Православные христиане! Много теперь появилось среди нас учителей. И все они выдают себя за истинных служителей Слова Божия. Как же отличить истинного учителя веры от ложного? Прежде всего, надо знать, кто его поставил учителем, и кто его послал. В Церкви Христовой церковное учительство установлено Самим Христом. Он – Единый Учитель – обязанность и права учительства в Церкви возложил на святых своих учеников и апостолов, которым повелел: „Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Св. Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел Вам” 107 . Святые апостолы дарованное им право учительства в Церкви чрез возложение рук передали епископам. Епископы, в числе не менее двух-трёх, рукополагают себе преемников. Так сохраняется епископство в Церкви Христовой. Епископы же, в помощь себе, также через рукоположение поставляют учителями и проповедниками веры священников. И так, из рода в род, из века в век переходило и сохранилось до нашего времени и сохранится до окончания века в Церкви Христовой Богоучреждённое священство. Подобно тому, как пламя одной горящей свечи передаётся другой возжигаемой свече, так преемственно передаётся в Церкви Христовой благодать священства. И теперь в православной Церкви никто самовольно не становится священником, а получает это достоинство от епископа чрез благодатное рукоположение. Итак, в православной Церкви мы имеем учителей веры, поставленных от Самого Христа, и им только принадлежит право учительства. „Како проповедят, аще не посланы будут” 108 , говорит святой апостол Павел. А кто послал тех учителей: проповедников штунды, молоканства, христовщины и других? Одни из них сами по своей воле присвоили себе право учительства, как, например, Пашков, Толстой. Другие избраны в эту должность общиной своих единоверцев. К этим учителям и проповедникам относятся слова апостола Павла: „будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей” 109 . Третьи присланы к нам из-за границы, например, баптисты из Германии, евангелики из Шотландии. Присланы для разрушения православной нашей веры и для распространения у нас заблуждений иноверного Запада. Ни те, ни другие, ни третьи не имеют установленного Христом рукоположения и посвящения. Они вошли в Церковь Христову не чрез дверь, и о них сказал Христос: „истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инде, тот вор и разбойник. А входящий дверью есть пастырь овцам” 110 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vved...

НЗ вполне определенно говорит о единстве и единственности Церкви, к-рые обусловлены ее укорененностью в едином Господе Иисусе Христе. Связь между Христом и Его Церковью описывается в образах одного стада и одного пастыря (Ин 10. 16), лозы и произрастающих из нее ветвей (Ин 15. 5). В т. н. первосвященнической молитве Иисус Христос молит Отца: «Соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино...» (Ин 17. 11). Онтологические основания этого единства - неотмирность Церкви (Ин 17. 16), ее причастность славе Божией (Ин 17. 22), ее пребывание в божественной истине (Ин 17. 17), что тождественно пребыванию в Св. Духе (ср.: Ин 16. 13; 1 Петр 1. 22; 1 Ин 5. 6). Единство Церкви связывается с единством Пресв. Троицы, причем не просто как отвлеченное сопоставление, но в том смысле, что церковное единство проистекает из природного единства Отца и Сына и на этом единстве основывается: «...как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин 17. 21). Церковное единство, т. о., рассматривается не как образец (пусть даже самый совершенный) простой человеческой солидарности, но как богоданное свойство, к-рое неотъемлемо в силу того, что через Христа и во Христе Церковь причастна божественному естеству (ср.: 2 Петр 1. 4). Единство и единственность Церкви довольно отчетливо выявляются в кн. Деяния св. Апостолов, где Церковь рассматривается гл. обр. как субъект человеческой истории. Единство апостольской Церкви характеризуется рядом существенных признаков, важнейшие из к-рых - единодушное пребывание верных в истинном учении и их молитвенное и евхаристическое общение. Принятие евангельского благовестия сопрягалось с вступлением в Иерусалимскую апостольскую общину через крещение (Деян 2. 41) и возложение рук (Деян 8. 17). Все уверовавшие «постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деян 2. 42). Духовное единство христиан выражалось и на социальном уровне: «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее» (Деян 4. 32; ср.: Деян 2. 44-45). Вместе с тем Церковь была четко отграничена от внешних. Господь «прилагал спасаемых к Церкви» (Деян 2. 47), причем «из посторонних же никто не смел пристать к ним» (Деян 5. 13).

http://pravenc.ru/text/166375.html

Они никем не поставляются, или, точнее, они сами себя поставляли. Это означает, что никакого поставления как церковного акта не было. В этом смысле поставление имеет место только в епископскую эпоху. Нет надобности отождествлять призвание к епископскому служению с призванием харизматиков, но и нельзя отрицать, что призвание к служению харизматиков было их поставлением как начальным моментом таинства священства, церковным актом, совершающимся в Церкви. Даже по отношению к харизматическим пророкам, наиболее свободному из всех служений, церковное собрание свидетельствовало, принимало или отвергало их служение: «Духа не угашайте. Пророчества не уничижайте. Все испытывайте, хорошего держитесь» (1 Фес 5:19—21). Различие между харизматической эпохой и нашей заключается не в характере служений в Церкви - оно остается и должно остаться харизматическим и пневматическим, - а в количестве служений в Церкви. Обилие даров Святого Духа и разнообразие служений апостольского времени сменяется единственным служением, которое устанавливается в Церкви, - епископским. История епископата не есть история возникновения и развития епископского служения, а история замещения им всех разнообразных форм церковного служения.    В апостольское время границы Церкви очерчены уже с той возможно доступной для нас полнотой, как и в настоящее время. Принадлежность к Церкви не есть только внутреннее состояние, а имеет и видимую внешность. Возможно не только вступление в Церковь через крещение и пребывание в ней через общение в таинстве Евхаристии, но возможно и исключение из Церкви - отлучение от нее. Это отлучение и обратный прием в Церковь есть церковный акт, он совершается в Церкви на церковном собрании. «Я, отсутствуя телом, - пишет ап. Павел коринфянам, - но присутствуя у вас духом, уже решил, как бы находясь у вас: сделавшего такое дело, в собрании вашем во имя Господа нашего Иисуса Христа, обще с моим духом, силою Господа нашего Иисуса Христа, предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа» (1 Kop 5:3—5).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Разделы портала «Азбука веры» Похожие вопросы 4 Ответа Здравствуйте! Нет, это значит, что мы не должны ничем ограничивать Бога. О Церкви же сказано: “Созижду церковь мою и врата ада не одолеют ее” ( Мф.16:18 ). “А если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь” ( Мф.18:17 ). В Церкви Христовой совершается спасение всех людей и соединение с Господом, именно для этой цели её основал наш Спаситель Иисус Христос! Другое дело границы Церкви . Обратите внимание на заключительные слова Вашей цитаты: Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа. Слова “Дух дышит, где хочет” ( Ин.3:8 ) указывают на такое Божественное свойство как беспредельность. Можно сказать, что они указывают на неизмеримость и вездеприсутствие Божие, на Божественное всемогущество, всесвободу. Из того, что Бог обладает этими свойствами, не следует, что открытому Им учению о спасении не стоит доверять, равно как и не следует, что не стоит доверять Его апостолам, голосу Церкви. “Именно о ветре Он говорит: глас его слышиши, но не веси, откуду приходит и камо идет (ст. 8). Но если говорит: идеже хощет, дышет, то этим не выражает того, будто ветер имеет какой-либо произвол, а только указывает на его естественное движение, движение беспрепятственное и сильное. Писание обыкновенно говорит так и о предметах неодушевленных, например:  суете тварь повинуся не волею  ( Рим. 8:20 ). Итак, слова: идеже хощет, дышет означают то, что ветер неудержим, что он распространяется всюду, что никто не может препятствовать ему носиться туда и сюда, но что он с великою силою рассеивается и никто не может задержать его стремления” — учит св. Иоанн Златоуст . В данной беседе Никодим удивляется словам Христа о “рождении свыше”. Господь показывает ему, что для Бога нет ничего невозможного. Но не стоит забывать, что Духа Святого Господь даровал Своей Церкви: “Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе” ( Мф.18:18 ).

http://azbyka.ru/vopros/chto-znachit-vyr...

Тайна Жертвы Христовой, Его смерти и Воскресения так глубока, так всемирна, что она превышает границы времени и пространства. Смерть и Воскресение Христово имеют значение не только для Иерусалима, 2000 лет тому назад, но во все времена, во всем мире. Для нашей духовной жизни, для нашего спасения, нет разницы, что мы живем теперь, а не во время земной жизни Христа, потому что в литургической Жертве Христос так же близок для нас теперь, как и мы для очевидцев Его земной жизни. Вот мы и дошли до смысла литургии. Литургия есть наше приобщение к Христовой Жертве, образ смерти и воскресения Христова. Перед престолом Божиим все литургии всех времен как бы сливаются с Христовой Жертвой и составляют одну Жертву, одну Литургию, в которой участвуют все люди всех времен. Каждая литургия есть, следовательно, Литургия всей Церкви, и в каждой литургии раскрывается весь Искупительный подвиг Христов о человечестве, прошлом, настоящем и будущем. Во время литургии мы стоим перед Крестом Христовым вместе с Матерью Его и возлюбленным учеником. В литургии мы преломляем хлеб и пьем из общей чаши с Христом и Его учениками, делаемся участником Его смерти и воскресения. Вся Пасхальная радость сосредоточена в причастии Тела и Крови Христовой. Радость о победе над демоном, грехом, смертью . Эта победа Христова есть и наше торжество; здесь мы вступаем в ряды Его войска и получаем дары Св. Духа, в них приобщаемся новой и благодатной жизни в Церкви. То, что было рассеяно по всему миру, через Евхаристию вновь собирается воедино. В Святом Причащении мы соединяемся со Христом, но не индивидуальным путем, а со всей Церковью . Там, где литургия, там и Церковь . Мы закрепляем свою принадлежность к Церкви через приобщение Св. Таин. В первые века христианства всякий, кто не участвовал в Евхаристическом собрании, отлучался от церковного общения, ибо этим он сам отсекал себя от Тела Христова, Церкви. Весь смысл нашей жизни в Церкви и есть единство со Христом. Что же у нас остается, если мы отказываемся от Тела и Крови Христовых, предлагаемых нам? «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ио. VI, 53). По своей структуре и форме молитв литургия действительно есть дело не только священника, но и всего собрания. Потому, например, молитвы произносятся во множественном числе, за исключением тех, в которых священник молится о самом себе. В священнослужителе воплощается все церковное собрание, от имени которого и за которое он ходатайствует.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Bobrinsk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Вселенская миссия Русской Церкви Итоги 2019 года, перспективы и предложения 04.01.2020 2295 Время на чтение 19 минут «Кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут. Огонь пришёл Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!» (Лк. 12:48-49). Русская Православная Церковь создана Господом Иисусом Христом и является самой большой среди Поместных Православных Церквей. Благодаря Русской Православной Церкви (РПЦ) состоялось то, что мы называем сейчас Русский мир – это цивилизация Христа – Святая Русь, Катехон, Третий Рим. А это значит, что на РПЦ лежит призвание перед Богом к вселенскому миссионерству «кому много дано, с того и много востребовано будет». РПЦ вышла далеко за границы своей колыбели и в силу своих территорий, богатства культуры, богатством своих святых призвана быть вселенского масштаба миссионером. Несмотря на то, что в истории РПЦ были трагические страницы истории, она выстояла вместе с народом, который уничтожался как внешними, так и внутренними силами. Она выстояла после чудовищных гонений и разных глобальных вызовов современности. Когда мы были слабы и гонимы от безбожной власти, «братские» Церкви нас рвали на части. Константинопольский патриархат признавал многочисленные расколы (Живоначальную церковь (обновленцы), раскол Лыпкивского, раскол Сикорского), от нас были отторгнуты части церкви в Польше, Финляндии, Эстонии. Сейчас, кроме признания раскола на Украине , происходит посягательство на Латвийскую Православную Церковь. Но теперь настало другое время, вековому беззаконию на протяжении ослабления РПЦ обозначен предел. «Всему свое время, и время всякой вещи под небом… время разрушать, и время строить…время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий… время раздирать, и время сшивать… время войне, и время миру» (Екк.3:1-8) Давайте посмотрим на статистику, я приведу примеры разных лет, чтобы был виден рост в сравнении с разными историческими периодами.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/01/04/vs...

Как Христос пришел не для того, чтобы нарушить закон или пророков, но исполнить, — так те, кто Христов, и прежде всего Его пастыри, должны дорожить всем, что исходит от Бога. И в послушании всему, что хранит Церковь, устремляться к свету Христову. «Истинно говорю вам, — торжественно провозглашает Тот, Кто Аминь, Свидетель верный, — доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все». Слово Господне пребывает вовек — слово Закона и слово Евангелия. Так заботится Бог о Своей Церкви, что все, что принадлежит в ней Богу и носит печать Его имени, сколь бы ни казалась оно незначительным, должно свято храниться. И Христос дает заповедь Своим ученикам — всем христианам и прежде всего пастырям — соблюдать все установления церковные, показывая, как опасно пренебрегать ими. «Кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном». Среди заповедей Божиих и правил Церкви есть такие, которые меньше других. Но они только относительно малейшие. Опасно в вероучении и в духовной жизни отменять малейшие Божии предписания. В этом — посягательство на святыню Божию. Чем дальше идет отступление, тем оно разрушительней. «Посему, братия, — говорит великий учитель Церкви святой Иоанн Дамаскин, — да стоим на Церковном Предании, как на камне веры нашей, не передвигая границы, которую поставили святые отцы наши, не давая места тем, кто желает нововведений и разрушения здания Святой Божией Вселенской Апостольской Церкви, ибо, если каждый будет поступать по своей воле, мало-помалу разрушится все дело Церкви». Нечестиво разорять малейшую заповедь, но несравненно ужасней научить этому других. Кто поступает так, тот будет малейшим по отношению к Царству Небесному, к Царству славы. Но есть в Церкви Христовой великие святые, которые сподобились сотворить добро и научить добру других. Ибо те, кто не творят так, как учат, одной рукой строят, а другой разрушают. А те, кто говорят от опытного боговедения, те, кто живут согласно тому, что они проповедуют, подлинно велики. Они просветятся как солнце в Царствии Небесном.

http://pravoslavie.ru/3997.html

Очевидно, что принцип " построения Тела Христова " противоречит православному учению о Церкви, так как Тело Христово не нуждается в построении, им является Святая Православная Церковь : " И вы – – тело Христово, а порознь – – члены " . (1Кор.12:27) Мы не считаем оправдание факта экуменической деятельности возможностью проповеди среди инославных. Это не соответствует действительности и противоречит Священному Писанию: " Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся " . (Тит.3:10) " Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию , которое приняли от нас " . (2Фесс.3:6) " Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей " . (Пс.1:1) " Возненавидел я сборище злонамеренных, и с нечестивыми не сяду " . (Пс.25:5) Об этом же писал Свт. Серафим (Соболев): " Присутствуя на еретическом собрании, которое экуменисты называют " Всецерковной конференцией " , " собранием всех христианских церквей " и " единою святою Христовой церковью " , православные представители тем самым фактически утверждают бытие этой " единой святой церкви Христовой " со всеми ее еретическими заблуждениями. Следовательно, без слов, без всякого писания православные представители-экуменисты одним своим присутствием на экуменической конференции будут содействовать ниспровержению нашей веры в догмат о Церкви " . Мы выражаем свое несогласие с тем, что от имени Русской Православной Церкви, членами которой мы являемся, а, следовательно, и от нашего имени, проводится экуменическая деятельность, приводящая к попранию святоотеческого духа и канонического учения Святой Православной Церкви. В результате экуменической деятельности происходит великий соблазн среди верующих, понимающих и чувствующих всю ложь экуменизма. Одновременно в сознании " малых сих " размываются границы между Православием и ересью, что приводит к гибели бессмертной души и вносится разделение в Тело Христово которое есть Церковь.

http://religare.ru/2_42695.html

Первейшая обязанность епископа – блюсти чистоту веры и целостность вверенного ему «стада Христова»: «Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» ( Деян. 20.28 ). Сама «каноническая территория», которая включает в себя определенную «паству», живущую в данной местности, управляется тем человеком, которому поручено это Духом Святым через должностных лиц церковной иерархии, являющихся в свою очередь такими же «блюстителями» Церкви Христовой. Размывать или разрушать «границы» Поместной Церкви не решались даже апостолы. Апостол Павел писал римским христианам: «Я старался благовествовать не там, где [уже] было известно имя Христово, дабы не созидать на чужом основании, но как написано: не имевшие о Нем известия увидят, и не слышавшие узнают» ( Рим. 15.20 ). Весь мир по жребию поделен был на «уделы» между апостолами, и каждый по мере своих сил и возможностей проповедовал именно в той местности, в которую был послан. «Мы не без меры хвалиться будем, но по мере удела, какой назначил нам Бог» ( 2Кор. 10.13 ). Проповедник обязан руководствоваться церковными канонами, которые являются гарантом не только церковности содержания его проповеди, но и самого факта миссионерского делания, совершаемого лицом «церковным», то есть одним из «членов» Тела Христова. Каноны (греч. κανν – прут, отвес, правило, норма) – правила, регулирующие жизнь членов Церкви согласно духу и основным началам новозаветного учения. «Природа Церкви, как Тела Христова, проявляется в канонах, как применение общего учения к частным случаям, – пишет прот. П. Светлов, – каноны – связующее звено между Церковью-организмом и Церковью-организацией». Эта связь происходит оттого, что каноны выражают и отражают догматические истины о Церкви, зафиксированные в Символе веры , ограждая их от искажения. Каноны могут видоизменяться в истории, сохраняя, однако, свой внутренний смысл. По мере накопления каноны не упразднялись, а видоизменялись, вырастая преемственно друг от друга, взаимно дополнялись и применялись к исторической обстановке без нарушения основных принципов церковного предания и жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

И. Н. Перетрухин «Итак станьте препоясавши чресла ваша истиною, и облекшись в броню праведности, и обувши ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть слово Божие; всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых»( Ефес.6:14–18 ). Предисловие За последние годы в Польском Государстве, как среди православных, так и среди католиков, развивается сектантство. Особенно сильно проявляет себя штундизм, или штундобаптизм. За штундобаптизмом двигаются и другие секты, как то: адвентизм, методизм и другие, которым штундизм расчищает дорогу. Наиболее успешно после штундобаптизма пускает корни среди католиков и православных один из толков адвентизма – «Общество исследователей Св. Писания» (Badaczy Pisma Swietego). Все эти секты, поддерживаемые морально и материально из за границы, могут причинить неисчислимый вред Православной Церкви, разрушая ее устои и верования. Посему православным пастырям нужно принять серьезные меры для борьбы с сектантством, чтобы в корне подавить его и не дать ему дальнейшего развития. Предлагаемое нами сочинение является одним из пособий в борьбе с сектантством. Работа наша, в виду ее спешности, быть может, и не совсем удовлетворит лиц, посвятивших себя на борьбу с сектантством, тем не менее, читатель найдет в ней, во 1-х, положительное учение Православной Церкви по пререкаемым сектантами предметам, во 2-х – критический разбор основных лжеучений штундобаптизма и отчасти адвентизма. Для обозначения религиозных обществ, по той или иной причине отделившихся от Православной Церкви, и их лжеучений, – православная богословская наука делит их на три вида: сектантов, еретиков и раскольников. Под именем сектантов разумеются люди, которые отделились от союза с Православной Церковью , вследствие искажения ее вероучения, через внесение в последнее своих заблуждений, но еще формально не осуждены Церковью на соборе. Ересью называется осужденное собором лжеучение, искажающее тот или иной христианский догмат. Под расколом подразумевается самочинное отделение от Церкви не из за догматов, а по каким-либо внешним побуждениям, вследствие, например, извращения церковных обрядов, или упорного отрицания церковной дисциплины.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010