Кор. Сигизмунд III потребовал от своих правосл. подданных, чтобы они подчинились епископам-униатам. Униат. Церковь стала единственной в Речи Посполитой Церковью вост. обряда, признанной властью. Униат. иерархи при поддержке представителей власти и зачастую военной силы закрывали храмы, где служили не принявшие унию священники, правосл. мещане изгонялись из городских магистратов и цехов. К нач. 30-х гг. XVII в. уния утвердилась на большей части территории Белоруссии. Более слабыми были позиции унии на Украине, где в 1-й пол. этого столетия она распространялась гл. обр. на территории зап. епархий - Перемышльской и Холмской, а также на Волыни. На Украине правосл. духовенство опиралось на поддержку многочисленной правосл. шляхты, а со 2-го десятилетия XVII в.- на активную поддержку казачества. К 20-м гг. XVII в. на территории Речи Посполитой действовал один правосл. архиерей - Львовский еп. Иеремия (Тиссаровский) . В 1620 г. Иерусалимский патриарх Феофан IV поставил для З. м. митр. Иова (Борецкого) и ряд епископов. Это событие вызвало резко враждебную реакцию властей Речи Посполитой, были изданы универсалы об аресте правосл. архиереев. В обстановке борьбы с униатами и поддерживавшей их гос. властью оживились связи православных из Зап. Руси с Москвой. Рус. правительство поддерживало поставленных патриархом Феофаном IV для З. м. епископов. Из Москвы поступала разнообразная помощь (деньги, церковные облачения, книги и др.) не только Киевской митрополичьей кафедре, но и мн. правосл. обителям и братствам. В нач. 30-х гг. XVII в., накануне новой войны с Россией, стремясь обеспечить лояльность правосл. населения, власти Речи Посполитой признали право православных иметь собственную иерархию, подчиненную К-полю. Часть епископских кафедр, мон-рей и приходских церквей, находившихся в руках униатов, была возвращена православным. В состав Киевской правосл. митрополии вошла 1 епископия на территории Белоруссии - Мстиславская и 3 на территории Украины - Львовская, Луцкая и Перемышльская. Польск. власти не согласились с епископскими поставлениями 1620 г., и при участии правосл. шляхты были избраны новые архиереи во главе с Киевским митр. св. Петром (Могилой) . В годы его предстоятельства укрепилась власть митрополита над епископами, братствами и приходским духовенством З. м., чему способствовало и создание новых органов управления, в частности консистории. Благодаря усилиям митр. Петра возросли образованность духовенства и его пастырская активность. Имело большое значение и создание в 1632 г. 1-го на территории Вост. Европы правосл. высшего учебного заведения - Киево-Могилянской коллегии . Одной из важнейших задач свт. Петра и его окружения было дать систематическое изложение правосл. вероучения, на к-рое православные могли опереться в спорах с протестантами и католиками. Для этого было подготовлено «Исповедание веры», принятое на Соборе в Киеве в 1640 г. и получившее затем одобрение Церквей правосл. Востока на Соборе в Яссах в 1642 г.

http://pravenc.ru/text/182581.html

Ошибочно также было бы представлять, что Крещение Руси «принесло» христианство на Русь. Напомним, что это было лишь политическим утверждением Христовой веры и Церкви на землях, лежащих вдоль знаменитого караванного пути «из варяг в греки», где христианство не могло не быть известным уже хотя бы в силу активного социо-культурного обмена, связанного с международной торговлей и рынком рабочей силы (гл. обр., военной). Что же представляло собой довладимирское христианство и каковы источники его проникновения. Прежде всего, следует вспомнить, что много лет на Киевском столе правила княгиня-христианка — св. Ольга (945–969); если сомневаться ещё в христианстве князя Аскольда (...-882). Уже в тексте договора с Византией под 944 г. упоминается соборная церковь св. прор. Илии, а также, по словам летописца, мнози беша (были) варязи христиане (Повесть временных лет; далее — ПВЛ). И если блаженная Ольга не успела привлечь к правоверию своего единственного сына Святослава, т.к. на момент принятия ею христианства (944) он был уже достаточно взрослым чело­веком, к тому же погло­щённым страстью к военным подвигам, то, не исключено, что преуспела она в отношении своих внуков — Ярополка и Владимира, тем более, что старший из них — Ярополк находился на её попечении лет до 13, а Владимир был ещё несколькими годами младше. Во всяком случае, нам известно, что Ярополк, будучи правителем политически «некрещеного» государства, весьма покровительствовал христианам: христианом даде волю велику, как читаем в Иоакимовской летописи. Таким образом, есть все основания полагать, что в 80-е гг. X в. в Киеве уже не только многие варяги и бояре, но и отчасти простые горожане, не говоря уже о купцах, крестились и были христианами. Но большинство жителей, как древней столицы, так и других крупных городов, бесспорно, были язычниками, довольно мирно уживавшимися с христианским меньшинством. Наиболее консервативным было население деревень; культивирование языческих верований здесь сохранялись ещё многие столетия.

http://pravoslavie.ru/5238.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЛАДИКАВКАЗСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Грузинского Экзархата, существовало в 1875-1885 гг., включало в себя правосл. приходы в Осетии. В 1602-1829 гг. Сев. Кавказ являлся частью Астраханской епархии. Большую роль в распространении христианства среди народов Сев. Кавказа сыграло образование в 1745 г. Осетинской духовной комиссии, к-рая осуществляла свою деятельность гл. обр. в Кизляре и Моздоке. В 1793-1799 гг. существовало Моздокское викариатство Астраханской епархии, приравненное по статусу к епархии 3-го класса. Моздокскому епископу были поручены «все те обязанности, которые возложены были на Духовную Осетинскую комиссию»; в его ведении находились храмы и мон-рь в Кизляре и Моздоке с уездами, а также «все вновь устрояемые в тамошних пределах и в самой Осетии церкви». В 1810 г. закончился процесс вхождения Грузии в состав России, в 1811 г. был учрежден Грузинский Экзархат РПЦ. 15 сент. 1815 г. начала свою деятельность Осетинская духовная комиссия в Тифлисе, осуществлявшая христ. миссию на территории Юж. и Сев. Осетии, позднее также на территории Абхазии и Дагестана. С 1817 г. миссия подчинялась непосредственно экзарху Грузии. В 1836 г. во Владикавказе открылось уч-ще для осет. детей, задачами к-рого были «образование церковно- священнослужителей для осетинских приходов... приготовление некоторых воспитанников... к званию миссионеров, или проповедников, для горских же народов». В 40-х гг. XIX в. в связи с обострением военной ситуации на Кавказе и отпадением под действием призывов Шамиля мн. горцев в ислам остро встал вопрос о возведении миссии на более высокий уровень и реорганизации ее работы. В 1856 г. экзарх Грузии объединил приходы Сев. Осетии под управлением старшего благочинного, бывшего также миссионером. В 1857 г. была введена должность «управляющего осетинскими приходами и причтами и духовно-учебными заведениями во Владикавказском военно-осетинском округе», на к-рую назначили с возведением в сан архимандрита преподавателя Тифлисской ДС Иосифа (Чепиговского) . Одновременно экзарх Грузии митр. Исидор (Никольский) разработал план создания Общества восстановления православного христианства на Кавказе - организационного центра христ. просвещения, к-рый мог бы эффективно противостоять мусульм. пропаганде; учреждение Об-ва состоялось в 1860 г.

http://pravenc.ru/text/158946.html

условий. Церемония состоялась 9 или 10 сент. 1027 г., вероятно в Вормсе или Туле. Еп-ство Туль находилось на границе Лотарингии с Бургундией и Шампанью, поэтому город имел стратегическое значение и подвергался военной угрозе. Эд II († 1037), граф Блуа и Шампани, был соперником Конрада II в борьбе за власть над Бургундией. Осадив Туль, он разорил окрестности города и сжег аббатство Сент-Эвр, но вскоре ему пришлось отступить. Бруно укрепил городские стены и восстановил мон-рь. Согласно Тульскому Житию, после гибели графа Бруно возглавил герм. посольство к франц. кор. Роберту II Благочестивому (996-1031), вероятно, для переговоров о статусе Бургундии, к-рую кор. Рудольф III завещал императору (Vita Leonis IX. I 17). Однако в то время королем Франции был Генрих I (1031-1060). Возможно, Бруно участвовал в переговорах Генриха I с Конрадом II (май 1031) или с имп. Генрихом III (окт. 1048; ср.: Anselmi Historia dedicationis. 7//PL. 142. Col. 1421). Сведения о деятельности Бруно на епископской кафедре, приведенные в Тульском Житии, связаны гл. обр. с его заботой об укреплении монашеской дисциплины. Видрих, ученик св. Вильгельма из Вольпиано, был назначен аббатом мон-ря Сент-Эвр. В 1026 г. Бруно сместил настоятелей мон-рей Сен-Мансюи в Туле и Муайенмутье, поручив Видриху управлять этими обителями. Большинство документов, в к-рых упоминается Бруно, связано с основанием приоратов, напр. мон-ря Дёйи, зависимого от аббатства Сент-Эвр. Епископ завершил строительство жен. мон-ря Пусе, основанного еп. Германом (см.: Munier. 2002. P. 175-179; Dahlhaus J. Das bischöfliche Wirken Brunos von Toul//Léon IX. 2006. P. 33-60; Oberste J. Papst Leo IX. und das Reformmönchtum//Ibid. P. 410-417). Бруно сочинял музыку для церковных песнопений (Vita Leonis IX. I 15, II 12) и неоднократно посещал Рим (Ibid. II 1). В Житии говорится о видениях Бруно, предвещавших его восшествие на Папский престол. Так, ему явился св. Одилон , предсказавший, что Бруно очистит Церковь, запятнанную людскими пороками (Ibid. II 3); ап. Петр вручил ему 5 золотых чаш, к-рые обозначали годы его понтификата (Ibid. II 2).

http://pravenc.ru/text/2537627.html

М. Лекьен привел неполный список восточносирийских митрополитов Н. до XVI в. ( Le Quien. OC. T. 2. 1195-1204), частично основанный на изысканиях И. С. Ассемани , который опирался на сведения из колофонов рукописей ( Assemani. BO. T. 3/2. P. 767-769). Ж. М. Фие скорректировал и значительно расширил этот список гл. обр. на основе диптихов Н., доведенных до XIV в. ( Fiey. 1977. P. 16-114). В VII в. неск. митрополитов Н. претендовали (законно или незаконно) на кафедру католикоса-патриарха (митр. Георгий - при Георгии Кафрском , митр. Иоанн Дасенский - при Хнанишо I , митр. Григорий - при Григории I ). В сер. IX в. митрополит Н. Сергий торжественно встретил посетившего город халифа аль-Мутаваккиля, что привело к смягчению политики последнего по отношению к христианам, а также к обещанию сделать митрополита католикосом (осуществлено в 860). Впосл. католикосами становились и др. митрополиты Н.- Авдишо ибн аль-Арид (c 1075), Илия Абу Халим ( Илия III ; c 1176), Явалаха бар Кайюма (Явалаха II; с 1190), Маккиха (Маккиха II; c 1257). К числу архиереев, занимавших кафедру Н. и прославившихся на литературном поприще, относятся Киприан (740/1-767), Илия бар Шинайя (1008-1046; сообщает в «Хронографии» много ценных сведений о Н. и его архиереях), Ишояв бар Малкон (до 1222 - после 1247), Авдишо бар Бриха (до 1291-1318). В 80-х гг. XV в. вост. сирийцы еще были многочисленны в городе, но в ходе последовавшего раскола в Церкви Востока митрополия пришла в упадок и в 1616 г. официально была упразднена. Последнее упоминание о представителях Церкви Востока в городе относится к 1644 г. Сирийская яковитская Церковь Сирийская яковитская Церковь существовала в Н. с нач. VI в. ( Fiey. 1977. P. 49-50). Первый яковитский епископ Н., известный из источников, Авраам (631), занял кафедру Н. во время военной кампании имп. Ираклия. О борьбе с экспансией яковитов свидетельствуют письма, адресованные восточносир. митрополиту Н. Исааку католикосом Ишоявом III (649-659?; см.: š o   ‘yahb Patriarchae III Liber epistularum/Ed., interpr.

http://pravenc.ru/text/2577685.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Н. Я. Данилевский. Литография. 2-я пол. XIX в. Николай Яковлевич (28.11.1822, с. Оберец Ливенского у. Орловской губ., ныне Измалковского р-на Липецкой обл.- 7.11.1885, Тифлис, ныне Тбилиси), философ, публицист, ученый-естествоиспытатель. Род. в фамильном имении матери, Дарьи Ивановны, урожд. Мишиной. Отец, Яков Иванович,- армейский офицер, участник Отечественной 1812 г. и Крымской войн, впосл. генерал-майор, командир бригады - интересовался наукой и лит-рой. Из-за частой смены места жительства, обусловленной военной службой Я. И. Данилевского, родители отдали сына в 1833 г. в пансион. К 14 годам Д. свободно владел франц., нем., англ. и лат. языками. В 1837 г. поступил в имп. Царскосельский лицей, в классе был «самым талантливым и... разносторонне образованным из лицейских воспитанников» ( Семёнов-Тян-Шанский П. П. Мемуары. Пг., 1917. Вып. 1. С. 180). По окончании лицея в дек. 1842 г. Д. принял, вероятно, давно обдумывавшееся решение посвятить себя изучению естественных наук. В 1843-1847 гг. он являлся вольным слушателем естественного отд-ния физико-математического фак-та С.-Петербургского ун-та, избрав главным предметом научных занятий ботанику (в 1847 стал кандидатом, в 1849 - магистром ботаники). Находясь в стесненном материальном положении, Д. был вынужден добывать средства к существованию, гл. обр. лит. трудом: писал научные статьи в ж. «Отечественные записки». Издатели и сотрудники журнала А. А. Краевский, В. Г. Белинский , В. Н. Майков, с к-рыми Д. познакомился, ценили его ум и обширную эрудицию. Увлечение идеями франц. социалиста Ш. Фурье сделало Д. активным участником заседаний кружка М. В. Петрашевского, к-рого он знал еще по лицею, но ближе познакомился с ним в 1844 г. В кружке Д. прочел ряд рефератов «о социализме и в особенности о фурьеризме, которым он чрезвычайно увлекался, и развивал свои идеи с необыкновенно увлекательной логикой» (Там же. С. 197). Д., по свидетельству члена кружка Н. А. Спешнева, основательнее всех кружковцев знал фурьеризм.

http://pravenc.ru/text/171323.html

Евангелическая церковь в Лерибе (ЕЦЛ). XIX в. Фотография. 1-я треть XX в. Евангелическая церковь в Лерибе (ЕЦЛ). XIX в. Фотография. 1-я треть XX в. Предки народа басуто жили на юге Африки приблизительно с XV в. К нач. XIX в. бантуязычные племена басуто, населявшие регион к северу от р. Оранжевой, принадлежали к 3 основным группам - фокенг, коена и тлокоа. С 1820 г. племенной вождь по имени Мшвешве, правивший под именем Мошеш I, собрал под своей властью все племена басуто, а также народы, нашедшие в Драконовых горах убежище от военной экспансии зулу и ндебеле. В течение 20 лет он создал прочное гос. образование (в историографии закрепился топоним Басутоленд), являвшееся союзом различных этнических групп, усвоив себе титул «великий правитель басуто» (в позднейшей историографии все наследники Мошеша стали называться королями, а созданное им гос-во - королевством). Власть Мошеша I не была абсолютной: при нем в качестве консультативного и совещательного органа созывалось «питсо» - общее собрание с участием всех вождей и их представителей. В нач. 30-х гг. XIX в. европ. поселенцы (гл. обр. буры-африканеры) начали осваивать центр Юж. Африки, что усугубляло противостояние между европейцами и коренными жителями. Пытаясь предотвратить подобный конфликт в стране, Мошеш I пригласил в Басутоленд христ. миссионеров с целью избавить свой народ от вторжения как европейцев, так и др. африкан. групп. Кроме того, деятельность христ. миссионеров вполне отвечала идеям Мошеша по укреплению своей власти. Католическая церковь в Роме. XIX–XX вв. Католическая церковь в Роме. XIX–XX вв. В 1833 г. в столицу Басутоленда Тхаба-Босиу прибыли первые протестант. миссионеры из Парижского евангелического миссионерского общества (ПЕМО) - Т. Арбусе, Э. Казали и К. Гослен. К этому времени нек-рые представители народа басуто уже приняли христианство, находясь на заработках в Капской колонии (с 1814 в «вечном пользовании» Великобритании). Немногочисленное их сообщество образовало ядро новой миссии. Деятельность ПЕМО на территории совр.

http://pravenc.ru/text/2463599.html

Директор: Тишков Михаил Борисович 117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22 События 23 февраля В канун Дня защитника Отечества ребята посетили музей обороны Москвы. Поздравляя с Днем защитника Отечества, нужно вспомнить о том, кто же Первый и Главный Защитник нашего Отечества земного, и какое Первое и Главное наше Отечество - Небесное. В этот день особенно важно воздать должное всем, кто отдал жизнь за Отечество. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» В этот день в гимназии смотрели фильмы о защитниках Родины («Офицеры», «Судьба человека»), а четвертый класс побывал в музее Обороны Москвы. Экспозиция музея размещена в 7 залах, в которых представлено 4000 подлинных свидетельств грандиозной битвы за Москву 1941-1942 годов. Вся экспозиция поделена на разделы: " Вторжение " , " Начало войны " , " Военкомат " , " Добровольцы-ополченцы " , " Детство, прерванное войной " , " Строительство оборонительных сооружений " , " Перевод промышленности Москвы на выпуск продукции для фронта " , " В памяти народной " , " Маршал Г.К. Жуков " . Среди экспонатов музея: образцы военной одежды, советские и немецкие военные награды, коллекция писем и дневников участников войны, стрелковое оружие, собрание фотоснимков фронтовых корреспондентов, подборка немецких газет, листовок, писем солдат и офицеров немецкой группы " Центр " , художественные произведения, посвященные военной тематике. На открытой площадке Музея обороны Москвы находятся три экспоната: 122-мм гаубица М-30 обр.1938 г; 122-мм пушка А-19 обр.1931/37 г.; " Катюша " на послевоенном шасси ЗиС-151. Экскурсовод Константин Сергеевич рассказывал так интересно, что ни на минуту он не потерял внимания ребят(хотя и длилась экскурсия почти 2часа). Рассказывал он о том, как началась война, о том, как уходили на фронт и как собирались отряды народного ополчения, о жизни людей в прифронтовом городе и о героической роли простых людей в защите своего города. Своими глазами ребята увидели  аэростаты, узнали о том, как защищали город и важные объекты, что такое светозащита, противовоздушная артиллерия, «ложные» постройки.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/news/284...

—261— государству часть своих членов, – так сказать, – часть своей жизни, в податях – часть своих доходов. Было ли общество IV-ro века настолько состоятельно в своих силах, чтобы оно могло оказать достаточную поддержку государству? Ответив на это, мы разгадаем те причины, которые привели великую империю к падению. Прежде всего, обратимся к тому, как сложилась армия в римской империи. В реформах, какими ознаменовалось царствование Диоклетиана и Константина, армия осталась почти совсем в стороне; были произведены только некоторые несущественные изменения в военном управлении, но, в общем, армия жила своею жизнью, и её развитие совершалось без вторжения сторонней силы. В IV-м веке она представляла собой совершенно особый, отмежеванный от других частей населения класс; она состоит из людей, которые оторваны от мирных занятий, по крайней мере, на 20 лет, а потому и не мудрено, что даже после выслуги срока ветеран, переходя на пенсию, – на тот земельный надел, который давала ему империя в обеспечение его старости, – оставался в душе военным человеком; класс ветеранов, действительно, и оставался обособленным, и дети их преимущественно поступали на военную службу, так что появилась известная наследственность в выборе занятий. Так. обр. армия отчасти пополняла сама самое, – но понятно, что этого пополнения было недостаточно при тех постоянных войнах, какие пришлось вести римской империи в последние века своей истории. И вот, – чтобы пополнить войско людьми сильными и выносливыми, императоры очень рано стали обращаться за помощью к самим же врагам, – варварам и их нанимать к себе на службу. Вследствие этого римский солдат IV-ro и V-ro веков уже не был патриотом в смысле прежнего римского патриота; это по большей части был человек, который и говорить-то по-латыни порядочно не умел, – человек посторонний. Так. обр. жизненная связь между военной силой и обществом, выражающаяся в том, что военная сила является самой патриотической частью общества, – эта связь порвалась, и осталась чисто механическая, внешняя: набирали рекрут, ставили в полки, подвергали строжайшей дисциплине и получали войско, которое исполняло

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Дружина возникает по частной инициативе; каждый свободный германец, обративший внимание на себя своею храбростью, мог составлять около себя кружок лиц, служивших под его начальством и упражнявшихся вместе с ним в военном деле. Этот вывод очень важен: он, с одной стороны, указывает на распадение племенного начала, на появление таких образований, которые стоят в противоречии с племенем по своему принципу, ибо в племени господствует равноправность, а в дружине подчинение одному лицу; с другой стороны, он объясняет нам возникновение новой военной должности и военной аристократии в первобытном обществе; германец, собравший около себя дружину этим самым выделялся из среды прочих; он уже есть не просто свободный человек, a princeps – князь, начальство. Рядом с principes в качестве должностных лиц Тацит поставляет duces и reges, вождей и королей. Dux – это тоже власть, которую германцы на своем языке называли «Herzog» – герцог, предводитель, избираемый для специальной цели, – для какого-нибудь военного предприятия. Выбирается он, по выражению Тацита, a virtute, сообразно доблести, как этого требовала самая цель его выбора, и сохраняет свою власть только в военное время, в течение походов. Этой последней чертой он и отличается от короля, rex. Король у германцев был еще выборною должностью, как и вождь, – с тем, однако, различием, что выбор короля определялся уже не только его личными качествами, вместе с тем и знатностью рода. «Германцы избирают своих королей, – говорит Тацит, – из среды выс- шего сословия, а вождей из тех, которые отличаются доблестью». Германская королевская власть, так. обр., представляла собой смешение двух противоположных начал: наследственного и выборного; она не вполне наследственна, потому что известное лицо могут обойти, хотя бы оно и стояло в ближайшем родстве с умершим, но в то же время она и не вполне выборная, потому что принимается во внимание и наследственность: выбор всегда производится в пределах королевского рода, и король намечается сословным, родовым положением.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010