Книга Товита говорит против этого предположения: «предстоящий» Богу Ангел Рафаил посылается Богом на землю для целей спасения людей. В общее понятие «предстояния» или служения ангелов Богу входят, само собою, и возношение ангелами молитв людей пред Бога, ст. 12: ходатайство ангелов пред Богом за людей предполагается и в ветхозаветной библейской ангелологии (см., напр., Uob. V:1, XXXIII:23 ; Зax. I:12 ), и – особенно в Новом Завете, – в классическом месте Апокалипсиса гл. VIII, ст. 2–4. Поэтому и чтение ст. 15 в принятом греч. тексте («которые возносят молитвы святых»), хотя и является сравнительно менее текстуально засвидетельствованным, но имеет всю силу внутренней достоверности (ср. у А. Глаголева , Ветхозав. библ. учение об ангелах: с. 269, 274–275). Что касается семеричного числа предстоящих Богу ангелов, – о чем говорит книга Товита (XII:15), – то в ветхозаветной канонической письменности до времени плена нет ясных свидетельств о семи именно ангелах. Но в книге пророка Иезекииля ( Ueз.IX:1–2 ) выступают семь мужей-карателей, видимо, ангелы (ср. Зax. IV:10 ), а в Апокалипсисе не раз говорится о семи духах или ангелах, стоящих пред престолом Божьим ( Откр. 1:4, 4:5, 8:2, 6 ). При этом и кн. Товита и кн. Апокалипсис представляют этих семь ангелов высшими, т.е. архангелами. Таким образом, в существенных своих чертах ангелология кн. Товита совпадает с библейскою ангелологией вообще (ср. у проф. Дроздова, с. 368 и д. у А. Глаголева , с. 408–409). Тов.12:16 Тогда оба смутились и пали лицем на землю, потому что были в страхе. Тов.12:17 Но он сказал им: не бойтесь, мир будет вам. Благословляйте Бога вовек. Тов.12:18 Ибо я пришел не по своему произволению, а по воле Бога нашего; потому и благословляйте Его вовек. Тов.12:19 Все дни я был видим вами, но я не ел и не пил,– только взорам вашим представлялось это. 16–19 . Описание впечатления, произведенного откровением Ангела на Товию и Товита, вполне аналогично с другими библейскими сказаниями о том, как принимали библейские лица явления ангелов (напр., Cyд. VI:22 ). Но здесь лишь рельефнее оттеняется (ст. 19), что ангелы, хотя при своих явлениях людям и действовали подобно людям, образ которых они принимали, однако вкушение ими пищи было лишь кажущимся действием, не сопровождавшимся превращением пищи и питья в кровь – существенным процессом питания. (Слова Ангела ст. 19 Гуго Гроций перифразирует так: non vertebantur cibi et potus in meam substantiam). Тов.12:20 Итак, прославляйте теперь Бога, потому что я восхожу к Пославшему меня, и напишите все совершившееся в книгу. Тов.12:21 И встали они и более уже не видели его. Тов.12:22 И стали рассказывать о великих и чудных делах Божиих, и как явился им Ангел Господень. 20–22 . По заповеди Ангела Товит и Товия и устно исповедывали великие дела Божии, совершившиеся на них, и письменно закрепили эти события в славу Божию и на пользу ближних своих и потомства.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

(ст. 19–21) почти буквально сходными выражениями воспроизводит изложенное в 4 гл. повествования о величии Навуходоносора и воспоследовавшем за сим величием унижении его; наконец повествование 6 гл. по своему началу находится в самой тесной внутренней связи с концом повествования 5 гл., предвозвещающим переход владычества от вавилонян к мидо-персам. По своей основной мысли, по строго хронологически-последовательному расположению и тесному взаимному соотношению своих составных отделов указывая на единство автора сих отделов, историческая часть книги указывает на то же самое и отличительными особенностями изложения, какие одни и те же встречаются в разных отделах её. К таким особенностям относится, прежде всего, характерное, введением в речь частных подробностей, иногда даже в буквальных выражениях (например, 3:4, 5:7), оживляемое изображение вводимых в повествование лиц. Эта особенность проявляется, например, во 2:12: «рассвирепел царь и сильно разгневался», 3:19: «тогда Навуходоносор исполнился ярости, и вид лица его изменился», 5:6: «тогда царь изменился в лице своём, мысли ею смутили его, связи чресл его ослабели и колена его стали биться одно о другое», 6:18–20: «Царь пошёл в свой дворец, лёг спать без ужина, и даже не велел вносить к нему пищи, и сон бежал от него, по утру же, царь встал на рассвете, и поспешно пошёл ко рву львиному. И подошедши ко рву, жалобным голосом кликнул Даниила, и сказал царь Даниилу: Даниил, раб Бога живого! Бог твой, которому ты неизменно служишь, мог ли спасти тебя от львов?» См. так же 2:25, 3:4, 13, 5:7, 9 и др. С этой особенностью имеет тесное соотношение другая, указывающая на единство писателя, особенность, проявляющаяся в том, что мысль выражается нередко обильно, чтобы читатель почувствовал её силу, – так, вместо обозначения рода, исчисляются виды, заключающиеся под ним, при изложении предмета употребляются подобозначающие выражения и т. п. Эта особенность обнаруживается например, в указании качеств юношей из сынов израилевых, которых Навуходоносор начальнику евнухов своих приказал выбрать для воспитания при царском дворце, – «отроков, у которых нет никакого телесного недостатка, красивых видом, и понятливых для всякой науки, и разумеющих науки, и смышлённых и годных о служить в чертогах царских» (1:4); в перечислении разных классов мудрецов, призываемых Навуходоносором (2:2, 27, 4:4) и Валтасаром (5:7); в перечислении разных классов должностных лиц, призванных на поклонение золотому истукану (3:2:4); в исчислении музыкальных инструментов, употребляемых при торжестве поклонения статуе (3:5, 7, 10:15), в перечислении истуканов, которых славили пиршествовавшие на вечери валтасаровой (5:4); в изображении величия Навуходоносора (2:37–38) и его могущества (5:18–19); в описании символического дерева, виденного во сне Навуходоносором (4:8, 9, 11, 17, 18 и проч.).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-pro...

Ежедневное хлебное приношение должно состоять из пшеничной муки с елеем и ладоном; горсть муки с елеем и весь ладон жрец должен сжечь на жертвеннике в жертву Господу, а остаток муки, в опресноках, а не в виде квашеного хлеба, должен съедаться жрецами, как великая святыня, на дворе скинии (ст.14–18). Но хлебное приношение от Аарона и его сыновей в день посвящения их, состоящее из 1 / 10 ефы пшеничной муки, должно быть все сполна сожжено в жертву: половина его утром и другая половина вечером. Вообще «всякое хлебное приношение от священника все должно быть сожигаемо, а не съедаемо» (ст. 19–23). При жертве за грех мясо жертвенного животного принадлежит совершающему жертву священнику и его нужно вкушать, как великую святыню, во дворе скинии: только священнослужащие могут есть это мясо. Мясу этой жертвы усвояется грех приносящего, а потому «все, что прикоснется к нему, должно быть освящаемо»; если кровью этой жертвы обрызгана одежда, то нужно омыть обрызганное водой на святом месте; если сосуд, в котором мясо варилось, глиняный, то должно разбить его, а если медный, то вычистить и омыть водою (ст.24–29). Но если кровь жертвенного животного при жертве за грех вносилась во святилище, то мясо такой жертвы не должно есть, а нужно сожигать на огне (ст. 30). При жертве повинности мясо овна принадлежит священнику: мужеского пола священнического рода может вкушать его на святом месте, как великую святыню (гл.7:1–7). От жертвы всесожжения приносящему священнику принадлежит кожа животного (ст. 8). Ему же принадлежит и остаток от хлебного приношения, печеного в печи, или приготовленного в горшке или на сковороде; а прочие хлебные приношения, т. е. в виде муки и зерен, принадлежат всем священникам (ст. 9–10). При мирной жертве «в благодарность (обязательной по закону в великие праздники годовые) должно вместе с животным принести пресные хлебы, пресные лепешки и пшеничную муку, и все это с елеем; можно приносить и квасные хлебы, но не для сожжения на жертвеннике, а для вкушения с священным мясом.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

Список первосвященников. Список является продолжением ( 1Пар. 6:10–14 ), где исчисляются первосвященники до Иоседека, отца Иисуса. Называемый в ст. 10 Елиашив был первосвященником во время Неемии (ср. Неем. 3:1, 13:4, 7, 28 ). О первосв. Иоиаде, называемом у И. Флавия Иудой (Иуд. Древн. XI, 2, 1), в ( Неем. 13:28 ) сообщается, что сын его вступил в родственные отношения с Санаваллатом и за это был изгнан из Иерусалима. Вместо имени сына Иоиады Ионафана, ввиду ст. 22 и 23, лучше читать имя Иоханана или Иоанна (Иуд. Древн. XI, 7, 1). И. Флавий рассказывает, что этот Иоханан умертвил своего брата Иисуса, и это послужило поводом к осаде Иерусалима Вагозом, полководцем Артаксеркса II-ro. Последний названный в ст. 11 первосвященник – Иаддуй. И. Флавий представляет его современником Александра Македонского (336–323). На этом основании некоторые исследователи отрицают даже принадлежность Неемии XII-й гл., а вместе с тем и всей книги. Но от времени Неемии до Александра Макед. (433–330) прошло не много более 100 л. Нет ничего невероятного в том, что Неемия видел Иаддуя в раннем детстве – и называет его в родословной, как кандидата на первосвященство. Если же такое предположение отвергнуть, то можно допустить, что первосвященническая родословная в ст. 11 продолжена уже после Неемии и доведена до Иаддуя. Неем.12:12 .  Во дни Иоакима были священники, главы поколений: из дома Сераии Мераия, из дома Иеремии Ханания, Неем.12:13 .  из дома Ездры Мешуллам, из дома Амарии Иоханан, Неем.12:14 .  из дома Мелиху Ионафан, из дома Шевании Иосиф, Неем.12:15 .  из дома Харима Адна, из дома Мераиофа Хелкия, Неем.12:16 .  из дома Иддо Захария, из дома Гиннефона Мешуллам, Неем.12:17 .  из дома Авии Зихрий, из дома Миниамина, из дома Моадии Пилтай, Неем.12:18 .  из дома Вилги Шаммуй, из дома Шемаии Ионафан, Неем.12:19 .  из дома Иоиарива Мафнай, из дома Иедаии Уззий, Неем.12:20 .  из дома Саллая Каллай, из дома Амока Евер, Неем.12:21 .  из дома Хелкии Хашавия, из дома Иедаии Нафанаил. Список священников, глав поколений, из времен первосв. Иоакима. Упоминаемый в ст. 16 Захария из дома Иддо, вероятно, тожествен с пророком Захарией ( Зах. 1:1 ; 1Езд. 5:1 ). В ст. 17-м после слов: " из дома Миниамина " , несомненно, утрачено имя главы поколения.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

ср. 7:25), доколе не излиется на нас дух свыше, и пустыня не сделается садом, а сад не будут считать лесом» (15 ст. ср. с 15 ст. – 29:17; 44:3 и др.). Тогда в пустыне этой водворится суд и правда (16 ст.), и «делом правды будет мир и плодом правосудия – спокойствие и безопасность навеки»; ибо «град (ср. 28:17) будет падать на лес» (т. е. на Ассура – ср. 10:18, 34), «и город спустится в долину» (ср. 22:1: «о долине видения», ср. 40:4), т. е. унизится гордый Ассур: тогда блаженны будут сеющие при всех водах, оставляющие на свободе ноги вола (ср. 5:17) и осла». – Следующая глава 33-я, равно как и главы 34 с 35-й, представляют утешительную речь пророка о приближающемся спасении страны, о гибели неприятеля, который сделал ее подобною «пустыне». – «Горе тебе, опустошитель, который не был опустошаем и грабитель, которого не грабили» (ср. 16:4; 17:12–14; 21:2; 14:4). «Господи помилуй нас, на Тебя уповаем мы; будь нашею мышцею с раннего утра и спасением нашим во время тесное» (ср. 26:8–9, 1). Когда «восстанет» Господь, рассеются народы и жители Сиона будут собирать их добычу (33 гл., 1–4). «Ибо высок (ср. 2:11 и паралл.) Господь, живущий в вышних; он наполнит Сион судом и правдою. И настанут безопасные времена твои, изобилие спасения, мудрости, ведения; страх Господень будет сокровищем твоим» (5–6 ст. ср. 11:2 и дал.). Но теперь спасение еще не пришло; «вот, сильные их кричат на улицах 173 , послы (иудейские) для мира горько плачут», – они напрасно относили дары 174 Ассуру: он «нарушил договор» и превращает землю в пустыню (7–8). «Земля сетует, сохнет; Ливан постыжен, увял; Сарон похож стал на пустыню, и обнажены от листьев своих Васан и Кармил» (9 ст. ср. 24:3–4). Однако бесплодны будут намерения народов, потому что в Сионе обитает Господь. «Ныне я восстану, говорит Господь, ныне поднимусь, ныне вознесусь (10 ст. ср. 51:9). Народы «беременны сеном, разрешатся соломой» (ср. с 23:4; 26:17–18),... будут сожжены, как «срубленный терновник». Тогда «дальние и ближние» (ср. 49:1; 57:19) познают могущество Господа (11–13).

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Изложение содержания. – По особому намерению, Господь, путеводительствующий Евреями, не повел их в землю обетования ближайшим прямым путем чрез землю Филистимлян, а путем необычайным, путем пустыни на юг к Чермному морю (13:17–18) 74 . Когда Фараон узнал об этом, то подумал, что Евреи заблудились в пустыне, а между тем страх от казней Божиих прошел и он стал жалеть, что отпустил Евреев: посему, собравши войско из 600 колесниц и множества конницы, он погнался вслед за Евреями, чтобы силою воротить их (гл.14:1–9). Евреи стояли станом при Чермном море на мысе, глубоко врезавшемся в залив, когда увидали за собою грозное войско Фараона. Они упали духом и возроптали на Моисея: зачем он вывел их из Египта; лучше им было работать на Египтян. чем погибать в пустыне (ст.10–12). Моисей убеждает народ ободриться и с дерзновением и верою ожидать спасения от Бога: «Господь будет сражаться за вас, а вы успокойтесь» (ст. 13–15). Народ в трепете умолк, молчал и Моисей, вознося сердечный вопль к Богу; только вдали виделось и слышалось приближение грозных колесниц Фараоновых. На молитвенный вопль Моисея Господь отвечал: «что ты вопиешь ко мне? скажи сынам Израилевым, чтобы они шли. А ты подними жезл твой и простри руку твою на море, и раздели его, и пройдут сыны Израилевы среди моря по суше» (ст. 15–18). В то же время Ангел, путеводительствовавший Израиля в столпе облачном, двинулся и пошел позади Израильского стана, так что столп разделил Израильтян от Египтян и, будучи мраком для последних и освещая ночь для первых, не давал сблизиться двум враждебным станам (ст. 19–20). Моисей же простер руку на море, и Господь послал сильный восточный (слав. «южный») ветр, который разогнал воды и осушил дно моря, так что Евреи свободно прошли по сухому дну, а вода стояла стеною по правую и левую сторону. Египтяне услышали движение Евреев и во тьме ночи бросились за ними в погоню. К утру Евреи выходили на восточный берег залива Чермного моря, а Египтяне были в самой средине осушенного моря. Бог грозно взглянул из столпа огненного и облачного на Египтян, так что и они почувствовали грозное присутствие Бога Израилева и хотели бежать от поражающего их Господа; но было уже поздно: воды моря, по мановению руки Моисея, двинулись на свое место и покрыли Фараона с его колесницами и всадниками (ст. 21–29). В тот день (полагают что это был 21-й день Нисана, последний день праздника опресноков) Бог совершил окончательное избавление Евреев от Египтян; Евреи видели выбрасываемые морем трупы страшных врагов своих, что было ясным знаком «великой руки» Господа, поражающего врагов народа Божия; «и убояшася людие Господа, и вероваша Богу и Моисею, угоднику Божию» (ст. 30–31).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

Подобие это состоит в том, что как Моисей был ходатаем ветхого завета между Иеговою и народом Еврейским ( Гал.3:19 ), так Иисус Христос есть «ходатай завета нового» ( Евр.12:24 ) между Богом-Отцом и всеми людьми; как чрез Моисея дан был закон для Церкви ветхозаветной, так Иисусом Христом дан закон благодати для Церкви новозаветной ( Ин.1:17 ); как Моисей был избавителем Евреев от рабства Египетского, так Иисус Христос есть Избавитель рода человеческого от рабства греха и диавола и проч. И так Моисей пророчествовал о Мессии, как о законодателе и ходатае Нового Завета. § 108. Гл. XXVIII-я: благословение исполнителям закона Божия и проклятие нарушителям оного. Изложение содержания. – а) Моисей торжественно и пророчески обещает Израилю, что там за Иорданом, когда он войдет в землю обетованную, все благословения Божии, при условии исполнения Израилем заповедей Иеговы, приидут на него и обрящут его (28:1–2). Благословения же эти обнаружатся в следующих благах временноземных и духовных: в благоуспешности в городских промыслах (слав. «в городе») и полевых занятиях (слав. «на селе»), в чадородии и плодородии скота и земли, так что полны будут и житницы и изобильны остатки на полях для бедных (слав. «останцы» – τ γκαταλιμματα... ст. 3–5 ср. Лев.23:22 ); в победах Израиля над врагами, так что, – говорит Моисей, – «одним путем они выступят против тебя, а семью путями побегут от тебя» (ст. 6–7), и в благоуспешности всех предприятий (ст. 8); в освящении духовном всего народа и в особенном покровительстве Божием преимущественно пред всеми народами ст. (9–10); в таком прославлении и превознесении народа Еврейского, что он будет «поставлен во главу, а не в хвост» между всеми народами земли, если только он «не отступить от всех заповеданных слов ни направо, ни налево, чтобы пойти в след иных богов и служить им» (ст. 11–14). б) За неисполнение же заповедей Иеговы Моисей изрекает проклятия на народ, которые состоят в богодухновенных угрозах и указаниях на те неминуемые бедствия, какие имеют обрушиться на народ Еврейский (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

Глава 19 Зач. 94. Господь в доме Закхея мытаря. Читается в 32-ю неделю по Пятидесятнице. Об этом обстоятельстве пишет в Евангелии только один св. Лука. Лк.19:1 . И вшéд прохождáше иерихóн. Лк.19:2 . И сé мýж нарицáемый закхéй, и сéй бе стáрей мытарéм, и тóй бе богáт: (Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него. И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый,) Об Иерихоне чит. в объясн. 30 ст. 10 гл. Закхей – имя еврейское ( 1Ездр.2:9 ) и указывает на еврейское происхождение сего мытаря. Старей мытарем (начальник мытарей, т. е. сборщиков податей), – начальник над мытарями известного округа. Закхей был начальником над мытарями иерихонского округа. Иерихон во времена Христовы славился производством и большою торговлею бальзама, а потому должность иерихонского сборщика податей была более важною, и ему были подчинены другие, менее значительные, соседние сборщики (О мытарях чит. в объясн. 12 ст. 3 гл.). Бе богат (человек богатый). Из мытарей многие были богаты, как откупщики и сборщики податей. Еписк. Михаил замечает при этом: «не без цели, быть может, евангелист указывает, что Закхей был богат, так как мало богатых следовало за бедным Учителем Галилейским. Вероятно, богатство не удовлетворяло раскрывшихся духовных потребностей этого человека, и он искал чего-то другого, и – нашел Христа; богатство не вполне поглотило его душу, и – он нашел сокровище высшее». Лк.19:3 . и искáше видети Иисýса, ктó éсть, и не можáше от нарóда, яко вóзрастом мáл бе: Лк.19:4 . и предитéк, возлезе на ягодичину, да видит, яко хотяше мимо ея проити. (искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее.) Искаше (искал) видети Иисуса. Закхей слышал о Господе, как о великом учителе и чудотворце, и вот в нем загорелось желание видеть Его. И это желание было так сильно, что из своего дома он пришел туда, где проходил Христос; и когда, из-за множества окружавшего Господа народа и по причине своего малого роста, не мог видеть, Кого желал: то он, богатый человек, взлез на дерево, чтобы достигнуть своей цели. «Кто смотрит на Иисуса, замечает один из духовн. писателей, тот не может закосневать во грехах». Ягодичина или смоковница, это – дерево, с которого собирают плоды – смоквы или так называемые у нас винные ягоды.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

– «Пришли в бешенство»: сильнее выражено, чем у ев. Матфея и Марка. Причины этого бешенства их против Христа: 1) та, что Он в ответе своем слишком ясно показал неразумность их и обличил их тупоумие в понимании закона, и 2) та, что Он исцелил больного в субботу, вопреки их мнению.– Что бы им «сделать с Иисусом»: как бы погубить Его (Мф. и Мк.). Они уже, как видно, начали в это время объяснять чудеса его влиянием темных сил, в чем несколько после так сильно обличил их Христос ( Мф.12 и дал.). Лк.6:12–16 . Избрание 12 Апостолов рассказывается у ев. Луки согласно со сказанием об этом ев. Марка ( Мк.3:13–19 . Ев. Матфей лишь кратко упоминает об этом), в перечислении же апостолов – и с ев. Матфеем ( Мф.10:2–4 , ср. прим. к этим ст. Матфея и Марка). Несколькими частными чертами он при этом восполняет сказание Марково. Так он определительно упоминает, что Господь взошел на гору помолиться и всю ночь пробыл в молитве, и уже на следующий день призвал учеников и избрал из них 12 (у ев. Марка короче – ст. Мк.13–14 ). – Это была одна из великих минут в жизни Господа, когда Он готовился избрать из учеников своих 12 для того, чтобы особенно приготовить их на дело всемирной проповеди о царстве Его и – вот целую ночь перед этим великим событием Он проводит в уединенной молитве на горе. – «Наименовал Апостолами»: ср. прим. к Мф.10:2 . – «Симона» и пр.: см. прим. к Мф.10:2–4 и Мк.3:16–19 . Нагорная беседа (ст. 17–49). Лк.6:17 . И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских,  Нагорная беседа Спасителя, которая здесь излагается, без сомнения та же, что у ев. Матфея (5–7 гл.), только здесь она излагается в сокращении, с некоторыми впрочем особенностями, каких нет в Евангелии от Матфея. На единство их указывают несомненно одинаковость начала (ст. 20) и конца речи (ст. 49, ср. Мф. 5:3; 7:27 ) и одинаковость содержания вообще (ср. прим. к Мф. 5:2 ). – Предшествующие же этой беседе непосредственно обстоятельства здесь излагаются подробнее, чем у ев.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Здесь же он ставил и кровь козла, по совершении ею кропления в святом святых. 217 Затем он брал кровь тельца и кропил ею на завесу, отделявшую святилище от святого святых, сначала вверх один раз, а потом семь раз вниз, перед завесою прямо против ковчега. Так же кропил он и кровью козла. 218 После кропления перед завесой первосвященник кропил на рога жертвенника, согласно Исх.30:10 . Как совершалось это кропление, смешанною ли кровью тельца и козла, или каждою отдельно, неизвестно. Из Исх.30:10 можно выводить заключение скорее в пользу кропления кадильного жертвенника смешанною кровью. Такое заключение подтверждается иудейским преданием, по которому первосвященник смешивал кровь тотчас после кропления пред завесой, 219 и очищал кадильный жертвенник смешанною кровью. Правда то, что говорит предание об очищении кадильного жертвенника, нужно отнести к жертвеннику всесожжений, как это будет показано ниже. Но для нас в данном случае важно лишь то, что по сознанию предания, кадильный жертвенник очищался смешанною кровью. С. За очищением святилища следовало, согласно 16 гл., очищение жертвенника всесожжений. Об очищении жертвенника всесожжений говорится в 16 гл. довольно подробно. «И выйдет он (Аарон) к жертвеннику, – читаем здесь, – который пред лицом Господним, и очистит его; и возьмет крови тельца и крови козла, и возложит на роги жертвенника со всех сторон, и покропит на него кровью с перста своего семь раз, очистит его, и освятит его от нечистот сынов Израилевых» (ст. 18–19). Но прежде, чем объяснять как совершалось очищение жертвенника всесожжений, необходимо доказать, что в приведенных словах говорится об очищении именно этого жертвенника, а не кадильного жертвенника, как говорит иудейское предание, а за ним многие новейшие толковники. По иудейскому преданию, 220 первосвященник непосредственно после кропления перед завесой приступал к очищению алтаря кадильного. Причем очищение это он совершал не согласно кн. Исх. 30:10 , а согласно приведенным словам 16 гл. Об очищении жертвенника всесожжений предание ничего не говорит.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/den-och...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010