Содержание I. Пролог (гл. 1) II. Вступление Израиля в землю обетованную (2,1 5,12) А. Обетование Божие и хананейская блудница (гл. 2) Б. Обетование Божие и переход через Иордан (гл. 3; 4) В. Воспоминание об обетовании Божием (5,1–12) III. Завоевание земли обетованной (5,13 12,24) А. Вождь воинства Господня (5,13–15) Б. Гибель и спасение под сенью обетования Божия: Иерихон и Раав (гл. 6) В. Прегрешение против обетования: Ахан (гл. 7) Г. Обещанная победа: Гай (8,1–29) Д. Народ обетования (8,30–35) Е. Страх хананеев и поражение Израиля: договор с Гаваоном и проклятие (гл. 9) Ж. Завоевание южного Ханаана (гл. 10) З. Завоевание северного Ханаана (гл. 11) И. Перечисление побежденных царей и завоеванных территорий (гл. 12) IV. Обретение земли обетованной (гл. 13–21) А. Повеление заселить землю (13,1–7) Б. К востоку от Иордана (13,8–33) В. К западу от Иордана (гл. 14–19) 1 . Введение (14,1–5) 2 . Халев: пример верности и послушания (14,6–15) 3 . Удел колена Иудина (гл. 15) 4 . Уделы колен Ефремова и Манассиина (гл. 16; 17) 5 . Другие колена и Иисус Навин (гл. 18; 19) Г. Города-убежища (гл. 20) Д. Города для левитов (21,1–42) 1 . Просьба левитов (21,1–3) 2 . Выделение городов левитам (21,4–8) 3 . Перечисление городов (21,9–40) 4 . Заключение (21,41,42) V. Краткие выводы (21,43–45) VI. Эпилог (гл. 22–24) А. Единство Израиля: его основа и угроза ему (гл. 22) Б. Требования верности Богу (гл. 23) В. Выбор Израиля в Сихеме (24,1–28) Г. Смерть Иисуса Навина и Елеазара (24,29–33) Глава 1 1:1–18 Слова «По смерти Моисея» указывают как на момент истории, с которой начинается книга, так и на духовный кризис (или кризис богословия Израиля). Смерть Моисея стала завершением суда Божия над поколением израильтян, вышедшим из Египта (5,4–6; Втор. 1,35; 32,51 ). Однако и «по смерти Моисея» Господь Бог Израиля остался верен Своим обетованиям (см. Введение: Характерные особенности и темы). Данная истина вначале открывается Иисусу Навину Самим Богом (ст. 1–9), а затем уже сообщается Иисусом Навином Израилю через его начальников (ст. 10,11).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Ст.13 в конце: семя свято стояние его. Мир стоит потому, что в нем есть избранники Божии, люди добродетельные. Ис. Гл.9, ст.17 – до конца... Поэтому о юношах его не порадуется Господь, и сирот его и вдов его не помилует: ибо все они – лицемеры и злодеи, и уста всех говорят нечестиво. При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта. Слова царя Ассирийского. Как гордо! Гл.10, [ст.] 14. «И рука моя захватила богатство народов, как гнезда; и как забирают оставленные в них яйца, так забрал я всю землю, и никто не пошевелил крылом, и не открыл рта, и не пискнул». Следствие нечестия. Гл.16, ст.10. Исчезло с плодоносной земли веселье и ликование, и в виноградниках не поют, не ликуют; виноградарь не топчет винограда в точилах: Я прекратил ликование. Господь везде представляется полновластным Владыкою и человека, и природы с ее произведениями, как Творец всего. Гл.17. Пророчество о Дамаске. Гл.19. Пророчество о Египте. Гл.20, ст.3 [-4]. И сказал Господь: как раб Мой Исаия ходил нагой и босой три года, в указание и предзнаменование о Египте и Ефиопии, так поведет царь Ассирийский пленников из Египта и переселенцев из Ефиопии, молодых и старых, нагими и босыми и с обнаженными чреслами, в посрамление Египту. О, если бы сказал Господь об нас то же, что об Исаии: такой-то раб Мой. Как бы мы были счастливы! Господь называет верных Своих Своими рабами, а как хорошо быть верным рабом Владыки всего мира! Гл.21, ст.4. Сердце мое трепещет; дрожь бьет меня; отрадная ночь моя превратилась в ужас для меня. Гл.22. Но вот, веселье и радость! Убивают волов, и режут овец; едят мясо, и пьют вино: «будем есть и пить, ибо завтра умрем!» ст.13. Гл.23, [ст.15–16]. И будет в тот день, забудут Тир 12 на семьдесят лет, в мере дней одного царя. По окончании же семидесяти лет с Тиром будет то же, что поют о блуднице: «возьми цитру, ходи по городу, забытая блудница! Играй складно, пой много песен, чтобы вспомнили о тебе». Гл.24. Исполнена силы слава Господня. Вот, Господь опустошает землю и делает ее бесплодною; изменяет вид ее и рассевает живущих на ней... Земля опустошена вконец и совершенно разграблена, ибо Господь изрек слово сие. Сетует, уныла земля; поникла, уныла вселенная; поникли возвышавшиеся над народом земли. И земля осквернена под живущими на ней (посредством живущих на ней), ибо они преступили законы, изменили устав, нарушили вечный завет... [ст.1 – 5]. И так далее... В этой главе виден Творец всяческих и гневный Судия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Как в Солуни он был для них нежною матерью и любящим отцом, так и вдали от них, он I . Скорбит о них и желает скорее увидеться с ними (2:17–20) Удалившись из Солуни, он чувствовал себя сиротой (ст. 17), несколько раз порывался вернуться к ним, но не мог, мешали злые люди по наущению сатаны (вероятно, евреи) (ст. 18). Стремился он к ним потому, что того требовало от Апостола его дело апостольское, в чем его радость и вечная слава (ст. 19–20). II. Апостол посылает к ним любимого своего ученика – Тимофея (3:1–5) Желание иметь вести о солунянах, понуждает Апостола, даже одному, остаться в Афинах (ст. 1), и вот он посылает Тимофея, сотрудника, брата возлюбленного, для утверждения их в вере и утешении в скорбях (ст. 2). Конечно, Апостол не скрывает от солунян, что их ожидает в христианстве, предупреждал об опасностях (ст. 3–4), но тем не менее могли быть искушения для слабых и не только совне, но главное, искушения духа, например относительно авторитета Апостола. Вот почему Апостол и не мог утерпеть, чтобы не послать к ним Тимофея (ст. 5). III. Радуется при получении добрых вестей от Тимофея о солунянах (3:6–10) Известие это Апостол называет «Евангелием». В нем говорилось, что солуняне содержат правую веру и любовь, и сами желают видеть Апостола (ст. 6). Это известие утешило Апостола, среди его собственных скорбей (ст. 7), ибо успех веры солунян – жизнь Апостола. Раз в этом отношении все благополучно, Апостол жив, нет – его смерть (ст. 8). Настоящие же известия восторгаю т Апостола, он не знает, как и благодарить за все Бога (ст. 9), и если чего ему недостает теперь, так это видеть их лично, чтобы дополнить по содержанию веру их (ст. 10). Наконец, верх забот о солунянах выражается в молитвах о них. IV . Апостол посылает им с вои молитвенные благожелания (3:11– 13) Пусть Бог Отец, и свершитель спасения Иисус Христос, управят все к лучшему, относительно визита Апостола в Солунь. Они знают, что лучше (ст. 11). А сам Апостол лишь молится об умножении любви среди солунян, как союз за всех христианских совершенств, любви не только к своим, но и ко всем (ст. 12). Он особенно желает любви, ибо через нее сердце человека утверждается в чистоте и святости, а это все, что потребуется в день второго пришествия Господня. Веря твердо в эту истину (о любви), Апостол особенно усиленно утверждает свою мысль словом «аминь» – да будет так, «буди, буди!» (ст. 13). Часть вторая – нравоучительная (гл. 4–5)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-i...

Третья книга Маккавейская имеет предметом своим события из еврейской истории, случившиеся лет за пятьдесят до времен Иуды Маккавея, так что по хронологическому порядку должна бы занимать первое место между книгами Маккавейскими. Она повествует о гонении, претерпенном египетскими Иудеями от царя Птоломея IV-ro Филопатора. Изложив первоначально повод в гонению в злобе царя Птоломея за то, что не был он допущен во Святое Святых храма Иерусалимского (гл. 1–2), книга излагает затем самую историю египетского гонения и задуманный царем Птоломеем план истребления Иудеев слонами (гл. 3–5). В последних же двух главах рассказывается о чудесном избавлении Иудеев от угрожавшей им гибели (гл. 6–7). Последовательное чтение первой Книги Маккавейской Часть первая. Глава 1 1091 . Завоевания Александра Македонского и разделение его монархии. Гонение Антиоха Епифана на религию и национальность Иудейскую а) Покорение Александром Македонским Персии, Мидии, Еллады и многих других стран (ст. 1–4). б) Смерть Александра и разделение им своего царства между своими военачальниками (ст. 5–9). в) Антиох Епифан и союз с ним изменников иудейских (ст. 10–15). г) Завоевание им Египта (ст. 10–19). д) Завоевание Иерусалима и разграбление святилища (ст. 20–28). е) Нашествие (через два года) Аполлония , военачальника Антиохова на Иерусалим, разграбление его и обращение в сирийскую крепость (ст 29–39). ж) Указ Антиоха о введении единоверия языческого (ст. 40–51). з) Мерзость запустения на священ. жертвеннике Иерусалимском, и всеобщее гонение на чтителей закона Моисеева (ст. 52–64). Ст. 1 ... Александр вышел... из земли Киттим,... т. е. из Македонии. Землею Киттим в Писании, вообще, называются острова Средиземного моря и приморские страны к западу от Палестины 1092 . Ст. 6 ... и разделил Александр военачальникам свое царство еще при жизни своей... Хотя он поставил их только правителями областей в своей обширной монархии; но эти правители, по смерти Александра, не захотели уже расстаться с властью и объявили себя независимыми властителями своих областей. Таким образом, вышло, что, как будто бы, сам Александр еще при жизни своей разделил свою монархию на части.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

XI. Сохранение царственного рода Давидова в лице младенца Иоаса от лютости бабки Иоасовой Гофолии, 7-й царицы Иудейской – (дочери Ахава и жены Иорама, 5-го царя Иудейского). XII. Царствование Иоаса, 8-го царя Иудейского. XIII. Цари Израильские: 12-й Иоахаз (сын Ииуя), 13-й Иоас (сын Иоахаза). XIV. Амасия (сын Иоаса), 9-й царь Иудейский, Иеровоам II-й (сын Иоаса), 14-й Царь Израильский. XV. Цари Еврейские: 10-й Иудейский – Азария (сын Амасии), 15-й Израильский – Захария (сын Иеровоама), 16-й Селлум, 17-й Менаим, 18-й Факия, 19-й Факей, 20-й Осия; 11-й Иудейский – Иоафам (сын Озии или Азарии). XVI. Ахаз (сын Иоафама) – 12-й царь Иудейский. XVII. Падение царства Израильского, и сведения об Ассириянах, поселенных в Самарийской области. Часть вторая. История царства Иудейского по разрушении Израильского от времен Езекии до плена Вавилонского (гл. 18–25). Гл. XVIII. Езекия, 13-й царь Иудейский. XIX. Езекия (продолжение). XX. Езекия (окончание): благочестие Езекии и чудесное исцеление его от болезни, и предсказание о пленении Иудеи Вавилонянами. XXI. Манассия и Аммон, 14-й и 15-й цари Иудейские. XXII. Благочестивые дела Иосии, 16-го царя Иудейского. XXIII. Благочестивые дела Иосии (окончание). Иоахаз и Иоаким – 17-й и 18-й цари Иудейские. XXIV. Царствование Иоакима, Иехония и Седекия – 19-й и 20-й цари Иудейские. XXV. Падение царства Иудейского. Глава 2. Вознесение пророка Илии на небо, и первые чудеса Елисея а) Предузнав о вознесении Илии на небо, Елисей неотступно шествует за ним из Галгала в Вефиль, в Иерихон и к Иордану (ст. 1–6). б) Чудесный переход пророков через Иордан ввиду 50-ти сынов пророческих (ст. 7–8). в) Обещание Илии ниспослать сугубый дух благодати на Елисея (ст. 9–10). г) Вознесение Илии на небо в огненном вихре (ст. 11–12). д) Чудесное возвращение Елисея через Иордан до Иерихона (ст. 13–15). е) Тщетное искание тела Илиина сынами пророческими (ст. 16–18). ж) Чудесное улучшение воды в Иерихоне, и погибель Вефильских детей, проклятых Елисеем (ст. 19–25). Ст. 1. … В то время, как Господь восхотел вознести Илию в вихре на небо, шел Илия с Елисеем из Галгала… С какой целью Господь устроил дивное событие переселения пророка Илии прямо из среды живых на небо? Самая необычайность этого события во всемирной истории уже может свидетельствовать о глубокой знаменательности и великом смысле этого события, и, притом, для всего рода человеческого. В чудном цримере Илии, великого праведника из времен подзаконных, равно, как и в примере Еноха из времен патриархальных, Господь восхотел дать всем земнородным, осужденным на смерть, уверительный опыт блаженного бессмертия в жизни загробной, и наглядный залог всеобщего воскресения мертвых в определенное время. Посему, и церковь Христова, ублажая оного великого пророка ветхозаветного, воспевает о нем, что «с плотию еще сый бессмертен, он, яко мертв, уверяет мертвых восстание» 565 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

«Евангелие царствия Божия», точнее м. б., как в др. рукописях, «евангелие Божие», т.е. благую весть от Бога. К ст. 15. «Царствие Божие» или «царство небесное», как в ев. от Мф., – проповеданное пророками и ожидавшееся иудейским народом царство Бога и Его Помазанника, Дан.2:44 ; Лк.2:38 греч.; Мк.11:10 , Лк.19:38 ; Ин.12:13, 19:19 ; Деян.1:6, 17:7 . Аналогичные ожидания существовали и в языческом мире, утопавшем во мраке темнобожия (ср. 4-го эклогу Виргилия). К ст. 16. Mope Галилейское, иногда просто «море», у Луки – «озеро Геннисаретское» или просто «озеро», 5:1, 8:22–23..., У Иоанна – море Тивериадское, по имени гл. города Тивериады, на зап. берегу, 21:1, 6:1 греч. текст; в древности йам-Киннерет(е), или Киннерот(е), Чис.34:11 ; Нав.12:3 ..., одноименно с городом того же названия, именовавшимся позднее Геннисар, или Геннисарет, Мф. 14:34 греч. т., по-видимому, находившимся к С.-З. от озера. Последнее имеет 12 англ. миль в длину и 6 в ширину в местах наибольшего протяжения. § 2. Примерный план реферата. Тема: Начало служения Христа-Спасителя I. Крещение Господне, 1:9–11 1. Фактическая сторона и отдельные моменты события: а) предшествующее свидетельство Иоанна, ст.7–8; б) приход Иисуса к Иоанну, ст. 9; Мф.3:18 ; в) колебания Иоанна и ответ Иисуса, Мф.3:14–15 ; г) крещение Иисуса в Иордане, ст. 9; д) молитва Иисуса, Лк.3:21 ; е) схождение Св. Духа, ст.10; ж) свидетельство Отца, ст.11; з) последующее свидетельство Иоанна о богосыновстве Христа, Ин.1:26–34, 3:31 . 2. Отношение Христа а) к Иоанну Крестителю, ст.2–3, Ин.1:6–9 ; б) к народу Израильскому, Ис.53:4–6 ; в) к Богу-Отцу, ст.11. 3. Религиозно-исторический и догматический смысл крещения Господня. а) Связь с началом всенародного служения. б) смысл «исполнения всякой правды» (законной), Мф.3:15 ; Лк.7:29–30 ; ср. Ис.42:21 ; Мф.5:17 . в) Участие во всенародном покаянии, вследствие разделения с народом бремени его греха, Ин.1:29 . г) Сошествие Св. Духа на Христа (факт, происшедший во времени, а не знак только, каким было ветхозаветное помазание елеем 14 ; после сошествия Св. Духа Христос начинает Свое всенародное служение), Ис.61:1 , Мф.11:2–5 ; Лк.4:14–21 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/besedy...

Отеческий характер послания здесь выразился еще яснее (нежели в 1-м послании), как в ходе мыслей, так и в образе выражений и обращения к возлюбленному ученику и духовному сыну. Апостол Тимофей, конечно, навестил Павла в узах, утешил его, как мог, и после поучительно-мужественной смерти мученика-учителя своего, усеченного мечем, возвратился к месту своего служения, на котором и подвизался еще около 18-ти лет. Скончался Ап. Тимофей мученически. В царствование Домициана он был убит язычниками города Ефеса, буйно справлявшими одно из своих странных празднеств. Святые мощи его были сначала похоронены за городом (Ефесом) а потом перенесены были в Константинополь, где положены были (в храме Апостолов) вместе с мощами св. Евангелиста Луки и Ап. Андрея Первозванного. Память Ап. Тимофея ублажается Православною Церковию 22-го января. Сохранялось и распространялось во вселенской Церкви 2-ое послание к Тимофею так же, как и первое, а потому и свидетельства о нем приводят почти все те же церковные писатели и отцы Церкви. В Православной Церкви 2-ое послание к Тимофею употребляется при Богослужениях в таком порядке: Гл. 1, ст. 1–2 и 8–18 пяток 27-ой недели. 3–9 св. Апостолу Тимофею. Гл. 2, ст. 1–10 мученикам. 11–19 в субботу 33-ей недели. 20–26 в понедельник 28-ой недели. Гл. 3, ст. 1–9 в субботу 34-ой недели. 10–15 в неделю 33-ю. 16–17 и Гл. 4, ст. 1–4 во вторник 28-ой недели. 5–8 в неделю по Просвещении. 9–22 в среду 28-ой недели. Второе послание к Тимофею святого Апостола Павла Глава 1 1. Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, по обетованию жизни во Христе Иисусе, 2. Тимофею, возлюбленному сыну: благодать, милость, мир от Бога Отца и Христа Иисуса, Господа нашего 125 . 3. Благодарю Бога, Которому служу от прародителей с чистою совестью, что непрестанно воспоминаю о тебе в молитвах моих днем и ночью 126 , 4. и желаю видеть тебя, воспоминая о слезах твоих, дабы мне исполниться радости, 5. приводя на память нелицемерную веру твою, которая прежде обитала в бабке твоей Лоиде и матери твоей Евнике: уверен, что она и в тебе 127 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

. Разделение книги и краткий очерк содержания Вся книга пророка Осии, состоящая из 14 глав, разделяется на 2 главные части: в первой части 1– 3 гл. повествуется о символических действиях пророка, в которых изображается идолопоклонство и нечестие Израильтян и грядущее наказание, по объяснению самого пророка; во второй 4–14 гл. содержатся три обличительные речи: а) 4 –6; в)—7—11; с) 12 – 14. Все речи построены по одному образцу: сначала обличение, потом угроза и, наконец, утешение. В обеих частях есть и Мессианские обетования. По изложению, книга пророка Осии не имеет того изящества и того совершенства, хотя мы видели у Исайи: хотя речь поэтическая, но выражение темны и трудны для объяснения, по причине краткости и отрывочности и по быстрой смене образов. Глава 2-я. Пророчество о Новом Завете С 16 ст. пророк предсказывает, что народ вразумится пленом и вступите с Богом в Новый, вечный завет, т. е. возвратится из плена и получите Мессианское спасение. Ст. 19. Вступление в завет называется обручением на том основании, что отношение Бога к народу нередко в Св. Писании изображается под образом брака (псал. 44. 10). Завет Новый будет вечен, следовательно совершится во времена Мессии. Ближайшее спасение народа из плена будет плодом правды Божьей, удовлетворенной страданиями народа, и возбужденной раскаянием его милости Божией; новый завет будет плодом правды и милости Христовой ( 2Кор. 11, 2 ). Ст. 20. Вера – верность, и эта черта указывает на Мессианское время, потому что известно, что и после плена народ совращался в идолопоклонство и не всегда был верен Богу. «И увеси Господа» – плодом этого завета будет распространение истинного Богопознания (Иерем. 31, 34.). Ст. 21. Здесь к идеальным чертам присоединяются конкретные и перечисляются милости Божии, противоположные прежним наказаниям. 23 ст. «Всею – соберу, в противоположность –рассею. Итак пророк предсказывает, что народ после раскаяния возвратится из плена и вступит в новый завет с Богом, и этот завет будет вечный. С 21 ст. конкретное изображение следует понимать и чувственно и духовно, потому что у пророка конкретные черты соответствуют пониманию современников. Ап. Павел относит это пророчество не к плотскому Израилю, а к духовному, разумея под непомилованною язычников ( Рим. 9, 26 ). Глава 3-я

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

«Эту мысль весьма знаменательно встретить в книгах ветхозаветных; она подготовляла душу к той радости загробной жизни, которая озарила светом надежды всю жизнь христианина после воскресения Господа Иисуса» (Властов). Но для остальных людей, среди которых жил тот праведник, светом и любовью которого они согревались, его преждевременная смерть являлась серьезной и, казалось бы, чувствительной утратой. Однако преступно равнодушное общество перестало это чувствовать и замечать. Следует заметить, что славянский перевод LXX в этом стихе значительно отступает от масоретского текста и имеет следующий вид: «буде с миром погребение его, взяся от среды». Сопоставляя данное выражение с параллельным местом из 53 гл. 8 ст., некоторые святоотеческие толковники усматривают здесь пророчественное предуказание исторического факта – погребения Господа Иисуса Христа Иосифом Аримафейским, Никодимом и женами Мироносицами (блаж. Иероним). Ис.57:3 . Но при­близьтесь сюда вы, сыновья чародейки, семя пре­любо­дея и блудницы! Ис.57:4 . Над кем вы глумитесь? про­тив кого расширяете рот, высовываете язык? не дети ли вы пре­ступле­ния, семя лжи, «Но приблизьтесь сюда, вы, сыновья чародейки, семя прелюбодея и блудницы... семя лжи». Вот в каких резких и энергичных выражениях пророка Исаия делает обращение к своим нечестивым современникам. Все эти образы и характерные выражения, будучи вполне понятными и сами по себе, на почве ветхозаветной теократии, где союз Израиля с Господом обычно уподоблялся интимному брачному союзу, приобретают особенную выразительность и силу, при сопоставлении их с новозаветными евангельскими параллелями ( Мф.12:39 ; Мф.27:25, 40 ; Лк.23:21 ; Ин.8:44 ). Особенно уместно вспомнить здесь известною характеристику иудеев, сделанную Самим Господом, в которой Он устанавливает их духовное родство с «с отцом лжи» ( Ин.8:41–44 ). Ис.57:5–11 . С 5–11 идет сплошной обвинительный акт, предъявляемый иудеям со стороны пророка, за различные виды их религиозно-нравственных блужений. Данный отдел имеет и высокий, чисто исторический интерес, так как он заключает в себе перечень наиболее типичных видов языческих верований и культов, проникших к Израилю от соседних, хананейских народов и господствовавших у него в эпоху, так называемого «религиозного синкретизма». 76 . Здесь мы находим указание и на оргиастические культы (5 ст.), и на религиозное почитание «бетилей», или особых, священных камней (6 ст.), и на практику языческих жертв «на высотах» (7 ст.), и на культ домашних божеств, своего рода, лар или пенатов (8 ст.), и даже на кровавые жертвоприношения детей (5 ст.). Полная историческая достоверность такой удручающей картины религиозно-нравственного состояния предпленных иудеев удостоверяется длинным рядом соответствующих параллелей из других исторических и пророческих книг ( 1Цар.19:13 ; 4Цар.17:10, 31 ; 4Цар.21:6 ; 2Пар.23:17 ; 2Пар.28:3 ; Иер.2:20 ; Иер.3:6 ; Иер.19:2–6 ; Иез.16:20 ; Иез.20:26 ; Иез.23:37 ; и пр. и пр.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Список первосвященников. Список является продолжением ( 1Пар. 6:10–14 ), где исчисляются первосвященники до Иоседека, отца Иисуса. Называемый в ст. 10 Елиашив был первосвященником во время Неемии (ср. Неем. 3:1, 13:4, 7, 28 ). О первосв. Иоиаде, называемом у И. Флавия Иудой (Иуд. Древн. XI, 2, 1), в ( Неем. 13:28 ) сообщается, что сын его вступил в родственные отношения с Санаваллатом и за это был изгнан из Иерусалима. Вместо имени сына Иоиады Ионафана, ввиду ст. 22 и 23, лучше читать имя Иоханана или Иоанна (Иуд. Древн. XI, 7, 1). И. Флавий рассказывает, что этот Иоханан умертвил своего брата Иисуса, и это послужило поводом к осаде Иерусалима Вагозом, полководцем Артаксеркса II-ro. Последний названный в ст. 11 первосвященник – Иаддуй. И. Флавий представляет его современником Александра Македонского (336–323). На этом основании некоторые исследователи отрицают даже принадлежность Неемии XII-й гл., а вместе с тем и всей книги. Но от времени Неемии до Александра Макед. (433–330) прошло не много более 100 л. Нет ничего невероятного в том, что Неемия видел Иаддуя в раннем детстве – и называет его в родословной, как кандидата на первосвященство. Если же такое предположение отвергнуть, то можно допустить, что первосвященническая родословная в ст. 11 продолжена уже после Неемии и доведена до Иаддуя. Неем.12:12 .  Во дни Иоакима были священники, главы поколений: из дома Сераии Мераия, из дома Иеремии Ханания, Неем.12:13 .  из дома Ездры Мешуллам, из дома Амарии Иоханан, Неем.12:14 .  из дома Мелиху Ионафан, из дома Шевании Иосиф, Неем.12:15 .  из дома Харима Адна, из дома Мераиофа Хелкия, Неем.12:16 .  из дома Иддо Захария, из дома Гиннефона Мешуллам, Неем.12:17 .  из дома Авии Зихрий, из дома Миниамина, из дома Моадии Пилтай, Неем.12:18 .  из дома Вилги Шаммуй, из дома Шемаии Ионафан, Неем.12:19 .  из дома Иоиарива Мафнай, из дома Иедаии Уззий, Неем.12:20 .  из дома Саллая Каллай, из дома Амока Евер, Неем.12:21 .  из дома Хелкии Хашавия, из дома Иедаии Нафанаил. Список священников, глав поколений, из времен первосв. Иоакима. Упоминаемый в ст. 16 Захария из дома Иддо, вероятно, тожествен с пророком Захарией ( Зах. 1:1 ; 1Езд. 5:1 ). В ст. 17-м после слов: " из дома Миниамина " , несомненно, утрачено имя главы поколения.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010