Неем.8:12 .  И пошел весь народ есть, и пить, и посылать части, и праздновать с великим веселием, ибо поняли слова, которые сказали им. «Ибо поняли слова, которые сказали им»: не слова закона, а приглашение к радостному празднованию. Неем.8:13 .  На другой день собрались главы поколений от всего народа, священники и левиты к книжнику Ездре, чтобы он изъяснял им слова закона. Как видно из ст. 13, народ после чтения закона разошелся по домам, но главы поколений на другой день явились к Ездре, чтобы он изъяснял им слова закона. Вероятно, ввиду наступления седьмого месяца явилось желание отпраздновать надлежащим образом праздник Кущей, и представители народа пришли к Ездре за тем, чтобы в точности узнать повеление закона о празднике. – «Главы поколений от всего народа, священники и левиты» – с евр. т. последние два слова должны бы быть переведены в род. падеже. Таким обр., и от священников и левитов в частном собрании у Ездры были только представители. Неем.8:14 .  И нашли написанное в законе, который Господь дал чрез Моисея, чтобы сыны Израилевы в седьмом месяце, в праздник, жили в кущах. «И нашли написанное в законе»: разумеется постановление ( Лев. 23:39–43 ; Втор. 16:13–15 ) о празднике Кущей. Неем.8:15 .  И потому объявили и провозгласили по всем городам своим и в Иерусалиме, говоря: пойдите на гору и несите ветви маслины садовой и ветви маслины дикой, и ветви миртовые и ветви пальмовые, и ветви других широколиственных дерев, чтобы сделать кущи по написанному. Приведенное в ст. 15-м приглашение, с которым – по евр. тексту главы поколений, а по LXX – Ездра – обратились к народу, не является дословной цитатой из закона. «Пойдите на гору»: в этих словах нет нужды видеть указание на гору Елеонскую. Обращается внимание на горы вообще, как на такие места, которые покрыты деревьями. " И ветви других широколиственных дерев»: слав. «ветви древес дубравных». «Чтобы сделать кущи по написанному». В законе Моисеевом не называются те деревья, которые перечисляются в ст. 15, как материал для кущей. Поэтому замечание «по написанному» нужно относить к общему смыслу предписания праздновать праздник в кущах, а не к устроению кущей.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Неприкосновенность имущества израильтянина охраняется рядом правовых норм, содержащихся в кн. Исход. В ней предусмотрено, что в случае потравы скотом поля или виноградника владелец скота обязан возместить убыток из лучших плодов своего поля или виноградника. Виновный в пожаре на поле, при этом имеется в виду, очевидно, не намеренный поджог, а небрежность, обязан возместить убыток (Исх 22. 5-6). «Если кто займет у ближнего своего скот, и он будет поврежден, или умрет, а хозяина его не было при нем, то должен заплатить; если же хозяин его был при нем, то не должен платить; если он взят был внаймы за деньги, то пусть и пойдет за ту цену» (Исх 22. 14-15). Во Второзаконии содержится предписание нашедшему заблудившихся вола, или овцу, или осла либо потерянную вещь не оставлять их без присмотра и не присваивать себе, но возвращать владельцу, когда таковой найдется (Втор 22. 1-4). Законодательство, относящееся к богослужению, храму, к жертвоприношениям занимает значительное место в Пятикнижии. Нек-рые темы религ. закона по содержанию имеют аналог в нормах канонического права христ. Церкви - гл. обр. это касается условий принадлежности к «обществу Господню», к ветхозаветной церкви, а также статуса левитов и левитского священства. К «обществу Господню» из числа израильтян не могли принадлежать кастраты (Втор 23. 1), а также сыновья блудницы до 10-го колена (Втор 23. 2). Из числа иноплеменников в «общество Господне» могли войти идумеи и египтяне (Втор 23. 7-8). Условием принятия иноплеменников было исповедание веры Авраама, Исаака и Иакова в единого истинного Бога и соблюдение закона; что касается народов, выходцы из к-рых ни при каких обстоятельствах не могли войти в «общество Господне», во Второзаконии названы только аммонитяне и моавитяне, «потому что они не встретили вас [израильтян.- В. Ц.] с хлебом и водою на пути, когда вы шли из Египта, и потому что они наняли против тебя [Израиль.- В. Ц.] Валаама, сына Веорова, из Пефора Месопотамского, чтобы проклясть тебя» (Втор 23. 4).

http://pravenc.ru/text/158294.html

Нет нужды приводить здесь все места из посланий апостольских, где говорится об Иисусе Христе, как Сыне Божием, потому что эта истина составляет сущность всей проповеди апостолов. Достаточно сказать, что «отвергающей Отца и Сына есть антихрист». «Всякий, отвергающий Сына не имеет и Отца и исповедующий Сына имеет и Отца» ( 1Ин.2:22–23 ). Ясно, что апостол этим повторяет Слова Иисуса Христа: «Я и Отец одно» ( Ин.10:30 ) и потому «видевший Меня видел Отца» ( Ин.14:9 ). С такою же ясностью и определенною точностью говорил Христос, а за ним и апостолы учили, о Третьем лице – Духе Святом. Не веровавшие в чудеса Христа, не признававшие их за Божественные действия Христа, тем самым хулили Духа Святого, т.е. совершали такой грех , который, по словам Спасителя, не опустится ни в этом веке, ни в будущем, тогда как хула на Сына человеческого отпустится ( Мф.12:31 ). Затем, прощаясь с учениками, накануне своей смерти, Спаситель утешал их обещанием исходатайствовать у Отца и послать им другого Утешителя: «Я умолю Отца, говорил Он, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами во век». И этот «Утешитель – Дух Святой, которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему, и напомнит вам все, что Я говорил вам» ( Ин.14:11:26 ) и «Я истину говорю вам лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо если Я не пойду, Утешитель не придет к вам, а если пойду, то пошлю Его к вам. Когда же придет Он, Дух истины, то наставить вас на всякую истину, ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышишь, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам» ( Ин.16:7, 13:14 ). Уравняв с Собою и Отцом Святого Духа, Спаситель, посылая апостолов на всемирную проповедь по своем воскресении, заповедал им крестить верующих «во имя Отца и Сына, и Святого Духа» ( Мф.28:19 ). Так обр. мы видим, что Христос, а за Ним и апостолы ясно раскрывали положительное учение о Святой Троице. Явление Единого Бога в Трех Лицах с особенной ясностью открывается в деле искупления падшего человечества от греха, проклятия и смерти. Этот-то божественный акт и раскрывает нам с неоспоримою положительностью Христос, а за Ним и апостолы. Евангельское учение ясно говорит, что искупление есть дело Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/k...

НЗ вполне определенно говорит о единстве и единственности Церкви, к-рые обусловлены ее укорененностью в едином Господе Иисусе Христе. Связь между Христом и Его Церковью описывается в образах одного стада и одного пастыря (Ин 10. 16), лозы и произрастающих из нее ветвей (Ин 15. 5). В т. н. первосвященнической молитве Иисус Христос молит Отца: «Соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино...» (Ин 17. 11). Онтологические основания этого единства - неотмирность Церкви (Ин 17. 16), ее причастность славе Божией (Ин 17. 22), ее пребывание в божественной истине (Ин 17. 17), что тождественно пребыванию в Св. Духе (ср.: Ин 16. 13; 1 Петр 1. 22; 1 Ин 5. 6). Единство Церкви связывается с единством Пресв. Троицы, причем не просто как отвлеченное сопоставление, но в том смысле, что церковное единство проистекает из природного единства Отца и Сына и на этом единстве основывается: «...как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин 17. 21). Церковное единство, т. о., рассматривается не как образец (пусть даже самый совершенный) простой человеческой солидарности, но как богоданное свойство, к-рое неотъемлемо в силу того, что через Христа и во Христе Церковь причастна божественному естеству (ср.: 2 Петр 1. 4). Единство и единственность Церкви довольно отчетливо выявляются в кн. Деяния св. Апостолов, где Церковь рассматривается гл. обр. как субъект человеческой истории. Единство апостольской Церкви характеризуется рядом существенных признаков, важнейшие из к-рых - единодушное пребывание верных в истинном учении и их молитвенное и евхаристическое общение. Принятие евангельского благовестия сопрягалось с вступлением в Иерусалимскую апостольскую общину через крещение (Деян 2. 41) и возложение рук (Деян 8. 17). Все уверовавшие «постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деян 2. 42). Духовное единство христиан выражалось и на социальном уровне: «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее» (Деян 4. 32; ср.: Деян 2. 44-45). Вместе с тем Церковь была четко отграничена от внешних. Господь «прилагал спасаемых к Церкви» (Деян 2. 47), причем «из посторонних же никто не смел пристать к ним» (Деян 5. 13).

http://pravenc.ru/text/166375.html

Но в способе оправдания мессианского значения, – эти экзегеты вполне расходятся. Большинство новейших западных экзегетов, напр. Генгстенберг 382 , Боль 383 и Баде 384 и т. п., приходят к тому заключению, что певец, говоря здесь вообще о человеческом достоинстве, указывает вместе и на Мессию, как необходимо заключающегося между людьми. Они так. обр. допускают, что здесь говорится о Мессии не прямо и непосредственно, а в дальнейшем смысле. Этот дальнейший смысл некоторыми доводится до такой отдалённости, что в конце он оказывается тождественным с тем, который указывает Куртц 385 . По мнению же Куртца сам псалмопевец вовсе не имел пред своими глазами Мессии, только читатель сам может приходить к мысли о Мессии чрез сознание несоответствия действительности тому, данному при творении, определению человека, которое изображается здесь 386 . Совершенно в обратном виде представляется дело по святоотеческому объяснению этого места. По этому объяснению псалмопевец в пророческом вдохновении сначала и прежде всего говорит о Мессии, а потом уже чрез Него и о человеке вообще, в обновлённом его состоянии. Это объяснение ведёт своё начало ещё от св. Ап. Павла. Во 2 гл. послания к Евреям, приведши насколько доказательств в пользу необходимости веры во Христа, он говорит: „ибо не Ангелам Бог покорил будущую вселенную”, (в первой главе Апостол говорил словами псалмопевца о будущем изменении земли ср. 10–12 ст. 1 гл. Евр. с 26 и 28 ст. Пс. 101 .); напротив, некто негде засвидетельствовал, говоря: „что есть человек, что Ты помнишь его, или сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты унизил его пред Ангелами и пр… „Все покорил под ноги его”. Когда-же покорил ему всё, то не оставил ничего не покорённым ему. Ныне же ещё не видим, чтобы всё было ему покорно, но видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честью Иисус, который не много был унижен пред Ангелами, дабы ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех” и пр. (ст. 5–10). Здесь не только ясно указано, что слова 5–9 ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Но такое деление ветхозаветного закона на два решительно ни на чем не основано. У израильтян был один закон, – это «закон Божий» ( Неем. 8:18 ), в состав которого входили как 10 заповедей Господних, так и все то, что «дал Господь через Моисея» (–8:14) и что Моисей записал в своих книгах, почему и называется то законом Божиим, то законом Моисея. Весь он дан Господом, а Моисей никакого закона от себя не давал. 685 Если же 10 заповедей были произнесены голосом Божиим и написаны собственным Его перстом на каменных скрижалях, то вовсе не потому, что Господь хотел показать особенное их преимущество перед другими «уставами», «законами» и «постановлениями», а потому, что этим Он хотел наглядно, видимым образом всегда напоминать евреям о великом Событии Синайского законодательства, когда «весь народ видел громы и пламя, и звук трубный и гору дымящуюся» и настолько проникся страхом перед славой и величием Божиим, что сначала «отступил и стал вдали», а затем начал просить Моисея: «говори ты с нами, и мы будем слушать, но чтобы не говорил с нами Бог, дабы нам не умереть» ( Исх. 20:18 –19 ). 686 Остальные законы и постановления были даны тем же Господом и там же ( Исх. 21:1 ), только в то время, когда «стоял народ вдали, а Моисей вступил во мрак, где Бог» ( Исх. 20:21 ). Сам Моисей свидетельствует, что все его законодательство происходит от Бога: «объявил Он вам завет Свой, который повелел вам исполнять, десятословие, и написал его на двух каменных скрижалях; и повелел мне Господь в то время научить вас постановлениям и законам, дабы вы исполняли их» ( Втор. 4:13–14 ). Неемия также говорит: «и снисшел Ты на гору Синай и говорил с ними с неба, и дал им суды справедливые, законы верные, уставы и заповеди добрые; и указал им святую Твою субботу и заповеди, и уставы и закон преподал им через раба Твоего Моисея» ( Неем. 9:13–14 ). «И вступили (израильтяне) в обязательство с клятвой и проклятием –поступать по закону Божию, который дан рукой Моисея, раба Божия, и соблюдать и исполнять все заповеди Господа Бога нашего и уставы и предписания Его» (–10:29). Так обр., все различие между 10 заповедями и другими ветхозаветными заповедями и постановлениями, по их происхождению, состоит в том, что первые даны непосредственно Богом, а вторые – при посредстве Моисея или, как говорит ап. Павел, «рукою посредника» ( Гал. 3:19 ). Следовательно, когда в Писании говорится: «закон Моисеев» ( 3Цар. 2:3 ; Ин. 7:23 и др.), или: «вот закон, который предложил Моисей», «написал Моисей закон» ( Втор. 4:44; 31:9 ), «Моисей дал вам обрезание» ( Ин. 7:22 ), то это значит не то, что есть какой-то закон, изданный Моисеем от самого себя, или что Моисей сам собою дал евреям закон об обрезании, а то, что эти законы Господь дал через Моисея» ( Неем. 8:14 ). 687

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

обр. с влиянием на их авторов греч. философии. Наиболее известное высказывание панентеистического характера встречается в кн. Деяния св. апостолов, в повествовании о проповеди, произнесенной ап. Павлом в афинском ареопаге: «...ибо мы Им [Богом] живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: «мы Его и род»» (Деян 17. 28). В этом тексте цитируется поэма «Явления» древнегреч. поэта Арата из Сол (IV-III вв. до Р. Х.); предполагается, что предваряющая цитату панентеистическая формулировка восходит к стоическому источнику. Высказывания, в к-рых нек-рые исследователи склонны усматривать сотериологический и эсхатологический П., встречаются в посланиях ап. Павла, к-рый учит о происхождении всего из единого божественного начала (ср.: Кол 1. 15-17: «[Сын Божий] есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое... все Им и для Него создано и Он есть прежде всего, и все Им стоит») и о конечном возвращении всего сущего в единство божественной жизни (ср.: 1 Кор 15. 28: «Когда же [Бог] все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог всё во всем»). Однако в целом панентеистические мотивы у авторов НЗ редки и тесно связаны с дуалистическими религ. представлениями о мире как пространстве борьбы между добрыми и злыми силами, с богословскими идеями греха, благодати, суда, спасения и т. п. В философии Платона были высказаны мн. положения, впосл. ставшие фундаментальными для П., однако сам Платон занимал скорее позицию дуалистического теизма (см.: Cooper. 2006. P. 32-38). Принципиальным моментом учения Платона является противопоставление чувственного (материального) и идеального миров (напр., см.: Plat. Tim. 27d-28a). Вершиной идеального мира и источником вечных идей Платон считает Благо, к-рое он отождествляет с высшим единым и вечным божеством, заявляя, что оно есть источник «бытия и сущности», однако само пребывает «за пределами» сущности, т. е. всецело трансцендентно (см.: Idem.

http://pravenc.ru/text/2578803.html

Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всею мира ( 1Ин.2:12 ) – говорится о том, что Сын Божий, Иисус Христос, явился на землю, проповедовал, творил чудеса, умер, воскрес и. вознёсся на небеса именно для того, чтобы ходатайствовать перед Богом Отцом за грешный человеческий род, чтобы примирить последний с Богом Отцом, открыть людям доступ к теснейшему единению с Богом, к райским блаженствам, чего лишился человек со времени грехопадения прародителей, их самовольного, горделивого непослушания заповеди своего Творца. В числе средств к примирению человека с Богом Иисус Христос установил в Своей Церкви на земле и таинство покаяния и разрешения грехов. Общая мысль, выраженная в словах апостола Иоанна, не исключает т. обр., а предполагает частные её применения. Желая доказать, что и в их общине есть покаяние, и человек может получить видимое разрешение грехов, – мнимо-духовные христиане указывают на слова ап. Иакова: признавайтесь друг перед другом в проступках ( Иак.5:16 ), и на слова Иисуса Христа, в которых Он даёт наставление к увещанию обидевшего нас: сначала наедине, потом при одном и двух свидетелях и, наконец, перед лицом всей Церкви. Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе ( Мф.18:15–18 ). Относительно слов ап. Иакова нужно заметить, что в них ничего не говорится о таинстве разрешения грехов. Ап. Иаков говорит об исповеди одного христианина перед другим, как хорошем, добром, нравственном деле, когда один христианин может преподать другому советы, разъяснения и указания, как избегать известных грехов, как бороться с известными помыслами и искушениями и только, а о таинстве покаяния, в котором даётся разрешение грехов кающемуся от продолжателя апостольского служения, епископа или пресвитера, у ап. Иакова нет и упоминания. По поводу слов Иисуса Христа относительно увещания грешника нужно заметить следующее. Иисус Христос указывает разные способы увещания обидевшего нас человека-христианина.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Он чувствует и слышит биение ее сердца, в котором начинается предсмертная агония жизни и смерти. Одно слово Его, которого с бесстыдною наглостью требуют от Него обвинители, и жизнь ее уступает свои права смерти! Еще одна минута, и смерть ринется на нее с быстротою хищного орла! Но Спаситель медлит своим ответом, «наклонившись низко, Он писал перстом на земле не обращая на них внимания». Он медлит ответом не с целью издеваться над трепетом беззащитной жертвы, уже приговоренной к смерти, но выжидает момент для проявления более глубокого чувства своей вины обвиняемой, и для нанесения более решительного удара обвинителям. «Восклонившись, Он сказал обвинителям, кто из вас без греха, первый брось на нее камень». И это слово Иисуса вызвало в них стыд. «Обличаемые совестью, они стали уходить один за другим, начиная от старших до последних». Оставшись один с женщиной посреди, «Иисус сказал ей, женщина! где твои обвинители? Никто не осудил тебя? Никто, Господи, отвечала она. И Я тебя не осуждаю, сказал ей Иисус. Иди, и впредь не греши» ( Ин.8:2–11 ). И это слово Христа, полное всепрощающей любви, спасло жизнь несчастной женщине! И слово Христа стало делом Бога! Возможно ли забыть его, когда оно записано не пером и чернилами на бумаге, но самою жизнью на страницах истории жизни! Представим еще несколько примеров того, как слово Христа становилось делом и, так. обр., неизгладимо отпечатлевалось в действительной жизни. Вот мы слышим раздирающие душу вопли несчастной матери хананеянки. Велико ее горе, «дочь ее жестоко беснуется». Никто не может облегчить ее горе, никто не может помочь ей спасти любимую дочь. «Помилуй меня, Господи, сын Давидов! дочь моя жестоко беснуется». Нужно быть матерью, чтобы измерить глубину сердца матери и понять этот вопль несчастной хананеянки! И Христос после испытания ее веры говорит ей, «О, женщина! велика вера твоя, да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час» ( Мф.15:21–28 ). Могущество любви матери создало в ней могущество веры, а могущество веры проявило всемогущество слова Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/k...

Оправдывая почитание св. икон на том основании, что они служат необходимыми посредниками наших отношений к миру сверхчувственному и вместе – проводниками божественных на нас воздействий, мы собственно доказывали больше, чем сколько требовалось доказать по прямому смыслу возражений наших противников. Пашковцы не только не признают св. икон орудиями силы Божией, но решительно восстают и против самого употребления их у христиан, прямо приравнивая их идолам. Длинный ряд библейских текстов, выражающих запрещение идолопоклонства и угрозы Божии идолопоклонникам, выставляется здесь сектантами против нашего догмата 30 . Смысл всех библейских свидетельств кратко выражен во 2-й заповеди десятословия: «не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в водах ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им» ( Втор.5:8–9 ). Едва ли нужно много уяснять, что эта заповедь, запрещающая идолопоклонство, не имеет никакого отношения к нашему иконопочитанию, ибо между тем и другим нет ничего общего по внутреннему смыслу. Какого рода отношение к чувственным предметам (идолам) имеет в виду заповедь, это ясно видно из непосредственно предшествующих ей слов: «Я, Господь Бог твой, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства. Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим» ( Втор.5:6–7 ). Итак, поклонение и служение кумирам запрещаемое 2-й заповедью, есть языческое обоготворение их, соединенное с забвением Бога истинного, с отречением от Него. He имея понятия о Боге в Его невидимом существе и наблюдая лишь обнаружения Его силы в явлениях нашего конечного мира, язычники отождествили само существо Божие с «этими внешними Его обнаружениями, раздробили так обр. идею Единого на множество и воплотили в формах ограниченных и материальных Существо безграничное и безусловно духовное. «Называя себя мудрыми, – говорит ап. Павел о язычниках, – обезумели и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся» ( Рим.1:22–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mart...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010