И даже если мы заведем речь о грехах и болезнях современного православия — то ведь все равно не удастся провести границы между «церковью безгрешной» и «церковью согрешившей». «Вся Церковь есть Церковь кающихся, вся она есть Церковь погибающих», — еще в четвертом веке сказал преп. Ефрем Сирин . Грехи, знакомые нам по нам самим, по нашим современникам и из истории Церкви, были и в апостольские времена, и в апостольских общинах (и властолюбие, и споры, и расколы, и честолюбие, и непонимание Христа, и преувеличенный материальный интерес, и законничество, и либертинизм ). Апостольским Церквам говорит Христос: «Ты оставил первую любовь твою знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим ты не холоден, ни горяч ты говоришь: „я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды“; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг» (Откр. 2, 4; 3, 1–2; 3, 15–17). И уже апостолам приходилось говорить своим ученикам: «Вы шли хорошо: кто остановил вас?» (Гал. 5, 7). С давней поры в монашеских книгах есть рассказ о двух монахах, которые пошли по делам в город и там были соблазнены блудницами. Вернувшись в монастырь, они покаялись, а для исправления и оплакивания грехов собор старцев определил им провести какое-то время у себя в кельях без всякого общения, но только в молитвах. По прошествии этого времени епитимьи оба грешника вышли из своих келий. Один был бледен, и глаза его были красны от слез. Другой — весел и без следов плача. Братья спросили первого: что ты делал в это время? — Плакал и просил Господа простить мне мой грех. Затем спросили второго: а ты как провел это время? — Радовался и благодарил Бога за то, что Он простил мне мой грех и позволил вернуться к монашеской жизни. Старцы посовещались и сказали, что оба пути хороши… Эти два монаха и есть два основных настроения исторического православия. Мы знаем наш грех и не отрицаем его (хотя и состоит он совсем не в почитании икон, как кажется протестантам). Но мы знаем и благость Божию. «Ибо что же? если некоторые и неверны были, неверность их уничтожит ли верность Божию? Никак. Бог верен, а всякий человек лжив» (Рим. 3, 3). Когда православный человек читает это слово апостола, то под «всяким» он понимает и себя. Поэтому я вполне могу сказать: «Бог верен, а всякий православный человек лжив». Дерзнет ли пятидесятник сказать «всякий пятидесятник лжив»? Или они нашли способ употреблять слова «все» и «всякий», исключая при этом самих себя из этих «всех»?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

И еще Бог сказал: «Я произведу от него великий народ. Но завет Мой поставлю с Исааком, которого родит тебе Сарра» ( Быт. 17:20–21 ). Исаак родил Иакова. Иаков, он же Израиль, родил двенадцать сыновей, и от них пошли двенадцать колен Израилевых, двенадцать племен, составивших знаменитый Еврейский народ. Здесь единственный раз в истории церковные границы совпали с видимыми границами этническими. Часто встает вопрос: почему Бог избрал именно евреев? – Да не евреев же избрал Бог ! Он избрал именно Авраама, как ранее Он избрал Ноя! И не по Своему произволу избрал, но потому, что только Авраам хранил все Божественное Предание, потому что только он хранил свое родословие от Адама. Следовательно, только он был доступен дальнейшему откровению. И мы видим, насколько Авраам был внимателен и верен Богу. Когда Бог повелел ему выйти из своего родства и из своей земли, и идти в совершенно незнакомую землю, Авраам, не колеблясь, это сделал. Когда Бог обещал, что от столетнего Авраама и от девяностолетней Сарры родится сын, он нимало не усомнился. И когда уже подросшего сына Бог велел Аврааму принести Ему в жертву, Авраам тоже ни на миг не поколебался. Он уже возложил сына на дрова и уже занес над ним нож, когда Бог остановил его, сказав: «не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня» ( Быт. 22:12 ). Как еще открывает Писание, Авраам потому не усомнился, что «он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить» ( Евр. 11:19 ). Вот, еще и эта вера в грядущее воскресение мертвых обнаружилась в священной копилке главных человеческих знаний. Именно за эту веру Бог , как и Ною, даровал Аврааму всех его потомков, внешне объединив их обрядом обрезания. Измаил тоже был обрезан. Но вскоре Агарь с Измаилом были удалены в другую землю. Долгое время потомки Измаила будут в религиозной безвестности, до той поры, когда они трагическим образом, по попущению Божию, столкнутся с ковчегом, уже новозаветной, Православной церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Именно к таковым относятся слова из Слова Божия: «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам-обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил…» ( 1Тим.4:1–3 ). Семья не может являться препятствием для духовного роста, ибо само Священное Писание почитает семью быть «домашнею… церковью» ( 1Кор.16:19 ). Да и сама первая (по времени ниспослания) заповедь, данная роду человеческому, еще в Раю, призывает к браку. Сказано: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте…» ( Быт. 1, 27–28 ). Нации не нужна апология импотенции и извращения «под видом благоговения» (Правило Святых Апостол, 5-е). Подлинное монашеское воздержание возможно для немногих: «Кто может вместить, да вместит!» ( Мф.19:12 ). Напротив, нужно здоровое библейски выверенное православное учение о браке, емко выраженное в следующих словах из Писания: «Соединен ли ты с женою? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены. Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит» ( 1Кор.7:27–28 ). Нация – есть третье естественное начало жизни, созданное Богом. Как и все пять начал жизни человеческой, нация есть граница ответственности, очерченная рукою Бога. Созданию национальностей, как и созданию первого человека ( Быт.1:26 ), предшествовал Собор Святой Троицы. Сказано: «сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого» ( Быт.11:7 ). В рамках отдельно взятых наций люди должны были научиться подлинному (а не ложному «вавилонскому») единству в Боге и с Богом. В этом смысле и семья, и нация есть Школа Любви. Тот человек, который любит свою собственную семью, равно как и свой собственный народ, всегда может понять проблемы и другой семьи, и другого племени. И напротив, тот, кто не сохранил своих собственных семейных и национальных устоев, бесполезен для чего-либо более высокого. Сказано: «…Ибо кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?» ( 1Тим.3:5 ). Известно высказывание: «бесполезный для земного отечества бесполезен и для Небесного». В национальном вопросе мы призваны Словом Божием и к охранительным функциям. Писание учит нас: «От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию …» ( Деян.17:26 ). «Пределы… обитанию» суть границы этнические, расовые и политические (территориальные). Никто не имеет право самочинно нарушать их… Библейский закон о «пришельцах» должен регулировать эмиграционную и миграционную политику Русских Земель.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Как одеваться православной христианке? Недавно был в Петербурге, где знакомая попросила меня помочь ей креститься. «Не забудь платок», – попросил я её. В назначенный час встречаемся перед храмом. С ужасом обнаруживаю, что девушка пришла в джинсах. – Прости, забыл предупредить, – говорю. Ну, не пришло мне в голову, что может случиться подобное. – Не вини себя – юбок в гардеробе у меня всё равно нет, – слышу в ответ. Хорошо, что в Смоленской церкви к подобным неожиданностям готовы. Нашлась юбка, пустили в подсобку, где знакомая смогла переодеться. Когда же она вновь удалилась туда после совершения таинства, то вышла с подарком – пышным букетом цветов. Хорошо всё вышло. Анахронизм? Ересь? Есть, конечно, другой путь. В последнее время всё чаще публикуются мнения, что юбки и платки нужно упразднить. Например, информационное агентство «Интерфакс-религия» распространило мнение известного историка моды, писателя и телеведущего Александра Васильева: «Специальная “одежда для храма” является анахронизмом и ересью. И я вам скажу почему. Потому что сегодня мы не можем провести границы между мусульманской одеждой для походов в мечеть и православной одеждой для походов в храм. И там, и там длинная юбка. И там, и там закрытые рукава. И там, и там отсутствие декольте. И там, и там платок, закрывающий волосы. В чём тогда специфика?» Васильев забыл добавить, что и христианство, и мусульманство переняли представления о том, как должно одеваться женщине из одного источника – Ветхого Завета. «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий, делающий сие», – учил во Второзаконии (22, 5) пророк Моисей. Упразднило ли христианство это правило? Нет, у апостола Павла в 1-м послании к Коринфянам (11, 5) читаем: «...всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая». «Немыслимо заставить» А ещё Васильев предлагает следовать примеру дам девятнадцатого века, которые ходили в храмы с большими декольте, зато без крестиков. Ношение нательных крестов, по мнению историка моды, католическая традиция. Разумеется, это неправда. Нательные кресты находят практически во всех древнерусских погребениях. Их носили со времён святой княгини Ольги, делая из стекла, янтаря, кости, камня и дерева. От нынешних они отличались тем, что были четырёхконечными, с равными концами.

http://zavet.ru/a/rss_1292497208.html

Когда Спаситель после крещения Своего в Иордане выступил на общественное служение, то первыми словами, с которыми Он обратился к израильтянам, были: «исполнилось время, и приблизилось Царствие Божие; покайтесь и веруйте в Евангелие». Это именно царствие Спаситель разумеет и в рассматриваемом прошении. Царствие это приблизилось тогда в лице Самого Иисуса Христа, пришедшего на землю с тем, чтобы основать его. Для вступления в него, по учению Спасителя, требуются два главных условия: покаяние и вера в Евангелие. Значит, царство это назначено для всех людей, приносящих раскаяние во грехах своих. Но вместе с покаянием вступающие в это царство должны также веровать в Евангелие, под которым разумеется радостная весть об Иисусе Христе и о совершенном Им деле спасения. Иначе царство это называется царством благодати, ибо оно учреждено по благодати Божией и в нем подаются верующим благодатные дары Духа Святого, необходимые для спасения. Но Спаситель учение о благодатном царстве не ограничил только началом Своей деятельности, а предлагал его и во все последующее время. Чтобы убедиться в этом, достаточно только припомнить притчи о сеятеле и семени, о горчичном зерне, о закваске, о жемчужине и другие. Во всех них Спаситель учил о царстве благодатном. Среди иудеев было тогда общее ожидание Царства Божия, но они представляли его не духовным, а мирским. Вот почему, когда фарисеи однажды спросили Господа: «когда приидет Царствие Божие?», то Спаситель ответил им: «не приидет Царствие Божие приметным образом; и не скажут: вот, оно здесь или вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть». Мирские царства находятся в определенных странах, имеют определенные границы, состоят из определенных народов, имеют определенное мирское устройство. Но не таково, по слову Спасителя, Царствие Божие. Находится оно внутри, в сердцах людей. Вступают в него все кающиеся и верующие в Евангелие грешники. Члены его не принадлежат определенной стране и народу, ибо оно назначено для всех грешников, значит, для всех людей, по слову Спасителя к апостолам: «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Конечно, только сила Божия, совершаемая в немощи, может преобразить мирскую или семейную жизнь в домашнюю церковь. Но в том, что это возможно, заключается великая радость всеобъемлющей полноты христианства. Вся широта жизни умещается на его узком пути. Кто был членами Апостольской церкви, теми, которым Апостол говорил: Вы храм Божий и Дух Божий живет в вас (1 Кор. III, 16)? Монахи ли в длинных черных одеждах и с четками в руках? Это были все: и жены, и мужья, и девствующие и находящиеся в браке, не знавшие еще ни четок, ни даже наших икон и воздевавшие свои чистые руки к Тому, Кто судит намерения сердечные, а не одежду. Конечно, и тогда " блаженнее " , как сказал Апостол, было оставаться в девстве, потому что иначе в заботу о Боге будет врываться забота о семье. Но все дело в том, что это опять-таки не колеблет всеобщности вторично сказанного Апостолом и вторично обращенного и к женатым и к неженатым слова: Тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога и вы не свои(1 Кор. VI, 19). Этот факт Апостольского обращения решает все: перед обоими видами человеческого существования открыта дверь к преображению. Для находящихся в браке, так же, как и для девствующих, эта дверь в словах: и вы не свои. " Мы не свои, но Того есмы, Кто едино сотворил нас Собою чрез бессмертную трапезу " (преп. Никита Стифат, Д5 - 151). Не только первохристианские аскеты, но и находящиеся в браке должны были понять, что они " не свои " , а Божьи, что закон отречения от мира греха есть закон и для них, во имя стяжания общего для всех Царства Святого Духа. Какая-то внутренняя кость, скрепляющая человека, с миром, должна быть " перебита " и для мирских. Не свои - это значит, что имеющие жен должны быть как неимеющие (1 Кор. VII, 29), ибо проходит образ мира сего (1 Кор. VII, 31). В будущем веке не женятся и не посягают (Мф. XXII, 30), и вступление человека в брак еще не выводит его за границы образа мира сего. Но если вступившие в брак будут осуществлять в себе его таинство в общей для всех сокровенной во Христе жизни, тогда и они будут жить духовно, т. е. в Духе Божием. Ибо явилась благодать Божия, спасительная всем человекам (Тит. II, 11), и рабам и свободным, и женатым и девствующим. Перерастание " образа мира сего " есть стяжание благодати в духовности жизни. Поэтому весь вопрос об истинно христианской жизни в миру может быть сведен к общему закону христианства: только чистые сердцем... Бога узрят (Мф. V, 8). Чистота достигается подвигом.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Н.М. Коняев не только развенчивает мифы о дикости кочевых племен и «губительном вторжении гуннских орд», в запутанной череде исторических событий он ищет и находит следы Божиего промысла относительно тех территорий, где мы сегодня живем, а также религиозно-идеологические подоплеки, которыми руководствовались «кочующие империи». Как показывает в статье «Жертвоприношение и самопожертвование: библейские архетипы и современность» митрополит Константин (Горянов), даже во тьме языческих народов, в их богоискании, существовала «языческая неплодящая церковь», о чем пишет ап. Павел в 1-й главе Послания к Римлянам. Господь полагает начало так называемой Ветхозаветной церкви, которая была школой богообщения. Полноту Церковь получила лишь с Боговоплощением, она созидается из Самого Господа Иисуса Христа. Об этом говорит ап. Павел: " Итак, вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, бывши утверждены на основании апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом» (Еф. 2: 19-22). Процесс духовного становления народов Н.М. Коняев не выделяет из их жизни обыденной, из «антропологической текучести», наблюдаемой в Стране Степей, где не все племена, связанные единой землей, находились в дружественных между собой отношениях. Как говорит протоиерей Александр Рябков, « под словом “земля” можно и нужно понимать не только границы, в которых живет народ, но и связанные с этим местом историю, обычаи и язык народа. Под словом «вера» отнюдь не понимается только религия как связь с Богом, но и вера народа в свое предназначение, что не равно вере в свою исключительность» . Воля вождей и воинское мастерство племени также влияло на формирование единого народа. Н.М. Коняев акцентирует внимание на той исторической закономерности, что «меняются названия стран и народов, а обычаи и нравы, занятия и предпочтения, исповедание богов и даже необыкновенные, отличающие их от других народов способности остаются прежними, словно они принадлежат не племенам, сменяющим друг друга, а самой земле, на которую эти племена приходят» .

http://ruskline.ru/analitika/2023/05/31/...

Нам важно отметить этот закон, как ограничивавший принципиаль­но право частной собственности на землю и стремившийся поддержи­вать то равномерное распределение земельной собственности, какое было положено в основу первоначального деления земли обетованной.    Не менее определенно ограничивалось законом и право пользования владельцем плодами его земельного участка. Самое важное значение здесь имеет закон о «субботнем отдыхе» земли. «Шесть лет, — говорит законо­датель, — засевай землю твою и собирай произведения ее, а в седьмой оставляй ее в покое, чтобы питались убогие из твоего народа, а остатка­ми после них питались звери полевые. Так же поступай с виноградником твоим и с маслиной твоей»38. Этим законом как бы вовсе уничтожались на год границы частной собственности, и неимущие с богатыми должны были одинаково пользоваться самородными произведениями земли. В седьмой же год определялось и прощение всех долговых обязательств. Но и пра­во пользования плодами земли в течение шести лет, предшествовавших субботнему году, ограничивалось самым существенным образом перед лицом того начала, что право собственности не должно совершенно за­граждать возможности для всех нуждающихся пользоваться плодами зем­ли и трудами владельца. Эти законы, содержание которых мы приведем ниже, поражают нас своей гуманностью и с точки зрения современного права являются самым грубым нарушением права частной собственности. Но с точки зрения этической оценки эти законы наиболее ясно говорят о том, что уже в ветхозаветном законодательстве была тень будущего со­вершенного закона любви в Христовом Царстве, при господстве какого за­кона падает внутренняя граница между «моим» и «твоим» для владеющего чем-либо. «Когда войдешь в виноградник ближнего твоего, — заповедует закон, — можешь есть ягоды досыта, сколько хочет душа твоя; а в сосуд твой не клади. Когда придешь на жатву ближнего твоего, срывай колосья руками твоими, но серпа не заноси на жатву ближнего твоего». Подоб­ное значение имели и законы об остатках. Когда будете жать жатву на зем­ле вашей, не дожинай до края поля твоего и оставшегося от жатвы твоей не подбирай: оставь это бедному и пришельцу. Подобное же говорится и относительно уборки маслины. Такой же ограничительный характер в отношении права собственности имели и законы, воспрещавшие поль­зоваться этим правом жестоко, до угнетения ближнего. Так, требова­лось возвратить до захода солнца взятую в залог верхнюю одежду ближ- него и запрещалось брать в залог предметы первой необходимости.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4064...

Но будем помнить, братие: там, где ложь, в каком бы виде она ни являлась, какой бы благовидностью ни прикрывалась, там нет Истинной Церкви. Там – лже- церковь ! Ибо Истинная Христова Церковь есть «столп и утверждение истины». «Блюдите же, како опасно ходите: не якоже немудри, но якоже премудри» ( Ефес. 5, 15 )! Мир и мы «В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал» ( Иоан. 1:10 ). «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» ( Гал. 6:14 ). В наше тревожное, предантихристово время необходимо каждому задать себе вопрос: в каком отношении находимся сами мы в миру – к тому современному миру, который теперь так ярко, как никогда, проявляет свои явно антихристианские свойства и качества? Какая-то уступка миру, вернее – приспособление к нему, то, что называется, например, в науке пастырского богословия, «пастырским применением», конечно, неизбежно, а иногда и полезно, но то, что мы видим теперь, переходит уже всякие границы, становится уже отречением от истинного христианства, которое – «не от мира сего»... Христос-Спаситель ведь не напрасно противопоставлял Себя и Своих последователей миру, говоря: «Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» ( Иоан. 15:19 ). Равным образом и Святые Апостолы, характеризуя этот мир, говорили о нем: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей» ( 1Иоан. 2:15 ), а это потому, что «весь мир лежит во зле» ( 1Иоан. 5:19 ). Отметим, что это говорит не кто иной, как «Апостол любви» – возлюбленный ученик Христов св. Иоанн Богослов. А св. Апостол Иаков, брат Господень, говорит, пожалуй, еще более сильно и решительно: «Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» ( Иак. 4:4 ). Так смотрели на мир во все времена, и все истинные христиане – подвижники христианского благочестия: чувствуя, что в миру они не могут быть подлинными последователями Христовыми, не могут спастись, они бежали от мира, чтобы угодить Богу. Бежали от мира даже тогда, когда мир перестал быть языческим, как в начале, а стал христианским.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Но кто из больших писателей может взять на себя дерзость перетолковывать евангельские события? Ну Лев Толстой, так он за это и поплатился писательским даром. И, наконец, чье писательское перо рискнет посоперничать с художественным совершенством Благой Вести? Художественное произведение и мораль Существует много православных людей, которые боятся любой модернизации православия, боятся, как бы не произошло размывания границ между Церковью и миром. Это, между прочим, произошло с католичеством, от чего оно понесло большой урон. Лет 40 назад на знаменитом 2 Ватиканском Соборе католики решили модернизировать Церковь – сократили мессу и распахнули двери всем: посмотрите, мы такие же, как вы, широкие и терпимые, мы ничего от вас не требуем, никаких обязательств на вас не накладываем, только приходите в храм и поминайте папу... В конце концов это, наоборот, повлекло массовое охлаждение и даже отступничество. Европейские храмы стоят пустые, их приходится сдавать в аренду под ночные клубы, кафе и рестораны, никто не хочет учиться в крупнейших католических училищах, не хватает католических священников. Ситуация понятна: зачем людям нужна такая Церковь , которая ничем не отличается от мира, где они живут? Я понимаю пафос людей, которые охраняют границы православной Церкви от размывания, находясь на страже церковных традиций, но эту ситуацию нельзя автоматически проецировать на искусство и литературу. Не все в литературном произведении поддается рациональному анализу. И не из всего, как это бывает в басне, можно извлечь мораль. Раздумывая над этим вопросом, я вспоминаю слова Христа: «Посмотрите на полевые лилии, как они растут: не трудятся, не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них» ( Мф. 6:28–29 ). И вот здесь можно спросить: почему? для чего? зачем? Зачем Бог одевает так «траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь» ( Мф. 6:30 )? Разве это не бессмысленно с нашей человеческой, житейской точки зрения? Или, как вслед за Иудой спрашивали ученики про миро, которое Мария вылила на Господа, – «к чему такая трата?» ( Мф. 28:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/pravos...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010