «Азбука веры» Каноническая территория — 1) территориальная область, православно-церковная деятельность на которой осуществляется под духовным и административным началом того или иного православного епископа , архиепископа , митрополита , экзарха , патриарха , в соответствии с церковными канонами ; 2) территориальная область, границы которой соответствуют границам распространения автокефальной православно-церковной деятельности той или иной Православной Поместной Церкви , согласно церковным канонам. Территориальный принцип – главный в административном делении Церкви. Исторически каждая Поместная ( Автокефальная ) Церковь складывалась на определенной географически замкнутой территории, получившей название канонической. Каноническая территория делится на области – епархии. Это основная «структурная единица» любой Поместной Православной Церкви. Например, в Сербской Православной Церкви 36 епархий, в Польской – 7. Американская Церковь насчитывает 16 епархий. Каждой епархией управляет епископ. В епархию входят находящиеся на ее территории храмы (приходы), монастыри и монастырские подворья, различные церковные учреждения – епархиальные, образовательные и др. Епархии и их границы на территории Поместной Церкви учреждаются церковными органами управления (в Русской Церкви – Священным Синодом с последующим утверждением Архиерейским собором). Епархия, как правило, делится на несколько округов – благочиний, во главе которых стоят благочинные. Это священники, назначаемые правящим архиереем и помогающие ему в административном управлении епархией. Границы благочиний и их наименования определяет епархиальный совет. Крупная епархия или объединение из нескольких епархий, возглавляемое архиепископом, получает название архиепископия. В Русской Православной Церкви в настоящее время нет деления на архиепископии, а звание архиепископа является почётным. Объединение нескольких епархий, возглавляемое митрополитом, называется митрополией. См. список митрополий . Экзархат – объединение епархий под властью епископа большого города (этот епископ обычно носит титул митрополита и называется экзархом). В состав Русской Православной Церкви входит, например, Белорусский экзархат. Учреждение экзархата на какой-либо территории – шаг на пути к ее автокефалии: например, ныне независимые Грузинская и Болгарская Православные Церкви в определенный период своей истории были экзархатами. Принцип «канонической территории» в православной

http://azbyka.ru/kanonicheskaya-territor...

Церковь — это я Где границы Церкви? Кому в ней есть место, а кому — нет? Если я — христианин, то кто мне друг и кто — враг? Размышляет священник Сергий Круглов. 5 февраля, 2014 Где границы Церкви? Кому в ней есть место, а кому — нет? Если я — христианин, то кто мне друг и кто — враг? Размышляет священник Сергий Круглов. Это я раскалываю Церковь — тем, что до сих пор не пришел в себя Времена нынче такие, что все мои церковные друзья горячо интересуются экклесиологией, в самом причем практическом смысле. То есть даже не книги оо. Шмемана и Афанасьева штудируют и ведут войны цитат — это для многих пройденный этап. А вживую ищут: где же они, границы Церкви? И куда ж нам плыть, к каким границам в этом бескрайнем море?.. До недавнего времени этих границ искал и я (мной двигала вековечная мечта маленького человечка: устроить Церковь по себе, так дети строят себе домик на дереве, натаскивая туда предметов из большого, взрослого дома, и радуются, заперев за собой самодельную картонную дверь: чур-чура, мы в домике, у нас свой мир!…). И то, что я здесь пишу — это думы, обращенные прежде всего к себе самому. Открыть и почитать посты на вышеназванную тему и ветви комментов к ним в ЖЖ и  Фейсбуке : сколько прозрений! Сколько тонкого анализа, эрудиции, прохладной иронии, кровавого кипения страстей, разорванных на груди рубах, и всё это нередко — в одном флаконе одного коммента! Сколько правды! Сколько искреннего негодования и контрнегодования на негодующих в защите того, на что негодующие негодуют!.. Одни констатируют, что времена ныне последние, точка невозврата пройдена, а значит, надо немедля крепить державные церковные ряды и поганой метлой гнать на костер скрытых врагов. Другие констатируют, что времена ныне последние, точка невозврата пройдена, а значит, надо крепить («возьмемся за руки, друзья…») наши маленькие, но чистые рукопожатные ряды избранных и бежать в катакомбы. При том всегда выходит так, что обсуждаем и клеймим кого-то «их», а конкретный «я» — ну само собой, априори, по умолчанию, как жена Цезаря, вне подозрений. И это умолчанное «я» тем более разительно зияет во всех нынешних церковных войнах, что никогда вслух не произносится — произносится только «они». Они, они, они, кто бы ни были: голубое лобби, сановитые спикеры, грантоеды и майдауны, властный аппарат, пятая колонна…

http://pravmir.ru/cerkov-eto-ya/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Монастырь Никорцминда. Фотография. XX в [Груз. ] Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (в 1534-1822 в составе Абхазского (Западногрузинского) Католикосата ГПЦ; восстановлена в 1917), с кафедрой Никорцминдского архиерея (никорцминдели, николаосцминдели) в мон-ре Никорцминда . География Н. е. включала в себя всю территорию грузинской исторической пров. Рача. Ее юго-зап. и юго-вост. границы проходили «по [селу] Накалоеби по эту сторону горы Окриби и по ту сторону горы Мухури», сев. и сев.-вост. границы - через села «Квешелва, Эрцо, Саджваре, Двалети по ту сторону горы, а также деревни Гебса и Глола» (Грамота 1544 г. царя Имерети Баграта III (1510-1565)// Какабадзе. 1912. С. 8). С запада граница проходила по р. Аскисцкали. Границы епархии не менялись, в XVIII в. груз. историк царевич Вахушти Багратиони писал: «Вверху от Хотеви воды его реки проходят через Агарское ущелье. Над этим ущельем есть Николацминда, купольная церковь, добротно выстроенная. Сидит там епископ, наставник Глолы и всей области Рача внизу от Глолы» ( Вахушти Багратиони. 1973. С. 764). Н. е. принадлежали селения и за пределами епархии: в частности, в источниках упоминается дер. Рцхилати в Аргвети, к-рую вместе с жителями, представителями семей Габисадзе, Чапидзе и Гамезардашвили, пожертвовал Н. е. царь Имерети Баграт III ( Какабадзе. 1912. С. 10). История. До нач. XIX в. После распада в 60-х гг. XV в. единой Грузии на 3 царства и неск. княжеств нек-рые феодалы для расширения своих владений предприняли захват церковных земель. Т. о. в их руках оказалась часть территорий, принадлежавших Кутаисской епархии , распространявшей свою юрисдикцию на царство Имерети, в частности на груз. исторические провинции Имерети и Рача. Кутаисский архиерей не мог противодействовать захвату земель, поэтому молодой и энергичный царь Имерети Баграт III с целью защиты церковных владений и для обеспечения себе политической опоры в лице Церкви после соглашения с католикосом-патриархом Зап. Грузии (Абхазским) Малахией I (Абашидзе) решил основать в Имерети новые кафедры. В 1529 г. из Кутаисской епархии были выделены Гелатская и Хонская епархии, в 1534 г.- Н. е.

http://pravenc.ru/text/2577595.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Противостояние в Белоруссии как конфликт цивилизаций 02.09.2020 1157 Время на чтение 21 минут Иногда требуются серьёзные усилия для того, чтобы узреть очевидное. Казалось бы, участие боевиков под бело-красно-белым флагом в войне на Донбассе плечом к плечу с зигующими поклонниками «Волчьего крюка» должно было бы сделать наше отношение к происходящему в Белоруссии, где под бело-красно-белым флагом объединились бунтующие толпы, вполне однозначным. Попытка «экспорта революции» из Киева в Минск неизбежно должна была состояться, но от России (от спецслужб и организаций «мягкой силы») зависело, в каком виде эта попытка произошла бы – в виде жалкого перформанса или в виде марша штурмовиков по центру Минска. И то, что после 9 августа ситуация, увы, стала развиваться скорее по второму сценарию, чем по первому – это внутрироссийская проблема, как внутрироссийской проблемой был и навсегда останется Донбасс. Увы, знание истории (если это не «скандалы-интриги-расследования») – к сильным сторонам российского общества отнести нельзя. История, между тем, начинается с географии. Мало кто в состоянии представить себе, что границы Белорусской ССР, без перемен унаследованные современной Белоруссией – столь же искусственны (если не сказать – противоестественны), как и границы остальных союзных республик. В результате пертурбаций 1921 – 1946 годов исторический регион Волынь несколько раз перекраивался, пока не был окончательно разорван между УССР и БССР (показательна история Любешовского уезда). Те, кто верит варшавско-оттавским мифам о «всегдашней враждебности» т.н. «Западной Украины » к России, спросят: а нам – то какое дело? Тем более, что внутри СССР границы, дескать, были чисто формальными. Однако, раздробление территорий Волыни привело к деформации самосознания её населения. Отрадно, что на севере Волыни продолжают оставаться островки православной («восточной» в широком смысле) идентичности: самый яркий пример, прогремевший на всю Россию – это, конечно, село Птичье, где народ грудью встал на защиту своего храма от бандеровских сектантов. Но даже в тех сёлах и городах Волынской или Ровненской областей, где сохранились храмы Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, цивилизационный раскол прошёл между соседями по улице, сквозь семьи. Порой половина села – за каноническую Церковь, а другая половина – за раскольников или униатов (несмотря на то, что этнографическое сходство Волыни и юго-западных районов Белоруссии сохраняется). Это и есть, в том числе, плоды советской картографической политики. Если бы Птичье принадлежало Белоруссии, жители его были бы (по крайней мере, до нынешнего рокового августа) избавлены от кошмара.

http://ruskline.ru/analitika/2020/09/02/...

«Об искажении православного учения о Церкви в деяниях иерархии Константинопольского Патриархата и выступлениях его представителей» 20.07.2023 12:40:52           Собравшись для совместной молитвы и братского общения в Духе Святом у честных мощей преподобного Сергия Радонежского в основанной им древней Свято-Троицкой лавре, мы, архиереи Русской Православной Церкви, не можем обойти молчанием переживаемое ныне печальное разделение в православном мире, порожденное неправыми действиями Константинопольского Патриархата и новыми учениями, которые распространяются его Предстоятелем и официальными представителями. Почитаем долгом возвысить свой голос в защиту православного учения о Церкви, обращаясь как к нашей боголюбивой пастве, так и к собратьям-архипастырям православного мира.           За раскольническими деяниями константинопольских иерархов на Украине, разделившими православную мировую семью, стоят усиленно насаждаемые теми же иерархами новшества в учении о Церкви, направленные на разрушение существующих канонических устоев. Новая концепция первенства Константинопольского Патриарха, представляемого в качестве земного главы Вселенской Церкви, усваивает ему права и привилегии, выходящие далеко за границы прав любого иного Предстоятеля Православной Поместной Церкви и нарушающие канонические права других Церквей. Уже в 2008 году Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в определении «О единстве Церкви» обобщил основные тезисы новой экклезиологической концепции представителей Константинопольской Церкви, отметив, что эта концепция исходит из понимания отдельных канонов (прежде всего 9, 17 и 28 правил IV Вселенского Собора), не разделяемого всей полнотой Православной Церкви, и становится вызовом для общеправославного единства. Согласно данной концепции, а) принадлежащей вселенскому Православию считается только та Поместная Церковь, которая состоит в общении с Константинопольским престолом; б) Константинопольский Патриархат имеет исключительное право церковной юрисдикции во всех странах православного рассеяния; в) в этих странах Константинопольский Патриархат единолично представляет мнения и интересы всех Поместных Церквей перед государственной властью; г) любой архиерей или клирик, несущий служение за пределами канонической территории своей Поместной Церкви, находится под церковной юрисдикцией Константинополя, даже если сам этого не сознает, а следовательно, может при желании быть принят в эту юрисдикцию без отпускной грамоты; д) Константинопольский Патриархат определяет географические границы Церквей и, если его мнение не совпадает с мнением той или иной Церкви по данному вопросу, может учреждать на территории этой Церкви собственную юрисдикцию; е) Константинопольский Патриархат в одностороннем порядке определяет, какая автокефальная Поместная Церковь может, а какая не может участвовать в межправославных мероприятиях.

http://radonezh.ru/2023/07/20/ob-iskazhe...

Об искажении православного учения о Церкви в деяниях иерархии Константинопольского Патриархата и выступлениях его представителей Документ одобрен на Архиерейском Совещании Русской Православной Церкви 19 июля 2023 года. Собравшись для совместной молитвы и братского общения в Духе Святом у честных мощей преподобного Сергия Радонежского в основанной им древней Свято-Троицкой лавре, мы, архиереи Русской Православной Церкви, не можем обойти молчанием переживаемое ныне печальное разделение в православном мире, порожденное неправыми действиями Константинопольского Патриархата и новыми учениями, которые распространяются его Предстоятелем и официальными представителями. Почитаем долгом возвысить свой голос в защиту православного учения о Церкви, обращаясь как к нашей боголюбивой пастве, так и к собратьям-архипастырям православного мира. За раскольническими деяниями константинопольских иерархов на Украине, разделившими православную мировую семью, стоят усиленно насаждаемые теми же иерархами новшества в учении о Церкви, направленные на разрушение существующих канонических устоев. Новая концепция первенства Константинопольского Патриарха, представляемого в качестве земного главы Вселенской Церкви, усваивает ему права и привилегии, выходящие далеко за границы прав любого иного Предстоятеля Православной Поместной Церкви и нарушающие канонические права других Церквей. Уже в 2008 году Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в определении «О единстве Церкви» обобщил основные тезисы новой экклезиологической концепции представителей Константинопольской Церкви, отметив, что эта концепция исходит из понимания отдельных канонов (прежде всего 9, 17 и 28 правил IV Вселенского Собора), не разделяемого всей полнотой Православной Церкви, и становится вызовом для общеправославного единства. Согласно данной концепции, а) принадлежащей вселенскому Православию считается только та Поместная Церковь, которая состоит в общении с Константинопольским престолом; б) Константинопольский Патриархат имеет исключительное право церковной юрисдикции во всех странах православного рассеяния; в) в этих странах Константинопольский Патриархат единолично представляет мнения и интересы всех Поместных Церквей перед государственной властью; г) любой архиерей или клирик, несущий служение за пределами канонической территории своей Поместной Церкви, находится под церковной юрисдикцией Константинополя, даже если сам этого не сознает, а следовательно, может при желании быть принят в эту юрисдикцию без отпускной грамоты; д) Константинопольский Патриархат определяет географические границы Церквей и, если его мнение не совпадает с мнением той или иной Церкви по данному вопросу, может учреждать на территории этой Церкви собственную юрисдикцию; е) Константинопольский Патриархат в одностороннем порядке определяет, какая автокефальная Поместная Церковь может, а какая не может участвовать в межправославных мероприятиях.

http://new.mospat.ru/ge/documents/90905-...

Д.И. Глазистов Определение границ Церкви на основании творений русских богословов второй половины XIX – первой половины XX века Скачать epub pdf Введение В настоящей работе будет выполнен обзор исследований русских богословов второй половины XIX – первой половины XX века по настоящей проблеме с целью наиболее точного определения понятия «границы Церкви», и будет осуществлена попытка оценки правомочности этих определений. Для этого будут использованы как непосредственно труды русских богословов второй половины XIX – первой половины XX века , так и критические работы, посвященные их трудам. На основе полученных результатов будет проведен их сравнительный анализ и критическая оценка. Тема исследования: Определение понятия границ Церкви на основании творений русских богословов второй половины XIX – первой половины XX века . Актуальность исследования: В настоящее время существуют критически или враждебно настроенные организации, группы людей, высказывающие суждения, игнорирование которых со стороны Православной Церкви может привести к нежелательным для нее последствиям. К этим суждениям относятся т.н. теории «ветвей» или «невидимой Церкви». Суть данных высказываний сводится к следующему: Мы не можем четко определить границы Церкви. Из этого делается вывод, что любой человек, какого вероисповедания бы не придерживался в настоящий момент, после смерти, к собственному удивлению, может быть опознан как принадлежащий к Церкви. Это утверждение приводит к религиозному плюрализму, что прямо наносит вред проповеди православия, мешает людям придти в Церковь , и тем самым обрести спасение. Дополнительной проблемой является то, что в самой Церкви не утверждено четкое учение о границах Церкви. 1 Таким образом, необходимость тщательного изучения этой проблемы становится очевидной. Краткий обзор источников по теме: Тема церковности и границ Церкви подробно рассматривается в отечественной богословской науке второй половины XIX – первой половины XX века. В настоящей работе будут рассмотрены исследования А.С. Хомякова, И.В. Киреевского, свт. Филарета (Дроздова) , митр. Макария (Булкакова), свт. Илариона (Троицкого) , патр. Сергия (Страгородского) , прот. Георгия (Флоровского).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/opr...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Б. Н. Флоря. Митрополит Макарий как историк Западнорусской Церкви К оглавлению Девятый том «Истории Русской Церкви» митрополита Макария посвящен историческим судьбам той части Русской Церкви, которая в середине XV в. отделилась от Общерусской митрополии и создала свою особую — Киевскую митрополию. В ее границы вошли территории современных Украины и Беларуси. Эта митрополия, названная высокопреосвященным автором Западнорусской, прошла исторический путь, отличный от пути Московской митрополии, границы которой в середине XV в. совпадали с границами Великороссии. Чтобы оценить значение предпринятого митрополитом Макарием исследования истории Западнорусской Церкви в XV–XVI вв., следует рассмотреть, как характеризовалась данная тема в более ранних общих курсах по истории Русской Церкви. Опубликованная в 1805 г. «Краткая церковная российская история» митрополита Платона почти не содержит сведений по истории Западнорусской Церкви: читатель может найти здесь лишь перечень Киевских митрополитов XV–XVI вв. и краткий рассказ о заключении Брестской унии . «История Русской Церкви» А. Н. Муравьева, вышедшая тридцать лет спустя, также предоставила весьма ограниченный круг сведений по истории Киевской митрополии в XV–XVI вв. Правда, автор довольно подробно описывает события, предшествовавшие заключению Брестской унии, но делает это не на основе документальных источников и современных свидетельств, а по очень неточным сообщениям памятников полемической литературы XVII в. В ходе изложения кратко упоминается о создании училищ во Львове и Остроге и об издании Библии по инициативе князя К. К. Острожского . Кроме того, здесь можно было найти краткий перечень Киевских митрополитов и упоминание о Виленском Соборе 1509 г. По существу, оба руководства представляют собой более или менее систематическое изложение истории Церкви в границах Московской Руси, куда включены отдельные немногие сведения по истории Западнорусской Церкви.

http://sedmitza.ru/lib/text/436014/

Разделы портала «Азбука веры» Научно-практическая конференция СФИ «Традиция святоотеческой катехизации. Пути возрождения» Канонические нормы четко говорят о том, чем должны заниматься некрещеные члены церкви и в чем их ответственность как членов церкви. Краткий обзор канонических норм, связанных с оглашением, нужно начать с напоминания о месте и значении канонического предания в жизни церкви. В своей знаменитой статье «Неизменное и временное в церковных канонах» протопр. Николай Афанасьев пишет: «Каноны облекают догматическое учение… в форму норм, которым должна следовать церковная жизнь, чтобы соответствовать догматическому учению» . Следовательно, каноны в церкви являются (или, точнее, должны быть) способом выражения самой сути ее жизни в исторической действительности: «…‌воля Церкви – ее богочеловеческая воля – выражается в том, чтобы через канонические постановления исторические формы ее бытия воплощали бы ее существо» . Поэтому, перед тем как рассмотреть каноны, связанные с катехизацией, необходимо указать на духовную реальность, которая стоит за ними, – или, другими словами, обозначить, какую реальность они стремятся выразить. Эта реальность – не просто некая, как могло бы показаться, практика или институт катехизации, а в первую очередь целая категория членов церкви, которым уже присуща вера во Христа, но которые еще не принесли обетов крещения, т. е. еще не приняли крещение (или его не актуализировали). Об этом говорит сам факт наличия данных канонических норм в церковном предании. Ведь действие канонов не может распространяться на внешних. Таким образом, церковь видела границы, отделяющие ее от мира сего (следовательно, свои основные границы), пролегающими не через крещение (или его отсутствие), и не через регулярное участие в евхаристии, как это говорится иногда сейчас, а через веру во Христа. Именно через нее человек становится христианином, пусть еще и не в полноте, но членом церкви. Именно из этого духовного факта и исходят канонические правила . Теперь рассмотрим содержание канонических постановлений, связанных с катехизацией.

http://azbyka.ru/pravo/articles/kanonich...

Владимир Легойда: «Цель властей Украины — ликвидация канонической Церкви» 29.03.2023 18:24:45 Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда дал интервью порталу «Аргументы и факты». Нарушив клятвы Юлия Тутина: Владимир Романович, ситуация вокруг Киево-Печерской лавры: чего добивается светская власть Украины и каков сценарий развития событий? В.Р. Легойда: Как представляется, украинские власти преследуют цель полного уничтожения Украинской Православной Церкви и считают, что для этого нужно лишить ее главнейших святынь. Очевидно, что на наших глазах совершается беспрецедентное по меркам XXI века преследование верующих, грубейшее попрание их прав. Кажется, что сила на стороне политических радикалов и раскольников, которые чувствуют свою полную безнаказанность. Но мы, верующие, знаем и верим, что Господь не оставит Свою Церковь, помним мы и печальную участь богоборцев XX века, которые плохо закончили свои дни и преданы забвению своими потомками. Юлия Тутина: Часть людей уверена, что проблемы у Православной Церкви на Украине начались с началом СВО. Но реально ситуация имела более глубокие и давние корни и в любом случае мирно бы не разрешилась. А где и в чем начало, корни этого? В.Р. Легойда: В новейшей истории церковный вопрос перешел в острую фазу после распада СССР, когда власть Украины провозгласила лозунг «независимой стране — независимую Церковь». Идея создания «национальной Церкви» опиралась на политическую установку, что якобы Церковь на Украине несвободна, как были «несвободны» от Союза ССР национальные республики, его составлявшие. Как вы помните, тогда многие республики, включая РСФСР, приняли декларации независимости. Оценку этой логики в межгосударственной ее части мы оставляем политологам. Церковная же жизнь не должна копировать происходящее в мире государств. Да, Церковь с уважением относится к изменяющимся государственным границам, но церковные границы, границы пастырского служения не должны определяться только политическими изменениями. Церковное единство выше линий, прочерченных на карте.

http://radonezh.ru/2023/03/29/vladimir-l...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010