Изъяснение псалма 33-го. Пс.33:1 .  Псалом Давида, когда он притворился безумным пред Авимелехом и был изгнан от него и удалился. «Псалом Давиду, внегда измени лице свое пред Авимелехом, и отпусти его, и отыде». Божественый Давид, усмотрев злобу и не доброжелательное намерение Саула, и послушавшись чуднаго советника Ионафана, спасся бегством и прибыл в город Номву. Там, свидевшись с священником Авимелехом, скрыл свое бегство, сказал же, что послан царем по одной важной надобности; потом, попросив хлебов, не нашел иных, кроме отделенных для священников, и взял оные, когда дал иерей, вопреки постановлению закона; потому что таковая пища была уделяема одним священникам. Впрочем сим предызображены таинства благодати, и предварительно отверзлась дверь Божией щедроты; потому что не одним иереям отделяется божественная снедь, но всем желающим предлагается причастие Божественных Даров. В то время великий Давид взял и меч Голиафов, который, после сего единоборства, принес он в дар Богу, как наилучшую добычу. Авимелехом же назвал Пророк Авиафара, как имевшаго два имени. Итак, поскольку Давид, бежав, не открыл о сем бегстве иерею, но сказал, что исполняет одну царскую надобность, то говорится, что «измени лице», как поступивший не по обычной ему правде. Некоторые писатели придавали псалму сему иное содержание. Они говорили, что Давид изменил лице, когда пришел к Анхусу, а потом, убоявшись злоумышления иноплеменников, притворился неистовым, и сим способом спас себя. Но в речениях псалма нет никакого согласия с сим содержанием; приличествуют же оныя сказанному нами, как, при помощи Божией, и будет теперь сие показано. Пс.33:2 .  Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих. «Благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устех моих». И бегством спасаясь, говорит Пророк, и преследуя врагов, и в благополучии, и в злосчастии, песнословлю Владыку моего. Пс.33:3 .  Господом будет хвалиться душа моя; услышат кроткие и возвеселятся. Пс.33:4 .  Величайте Господа со мною, и превознесем имя Его вместе.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Иисус Христос Краткая биография. До начала времён у Бога Отца пребывал Его вечный Сын, вместе с Ним сотворивший вселенную. Когда наступил час, Отец послал Его в мир, чтобы спасти людей от греха, проклятия и смерти. И тогда, чуть более двух тысяч лет назад в городе Вифлееме родился Иисус Христос от Девы Марии ( Мф 1:18–25 ). Вот как Евангелие описывает это: Послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами… ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим… ибо у Бога не останется бессильным никакое слово. Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел ( Лк 1:26–38 ), а девять месяцев спустя она родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице. В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень… и сказал им: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях ( Лк 2:7–12 ). Также из Персии пришли трое волхвов, говоря, что видели звезду, возвестившую рождение Иудейского Царя и явились поклониться Ему. И вот, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну ( Мф 2:9–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Иногда в храме или в студенческой аудитории можно услышать такие вопросы: «Почему канонизировали последнего русского царя, разве он был хороший политик?», или «Я лично знал человека, он такой праведник, почему Церковь до сих пор его не сделала святым, разве он не в раю?» За этими «маленькими» вопросами скрываются большие проблемы, которые нет-нет, да и вырываются наружу: то потребуют сделать святым Иоанна Грозного или Евгения Родионова, то, напротив, с такой обидой говорят о «политических канонизациях», как будто Православная Церковь разрушится, если в ее святцах станет на одно имя больше. В современной Церкви многие верующие воспринимают святого как человека, находящегося в раю, а саму канонизацию - как гарантию, что этот человек спасен. В определенной степени это так и есть, но мы не можем утверждать, что число спасенных равно числу канонизированных святых. Попробуем же вместе разобраться, кто такой «святой» и что значит «канонизация» того или иного подвижника? ВЕТХОЗАВЕТНЫЕ ПРАВЕДНИКИ Читая Библию, мы видим, что ветхозаветные праведники отличаются от христианских подвижников. Если мы представим себе благочестивогоиудея, то почти наверняка это будет образ человека, соблюдающего все нормы Моисеева Закона, подолгу молящегося, а может быть, это будет образ ребе (раввина, учителя), идущего по пыльной дороге, - за ним следует небольшая горстка учеников, а он разговаривает с ними, объясняет им нормы Закона, а также учит его толкованию. Мы также можем представить себе пламенного пророка, который безбоязненно говорит с царями, или, наоборот, царя Давида, который кается в своем падении, Лота, спешно покидающего Содом, или Авраама, умоляющего Бога пощадить город ради нескольких праведников. Одним словом, это будет человек, для которого предельно важно соблюсти заповеди или исполнить свое предназначение, миссию.

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/3/44...

Новый завет Рождество Пресвятой Девы Марии В город Назарет жил потомок царя Давида Иоаким с женою своею Анною. Оба они были люди благочестивые и дожили до глубокой старости, а детей не имели. Они усердно молились, чтобы Господь даровал им сына или дочь, и дали обещание: если родится у них дитя, посвятить его на служение Богу при храме. Бог услышал их молитву; у них родилась дочь, которую они назвали Мариею. Тропарь праздника: Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш, и, разрушив клятву, даде благословение, и упразднив (уничтожив) смерть, дарова нам живот вечный (жизнь вечную). Введение во храм Пресвятой Девы Марии Когда Деве Марии исполнилось три года Иоаким и Анна исполнили свое обещание и привели Ее в храм иерусалимский. Первосвященник встретил Пресвятую Деву при дверях храма, благословил Ее и, по внушению Духа Святаго, ввел во святое святых, куда и сам мог входить только один раз в год. Дева Мария осталась жить при храме и большую часть времени проводила в молитве и чтении священных книг. Когда Пресвятой Деве Марии исполнилось четырнадцать лет, Ей по закону нельзя было оставаться при храме, а следовало возвратиться к родителям, или выйти замуж. Но Иоаким и Анна к этому времени уже умерли, замуж же Дева Мария не хотела выходить, так как дала обет остаться девою. Тогда священники обручили Ее дальнему родственнику, восьмидесятилетнему старцу Иосифу, чтобы он звботился о Ней, как о своей дочери. Иосиф жил в Назарете; он был человек небогатый и занимался плотничеством. Тропарь праздника: Днесь благоволения Божия предображение, и человеков спасения проповедание: в храме Божий ясно Дева является и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопиим: радуйся смотрения Зиждителева исполнение! ( Сегодня предвести благоволения Божия и проповедь о спасении людей. В храме Божием торжественно является Дева и всем предвозвещает Христа. И мы ей громко воскликнем: радуйся, исполнение промышления о нас Создателя!). Благовещение Божией Матери (25 марта). Посещение Ею праведной Елисаветы

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

о. Федор – Добрый вечер, дорогие братья и сестры. В эфире радиостанция «Радонеж». У микрофона протоиерей Федор Бородин, настоятель храма Космы и Дамиана на Маросейке города Москвы. Сейчас мы с вами размышляем о Преподобной Марии Египетской. На прошлой седмице было стояние Марии Египетской, удивительная служба, во время которой читалось её знаменитое житие. Это единственное житие, которое по уставу читается во время богослужебного годичного цикла, так оно важно. Пятая неделя Великого поста посвящена памяти этой величайшей подвижнице. Поэтому для нас с вами это житие, её жизненный путь и те удивительные вещи, которые мы можем для себя в качестве духовной пользы как наставление извлечь из её жития, чрезвычайно важны. Во-первых, мы узнаем, что она жила в Египте, в Александрии. В Александрию она перебралась в 12 лет, убежала от родителей и стала предаваться безудержному распутству. Конечно, Александрия – это город великих святых, там было огромное количество церквей в V веке, когда жила Преподобная. Это великий центр монашества, подвижничества. Совсем рядом с Александрией находится Нитрийская пустыня, Тавеннийский монастырь, Скитская пустыня. Макарий Великий, Иоанн Колов, авва Исаия Отшельник, Арсений Великий – все там. Но всё это проходит мимо человека, он не видит и не слышит, если предается распутству. Конечно, она была крещена, потому что мы не читаем, что она покаялась и приняла святое крещение. Она покаялась, и сразу была допущена к святому причастию. Но совершилось вот такое страшное падение. Может быть, она была совращена. Это стало её второй природой. Более пространная вариация её жития рассказывает, что Мария часто предавалась распутству даже не за деньги. Она жила тем, что пряла пряжу. Её падшей природе жизненно необходим было распутство, она настолько срослась с этим грехом. В 27 лет она увидела корабль паломников, отправляющийся в Иерусалим на поклонение Честному Животворящему Кресту Господню. Для неё это был просто корабль полный тех, кто мог стать жертвой её страсти. Марии не было важно, что это были люди, которые едут поклониться Животворящему Кресту, для неё важным было только утоление страсти.

http://radonezh.ru/2021/05/01/u-carya-da...

О церковном богослужении Где можно молиться? – Можно молиться везде: и дома, и в поле, на всяком месте, потому что Бог есть Дух и везде присутствует. Священная история представляет такой пример молитвы: Бог послал пророка Иону в город Ниневию возвестить жителям гнев Божий за их беззаконие; а он не исполнил Божьего повеления, отправился в противоположную сторону и за то едва не погиб. Когда он плыл на корабле, то поднялась сильная буря и ежеминутно грозила потопить его. Жребий, брошенный между плывшими, указал, что Иона находится под гневом Божиим; его бросили в море, и там поглотил его большой морской зверь – кит. Господь чудесно сохранил жизнь Ионы внутри этого зверя, и вот оттуда-то, из чрева кита, Иона воззвал к Богу о помощи и спасении, и Господь услышал его и спас. Так, нет места, где бы Бога нас не видел и не слышал, и где бы нельзя было Ему молиться. Но есть и особенные, нарочно устроенные для молитвы места: это храмы Божии. Особенное место молитвы – храм – Когда человек был чист своею душою, близок к Богу, тогда не было нужды в храмах: так в раю не было храма. По падении, мы отдалились от Господа Бога и стали склонны к рассеянию и суете мирской. Поэтому и стали чувствовать потребность в устроении храма; переходя за порог его, мы должны оставить все земные попечения и стать пред лицом Самого Всесвятого и Всеведущего Бога. Сам Господь сказал о храме: будут очи Мои и сердце Мое, там во все дни ( 3Цар.9:3 ). Происхождение храма – Первый храм истинному Богу был сооружён пророком Моисеем. В это время евреи странствовали по аравийской пустыне. Посему и храм сооружён был такой, что можно было разбирать его и переносить с места на место. Он известен под именем скинии, что значит палатка. Такую же точно скинию соорудил впоследствии царь и пророк Давид. Сын и преемник Давида, царь Соломон, соорудил уже не переносную скинию, а храм для постоянного в одном месте служения Богу. Местом для храма указана Самим Богом гора Мориат, на которой, по преданию, Авраам решился принести в жертву сына своего Исаака. За беззакония евреев Господь допустил царю вавилонскому Навуходоносору разрушить и сжечь этот храм. Впоследствии евреи на том же самом месте соорудили второй храм Господу Богу. Этот храм, хотя и не был так украшен, как Соломонов, но сделался славнее его, потому что в нём много раз был, молился, учил и творил чудеса Господь Иисус Христос . Но и этот храм, по той же причине, т. е. за неверие и беззакония Евреев, согласно предречению Господа Спасителя, был разрушен Римлянами так, что не осталось в нём камня на камне.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/o...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Толковая Псалтирь Компилятивный труд Евфимия Зигабена по экзегезе Псалмов. Толковая Псалтирь Предисловие на изъяснение Псалтири почтеннейшего из философов Г. Евфимия Зигабена, монаха, и похвала пророку Давиду, разделенные на главы для пособия памяти и разумения читателей. Глава 1. Кто дал бытие Псалтыри, или книге Псалмов? Бытие настоящей книге псалмов, говоря вообще, дал пророк Давид, отрок Божий, как именует его сам Бог: и защищу город сей ради меня и Давида отрока моего (4Цар. 20, 6), отец Сына Божия по плоти, как сказано: книга родства Иисуса Христа Сына Давидова (Матф.1, 1). А чтобы в кратких словах заключить другие частные его названия, скажем так: отец книги сей есть Давид, который один после Авраама был отцем народов,— наш собственный Орфей—певец; первый краснописец добродетелей;—Давид, первый провозестник трех лиц в едином Божестве, пастырь и отличный воин, пророк и вместе царь,—Давид, сделавшийся сердцем, языком и пером первого Царя— Царя неба, снискавший все добродетели, которые делают человека Богом и относятся к человеку Смотри и в начале толкования 50 Псалма удивительные похвалы соплетаемые Богоотцу и царю-пророку Давиду благоглаголивым и витийственнейшим языком божествствен. Златоуста. Заметим здесь, что имя— Давид, по изъяснению Евсевия, значит уничиженный и помилованный, а по божественному Максиму, имеющий способную руку, а по другим: единственный, вожделенный и возлюбленный. Сей по истине великий Давид был сын Иессея,—младший прочих братьев своих, не видный собою, но прекрасный по душе и божественными дарами богаче и разнообразнее всех военачальников, пророков и законодателей; кротчайший по духу и добрейший по природе, мужественнейший душею и крепчайший телом; сам в себе начальнейший, а для других общительнейший, самого высокого и вместе самого скромного и простого образа мыслей и в то же время самого многообразного, приятный нравом, быстрый в слове, великий умом, восторженный в созерцании существ и особенно в созерцании Бога, самонаученный и Богонаученный, всецело весь орудие Духа. Но минуя прочие совершенства его, скажу в похвалу его только о двух— мудрости и мужестве его.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=733...

Поучения на различные воскресные дни и похвальные слова на богородичные праздники 22. Слово на Благовещение Богоматери Се зачнеши во чреве, и родиши Сына, и наречеши имя Ему Иисус. Сей будет велий и Сын Вышнего наречется. ( Лк.1:31,32 ) Царь Соломон, получивший от Бога весь свет премудрости для исследования тайн природы, после того как обозрел все, что есть на небе и на земле, – прошедшее, настоящее и будущее, решил наконец, что в мире, под солнцем, нет ничего нового: ничтоже ново под солнцем ( Еккл.1:10 ). Но Бог сотворил теперь дело совершенно новое, какого никогда не было в прошедшие века и никогда не будет в грядущие; это – дело, совершившееся в Благовещении благодатной Марии, Деве и Матери, но Матери Божией. Чудо сугубое, величайшее действие Божия всемогущества, возвышеннейшая тайна нашей православной веры. Дева и Матерь! Что более невероятное природа может увидеть в творении? Дева – Матерь Божия! Что более чудесное может совершить Божественная благодать? Одно превышает пределы природы и еще не было подобного ему; другое восходит на вершины Божественной благодати и подобного ему быть не может. То – великое чудо, а это – выше чуда; оба непостижимы и оба вполне божественны. Се зачнеши во чреве, и родиши Сына, и наречеши имя Ему Иисус. Сей будет велий, и Сын Вышнего наречется: и даст Ему Господь Бог престол Давида отца Его ( Лк.1:31,32 ). Об этом новом чуде, или лучше об этих двух чудесах, одном о Деве и Матери, другом – о Деве и Матери Божией я хочу сегодня возвестить, слушатели мои. Вот как по Евангельской истории они совершились. I Когда настало исполнение времени, в которое Бог Отец определил ниспослать сюда на землю Единородного Сына и Слово, чтобы Он воплотился и вочеловечился, Гавриил, предстатель Ангелов, был послан в Галилейский город Назарет к Деве Марии, обрученной Иосифу, чтобы приветствовать Ее словами: радуйся, благодатная, и сказать Ей о том, что Бог и Отец избрал Ее быть Материю Его Сына и родить Избавителя мира. Архангел принес весть: се зачнеши во чреве, и родиши Сына, и наречеши имя Ему Иисус ( Лк.1:31 ). Вначале Дева смутилась и пожелала узнать образ этого чудесного события: како будет сие, идеже мужа не знаю? ( Лк.1:34 ). Но когда Ей было сообщено, что это произойдет совершенно сверхъестественным образом, именно силой всемогущей благодати Св. Духа, Она склонилась сердцем и приняла повеление с глубоким смирением: се раба Господня, буди Мне по глаголу твоему ( Лк.1:38 ), – и тотчас сошел на Нее Св. Дух, боголепно приготовил Боговместимое обиталище. Божественное Слово воплотилось в Ее чистой утробе, и осенила Ее сила Всевышнего, «укрепив Ее, – учит Афанасий Великий (в сл. на Благ.), – чтобы запечатленная с этого времени, Она могла созерцать, насколько это возможно, чревоносимого в Ней невидимого Бога, и образовала зачинаемого Младенца». Вот то новое чудо, которое явилось под солнцем: Дева и Матерь, но Матерь Божия; это и есть предмет нынешнего празднества.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilija_Minjatij...

праздники в честь Ее: Рождество Богородицы, Введение во храм, Благовещение, Успение, Покров Ее, и праздники в честь Ее икон: Владимирской, Смоленской, Знамения (Новгородской), Тихвинской и Казанской   «Достойно есть, яко воистину, блажити Тя, Богородицу, честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим». Так прославляют все православные христиане Богоматерь, и этим самым показывают, что, после Господа, Она заслуживает самого глубокого благоговения со стороны верующих. Она всегдашняя Помощница и усердная Заступница всех, обращающихся к Ней с горячей любовью и усердною молитвой; Ее чудеса неисчислимы, и почти каждый город, каждое селение считает Ее своей Покровительницей. С благословения Царицы Небесной и в честь Ее святого имени, посвятим несколько минут на ознакомление с Ее жизнию и Ее благодеяниями роду христианскому. Ко времени пришествия на землю Спасителя мира, иудейская земля – Палестина – разделялась на три части: Иудею, Самарию и Галилею. Галилея находилась на севере Палестины и считалась между иудеями страной нехорошей, потому что галилеяне жили рядом с язычниками и заимствовали от них некоторые языческие обычаи. На одной из Галилейских гор построен был городок Назарет. Отсюда открывается прекрасный вид на дивные Галилейские горы, вдали расстилается Галилейское озеро, или, как обыкновенно называли его – море, и обрисовывается гора Фавор, на которой преобразился Господь наш Иисус Христос . В этом-то, прекрасном по своему местоположению, городке, незадолго до того времени, когда должно было исполниться пророчество о пришествии на землю Господа Иисуса Христа, жили благочестивые супруги – Иоаким и Анна. Оба они происходили из царского рода Давида, были люди достаточные и отличались безграничной любовью к Богу и милосердием к ближним. Но было у них горе, которое делало их жизнь безотрадной: прошло уже более 50 лет их брачной жизни и они не имели детей. И в наше время горько бывает бездетным людям под старость, а у Евреев бесплодие считалось прямым неблагословением Божиим, и бездетных людей обыкновенно презирали, как больших грешников.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

Псалом 15 есть молитва праведника об избавлении во время трудных обстоятельств жизни и угрожающей смертной опасности, с выражением всецелой преданности Господу, как всегдашнему защитнику и спасителю, и – твердой уверенности, что Он и по смерти не допустит его увидеть тления, но дарует ему жизнь в вечное блаженство. Писателем псалма, по надписанию (ст. 1) и по свидетельству Апостолов Петра ( Деян.2:25 ) и Павла ( – 13:35:36); был Давид, которому он вполне приличествует по своему характеру, содержанию и образу выражения, так что почти никто из толкователей не выражал сомнения в его написании Давидом. Если указание на угрожавшую псалмопевцу смертную опасность (ст. 10) и выражаемое им при этом, с одной стороны, особенное расположение к святым, т. е. верным израильтянам (ст. 3), а с другой – отвращение от уклоняющихся к богам чужим, к идолопоклонству (ст. 4), – если все это сопоставить с положением Давида во время Саулова гонения, когда он вынужден был, для спасения своей жизни, бежать из наследия Господа к идолопоклонникам ( 1Цар.26:19; 27:1–3 и 12: ср. 22:3–4 и 2Ц.10:2): то было бы возможно написание этого Пс.относить ко времени Саулова гонения 111 . Но так как, по свидетельству Ап. Петра, Пс.этот написан был Давидом уже после получения им обетования о происхождении от него Христа по плоти ( Деян.2:30 , ср. 2Ц.7:12–16), указание на которое можно усматривать в 5 ст. псалма: то надобно полагать, что поводом к написанию его послужили уже позднейшие, но довольно сходные с бывшими во время Саулова гонения, обстоятельства восстания Авессалома, когда Давид опить находился в смертной опасности ( 2Цар.17:2 ) и снова вынужденный спасаться бегством из наследия Господня к пределам идолопоклонников, моавитян и аммонитян (так как служивший ему тогда убежищем город Манахаим – 2Ц.17:24 , – лежал именно в пределах Моавитско-Аммонитских владений, – ср. И. Нав. 13:25–26, 32 и 2Ц. 17:27а), утешал себя воспоминаниями о прежних милостях Господа и особенно в Его обетовании почерпал уверенность в своем избавлении. Предположение это отчасти подтверждается тем, что Псалом выражением упования на Бога, как всегдашнего защитника и спасителя, и уверенности в избавлении от угрожающей опасности, заметно сходится с псалмами из времени Авессаломова восстания, особенно 22 (ср. ст. 1 с 15:2, ст. 2–3 с 6, ст. 4 с 10); 60 (ст. 6 с 15:5; ст. 8 с 11); 61 (ст. 2–3, 6–8 с 15:2:8); 62 (ст. 2 с 15:2, 5; ст. 5–7 с ст. 7:9).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010