Христианский запад только на первых порах после падения Константинополя выразил восточным христианам сочувствие, попытавшись поднять против турок крестовый поход. Когда же эта попытка не удалась, западные христиане как бы забыли о страданиях восточных христиан. Они сочли за лучшее воспользоваться их бедственной участью для достижения своих целей — внедрению среди них латинства и протестантства. Россия же всегда оказывала единоверцам всяческую помощь. Еще патриарх Геннадий Схоларий просил св. митрополита Иону о помощи и утешении. По просьбе святителя, вел. кн. Василий II отправил патриарху с послом пожертвование. Св. Иона писал ему, что обещает " ради Христовой любви присылать и впредь, что у него найдется " . В княжение вел. кн. Иоанна III (1462-1505) иерусалимский патриарх присылал за милостыней " для искупления гроба Господня от неверных " . По этому случаю митр. Московский Феодосий отправил (в 1464 г/) замечательное послание к новгородцам и псковичам, в котором убеждал их подать милостыню протосинкеллу Иосифу, который возвратился с богатыми дарами. В это княжение были и другие подобные связи с Востоком. Вел. кн. Василий III (1505-33), вскоре после вступления на престол, сделал значительные пожертвования афонским монастырям. Афонские монахи прислали ему в 1509 г. благодарственные грамоты, называя его своим кормильцем и ктитором. Прибывшие вскоре за милостыней для монастырей сербы говорили, что не имеют другого ктитора, кроме православного государя Василия Ивановича. Вел. князь благосклонно принял афонцев и сербов и снова послал с ними богатые дары. В 1515 г. Василий III дал афонским монастырям жалованную грамоту на свободный приезд их иноков в Россию для сбора милостыни. После этого афонские старцы постоянно посещали Россию и повсеместно производили сборы. Можно сказать без преувеличения, что афонские монастыри с того времени поддерживали свое существование единственно благодаря пожертвованиям русских. В 1516 г. щедрая помощь была оказана константинопольскому патриарху Феолепту I. На Синай, по просьбе оттуда, были посланы вещи, соболя, белки, лисицы и рыбий зуб на 600 золотых.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2189...

В княжение Великого Князя Uoahha III (1462–1505) Патриарх Иерусалимский присылал за милостынею протосинкелла «для искупления Гроба Господня от неверных». По этому случаю митрополит Московский Феодосий отправил в 1464 г. замечательное послание к новгородцам и псковичам, в котором убеждал всех подать милостыню протосинкеллу Иосифу. Последний вернулся со значительными дарами. В это княжение были и другие подобные сношения с Востоком. Великий Князь Василий III (1505–1533) вскоре по вступлении на престол сделал значительные пожертвования Афонским монастырям. Афонские монахи прислали ему в 1509 г. благодарственные грамоты, называя своим кормителем и ктитором. Прибывшие вскоре за милостынею для церквей и монастырей сербы говорили, что не имеют другого ктитора, кроме православного Государя Василия Иоанновича. Великий Князь благосклонно принял афонцев и сербов и снова послал с ними богатые дары. В 1515 г. Василий III дал Афонским монастырям жалованную грамоту на свободный проезд их иноков в Россию для сбора милостыни. После этого афонские старцы постоянно посещали Россию и повсеместно производили сборы. Можно сказать без преувеличения, что Афонские монастыри с того времени поддерживали свое существование единственно благодаря пожертвованиям русских. В 1516 г. щедрая помощь была оказана Константинопольскому Патриарху Феолепту I. На Синай, по просьбе оттуда, было послано вещами, соболями, белками, лисицами и рыбьим зубом на 600 золотых. Царь Иоанн IV Грозный (1530–1584) рассылал свои пожертвования по всему Востоку с истинно царскою щедростью. Все четыре Патриарха пользовались милостынею Царя, присылали ему грамоты, благодарили за дары и просили вновь о вспомоществовании. Патриарх Иерусалимский Герман II просил Царя помочь бедствующему Святому Гробу. Как дороги были для Востока милости Царя, видно из того, что Константинопольский Патриарх в одной из своих грамот называл Иоанна Грозного ктитором Патриархии. Позднее Александрийский Патриарх писал Царю Феодору Иоанновичу, что, если бы Иоанн IV не присылал милостыни, его Патриархия разорилась бы до конца. В Царствование Uoahha IV старцы восточных монастырей постоянно приходили в Москву, получали подарки от Царя, производили сборы по России и возвращались с большим запасом средств.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

The Patriarchal law-courts alone had penal jurisdiction over the clergy, and over the laity they had full jurisdiction in all affairs which had a religious connotation, such as marriages, divorces, guardianship of minors, and last wills and testaments. If both disputants were Orthodox, the Patriarchal courts had the right to try any commercial/civil case. A greatly enlarged Church bureaucracy gradually developed to deal with the increased responsibilities of the Patriarch-Ethnarch, especially in the realm of legal matters. Many lay financiers and lay judges were eventually brought into this growing ecclesiastical administration. The Sultan expected the Patriarch-Ethnarch to make sure that the Christians of the realm paid their taxes and did not revolt. As long as the Christians were cooperative, the Muslims allowed them freedom of worship, basically respecting them as “People of the Book.” At this point the bishops, and clergy generally, began to dress publicly like Turkish judges, with the riasson and the cylindrical hat. And in church the bishops adopted the vesting and insignia of the Byzantine rulers, such as the mitre, sakkos, and long hair. However, the Christians were still never allowed to forget that they were a captive people. They could only build new churches or repair old ones with special permission, which was usually denied. They could make no public display of their Faith-no ringing of church bells, no outdoor processions or services, no attempting to share their Faith with non-Christians. They had to wear a distinctive costume, and except for the Patriarch they were forbidden from riding on horseback. And worst of all, they had to endure the seizure of their young sons to be enrolled in the elite Janissary regiment in the Ottoman military, which also meant being forced to accept Islam and live a life of celibacy. Russia The Rise of the Muscovite State As the Byzantine Empire was falling to the Ottoman Turks, the seeds of the coming Russian Empire were taking root in Moscow. Saint Dimitry Donskoi was succeeded as Grand Prince of Moscow by three outstanding leaders in the 15th century: Basil I (or Vasili; r. 1389–1425), Basil II (r. 1425–1462), and Ivan III (r. 1462–1505).

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-orth...

На 24-й гробнице: Князя Ивана Ивановича Малого. О сем Князе в письменном Хронографе находится следующее: «В лето 6872 (1364) преставись Князь Иван Иванович, глаголемый Малый, брат Князя Дмитрия Ивановича, и положен бысть на Москве, в церкви Архангела Михаила на площади».  Свидетельство это подтверждается изображением на стене ангела его Св. Иоанна Богослова. На 25-й гробнице: Как между князьями удельными, погребенными в сем соборе, не находится Галицкого князя Димитрия по свидетельству летописи 24 , положенного здесь в 1441 году: то, вероятно, крайняя к стене гробница покрывает его тело; пред нею на стене изображен в схиме князь Димитрий Александровичь 25 . От западной стены, идучи к северным дверям, подле стены: На 26-й гробнице: «В лето 7044 (1536) Августа в 3, преставись Благоверный Князь Георгий Иванович Дмитровский». На 27-й гробнице: «В лето 6934 (1426) Ноября в 5, преставись Благоверный Князь Андрей Владимирович Донского " 26 . На 28-й гробнице: «В лето 7002 (1494) Ноября в 6, преставись Благоверный Князь Андрей Васильевич Углецкой большой».  От северных дверей к иконостасу: На 29-й гробнице: «В лето 6970 (1462) преставися Благоверный Князь Василей Ярославич» 27 . На боку сей гробницы вырезано: «Покой, Спасе наш, с праведными рабы своя в селех избранных ти; аще бо и согрешиша вси, но не отступиша от тебе». От южных алтарных дверей, подле иконостаса, к южной стене , три гробницы рядом:   На 30-й гробнице: «В лето 6970 (1462) Марта в 28 преставись Благоверный и Христолюбивый Князь Великий Василей Васильевич». На 31-й гробнице: «В лето 7013 (1505) Октября в 28 преставись Благоверный и Христолюбивый Князь Великий Иван Васильевич всея Русии». На 32-й гробнице: «В лето 7042 (1534) Декабря в 4, преставись Благоверный и Христолюбивый Князь Великий Василей Иванович всея Русии, во иноцех Варлаам». На боку сей гробницы написано: «В том же гроб положен, Царя и Великого Князя Ивана Васильевича сын, Царевич Димитрий; преставися в лето 7062 (1554) Июня в 6».   В предалтарии с южной стороны, за иконостасом, три гробницы рядом:

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

…про рублевское …— Речь идет об Андрее Рублеве (ок. 1360–1430) — великом русском живописце, создателе московской школы иконописи. В Московской Руси Рублев пользовался большой популярностью; в «Стоглаве» (1551), сборнике постановлений церковного собора, указывалось: «писать иконы с древних образцов, как греческие живописцы и как писал Андрей Рублев и прочие пресловутые живописцы». Позднее Рублев был забыт, и наследие его стало доступно изучению только в начале ХХ века. …про древнейшего русского художника Парамшина …— Парамша, пли Парамшин — «серебряных и золотых дел мастер». О нем известно, что в 1356 году делал икону и крест, «золотом кованы». Икона эта упоминается в завещаниях великих князей Московских Ивана Ивановича (1356–1359), Дмитрия Ивановича Донского (1389), Василия Дмитриевича (1455), Василия Васильевича (1462). Крест работы Парамшина упоминается в завещаниях Василия Васильевича (1462) и Ивана III (1505). …в Риме у папы в Ватикане створы стоят, что наши русские изографы, Андрей, Сергей да Никита, в тринадцатом веке писали . — Эти же створы (складная трехцветная или двухчастная икона) упоминаются у Лескова в статье «О русской иконописи» («Русский мир», 1873, 254, 26 сентября): «… Капонийские створы русского письма, находящиеся в Ватикане у папы…» Лесков разделял общепринятое мнение о датировке этих створов XIII веком. Позднее было доказано, что они написаны не раньше второй половины XVII века. Капонийскими они называются по имени итальянского археолога и библиографа А. К. Капони (1683–1746), купившего их у одного из родственников Герасима Фоки, духовника Петра I, которому эти створы были подарены царем. …Христа Спаса жидовином пишут . — Это полемическое высказывание можно понимать двояким образом: возможно, что здесь имеется в виду картина А. Иванова «Явление Христа народу» (1832–1856), но более вероятно, что этой репликой Лесков включился в споры, которые шли вокруг картины Крамского «Христос в пустыне» (1872). Студодейное — непотребное. …рассказал, как писано в Новегороде звездное небо …— В новгородском Софийском соборе на иконе «Софии, премудрости Божией» небо изображено в виде длинного темно-синего полотна, усеянного звездами и поддерживаемого ангелами» (Д. А. Ровинский. История русских школ иконописания до конца XVII века, СПб., 1856, стр. 62).

http://azbyka.ru/fiction/zapechatlennyj-...

Великий Князь Иоанн Даниилович Калита 1 мая 1330 г., переведя, с благословения св. митрополита Феогноста, Даниловский монастырь внутрь города, на свой княжеский двор, поставил храм во имя Преображения Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Новосозданному монастырю Святого Спаса передано было все имение Даниловского монастыря и самый погост Даниловский. Спустя ряд лет Даниловская обитель была совсем забыта. Осталась только в сельце Даниловском церковь во имя преподобного Даниила Столпника. Спасский же монастырь Великим Князем Иоанном III (1462–1505) переведен был на новое место, над Москвой-рекой, на горе, называемой Крутицы, и именовалась обитель с тех пор Спасовской на Новом. Церковь же Преображения Господня в самой Москве была обращена в собор Спаса на Бору. Могила св. Князя Даниила была забыта. Однажды Великий Князь Иоанн III проезжал мимо старого Даниловского монастыря. Конь одного знатного юноши, его в числе других сопровождавшего, споткнулся, и он оказался отставшим. Внезапно юноше явился незнакомый человек, сказавший ему: «Не бойся меня, ибо я христианин, месту же сему господин, имя мое Даниил Московский. По Божиему изволению положен я здесь на Даниловском сем месте. Иди, юноша, к Великому Князю Иоанну и скажи ему: вот ты всячески себя утешаешь, зачем же меня предал забвению? Но если он забыл меня, то Бог не забывал меня никогда». Сказав сие, он стал невидим. Юноша, сев на коня, догнал Государя. Видя его испуганным, с осунувшимся лицом, Великий Князь спросил, отчего он замешкался и находится в таком трепете. Юноша поведал ему все случившееся. Великий Князь с того времени уставил петь соборные панихиды и божественные службы и устроил раздачу милостыни и трапезы по отшедшим душам своих родственников, поживших в благочестии. Позднее князь Иоанн Михайлович Шуйский, сопровождая Великого Князя Василия III Иоанновича (1505–1533), приблизился к церкви преподобного Даниила и, наступив на камень, находившийся на неведомой ему могиле, начал с него садиться на коня. Случившийся тут крестьянин сказал тогда ему: «Господин князь, не дерзай садиться с сего камня на коня своего. Знай, что здесь положен блаженный Князь Даниил».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

с приказн. дел Спас. Прилуц. м-ря, 130 (архим. Гавриил 1696 г.); 1856 г., XXIV, Чиновн. патр. Иоакима 1675 г., 49 (архим. Павел переведен в Чудов м-рь, а из Хутынск. м-ря архим. Пахомий в Симонов); “Сборник Муханова”, 203, 134 (Гр. 1600 г. ц. Бориса Годунова архим. Ионе на пошлины в селе Весьегонском); Калачов, “Акты юрид. быта древн. Росс.”, I, 98, 31 (Ж. льгот. гр. 1447 г. людям, живущим на земле м-ря; архим. Геронтий), 103, 31 (Ж. льгот. гр. 1462 г. людям, живущ. на Бежецких землях м-ря; архим. Афанасий, а в 1492 г. архим. Варлаам), 105, 31 (Ж. льгот. гр. 1464 г. людям, живущ. в Волоцких селах м-ря; архим. Евсевий), 109, 31 (Ж. льгот. гр. 1470 г. людям живущ. в сел. Берендеевских с деревн.; архим. Досифей), 114, 31 (Ж. льгот. гр. 1498 г. людям, живущ. на монаст. земляхъ взамен положен. на них оброка; архим. Феогност), 163, 52 (Правая грам. 1464 г. по спорн. делу между м-рем и крестьян. Пехорской вол.; 1464 г. архим. Евсевий, 1507 г. архим. Варлаам, 1534 г. архим. Филофей), 169, 52 (Правая гр. 1462–1505 г. по спорн. делу о пахатн. землях), 279, 55 (Грам. 1666 г. Белозер. воеводе о езах на р. Шексне), 445, 63 (Данная 1456 г. на солян. варницу; архим. Геронтий), 450, 63 (Данная 1549 г. на село Кузминское; архим. Трифон), 552, 82 (Духовная 1460 г. старца Андриана Ярлыка; архим. Афанасий); II, 338, 147 (Купчая 1490 г. на село Титовское; архим. Зосим); III, 97, 301 (Розвод 1491 г. между землями монаст. села Черницкого и Ив. Осоки); Горчаков, “Монаст. Приказ”, прилож. документ., 23, 29 (Челобит. крестьян 1706 г. вотчины м-ря села Веси Егонской о земле), 43, 3 (Ведом. 1735 г. о числе монахов, коих в м-ре положено 87), 70, 17 (Ведом. 1702–1703 г. вотчинам, розданн. разным лицам); “Чтения в И. 06щ. ист.”, 1858 г., IV, Отд. 2, 38 (Нашеств. франц. 1812 г.; архим. Герман); 1859 г., I, смесь, 65 (Сборн. снимков с печатей; 1499 г. архим. Феогност); 1860 г., III, Отд. I, 141 (в 1744 г. имел 12.146 душ крест.), смесь, 144 (Письмо 1795 г. гр. Плат. Зубова с препровожд. указа о возобновлении м-ря), 147 (Письмо 1800 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

11. Иеремия Тисаровский хирот. 1607; † 1641. 12. Арсений Желиборский хирот. 1641; † 1651. 13. Афанасий Желиборский хирот. 1651; † 1667. 14. Иосиф Шумлянский утверждён 1 февр. 1668; † 1710. Более православных владык за ним не было. Епархия Перемышльская Перемышльская епархия упом. с XIII века, обращена в униатскую в исх. XVII-ro. Епископы Перемышльские 1. Антоний , архиепископ Новгородский, 1220–25, возвратился в Новгород. N .... N ...., 1241 (Ипат., 180). 2. Авраамий , 1271. 3. Мемнон , 1289 (1287, Ипат., 218). 4. Иларион , 1292 (Рум. Муз., 114); 1301. 5. Марк 335 1331. 6. Геласий , 15 нояб. 1415. 7. Илия , 21 янв. и 12 окт. 1422. 8. Иоанн , 1462. 9. Иоанникий , 1491. 10. Антоний , 1499, 1509. 11. Иоаким , 1528. 12. Лаврентий Терлецкий , 1532, 35, авг. 13. Арсений , епископ Перемышльский и Самборский, 1539 и 40, 10 янв. 1549. 14. Иаков Радиловский , 1549. 15. Стефан Брылинский , с 1585. 16. Арсений Брылинский упом. 1590; † в мар. (sic) 1591. 17. Михаил Копыстенский , с 1592; низложен 10 окт. 1596; † 1612. 18. Афанасий Крулецкий , епископ Перемышльский и Самборский, поставлен 20 мая 1610. 19. Исаакий Борискович перев. из Луцка? хирот. 1621; † 1641. 20. Исаии Копинский , игум. Межигорский, хирот. 9 окт. (sic) 1622, но не был на епархии; (в 1628 перев. в Смоленск?); в 1633 митрополит Киевский (sic). 21. Сильвестр Герлевич хирот. 1641; упом. 1650. 22. Антоний Винницкий , 1664–79: потом правил митрополией Киевской. 23. Иннокентий Винницкий , 1680–92. Около 1683 г. последний владыка отступил в унию и более православных не было. Епархия Луцкая Луцкая епархия упом. с XIV века; обращена в униатскую в 1711 г. I. Епископы Луцкие 1. Феодосий , 1326. 2. Феодор 7 окт. 1397 приехал в Москву. 3. Иоанн , 1 февр. (sic) 1398. (Акт. 3. Р., III, примеч. 34-е). 4. Савва 1401 лишён епархии. 5. Дионисий , 1415 и 16. 6. Мартиниан , 1458. 7. Евфимий , (Рум. Муз., 178). 8. Алексий (тоже) около 1429. (Акт. Зап. Рос., I, 34). II. Епископы Луцкие и Острожские 9. Иона , 1491–95; † … 10. Кирилл хирот. 1495; упом. 1505, 1508, 12; † 1526.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

160 Сп. канона кн. Михаилу и бояр. Феодору с именем автора в сб. Тр. Серг. л. 470 и Унд. 101. Канон Борису и Глебу в сб. Тр. л. XV в. 116 и XVI в. 646. Слово на Покров в сб. Рум. 437. 161 Списки первого пересмотра жития указаны выше. Из многочисленных списков второго обозначаем здесь древнейшие: в сб. синод. 637, л. 2, и Тр. С. л. 264, л. 112 (оба списка 1459 г.), в сб. той же лавры XV в. 116, л. 355: в сб. 1505 г. там же 466, л. 278, в волокол. сб. Моск. д. ак. XVI в. 634, л. 1, в синод. Ч. Мин. домакар. сост. 169, л. 202, и в синод, сб. 555, л. 97. 162 В сб. Тр. Серг. л. 466, л. 270 служба Сергию, составленная Пахомием, и на ней чтение: «Прииднте, честное и святое постним сословие»: это – начало предисловия пахомиевской редакции жития, которая читалась на службе. 163 Статья о Симоновом монастыре начинается у Пахомия также как у Епифания: «Прежде убо беседовахом еже о Стефане, брате Сергееве». Но рассказ о пострижении Стефанова сына Феодора, на который здесь ссылается Епифаний, опущен у Пахомия. Не на месте поставлен у Пахомия, наприм., рассказ о благословении Исаакия на молчание: у Епифания он следует за статьей о Киржацком монастыре, как и должно, а не предшествует ей, как у Пахомия. 164 Первая в сп. жития синод. 90, л. 148, в Макар, ч. мин. по усп. сп. февр. стр. 826, в волокол. сб. Моск. д. акад. начала XVI в. 634, л. 167. Вторая в синод, сб. XVI в. 948, л. 131. В Милют. ч. мин., февр., л. 338–365 обе ред. рядом. В тех же списках обе ред. сопровождаются двумя похвальными словами, кратким и пространным, скомпилированным неловко из краткого и из похвалы Сергию Радонежскому. 165 Она в Мак. ч. мин. май, по усп. сп. стр. 1150, по синод, л. 925. Время ее составления неясно. Некоторые признаки указывают на конец XV века: о чудесах, из коих последнее, исцеление хромца, относится к 1462 г., в ней замечено: «сия вся чудотворения не во мнозех летех сдеяшася, иже многи суть свидетели тем и доныне», она ничего не говорит о вторичном перенесении, которое было незадолго до 1501 г., когда покроенную еще при Алексие церковь Чуда, из которой пересенены были мощи, разобрали, чтобы выстроить новую (П. С. Лет. VIII, 240).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

1440. Ин. 3. 4. 1441. Ин. 6. 60. 1442–1443. Ср.: Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь (Ин. 6. 63). 1444.  …если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. …Как может человек родиться, будучи стар? Неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? (Ин. 3. 3–4.) 1445. 2 Кор. 10. 5. 1446. Так говорится в грамоте, выдаваемой архиереем иерею по его рукоположении: «Подобает иерею вседушо прилежати чтению Божественных Писаний, и не инако сия толковати, но якоже Церковная светила, святии и Богоноснии Отцы наши, пастыри и учители, великим согласием истолковали». Далее в грамоте завещавается иерею строго нравственная христианская жизнь. 1447. Гал. 5. 24. 1448.  …разве, упав, не встают и, совратившись с дороги, не возвращаются? (Иер. 8. 4.) 1449.  …«встань, спящий, и воскресни из мертвых и освятит тебя Христос» (Еф. 5. 14). 1450.  Погубил ты себя, Израиль, ибо только во Мне опора твоя (Ос. 13. 9). 1451. См.: …язвы, пятна, гноящиеся раны (Ис. 1. 6). 1452.  Врачевали мы Вавилон, но не исцелился (Иер. 51. 9). 1453.  …неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем (Ис. 1. 6). 1454.  Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой (Притч. 3. 5). 1455. 2 Кор. 5. 12. 1456.  …мудрость мира сего есть безумие пред Богом (1 Кор. 3. 19). 1457. Иак. 1. 17. 1458.  …в убедительных словах человеческой мудрости (1 Кор. 2. 4). 1459. 1 Кор. 1. 17. 1460.  …Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых… и не знатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, — для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом (1 Кор. 1. 27–29). 1461. Слово преподобного Марка Подвижника. Далее святой Отец объясняет, что три образа благочестия суть следующие: первый — не согрешать; второй — по согрешении терпеть попускаемые скорби; третий — плакать о недостатке терпения, когда не можем претерпевать великодушно попускаемых (Промыслом) скорбей. 1462. По Иннокентию: Низибий Чудотворец.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010