Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Н. Я. Данилевский. Литография. 2-я пол. XIX в. Николай Яковлевич (28.11.1822, с. Оберец Ливенского у. Орловской губ., ныне Измалковского р-на Липецкой обл.- 7.11.1885, Тифлис, ныне Тбилиси), философ, публицист, ученый-естествоиспытатель. Род. в фамильном имении матери, Дарьи Ивановны, урожд. Мишиной. Отец, Яков Иванович,- армейский офицер, участник Отечественной 1812 г. и Крымской войн, впосл. генерал-майор, командир бригады - интересовался наукой и лит-рой. Из-за частой смены места жительства, обусловленной военной службой Я. И. Данилевского, родители отдали сына в 1833 г. в пансион. К 14 годам Д. свободно владел франц., нем., англ. и лат. языками. В 1837 г. поступил в имп. Царскосельский лицей, в классе был «самым талантливым и... разносторонне образованным из лицейских воспитанников» ( Семёнов-Тян-Шанский П. П. Мемуары. Пг., 1917. Вып. 1. С. 180). По окончании лицея в дек. 1842 г. Д. принял, вероятно, давно обдумывавшееся решение посвятить себя изучению естественных наук. В 1843-1847 гг. он являлся вольным слушателем естественного отд-ния физико-математического фак-та С.-Петербургского ун-та, избрав главным предметом научных занятий ботанику (в 1847 стал кандидатом, в 1849 - магистром ботаники). Находясь в стесненном материальном положении, Д. был вынужден добывать средства к существованию, гл. обр. лит. трудом: писал научные статьи в ж. «Отечественные записки». Издатели и сотрудники журнала А. А. Краевский, В. Г. Белинский , В. Н. Майков, с к-рыми Д. познакомился, ценили его ум и обширную эрудицию. Увлечение идеями франц. социалиста Ш. Фурье сделало Д. активным участником заседаний кружка М. В. Петрашевского, к-рого он знал еще по лицею, но ближе познакомился с ним в 1844 г. В кружке Д. прочел ряд рефератов «о социализме и в особенности о фурьеризме, которым он чрезвычайно увлекался, и развивал свои идеи с необыкновенно увлекательной логикой» (Там же. С. 197). Д., по свидетельству члена кружка Н. А. Спешнева, основательнее всех кружковцев знал фурьеризм.

http://pravenc.ru/text/171323.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла М. Велимирович. Фотография. 2001 г. [Velimirovi] Милош (10.12.1922, Белград - 18.04.2008), амер. музыковед, исследователь визант. и слав. муз. культур. В 1940 г. окончил Белградскую муз. школу (ныне им. С. Мокраняца) как скрипач и пианист. В 1941 г. после прекращения занятий в Белградском ун-те в связи с началом второй мировой войны и нем. оккупации Югославии В. поступил в Музыкальную академию и продолжил занятия по классам скрипки (у П. Стояновича) и фортепиано (у Е. Крстич). В 1943 г., избежав работы на рудниках, он сумел сформировать маленький муз. ансамбль, игравший в лагерях серб. молодежи нем. полувоенной строительной орг-ции Тодта. В дек. 1943 г. бежал в Белград; в апр. 1944 г. из-за амер. бомбардировки Белграда присоединился к войскам генерала Д. Михайловича, занимался составлением ежедневных сводок новостей. В 1945 г. был взят в плен силами И. Б. Тито, однако был определен в Клуб 23-й дивизии Югославской армии с предписанием создать джаз-банд совместно с музыкантами разных подразделений. В связи с выборами 1945 г. был арестован за причастность к силам Михайловича, провел 9 месяцев в штрафном батальоне в Словении. В 1946 г. возвратился в дивизию, располагавшуюся близ Триеста, на место пианиста и руководителя клубного ансамбля. В 1947 г. вернулся после военной службы в Белград, где продолжил занятия в Музыкальной академии (1947-1952) по фортепиано, композиции (у М. Логара) и с 1948 г. в качестве музыковеда, а также в ун-те (1947-1951) на отд-нии изящных искусств философского фак-та (среди учителей - историк-византинист Г. Острогорский ). В 1950-1951 гг. в качестве ассистента проф. А. Лорда (Гарвардский ун-т, США) занимался собиранием эпической поэзии, гл. обр. репертуара мусульм. певцов, поющих с аккомпанементом гусле, в т. ч. в Македонии. С 1952 г. учился в Гарвардском ун-те у О. Гомбоши (история музыки, муз. палеография), Р. Томпсона (контрапункт), С. Таттла (библиография, музыка англ.

http://pravenc.ru/text/150149.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВЕТХОЗАВЕТНОЕ ПРАВО законоположения, содержащиеся в ветхозаветных книгах и касающиеся не только богопочитания и богослужения , но и норм общественной жизни, семейных и имущественных отношений, а также политического устройства израильского общества. Эти законоположения по своей полноте и обстоятельности, по подробному регламентированию жизни народа носят характер юридических кодексов и составляют в своей совокупности целос ò ную правовую систему. Законодательный, правовой элемент содержится и в исторических, и в учительных, и в пророческих книгах ВЗ, но гл. обр.- в книгах Исход , Левит и Второзаконие , в меньшей степени - в Числах . Правовую, юридическую оболочку имеет весь закон Моисеев ; отдельным его частям по их содержанию присущ с т. зр. совр. права специфически правовой характер, кроме того, в нем отражены те нормы религ. права, к-рые по своей тематике аналогичны или параллельны нормам канонического права Церкви. Выделение этих аспектов, представляющееся необходимым для изучения В. п., в определенном смысле, однако, искусственно ввиду органической целостности и религ. значимости всего богодухновенного закона. Ветхозаветные правовые нормы при всем их своеобразии имеют очевидные параллели с нормами правовых систем окружавших Др. Израиль ближневост. народов. Вопрос о возможном влиянии этих правовых систем на В. п. принципиально решается в свете соотношения элементов богооткровенных и обусловленных собственно человеческими, культурными факторами в содержании Библии (см. статьи Священное Писание , Откровение ). Но принципиальное отличие ветхозаветного законодательства от законов иных народов и гос-в заключается уже в том, что законодателем для Израиля является Сам Бог, а не царь, что характерно для правовых систем окружавших Израиль языческих народов. Лишь нек-рые из библейских законов в эпоху Царств восходят к царю. Напр., царь Давид установил порядок равного раздела военной добычи между участвовавшими в военных действиях и находившимися в обозе (1 Цар 30. 23-25). Основной корпус В. п. составляют законы, к-рые были даны Израилю Самим Богом через прор. Моисея .

http://pravenc.ru/text/158294.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЛАДИКАВКАЗСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Грузинского Экзархата, существовало в 1875-1885 гг., включало в себя правосл. приходы в Осетии. В 1602-1829 гг. Сев. Кавказ являлся частью Астраханской епархии. Большую роль в распространении христианства среди народов Сев. Кавказа сыграло образование в 1745 г. Осетинской духовной комиссии, к-рая осуществляла свою деятельность гл. обр. в Кизляре и Моздоке. В 1793-1799 гг. существовало Моздокское викариатство Астраханской епархии, приравненное по статусу к епархии 3-го класса. Моздокскому епископу были поручены «все те обязанности, которые возложены были на Духовную Осетинскую комиссию»; в его ведении находились храмы и мон-рь в Кизляре и Моздоке с уездами, а также «все вновь устрояемые в тамошних пределах и в самой Осетии церкви». В 1810 г. закончился процесс вхождения Грузии в состав России, в 1811 г. был учрежден Грузинский Экзархат РПЦ. 15 сент. 1815 г. начала свою деятельность Осетинская духовная комиссия в Тифлисе, осуществлявшая христ. миссию на территории Юж. и Сев. Осетии, позднее также на территории Абхазии и Дагестана. С 1817 г. миссия подчинялась непосредственно экзарху Грузии. В 1836 г. во Владикавказе открылось уч-ще для осет. детей, задачами к-рого были «образование церковно- священнослужителей для осетинских приходов... приготовление некоторых воспитанников... к званию миссионеров, или проповедников, для горских же народов». В 40-х гг. XIX в. в связи с обострением военной ситуации на Кавказе и отпадением под действием призывов Шамиля мн. горцев в ислам остро встал вопрос о возведении миссии на более высокий уровень и реорганизации ее работы. В 1856 г. экзарх Грузии объединил приходы Сев. Осетии под управлением старшего благочинного, бывшего также миссионером. В 1857 г. была введена должность «управляющего осетинскими приходами и причтами и духовно-учебными заведениями во Владикавказском военно-осетинском округе», на к-рую назначили с возведением в сан архимандрита преподавателя Тифлисской ДС Иосифа (Чепиговского) . Одновременно экзарх Грузии митр. Исидор (Никольский) разработал план создания Общества восстановления православного христианства на Кавказе - организационного центра христ. просвещения, к-рый мог бы эффективно противостоять мусульм. пропаганде; учреждение Об-ва состоялось в 1860 г.

http://pravenc.ru/text/158946.html

Житие М. М., вероятно, относится к значительному кругу памятников византийской лит-ры X-XII вв., в к-рых нашло отражение развитие культуры военно-феодальной аристократии (эпос «Дигенис Акрит», сб. «Советы и рассказы» Кекавмена ). Отличительными чертами этой социальной группы были относительный рост рационального восприятия мира, первостепенное внимание к семейной жизни и отношениям внутри фамилии или клана; церковное благочестие в виде постоянной поддержки монастырей и храмов сочеталось с активным участием в жизни гос-ва, с военной службой. Местоположение горы Кимин точно не определено. Считается, что эту гору следует локализовать неподалеку от горного массива Олимп Вифинский. О монашестве на Кимине известно гл. обр. лишь из Жития М. М., хотя предполагается, что в сер. X-XI в. этот мон-рь занимал значительное место среди визант. обителей наряду с мон-рями Афона, Олимпа, Латроса, горы Галесион ( Janin. 1975. P. 115-118). Почитание в средние века Житие М. М. известно в 5 греч. рукописях на Св. Горе Афон и в К-поле: 1. Ath. Laur. Δ. 79 (XIII в., пергамен; Fol. 136v - 148r) - сборник Житий святых, расположенных по дням памяти. 2. Ath. Cutl. 494 (бумага) - сборник Житий святых и панегириков им. 3. Halk. N 41 (XVI в., бумага; Fol. 153r - 168r) - сборник, подобный предыдущему; Житие М. М. помещено под 13 июля (вместо 12 июля). 4. Ath. Vatop. N 550 (1422 г.; пергамен; Fol. 238v - 258v) - описание дней памяти святых со 2 июля по 31 авг. 5. Ath. Ivir. N 594 (1498 г.; Fol. 302r - 324v). Все рукописи представляют одну редакцию Жития; различия между ними незначительны и сводятся во многом к ошибкам переписчиков. Почитание М. М. не получило широкого распространения в визант. эпоху, вероятно, в связи с упадком рода Фокадов после X в. Святой не упоминался в К-польском Синаксаре, хотя из Житий св. Афанасия Афонского (BHG, N 187-188) был хорошо известен как его учитель. Житие М. М. также не было известно в Зап. Европе до кон. XIX в.; болландисты знали лишь имя святого (ActaSS. Iun. III 303). Сокращенный вариант Жития М. М. был впервые издан в новогреч. сб. «Калокерини» в 1818 г. На его основании в 1896 г. архиеп. Сергий (Спасский) опубликовал брошюру с пересказом жития М. М.

http://pravenc.ru/text/2563750.html

Кор. Сигизмунд III потребовал от своих правосл. подданных, чтобы они подчинились епископам-униатам. Униат. Церковь стала единственной в Речи Посполитой Церковью вост. обряда, признанной властью. Униат. иерархи при поддержке представителей власти и зачастую военной силы закрывали храмы, где служили не принявшие унию священники, правосл. мещане изгонялись из городских магистратов и цехов. К нач. 30-х гг. XVII в. уния утвердилась на большей части территории Белоруссии. Более слабыми были позиции унии на Украине, где в 1-й пол. этого столетия она распространялась гл. обр. на территории зап. епархий - Перемышльской и Холмской, а также на Волыни. На Украине правосл. духовенство опиралось на поддержку многочисленной правосл. шляхты, а со 2-го десятилетия XVII в.- на активную поддержку казачества. К 20-м гг. XVII в. на территории Речи Посполитой действовал один правосл. архиерей - Львовский еп. Иеремия (Тиссаровский) . В 1620 г. Иерусалимский патриарх Феофан IV поставил для З. м. митр. Иова (Борецкого) и ряд епископов. Это событие вызвало резко враждебную реакцию властей Речи Посполитой, были изданы универсалы об аресте правосл. архиереев. В обстановке борьбы с униатами и поддерживавшей их гос. властью оживились связи православных из Зап. Руси с Москвой. Рус. правительство поддерживало поставленных патриархом Феофаном IV для З. м. епископов. Из Москвы поступала разнообразная помощь (деньги, церковные облачения, книги и др.) не только Киевской митрополичьей кафедре, но и мн. правосл. обителям и братствам. В нач. 30-х гг. XVII в., накануне новой войны с Россией, стремясь обеспечить лояльность правосл. населения, власти Речи Посполитой признали право православных иметь собственную иерархию, подчиненную К-полю. Часть епископских кафедр, мон-рей и приходских церквей, находившихся в руках униатов, была возвращена православным. В состав Киевской правосл. митрополии вошла 1 епископия на территории Белоруссии - Мстиславская и 3 на территории Украины - Львовская, Луцкая и Перемышльская. Польск. власти не согласились с епископскими поставлениями 1620 г., и при участии правосл. шляхты были избраны новые архиереи во главе с Киевским митр. св. Петром (Могилой) . В годы его предстоятельства укрепилась власть митрополита над епископами, братствами и приходским духовенством З. м., чему способствовало и создание новых органов управления, в частности консистории. Благодаря усилиям митр. Петра возросли образованность духовенства и его пастырская активность. Имело большое значение и создание в 1632 г. 1-го на территории Вост. Европы правосл. высшего учебного заведения - Киево-Могилянской коллегии . Одной из важнейших задач свт. Петра и его окружения было дать систематическое изложение правосл. вероучения, на к-рое православные могли опереться в спорах с протестантами и католиками. Для этого было подготовлено «Исповедание веры», принятое на Соборе в Киеве в 1640 г. и получившее затем одобрение Церквей правосл. Востока на Соборе в Яссах в 1642 г.

http://pravenc.ru/text/182581.html

Ошибочно также было бы представлять, что Крещение Руси «принесло» христианство на Русь. Напомним, что это было лишь политическим утверждением Христовой веры и Церкви на землях, лежащих вдоль знаменитого караванного пути «из варяг в греки», где христианство не могло не быть известным уже хотя бы в силу активного социо-культурного обмена, связанного с международной торговлей и рынком рабочей силы (гл. обр., военной). Что же представляло собой довладимирское христианство и каковы источники его проникновения. Прежде всего, следует вспомнить, что много лет на Киевском столе правила княгиня-христианка — св. Ольга (945–969); если сомневаться ещё в христианстве князя Аскольда (...-882). Уже в тексте договора с Византией под 944 г. упоминается соборная церковь св. прор. Илии, а также, по словам летописца, мнози беша (были) варязи христиане (Повесть временных лет; далее — ПВЛ). И если блаженная Ольга не успела привлечь к правоверию своего единственного сына Святослава, т.к. на момент принятия ею христианства (944) он был уже достаточно взрослым чело­веком, к тому же погло­щённым страстью к военным подвигам, то, не исключено, что преуспела она в отношении своих внуков — Ярополка и Владимира, тем более, что старший из них — Ярополк находился на её попечении лет до 13, а Владимир был ещё несколькими годами младше. Во всяком случае, нам известно, что Ярополк, будучи правителем политически «некрещеного» государства, весьма покровительствовал христианам: христианом даде волю велику, как читаем в Иоакимовской летописи. Таким образом, есть все основания полагать, что в 80-е гг. X в. в Киеве уже не только многие варяги и бояре, но и отчасти простые горожане, не говоря уже о купцах, крестились и были христианами. Но большинство жителей, как древней столицы, так и других крупных городов, бесспорно, были язычниками, довольно мирно уживавшимися с христианским меньшинством. Наиболее консервативным было население деревень; культивирование языческих верований здесь сохранялись ещё многие столетия.

http://pravoslavie.ru/5238.html

«Определения» регулировали порядок вступления в орден новых членов, иерархию должностей и обязанности должностных лиц, распоряжение имуществом ордена, поведение рыцарей и исполнение ими обетов. Члены ордена (братья) делились на 2 неравные по численности группы - клириков и воинов (рыцарей). Обе группы были представлены в капитуле, на общем собрании ордена, на к-ром обсуждались текущие дела и утверждались решения магистров. Капитул созывался нерегулярно, по воле магистра. Вступившие в орден рыцари (их число доходило до 1,5 тыс.), оставаясь мирянами, давали обет послушания, безбрачия и бедности, обязывались хранить молчание в спальне, трапезной и церкви, поститься 4 дня в неделю, спать вооруженными, носить только белую одежду с черным крестом (с XIV в. с красным). Помимо клятвы соблюдать все установления ордена, новиции должны были приносить оммаж, признавая вассальную зависимость от ордена. Такие клятвы давали лишь лица благородного происхождения, лично свободные, впрочем, эти обеты часто не соблюдались. Практика духовного окормления братьев-рыцарей не принадлежавшими к ордену священниками была закреплена рядом регламентов и статутов (напр., «Определения» 1444 г. разрешали членам ордена, находившимся за пределами орденских резиденций, исповедоваться приходским священникам). Братьям-клирикам, напротив, было запрещено совершать службы и таинства не для членов ордена («Определения» 1353 г.). В орден входили миряне, исполнявшие различные обязанности, не связанные с военной деятельностью, и конверсы , занимавшиеся ручным трудом (гл. обр. земледелием). Такие миряне не принимали участия в заседаниях генерального капитула и не приносили обетов при вступлении в орден. Ордену принадлежали также 2 жен. мон-ря, монахини именовались сестрами К. (freiras de Calatrava) и не являлись полноценными членами ордена. Оба мон-ря - Сан-Фелисес-де-Амая (недалеко от Бургоса; основан в кон. XII в.) и Сан-Сальвадор-де-Пинилья (основан в 1218) - находились в Кастилии. В этих обителях могли жить жены и дочери вступивших в орден и принесших обет безбрачия рыцарей. Аббатисы мон-рей назначались магистром ордена, он же давал разрешение принимать новых монахинь в общину.

http://pravenc.ru/text/1319923.html

Созданный по образцу тамплиеров, орден М. изначально был ориентирован на военную деятельность, поэтому не получили развития ни медицинская, ни госпитальная сферы, характерные для иоаннитов (госпитальеров; см. Мальтийский орден ) и Тевтонского ордена. Несмотря на то что в Ливонию ежегодно прибывало множество пилигримов-крестоносцев, на территории, находившейся под властью М., не было странноприимных домов подобно тем, к-рые были на Св. земле. На территории, в разные периоды находившейся под контролем ордена, проживали местные племена ливов, латгалов (леттов), эстов, куршей и вендов вместе с переселившимися скандинавами и немцами (составляли неск. процентов от общей массы населения). Социальная организация местных народов претерпела изменения в ходе немецко-дат. завоевания и христианизации, при этом на территории ордена М. имелись свои особенности. Так, не получила широкого распространения ленная система, характерная для тех частей Эстонии, которые были завоеваны Данией, и для епископских областей. Власти ордена предпочитали напрямую управлять своими землями, наделяя небольшими владениями лишь высшую прослойку старейшин (seniores terre) и знати (nobiles) местных народностей. Эта группа мелких землевладельцев (лейманы) служила ордену в качестве вспомогательной кавалерии. Оформившиеся к кон. XI в. прослойки свободных и зависимых крестьян, как и рабов, сохранились и под властью ордена. Свободные крестьяне платили налоги и несли нек-рые дополнительные обязанности. Зависимые крестьяне помимо выплаты податей привлекались к обязательным работам: военной службе, прокладыванию дорог, строительству замков, церквей и мостов. Рабы, как правило, занимались обработкой земельных угодий и др. хозяйственными делами. Размер взимаемых с населения податей (гл. обр., натуральный налог зерном) не был одинаковым и зачастую зависел от лояльности по отношению к ордену и верности христианству. Области ливов и эстов (кроме о-ва Эзель) были обложены десятиной после восстаний 1212 и 1223 гг. Основная масса добровольно принявших христианство куршей и латгалов платила, в свою очередь, половину от десятины. Орденские фогты вместе с помощниками объезжали подконтрольные волости (пагасты или ваке) для сбора налогов и штрафов. К рассмотрению судебных дел фогтами привлекались также местные старейшины.

http://pravenc.ru/text/2563140.html

Католич. собор Девы Марии (Непорочного Зачатия) в Янгоне. 1899 г. Архит. Дж. Кейперс М.- федеративная республика. Действует Конституция 2008 г. Глава государства и правительства - президент, избираемый на 5 лет верхней и нижней палатами парламента. Президент и вице-президент должны быть гражданами М., родившимися от родителей - граждан М., не моложе 45 лет и проживать в М. последние 20 лет. Высший законодательный орган - 2-палатный парламент (Ассамблея союза). Нижняя палата - Собрание народных представителей - состоит из 440 депутатов; из них 330 избираются тайным голосованием, 110 назначаются Верховным главнокомандующим Вооруженными силами (ВС). Верхняя палата - Собрание национальностей - состоит из 224 депутатов; из них 168 избираются, 56 назначаются Верховным главнокомандующим. Срок полномочий парламента - 5 лет. Особый орган власти - Совет национальной обороны и безопасности. Он состоит из Верховного главнокомандующего Вооруженными силами, его заместителя, министров обороны, внутренних дел, по делам границ, президента, 2 вице-президентов, министра иностранных дел и председателей 2 палат парламента. Совет предлагает президенту на утверждение кандидатуру Верховного главнокомандующего, который назначает своего заместителя и министров обороны, внутренних дел, по делам границ. Один из вице-президентов выдвигается военной (назначаемой) фракцией парламента. ВС пользуются широкой автономией в рамках гос. системы и обладают политическим влиянием. Высший орган исполнительной власти - Всесоюзное правительство. В административных и национальных областях действуют местные органы гос. власти. Судебная система включает Верховный суд, Конституционный суд, Военный трибунал, суды административных и национальных областей. В М. существует многопартийная система. Крупнейшие политические партии - Национальная лига за демократию, Партия союзной солидарности и развития. Действуют партии, представляющие интересы национальных меньшинств (напр., Араканская национальная партия). Интерьер армянской ц. Иоанна Крестителя в Янгоне. 1862 г. Большинство верующих - буддисты (ок. 87,9% населения). Христиане составляют ок. 6,2% (гл. обр. баптисты, католики, англикане), мусульмане - ок. 4,3 (большинство - сунниты), приверженцы племенных верований - ок. 0,8%, индуисты - ок. 0,5, представители др. религий - 0,2, не исповедующие ни одной религии или атеисты - 0,1% (перепись 2014 г.). Христианство исповедуют гл. обр. народы, живущие на окраинах страны,- чины, качины и карены. Число христиан по переписи 2014 г.- 3172,5 тыс. чел.

http://pravenc.ru/text/2564540.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010