В Евангелии мы читаем трогательный факт сердечного отношения Христа к детям. Заботливые, чадолюбивые матери, следуя за Христом и слушая Его Божественное учение, желали сделать и детей своих участниками благодати, исходящей от Христа. Они «приносили к нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним», «возложил на них руки и помолился»; «ученики же», считая это дело не стоющим внимания, «не допускали приносящих. Увидев это, Иисус вознегодовал, и сказал: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам, кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него. И обняв их, возложил на них руки, и благословил их» 212 . Факт в высшей степени трогательный и знаменательный. С какою нежностию отнесся Христос к детям и с каким негодованием Он взглянул на тех, кто не допускал к нему матерей с детьми. Как высоко поставил Он пример христианского воспитания детей, пример приведения детей к нему! «Таковых есть Царствие Божие»! И с каким тяжелым чувством приходится теперь слышать рассуждения некоторых родителей, считающих себя христианами по метрической только записи, что «не следует младенцев крестить, не следует детей учить и закону Божию, наставлять их к религии! Пусть они сами, когда вырастут, идут ко Христу, веруют в него и крестятся во имя Его». А теперь они не допускают своих детей ко Христу на том основании, что не желают стеснять их религиозной свободы, насиловать их совесть. «Зачем их вести ко Христу, когда они, быть может, пожелают идти к Будде или Магомету, когда достигнут полной зрелости!» Истинные христиане-родители не могут так рассуждать и действовать; они спешат сделать детей своих участниками высшего блага, которым владеют сами спешат привести их к Христу и ввести в Царстие Божие, членами которого они сами состоят. Только атеисты и враги Христа могут не допускать детей своих до Христа, потому что они не любят Христа и более того ненавидят Христа. Так. обр., Христианское воспитание детей, приведение детей ко Христу – это краеугольный камень Христианского брака, христианской семьи, по заповеди Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/i...

В какой бы из только что указанных форм ни взять понимание выражений и , оно не может быть признано правильным. Несомненно, что божественное слово, даже в форме пророчества, есть слово творческое. Но его осуществление является отдельным от возвещения актом, обозначаемым в речах второй части кн. Исайи своим особым термином. Так, по словам 15 ст. 48 гл., Господь не только предрек выступление Кира, но и исполнил Свое предсказание: «Я, Я сказал и призвал его: Я привел его, и путь его будет благоуспешен». Слово Божие – пророчество и его исполнение – два отдельные акта и по указанию 11 ст. 45 гл.: «Я воззвал орла от востока, из дальней страны исполнителя определения Моего. Я сказал, и приведу это в исполнение; предначертал, и сделаю». Согласно такой терминологии может быть обозначением только одного действия: при вышеуказанном же его понимании получается необычное для второй части кн. Исайи совмещение двух отдельных актов в одно действие и усвоение глаголу такого смысла (возвещать) с каким он в Библии не встречается 34 . Что касается Кнабенбауеровского аргумента в защиту понимания в значении «возвещается», то он носит характер авторского измышления. В действительности, фраза: «ты не слыхал об этом», противополагается не «теперь творится», а выражению: «с этого времени я даю тебе слышать новое» – (48:6) 35 . Термину экзегетами придан не соответствующий смысл, равным обр. и глагол не имеет значения «возвещать». Сам Кнабенбауер, замечает, что обозначаемое им действие усвояется Богу, что-либо творящему, и земле, производящей растения 36 . Сообразно с этим и фраза 58:8 толкуется им в том смысле, что грехи народа еврейского простятся, раны исцеляется, и все его положение достигнет состояния процветания 37 . Отказ от понимания в его коренном значении и перевод его в выражении 43: 19: термином «возвещать», «предсказывать» придает данному стиху невероятный, невозможный смысл: Ягве совершает ( буквально, как и в 46:11; 48:3) новое и одновременно с тем предсказывает это происходящее событие.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Petr...

В лат. традиции к Е. прилагаются такие названия, как oleum (масло), unctio (помазание), oleum unctionis (масло помазания), unctio olei sacrati (помазание освященным маслом), unctio infirmorum (помазание больных). Начиная с XIII в. широко распространены такие названия, как extrema unctio (последнее помазание), sacramentum exeuntium, sacramentum moribundorum, unctio egredientium (таинство/помазание умирающих). Православные богословы отвергают эти поздние наименования, поскольку они отражают представление о Е. как об исключительно предсмертном таинстве, что противоречит его первоначальному смыслу. Установление таинства Основанием для совершения Е. служат слова из Евангелия от Марка о том, что ученики Христа «многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк 6. 13), и слова из Послания ап. Иакова: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак 5. 14-15). Правосл. богословы, рассуждая о Е., опираются гл. обр. на Послание ап. Иакова как на ясное и определенное свидетельство об этом таинстве, содержащее указания на его вещество, на его видимую и невидимую стороны и на установление его Самим Господом («во имя Господне»). Евангелие от Марка В синоптических Евангелиях рассказывается, что Христос отправлял Своих учеников на проповедь (Мф 10. 1, 8; Мк 6. 7-11; Лк 10. 3-9), причем во время исполнения Его наказа апостолы исцеляли больных, помазывая их елеем (Мк 6. 13). Возможно, исцеление было непосредственно связано с изгнанием бесов (Мк 6. 13; 9. 17-29; ср.: Лк 10. 17). Впрочем, богословы сомневаются в том, что упоминаемые в Евангелии от Марка помазания могли быть таинством Е., поскольку они совершались до Страстей Христовых, когда апостолы еще не имели дара Св. Духа. Речь может идти либо о временном даре (ср.: 1 Кор 12. 9), либо о прообразе таинства (ср.: Ин 3. 22; 4. 1-2). Т. о., основным свидетельством установления таинства Е. является Послание ап. Иакова. Именно по этой причине протестант. богословы не считают Е. таинством, ссылаясь на то, что оно основано только на церковной традиции, а не на прямом указании Господа (что в классическом католич. богословии, с к-рым полемизировал протестантизм, должно было быть одним из обязательных признаков любого таинства). Послание ап. Иакова

http://pravenc.ru/text/189773.html

в. На т, Гди, уповахъ, да не постыжс во вкъ: правдою твоею избави м и изми м. 2. На Тебя, Господи, уповаю, да не постыжусь вовек; по правде Твоей избавь меня; 2 . Первое полуст. сходно с Пс.24:1 б (русск.-евр. 2 а ; см. выше стр. 339). Правдою твоею избави м – по Твоей праведности и правосудию, Тебе свойственно, Господи, защищать невинность и правоту и не позволять неправде торжествовать над ними: поэтому избавь меня от несправедливых преследований врагов моих и не допусти им погубить меня (ср. ст. 16). Слова: и изми м, – т. е. тоясе что избавь или освободи меня (ср. слав.-русск. в ст. 3 и Пс.139:1 и 4, 143:7 и 11), – не читаются в евр.-халд. и сирск., в Син. код. и в Вульгате, – и внесены в текст из сходного места Пс.70:2 . г. Приклон ко мн ухо тво, ускор изти м: бди м въ бга защитител и въ домъ прибжища, спти м. 3. приклони ко мне ухо Твое, поспеши избавить меня. Будь мне каменною твердынею, домом прибежища, чтобы спасти меня, 3 . Приклон ко мн ухо тво – см. выше Пс.16 , стр. 227. ускор изти м... Продолжительность и тяжесть бедствий истощает терпение псалмопевца и приближает его к отчаянию (ср. ст. 11 и 23), поэтому он молит Господа поспешить избавлением его, пока он не упал еще духом, и, среди его скитаний в горах, послужить для него как бы твердою скалою, на которой бы он мог безопасно укрыться от преследования, или укрепленным замком (домом прибежища, букв. с евр. домом крепости, ср. Манд. и бл. Иерон., также 2Цар.5:7 ), которым бы враг не в силах был овладеть и т. обр. захватить его. д. к держава мо и прибжище мо ты: и имене твоег ради наставиши м и препитаеши м. 4. ибо Ты каменная гора моя и ограда моя; ради имени Твоего води меня и управляй мною. Изведеши м сти се, юже скрыша м: к ты защититель мой, Гди. 5. Выведи меня из сети, которую тайно поставили мне, ибо Ты крепость моя. 4–5. Молитва его основывается на уверенности, что Господь именно и есть та неприступная скала и неодолимая твердыня, в которой заключено его спасение, что Он Сам, ради Своего имени, т. е. но Своему правосудию (ср. ст. 26), милости и всемогуществу (см. объясн. на Пс.7:18 , стр. 139), будет руководить им и управлять, снабжая всем необходимым ( препитаеши м; – евр. зн. и направлять Исх.15:18 ; Пс.22:2 , – и снабжать, обеспечивать Быт.47:17 ) в его бедственной жизни, и выведет его из расставленной для него сети, т. е. избавит от незаметно подготовленной для него врагами опасности (ср. Пс.9:16 и 81).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

В подтверждение такого учения они ссылаются, во-первых, на слова Спасителя: «не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека» ( Мф. 15:11 ). – Как видно из контекста речи, эти слова сказаны Иисусом Христом в ответ фарисеям, на вопрос: почему апостолы, в нарушение предания старцев, берут хлеб не умытыми руками и едят? В них Спаситель проводит ту мысль, что внешняя нечистота не важна, а важна внутренняя, которой и нужно остерегаться: что не пища, хотя бы и взятая не умытыми руками и входящая в уста, оскверняет человека, а нечистые помыслы и желания. Так. обр. в указанных словах о посте не говорится ни слова. Если же применить их к посту и толковать по-сектантски, то выйдет, что обжорство и пьянство не оскверняют человека, так как излишки напитков и пищи входят лишь в уста; но разве можно согласиться с этим (см. Лк. 21:34 )? Кроме того, нельзя не заметить, что, по учению православной Церкви, оскверняет человека не скоромная пища, которая ничего скверного не содержит в себе и в известное время вполне дозволительна, а нарушение церковной заповеди, непослушание матери-Церкви. 662 Во-вторых, сектанты указывают на слова ап. Павла: «пища не приближает нас к Богу: ибо едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» ( 1Кор. 8:8 ). – Эти слова имеют ближайшее отношение к ядению идоложертвенного (см. ст. 1 и 4). В них апостол говорит, что пища сама по себе, хотя бы и принесенная в жертву идолам, не может ни очистить, ни осквернить человека, так как «идол в мире ничто» (4 ст.); она не может вообще ни приблизить нас к Богу, ни удалять от Него, «ибо Царство Божие не пища и питие» ( Рим. 14:17 ). Однако нужно остерегаться, продолжает апостол, чтобы употребление идоложертвенного не послужило соблазном для ближних, потому что иначе может погибнуть «немощный брат, за которого умер Христос. А согрешая таким образом против братьев ..., вы согрешаете против Христа. И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего» ( 1Кор. 8:11 –13 ). 663

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

В-третьих, сектанты приводят в свое оправдание следующие слова того же апостола: «Немощного в вере принимайте без споров о мнениях. Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи. Кто ест, не унижай того, кто не ест; и кто не пьет, не осуждай того, кто пьет, потому что Бог принял его. Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого, только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто. Ибо Царство Божие не пища и питие, но праведность и мир, и радость во Св. Духе. Ради пищи не разрушай дела Божия» ( Рим. 14:1–3,14,17, 20 ). Здесь, по-видимому, устанавливается полное безразличие в отношении к пище и различающие пищу называются даже немощными, но только, по-видимому, так как в действительности речь апостола направлена против иудейских понятий о пище чистой и нечистой. В первенствующей Церкви Христовой было много христиан из евреев. Некоторые из них, приняв христианство, продолжали исполнять разные еврейские обряды и постановления, в том числе о пище чистой и нечистой, и даже боялись, как бы им не оскверниться языческой мясной пищей. Вследствие такой боязни эти последние ели только овощи, осуждая тех христиан, которые, будучи убеждены, что Господь все очистил Своей кровью, а потому нет ничего в самом себе нечистого и можно есть все, со своей стороны укоряли их, как немощных. Так. обр. ап. Павел называет немощными в вере тех людей, которые не употребляли известного рода пищи, считая ее нечистой; православные же христиане воздерживаются в посту от скоромной пищи не потому, что считают ее нечистой, а из-за боязни нарушить церковное постановление. Затем, хотя апостол говорит, что в самой пище нет ничего нечистого и, по-видимому, есть ее можно безразлично, однако, если из-за такого безразличия в пище кто-либо соблазняется, то лучше относиться к пище с разбором, потому что безразличным отношением к ней нарушаются праведность, мир и радость о Св. Духе, т. е. те духовные свойства, которые так необходимы для царствия Божия. «Если за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь; не губи твоей пищей того, за кого Христос умер. Ради пищи не разрушай дела Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн; лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается или соблазняется, или изнемогает» ( Рим. 14:15,20 –21 ). 664

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

В-четвертых, сектанты говорят, что для спасения необходимо не крещение водой, а вера, как сказал Спаситель: «кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет» ( Мк. 16:16 ). Действительно, вера необходима для спасения человека, так как без нее нельзя угодить Богу ( Евр. 11:6 ), но необходимо также в крещение, потому что, по словам Спасителя, спасется только тот, кто будет веровать и креститься. Корнилий сотник с семьей веровал во Христа, однако ап. Петр велел ему креститься; евнух царицы Ефиопской тоже веровал, но диакон Филипп нашел необходимым окрестить его. В-пятых, сектанты говорят, что кто верует, тот и крестится Духом Св. Так, апостолы веровали обетованиям Иисуса Христа, поэтому о них и сказано: «Иоанн крестил водой, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым» ( Деян. 1:5 ). – Но в приведенных словах книги Деяний апостольских под крещением Духом Св. разумеется сошествие Св. Духа на апостолов и многих верующих в день 50-цы. Это великое событие было единственным в истории, крещение же водою, как необходимое каждому для спасения, должно совершаться и совершается постоянно. 555 6) По словам ап. Павла, крещение есть «баня водная, посредством слова» ( Еф. 5:26 ), замечают сектанты, значит, оно– то же, что научение словом. – Но в словах ап. Павла выражения «посредством слова» и «баня водная» поставлены рядом, одно при другом, а не одно вместо другого. Затем, если под баней водной разумет словесное научение, то апостолу незачем тогда было бы упоминать о бане водной, а нужно было бы сказать: чтобы освятить ее, очистив словом. Наконец, что водное крещение не то же, что словесное научение истинам христианской веры, это видно из того, что последнее всегда предшествовало первому (см. напр. Деян. 8:35–38; 10:44, 47 ; 1Кор. 1:17 ). Так. обр. отождествлять указанные выражения нельзя: баня водная – это вода обыкновенная, а слово – это слова, произносимые при погружении крещаемого в воду: «во имя Отца и Сына и Св. Духа». 556

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Во всяком случае, несомненно, что вопрос самарянки свидетельствовал о пробудившихся в ней, под воздействием беседы Господа, высших чувств. Возможно, что это был, как хорошо выражается Лютард, „вопрос устрашенной совести, которая жаждет прощения и потому желает узнать истинное святилище, где бы она могла это прощение вымолить “ (у Годе). Отвечая на слова женщины, Господь разъяснил ей, что почитание иудеев имеет превосходство перед самарянским (ст. 22), но что наступает время и уже наступило, когда служение в Иерусалиме и на Гаризиме заменено будет новой религией духа и истины, соответствующей духовности Существа Божия, не связанной с одним определенным местом и возможной во всей вселенной 1282 (ст. 21). Так. обр. отягченной грехами, может быть, живущей в прелюбодеянии женщине Иисус Христос открыл истины, которых Он не открыл еще Своим ученикам. Самарянка сказала на слова Господа: „знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все» (ст. 25). Эти слова обнаружили, что женщина принадлежала к числу тех, которые с верой и надеждой ждали обетованного Мессию, и потому Иисус Христос открыл ей свое мессианское достоинство: „это Я“, сказал Он, „Который говорю с тобою» (ст. 26). Подготовленная всей предшествующей беседой, женщина тотчас уверовала в то, что пророк из Иудеи есть именно давно ожидавшийся Мессия. Взволнованная радостным чувством, самарянка, оставив водонос у колодца, пошла в город с вестью о явившемся Мессии (ст. 28). „Пойдите», говорила она, „посмотрите человека, который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос»? И по слову ее жители Сихаря устремились к колодцу, готовые уверовать в пришедшего Мессию 1283 . Такой быстрый успех проповеди евангелия среди иноплеменного народа исполнил Иисуса Христа великой радости. Отказываясь от пищи, которую предлагали Ему возвратившиеся из города ученики (ст. 31–34), Господь желает дать понять им о Своей радости, а вместе с тем, пользуясь удобным поводом, разъяснить им значение той деятельности, к которой они были призваны. Обращая внимание учеников на приближающуюся толпу самарян и сравнивая ее с готовой для жатвы нивой, Иисус Христос сказал: „не говорите ли вы, что еще четыре месяца и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве” (ст. 35). Устремлявшиеся ко Христу с жаждой веры и спасения самаряне представляли первый начаток той жатвы, которая уже возрастала из семени, посеянного Господом и которую впоследствии должны были собрать в жизнь вечную апостолы (ст. 36). Хотя нередко в жизни сеет один, а жнет другой, хотя самим апостолам, по планам домостроительства, определено было пожинать то, что сеяли ветхозаветные провозвестники Христа, однако в этот момент необычайного успеха евангельского благовестия, в момент обращения ко Христу толпы самарян по одному слову о Нем женщины, Сеятель – Христос и жнецы – апостолы могли радоваться вместе 1284 (ст. 36–38).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

Господь явился здесь Иакову, ободрил его идти в Египет, обещая там ему Свое покровительство. Здесь, в Вирсавии, собралось все многочисленное семейство Израиля со всем имением и скотом; всех прямых потомков Иакова было 66 душ, кроме жен сынов его, а считая с ним – 67 душ. Пришедши же в Египет, род Иакова вместе с Иосифом и его двумя сыновьями (Манассиею и Ефремом) явился в количестве 70-ти душ. Для поселения семейству Иакова отдана была по повелению Фараона самая лучшая земля Гесем, на восток от Нила (гл.46–47:27). В Египте Иаков прожил 17 лет и, когда исполнилось ему 147 лет, он почувотвовал приближение смерти. Призвавши к себе Иосифа, патриарх особым благословением усыновил себе сыновей Иосифа: Манассию и Ефрема, при чем предсказал, что «менышй брат (Ефрем) будет больше старшего» (Манассии), и так. обр. «поставил Ефрема выше Манассии». Потом умирающий патриарх, собравши всех сыновей своих, дал им свое предсмертное благословение и при этом, предсказал судьбу их потомков «в грядущие дни», когда они унаследуют землю обетования, а Иуде предсказал: «не оскудеет князь от Иуды, и вождь от чресл его, дóндеже приидут отложеная ему: и той чаяние языков». Наконец Израиль завещал отвести его тело в Ханаан и там погребсти в пещере Махиельской, где погребены Авраам и Сарра. Исаак и Ревека и Лия. Так скончался патриарх Иаков. По приказанию Иосифа тело его было набальзамировано, а потом Иосиф и все сыны Иакова и все домашние его отвезли тело патриарха в Ханаан и с честью и великою пышностью похоронили его в пещере Махиельской (гл.47:28–50:13). После смерти и погребения Иакова Иосиф продолжал относиться к своим братьям дружелюбно и покровительствовать им, не помня зла, которое они причинили ему. Он умер ста десяти лет и перед смертью завещал «сынам Израилевым» вынести кости его из Египта для погребения в земле Ханаанской; потому что он веровал, что Господь выведет, как обещал Аврааму, потомков его из Египта и введет в землю обетованную (ст.14–26). Избранные отделы из книги «Бытия» для обстолтельного объяснения и изучения.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

Для молодых вдовиц второй брак является спасительным якорем от пустой и бесцельной жизни, которая нередко переходит и в распутство. Ап. Павел так характеризует их: «Оне, будучи праздны, приучаются ходить по домам, и бывают не только праздны, но и болтливы, любопытны, и говорят, чего не должно» (ст. 13). О вдовах и вдовцах мы уже достаточно сказали. А потому нет нужды продолжать о них речь. XIII. Смешанные браки во времена апостолов Смешанные браки во времена апостолов. Вера ап. Павла во всепобеждающую силу христианства. Образ закваски. Сила христианской закваски царства Божия развивается и укрепляется путем воспитания в семье. Спасение чрез чадородие. Условия христианского воспитания в семье. Во времена апостолов сам собою возникал вопрос о смешанных, полу-христианских браках, когда один из супругов веровал во Христа, а другой оставался неверующим язычником. Как следует поступать в подобных случаях? Вопрос этот и в настоящее время нередко выступает в жизни. А потому, решение его апостолом необходимо знать не только для руководства, но и для более полного уразумения задачи христианского брака. Апостол не только решает вопрос, но и выставляет основания к своему решению, которые указывают на существо самого брака. Прислушаемся к нему: «Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ея. И жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его». Основания к тому следующие: «неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы» 206 . Ап. Павел верит во всепобеждающую силу веры Христовой, которая победила мир 207 , и в данном случае он выражает мысль Евангельской притчи Христа: закваска, положенная в три саты муки, сквашивает все тесто 208 . Евангельские начала, внесенные в семью, постепенно и незаметно перестраивают в ней всю жизнь путем перевоспитания. Отсюда зарождается и развивается и «святость детей», которые с молоком матери уже всасывают новые начала христианской жизни. В этом состоит и вся задача брачной жизни, и все призвание женщины-матери. Здесь, в христианском воспитании детей, она искупляет свой первородный грех , что она первая, «прельстившись, впала, в преступление» и увлекла за собой и мужа. Апостол положительно говорит, что «спасется она чрез чадородие (δια τη, τεκτογονιας – предл. с родит. указн. на средство спасения), если (сама) пребудет в вере и любви, и в святости с целомудрием», и само собою понятно, передаст все это детям своим 209 . Так. обр., «чадородие» является для нее средством спасения чрез воспитание детей своих в вере и благочестии. Без этого же условия, когда рождают детей и выбрасывают на улицу хулиганами или пускают в жизнь атеистами и злодеями, чадородие не спасет жены.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/i...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010