Промыслу Божию угодно было пред временем рождения Христа Спасителя устроить события в жизни Иудейского народа так: Кесарь Август издаёт повеление совершить поголовную перепись по всей земле, ему подвластной, дабы узнать точное число своих подданных, а чрез это определить сумму податей, какую должно было собрать римским правителям с подвластных им народов, и в частности с иудеев. Все сыны Израиля, приняв повеление Кесаря, пошли каждый в свой отечественный город для записания своего рода, фамилии, семьи и имени. Это обстоятельство повлекло Иосифа, как потомка Давида, из Назарета в маленький город Давидов Вифлеем, где родился и сам Иосиф. Нехорошее было время для путешествия праведников Иосифа и Марии: настала палестинская зима, было около 25 декабря, когда бывают дожди с пронзительным ветром, а иногда выпадает и снег. Несмотря на приближение родов, зимнее время и трудности пути, св. Дева последовала за Иосифом. Иудейский закон не обязывал женщину предпринимать подобное путешествие, но Мария идёт за своим покровителем, с одной стороны, должно полагать, во исполнение воли Божией, возвещенной ещё пророком Михеем ( Мих.5:2 ), что в городе Давида Вифлееме надлежало родиться Искупителю человеческого рода; с другой – Она Пресвятая Дева, по свидетельству предания, как оставшаяся одинокой в своем роде и, не имея ни братьев, ни сестер, как наследница имени и своего родового имущества ( Чис.27:8, 36:6 ) подлежала переписи наравне со всеми мужчинами. Следует принять во внимание и то, что Иосиф после откровения, сделанного ему ангелом, о тайне зачатия Девы Марии считал уже себя покровителем Её и воспитателем обещанного младенца, и потому не хотел оставить Марию при Её обстоятельствах в Назарете одну беспомощную, тем более, что пребывание его в Вифлееме могло замедлиться. Медленно идут богоизбранные путники по гористым скалам и неудобным дорогам Палестины. Всего вероятнее они путешествуют так, как передает об этом предание: Иосиф пешком, а Мария, сидя на осле. Идут они с радостными чувствами, что скоро увидят родину своего царственного предка, особенно теперь, когда приближалось время рождения обетованного им Сына Давидова. Под сенью вечно зелёных дерев, выбирая место поближе к какому-либо источнику, делают они остановки для отдыха вместе с другими путешественниками. С вечера после захода солнца, находят они для своего ночлега места невдалеке от селений, нарочито устроенные для путешественников, а утром вместе с зарёю поднимаются и идут в дальнейший путь, облегчая его пением священных гимнов с содержанием об Иерусалиме и о доме Иеговы.

http://azbyka.ru/otechnik/Neofit-Lyubimo...

Псалом 55 Не смотря на тайный заговор врагов против Давида, Господь спас его от смерти, – по его слёзной молитве. 1. В конец, о людех от святых удаленных, Давиду в столпописание, внегда удержаша и иноплеменницы в Гефе. Люди, удалившиеся от святых, т. е. от народа израильского, истинно верующего и потому священного, и удалившиеся ко грешным, т. е. язычникам, это были сам Давид и с ним его спутники. Они удалились к иноплеменникам, т. е. Филистимлянам, точнее – в филистимский город Геф, где и должны были оставаться некоторое время, как бы пленниками. – Видя неустанные и неуклонные преследования со стороны Саула, «Давид сказал в сердце своем: когда нибудь попаду я в руки Саула, и нет для меня ничего лучшего, как убежать в землю Филистимскую. И отстанет от меня Саул, и не будет искать меня более по всем пределам Израильским, и я спасусь от руки его. И встал Давид, и отправился сам и шесть сот мужей, бывших с ним, к Анхусу, сыну Маоха, царю Гефскому. И жил Давид у Анхуса в Геф, сам и люди его, каждый с семейством своим... И донесли Саулу, что Давид убежал в Геф, и не стал он более искать его. Затем, Анхус дал Давиду, по его просьбе, город Секелаг, где он и жил. Всего времени, какое прожил Давид в стране Филистимской, было год и четыре месяца» ( 1Цар.27:1–7 ). Пребывая вне отечества, Давид скорбел о нем, как о святом, и был здесь, как «голубица безмолвствующая в удалении» – с кротостью и горем, не имея возможности изливать свою душу в звучных псалмах в скинии. И вот, в память этого, прискорбного для себя времени, он и составил сей псалом, – с определенным указанием, что псалом этот назначен Давидом в столпописание, т. е. должен быть написан на столбе, как особенно достопамятный для Давида по обстоятельствам его бедственной жизни за время пребывания его в Гефе. (Ср. Пс.15 , – надписание). 2–3. Помилуй мя, Боже, яко попра мя человек, весь день боря стужи ми. Попраша мя врази мои весь день, яко мнози борющии мя с высоты. Признавая гонение от Саула проявлением гнева Божия над собой, Давид молит Бога о помиловании. – «Помилуй меня, Боже! – ибо попирает меня человек»; он, сильнейший меня, является как бы победителем моим, во власти которого моя жизнь и смерть, и он-то готов попирать меня своими ногами на смерть, – как то и делали обыкновенно победители над побежденными. Но мой враг – человек, следовательно, смертный, ничтожный пред Богом, истинным Господом жизни и смерти. Весь день боря стужи ми, – враг, борясь со мной всякий день или постоянно, стужи ми, стыдите – позорите меня, ибо преодолеваете, порицаете, гоните, изгоняете, удаляя из священного отечества, как злодея-преступника против него (ст. 1). – И не один враг нападает на меня, а многие враги так попирают меня и притом с высоты: разумеется – с высоты своего царского престола боролся с Давидом Саул, которому помогали хранители его, как царя, многочисленные воины, лучшие по силе и мужеству. И это делалось тоже всякий день.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Скачать epub pdf Псалом 51 Псалом 51 имеет надписание, состоящее из двух стихов, которые читаются так: Пс.51:1–2 В конец, разума Давиду, внегда приити Доику Идумейску, и возвестити Саулу, и реши ему: прииде Давид в дом Авимелехов. В этом надписании, кроме указания на лицо писателя и цель составления этого псалма, объясняется исторический повод к написанию его. Событие, послужившее поводом к составлению этого псалма, описано в 1-й книге Царств (гл. 21 и 22), где говорится, что Давид, преследуемый Саулом, бежал от него в филистимский город Геф к царю Анхусу и на пути туда зашел в священнический город Номву, близ Иерихона, где обратился к первосвященнику Авимелеху с просьбой дать ему на дорогу хлеба и оружия, т.к. ничего не имел при себе на этот раз. Авимелех, не имея в запасе других хлебов и ничего не подозревая, дал Давиду из скинии хлебы предложения, а из оружия дал меч Голиафа, хранившийся при скинии. Господь Иисус Христос, упоминая в Евангелии о сем событии, первосвященника, давшего Давиду хлебы предложения, назвал Авиафаром ( Мк.2:26 ). Но здесь нет разноречия, т.к. Господь, упоминая о первосвященнике, назвал здесь сына Авимелехова, Авиафара, который жил в те же годы, в которые жил и отец его, и был потом, в царствование Давида, первосвященником. В то время, когда гонимый Давид был в Номве у первосвященника, находился там некто Доик сириянин (урожден из страны Сирийской), который был в числе приближенных слуг Саула и состоял в то время начальником пастухов Сауловых ослиц и лошаков, а при скинии он находился в тот раз в качестве прозелита, т.е. из язычества перешедшего в иудейство ( 1Цар.21:7 ). В надписании псалма этот Доик назван идумеянином, или Идумейским, вероятно, потому, что до того времени он жил в соседней земле Идумейской. Сей-то Доик и донес потом Саулу о Давиде и об оказавшем ему благодеяние первосвященнике, и не просто донес, но, чтобы выслужиться пред царем, наклеветал ему, будто Авимелех вопрошал Господа о судьбе Давида, и будто оба они (Давид и Авимелех) совещались между собой действовать заодно против Саула.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Очень красивый вид имеют эти горные пашни и огороды, почти до самой вершины расположены они; и как это взбираются туда пахать? В общем, выходит, что горы покрыты как бы правильными четырехугольными коврами: зелеными, серыми, желтыми, черными. Есть горы около реки Енисей очень высокие, особенно одна, даже смотреть страшно. Тайга и в горах продолжается, но здесь деревья гораздо лучше — много огромных дерев пихты, сосны и кедров. Смотрю на кедры и вспоминаю Давида, который из кедров васанских построил себе дворец… могучие деревья, и на них-то растут такие маленькие «сибирские разговоры», то есть кедровые орехи, как их здесь называют, так как сибиряки любят разговаривать и щелкать эти орехи, как у нас семечки. Завиделся город Красноярск… не даром он так назван: действительно, город расположен на голых горах, которые летом, когда солнце выжжет траву, кажутся красными. Красноярск расположен на берегу многоводной и неимоверно быстрой реки Енисей; такой быстроты течения при огромной ширине и глубине я и представить себе не мог. Около устоев (быков) железнодорожного моста вода буквально кипит и шумит, как водопад. Город снаружи очень красив, особенно собор и духовная семинария, но внутри нет ни одной мощеной улицы, хотя камня тут же очень много. Поезд подошел к военной платформе, расположенной на самом берегу Енисея. Я начал осматривать окрестности: прежде всего направо в нескольких саженях от меня огромный мост чрез Енисей, длиною без двух сажен верста; особенно в этом мосту длинны пролеты — на одном пролете помещается почти весь самый длинный товарный поезд, и таких пролетов шесть. Направо и налево от реки очень большие горы, между которых зеленые долины, и на них построены дачи, точно гнезда ласточек; в бинокль я насчитал шесть таких дач одна над другой; так красиво, что не оторвешься! Город весь как на ладони; к нему бегут пароходы и тянут за собою баржи. Я видел здесь плоты с пилеными и колотыми дровами; как ухитряются удержать их в деревянной очень редкой раме при быстроте течения Енисея — не могу понять! Прямо предо мною высокая с острой вершиной гора, «сопка» по-здешнему; кажется от меня в нескольких саженях; спрашиваю у рабочего: «Далеко ли до нее?» Отвечает: «Восемь верст по прямой линии». Вот как мы, жители равнин, не привыкли к горам!

http://pravmir.ru/dnevnik-polkovogo-svya...

В псалме 26 псалмопевец, в удалении от святилища, окруженный врагами, в ожидании нападения их, укрепляясь упованием на Господа, почерпает в нём спокойную уверенность в совершенной своей безопасности под божественным покровом и защитою, и вместе с тем возносит горячую мольбу, чтобы Господь, всегда бывший его помощником, и теперь не лишил его Своей, столь уверенно ожидаемой им, всесильной помощи и защиты. Надписание псалма именем Давида, свойственный Давиду язык и характер псалма, всегда отличавшее Давида спокойное упование на Господа в самой крайней опасности (ср. ст. 1–3 с 1Цар.17:37 и 45–47; 2Цар.22 ), особенная любовь к посещению дома Божия (ст. 4, ср. с Пс.5:8; 25:6–8; 121:2 ; 2Цар.6:17; 7:18; 12:20 ) и именно скинии (ст. 5), и к воспеванию в ней при жертвоприношениях хвалебных песней Господу (ст. 6 ср. с 2 Ц. 6:21; Пар. 16:4–7; 25:1–6; Сир.47:9–12 ), – все это вместе не оставляет сомнения в том, что Пс.действительно принадлежит Давиду; а положение псалмопевца в удалении от скинии (ст. 4–6), оставленного самыми близкими людьми (ст. 10) и окружённого множеством врагов (ст. 2, 6, 11–12), в ожидании нападения их полчищ (ст. 8), – даёт с вероятностью предполагать, что он написан был во время Авессаломова восстания, когда Давид, удалившись из Иерусалима и возвратив назад в город вынесенный было за ним ковчег Завета, в надежде, что Господь еще возвратит его и даст ему видеть жилище Свое ( 2Цар.15:25 ), – проводил ночь в Иорданской пустыне, спеша укрыться с своими людьми от преследования войсками мятежника за Иорданом ( – 17:16, 22:24), и усердно молил Господа разрушить совет Ахитофела – (16:31). Предположение это подтверждается и сходством псалма с Давидовыми же псалмами 3 и 62, которые, по прямому свидетельству их надписании, воспеты были Давидом во время Авессаломова восстания, а последний притом именно «в пустыне Иудейской» (ср. ст. 3 с Пс.3:7 ; ст. 4 с 62:2; ст. 5 с 62:3 и 3:5 б ; ст. 6 а с 3:4 б ; ст. 6 б с 62:4 и 6; ст. 7 с 3:5; ст. 8 с 62:2; ст. 9 с 62:8 и 3:8; ст. 10 с 3:6 б ; ст. 12 с 3:2 и 62:12).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Книга II. Письма 1. Афиногену Много потрудившиеся в праведных делах, если на краткое время и побеждаются силой искушений, то, не потеряв бодрости, восстанут, утвердятся и не позволят более обмануть себя. 2. Епископу Тимону И защищу город сей ради Себя и ради Давида, раба Моего ( 4Цар. 20:6 ). Под городом следует понимать верную Богу душу. 3. Ему же Ни в коем случае не станем молить Бога об избавлении нас от Его обличений и наказаний, и не будем отвращаться от Отца душ наших, чтобы за кратковременное в чём-либо малодушие не лишиться нам вечного, нетленного на небесах уготованного нам наследия и вечного веселья. 4. Ему же Поскольку ты пишешь мне, что тебе угодны и приятны мои писания, то прими теперь и святого Давида, который вместо горестей настоящего века благовествует тебе непрекращающуюся радость: Блажен человек, которого вразумляешь Ты, Господи ( Пс. 93:12 ); и: «Возвесели нас за дни, в которые Ты поражал нас» ( Пс. 89:15 ); и: насыщаются от тука дома Твоего, и из потока сладостей Твоих ( Пс. 35:9 ). Говоря это, он имеет в виду нас – надеющихся на защиту крыльев Промысла Божия. 5. Чиновнику при градоначальнике Валху И не сейте между тернами ( Иер. 4:3 ) – говорит пророческое слово. То есть не доверяйте проповедь слова Божия людям, обременённым многими заботами и сластолюбивым, потому что тернием божественные слова называют развратные удовольствия и бесполезные для души заботы. 6. Ему же Дом души твоей от пола до самой крыши наполнен гноем, битыми черепками, грязными тряпками, мертвыми костями и землей. Поэтому как же ты просишь, чтобы я внёс и положил в душу твою священные сосуды Божественного учения, когда внутри нет ни одного достойного места. Но хоть с нынешнего дня отрезвись и хоть немного позаботься о себе самом. Если ты хоть немного потрудишься очистить сердце своё и благолепно убрать его, то и я готов оказать тебе послушание, предложив душеполезные слова, и тогда наполню мысленный твой дом божественными сокровищами. 7. Чтецу Астерию Желаю тебе преуспевать не в самомнении, но в деле доброй жизни и памятования о Боге. 8. Ему же

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

Период шестой. От помазания царя до разделения царства еврейского XXXI. Помазание Саула на царство. Первые годы его царствования. Отвержение Саула и помазание Давида 146 После того, как решение народа иметь царя получило окончательное утверждение со стороны верховного Царя Израиля, пророку Самуилу не пришлось долго ждать дальнейшего указания для совершения этого дела. Обстоятельства, по-видимому, совершенно случайные, но явно обнаруживающие руку Промысла в самой этой случайности, скоро поставили его лицем к лицу с человеком, который предназначен был быть первым царем избранного народа. В городке Гиве, в Вениаминовом колене, жило семейство некоего Киса, у которого был единственный сын Саул. Семейство это было небогатое и добывало насущный хлеб земледельческою работою, которою занимался сам отец вместе со своим сыном и немногими слугами. Но оно щедро наделено было природой и отличалось внешним величием и красотою, а вместе с тем непреодолимым мужеством, закаленным в борьбе с врагами. И вот у этого-то семейства однажды пропали рабочие ослицы. Потеря эта была весьма значительна для небогатого Киса, и для отыскания их он отправил сына своего Саула, который в это время уже был средних лет. Тщетно Саул искал их в течение трех дней и хотел уже возвратиться домой, как сопровождавший его слуга посоветовал ему зайти в ближайший город (Массифу), где, по его словам, был «человек Божий, человек уважаемый; все, что он ни скажет, сбывается»; не укажет ли он им, где им искать своих запропавших ослиц. Саул выразил сожаление, что у него нечем заплатить «прозорливцу»; но когда слуга заметил, что у него есть четверть сикля серебра, то он согласился, и вот искатель ослиц отправился к пророку, который должен был дать ему царство. Самуил в это время участвовал в торжественном жертвоприношении по случаю народного праздника и, предуведомленный свыше, с почтением встретил Саула, отвел ему первое место на пиршестве и, предложив ему лучшую часть мяса (плечо), высказал в знаменательных словах предстоящее ему высокое назначение.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Разделы портала «Азбука веры» ( 32  голоса:  4.4 из  5) Часть третья. Корона и арфа Глава первая. Ветер войны Все начиналось с кончины царя расположенного на восточном берегу Иордана Аммонитского царства, которого синодальный перевод Библии называет Наасом. Однако при таком произношении вновь утрачивается смысл этого имени, и потому стоит вспомнить, что в оригинальном тексте оно звучит как “Нахаш”. А “нахаш” на иврите (да и, наверное, в бывшем крайне близким ивриту языке аммонитян) означает не что иное, как “змея”. Таким образом, снова трудно сказать, имеем ли мы дело с именем или прозвищем. Вполне возможно, змея была олицетворением одного из богов Аммона, и это имя было принято давать монархам этой страны — ряд комментаторов утверждают, что скончавшегося царя полностью звали Нахаш Второй. Однако не исключено, что царь аммонитян был прозван так за свое коварство или, напротив, мудрость (хотя два этих качества, как известно, вполне могут сочетаться друг с другом). Давид, в отличие от Саула, не только не воевал с Аммоном, но и поддерживал самые дружеские отношения с царем Наасом, испытывая искреннюю благодарность за то, что Наас предоставил в свое время убежище единственному из его братьев, сумевшему сбежать из Моава. Поэтому неудивительно, что, услышав о смерти Нааса, Давид направил в столицу Аммона Равву Аммонитскую (Раббат-Аммон) делегацию своих придворных. Своим посланникам Давид наказал, во-первых, чтобы заверить нового царя этой страны в своих самых мирных намерениях, а во-вторых, выразить ему соболезнования в связи со смертью отца: “И было после этого, умер царь аммонитян, и стал царем вместо него сын его Ханун. И сказал Давид: окажу я милость Хануну, сыну Нахаша, как оказал милость отец его мне. И послал Давид слуг своих утешить его в горе по отцу его. И пришли слуги Давида в землю сынов Аммоновых” ( 2Цар. 10:1-2 ). Однако в Равве израильтян встретили поначалу настороженно, а затем и вовсе враждебно. И это в целом понятно: после победы Давида над их соседями-моавитянами аммонитяне имели все основания опасаться, что в следующий боевой поход израильтяне отправятся именно на них. По одной из устных легенд, гости из Иерусалима сами были отчасти виноваты в том, что в них заподозрили не утешителей, а шпионов. Осматривая незнакомый им город, будучи профессиональными военными, они невольно начали сравнивать мощь стен Раввы со стенами моавитских и филистимских городов, во взятии которых им приходилось участвовать, и рассуждать, насколько столица аммонитян способна устоять при штурме. Эти разговоры были услышаны горожанами, поспешившими доложить о них во дворец, и последствия не заставили себя долго ждать:

http://azbyka.ru/fiction/tsar-david/4

Скачать epub pdf 18. Всё ли в Библии можно точно перевести? Библейский текст был написан в давние времена, когда многие вещи выглядели иначе и люди воспринимали свой мир совсем по-другому. Сегодня толкователи не согласны относительно точного значения многих мест этого текста… Так можем ли мы быть уверены в адекватности вообще какого бы то ни было перевода? Может быть, есть в нем и принципиально непереводимые вещи? И что тогда делать переводчикам? Мост к другому берегу В конце прошлой главы был приведен образ перевода как моста, соединяющего разные берега, теперь мы попробуем немного развернуть его. На том, дальнем берегу – жизнь людей два или три тысячелетия назад. Всем достаточно хорошо понятна культурная дистанция между нами и ними: люди живут сегодня в совершенно ином мире, многое выглядит иначе, и детали древнего быта или обычаи того времени кажутся нам малопонятными. Но, к сожалению, даже то, что кажется нам понятным, не всегда понятно до конца. Что, например, может быть проще и яснее слова любовь? Оно обозначает чувство, которое всем знакомо и выглядит сходно у всех народов во все времена. Это так, но не всякое употребление еврейского или греческого слова, которое мы привычно переводим словом «любить», будет обозначать ровно то, что мы думаем. Да и мы можем сказать: «я люблю свою жену» или «я люблю жареную картошку» – а это, конечно, разные вещи. В ( 3Цар. 5:1 ) говорится, что царь Тира по имени Хирам при жизни израильского царя Давида любил его (Синодальный перевод смягчает эту фразу и говорит «был другом»). Означает ли это, что между Давидом и Хирамом были какие-то особые личные отношения? Но эти два царя, видимо, никогда в своей жизни не встречались, и мы совершенно ничего не знаем об их дружбе. Зато нам известно, что и при Давиде, и при его сыне Соломоне город-государство Тир был активным экономическим партнером Израиля. Если посмотреть и на другие контексты, то можно сделать вывод, что в данном случае еврейский глагол ахав, привычно переводимый как «любить», обозначает не личные чувства, а договорные отношения, связывающие два народа: царь Хирам был союзником и торговым партнером царя Давида.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

Тир Тир (скала) – название древнего знаменитого финикийского города, на который многократно указывается в Свящ. Писании и у классических авторов ( Hab. XIX, 29 ). По свидетельству Иосифа Флавия, основан за 240 лет до храма Соломонова. При разделении Обетованной Земли Тир находился на границе колена Асирова, но им владели его первоначальные жители, и он долгое время управлялся своими собственными царями. Имена некоторых из них указаны в Свящ. Писании ( II Цap. V, 11 ; IIIЦap. V, 1 ). В царствование Давида и Соломона между тирянами и евреями существовал особенно дружеский союз, и, несомненно, он много благоприятствовал торговым сношениям евреев, так как тиряне издавна уже славились своей морской торговлей. Роскошь, нечестие и идолопоклонство тирян неоднократно с особой силой обличались пророками, предсказывавшими за это конечную гибель Тира ( Uc. XXIII, 1 , Uep. XXV, 22 , Aм. I, 9–10 , Ueз. XXVI, 2 и др.). Некоторые из этих библейских предсказаний, и преимущественно находящихся в кн. пр. Иезекииля, отличаются особенной своей силой, ясностью и полнотой. В них указывается на могущество Тира, на его разнообразную и громадную торговлю, его богатства, роскошь и др. Тир не был так древен, как Сидон, но он стал выше его. Он состоял из двух отдельных частей: одна из них находилась на скале или небольшом острове, вблизи от берега, а другая на материке; но которая из них древнее – вопрос спорный. Часть Тира, находившаяся на материке, называлась Пале-Тир, или старый Тир, она простиралась вдоль берега на 7 миль, а островной Тир имел 22 стадии в окружности; впрочем, по мнению большинства толкователей, часть Тира, находившаяся на материке, древнее первой. О ней упоминает уже Иисус Навин, как об укрепленном городе ( Hab.XIX, 29 ). При городе находились две гавани, одна на северной части, называвшаяся Сидонской, а другая на южной – Египетская. Громадный канал, проведенный через весь город, соединял между собой обе эти гавани. О Тире неоднократно упоминается в Библии в царствование Давида и Соломона, как на это указано уже выше. Хирам, царь тирский, вступил в союз с Давидом и Соломоном и доставлял им кедровые деревья, плотников и каменщиков для построения храма и дворца в иудейской столице. С помощью Хирама Соломон завел флот на конце Эланитского залива Чермного моря, неподалеку от Елафа, в идумейском городе Ецион-Гавере, и вместе с тирскими мореходцами евреи отправлялись в Офир, вывозя оттуда множество золота, серебра, драгоценных камней слоновой кости и пр. Через несколько времени по смерти Соломона дочь тирского ц. Ефваала, Иезавель, была выдана замуж за израильского ц. Ахава.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010