Зверь из моря в качестве «антиагнца» является тем же самым людям, что и «Агнец». Но люди, имена которых записаны в книге жизни у Агнца, ему не подчиняются и не поклоняются ( Откр.13:8 ). Второй зверь, из земли ( Откр.13:11–18 ), тоже отмечен чертами антихриста. Он полностью находится на службе у зверя из моря и озабочен тем, что воздвигает образ первого зверя, то есть его статую для поклонения. Так второй зверь символизирует тех, кто в огромной Римской империи занимался усилением и распространением культа кесаря. Церковь при этом должна остаться верной себе перед лицом разрушительной стратегии двух зверей. Она должна знать, что усилиям сатанинской власти зверя из моря положен предел, срок в 42 месяца, который символизирует эсхатологический период гонений ( Откр.13:5 ; ср. Дан.7:25 ; Дан.12:7 ). Речь при этом идет, прежде всего, о настоящем времени Церкви, времени владычества зверя из моря. Однако взор автора простирается далее: он видит начало той «годины искушения» ( Откр.3:10 ), которая захватит всю землю, чтобы совратить ее жителей. Поэтому в Откр.13:8 он оставляет прошедшее время, характерное для стиля видений, и пророчествует о массовом отпадении в поклонение безбожной власти Римской империи. Увещевание Откр.13:9–10 тоже переступает границы уже существующей угрозы Церкви и заставляет считаться с ее тотальным преследованием. Но особенно на грядущую опасность указывают стихи Откр.13:15–17 . Никто не сможет избежать этой опасности. И причина ее в предстоящих действиях одной из голов зверя, которая символизирует легендарную личность «Нерона воскресшего». Об этой фигуре нам предстоит еще много рассуждать. а) Зверь из моря – Римская империя на службе сатаны ( Откр.13:1–10 ) 1 И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные. 2 Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него – как у медведя, а пасть у него – как пасть у льва; и дал ему дракон силу свою, и престол свой, и великую власть.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Из всего, даже из человеческого неверия, Господь извлекает для людей урок, чтобы укрепить их в самом главном, в вере. Завистливые книжники, ищущие, в чем бы обвинить Господа, обступавшие его в городах плотной толпой, тут же выдвинули против Христа обвинение в богохульстве: «Кто может прощать грехи кроме Бога?» И Господь показывает и для них, и для нас, и для всякого человека, что Он может прощать грехи, что Он есть истинный Мессия. Он не только простил грехи расслабленному, но в ту же минуту исцелил его, сказав: «Встань, возьми постель твою и иди в дом твой», и тем показал, что Он есть Господь. Народ изумился, увидев это явное чудо, и прославил Бога, но он не воздал славу Сыну Божию, не обратился к Нему, как к обещанному Богом Спасителю, не понял, что именно Тот, кто перед ним, и есть путь, истина и жизнь. О чем мы слышим в другом сегодняшнем евангельском чтении, когда Господь говорит, что нет иного пути ко спасению кроме Христа: «Я есмь дверь, – говорит Он, – кто войдет Мною, тот спасется и войдет, и выйдет, и пажить обрящет». «Я есмь пастырь добрый; и знаю своих, и Мои знают Меня». Эти очень важные слова свидетельствуют о том, что между Христом и верующим в Него человеком должна быть хотя и незримая, но очень прочная связь, когда верные Христу овцы безошибочно узнают Пастыря – Христа, потому что знают Его, а Он знает их. Человек должен быть уверен, что он Господень, что Господь, полагающий душу Свою за овец, его знает. В данном случае говорится о членах Церкви, о верных, о верующих в Него. И хотя Господь пострадал за всё человечество, за каждого человека в человечестве, но воспримут эту жертву лишь верные, для них Его жертва имеет практический смысл. Уничтожая границы времени и пространства, Господь говорит, что у Него есть и другие овцы, не сего двора, не те, среди которых Он живет и проповедует, то есть, что Его проповедь имеет всемирный характер, и человечество услышит голос Христа, и будет одно стадо и один Пастырь. Он говорит о Церкви, где стираются все национальные и иные различия между людьми, где падают перегородки и, наконец, исчезает страстная вражда между людьми. Это Церковь, основанная Христом, которая будет существовать до прихода Спасителя. Но каждому из нас желательно еще в этой земной жизни научиться узнавать Христа, как это сумел сделать празднуемый сегодня святитель Григорий Палама, который жил так, чтобы увидеть Христа в свете преображения не только в жизни небесной, но и в жизни земной, чтобы еще на земле соприкоснуться с твердым и несомненным началом жизни во Христе.

http://fond.ru/novosti/899-arkhimandrit-...

ИСПОВЕДУЮ ЕДИНО КРЕЩЕНИЕ ВО ОСТАВЛЕНИЕ ГРЕХОВ. 10-й член Символа веры    Нормально духовная жизнь человеческой природы развивается в форме настроения любви, основанного на непременном ношении [этой] природою благодатной силы. Разрыв природы падшего человека с действием Божиим есть нечто неестественное. Это замирание любви, говоря богослужебным языком Святой Церкви, вносит во всякую человеческую личность растление и смерть.    Божественная сила, вновь приводящая человеческое падшее существо в единство любви с Богом, возвращается ему только чрез «оконца» Святых церковных Таинств. Говоря о благодати Таинств, согласно библейско-святоотеческим установкам, мы берем это понятие не просто в смысле силы Триединого Божества, как трактуется в школьном богословии, а в смысле излияния на верующих силы и действия внутриприродной Божественной любви Святой Троицы.    В Таинствах обычно различают: 1) цель совершения, 2) условия и границы действия, 3) отражение его [Таинства] на естественной человеческой любви и 4) излияние благодати Таинств одновременно с начертанием образа Святого Креста. Глава 1    Цель Святых Таинств заключается в воссоздании изначального, до падения, естественно-благодатного настроения любви. Священное Писание ясно говорит об этом так:     «И обрежет Господь Бог твой сердце твое и сердце потомства твоего, чтобы ты любил Господа Бога твоего от всего сердца твоего и от всей души твоей» (Втор.30:6).     «Вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его» (Иер.31:33). «И дам вам сердце новое... возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное» (Иез.36:26).     «Когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин.12:32). «Отец Господа нашего Иисуса Христа да даст вам крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божества» (ср. Еф.3:14, 16—19). «Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим.5:5). «Плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине» (Еф.5:9). «Бог мира да усовершит вас во всяком добром деле к исполнению воли Его» (ср. Евр.13:20—21).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Многие думают так: «вот, в Церкви я молитвой и Причастием набрался благодати, а в миру неверующие люди то и дело норовят ее у меня похитить или украсть», то он неправ. Благодать имеет два источника. Хочешь, молись, и Бог покроет тебя фаворским светом. А хочешь, послужи ближнему как самому Богу. Точно также как в молитве, благодать обильно берется в служении ближнему, во славу Божию. Труд и крест – истинный источник благодати. С виду дела веры просты и обычны: -… имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли, — в учении; увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием. Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру; будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте;  в усердии не ослабевайте; духом пламенейте;.. Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими… Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя… Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12. 6-21 ). Казалось бы, перечислены самые обычные прозаические мирские дела, однако в них мы уподобляемся любящему Богу, и он, через них, преобразует нас,  увеличивает наши силы и готовит к жизни в Раю. В неделю памяти о Григории Паламе Церковь напоминает нам о двух родах служения Богу. Смысл обоих служений  — изменение, обожение себя и мира через сочетание своей воли и воли Господа . Снова читаем прп. Серафима: — Спасись сам и тысячи спасутся вокруг тебя . Если на предыдущей неделе мы вспоминали о соработничестве Бога и человека в деле строительства здания Церкви, то теперь Церковь предлагает нам посильную каждому форму работы в этом строительстве грядущего Царства Небесного. Хочешь — служи делом, а хочешь – духом, но только не спи, душа. Тонкая искусственная преграда между человеком и Богом – это не природная данность, а только результат нашей свободной воли, которая сама воздвигла это препятствие. Пост напоминает нам, что границы миров прозрачны и Царствие Божие приблизилось не только к апостолам, но  и к нам.  Оно приблизилось совершенно явно, так что всякий верующий уже здесь, на земле, причащается благодати этого царства даже материально.

http://pravmir.ru/favorskij-svet-i-rimsk...

О подобных им сказано: «На кого же негодовал Он сорок лет? Не на согрешивших ли, которых кости пали в пустыне? Против кого же клялся, что не войдут в покой Его, как не против непокорных? Итак, видим, что они не могли войти за неверие» ( Евр.3:17–19 ). Их время прошло, и они это знают… Латинский дух, привнесенный малоросским, фактически униатским, духовенством, с его экуменическими соблазнами, жадностью к деньгам и полным отсутствием российского патриотизма, уйдет в прошлое… Русское духовенство и раньше сталкивалось с подобными проблемами и с честью преодолевало их. Любовь в Библии означает прежде всего осознание границ ответственности. Сказано: «Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства» ( Кол.3:14 ); и еще: «Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон» ( Рим.13:8 ). Итак, Личность, Семья, Нация, Царство и Церковь – есть суть границы ответственности, очерченные рукою Бога. И именно их и стремится нарушить и попрать дьявол . Лукавый не является творцом, и зло, следовательно, не бытийно. Он (дьявол), «взяв повод от заповеди» производит в нас «всякое пожелание: ибо без закона грех мертв» ( Рим.7:8 ). Его задача, прежде всего, – извратить естественные начала жизни. И его оружие – плюрализм. Плюрализм в жизни Церкви – ересь; в жизни Царства – гражданская война, революция и мятеж; в жизни нации – геноцид; в жизни семьи – блуд; а в жизни личности – шизофрения. Цельный человек живет интересами Семьи, своей Нации, Царства и Церкви. И в этом и заключается целокупность его бытия (цельность Личности). Современные политические соблазны – это идеология коммунизма, национал-социализма и демократического либерализма. Эти три оскала апостасийного времени пытаются расшатать и опрокинуть Россию. Они одинаково чужды православному политическому самосознанию. Коммунизм –его апокалипсический символ – зверь багряный ( Откр.17:3 ). Как идеология безбожия коммунистическое мировоззрение может рассматриваться как род психического помешательства.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Поэтому прежде всего уточним, что же такое догмат. Догмат – это принятое Церковью вероопределение, которое Церковь полагает обязательным для всех своих членов. Люди, принадлежащие к Церкви, могут сильно расходиться во мнениях – но они при этом с необходимостью придерживаются общих догматов. Отказ от исповедания того или иного догмата означает разрыв с Церковью. Догматы – это оборонительные сооружения, которые ограждают веру Церкви от фальсификации. Дело в том, что с самого начала своего существования Церковь столкнулась с попытками исказить или переиначить Евангелие или даже вовсе проповедовать под видом Евангелия нечто совершенно иное. Нечто подобное мы видим и сейчас: одни объявляют Иисуса Христа «великим посвященным», другие – воплощенным Архангелом Михаилом, третьи – инопланетянином с «летающей тарелки», четвертые – кем-то еще. Апостольское возвещение было бы очень быстро поглощено мутными водами «учений различных и чуждых», так что до нашего времени сама Благая Весть уже бы не дошла. Поэтому Церковь была обязана установить четкие границы: вот это – вера во Христа, проповеданная апостолами, а это уже нет, чуждое учение, только внешне похожее на апостольское. Вопросы о спасении язычников В чем виноваты язычники, которые никогда не слышали Евангелия? Бог праведен, ни один человек, не слышавший Благой Вести, не будет осужден за то, что ее отверг. Ответственность людей, не слышавших Евангелия, несомненно, гораздо легче: Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут ( Лк. 12:47, 48 ). Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем ( Ин. 15:22 ). Язычник виновен не в отвержении Благой Вести, которую не слышал, а в отвержении естественного откровения, данного в природе: Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны. Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце... ( Рим. 1:19–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

Различение новозаветных книг и последующей литературы основывается не на произвольных суждениях; тому есть исторические причины. Послеапостольские поколения свидетельствовали о воздействии определенных книг на их веру и жизнь. Самоочевидная действенность слова подтверждала божественное происхождение Благой вести, породившей церковь ; это и говорит апостол Павел Фессалоникийцам: «Посему и мы непрестанно благодарим Бога, что, приняв от нас слышанное слово Божие, вы приняли не как слово человеческое, но как слово Божие, – каково оно есть по истине, – которое и действует в вас, верующих» 650 . Если мы это игнорируем, мы войдем в серьезное противоречие не с догмой, а с реальной историей. Если мы примем во внимание ставшие недавно доступными десятки евангелий, деяний, писем и апокалипсисов из библиотеки Наг–Хаммади, мы уверенней, чем когда–либо, сможем сказать, что ни одна книга или собрание книг древней Церкви не могут сравниться с Новым Заветом по степени своей важности для истории и вероучения христианства. Уверенность в том, что в нашем Новом Завете содержатся лучшие источники о жизни Иисуса, – самое ценное знание, которое только можно обрести, изучая историю канона. Что бы мы ни думали о древнем христианстве, ясно, что те, кто определял границы канона, четко и уравновешенно видели благовествование Христа. Однако такие слова излишни. Творения веры и искусства ничего не приобретают от официальной печати. Если, например, все музыкальные академии мира объявят Баха и Бетховена великими музыкантами, надо бы ответить: «Спасибо, мы об этом и так давно знаем». Члены древней Церкви, способные к различению духов, могли распознать священные книги благодаря тому, что Кальвин 651 называл внутренним свидетельством Святого Духа. Testimonium Spiritus Sancti internum не создает авторитета Писанию (он есть и так), но оказывается средством, благодаря которому верующие могут этот авторитет признать. Писание само свидетельствует о себе (autopistia); и ни Отцы, ни Кальвин не пытались разрешать разномыслия о границах канона простой ссылкой на то, что так велит Дух 652 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kanon-n...

«Так мы, многие, составляем одно тело во Христе» – только во Христе ( Рим. 12, 5 ). Через святые таинства и святую жизнь в святых добродетелях мы становимся членами единого тела Христова, и между нами нет никакой границы, никакого промежутка, все мы сжились между собой и связаны одной жизнью, подобно тому как члены человеческого тела связаны между собой. Мысль твоя, до тех пор, пока находится «во Христе», составляет «одно тело» с мыслями всех святых членов Церкви, и ты действительно мыслишь «со всеми святыми», мысль твоя благодатно, органически соединена с их мыслями. Это же касается и твоих чувств, пока они «во Христе», и твоей воли и твоей жизни, пока они «во Христе». В нашем теле членов много, но одно тело – «так и Христос» ( 1Кор. 12,12 ). «Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело» ( 1Кор. 12, 13 ), и один Дух нас ведет к одной Истине. В Своем Богочеловеческом Теле, из которого и в котором существует Церковь , Господь Иисус Христос Крестом объединил всех людей ( Еф. 2,16 ). В этом вечном Богочеловеческом Теле «дары различны, но Дух один и тот же» ( 1Кор. 12,4 ); Дух, Который действует через все святые дары и обитает во всех членах Церкви, объединяя их в один дух и в одно тело: «Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело» (1 Кор, 12,13). «Что это – «одно тело»?» – спрашивает богомудрый Златоуст и отвечает: «Верные со всех концов Вселенной, которые сейчас живут, и которые жили, и которые будут жить. Также и те, которые до пришествия Христова угодили Богу, составляют одно тело. Почему? Потому, что и они познали Христа. Откуда это видно? Сказано: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел, и обрадовался» ( Ин. 8, 56 ) и еще: «Если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал обо Мне» ( Ин. 5, 46 ). Действительно, они бы не писали о том, о том не знали бы, что сказать, но так как они Его знали, то они Его и почитали как Единого Истинного Бога, По этой причине они и составляют одно тело. Тело не отделяется от духа, иначе оно не было бы телом. Кроме того, о вещах, которые между собой соединяются и имеют прочную связь, мы обычно говорим: они – как одно тело. Также мы в соединении составляем одно тело под единой главой».

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Тот, кто с поверхности Церкви, где столько соблазна и неправды, ушел в недра ее и живет Духом Божиим под спудом собственного подвига, тому не нужно искать определений, так как он их практически нашел и в них пребывает, радуясь. Но нам, может быть, нужно – как поиски железной двери в эту подспудную тишину чужого подвига. Христианство есть учение, или благовествование, о Царстве Божием. Тяжелее всего делать выписки, так как невольно вспоминаешь книги, сплошь составленные из выписок, которые никого не убедили. Настало время (да это и всегда было так), когда в христианстве можно убедить только личной верой в силу Божию. Всякое писательство о нем все больше теряет значение. А нам (мне) как раз все хочется только «о», а не «в». Быть в Церкви – это значит вступить на тесный и скорбный путь Христов, и как мало дерзающих на это! Сколь же легче сидеть «около церковных стен» на солнышке, слушать птичек и, покуривая, размышлять без особого труда об этой тесноте и скорбности. Такие мы, как бы верующие. Но да благословит Господь идущих истинно тем, настоящим путем, да утешит их, да облегчит, да помилует их, а с ними и всех нас. 6 Вот начинается евангельская проповедь . «И ходил Иисус по всей Галилее… проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях» ( Мф. 4:23 ). То же начало проповеди в другом Евангелии: «Пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия» ( Мк. 1:14 ). Вот в третьем: «И другим городам благовествовать я должен Царствие Божие» ( Лк. 4:43 ), «Он проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие» ( Лк. 8:1 ), «И послал их проповедовать Царствие Божие» ( Лк. 9:2 ), «Иди, благовествуй Царствие Божие» ( Лк. 9:60 ). «И жил Павел целых два года на своем иждивении и принимал всех приходивших к нему, проповедуя Царствие Божие» ( Деян. 28:30–31 ). «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам» ( Мф. 24:14 ). Это, конечно, не все, но достаточно. Причем я беру не те случаи, когда в том или ином контексте вообще употребляется выражение «Царствие Божие», – весь Новый Завет полон ими, – а только те, когда оно является прямым дополнением к глаголу «проповедовать» или «благовествовать», то есть тогда, когда оно указывает – чт о именно нужно проповедовать, определяет границы содержания проповеди , характеризует ее предмет.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/m...

Чтобы личность была цельной, должна быть цельная семья; чтобы государство было действительно сильным, должно быть национальное самосознание, должно быть державное самосознание, должно быть православное воцерковление. ...Нация есть третье естественное начало жизни, созданное Богом. Как и все пять начал жизни человеческой, нация есть граница ответственности, очерченная рукою Бога. Созданию национальностей, как и созданию первого человека ( Быт. 1, 26 ), предшествовал Собор Святой Троицы. Сказано: «сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого» ( Быт. 11, 7 ). В рамках отдельно взятых наций люди должны были научиться подлинному (а не ложному «вавилонскому») единству в Боге и с Богом. В этом смысле и семья, и нация есть Школа Любви. Тот человек, который любит свою собственную семью, равно как и свой собственный народ, всегда может понять проблемы и другой семьи, и другого племени. И напротив, тот, кто не сохранил своих собственных семейных и национальных устоев, бесполезен для чего-либо более высокого. Сказано: «... Ибо кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?» ( 1Тим. 3, 5 ). Известно высказывание: «бесполезный для земного отечества бесполезен и для Небесного». В национальном вопросе мы призваны Словом Божиим и к охранительным функциям. Писание учит нас: «От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию...» ( Деян. 17, 26 ). «Пределы... обитанию» суть границы этнические, расовые и политические (территориальные). Никто не имеет право самочинно нарушать их... Библейский закон о «пришельцах» должен регулировать эмиграционную и миграционную политику Русских Земель. Цельный человек живет интересами Семьи, своей Нации, Царства и Церкви. И в этом и заключается целокупность его бытия (цельность Личности)». 114 Как мы видим, отец Олег говорит о том, что христианин в своем мировоззрении сочетает цельность и иерархичность. Да, все христиане понимают, что все мы странники на земле, что в свое время каждый покинет земной удел и наследует жизнь другую, уже не временную, а вечную. Однако посмертная участь каждого будет определяться именно по тому, как была прожита земная жизнь. И здесь не лишним будет вспомнить слова святителя Филарета Московского о том, что «худой гражданин царства земного и для Небесного Царства не годен».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rossijsk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010