Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРКЕЛЛИН [Марцеллин; лат. Marcellinus; греч. Μαρκελλνος] († 303/4), сщмч. (пам. 7 июня), еп. (папа) Римский (с 295/6). О М. сохранились противоречивые сведения, степень достоверности к-рых трудно определить. Во многом это связано с тем, что М. занимал Римскую кафедру во время «великого» гонения на христиан (см. ст. Гонения на христиан в Римской империи ), к-рое, по-видимому, привело к дезорганизации и внутренним конфликтам в Римской Церкви. Впосл. поведение епископа во время гонений было предметом дискуссий. Также в ранних источниках М. ошибочно отождествляли с его преемником Маркеллом I . «Великое» гонение на христиан началось с издания имп. эдикта о конфискации молитвенных зданий и церковного имущества, об уничтожении священных книг и о запрете христ. собраний (23 февр. 303). Впосл. было издано еще неск. законов против христиан, но в зап. части Римской империи скорее всего действовал только 1-й эдикт, в соответствии с к-рым христиан судили в Италии и Африке, подконтрольных августу Максимиану Геркулию (286-305) ( Ste. Croix. 2006; cp.: Clarke. 2005. P. 647-665). Вероятно, на Западе гонения были менее жестокими, чем на Востоке (напр.: Green. 2010. P. 212-213). По свидетельству Евсевия Кесарийского , в зап. регионах империи христиан преследовали только 2 года, после чего там воцарился мир ( Euseb. De mart. Palaest. XIII 12-13). В более поздних агиографических сказаниях сообщается о мучениках, погибших в Риме во время «великого» гонения (напр., о Панкратии, Себастиане, увенчанных мучениках), но историческая ценность этих источников невелика. Однако в древнейшем рим. календаре «Depositio martyrum» упоминается, что в 304 г. погибли мученики Парфений и Калокер (19 мая) и Базилла (22 сент.) (Das Kalenderhandbuch. 2014. S. 503, 512-513; ср.: Curran. 2000. P. 49-50). В «Церковной истории» Евсевия Кесарийского М.- последний из упомянутых Римских епископов, преемственность к-рых прослеживается в сочинении. По свидетельству историка, его «настигло» или «захватило» гонение (ν κα ατν διωγμς κατεληφεν - Euseb. Hist. eccl. VII 32. 1). Возможно, Евсевий намеренно использовал двусмысленное выражение, т. к. знал о предполагаемом отступничестве М. ( Castelli. 2013. P. 806). В лат. переводе Руфина Аквилейского сказано, что Римского епископа «застала эпоха гонения» (persecutionis tempus invenit), а Феодорит Кирский утверждал, что М. «отличился» во время гонения ( Theodoret. Hist. eccl. I 3. 1).

http://pravenc.ru/text/2562328.html

Новости Круглый стол «Гонения на христиан: память и современность» провела в Москве Община св. Эгидия 11.06.2015 17:12 Москва, 11 июня, Благовест-инфо. Круглый стол «Гонения на христиан: память и современность» состоялся 10 июня в Библиотеке иностранной литературы им. М.И. Рудомино. Организаторы встречи – представительство Общины святого Эгидия в России – пригласили священнослужителей и мирян разных конфессий, чтобы выразить свою солидарность с христианами, преследуемыми за веру во всем мире. В круглом столе приняли участие представитель Патриарха Антиохийского и всего Востока при Патриархе Московском и всея Руси митрополит Филиппопольский Нифон и апостольский нунций в Российской Федерации архиепископ Иван Юркович. «Преследования инкомыслящих и инаковерующих – это, к сожалению, константа человеческой истории. Мир и согласие бывают лишь эпизодическим феноменом… Миропонимание большинства людей не соответствует тому, чтобы люди разных убеждений жили вместе», – сказал, открывая встречу, представитель Ватикана. Он отметил, что гонения на христиан последних лет, особенно на Ближнем Востоке, отличаются особой жестокостью. «Мы должны стать голосом тех, кто не имеет голоса, защищать их, не допускать насилия», – сказал он о мучениках современности. Голоса этих мучеников все же были слышны на вечере: были зачитаны слова Анналены Тоннелли – итальянской мирянки, 35 лет работавшей медсестрой в Сомали, где она была убита в 2003 г., и Шабхаза Бхатти – пакистанского министра по делам меньшинств, христианина, убитого в 2011 г. «Сегодня число преследуемых христиан в мире – 100-150 миллионов, и эта цифра постоянно увеличивается… Это настоящие гонения, с которыми нам нужно соизмерять свою жизнь», – начал свое выступление Алессандро Салаконе, представитель Общины святого Эгидия в России. Он представил «географию страдания» современных христиан: «Быть христианами, ходить в церковь для слишком многих ближневосточных христиан стало риском для жизни». А. Салаконе напомнил о том, что христианская община в Ираке за двадцать лет сократилась в 4 раза (с полутора миллионов до четырехсот тысяч человек); что драматическая ситуация в Сирии – это десятки тысяч жертв среди христиан и разрушение древнейших христианских святынь.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Гонения на христиан — преследования христиан по религиозным мотивам, за веру в Господа Иисуса Христа  со стороны государственных властей, или со стороны иноверцев, или со стороны разноликих, стихийно объединившихся для этой цели людей. П.В. Рыженко. «Выбор веры» Когда закончились гонения на христиан? Первые гонения на последователей и учеников Христа начались ещё во времена Его служения на земле ( Ин.9:22 ) и продолжаются до наших дней. Ранние христиане подвергались преследованиям за веру как со стороны иудеев, в среде которых возникло христианство, так и римлян, на землях которых проживали и проповедовали первые христиане. Говорил ли Иисус Христос о предстоящих гонениях на христиан? Да, Господь возвестил христианам о том, что они будут гонимы: « Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас » ( Мф.5:11-12 ); « Но вы смотрите за собою, ибо вас будут предавать в судилища и бить в синагогах, и перед правителями и царями поставят вас за Меня, для свидетельства перед ними » ( Мк.13:9 ); « Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше » ( Ин.15:20 ). Кроме того, о гонениях, в частности, говорит апостол Павел: « Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? » ( Рим.8:35 ); « Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы » ( 2Тим.3:12 ); « Те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли » ( Евр.11:38 ). Почему Бог попускает случаться гонениям на христиан? «Бог попустил немедленно быть гонениям… для того, чтобы кто не сказал, что проповедь Христова утвердилась случайно или через обман, – чтобы обнаружилась теплота их веры и явно было, что не убеждение человеческое, но сила Божия дала такую крепость душам верующих, что они готовы были перенести даже тысячу смертей; а этого не могло бы быть, если бы проповедь вскоре же не укоренилась глубоко и не соделалась непоколебимою», – пишет свт. Иоанн Златоуст . «И гонения, и скорби, и тесные обстоятельства не только не должны смущать вас, но еще (должны) радовать, так как чрез них мы сообразуемся смерти Иисуса Христа, так сказать – изображаем (Его в себе)», – объясняет нам святой. Как следует относиться к гонениям?

http://azbyka.ru/goneniya-na-xristian

Филипп Шафф (протестант) История христианской Церкви. Том 2 Том 1 • Том 2 • Том 3 • Том 4 • Том 5 • Том 6 • Том 7 • Том 8 Доникейское христианство (100 – 325 г. по Р. Χ.) Содержание Второй период доникейское христианство. Век гонений и мученичества от смерти апостола Иоанна до Константина Великого 100 – 325 г. по P. X. Предисловие к русскому изданию Предисловие к пятому изданию Предисловие к третьему, пересмотренному изданию Предисловие ко второму изданию Введение §1. Литература о доникейском периоде §2. Общий характер доникейского христианства Глава I. Распространение христианства §3. Список литературы §4. Препятствия и помощь §5. Причины успеха христианства §6. Средства распространения §7. Распространенность христианства в Римской империи §8. Христианство в Азии §9. Христианство в Египте §10. Христианство в Северной Африке §11. Христианство в Европе «Империя движется на запад». Глава II. Гонения на христианство и мученичество христиан §12. Литература §13. Общий обзор Размах гонений Следствия Религиозная свобода §14. Гонения со стороны иудеев Восстание Бар–Кохбы. Новое разрушение Иерусалима Талмуд §15. Причины гонений со стороны Рима Веротерпимость Рима Нетерпимость Рима Что мешало терпимому отношению к христианству §16. Положение церкви до правления Траяна §17. Траян. 98 – 117 г. по P. X. §18. Адриан. 117 – 138 г. по P. X. §19. Антонин Пий, 137 – 161 г. по P. X. Мученичество Поликарпа §20. Гонения при Марке Аврелии. 161 – 180 г. по P. X. §21. Положение церкви от Септимия Севера до Филиппа Араба. 193 – 249 г. по P. X. §22. Гонения при Деции и Валериане, 249 – 260 г. по P. X. Мученичество Киприана §23. Временная передышка. 260 – 303 г. по P. X. §24. Гонения Диоклетиана. 303 – 311 г. по P. X. §25. Эдикты о веротерпимости. 311 – 313 г. по P. X. §26. Мученичество христиан §27. Возникновение поклонения мученикам и реликвиям Глава III. Литературный спор христианства с иудаизмом и язычеством §28. Литература §29. Литературная оппозиция христианству §30. Иудейская оппозиция.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

19. Гонения на христиан от язычников (в кратком очерке) Когда кончились гонения на Церковь со стороны иудеев, начались страшные, продолжавшиеся два века с половиною гонения на христиан в Римской империи. Главная и более общая причина гонений на христиан со стороны язычников – это совершенная противоположность учения христианского утвердившимся обычаям, нравам и воззрениям язычества. Язычники терпели всякую веру, лишь бы она не мешала им жить по-прежнему. Христианская же вера во всем изменяла образ жизни. Вместо эгоизма проповедовала любовь, на место гордости ставила смирение, вместо роскоши, доходившей в Римской империи до страшных размеров, требовала воздержания и поста; искореняла многоженство, возвысила значение рабов, взывала к богачам о милосердии и благотворительности. Эта борьба новых начал со старыми языческими порядками была так велика, что пошатнула здание Римской империи. Дряхлый организм ее не мог выдержать силы нового учения и должен был распасться. На место ее, по мановению Промысла, двинулись из глубины Азии новые народы. Во время борьбы христианства с язычеством необозримыми толпами они теснились в пределах греко-римского мира, и в их юных сердцах впоследствии со всей силою своею воздействовало новое христианское учение. При этой общей причине ненависти языческого мира к христианству действовали частные причины, вызывавшие вражду к нему со стороны простого народа, образованной публики, со стороны жрецов, оракулов и других приверженцев старого порядка и, наконец, областных правлений и императоров. Простой народ видел, что христиане отделяются от него в вере, в образе жизни, перетолковывал это по своим грубым понятиям во вред христианам и часто был слепым орудием, которым действовали враги христианства. Например: христиане не приносили жертв языческих – за это называли их безбожниками; христиане не участвовали в языческих увеселениях, противных их нравственности, – за это называли их врагами человеческого рода, человеконенавистниками. Бывали где-либо общественные бедствия, например: засуха, язва – жрецы и оракулы винили в них христиан, которые будто бы непочитанием богов навлекали на свою страну гнев их. И вот поднималась против христиан ярость кровожадной толпы.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/i...

III. от 302 до 313 г. Возобновление гонений на христиан Церковь уже в продолжение нескольких лет претерпевала частные гонения от сотоварищей Диоклетиана. Когда, этот император обнародовал шестой эдикт всеобщего гонения, то им взяты были три сотоварища и империя Римская разделена на четыре части; у каждой был свой император. Его же главным занятие было удовлетворение своей гнусной жадности и он не пренебрегал никаким средством; для завладения нравившимися ему имениями. Поселился он в Никомидии и хотел сделать её соперницей Рима 506 Максимиан Геркул был достойным ему сотоварищем. Это был образец варварства и безнравственности. 507 Он властвовал над Италией, Африкой и Испанией, опустошая эти богатые страны своими несправедливыми вымогательствами. Диоклетиан и Максимиан пользовались титулом Августов; они даровали титул Кесарей Константцию и Максимиану, прозванному Галерием. Последний был, может быть, еще злобнее обоих императоров, а Константций, напротив того, был кроток и справедлив. Ему предоставлено было управление Галлией и всей северной частью Империи. Под деспотизмом же Галерия находились Иллирия и дунайские провинции до Понта Эвксинского. Прежде нежели Галлия была препоручена Константцию, Максимиан Геркул предавал там христиан мученичеству. Упоминают о целом легионе, называемом Фебиенским и избитом в Альпах близь Агона. Весь этот легион состоял из христиан и отказался исполнить кровожадные повеления императора. 508 В Нанте два брата, Донациан и Рогациан, в Амьене эпископ Фирмин, в Марсели знаменитый воин Виктор и множество других в разных частях Галлии мужественно претерпели смерть за веру. 509 Правители провинций также выполняли прежние эдикты о гонении, но насилия и жестокости стали повсеместны, кроме стран, находившихся под властью Константция, когда Диоклетиан обнародовал в 302 году новый эдикт. Однако Церковь , не взирая на гонения в продолжение трех первых столетий, неимоверно преуспела. Если императоры гнали её, то другие предоставляли ей полную свободу 510 и число христиан сделалось чрезвычайно велико. В городах церкви были многочисленны, верующие собирались там во множестве. Древние здания стали тесны и были построены новые, более поместительные. Ничто не могло остановить успехов и благосостояния, пока Бог находил, что народ заслуживает Его покровительства. Но когда начали употреблять во зло свободу, которой пользовались, и пренебрегать добродетелями христианскими, когда начали возникать борьбы между епископами и между Церквами, то Бог осудил народ Свой на наказание. Сперва послал он гонения менее жестокие, как Аврелианово и Валерианово, но этими уроками мало воспользовались. В народе продолжались раздоры; он не думал об утишении гнева Божия; сами пастыри забыли самые священные из своих обязанностей и пользовались своей властью как-будто светской. Так выражается Евсевий.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МЕЛИТИАНСКИЙ РАСКОЛ (Мелитианская схизма), раскол в Александрийской Православной Церкви , возникший в период Великого гонения (см. ст. Гонения на христиан в Римской империи ). М. р. начался ок. 306 г.; последние свидетельства о существовании общин раскольников-мелитиан относятся к VIII в. Дата начала М. р. определяется по «Окружному посланию против ариан» свт. Афанасия I Великого , к-рое написано в 361 г. и где свт. Афанасий упоминает, что мелитиане были объявлены схизматиками 55 лет назад ( Athanas. Alex. Ep. ad epp. Aegypti et Lybiae. 22//PG. 25b. Col. 589-592). По сути содержание споров между церковным большинством и мелитианами близко к истории Донатистских споров в Сев. Африке в ту же эпоху (см. ст. Донатизм ). Как и во мн. др. регионах империи, в Египте в ходе гонений образовалась большая группа падших христиан, к-рые под давлением властей были вынуждены отречься от веры, чтобы спасти жизнь. Наиболее подробная, хотя не во всем достоверная, версия истории возникновения М. р. содержится в «Панарионе» свт. Епифания Кипрского (кон. IV в.). Согласно ему, перед началом Великого гонения Мелитий (греч. Μελτιος), епископ г. Ликополь (ныне Асьют, Египет), занимал в церковной иерархии 2-е место после свт. Петра I Александрийского. С началом гонения они вместе с др. многочисленными епископами и клириками оказались в темнице. Там среди христиан находились мученики, а также и те, кто принесли жертвы языческим богам ради спасения. Споры об отношении к отступникам разделили иерархию. Свт. Петр выступал за снисходительное отношение к падшим и возвращение их в Церковь после покаяния. Мелитий же отстаивал ригористическую позицию, считая, что отступники недостойны именоваться христианами. Для возвращения в Церковь миряне должны проходить через длительные епитимии, а клирики - лишаться сана и приниматься только в качестве мирян. Посередине темницы свт. Петр разместил покрывало, поделив помещение надвое, и приказал тем, кто согласен с ним, перейти на его половину, остальным же - на половину Мелития. И большинство заключенных оказались на стороне Мелития. Обе группы исповедников были сосланы в Феносские рудники и там не возобновляли общения. Последователи Петра свою Церковь назвали кафолической, а Церковь Мелития - «Церковью мучеников» (κκλησα μαρτρων; Epiph. Adv. haer. [Panarion]. 68.1-3).

http://pravenc.ru/text/2562890.html

Луи Дюшен (католик) XIX. Церковь и государство в III веке Гонения на основании специальных указов о христианах. – Селтимии Север запрещает совращения. – Религиозный синкретизм: Юлия Домна, Гелиогабал, Александр Север. – Указ Максимина против духовенства. – Гонения Деция, Галла и Валериапа. – Церковные имущества. Последние годы царствования Марка Аврелия ознаменовались в истории христианства кровавыми событиями. При Коммоде гонение» как и многое другое, ослабилось, однако не в том смысле, чтобы с христианства тогда был снят запрет; но в то время, как высшее правительство не упорствовало в преследованиях я даже выказывало довольно большую терпимость в Риме, провинциальные власти имели полную свободу, смотря по своей прихоти и по обстоятельствам, действовать строго или снисходительно. В Азия проконсул Аррий Антонин (184–5) выделялся своей ревностью в преследовании христиан. Однажды во время суда над ними все последователи Христа в городе толпой явились пред его трибунал. Он казнил нескольких и сказал остальным: „Несчастные! Да ведь если вам так хочется умереть, есть же веревки и пропасти“. Характерный случай, где ярко обнаружилось противоречие между строгостью закона и трудностью применять его на деле. В самом Риме, несмотря на процесс Аполлония, христиане пользовались относительным спокойствием так же, как и в Африке. Тертуллиан отмечает за это время нескольких благорасположенных проконсулов 452 . Эти колебания римской юстиции и система осуждения отдельных личностей неспособны были существенно затормозить успехов христианства. Политическая опасность, которая так тревожила Цельса, заставила наконец императоров принять более действительные меры. В течение всего второго века гонения не имели иного законного основания, как то запрещение, происхождение которого мы исследовали выше. Теперь, не отменяя этого общего запрещения, начинают издавать особые указы, в которых точно определялись разряды христиан, подлежавших преследованию, порядок судопроизводства, кары, конфискации, полицейские меры. Применение их императоры не ставят более в зависимость от усердия властей: их теперь обязывают начать борьбу и выполнять в точности план репрессий, начертанный императорским правительством. Отсюда гонения принимают характер гораздо более жестокий, чем прежние, но зато довольно кратки: смена императоров и даже в известных случаях безуспешность исключительных законов довольно скоро вызывает отмену указов. 1. Эпоха Северов

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Скачать epub pdf Архиеп. Аверкий (Таушев) († 1976 г.) О положении православного христианина в современном мире. Положение православного христианина в современном мире, можно без всякого преувеличения решительно сказать это, до крайности тяжко. Вся современная жизнь, во всех ея проявлениях, так или иначе, направлена против него. Ведь все в ней, по существу, является сплошным отрицанием истинного христианства. И если еще в апостольския времена возлюбленный ученик Христов св. Иоанн Богослов мог писать, что «весь мир лежит во зле» ( 1Иоан. 5, 19 ), то с гораздо большим правом можем мы сказать это о нашем времени. Быть истинным православным христианином, готовым до смерти соблюсти свою верность Христу-Спасителю, в наши дни много труднее, чем в первые века христианства . Тогда преследовали христиан враги неразумные, не ведавшие Христовой веры, имевшие о ней представления превратныя, зачастую нелепыя. Да и гонения эти носили по преимуществу характер внешних гонений. Не принося ущерба душе, они обрекали на муку и смерть тела первых христиан. И тогдашние христиане, хорошо помня завет Христов: «не бойтесь убивающих тело, душу же не могущих убить» ( Матф. 10, 28 ) и будучи подкрепляемы благодатью Божиею, с радостью шли на муки и отдавали свою жизнь за Христа. Эти гонения не только не угашали духа, а наоборот – еще более окрыляли и возгревали его, и кровь мученическая, по меткому выражению одного из тогдашних апологетов, действительно становилась семенем христианства. Не то теперь. Современный мир, за некоторыми исключениями (мы имеем ввиду кровавыя гонения на веру, имевшия место в Советской России), не угрожает так явно и открыто телесными муками и телесной смертью носителям Христова имени. Он даже сам, в значительной части своей, еще продолжает носить имя «христианского», строит храмы, призывает Имя Христово, клянется на Священной Библии . Но все это – одна видимость. Под прикрытием этой обманчивой, многих вводящей в заблуждение, благовидной внешности, в действительности повсюду идет теперь сильнейшее скрытое гонение на христианство, проявляющееся в самых различных видах и формах. Это гонение гораздо опаснее и страшнее прежнего открытого гонения, ибо оно грозит полным опустошением душ – духовной смертью. Сейчас происходит именно то, о чем предупреждал и от чего более всего предостерегал Христос-Спаситель, увещевавший Своих последователей не бояться мук телесных, поскольку они не грозят душе: «бойтесь более того» , говорил Он: «кто может и душу и тело погубить в геенне» ( Матф. 10, 28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Ni...

Скачать epub pdf О положении православного христианина в современном мире Положение православного христианина в современном мире, можно без всякого преувеличения сказать, до крайности тяжко. Вся современная жизнь, во всех ее проявлениях, так или иначе, направлена против него. Ведь все в ней, по существу, является сплошным отрицанием истинного христианства. И если еще в апостольские времена возлюбленный ученик Христов св. Иоанн Богослов мог писать, что «весь мир лежит во зле» ( 1Иоан. 5, 18–19 ), то с гораздо большим правом можем мы сказать это о нашем времени. Быть истинным православным христианином, готовым до смерти соблюсти свою верность Христу-Спасителю, в наши дни много труднее, чем в первые века христианства. Тогда преследовали христиан враги неразумные, не ведавшие Христовой веры, имевшие о ней представления превратные, зачастую нелепые. Да и гонения эти носили по преимуществу характер внешних гонений. Не принося ущерба душе, они обрекали на муку и смерть тела первых христиан. И тогдашние христиане, хорошо помня завет Христов: «не бойтесь убивающих тело, душу же не могущих убить» ( Мф. 10, 28 ) и будучи подкрепляемы благодатью Божиею, с радостью шли на муки и отдавали свою жизнь за Христа. Эти гонения не только не угашали духа, а наоборот – еще более окрыляли и возгревали его, и кровь мученическая, по меткому выражению одного из тогдашних апологетов, действительно становилась семенем христианства. Не то теперь!... Современный мир, за некоторыми исключениями (мы имеем в виду кровавые гонения на веру, имевшие место в Советской России), не угрожает так явно и открыто телесными муками и телесной смертью носителям Христова имени. Даже сам, в значительной части своей, еще продолжает носить имя «христианского», строит храмы, призывает Имя Христово, клянется на Священной Библии. Но все это – одна видимость. Под прикрытием этой обманчивой, многих вводящей в заблуждение, благовидной внешности, в действительности повсюду идет теперь сильнейшее скрытое гонение на христианство , проявляющееся в самых различных видах и формах. Это гонение гораздо опаснее и страшнее прежнего гонения, ибо оно грозит полным опустошением душ – духовной смертью. Сейчас происходит именно то, о чем предупреждал и от чего более всего предостерегал Христос-Спаситель, увещевавший Своих последователей не бояться мук телесных, поскольку они не грозят душе: «бойтесь более того, – говорил Он, – кто может и душу и тело погубить в геенне» ( Мф. 10, 28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010