Не было у св. Апостола ни одной Церкви, которая не блистала бы великими христианами. Характеризуя жизнь христиан малоазийских церквей, описывая нравственный облик каждой церкви, св. Апостол указывает целый ряд великих добродетелей христианских, какими отличались христиане того или другого города. Все переносили они ради Христа: и нищету ( πτωχεα), и насмешки и клеветы ( βλασφημα), и презрение, и гонения ( θλψις), и темницы ( φυλακα). Не страшен был для них „ни престол сатаны“, ни „синагога сатаны“. Не смущала их сила и могущество язычников, ни великолепие их храмов, ни пышность служения. Соблазнов для них как бы не существовало. Не увлекались они и лжеучением. И еретики как бы исчезли с лица земли. По смерти Апостола мы видим их гораздо больше. Твердо и неизменно хранили христиане заповеди Спасителя, и там, где столько погибло людей, они преуспевали в жизни духовной ( πομον). Это отличительная, общая черта всех малоазийских христиан 1427 . „Знаю дела твои, пишет св. Апостол о христианах ефесских, и труд твой, и терпение твое и то, что ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы. Ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился и изнемогал“ 1428 . Что еще можно прибавить к этой замечательной характеристике? В ней каждое слово, каждая отдельная черта рисует перед нами картины трудовой, скорбной, самоотверженной, святой жизни христиан города Ефеса. Здесь каждое слово намекает на целый длинный ряд известных подвигов христиан, которых история, к сожалению, не сохранила до настоящего времени. Нелегко были приобретены ими эти добродетели; непрестанный, упорный труд ( κπος), труд почти до изнеможения, вот – путь, каким ефесские христиане шли к ним. Вследствие этого нравственный образ ефесских христиан становится еще привлекательнее. „Знаю твои дела, и скорбь, и нищету (впрочем ты богат) и злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, а соборище сатанинское“, пишет св.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

Однако в православном каноне празднование дня памяти этого святого связано с легендарным событием, произошедшем, по преданию, полвека спустя после его мученической кончины, в правление императора Юлиана Отступника. По его приказу все продукты, продававшиеся на рынках Константинополя, стали окроплять жертвенной кровью, тем самым практически лишая христиан пропитания — решение вполне в духе этого экзальтированного императора-декадента, испытывавшего болезненное любопытство к оккультизму. Стремясь вернуть империю к язычеству, он не находил общего языка ни с языческими жрецами, ни с простыми людьми, которым его оккультные опыты казались опасным колдовством. Поэтому Юлиану хватило здравого смысла, пользуясь властью, не прибегать к прямому насилию над христианами, которых к тому времени среди горожан Азии и Сирии, Египта и Африки, Балкан и Италии было большинство. Он знал, что ответом на прежние гонения были мученичество и исповедничество и умножение числа христиан. Ученик блаженного Августина Павел Орозий писал: «Преследуя христианскую религию скорее хитростью, нежели открытым насилием, он старался побуждать людей больше наградами к тому, чтобы те отвергли Христа и приняли культ идолов, нежели принуждать пытками». Он увольнял христиан из армии и с государственной службы, лишил христианских клириков привилегий, дарованных им Константином, велел возвратить язычникам отобранные у них храмы, вернул из ссылки осужденных христианами еретиков, чтобы расколоть Церковь изнутри. Юлиан не запрещал христианам исповедовать свою религию, не подвергал их репрессиям за саму веру, но убийства христиан языческой чернью оставлял безнаказанными. Так что поставить константинопольских христиан перед выбором — умереть с голоду или фактически принять участие в языческом жертвоприношении — вполне в его характере. «…чтобы не соблазнить брата моего» Казалось бы, ну и что? Ведь утверждает же апостол Павел, что пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое (1 Кор 6:13), а об употреблении в пищу идоложертвенного мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого (1 Кор 8:4), и пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем (1 Кор 8:8).

http://foma.ru/pervaja-subbota-velikogo-...

Спаситель наш Иисус Христос , когда жил на земле, наперед сказал, что учеников Его и тех, кто в Него уверует, постигнут в мире тяжелые беды и скорби. Он говорил: «раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас. Отдадут вас на судилища, поведут к правителям и царям за Меня, для свидетельства пред ними и язычниками. Предаст брат брата на смерть и отец сына, и восстанут дети на родителей и умертвят их. И будете ненавидимы всеми за имя Мое; пре­терпевший же до конца спасется. Наступит даже такое время, что всякий убивающий вас будет думать, что он тем угождает Богу. Но, мужайтесь, Я победил мир (то есть: Мое учение, вера в Меня, восторжествует над всем)». Сбылось в точности все то, что предсказал Гос­подь. В первые годы после вознесения Его на небо, пока вера христианская распространялась между евре­ями в их земле, не веровавшие во Христа евреи же­стоко мучили и убивали христиан. Скоро после того настал конец еврейскому царству; евреи были выгнаны язычниками из своей земли и рассеяны по всему свету. Вместе с собой они унесли в чужие страны и ненависть к христианской вере, вредили хри­стианам везде, где были, и всем, чем могли. Еще более страшными врагами христианской веры были язычники, когда она стала распространяться ме­жду ними. Христиане стали между язычниками, что овцы среди волков. И цари, и правители, и простой народ, и ученые – все восстали против христианской веры и гнали ее с таким ожесточением, что отцы не щадили детей, братья предавали друга друга на смерть, убивая христиан, думали, что делают бого­угодное дело. Словно война какая-то велась у язычников против христиан, как будто против врагов, война беспощадная, непримиримая. И велась она везде, где только были христиане. Все те страны, где первоначально распространилась вера христиан­ская, находились под властью одного народа и од­ного царя – римского, составляли одно обширное все­светное царство. Стало быть, как только началось преследование христиан, оно пошло по всей земле. Что же за причина была такой ненависти язычни­ков к христианам?

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevcov...

Утешением для смирнян является также и то, что Христос, в отличие от других Церквей, ни в чем не укорил их и не упомянул ни одного их недостатка.  9 Знаю твои дела, и скорбь, и нищету (впрочем, ты богат), и злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское. «скорбь и нищету» – то есть притеснения, гонения, преследования со стороны язычников.  Греко-римские язычники обвиняли христиан, во-первых, в безбожии, потому что они не поклонялись тем богам, которым поклонялись все. Во-вторых, таинство Причастия Тела и Крови Христовых давали невежественным людям повод для подозрений в людоедстве. Столь же нелепо христиан подозревали в развратных оргиях – потому, что их собрания носили название «вечери любви». 21 21 Поводы для подобных обвинений могли давать и практиковавшие разврат гностики, которых язычники не отличали от христиан. Далее, христиан обвиняли в разрушении семей, что действительно иногда имело место: когда одни члены семей принимали христианство, а другие оставались язычниками. Наконец, в глазах римских властей христиане являлись политическими преступниками, так как они отказывались именовать императора божественными именами и участвовать в культе императора, то есть приносить жертву его статуе.  Все эти обвинения, как реальные, так и фантастические, были причиной стойкой неприязни язычников по отношению к христианам, и неприязнь эта часто перерастала в открытые преследования.   «и злословие от тех…» – вероятно, инициаторами гонений в Смирне, как и во многих других случаях, описанных в книге Деяний, были иудеи. В «Разговоре с Трифоном» святой Иустин Философ (II век) говорит, что иудеи повсеместно бывали причиной предубеждения и ненависти языческого населения и римских властей по отношению к христианам.  «впрочем, ты богат» – лишенных имущества и обреченных на нищету христиан Христос называет богатыми, потому что они владеют богатством духовным – Благодатью и ее дарами: любовью, верностью, мужеством. А также и потому, что их ждет великое небесное воздаяние, как Он говорит об этом в Евангелии: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Мф. 5, 11–12). 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Всё это говорит за то, что Савл видел в христианстве только одну опасность иудейству и поэтому, естественно, восстал и вооружился против него. Дееписатель Лука про это время жизни апостола замечает, что Савл «терзал Церковь , входя в домы и, влача мужчин и женщин, отдавал в темницу» 16 . Истребление христианства Савл считал долгом совести и – мало того – делом богоугодным. По собственной инициативе, он испрашивает у первосвященника, председателя синедриона (имевшего главный надзор за всеми синагогами, как в Иудее, так и вне её, и право налагать исправительные меры и наказания на нарушителей закона), полномочие на арест всех христиан 17 . Савл свой выбор остановил на самом древнем сирийском городе Дамаске, отстоящем от Иерусалима на 300 километров. После гонения на христиан, последовавшего за убийством архидиакона Стефана, иерусалимские христиане рассеялись по разным городам. Дамаск был густо населен иудеями, и, следовательно, можно было рассчитывать найти там много христиан. На пути в Дамаск произошло то необычайное дело благости Божией, вследствие которого дышавший гневом Савл, гонитель Христа, превратился в Его ревностнейшего служителя, самонадеянный и гордый фарисей стал смиренным христианином, повержен был в прах иудей Савл, но восстал апостол Павел. Дееписатель Лука повествует, что, когда Савл со своими спутниками приближался к Дамаску и была близка цель его путешествия, внезапно Савла осиял свет с неба. «Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл, что ты гонишь Меня? – Он сказал: Кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна» 18 . Внезапный и слишком яркий свет так подействовал на зрение Савла, что он перестал видеть и бывшие с ним люди должны были вести его за руку. Три дня Савл не видел, не ел и не пил. Эти три дня были муками рождения для Савла, временем перехода от смерти к новой жизни; и чем решительней и энергичней был его характер, тем с большими муками происходило возрождение Савла. Один благочестивый муж из христиан, именем Анания, возродил Савла святым крещением и доставил ему духовное и телесное выздоровление.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Nikols...

Откр.17:6 Я видел, что жена упоена была кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых, и видя ее, дивился удивлением великим. Это – довершительная характеристика жены-блудницы. Она упивалась не только из чаши, исполненной мерзостями и нечистотами блудодейства, но и кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых . Великий город кончины века будет городом-гонителем христиан. Жена-блудница восстанет на жену- Церковь , на невесту Христову. Площади и улицы этого города будут упоены кровью христиан. Так в великом гонении окончит Церковь свой земной путь. А разумея блудницу как вообще воплощение царства сатаны на земле, можно здесь усматривать указание на гонения, которые в различные времена различные цари учиняли на христианскую Церковь и ее верных свидетелей. Под святыми , кровью которых была упоена блудница, можно разуметь вообще всех христиан, претерпевших мученичество в великом городе Вавилоне. Свидетели Иисусовы – это уже избранные из святых христиан, мужественнейшие свидетели и проповедники Христовы, особо подвизавшиеся в исповедании веры и благовестии. Сонм этих свидетелей будет увенчан двумя свидетелями Христа – пророками Илией и Енохом (11,3). Все это видение и особенно вид жены-блудницы и ее мерзостей весьма удивил и изумил тайнозрителя – и видя ее (блудницу), дивился удивлением великим . Но тайна великой блудницы не должна была остаться скрытой от Иоанна. И он пишет: Откр.17:7 И сказал мне Ангел: что ты дивишься? я скажу тебе тайну жены сей и зверя, носящего ее, имеющего семь голов и десять рогов. Итак, сам ангел дает Иоанну толкование видения великой блудницы, сидящей на звере. Это толкование и записано в 17,8–18. Что ты дивишься? я скажу тебе тайну – говорит ангел с готовностью все объяснить тайнозрителю. Откр.17:8 Зверь, которого ты видел, был, и нет его, и выйдет из бездны, и пойдет в погибель; и удивятся те из живущих на земле, имена которых не вписаны в книгу жизни от начала мира, видя, что зверь был, и нет его, и явится. Ангел не называет прямо, кто показан в виде зверя, но говорит о нем, что он был, и нет его, и выйдет из бездны, и пойдет в погибель.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Откр.2:8 .  И Ангелу Смирнской церкви напиши: так говорит Первый и Последний, Который был мертв, и се, жив: Город Смирна принадлежит к числу древнейших городов Малой Азии. Смирнская церковь возникла после 70 года. Смирна и по сие время удерживает достоинство митрополии и во внешнем своем состоянии превосходит все древние христианские города этого края. К епископу этой церкви, может быть, к св. Поликарпу Господь обращается со Своим откровением. В Его словах заключается указание на Иисуса Христа как Вседержителя, который в Самом Себе указывает цель существования. Воскресение же Иисуса Христа уверяет христиан в возможности получения вечного блаженства после всеобщего воскресения и суда. Откр.2:9 .  знаю твои дела, и скорбь, и нищету [впрочем ты богат], и злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское. Словами 9 ст. Господь возводит смирнян к мысли о Своем промыслительном всеведении. Он видит человеческие скорби и материальную нищету; но ценит и терпеливую христианскую надежду, и преданность Богу, которые здесь названы христианским богатством. Апокалипсис называет иудеев сборищем сатанинским, давая этим самым понять, что он имеет ввиду иудеев, ставших в решительную вражду по отношению к христианству. А синагогальное управление их делало иудеев особенно сильными и вредными в этом случае ( Иак 2:6–7 ). Откр.2:10 .  Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни. Смирнянам в недалеком будущем предстояло подвергнуться великим скорбям, особым несчастиям и гонениям. Но теперь смирняне слышат, что Господь Вседержитель смотрит на них Своим всевидящим оком. Утешение и ободрение здесь главным образом в том, что указывается главный виновник этих страданий, их цель и их продолжительность. Гонения на христиан и заключение многих из них в темницы произойдут по наущению диавола ( 1Пет 4:12 ). Но Бог, попустивший диаволу в ближайшее время воздвигнуть гонение против смирнских христиан, ограничит его деятельность непродолжительным временем. Для христиан не должна быть страшна и самая смерть, которая и будет уделом некоторых из них во время гонений. – Эта смерть будет лишь переходом в новую блаженную и вечную жизнь: венец есть символ награды и прославления ( 2Тим 4:8 ; 1Пет 5:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

прим. к Мф.10:5 и Ин.4:4 ). Может быть ушли в Самарию главным образом эллинисты, к которым самаряне не чувствовали такой неприязни; по крайней мере Филипп, о проповеди коего в Самарии далее идет речь, носит греческое имя. 2. Стефана же погребли мужи благоговейные, и сделали великий плач по нем. Стефана же погребли мужи благоговейные: эти мужи благоговейные были, как кажется по связи речи и сличению с Деян.2:5 , не христиане, которым начавшееся в день смерти Стефана гонение не позволяло исполнить этот долг в отношении к мученику, но благоговейные из иудеев, тайно расположенные к христианству, видевшие невинность побитого камнями и имевшие мужество открыто прийти взять тело его и похоронить. Так, Иосиф Аримафейский и Никодим имели смелость прийти и похоронить тело распятого Господа. Дееписатель упоминает о сих, похоронивших Стефана, как бы показывая противоположность духовной настроенности этих людей безумному фанатизму убийц Стефановых, воздвигших потом гонение на христиан. – Великий плач: в знак скорби по умершим, как было то в обычае евреев ( Быт.50:10 ; Втор.34:8 и др.). 3. А Савл терзал церковь , входя в дома и, влача мужчин и женщин, отдавал в темницу. 4. Между тем рассеявшиеся ходили и благовествовали слово. Савл терзал церковь : или опустошал (ср. Гал.1:13 ), хотел уничтожить самое бытие ее, как отдельного общества, насколько это было в его силах и средствах. Он входил в дома, или точнее ходил из дома в дом, конечно там, где надеялся найти христиан, и где находил таковых, то влача, вероятно при помощи служителей синедриона, мужчин и женщин, т.е. с бесчестьем и позором, отдавал в темницу. Из сего видно, что Савл имел на своей стороне, или, может быть, был орудием синедриона в преследовании христиан и был уполномочен им на такой образ действий, ибо иначе он не отважился бы вторгаться в дома обывателей, и темницы не могли бы быть в его распоряжении. Но вместе с сим видно и то, что собственно от личного характера Савла много зависело ожесточение гонения, что именно его фанатизм усиливал тяготу положения христианской общины. Рассеявшиеся благовествовали слово: выше (ст. 1) замечено было, что члены христианской иерусалимской общины рассеялись по разным местам только Иудеи и Самарии; ниже замечается, что они прошли до Финикии и Кипра и Антиохии ( Деян.11:19 ). Эти рассеявшиеся, однако не скрывались и не бездействовали в местах своего убежища, но ходили по тем странам, где рассеялись, и благовествовали слово, т.е. проповедовали евангелие Христово. «Кровь мучеников, – говорил Тертуллиан, – семя христиан». Пролитая кровь первомученика послужила к тому, что проповедь о Христе внесена была учениками Его в дальние страны, ограничиваясь доселе, главным образом, только Иерусалимом с приходившими в него из разных стран толпами богомольцев. Филипп Благовестник в Самарии и Симон волхв (5–13)

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

1Сол.2:13 .  Посему и мы непрестанно благодарим Бога, что, приняв от нас слышанное слово Божие, вы приняли не как слово человеческое, но как слово Божие [каково оно есть по истине], которое и действует в вас, верующих Новое выражение благодарности со стороны Апостола за обращение Ф-в и их твердость в гонениях. Они приняли Слово Божие не как слово человеческое, отсюда его и действенность. Они восприняли его сердцем, и оно действует в них добрыми плодами – действует в них « верующих» (прич. наст. вр. πιστευουσιν). «Слово – действенно, пока слушатели веруют. Эти два факта совместны. Если бы вера исчезла, прекратилось бы и влияние слова проповеди» (Adeney. w. 7, The Century Bible, Thessalonians, стр. 171). 1Сол.2:14 .  Ибо вы, братия, сделались подражателями церквам Божиим во Христе Иисусе, находящимся в Иудее, потому что и вы то же претерпели от своих единоплеменников, что и те от Иудеев, Здесь содержится самая сильная атака на еврейство со стороны Ап. Павла (сравни Деян 7:51–53 ). «Это единственное место в его посланиях, где употреблено выражение «жиды», подобно тому как это делается в Ев. Иоанна, для обозначения избранного народа как врагов веры во Христа. Чтобы понять это место, так сильно отличающееся по языку от к Рим.9–10 , мы должны припомнить, что Ап. Павел, вообще человек со страстной натурой, еще больно чувствовал недавнее против себя гонение со стороны своих соотечественников, которые, как он это сознавал, боролись не только против него, но против Бога и истины» (Iulford, Thessalonians, crp. 22). Содержит прекрасное опровержение тюбингенской гипотезы (Ф. Баура) о якобы существовавшей вражде между Ап. Павлом и церквами в Иудее. Ф-цы стали подражателями этих последних, и в словах Ап. Павла чувствуется «удивление, полное любви» (Lightfoot) пред стойкостью иудейских христиан, ставших образцом для христиан Ф-ки. С другой стороны этот стих прекрасно подтверждает наши выводы о состоянии церкви в Ф-ке, и об источнике гонения на христиан. «Хотя в книге Деяний евреи являются главными гонителями Ап. Павла в Ф-ке все же мы не можем сомневаться в том, что ход событий был всюду одинаковый; оппозиция Евангелию, возбужденная Иудеями, была подхвачена местным населением, без содействия которого они были бы бессильны» (Lightfoot op. cit. 32 ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

5:6); но вследствие того же незнания, мы не должны ни о настоящем, ни о каком-либо последующем времени утверждать, что теперь-то или тогда-то наступит последний суд и кончина мира. Кроме того, в Откровении Иоанна не все видения относятся исключительно к последним дням мира, некоторые предъизображают события, давно уже минувшие, хотя совершившиеся после времен Тайновидца, как, напр., страшные гонения на христиан, падение Рима. К таким-то событиям и относятся неоднократно встречающиеся слова: «время близко» (1, 3: 12, 10). Впрочем, непосредственное отношение некоторых видений к событиям ближайшим не препятствует их отношению и к дальнейшим событиям, потому что в истории Церкви непрерывно осуществляется закон прообразования, так что предшествующим преобразуется последующее, и последнее отображается в первом, причем иногда некоторые отдельные черты, указуемые пророчественными видениями, находят осуществление не в ближайших прообразующих событиях, а в дальнейших преобразуемых. Посему полное объяснение этих видений возможно будет только тогда, когда завершится весь круг событий, от первого до последнего, от начала Церкви до последнего дня мира. Гл. 1, cm. 6. Сотворил есть нас цари, и иереи Богу и Отцу своему. На эти слова мнимо-духовные христиане думают опираться в своем лжеучении о всеобщем царском и священническом достоинстве христиан, вследствие которого не нужно будто бы особо поставленных царей и священников. Правда, что каждый христианин является священником, но мере того как представляет в жертву Богу свое тело и совершает пред Ним разумное служение ( Рим. 12:1 ). Правда и то, что каждый христианин может быть назван царем, по мере того как утверждается Духом владычним ( Пс. 50:14 ), господствует над своими страстями и торжествует победы над кознями диавола. Но то и другое достоинство христиан в земной жизни имеет только слабое начало, и слово сотворил у апостола Иоанна скорее значит: избрал для того, чтобы быть священниками и царями. Это видно из того, что ниже говорится: «блажен и свят, имеющий участие в воскресении первом; над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет» (20, 6).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kohomsk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010