14 День... единственный... явится свет. Сам Бог будет светом Иерусалима ( Ис. 60,19.20 ; Откр. 21,25; 22,5 ). Этот день битвы возвещает наступление вечного блаженства, которое дается непосредственным присутствием Бога среди Его народа. 14 живые воды... из Иерусалима. Как следствие присутствия Господа, освежающие потоки воды принесут очищение всем ищущим прибежища у Него. Вода часто служит символом благодатного спасения ( Ис. 55,1–5 ; Иез. 47,1–12 ; Ин. 4,10–14 ). Иисус говорил о том, что верующий получает воду живую, которую только Он может дать ( Ин. 7,37–39 ). Сегодня верующий получает жизнь от Иисуса через посредство Святого Духа и по своей вере, а в завершение всего для него исполняется обетование реки воды живой ( Откр. 22,1 ). 14 Господь будет Царем над всею землею. Самым важным последствием битвы будет явление истинного Бога как Всемогущего Господа надо всем миром. Господь един, и имя Его едино. Фундаментальное положение веры Израиля ( Втор. 6,4 ). 14:10 Подробным географическим описанием подчеркивается, что вся земля народа Божия будет взята Богом под Свою руку. 14:12 Описывается еще одно следствие воцарения Господа над землею (ст. 9). поражение. Господь поразит народы, воевавшие против Иерусалима, подобно тому, как Он наслал казни на Египет (Исх., гл. 7–12). 14 такое же поражение. Поражен будет также весь домашний скот, принадлежащий язычникам, которые враждебны Богу. Сокрушение врагов Бога будет полным и окончательным. 14:16–20 Описание грядущего благословения, которое Бог дарует всем в последние времена. 14 все остальные. Не все люди в языческих сообществах будут уничтожены. Некоторые из их числа обратятся и придут поклониться истинному и живому Богу в Иерусалиме. праздника кущей. Поклонение язычников Богу происходит в ходе этого праздника, потому что он служит выражением радости и благодарности Богу за Его благодеяния ( Лев. 23,33–36,39–43 ; Чис. 29,12–34 ; Втор. 16,13–15 ). Праздник этот приходился на период осеннего сбора урожая и поэтому здесь он может символизировать собрание людей (язычников), равно как и сбор урожая.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

p. 39; указанную здесь восточную долготу от Гринвича, мы перевели на общепринятую у нас долготу от о. Ферро. 18 Энциклопедия лексикон – том II, стр. 433. Плиний определяет долготу Аравии в 1.200.000 шагов. Historia Naturell. M E.Litre, livre VI. chap. XXVIII. 1. 19 Fragmenta historicorum Graecorum, collegit Carolus Müllerus, Paris. 1851 г. Phlegontis Tralliani fragment. 63. 24 Fragmenta historicorum Graecorum, collegit Carolus Müllerus, Uranii fragmenta arabice, 20. Paris. 1851 г. 26 Пальгрев, Путешествие по средней и восточной Аравии. Перевод с английского, Спб. 1875, стр. 64. 30 Meidani, Arabum proverbia. Edid. G.W. Freytag, 1839 г. cap. XII, 88. И мусульманское предание приводит слова Мухаммеда: «путешествие есть часть адского мучения. Оно похищает пищу, питье и сон», см. Fundgruben des Orients, B. I, p. 172, 215. 87 См. Быт.27:27 . Плиний, Pline Historia nat. L. XVII, cap. 5, говоря о тёплых странах, замечает, что, когда после долгой засухи земля орошается дождём, она начинает испускать приятный, ни с чем не сравнимый запах. 92 M.C.S. Cruttenden " s journey from Mokha to Sanás. Journal of the royal geographical Society of London. Vol. VIII. p. 286. Desvergers, Arabie. Paris. 1847. 105 Это слово происходит от корня самма, что значит: вообще отравлять ядом кого-либо. См. Freytag, Lexicon Arabico-latinum под корнем . 111 Пальгрэв. Путешествие по средней и восточной Аравии, стр. 12–14, русск. перевода, ср. также описание самума: Chardin, voy. III. 286. Brucem Reisen, Th. IV. p. 581. 114 Courrier de l " Egypte p. 3. См. Memoires sur l " Egypte pendant les compagnes du Général Bonaparte, 1 partie, p. 64. См. Silv. de Sacy, Chrest. arabe. Edit seconde. T. II, p. 392. 120 Схолиаст на Харири говорит, что это «тот, чей голос слышан, но чьего лица не видно». См. Харири, изд. 2, стр. II. 136 Лихорадка называется по арабски см. Мейдани, гл. 1 423–424; гл. 2, 108 гл. 4, гл. 14, 139 По закону Моисея прокаженный считался нечистым и объявлялся таковым после осмотра священником ( Лев.13:2–59 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mashano...

Лев.17:14 ). – , – собств: «источник», но здесь, как у Зах.4:3 , – «сосуд для елея, лампа». – «И не разбилось ведро у источника». «Ведро» – орган дыхания – легкие; «источник» – все пространство вокруг нас, наполненное воздухом; из этого источника человек непрестанно черпает; т. е. дышит, чтобы поддержать огонь в золотой лампадке. – «И не обрушилось колесо над колодцем». Колесо над колодцем, посредством которого ниспускается и выносится из колодца ведро с водою, не относится специально к определенному органу тела, но наглядно изображает органическую жизнь, развивающуюся в постоянном круговороте. «Колодец» () означает тоже, что «источник» () в предыдущем члене – Ст. 7. «И возвратится прах в землю»; так как по телесной стороне человек, по сказанию книги Бытия (гл. 2:7; 3:19), образован из земли. – «А дух возвратится к Богу», – тот дух, который Бог вдунул в лице человека ( Быт.2:7 ); он возвратится к Богу, т. е. не разрешится в божество, а войдет в ближайшее вечное общение с божеством. Хотя этими словами не высказывается ясно личное бессмертие человеческого духа, но оно не только не отрицается, как думают критики – рационалисты, а, напротив, предполагается, если мы возьмём во внимание другие места книги, в которых ясно высказывается вера в индивидуальное бессмертие (ср. 9:5, 10; 11:9). Таким образом представление Екклесиаста о загробной участи человека такое: после смерти человек нисходит «на долгое время» (но не навсегда) в шеол (ср. гл. 9:10; 11:8); оттуда он вызывается Богом на суд (ср. 11:9; 12:14); устоявший на суде, оказавшийся праведным, входить в вечное блаженное общение с Богом (ср. 12:7; пс.17:15), а не устоявший, оказавшийся грешным, после суда опять возвращается в шеол, чтобы вечно пребывать там (ср. пс.49:15; Лук.16:22 и д.). Эпилог Гл. 12:8–14. Здесь автор коротко и сжато излагает сумму всего своего рассуждения, передает сведения о самом себе и указывает на высокое достоинство и значение своего произведения, предотвращая таким образом всякое ложное толкование его.

http://azbyka.ru/otechnik/Markellin_Oles...

2Пар.33:8 ; 4Цар.17:36–37 ; Иез.20:10–12 ). «Он возвестил слово Свое Иакову, уставы Свои и суды Свои – Израилю» ( Пс.147:8 ). Моисей никогда «от себя» заповедей, уставов и законов не давал народу Израильскому, а, как верный раб Божий ( Чис.12:7 ), передавал ему исходящие от Бога повеления: «ты здесь останься со Мною, и Я изреку тебе все заповеди и постановления и законы, которым ты должен научить их... Вот заповеди, постановления и законы, которым повелел Господь, Бог ваш, научит вас... дабы ты боялся Господа, Бога твоего, и все постановления Его и заповеди Его, которые сегодня заповедую тебе, соблюдал ты и сыны твои» ( Втор.5:31; 6:1–2 ). Так как закон ветхозаветный есть совокупность всех, исшедших от Бога через Моисея постановлений и последним записан, то в Священном Писании он называется и законом Божиим, и законом Моисеевым: «сказали книжнику Ездре, чтобы от принес книгу закона Моисеева , который заповедал Господь Израилю... И читали из книги, из закона Божия » ( Неем.8:1,8 ; ср. 18). б) Неверно и утверждение сектантов, что будто бы, за исключением одного только десятисловия, все повеления, заповеди и уставы, заключающиеся в законе Моисеевом, носят церемониальный или обрядовый характер и потому имеют временное значение. Наоборот, в законе Моисеевом наряду с обрядовыми постановлениями есть постановления, относящиеся не только к области гражданской (напр. Исх.21 гл., 22:1–19:24–27; Числ 5:12 -З1; Втор.19:14–21 и др.), но и к области религиозно-нравственной: «люби Господа, Бога твоею, всем сердцем твоим и всею душою твоею и всеми силами твоими» ( Втор.6:5 ). «Не враждуй на брата твоего в сердце твоем... не мсти и не имей злобы на сынов народа твоею, но люби ближнего твоею, как самого себя» ( Лев.19:17,18 ). «Не суди превратно пришельца, сироту и вдову, и у вдовы не бери одежды в залог» ( Втор.25:17 , ср. 10–15, 19:21; Лев.25:35–37, 39 и др.). Судей не злословь и начальника в народе твоем не поноси ( Исх.22:28 ). Если обрядовые установления в законе Моисеевом, как приспособленные к духовным потребностям одного еврейского народа и данные ему в период подготовления человеческого рода к духовному возрождению и обновлению через Иисуса Христа, имели лишь временное, преходящее значение, то религиозно-нравственная сторона в законе, хотя и нуждалась в восполнении и усовершении, имеет всегдашнее значение и достоинство.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

13:17–22 Падение Вавилона. Мидянам (17) как главенствующим партнерам в Мидо–Персидском царстве Кира было суждено завоевать Вавилон под предводительством Кира в 539 г. до н. э. Их военную мощь (17–18), сокрушившую Вавилонскую империю, не пришлось применять против самого города, который сдался без боя. Тем не менее это стало началом конца для Вавилона. Ст. 19–22 вкратце описывают процесс его упадка, ставший необратимым, когда Селевк Никатор покинул город в конце IV в. до н. э., чтобы выстроить свою собственную столицу Селевкию в 40 милях (64 км) от Вавилона. Но даже тогда его опустошение не было окончательным вплоть до II в. н. э. Сложно точно установить, о каких существах идет речь в ст. 21–22 (ср.: 14:23; 34:11–15, но также 35:7). Несомненно одно – это должны быть ритуально нечистые животные. Следовательно, «косматые» (разновидность демонов; ср.: Лев. 17:7 ) в ст. 21 вряд ли означают диких козлов, поскольку козлы считались ритуально чистыми. Контраст между красой царств (19) и этим «пристанищем всякому нечистому духу… всякой нечистой и отвратительной птице» (ср.: Отк. 18:2 ) вновь появится в описании последнего нападения безбожного мира в Отк. 18 , названного Вавилоном мира, чью славу сатана предлагал Иисусу в Мф. 4:8–9 . 14:1–2 Поменялись местами. Здесь мы видим зачаток идеи, звучащей в гл. 40 – 66 и частично в гл. 56 – 66, а именно мысль о превосходстве Израиля. Отправная точка здесь, как и в гл. 40, – милосердие Бога, описываемое в выражениях, обозначающих чувства («помилует» в ст. 1, что резко отличается от бессердечности в 13:18) и намерения (поселит). В этом коротком отрывке бегло изображено будущее отношение к Израилю язычников, которым суждено стать либо обращенными, либо рабами, а также присоединившихся к общине иноземцев (1; ср.: 56:3–8). В ст. 2 отображены разные уровни служения, от дружеской поддержки (2а) до вынужденного прислуживания (2б) (см. коммент.). 14:3–23 Насмешка над царем Вавилона. Бог дает напоследок высказаться о великих завоевателях их жертвам, а не поклонникам (3–4а). Сложно со всей определенностью сказать, кто этот царь Вавилона, но совершенно очевидно, что это не Набонид, который последним правил в Вавилоне, и не его старший сын и соправитель Валтасар. Скорей всего в этих язвительных стихах выведен собирательный образ жестоких и надменных царей вавилонских. См. также нижеследующий комментарий к ст. 12–21.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Напротив того, отцы завещают преуспевшим подвижникам не тотчас отвергать злую мысль, но сперва рассмотреть, истязать, обличить и тогда уже отринуть ее: подобным образом действия доставляется особенная опытность в невидимой борьбе с духами злобы, изучаются их лукавство, их козни, сила веры, смирения и молитвы " (32:163,164 со ссылкой на " Достопамятные сказания " , об авве Иосифе Панефосском, гл.3). В дальнейшем людям неоднократно давались заповеди (заветы, уставы, законы, определения, постановления, повеления), в которых определялось: что надо делать и что нельзя; что ожидает людей, если они будут выполнять постановления Божии (волю Божию) (см., например, Исх.15:26; Лев.25:18; 26:3-12; Втор.10:12,13; 11:13-15,22-27; 13:17,18; 15:4-6; 26:16-19; 28:1-14; 30:1-16,19,20; Мф.7:21; 19:17; 1Ин.2:17) и что ожидает, если не будут (см., например, Лев.26:14-41; Втор.8:19,20; 11:26,28; 28:15-68; 30:15,17-19; 31:20,21,29). Заповедь, аналогичная по структуре заповеди, данной Адаму, приведена, например, во Втор.30:15-19. В ней, в частности, говорится: " жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое " О наказании смертью за невыполнение заповедей Божьих сказано, например, во Втор.8:20; 30:15,17-19. Глава 3. Грехопадение прародителей (первородный грех) 3.1. К падению прародителей (Быт.3:1-6) имеют отношение следующие факторы: - свободная воля человека - искушение дьяволом (в образе змея) Евы и Евой - Адама; - ограниченность естества прародителей. Отметим, что при устранении хотя бы одного из них не было бы и греха. Однако, несмотря на это сходство в данных факторах, все они - различного типа. Вообще, в системе причинно-следственной связи событий, касающихся первородного греха, можно выделить, помимо собственно причины и следствия грехопадения, также необходимые и достаточные условия и подстрекательство. Рассмотрим с этой точки зрения отношение к падению прародителей указанных факторов. а) Свободной воле человека иногда придается (приписывается) значение причины (сопричины) греха начала (корня) зла (греха) предмета искушения объекта искушения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/202/...

Таковы, например, для обозначения объекта – 5:2; 21:22; – свидетель вместо – 18(apax legomenon); – дело – 21:21; 22 и у Ис.40–66 глл.; – заключать, определять – 22(арах legom. в форме пиэл, а в калькой форме – 1Цар.3:25 …). Раскрываемое в книге Иова учение о сатане (1–2 глл.) и ангелах-хранителях (5:1; 33:23), по мнению сих ученых, заимствовано евреями от персов, не было известно до вавилонского плена, имеет себе параллели только у Даниила (4:10, 14) и Захарии (3:1–3 и др.), а потому самая книга могла быть написана только после вавилонского плена. Так это доказательство покоится на других положениях, авторитетных для рационалистических критиков, и вместе с силою или слабостью последних сохраняет и свое значение. Что касается заимствования евреями учения о злых духах от персов и появления его у евреев после вавилонского плена, то это предположение несправедливо. Учение о добрых духах, несомненно, ясно раскрыто в древнейших ветхозаветных книгах, например, в книге Бытия упоминаются херувим (3:24), ополчение Божие, Ангелы ( Быт.28:12–22; 32:1–2 и др.). Учение о злом духе толковники с древнего времени видели в Азазеле, упоминаемом в Лев.16 гл., в злом духе (), сходившем на Саула ( 1Цар.16:14–15 и др.), лживом духе, вошедшем в лжепророков – современников пророка Михея, сына Иемвлая ( 3Цар.22:19–23 ­­ срав. Иов.1:6–12; 2:1–6 ). Эти повествования находятся в книгах, рассказывающих о событиях, случившихся задолго до вавилонского плена и написанных также до вавилонского плена. Правда, в указанных местах злой дух не называется сатаною, но название сатана также не могло быть заимствовано от персов, потому что у персов таким именем злые духи не назывались, а слово сатана еврейского происхождения и употребляется в древнейших ветхозаветных книгах ( Числ.22:22 ; 1Цар.29:4 ; 2Цар.19:23 ) в значении: враг, противник. Стало быть введение этого термина в учение о злом духе не могло нисколько зависеть от персов и периода вавилонского плена и употребление его у Иова не может служить доказательством послепленного происхождения книги. Учение об ангелах хранителях ( Иов.5:1, 3; 33:23 ) находится в древнейших ветхозаветных книгах, например, в повествовании Моисея об Иакове ( Быт.28 гл.; 32:1–2), охраняемом ополчением Ангелов и в частности Ангелом, избавлявшим его от всякого зла ( Быт.48:16 ); очень подробно раскрыто в Пс.90 , по переводу LXX принадлежащем Давиду и очень сходном с Давидовыми псалмами ( 2Цар.22 гл.; Пс.1; 3; 5 …), а потому также не может доказывать послепленного происхождения книги Иова.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Св. Кирилл усматривает некоторую систему в перечне преступлений: «заметь, каким образом согрешившие и тайно и явно должны будут явиться на суд. Сначала называет чародеев и прелюбодеиц, потом клянущихся во лжу. Скрытно ведь это делается и тайно, ибо кто станет чародействовать явно? или разве захочет прелюбодеица быть видима кем-либо. Думаю, что и решившиеся на клятвопреступление стараются скрыть это... Вышеназванные преступления совершаются тайно и как бы во тьме. Потом присоединяет к ним и явные, разумею лишение наемника платы» и т. д. 1825 . § 133. . Гл. 1826 значит: 1) «угнетать», «притеснять,» «поступать жестоко (насильнически)» (ср. Ам.4:1 ; Зах.7:10 ; Ос.5:11 ; Притч.14:31 ; Еккл.4:1 ; Ис.52:4 ; Иер.50:33 ); – 2) «обманывать», «наносить ущерб», «обсчитывать» ( Лев.19:13 ; Втор.24:14 ; 1Цар.12:3 сл.; Мих.2:2 ). Почти все эти значения удобно объединяются в одном – «обижать». Выбор перевода затрудняется тем, что к в настоящем стихе имеется два разнородных дополнения: с одной стороны вещь (плата), а с другой лица (вдова и сирота). Выбрать одно слово для передачи весьма нелегко. Русский Венск. пер. довольно удачно обходится словом «обижать» («обижать наемника платою, вдовицу и сироту»). Но это достигается неправильной передачей первого дополнения: – не дополнение к , а определение к (следовало бы – «обижают плату [sic!] наемника»). Это затруднение, несомненно, сознавали и LXX, разрешившие его, наконец, употреблением трех глаголов ποστερεν, καταδυναστεειν и κονδυλιζειν. Если мы присоединим сюда еще соображение Новака, что в других местах В. З. обыкновенно соединяется с вин. пад. лица, а не вещи 1827 (в частности, выражение см. в Лев.19:13 ; Втор.24:14, 15 ), то мы легко можем склониться к признанию вместе с ним и Велльгаузеном за неподлинное чтение, диттографию следующего за ним . 1828 И закон знает только ( Втор.24:14 ), а не » . Надо, впрочем, признать, что если это чтение и неподлинно, то оно, во всяком случае, появилось очень рано, так как его знают все древние переводы – LXX (μισθν μισθωτο), вульг. («mercedem mercenarii»), тарг. и сир.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Например, через три дня евреи дошли от пустыни Сур до Мерры ( Исх.15:22 ); на 15 день второго месяца, по исходе из Египта, евреи пришли в пустыню Син ( Исх.16:1 ); на следующий день получили манну ( Исх.16:13 ); в третий месяц, в самый день новолуния, пришли они в пустыню Синайскую ( Исх.19:1 ) и т.п. (ср. Исх.24:16 ; Числ.1:18 ). Такую же точность и интерес проявляет священный историк в сохранении имен лиц, по-видимому малозначительных для его истории, например; повивальных бабок, щадивших еврейских детей ( Исх.1:15 ); сыновей Аарона – Надава и Авиуда и лиц, хоронивших их ( Лев.10:1–5 ); строителей скинии ( Исх.32 гл.); лиц исчислявших евреев ( Числ.1:5–15 ); соглядатаев земли обетованной ( Числ.13:5 ). – Перечисляются жертвы, принесенные евреями по освящении скинии, и даже подводы, потребные для перевозки скинии и ее утвари ( Числ.4; 7 и др. глл.). Как первые четыре книги Пятикнижия, можно сказать, наполнены очевидными указаниями на эпоху Моисея и его дела, так Второзаконие наполнено ясными же указаниями на время его происхождения – пребывание Моисея и евреев на моавитских полях в ожидании занятия обетованной земли. Начинаясь личными воспоминаниями Моисея о событиях 40-летнего странствования (1–3 глл.), Второзаконие наполнено заповедями, увещаниями и пророчествами Моисея, касающимися предстоявшего обладания обетованной землей и организовавшими оседлую в ней жизнь еврейского народа. При этом, как и в начальных своих речах, законодатель постоянно вспоминает прошлое: исход из Египта, синайское законодательство, 40-летнее странствование (4:10–15:35–36:45–49; 5:1–5:27–28; 6:21–24; 8:2–4:15–16; 9:8–29; 10:1–11:19, 22; 11:2–7; 24:9; 26:5–10; 29:2–8), указывает на настоящее (8:1, 5–10; 9:1–3; 11:1–2:8–11; 12:1; 25:17–29; 26:16–19; 29:1–2:9–15; 30:11–18; 31:1–2:7–10:30; 34:1–4) и предвозвещает скорое занятие обетованной земли, нравственные опасности, ожидающие при этом Израиля, и предохранительные постановления (6:10–12, 19; 7:1–5:16:18–26; 9:41; 11:13–17:22; 12:2–32; 13:1–8; 14:23–29; 16:1–22; 17:2–7:14–20; 18:9–22; 19:1–9; 21:1–10; 26:1–4; 27:1–26; 28 гл.; 31:3–5; 32–33 глл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Такой характер в изложении законов возможен лишь у писателя-современника и очевидца дарования их, а у позднейшего писателя непременно явилась бы систематизация и избегнуты были, допущенные в Пятокнижии, повторения и видоизменения. Тот же очевидец и современник событий виден в священном историке и в повествовании об исторических событиях, в его хронологической точности и даже дробности. Только очевидец событий мог считать интересным упоминание даже о днях событий. Например, через три дня евреи дошли от пустыни Сур до Мерры ( Исх.15:22 ); на 15 день второго месяца, по исходе из Египта, евреи пришли в пустыню Син ( Исх.16:1 ); на следующий день получили манну ( Исх.16:13 ); в третий месяц, в самый день новолуния, пришли они в пустыню Синайскую ( Исх.19:1 ) и т.п. (ср. Исх.24:16 ; Чис.1:18 ). Такую же точность и интерес проявляет священный историк в сохранении имен лиц, по-видимому малозначительных для его истории, например: повивальных бабок, щадивших еврейских детей ( Исх.1:15 ); сыновей Аарона-Надава и Авиуда и лиц, хоронивших их ( Лев.10:1–5 ); строителей скинии (Исх.32гл.); лиц, исчислявших евреев ( Числ.13:5 ); перечисляются жертвы, принесенные евреями по освящении скинии, и даже подводы, потребные для перевозки скинии и ее утвари ( Числ.4:7 и др. гл.). Как первые четыре книги Пятокнижия, можно сказать, наполнены очевидными указаниями на эпоху Моисея и его дела, так Второзаконие наполнено ясными же указаниями на время его происхождения пребывание Моисея и евреев на моавитских полях в ожидании занятия обетованной земли. Начинаясь личными воспоминаниями Моисея о событиях 40-летнего странствования (1–3гл.). Второзаконие наполнено заповедями, увещеваниями и пророчествами Моисея, касающимися предстоящего обладания обетованной земли и организовавшими оседлую в ней жизнь еврейского народа. При этом, как и в начальных своих речах, законодатель постоянно вспоминает прошлое: исход из Египта, синайское законодательство, 40-летнее странствование (4:10–15,35–36,45–49; 5:1–5,27–28; 6:21–24; 8:2–4,15–16. 9:8–29; 10:1–11,19,22; 11:2–7; 24:9; 26:5–10; 29:2–8), указывает на настоящее (8:1.5–10; 9:1–3; 11:1–2,8–11; 12:1; 25:17–29; 26:16–19; 29:1–2,9–15; 30:11–18; 31:1–2,7–10,30; 34:1–4) и предвозвещает скорое занятие обетованной земли, нравственные опасности, ожидающие при этом Израиля, и предохранительные постановления (6:10–12,19; 7:1–3,16,18–26; 9:41; 11:13–17,22; 12:2–32; 13:1–8; 14:23–29; 16:1–22; 17:2–7,14–20; 18:9–22; 19:1–9; 21:1–10; 26:1–4; 27:1–26; 28гл.; 31:3–5; 32–33 гл.). стоит прочитать хоть наугад два-три места из процитированных, чтобы убедится, что Второзаконие произнесено и записано перед смертью Моисея, на Моавитских полях. Равно и от беспристрастного и доверчивого чтения всего Второзакония не может быть иного впечатления. Весь текст и контекст книги в этом неоспоримо убеждают.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010